Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Письменный пересказ текста художественного стиля с творческим продолжением
9 класс

Л. Скотняченко,

учитель украинского языка и литературы

Житомир



Цель: на основе полученных текстотворчих знаний формировать у учащихся умение пересказывать текст, составлять планы различных видов, совершенствовать культуру устной и письменной речи, совершенствовать навыки использования сложноподчиненных предложений; способствовать обогащению и уточнению словарного запаса школьников; развивать наблюдательность, эмоции, художественные вкусы, чувства прекрасного; заинтересовать учащихся украинским изобразительным искусством; воспитывать любовь к украинскому искусству, живописи, чувство глубокого уважения к творцам прекрасного.

Оборудование: репродукции картин и портрет Екатерины Билокур, видеопрезентация (компьютер), раздаточный материал, эпиграф, текст перевода; цветы, вышитые полотенца; записи украинской инструментальной музыки.

Тип урока: урок развития связной речи.

Методы и приемы: рассказ учителя, беседа, работа в творческих группах, метод «микрофон», словарная работа, поисковая работа, работа с репродукциями картин, с раздаточным материалом.

Ход урока

Что судьба нелегкая, - в этом пользу и своя есть. Блаженный сон души искусству не способствует.

Лина Костенко

I. Мотивация обучения

Сообщение темы и цели урока


Учитель: Здравствуйте, друзья! Как давно вы посещали художественные галереи? Уже не помните? Тогда сегодня у нас есть для этого прекрасная возможность. На уроке мы окунемся в мир красоты, буйство трав и цветов. Ознакомимся с судьбой человека, которая всю свою жизнь посвятила живописи, поразмышляем о значении искусства в жизни каждого из нас.

На уроке мы будем совершенствовать умение пересказывать текст художественного стиля, закрепим навыки составления простого и цитатного плана; поработаем над детальным описанием картины. На практике учиться использовать сложноподчиненные предложения в устной связной речи и на письме; поразмышляем над предложенным творческим заданием и выскажем свое отношение к услышанному.

Запишите название перевода: «Екатерина Билокур».

Пусть эпиграфом к уроку станут строки бессмертной поэзии Лины Костенко.

Как мы можем их трактовать? (1. Жизнь умышленно создает препятствия на пути достижения цели, побуждает человека к поискам прекрасного. 2. Когда человек всем обеспечена, всем довольна, у нее нет желания что-то творить новое, она находится как бы в состоянии сна, бездействия.)

II. Актуализация опорных знаний учащихся

Учитель. Нелегкая судьба выпала Екатерине Васильевне Билокур. Художница - легенда и действительность наших дней.

Взгляните на портрет. Что можно сказать о художнице, судя по внешнему виду? (Внешне простая крестьянка. Высокий лоб свидетельствует об уме. Улыбка на лице является признаком того, что художница занимается своим делом).

А можно ли поверить, что она не знала ни школ, ни академий?! ее школами были жестокие будни и собственный талант. Она завоевала невозможное - самостоятельно осваивала секреты мастерства художника.

Проверка домашнего задания.

Сообщения поисковой группы. (Отдельные эпизоды из жизни художницы.)

1. Родилась Екатерина в день святой великомученицы Екатерины 7 декабря 1900 года в с. Богдановцы на Полтавщине в крестьянской семье. В школу не ходила, самостоятельно научилась читать и писать. Еще совсем маленькой девочкой ее заполонила синяя цветочек. Рисовать она начала угольками из печи.

2. Вышла я оттуда, а напротив через дорогу росла какая-то крупная древесина, пожалуй, вяз, то один он знает, как я под ним плакала. В руках рисунки, никто и не спросил, как я рисую. А там, в том чудовім саду, что вокруг школы рос, гуляли молодые люди, вероятно, студенты, а может, и учителя. Вот я подошла и перебросила через ограждение того сада те свои рисунки. Это с целью, а может студенты или учителя поднимут их и увидят, как хорошо они выполнены. Вот выйдет кто-то и погукає на меня: «Эй, детка, вернись, примем тебя в нашу школу, виучим тебя - пусть уже ты будешь художником». Постояла немного - никто не выходит. Я потихоньку ушла и долго-долго шла и все оглядалась, но из храма науки никто не вышел и не позвал меня. То уже такой меня сожалению ухватил за сердце, что пришла на станцию, то не смогла поезда ждать, а пошла по железной дороге и уже поздно вечером на станцию Ромодан пришла.

