Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

НИКОЛАЙ ВОРОНОЙ
Вороний Микола - життя та творчість



 

НИКОЛАЙ ВОРОНОЙ
(1871 - 1938)

Псевдонимы - Арлекин, Вещий Олег, Homo, Sirius, Кондратьевич, Микольчик. Криптонимы - М.В., К-ич М., М-У-ко и другие.
Николай Кондратьевич Вороной родился 7 декабря 1871г. в семье ремесленника на Екатеринославщине (ныне Днепропетровская область). Когда мальчику было полгода, семья переехала в Харьков. Сначала он учился в Харьковском, а затем в Ростовском реальном училище, откуда был исключен за связи с народниками, чтение и распространение запрещенной литературы. Три года находился под надзором полиции с запрещением поступать в высшие учебные заведения России. Первые стихи Вороной начал писать, еще учась в Харьковском реальном училище. В 1893 г. он напечатал первое стихотворение «Не печалься, девица».
У1895 г. выехал за границу и учился сначала в Венском, а затем Львовском университете на философском факультете. Во Львове сблизился с И. Франком, который оказал большое влияние на формирование мировоззрения, литературно-эстетических взглядов молодого поэта.
М. Вороной работал библиотекарем и корректором Наукового товариства ім. Т. Шевченко, режиссером украинского театра общества «Русская беседа», в редакции журнала «Жизнь и слово», где вел рубрику «Вести из России». Помогал И. Франко в издании газеты «Гражданский голос» и «Радикал», некоторое время был неофициальным редактором журнала «Заря». С 1897г. был актером театральных трупп М. Кропивницкого, П. Саксаганского, О. Васильева и других. В 1901г. Вороной оставил сцену, служил в учреждениях Єкатеринодара, Харькова, Одессы, Чернигова. В «Литературно-научном вестнике» опубликовал открытое письмо программного характера, где призвал писателей к участию в альманахе, «какой содержанию и форме мог бы хоть немного приблизиться к новых течений и направлений современных литератур».
У1910 г. Вороной поселился в Киеве, работал в театре Г. Садовского, преподавал в театральной школе. В течение 1911 - 1917 гг. издал сборники стихов «Лирические стихотворения» (1911), «В сиянии мечты» (1913), «Евшан-зелье» (1917).
После гибели УНР (Украинской Народной Республики) М. Вороной не воспринял советской действительности и эмигрировал за границу в 1920 г. Жил в Варшаве, где сдружился с польскими писателями Ю. Тувімом и Л. Стаффом.
В 1921 г. в Варшаве издал сборник «За Украину!», вскоре переехал во Львов. Преподавал в украинской драматической школе при Музыкальном институте имени М. Лысенко, некоторое время был директором этой школы. В 1926 г. Вороной вернулся в Украину, занимался педагогической и театрознавчою деятельностью.
В 1934 г. писатель был репрессирован, ему не разрешалось жить в Киеве. 7 июня 1938г. - расстрелян (хотя в некоторых источниках можно найти другие даты и причины смерти М. Вороного, например, «Умер М. Вороной в 1942 году в оккупированной гитлеровскими захватчиками Воронежской области» или «Умер М. К. Вороной 1940 года, место и причина смерти неизвестны». Изучение архивов КГБ (комитет государственной безопасности) позволило документально точно определить, что Вороной проходил по групповой делу с традиционным для того времени формулировкой «за участие в контрреволюционной военно-повстанческой организации» и 29 апреля 1938 года .особлива тройка при НКВД (народный комитет внутренних дел) Одесской области рассмотрела «дело тринадцати» и всем вынесла приговор - «расстрелять».
Николай Вороной - фигура в украинской культуре неординарная. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, что он был поэтом, переводчиком, критиком, историком литературы, публицистом, актером, режиссером, писателем, исследователем национального театра, мировой и отечественной драматургии, общественным деятелем. Своим творчеством он отстаивал мнение о необходимости модернизации украинской литературы, ориентации ее на Европу. В изданном им альманахе «Из-за туч и долин» (Одесса, 1903) рядом с модерными стихами были представлены произведения поэтов, которые выступали против декаданса, «чистого искусства» и других течений в литературе и искусстве,- И. Франка, П. Ірабовського, Леси Украинки, М. Старицкого, В. Самойленко и других. От сборника к сборнику поэзия Вороного углубляется содержанию, нарушает общемировые темы, философские вопросы («Странствующие элегии»), эволюционирует от романтизма к неоромантизма и символизма. Он одним из первых вводит в лирику тему города, перенимает ряд традиционных мотивов европейской поэзии, где противопоставляется поэтическая одухотворенность и обыденность, утверждает неудержимое стремление человека к
