|
Статья
Франко Иван
Вариант анализа повести И. Франко «Захар Беркут» 7 класс
А. Ситченко,
доктор педагогических наук Николаев
Изучения значительного по объему эпического произведения предполагает применение событийного анализа. После вступительного слова о основные персонажи и события, которые предшествуют тем, что откроются семиклассникам в VI разделе повести, учитель может дать такую установку: «Во время чтения произведения пытайтесь представить членов тухольской общины как живых, почувствовать их настроения, понять намерения. Попробуйте мысленно описать местность, в которой находится Тухля».
В классе целесообразно прочитать текст до слов: «Уже совсем опустело село». Именно этот отрывок является ключевым для понимания смысла всего произведения и, в частности, раздела VI. Его содержание позволяет получить хотя и первичное, но правильное представление о образы Захара Беркута, его сына, Мирославы, тухольцев, а также Тугара Волка как антигероя, что невольно втягивает читателя в моральный конфликт повести, побуждает к адекватному морального выбора.
Отрывок имеет достаточно материала и на то, чтобы читатели могли контекстно воссоздать местность, где проживает община, правильно оценить впоследствии боевое искусство тухольцев и их главарей, которые удачно использовали природные возможности для уничтожения врага.
Для домашней работы учащимся следует сообщить основные, узловые вопросы беседы, которая состоится в эту часть произведения следующего урока. Например:
1. Обратите внимание на то, какой порядок царил в обществе. Одобряете ли вы такой строй?
2. Какими заботами живут руководители Тухлые? Как это их характеризует?
3. В чем проявились мужество и боевое искусство тухольцев? Расскажите об их замысел уничтожить врага.
4. Какими изображены враги - монголы и предатель Тугар Волк? Что в их внешности, речи, поступках отталкивает вас?
5. Как автор передал не только силу, но и красоту образов тухольцев? Подберите примеры из произведения.
Благодаря этим заданием семиклассники смогут убедительно объяснить содержание прочитанного, раскрыть образные детали текста. Характер наставления и вопросов-ориентиров (для самостоятельной обработки произведения) направляет учащихся на событийный способ анализа. Этому способствует и построение повести, которая предлагается учащимся в отрывках из четырех частей: VI-XI разделов.
Следующий урок имеет целью проверить, углубить и обобщить знания школьников о писателя и его произведение. Основу взаимодействия учителя и учащихся составит частично-поисковая беседа с элементами проблемности. Это означает, что в ней должны оптимально сочетаться задания репродуктивного и творческого характера, направленные на воспроизведение изображенного писателем и освещения существенного в художественных отрывках. Например:
1. Какие исторические события легли в основу повести «Захар Беркут»? Назовите языковые средства, которые помогают воссоздать эпоху.
2. Чем заинтересовал вас произведение? Какие отрывки, картины с него вам особенно запомнились? Переведите их.
3. Как вы относитесь к тухольцев? Нравится ли вам их общественный строй? Какие его преимущества вы увидели?
4. Кто из членов тухольской общины вызвал у вас наибольшее уважение? Объясните почему?
5. Какие чувства возникли у вас к Тугара Волка, монголов, Бурунди?
6. Как писатель пытается противопоставить характеры тухольцев и завоевателей? Какими приемами ему удается достичь этого?
7. Как автор показывает не только силу, но и привлекательность, красоту общины? Приведите примеры из текста.
Раскрывая историческую основу повести «Захар Беркут», учащиеся будут опираться на сведения из учебника о событиях, предшествующих изображенным в VI разделе. Считаем нужным вызвать у школьников размышления о том, чем могли заинтересовать писателя те давние события. Семиклассники уже выучили стихотворение «Товарищам из тюрьмы», вспомнят биографический материал о Франко и смогут предположить, что когда он боролся против несправедливого строя, выступал за «человеческое счастье и волю», убеждал в преимуществах совместной, организованной борьбы, то и внимание его привлекла история о том, как трудовая община Тухлые защищала свою свободу и независимость и достигла в этом успеха.