3. А где же девать художественную энергию? И молодежь того времени организовала хороший драмкружок. За участие в драмкружке мне не запрещали того, что я роли учила тогда, как полю или в жатве вяжу снопы и роль за поясом. Оно будет немного и смешно, что я, необразованный, а была в то время руководителем драмкружка. И уже на то время я научилась хорошо читать и любила ту театральное дело.

4. И не давала преимущества той или иной цветке: каждую любила по-своему, каждой искала и находила место на полотне героиней становилась любая, если только помогала осуществить замысел. А еще для нее много значило - один цветок в гармонии или в контрасте с другим ради соседства, приятного для глаза и души. А гармонии и контрастов училась в живой натуры: «И я на мать-при-рода смотрела и у нее, богатой на краски, тона и полутона, училась».

5. Екатерина Билокур цветы.

«Ой, какие же вы красивые, цветочки мои, деточки, красоток вы мои. Я на вас никогда не надивлюся, я вами не налюбуюся - и пожирала их глазами, и прижималась к ним устами. Сама никогда не срывала цветов; если видела, что кто-то срывал - не позволяла этого делать - грех! Не принимала подаренных цветов. Кроме мяты, чабреца, любистка для запаха в доме - никаких цветов не срывала. Рисовала, сидя возле стебля с цветком, с натуры. Сорванный цветок - уже не цветок.»

6. «Одержимая» цветком, она за 30 км шла от Богдановки, чтобы описать ее.

Работа с репродукциями картин. Подробное описание картины «Дом в Богдановке».

Работа в группах

Задание первой группе: описать задний план картины (небо), 2-й - средний план (дом, забор), 3-й - цветочную завесу на переднем плане картины.

(Ученики читают свои записи, образуя целостное видение полотна.)

На заднем плане картины Екатерины Билокур «Дом в Богдановке» мы видим ярко-синее небо, которое напоминает безбрежный океан, завораживающий. По нему, будто белые кораблики, плывут облака. Кажется, еще мгновение - и они сдвинутся со своего места в далекую небесную путешествие, предстанут в ином обличье.

На среднем плане картины изображена хижина с соломенной крышей. Возле нее выглядывает небольшой плетеный из лозы плетень, за которым растут мальвы и подсолнухи. Усадьба утопает в зелени деревьев, в кронах которых гуляет ветер и, наверное, поют птицы.

Когда смотрим на картину, возникает впечатление, что открывается будто цветочная завеса, которая очаровывает нас. Цветы подобраны с таким мастерством! Они говорят с каждого своей красотой и великолепием. Здесь одновременно зацветают георгины и ирисы, маки и бархатцы, подсолнухи; сбежались к группе луговые, полевые, садовые цветы. И каждая из них играет яркую нотку в величественной симфонии природного оркестра.

Учитель. Пабло Пикассо в 1954 году на международной выставке в Париже сказал: «Если бы у нас была художница такого уровня, мы заставили мир заговорить о ней...»

III. Подготовка к написанию перевода

Первое прочтение текста перевода учителем. Беседа

• Определите главную мысль отрывка. (Настойчивость, кропотливый труд, любовь к своему делу увенчивается успехом. Настоящее искусство не оставит никого равнодушным).

• Почему именно маки рисовала Екатерина Билокур, ведь в поле цвели и другие цветы? Что символизирует собой мак?

Работа народоведческого центра.

• Почему автор подает две параллельные линии: действия Екатерины, и действия пчелы?

(Пчела - символ трудолюбия. Пчела приносит людям пользу - мед, а Екатерина - дарит свои картины. Пчела лечит физически ядом, прополисом, а Екатерина лечит наши души своими произведениями).

Словарная работа

Работа энциклопедического центра:

1) значение слов табурет, приступка, шлейф;

2) поисковая работа (подобрать синонимы):

усердно -

беспросветный -

хило -

3) тавтологічна пауза (во избежание повторов):

Екатерина -

картина -

Записать ключевые слова:

пригірок Гетманского урочища, деревянная тренога, колдовское ремесло, удушливый шлейф, сучит хоботком по денцю маковой чашечки.

