|
Статья
Загребельный Павел
Позакласнє чтения Организация групповой деятельности учащихся на уроке по роману Павла Загребельного «Я, Богдан» 11 класс
А. Сергиенко,
заведующий лаборатории
методики украинского языка и литературы
Днепропетровского ОИППО
По программе по украинской литературе для общеобразовательных учебных заведений (общая редакция Г. В. Мовчан) учащимся 11 класса предлагается обзорная тема: «Историческая романістика п. загребельного («Диво», «Первомост», «Смерть в Киеве», «Евпраксия», «Роксолана», «Я, Богдан») как история человеческой души». Программа для школ с углубленным изучением украинской литературы в 8-11 классах (составители Г. Ф. Се-менюк, В. И. Цымбалюк) рекомендует для внеклассного чтения в 10 классе произведения п. загребельного «Евпраксия», «Я, Богдан», «Тысячелетний Николай» (на выбор). В соответствии с этими программами и программой по украинской литературе (автор Н. И. Волошина), которой предусмотрено рассмотрение творчества Павла Загребельного в обзорной теме «Основные этапы развития украинской литературы XX века», считаем целесообразным для обсуждения на уроке внеклассного чтения избрать роман «Я, Богдан».
Действительно, исторические романы, как правдивые художественные документы прошлого нашего народа, является наивысшим достижением в творчестве П. Загребельного. Знакомство хотя бы с некоторыми из них будет чрезвычайно полезным для учащихся. К сожалению, сегодняшние школьники не только мало интересуются художественной литературой, но и недостаточно знают историю Украины. Поэтому первоочередной задачей современного курса украинской литературы является раскрытие уникальности и своеобразия национальной литературы, возвращение ей утраченного престижа, формирование ее будущего читателя.
Внеклассное чтение является одним из важных путей литературного развития, нравственно-эстетического воспи-тание учащихся, их самосовершенствования и самообразования. Именно от учителя-словесника зависит читательская судьба ученика и сформированность у него желание учиться в течение жизни, повышать свой интеллектуальный уровень, обогащать свой духовный мир. И хотя на уроки внеклассного чтения отведено всего 4 часа в год, они должны стать организующей частью всей системы внеклассного чтения.
Какие же формы, методы, приемы на уроках внеклассного чтения являются доминирующими? В чем своеобразие уроков внеклассного чтения?
Одни исследователи специфику «внеклассного» урока видят в особой атмосфере (Бодрова, 1970), вторые - в темпах работы, в объеме материала, который рассматривается в процессе работы, в методике проведения урока (Гердзей - Капица, Салтыкова, 1961), третьи - в содержании урока и цели его - развитию самостоятельного чтения (Айзерман, 1967) [3; 124]. Разнообразную типологию и структуру уроков внеклассного чтения в методической литературе предлагают Есть. П. Пасечник, В. Я. Недилько, Н. И. Волошина, И. С. Забарский, В. П. Полухіна, Есть. О. Ломонос.
Б. И. Степанишин отмечает, что в практике распространена такая структура урока внеклассного чтения:
1. Вступительное слово учителя о писателе и его произведение, что выносится на обсуждение.
2. Ознакомление с историей написания произведения. Его место в системе всего стяжания автора.
3. Беседа об идейно-художественное содержание произведения.
4. Ответы на вопросы учеников.
5. Выводы [4; 222].
Однако собеседования с учащимися, проведенные в разных школах нашей области, доказывают, что для детей наиболее интересными, наиболее памятными являются нетрадиционные уроки: уроки-конференции, диспуты, экскурсии, конкурсы, исследования. Чем лучше организован и проведен такой урок, тем эффективнее станет литературное образование молодежи.
Урок в 10 классе по творчеству П. А. Загребельного много к чему обязывает, особенно учителей Днепропетровщины. Изучая в 8 классе «Роксолану» и знакомя школьников с личностью писателя, филологи отмечают, что П. Загребельный в послевоенные годы (1946-1950) учился на филологическом факультете Днепропетровского государственного университета и вместе с Сергеем Завгородним и Олесем Гончаром восстанавливал Днепропетровске писательскую организацию. Десятиклассники, зная эти факты, будут воспринимать фигура «живого классика» с большим интересом, пытаясь понять писателя-земляка.