Подобная беседа, проведенная во время подготовительной работы к чтению произведения, его первых частей, развивать у школьников способность к гипотетическому мышлению, будет «видеть», чувствовать присутствие автора в изображаемых им событиях.
Понятное дело, полный ответ на этот вопрос ученики смогут дать, только прочитав произведение до конца, проникнув в смысл «пророческого слова» Захара Беркута и своеобразного эпилога, в котором писатель с сожалением констатирует, насколько оправдались последние слова старого вожака, и выражает надежду на будущность счастливой эпохи возрождения своего народа.
Конечно, будет естественным спросить и у самих читателей об их отношении к изображаемому. Как показывает опыт изучения этого произведения в школе, подростки не остаются равнодушными к интересных и динамичных событий, изображенных в повести. Они одобрительно отзываются о замысле Максима Беркута запереть чужаков в долине и уничтожить их там в осаде. Мужество и боевое мастерство защитников Тухлые оказались в том, как удачно они осуществляют этот замысел, не пожалев и села, понимая, что уступают намного меньше.
Школьники благосклонно относятся к общественному укладу тухольцев, которые имели равные права, жили в труде мирно и дружно, были свободными и независимыми. Именно благодаря демократическому порядку, который утвердился в общине, удалось избежать легкомысленных и поспешных мер, позаботиться о крепкой отпор врагу. Так, дельным был ответ граждан Захарии о невозможности разбить врага малыми силами, которые были тогда в тухольцев. Особые преимущества общины оказались в том, что совместно удалось не только быстро эвакуироваться из села, но и построить каменный «мешок» для монголов в долине, что должно стать залогом победы над захватчиками.
Ученики убеждаются в преимуществах общественного образа жизни, но и выделяют из числа тухольцев отца и сына Беркутов, Мирославу - дочь неверного боярина. Именно эти персонажи вызывают у них наибольшую симпатию своим острым умом и нежным и искренним сердцем. Примерами могут быть и Максимов план замкнуть врага в котловине, чтобы «вырубить до последнего...», и поведение Мирославы, ее нежные отношения с возлюбленным - молодым Беркутом. Особое же уважение высказывают юные читатели до Захара Беркута, который воспринимается ими как святой мудрец, всегда обладает истиной. Они безошибочно узнают в нем главного героя повести, в чем в дальнейшем окончательно убеждаются.
Эти персонажи - разные нравом. Захар - рассудительный и мудрый старец; его сын Максим - горячий и острый на ум юноша, а Мирослава - нежная и в то же время волевая натура. Старого Беркута мы часто видим в тяжелой задумчивости о судьбе родного края: «облако сумму на Захаровім главе» нагнал тревожный сон, который довольно быстро оправдался, что, конечно, не могло утешить старика, потому что «сердце его скиміло...». С болью Захар Беркут воспринял и упреки общины о несостоятельности поединка с нападающими. И только ясный план Максима добавил ему радости и силы, потому что это был действительно блестящий стратегический замысел, в котором чувствовался «смелый дух воина-патриота». Мирослава же пленяет своей смелой решительностью и благородством, когда идет на разрыв с бать-ком-предателем, когда переходит из лагеря в лагерь, остроумно используя то пропуск-перстень, то роль монгольского посла. их объединяет жертвенное понимание своей роли, способность поступиться самым дорогим - жизнью ради общего блага.
Иначе чувствуют себя завоеватели, особенно старший среди них - Бурунда-бегадир и его блюдолиз боярин Тугар Волк. 1 отношение читателей к ним такое же негативное. Разве может быть привлекательным «страшный великан» Бурунда или монголы, которые с яростными криками бросились разрушать мирные подворье? Грубая речь бегадира, лакейская поведение боярина, бандитские действия завоевателей сразу вызывают неприязнь к ним. Такое же отношение к ним чувствуется и со стороны автора произведения, который оживленно сообщает, как «градом посыпались камни на их головы, и не одному из воинов Чингизхана кровь залила глаза, мозг брызнул на каменные стены из разбитого черепа». В этих словах - и гнев против захватчиков, и пренебрежение к ним, беспомощных против тухольской выдумки, и радость от удачного нападения на чужаков, запертих в каменном мешке.