красоты, света, постижение космоса («Икар», «Солнечные минуты»), раскрывает трагизм духовного одиночества (цикл «Осокорі»). Но тяготение к модернизму не препятствовало Вороном писать произведения, проникнутые искренней любовью к народу, уважением к его лучших сынов («Край мой родной», «Горами, горами», «Призрак», стихи, посвященные Т. Шевченко, И. Франко, М. Лысенко). Поэт был убежден, что любить свою землю, свой народ - не значит обязательно восхвалять, поэтому у него есть произведения, в которых высмеивается национальная ограниченность, псевдопатріотизм, его антигуманистическая, аморальная сущность («Мертвецы», «Молодой патриот», «Старым патриотам»). Использовав летописное повествование о могучем влиянии запаха травы из родного края, поэт пишет поэму «Евшан зелье». Эпиграф определяет ведущую мысль произведения: лучше в своей земле костьми лечь, чем на чужбине быть в почете. И хотя до летописного повествования уже обращались А. Майков произведением «Ємшан» и И. Франко произведением «Евшан», Вороной также использует этот материал, чтобы рассмотреть проблему исторической памяти народа.
С давних времен у разных народов господствовало мнение, что без прошлого не может быть будущего, история - это тот жизненный корень, на котором держится нация, народ. «Какие корни, такое и семя»,- утверждает народная мудрость. Гениальный Т. Шевченко в послании «1 мертвым, и живым...» с болью в сердце обращался к своим современникам с призывом обратить взоры в прошлое, изучить настоящую историю, спросить себя: «Кем? За что закованные?..» Это больной вопрос ставит перед собой и украинцами и Николай Вороной. Взяв за основу летописную легенду о сына половецкого хана, которого взял в плен с ясирем князь Владимир, автор переосмыслил ее в науку своим современникам, «которые уже край свой родной зацурали, забросили». Оторванный от привольных половецких степей, юноша привыкает к чужим роскоши, обычаев. Переродившиеся очерствело его сердце, умерло в нем родное слово, стерлись из памяти мамины колыбельные песни и мудрые родительские наставления. Посланец от отца поет ему песню свободного края, но ничто не поражает юношеского сердца:
Там, где пустота вместо сердца, Спасения уже не будет!
Казалось, никакие лекарства не помогут, не помогут. И вот старый посланник пытается в последний раз «пробудить» юношу: он вынимает из-за пазухи горсть сухой травы со степи - евшан-зелье. Запах горькой полыни ударили в грудь, огнем пронзили сердце невольника. И промелькнул перед глазами «родной степ - широкий, свободный», поставь в памяти несчастный отец. Зануртувала кровь, проснулась
самое дорогое, самое святое чувство - любовь к родному краю. Понятно, что теперь никакие препятствия не остановят юношу на пути к свободе, к «родной степи», до «края веселого». Его зовет голос крови, голос матери-земли. Возвращается он к своего рода не усыпленным рабом, а свободным гордым орлом. Радуется поэт, радуемся и мы, потому что сын прилетел к измученных ожиданием родителей, чтобы стать им надежным защитником. Но несмотря на такой оптимистичный и радостный финал, мы чувствуем, что автору этой поэмы совсем не радостно:
Где же того євшану взять. Того зелья приворота, Что на определенный путь направит,- ПУТЬ в край свой поворота?!
Как пробудить в украинцах дух непокорности, дух свободы? Каким зельем-приворотом расположить их в родное лоно? Такими болезненными вопросами заканчивает поэму Николай Вороной.
Страдальческий образ подневольного, родной поэту земли горячей струей проходит через все его творчество. Не может примириться бедный душа поэта с тем, что «... люди - рабы немые, на их устах печать». Не покоряться судьбе, а бороться
За Украину, За ее судьбу, Зачесть и волю,
За народ! - такое творческое кредо Вороного-патриота.
Стихотворение «За Украину!» настолько искренне передавал чувства поэта, композитор Я - Ярославенко положил ее на музыку. И эта маршевая песня исполнялась и исполняется на торжествах украинской общественности.
Если определять основные мотивы творчества М. Вороного, то на первое место, бесспорно, следует поставить произведения о безграничной любви к Украине, о ее мужественных, отважных борцов, которые готовы отстаивать свободу любым способом. Но ни в коем случае нельзя судить о творчестве поэта так однобоко. Ведь человек, который не любит другого человека, никогда не сможет полюбить страну. Поэтому обязательно следует обратить внимание и на интимную лирику М. Вороного. Интерес к внутреннему миру человека, стремление художественно исследовать сложность и противоречивость ее переживаний и настроений сближают поэзии Вороного с лучшими достижениями европейской лирики. Так, цикл интимной лирики «За вратами рая», охватившего поэзии Д903-1910 гг., навеян длительными переживаниями автора через драматическую разлуку с женой через год после бракосочетания.