За неделю-две до урока внеклассного чтения по роману П. Загребельного «Я, Богдан» для учащихся десятого класса стоит организовать экскурсию в местную библиотеку, чтобы в сравнении осмыслить творческие достижения одного из самых продуктивных художников XX столетия - более двадцати романов, несколько повестей, десятки рассказов, статей, эссе, пьесы, киносценарии, которые имеют достаточно широкий тематический диапазон художественного воспроизведения действительности. Чтобы побудить учеников к прочтению романа «Я, Богдан», учителем или библиотекарем зачитываются наиболее интересные отрывки из произведения, как: «услышаны Ли мои слова? Аж через двести лет дошли они до слуха писателя, что написал про меня книгу - враждебное и оскорбительное, назвав ее моими же словами: огнем и мечом... (речь идет о книге Г. Сенкевича «Огнем и мечом»). Больше всего - из всех бедствий не боль, а позор.
Боль проходит, а позор пожизненная» [1; 21].
Учитывая то, что на этом уроке внеклассного чтения нужно углубить знания учащихся о писателе и его исторические произведения, познакомить с романом-исповедью «Я, Богдан», раскрыть своеобразие описания психологического портрета Богдана Хмельницкого, следует выбрать нетрадиционный урок с элементами ролевой игры и широким использованием групповых технологий.
В течение предыдущих нескольких десятилетий групповые формы организации обучения почти не использовались в практике учебно-познавательной деятельности учащихся. Отдельные аспекты целесообразности их внедрения исследовали такие известные психологи и педагоги, как A. В. Петровский, М. Д. Виноградова, Я. Л. Коломінський, И. Б. Первін, В. К.Дяченко, И. М. Переплетін, Х.Й. Лійметс, Есть. Д. Маргулис, В. П. Беспалько, B. В. Гузеев, Ю. И. Рисованный, О. Г. Ярошенко, Л. Пометун, Л. Пироженко. Однако проблема использования групповых форм работы конкретно на уроках внеклассного чтения по украинской литературе не рассматривалась. Попробуем проследить, как групповые технологии обучения помогут реализовать задачи урока внеклассного чтения.
Известно, что групповая учебная деятельность проводится в небольших по составу группах. Достижения общей цели групповой деятельности возможно благодаря усилиям отдельных членов группы. Группы могут быть стабильными или временными, однородными или разнородными. Практика показывает, что более эффективными являются группы по 4-5 человек, состоящие из разных по успеваемости учащихся. Групповая учебная деятельность дает возможность реализовать естественное стремление к общению. У школьников появляется возможность получать знания не только из учебников и от учителей, но и друг от друга. За короткое время ученики реализуют теоретический материал, проверяют его усвоения, получают необходимые знания, навыки и умения. Исходя из этого, задача учителя заключается не в том, чтобы подавать знания в готовом виде, а в том, чтобы научить учащихся мыслить, высказывать самостоятельные суждения, решать проблемы разного характера, делать выбор и отвечать за него.
Конечно, групповая работа не должна стать самоцелью, а должно быть условием повышения эффективности обучения, обеспечения общения и поддержки школьниками друг друга, развития творчества и побуждение к выработке интересных решений. На внеклассном чтении, где за короткое время нужно обработать как можно больше информации, очень уместна групповая организация работы.
К уроку следует взять эпиграф и записать его на доске и в тетради: «Все, что я до сих пор написал и напишу у меня только об одном: о сохранении человеческой личности, человека как самой большой драгоценности». (П. Загребельный). В начале урока актуализируем опорные знания учащихся, намечаем задачи и цели урока, а потом приглашаем послушать интервью с писателем (в роли П. Загребельного - подготовленный ученик). Творческая группа «биографов» подбирала дома вопросы, а лидер группы готовился к ответам на них от имени писателя.
Вопросы для проведения интервью:
1. Павел Архипович, вы родились в 1924г. в селе Солошином на Полтавщине, там же закончили среднюю школу. Ваши первые литературные учителя?
2. Жизнь посылала Вам много испытаний, особенно в молодости. Какое из них было самым трудным?
3. Ваши первые литературные попытки, их тематика?