Так уже с первых строк произведения писатель пытается противопоставить два лагеря, которые начали между собой смертельный поединок.
Своим поведением, намерениями и поступками, взаимоотношениями, даже внешностью и языком герои произведения достаточно ярко вырисовываются перед читателями, для которых четко выяснено, на чьей стороне кривда, а где - правда. Ученики невольно становятся причастными к конфликту, который ведут между собой персонажи, ибо симпатия к одному из них и антипатия к другому неизбежно порождают мощную силу сопереживания - эмпатию, в чем и заключается волшебная сила искусства.
Чтобы глубже запечатлеть в сознании содержание прочитанного раздела, учащиеся составляют его план. Например: 1) Вещий сон. 2) Страшные вести. 3) Общественный совет. 4) Боевая помощь. 5) План Максима. 6) Оборонительные приготовления. 7) Самоуверенные завоеватели. 8) Осада. 9) Новый подвох боярина. 10) Тухольський посол.
В случае необходимости семиклассники закончат составление этого плана и дома. Кроме того, они могут самостоятельно прочитать и следующие разделы повести - к ее концу. Хорошо, что произведение остросюжетное, с искусно вималюваними батальными сценами, яркими типичными характерами, поэтому с интересом и пониманием воспринимается подростками.
Для домашнего чтения учащимся следует рекомендовать ориентировочные задачи, которые бы дали им возможность контекстно воспринять художественный материал и подготовиться к аналитико-синтетической беседы о его содержании, что произойдет следующего урока. Например:
1. Внимательно перечитайте описание переговоров между Бурундою и Захаром Беркутом. Подумайте, почему было отклонено предложение монголов?
2. Обратите внимание на описание в произведении каменного Стража. Какую роль он сыграл в уничтожении врага?
3. Представьте наиболее яркие картины нападения на чужаков в долине. Назовите удачные и художественные военные меры тухольцев.
4. Найдите в тексте слова Захара Беркута, которые оказались пророческими? Объясните их содержание.
5. Определите, что такое литературный характер и для чего и как следует характеризовать действующих лиц прочитанного произведения?
6. Собирайте материал для написания сочинения на тему: «Захар Беркут - патриот Русской земли» или рассказы на одну из тем:
1. Отрывок из произведения, который больше всего понравился.
2. Мое отношение к Максима Беркута.
3. Чем мне нравится Мирослава?
Такие широкие домашние задания следует заранее заготовить на доске или стенде и т.д. Они не слишком обременительны для учеников и только направляют их на главные направления исследования содержания прочитанного, чем, кстати, способствуют рациональному использованию времени. Тогда беседу о содержании VII-IX разделов произведения «Захар Беркут» можно построить с помощью таких узловых вопросов:
1. Расскажите о переговорах между Тугаром Волком и Захаром Беркутом. Почему было отклонено предложение боярина? Как вы к этому относитесь?
2. Опишите каменного Стража. Почему его так назвали? Какую роль сыграл Сторож в уничтожении врага?
3. Как у Захара возник замысел потопить врагов в котловине? Расскажите, как тухольцы осуществили это намерение?
4. Как раскрывается характер старого Беркута? Для ответа используйте план характеристики персонажа, представленный в учебнике.
5. Какой вклад в разгром чужаков сделали Максим и Мирослава? Расскажите о них, объясните их поведение.
6. В чем проявилась сила тухольцев, слабость завоевателей? Приведите примеры из произведения.
7. Какие слова Захара Беркута стали пророческими? В чем заключается их содержание и не потерял он своего значения?
Отвечая на вопрос, ученики воспроизводят ключевые отрывки из прочитанного, останавливаются, в частности, на эпизоде переговоров Тугара Волка с главарем тухольской общины. Они убеждаются в коварстве врагов, предателя боярина, которые пытались хитростью и угрозами вырваться из петли. В противовес " чужакам", Захар Беркут ведет одверту разговор как с враждебным посланником, так и с тухольцями. Хотя из сложившейся ситуации есть несколько выходов: принять условия Тугара Волка, или сражаться до смерти, бежать в горы - правильным представляется только один - выполнить план уничтожения пришельцев, не предать надежды соседей - горцев и загірян, которых ждет неминуемая гибель, если тухольцы потеряют честь или мужество. Такой выбор должен реализоваться и в сердцах школьников-читателей, которые с пониманием относятся к позиции Захара Беркута, испытывают на себе его благотворное влияние. Был ли у него другой честный выход? Поиски ответа на этот вопрос приводят учеников к более полного усвоения нравственного потенциала эпизода.