Поэт воспитывал сына Марка, надеялся на возвращение счастья, хоть и осознавал, что его уже не будет. Это подтверждает «Посвящение» к циклу, где утверждается* что переживания «сердца же-тного, сердца сокрушенного» - «пение без надежд».
Стихи позволяют проследить развитие чувства. Изначально были счастливые минуты встреч, тогда все в природе сияло и улыбалось, в сердце «любэ чувства» цвело «пышным цветом»душа пела «гимн счастливой любви» («На скале», «Волна»). И вот измена «разорвала в куски нежнейшие цветки, святой огонь погасила» («Измена»). Понимая, что в отношениях с бывшей возлюбленной «все пошло впустую», все уже разрушено и былого не вернуть, герой не может ее забыть, потому что «боль изобиловал, как чад похмелья». Время проходит, но душевные страдания продолжают печь - такой мотив разворачивается в стихотворении «Нет, не забыл...». И уже в следующей поэзии - «Пусть так» - автор от имени лирического героя пытается нас убедить, что даже несчастливая любовь своей болью очищает человека:
Потому что на огне, который жжет мою грудь. Сгорит и ея любовь. Оковы падут. Сотрется а следует бывшей полуды, И ясный, тихий свет мой озарит путь.
Последнее стихотворение цикла «Finale» завершает «лирическую драму» и поэта, и его героя. Прошло шесть лет страданий («шесть лет каждый день надеяться и ждать»). Тяжелое душевное боль был побежден любовью.
Однако есть еще один мотив в творчестве М. Вороного, который он также не мог обойти: как настоящего поэта его не могло не ціка-вить вопрос о роли поэта и поэзии в жизни человека. В стихотворении-при-празднике «Ивану Франко» Вороной пытается разобраться, имеет ли поэзия быть оружием в руках художника, искусство должно воспроизводить только прекрасное. Он приходит к выводу, что художник не имеет права не реагировать на общественную жизнь, не бороться за счастливое будущее, но в то же время душа стремится познание «надземного», охвата необъятного, поэтому и эту потребность художник должен удовлетворить:
Моя девиза - идти по возрасту
И быть целым мужчиной! !
Вороной хорошо знал европейскую литературу, стремился органичного сочетания лучших традиций европейской лирики с новаторскими поисками. Высокая культура стиха^ попытки достичь художественных поэтических вершин, обогатить украинскую лирику новыми мотивами и образами ставят Вороного в первую шеренгу пошлин-лей-новаторов новейшего времени - рядом с Лесей Украинкой, А. Олесем, М. Рыльским, П. Тычиной, Есть. Плужником, Есть. Ма-ланюком. Приглашая молодых писателей принять участие в альманахові, что он задумал, «который бы содержанием и видом хотя бы отчасти мог приблизиться к новійших течений и направлений в современных литературах европейских», высказывал пожелание получить произведения «хоть с маленькой ціхою оригинальности, с независимой сво-бедной идеей, с современным содержанием... где бы было хоть немножко философии, где бы хоть клочок сиял того далекого голубого неба, от веков манит нас своей недосягаемой красотой, своей незглибною таинством». При этом здесь же подчеркивалось, что «эстетический сторону произведений должно быть обращено наибольшее внимание», что объявляется война народническом шаблона, поэзии-катеринке, что «перепевает старые взбитые пение...». Новаторства поэт стремился не только в содержании, но и в форме. В глаза бросается мелодичность его стихов, ритмичность, умение использовать как старые классические строфы (октавы, сонеты), так и экспериментировать с двовіршами, терцетами, пяти - и шестирядковими строфами. Такой своей деятельностью Николай Вороной способствовал обновлению украинской литературы, ориентации ее на лучшие европейские традиции. Он стал своеобразным явлением в украинской культуре конца XIX - начала XX вв. Его поэтическое и публицистическое творчество заняла значительное и весьма заметное место на обширных просторах украинского писательства.
ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
«Скука гнетет», «Евшан-зелье», «Блакитна панна», «К морю», «Vae victis!», «Инфанта», «Ивану Франко (Ответ на его Послание)», «Мавзолей», «Ты не любишь меня...», «Измена», «Dies ігае».
Переводчик.