Произведения П. Загребельного на историческую тему учащиеся записывают в тетради:
исторические романы «Чудо» (1968), «Первомост» (1972), «Смерть в Киеве» (1973), «Евпраксия» (1975), «Роксолана» (1980), «Я, Богдан» (1983), «Тысячелетний Николай» (1984),
4. Какие требования Вы ставите до настоящего романиста? (Ответ: Философ - это философ, блестящий эрудит, знаток языка и литературы, который выстраивает целый мир, населяет его людьми, дает ему законы, творит мир людей, вещей, времен).
5. Что вы считаете своим самым весомым вкладом в украинскую литературу XX века? (Ответ: Исторические романы: «Диво», «Первомост», «Смерть в Киеве», «Евпраксия», «Роксолана», «Я, Богдан»).
6. Павел Архипович, какой из Ваших исторических романов Вам самый дорогой? (Ответ: «Я считаю, что главный мой роман «Я, Богдан». В него заложено много моих размышлений, чувств и пониманий. Это казацкие времена, но я писал о вещи вечные...») [5; 130].
7. Богдан Хмельницкий - это герой поражения или герой победы? С каким чувством вы писали его образ? (Ответ: «Во-первых, когда он создал государство, то это - герой победы. Никто не поднялся до таких вершин, как Богдан. Но это не значит, что он только на высоте... Думаю, каждая большая большой человек и тогда, когда она не только в своем величии показана. Но и в своих падениях, и в горе, и в страданиях, и в муках, - от того становится еще большей») [6; 92].
После суммирования учителем информации о историческую романистику писателя проводится словарная работа. Сделать записи в тетрадях: «исторический Роман - построен на историческом сюжете, воспроизводит в художественной форме какую-то эпоху, в определенный период истории. В историческом романе историческая правда сочетается с правдой художественной, исторический факт - с художественным вымыслом, подлинные исторические лица - с вымышленными лицами» [7; 608].
Далее слово берут представители группы, которая исследовала путь романа «Я, Богдан» до читателя, его оценку критиками и литературоведами.
Ученики рассказывают, что сначала судьба книги была даже счастлива. Когда роман вышел в 1983 году, появилось много одобрительных рецензий. Довольно высокого мнения о произведении были М. Бажан, М. Стельмах, Г Иваничук, А. Димаров, В. Дончик, М. Жулинский, отмечая новаторское толкование образа гетмана, а также оригинальную, необычную форму произведения. Это - роман-монолог, роман-исповедь, в котором главный герой рассказывает о себе, не скрывая своих слабостей и противоречий. И в 1986г. в московской газете «Советская культура» появилась статья Бориса Олийныка, которая фактически перечеркивала не только роман «Я, Богдан», а и Загребельного как писателя. Главное обвинение было идеологическое: «В романе П. По-гребельного не освещены такое большое историческое событие, как Переяславскую раду, а потому этот роман следует считать вредным» [2; 335]. После статьи Б. Олейника роман «Я, Богдан» несколько раз переиздавался на русском языке, но на украинском, к сожалению, ни разу. Первое переиздание после 1986 года произошло в 1994 году.
Следующая ученическая группа «историков» комментирует историческую эпоху, отраженную в произведении П. Загребельного «Я, Богдан» (3 1648 по 1654 год в Украине продолжалась национально-освободительная война украинского народа во главе с гетманом Богданом Хмельницким против власти польской шляхты. И именно Бы. Хмельницкий сделал решительный поворот в многовековой борьбе Руси с Польшей, но Переяславское соглашение в марте 1654 года с московским правительством растоптала все достижения и чаяния украинского народа, а Украина попала в кабалу к России на целые века).
Перед началом анализа художественного произведения будет уместным такой учительский комментарий:
• До сегодняшних дней отношение к личности Б. Хмельницкого остается неоднозначным. Человек высоких достоинств, историческая личность, величие и слава которой несомненны, вождь нации обвиняется в предательстве интересов украинского народа. Действительно, только в крупных людей бывает и большая любовь, и большая ненависть. Но Павел Загребельный по-особому относится к своему герою: «Богдан для меня в этом романе - и большая неповторимая личность, но одновременно и какая-то неизведанная сила, до сих пор еще не разгадана никем, нечто вроде наивысшее скопление народной гениальности во всем: в уме, одаренности, буйнощах, безудержности натуры, в универсализме характера». [2, 334] К тому же произведение имеет оригинальную, необычную форму. Это роман-монолог, роман-исповедь, в котором главный герой не просто рассказывает сам о себе, а как бы проживает жизнь перед нашими глазами, пытается самому себе объяснить те или иные поступки, не скрывая свои пороки и слабости.