Составление простого и цитатного плана (задания для групп)

План

1. Пчела на подножке улья.

«Пчела выползла из улья...»

2.Пахне цветом дикого мака.

«Дикий мак цветет на пригірку Гетманского урочища»

3.Таємний замысел художницы.

«Дочь наврочено колдовским ремеслом...»

4. Насекомое в шлейфе нефтяного дыма.

«Не надо думать о поражении, чтобы лететь дальше...»

5. Восхищение цветком мака.

«Возле тоненькой стебельки дикого мака...»

6. Пчела на холсте.

«Пчела уже сидела на обрисованной цветке...»

8. Повторное чтение перевода учителем.

9.Переказ учеником.

IV. Выполнение творческого задания

1. Выскажите впечатления от услышанного о тайне художественной палитры Екатерины Билокур, о самобытную творчество народной художницы.

2. Изложить письменно впечатление от картин Екатерины Белокур.

3. Дополнить текст перевода вашими размышлениями о роли искусства в жизни человека.



Подведение итогов («микрофон»).

На сегодняшнем уроке для меня наиболее важным открытием было то, что...

Информация, полученная на уроке, позволяет нам сделать вывод, что...

Учитель. Она зарей засветилась и до сих пор сияет нам своими картинами, цветами, которые из непрочного своего бытия под его волшебной кистью перебрались в бессмертного рая.

VI. Домашнее задание.

Работа на черновиках, дописать творческое продолжение текста, повторить все о сложноподчиненное предложение.

Екатерина Билокур

Пчела выползла из улья, посидела на его влажной подножке, умылась холодной росиною, что скатилась с крыши, ее поманил к себе запах дикого мака с той стороны, откуда восходит солнце. Пчела пошевелила крылышками, просушила их, коснулась животом прохладного порога улья и резко оттолкнулась от него.

Через открытые комнатные двери Екатерина почувствовала - пахнет цветом дикого мака. Она вспомнила, что дикий мак цветет на пригірку Гетманского урочища.

Екатерина покрадьки вынесла из комнаты деревянную треногу, потому что ее рисования и до сих пор наводило маму на беспросветный грусть. Она и до сих пор убеждена, что дочь наврочено этим колдовским ремеслом.

Слабая пчела попала в удушливый шлейф нефтяного дыма, задохнулась и упала на плотную свекольный лист. Здесь, на земле, дышать стало свободнее. Пчела знала, что надо переждать, перетерпеть, не думать о поражении, чтобы лететь дальше. Босыми, потрескавшимися ногами Катерина шла землей, которую орала и засевала, жала и обшаровувала тяжелой щербатою сапой, которую любила и проклинала, и снова любила, потому что другого выбора у нее не было. На Катеринине сердце взошла такая чистая просвітленість, за одну-единственную минуту которой можно даже положить голову. Некоторые и целехонького жизнь проживет, а не знать, что человек может быть вот такой, чувствовать себя не результатом с «їденого хлеба, сала и борща, а радостно выстраданным итогом всего того, что прожили ее предки, и запевом того, что проживут ее потомки.

На маленьком дзиґлику она села возле тоненькой стебельки дикого мака. Екатерина еще не знала, для чего ей понадобится этот предикий мак, в какой картине он зацветет, но предчувствовала, что он непременно понадобится, и его надо нарисовать, иначе он будет приходить в ее сны, будет пахнуть ей с утра до вечера.

Когда Екатерина описала красные лепестки мака, над ее головой медленно загудела пчела. Женщина едва заметно водила кисточкой (она мастерит сама), затаювала дыхание при каждом порухові запястья, - и поэтому не услышала, как пчела села на ее руку, отдохнула, а потом по скользящем веточке переползла на полотно.

Теперь Екатерина ее увидела, и рука ее замерла, чтобы случайно не стряхнуть пчелу на землю. Она поднялась на засиженные ноги, перенесла пчелу на мак, постежила, как и шевелится, машет крылышками и сучит хоботком по денцю маковой чашечки.

Екатерина снова присела на стульчик, размешали крапинку краски на осколке стекла, а когда свела взгляд на полотно, - пчела уже сидела на обрисованной цветке и усердно рылась в лепестках. Женщина снова перенесла пчелу, а потом решительно сняла рамку с полотном из деревянной треноги.