Переводил произведения Пушкина, Некрасова, Тютчева, Данте, Шекспира, Гейне, переводил с древнеиндийской, персидского, японского, переложил революционные песни "Интернационал" Є.Поб'є, "Марсельезу" Руже де Лиля, "Варшав'янку" Свинцицкого.

Формирование мировоззрения.

1. От матери перенял пылкую любовь к украинской культуры, народных обычаев, поверий, сказок, легенд, от нее выучил "Катерину" Шевченко.

2. Патриотизм от дедушки.

3. Задушевная украинская народная песня, дума.

4. Творчество Шевченко, Некрасова, Чернышевского.

5. Общественно-политические и философские статьи Драгоманова.

6. Произведения зарубежной литературы (Гейне, Шекспира).

7. Революций события.
ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА
"Ивану Франко"

В поэзии здекларував собственные взгляды на поэзию и задача поэта. Поэт считает, что настоящее искусство должно объединиться с борьбой за счастье человека, за его гармоничное развитие, духовный рост. Поэт призывает взять оружие, призывает к бою всех тех, кто "больные, вялые, спят безразличны". Настоящий поэт, по мнению Вороного не должен стоять в стороне окружающей действительности. Его душа желает "сбросить оковы", "желает широкого пространства", ищет отрады, забвение. Только язык высокой поэзии, которая рождается с независимыми законами творчества, "Бремя жизни сбрасывают и душу раем вдохновляют" - только такая поэзия не оставляет человека равнодушным. Не звал Вороной убегать от реальной жизни в мир мистики, не проповедовал безыдейности в искусстве. Не был сторонником чистого м-ва. Поэт творит по законам красоты. Ибо кто поэзию-царицу посмеет бросят в тюрьму?"

"За Украину!"

После февральской революции 1917 г. Вороной пишет "За Украину!". Полон веры в осуществление вековых стремлений народа к социальному и национальному освобождению.
"Легенда"

В основу стихотворения положено предание о сердце матери, которое сын вырвал живьем для своей любимой. А оно, любящее и всепрощаюче, пожаліло сына, когда тот споткнулся и упал. Автор воспевает самое высокое из всех человеческих чувств - материнскую любовь. Поэт преклоняется перед силой материнского чувства.

И сердечко неньчине кровь стекло,

И нежно от жалости оно прорекло,

Ой леле! Оно прорекло!

Последний раз озвалось к сыну в тот миг:

"Мой дорогой, ты упал... Или тебя не болит?

Ой леле!" эмоционально обрамляет каждую строфу, а звучит каждый раз по-новому, выражая то удивление, то сожаление, обиду, негодование, злость, злобу, страх, трагизм, любовь. Стихотворение положено на музыку Николаем Леонтовичем.
"Сердце музыки"

Протест против национального и социального угнетения звучит во многих стихах М.Вороного, в частности в стихотворении "Сердце музыки", посвященном памяти великого композитора Н.лысенко. Поэт славит певца, который умер, но "вечно будет жить в сердцах народа, ибо творил для родного края, в постоянных условиях травли и преследований "сердце любило к нестерпнучого боли". И "тяжело болело за Украину, за свободу". Он принял смерть за дорогой, родной край, чтобы "жить в памяти толпы, как Лифарь, как кобзарь!".