Ключевые вопросы в начале анализа произведения можно вскрыть методом «микрофона».
• В каком временном пространстве происходят события романа?
• Кто является главным носителем проблем произведения?
• Каким вы знали и представляли Богдана Хмельницкого к чтению этого романа?
• Каким он предстал перед вами со страниц романа?
• Что вас больше всего заинтересовало в произведении?
• Какие страницы романа вам захотелось перечитать?
• А что вы прочитали такого, что противоречит вашим взглядам,убеждениям?
• В чем вы видите неповторимую ценность этого романа?
• Как вы отнесетесь к утверждению Романа Иваничука, который считает, что для создания такой книги «надо было подняться на высоту национального подвига»?
Теперь слово предоставляется творческой группе, которая изучала сюжетные линии произведения и заготувала опорный цитатник, с которым и знакомит весь класс.
Наиболее острые проблемные вопросы стоит обсудить, применив технологию групповой работы «аквариум».
Вопросы для 5 групп (5-6 учеников в группе) в «аквариуме»:
• Какой вы назовете исповедь гетмана: достойной, мучительной - драматической? Аргументируйте.
• В романе Б. Хмельницким никто не полемизирует, его слово относительно любого события будто окончательное, его характеристика - словно приговор судьбы. Как вы понимаете этот авторский художественный прием?
• Согласны ли вы, что главными в произведении есть социопсихологические проблемы, которые касаются всех времен: вождь и власть, вождь и народ, вождь и справедливость, сила и бессилие вождя? Прокомментируйте, подтверждая примерами из произведения.
• Разделяете ли вы мнение автора, что именно при Богдану оформилась украинская нация, именно в ту ночь, ночь победы под Желтыми Водами, родился украинский народ, объединенный определяющей идеей: освобождение из-под чужеземного гнета, создание собственного государства? Прокомментируйте.
• На доске записаны слова Лины Костенко, сказанные о Богдана Хмельницкого в 1967 году в романе «Берестечко», который перекликается с «Я, Богдан»:
Пусть стократно ошибался,
Пусть навлек татарву, -
О, не за себя я молился
И не за себя же я живу [9; 4].
Подумайте, могут ли эти слова быть поэтическим эпиграфом к монологу-исповеди «Я, Богдан»?
• Как касаются настоящего и темы нашего разговора слова О. Довженко: «Современное всегда на пути из прошлого в будущее»?
Для дальнейшей работы над характеристикой образа Богдана Хмельницкого каждая ученическая группа получает по несколько карточек. Нужно проанализировать текст, охарактеризовать поступки, рассуждения, планы, действия Богдана Хмельницкого и сделать выводы о чертах характера гетмана.
Образцы карточек:
Карточка № 1
«Когда попал я в басурманских лап после злополучной битвы под Цецорой, то сам турецкий капудан-паша был поражен моим знанием аж семи языков и снял меня с галеры, уделив до своего двора в Стамбуле» [1; 45].
Карточка № 2
«Я выехал из Суботова, умоляя людей, землю и небо, чтобы оставили меня с моей раной, что неожиданно заятрилася в сердце, ехал, вслушиваясь в свою боль, но уже за Росью, когда сказал ребятам свернуть на знакомый мне издавна хутор и не нашел того хутора, тогда ужаснулся и спросил: имею право на собственную боль и могу вслушаться в него и не слышно стона и вскрика земли моей?» [1; 65].
Карточка № С
«Так и про меня. Никто ничего не ведал до Желтых Вод. Мол, обижен и униженным бежал на Сечь, вокруг него собралась беднота и отчаянные... Вот так: зажег души заволок запорожских, и они мигом избрали меня своим гетманом! Или когда видано такую диковинку?» [1;92].
Карточка № 4
«До сих пор посылал людей на смерть и не думал об этом. Потери, милосердие - не ведал таких чувств. Нежность? Это было смешно для гетманской суровой души.
