|
Статья
Евгений Гуцало
Урок по изучению рассказа Евгения Гуцало «Олень Август» 6 класс
Н. Половецкая,
учитель украинского языка и литературы
Черкасская обл.
Тема. Евгений Гуцало. «Олень Август». Идея неординарного взгляда на мир. Образ необычного мальчика Жени, его умение фантазировать, воображать.
Цель: проработать произведение, определить его место в художественном наследии Есть. Гуцало; учить учащихся видеть и оценивать богатство фантазии Жени и его неординарный взгляд на мир; охарактеризовать образы мальчика и режиссера Альтовая; осознать роль необычного, романтического в жизни человека; развивать умение учащихся отстаивать собственный взгляд на мир и свои убеждения, умение сохранить свою сущность.
Оборудование: текст рассказа «Олень Август»; словарь к тексту произведения; эпиграф.
Тип урока: урок-исследование.
Эпиграф: Евгений Гуцало заставляет нас заглянуть в самую суть обыденного, увидеть его красоту и содержательность, оценить жизнь во всех ее проявлениях.
Потому что он - настоящий мастер и волшебник, который умеет словом коснуться человеческой души, создать из слов симфонии, и эта музыка слова возвышает нас над мелочностью и обыденностью, делает чище и благороднее.
Ростислав Самбук
Ход урока
И. Вступительное слово учителя
Проза Евгения Филипповича Гуцало - это многочисленные сборники рассказов, новеллы, эссе, повести, адресованные детям, юношеству, взрослому читателю. Проза была для него и творческой лабораторией, и возможностью высказать соображения по поводу того, как увидеть важное и весомое в мелком, необычное - в обычном, пробуждает сознание, побуждает к размышлениям над человеческими судьбами в произведениях, увлечениями, пристрастиями, поступками литературных героев.
II. Сообщение темы и цели урока
1. Наша задача - увидеть и оценить богатство фантазии мечтателя Жени и его неординарный взгляд на мир; пересказать приключение Жени; доказать, что в жизни обязательно сосуществуют контрасты - добро и зло, радость и горе, свет и тьма - и что, не испытав зла, мы не сможем полностью оценить и осознать безграничность и величие человеческой доброты.
2. Чтение и комментирование эпиграфа.
III. Изучение нового материала.
Слово учителя. Прежде всего давайте выясним, какая была погода, когда Женя возвращался из школы, какое настроение было у мальчика.
• Зачитайте отрывок от начала рассказа до слов «... сейчас они казались ему еще более глупо и достойными презрения, чем когда-либо». Проанализируйте поведение Жени. Почему ему было весело?
• Почему мальчик вдруг остановился?
• Что привлекло его внимание? Прочитайте.
(Отрывок от слов «И вдруг Женя остановился» до слов «... пробрался вплоть до закрытых дверей автобуса».)
Слово учителя.
Итак, все, что происходило на съемочной площадке, мы осознаем через призму восприятия Жени, видим его глазами и внешность тех людей, и их поведение.
Он не знает, что человек на высоком стуле, - то оператор, который «энергично махал ногами, как будто ехал на велосипеде». Камера для мальчика - это «непонятный массивный аппарат».
А как тонко Женя замечал поведение и элементы внешности артистов! Проиллюстрируйте эту мысль.
Ответы учащихся.
Первым в очереди возле автобуса стоял дедушка в очках, которые он часто поправлял и, щурясь, поглядывал на солнце.
За дедушкой в очереди стояла женщина с корзиной, в которой сидел длинношеий гусь. Он был обеспокоен, ґелґотів, пытался выпрыгнуть из корзины.
Третьей была в очереди красивая девушка в шерстяной косынке. У нее были темные густые волосы, что «рассыпалось по плечам». Это мы увидели, когда она сняла платок, потому что ей стало душно.
Студент приблизился «с независимым видом», потом «удивленно поглядел» лишь на красивую девушку, а потом снова выражение его лица стало надменным и пренебрежительным.
Последним подбежал невоспитанный «мальчик с ранцем за спиной». Почему невоспитанный? Не стал в конец очереди, а пробрался к закрытой двери автобуса и стал первым.