"Евшан-зелье" (1899 г.)

Дух непокорности, дух сподоби живет в сердце только того человека, который осознал себя сыном родной земли, родного края и не усыпленным рабом, а свободным орлом". И это святое чувство "питает надежду, определенную веру в идеалы" Об этом святое чувство человека и идет речь в одном найпатріотичніших произведений - поэму "Евшан-зелье".

В основу сюжете возложена легенду и летописи о сына половецкого хана, которого взял в плен с ясирем князь Владимир, окружив "его свитой и розкошими угодно". Со временем юноша, занимаясь любовью в роскоши, начал забывать родной стер, а "край чужой, чужие обычаи, как за родные уважать". Переродившиеся зчерствіло его сердце, он забыл и привольное жизни. И родного отца, и семью, и язык, и чары песен свободного народа. Посланец от отца поет песню его края. Но ничто не поражало юношеское сердце:

Там, где пустота вместо сердца,

Спасения уже не будет!

Казалось никакие лекарства не помогут, не помогут. И вот старый гонец вынимает из-за пазухи горсть сухого зелья из степи Евшан-зелье. Запах горькой полыни ударили в грудь, огнем пронзили сердце юноше: "Родной степ - широкий, свободный" "вдруг стал перед глазами, с ним и батенька несчастный!"

Проснулось самое дорогое, самое святое чувство - любовь к родному краю и желанная мгновение "воля воленька любимая!" Ничто теперь не в силах остановить юношу:

Лучше в родном крае милім

Лечь костьми, скончаться,

Чем в земле чужой, враждебной

В славе и почете пробовать! -

Вихопилися с его уст вещие слова, и он, "минуя стражу украдкой шествует в родной стер, в край веселый". Самое дорогое для сына, самое дорогое для человека - его родной земли и воля в родном крае. Высоким патриотическим аккордом - обращением к современной Украины, ее сыновей - звучат последние строки поэмы:

Украина! Мама дорогая!

Не то с тобой случилось?

Или сыновей твоих много

На степях твоих осталось?

Не все они отреклись своего рода, своей матери-Отчизны, и не хватает им "той силы духа, что зрива на ноги", что ведет к борьбе против рабства? Нет той силы, которая пробудит чувства национального достоинства, нет и кобзарей, когда "пели-предвещали заветы благородные", будили усыпленную гордость. Вот почему теперь "окольными путями мы блуждаем без дороги!" И поэт справедливо ставит вопрос:

Где же того євшану взять,

Того зілля - привороту,

Что на определенный путь направит, -

Путь в край свой поворота?!

Большинство стихов Вороного и является тем поиском евшан-зелье, того приворота, тех лекарств, которые смогут вернуть сыновей в родное лоно. Глубоко патриотическая поэма вызвала недовольство лишь у тех, кто предал интересы своего народа, кто стал исполнителем чужих идей, рабом, чужаком на родной земле, оборотнем, манкуртом.

 



Использованная литература


1. Белецкий А. Николай Вороной: критико-биографический очерк // Николай Вороной. Поэзии. - К., 1929.
2. Вервес Г. Поэт возвращается на родину // Вороной М. Произведения. - К-, 1989.
3. Ильенко И. Боже! За что?: Судный день Николая Вороного // Украинское слово: Хрестоматия украинской литературы и литературной критики XX в.: В 4 кн. - К-, 2003. - Кн. 1.
4. Ильницкий М. От «Молодой музы» до «Пражской школы». - Львов, 1996.
5. Колесник П. Николай Вороной: К 100-летию со дня рождения поэта // Русский язык и литература в школе. - 1978. - № 2.
6. Павлычко С Дискурс модернизма в украинской Литературе. - К-, 1997.
7. Сайченко Л., Кислый Ф. Николай Вороной // Новые имена в программе по украинской литературе. - К., 1993.