Теперь собственно горе ударило и ошеломило, и открылось то, что было навеки закрыто для неуязвимого моего сердца, отупілого и зачерствевшего от зрелищ смертей, разрушений и нищень.
Полководцы, обладатели, помните о потери! Человеческая жизнь - наивысшая ценность на свете! Не забывайте о нежности среди пушечных громов, думайте о милосердии, занося руку для наказания!» [2; 292].
Ученики высказывают свои мнения, сообщают совместные решения, одноклассники дополняют, высказывают собственные соображения.
Коротко прокомментировав, учитель подытоживает результаты групповой работы и обсуждения оскорбление Бы. Хмельницкого.
Основываясь на высказанных учениками рассуждениях, класс коллективно «гронує» черты характера Богдана Хмельницкого.
На доске запись:
Черты характера человека
сила воли
доброта
решительность
чувство долга
патриотизм
жестокость
честность
вежливость
грубость
щедрость
толерантность
порядочность
гуманность
благоразумие
коварство
жертвенность
лицемерие
сообразительность
оптимизм
Ученики выбирают те черты, что присущи Богдану Хмельницкому.
Итоговое слово учителя.
Павел Загребельный - писатель-интеллектуал. «Стиль П. Загребельного бурный, оригинальный, с активным личным авторским началом, свободной, раскованной, а то и эксцентричной манерой повествования, насыщенная разнообразной информацией, парадоксами, комментариями с той или иной эмоциональной краской. Здесь и изобретательность литературного вымысла, фантазии, и вообще склонность к сгущению красок» [10; 179 ].
Эти своеобразные особенности стиля писателя мы имели возможность отметить, работая над содержанием романа «Я, Богдан».
И логическим завершением урока внеклассного чтения с использованием групповых форм ученической деятельности будет переход учеников в состояние рефлексии, ведь школьники должны учиться за поступками и поведением героя видеть мотив этого поступка или поведения. С этой целью учащимся предлагаются вопросы:
Или заставил вас писатель задуматься над затронутыми в произведении проблемами?
• Как вы относитесь к образу гетмана? Кто он для вас: герой победы или герой поражения?
Домашним заданием для первой группы будет сочинение-размышление: «Моя оценка деятельности гетмана Богдана Хмельницкого», II группа составит опорную схему для рассказа о жизненном и творческом пути Павла Загребельного, a III группа выпишет из романа «Я, Богдан» афоризмы и прокомментирует их.
Анализируя результативность урока внеклассного чтения, в частности роль групповой работы на уроке, приходим к выводу, что школьники получили максимум информации, имели возможность обмениваться мнениями, обсуждать интересные проблемы, учились убедительно доказывать свою позицию, оценивать уровень своей компетентности и способность контактировать с ровесниками.
Литература
1. Загребельный П. А. Я, Богдан: Роман. - К.: Укр.центр духовной культуры, 1994. - Е. - 224с
2. Загребельный П. А. Я, Богдан: Роман. - К.: Укр.центр духовной культуры, 1994. - Т. II. - 336с
3. Научные основы методики литературы. Науч.-метод, пособие/ под ред. Н. И. Волошиной. - К.: Ленвіт, 2002. - 344с.
4. Степанишин Б. И. Преподавания украинской литературы в школе. Метод, посібн. для учителя. - К.: Проза, 1995. - 254с.
5. Панченко В. Урок литературы. Книга для учителя. - Кировоград: Изд-во ГНАУ, 2000. - 199с
6. Загребельный П. А.: Я выбирал великие души, которые сияют нам тысячелетия (Беседу ведет Любовь Голота) // Отчизна. - 2004. - № 7-8.
7. Литературоведческий словарь-справочник / Г. Т. Громяк, Ю. И. Кузнецов и др. - К.: ВЦ «Академия», 1997. - 752с.
8. Иванычук Р. С точки зрения вечности // Дивослово. - 2004. - № 8. - с 62-63.
9. Госпиталь А. Чудо от Загребельного // Русский язык и литература. - 1999.- № 37.
10. Дончик Виталий. Истина - личность: Проза Павла Загребельного. Лит.-критичн. Очерк. - К.: Советский писатель, 1984.- 204с.
|
|
|