Особое место в произведении занимает образ Сторожа - большого каменного столба, которого тухольцы считали священным. Тот камень стоял действительно, словно сторожа, в узком проходе в долину. Большой Сторож недаром был опекуном еще дедов граждан - он и в этот раз пришел на спасение, вернув убийственный поток на врага.
Интересно, что мысль о Сторожа уже давно тревожила старого Беркута, который не мог успокоиться после вещего сна. Поэтому когда взгляд Захара остановился на святом камне, он сразу вспомнил, как чуть не каждую ночь камень являлся ему и падал, привалюючи собой. Камень сам хочет сдвинуть с места, надо лишь помочь ему в этом. Так думал Захар Беркут, и так пришла к нему замечательная мысль перекрыть пролив и смести с лица прекрасной долины чудовищную силу, что посягает на родной край.
Захар Беркут предстает перед читателями настоящим народным героем, патриотом Русской земли. Все его заботы и боли связаны с ее судьбой. Даже во сне не покидает его тревога, предчувствие близкой опасности. И когда она пришла, Захар не растерялся, потому что был готов к ней. «Не отбить, но разбить» врага - такой он видит цель тухольской общины в то сложное время.
Не сразу прислушались тухольцы к словам своего предводителя, не за один миг собрались с силами. Больших неприятностей нанесли они Беркуту, сердце которого кипело против врага еще и от мысли о потере сына Максима. И победили глубокая мудрость и благоразумие общины и Беркута. Этому способствовала также подспорье, что пришла с вершин и из-за гор, и с ней - осознание собственной ответственности за судьбу не только своей общины, но и соседей, которые с надеждой смотрели на тухольцев.
Большая сила воли, мужество в борьбе со страшным врагом, честность Захара Беркута отчетливо видны в его поступках, прежде всего решениях, которые он принимает. И ярче - в раздумьях, предшествующих словам и действиям персонажа. Именно они отражают внутреннюю борьбу отца и гражданина, когда неоднократно встает вопрос спасти сына или загубить общее дело.
Самый высокий взлет души Захара Беркута - в его поучительных словах в общины, которые оказались пророческими. Мудрый старец убеждает, что победа пришла к тухольцев не только благодаря оружию, удачному использованию местности, но и обеспечена общественным строем: «согласию и дружественностью». То наибольшая сила, которую следует тщательно беречь, - поучал Захар.
Существенным для понимания идеи произведения является его своеобразная концовка - эпилог, из которого ощущается и авторская огорчение по поводу пророчества слов старого Беркута. Писатель не оставляет надежды на то, что земля, которая имеет таких героев, способна возродиться. Оптимистическое звучание заключительных строк повести внушает читателю чувство дружбы и взаимопомощи, убежденности в правоте того общественного порядка, при котором люди - один за всех, а все за одного. Семиклассники убеждаются, как еще в древности люди мечтали о справедливом устройстве и имели его. Пример тухольской общины становится для школьников настоящим уроком демократии, дружбы, честности, патриотизма.
Беседу о произведении «Захар Беркут» на третьем уроке следует завершить заблаговременно, чтобы объяснить домашнее задание - подготовку учащихся к письменной работы по заранее определенным темам. Следует напомнить им темы этой работы и поинтересоваться, как они поняли, что такое литературный характер и для чего нужно характеризовать персонаж художественного произведения, какие действия для этого нужно выполнить.
Четвертый урок полностью отводится для написания работы по повести Ивана Франко «Захар Беркут», что даст возможность учителю проверить и оценить знания учеников о произведении, усовершенствовать их речевые умения и навыки, способствовать проявлению собственных суждений о прочитанном и по поводу него.
|
|
|