Слово учителя.
• Наблюдая эту картину, Женя не осознанно оказался в кадре. Есть. Гуцало пишет: «Но Женя не умел играть». Из чего это видно? (Мальчик оказался в очереди к автобусу, но до студента он повернулся спиной, потому что все внимание сосредоточил на мужчине, что «сидел за зйомочною камерой на высоком стуле». То есть, Женя вел себя не так, как нужно было по сценарию, и, конечно же, был лишним на съемочной площадке).
• Какова была реакция режиссера Альтовая на появление лишнего актера?
(Он сразу увидел Женю, был очень недоволен. Сначала Альтов воспринял мальчика за одного из тех многочисленных прохожих, которые часами простаивали возле съемочной группы, никуда не спеша. Этот парень смотрел с восторгом. И все же Альтов прогонял его: «Уходи!»)
• Учащиеся по ролям читают диалог от слов: «Альтов подошел к Жене...» до слов : «Не мешай!»
• Почему режиссер прогнал мальчика? Как вы относитесь к этому поступку старшего человека?
(Автор отмечает, что лицо в Альтовая было уставшее. Возможно, то снимался уже не первый дубль, а Женя, появившись в кадре, конечно, сорвал съемку.
И все же это не оправдывает грубости режиссера. Женя - маленький мальчик, и поэтому Альтов должен был объяснить ему эту ситуацию).
• Как вы думаете, почему Женя не разгневался на режиссера?
(Мальчик имел чистую, незапятнанную душу. Его восхищало все, что он видел. Улица и небо пахли свежестью. Воздух был холодный и чистый. Жебоніли ручьи. А здесь снимают кино... Раз этот дядя обругал, значит, он тоже начальник (Жене казалось, что самый главный здесь - оператор).
• Почему «чувство недовольства возникло в душе» Жени, когда уехала съемочная группа?
(Мальчик на съемках надеялся увидеть что-то «красивое, необычное - такое, как в кино...» Он был уверен: самое интересное обязательно должно быть!)
• Какие картины мерещились парню? Как это характеризует Женю?
(Вот мужественные воины преследуют шпионов, через высокие горы мчатся поезда, синим морем плывут корабли под белыми парусами.
Это свидетельствует о богатую фантазию Жени и его неординарный взгляд на мир).
• Что стало причиной того, что Альтов захотел сделать мальчику приятное?
(Режиссер был доволен, что рабочий день закончился. Сняли какую-то будничную сцену, и он понимал разочарование мальчика, что тот не увидел тех захватывающих эпизодов, которые часто видел на киноэкране. Альтов знал, что в жизни Жени придется разочаровываться не раз, и поэтому захотел сделать мальчику приятное: провезти его собственной машине по городу. Правда, эта «доброта» была продиктована пустословием и эгоизмом: завтра мальчишка будет хвастаться своим сверстникам, что катался на машине с самым Альтовым).
«Альтов был доволен: парень даже говорить не может от радости, что сидит рядом с ним. Такое положение легко объяснить. Свое увлечение кинофильмами переносит на него, потому что считает таким интересным и удивительным. Мальчик, видимо, еще не понимает, что Альтов - обычный, обыденный, как и все остальные»).
В какой момент и Альтов, и Женя были неискренни друг с другом? Прочитайте. Какими мотивами продиктовано это чувство?
(«I Альтов засмеялся еще раз ... Он знал, как никто, что не достоин восхищения. Но разве мог объяснить это парню? Тот все равно не поверил бы».
«Альтов придумывал, импровизировал. Никогда в жизни не собирался ставить подобный фильм. В своем творчестве не умел фантазировать. И сейчас, говоря неправду, считал, что его ложь имеет благородную цель...»
« - Наверное, на двойки учишься? - спросил вдруг, завидев, что высунулся из портфеля тетрадь с грязной обложкой.
Женя покраснел, ловко сунул тетрадь обратно.
- Нет...
- А как же?
- Имею пятерку.
- Гм, - выразил сомнение Альтов.
Жене страшно захотелось, чтобы ему поверили. Посмотрел на Альтовая сяйливими светлыми глазами и сказал:
- Имею пятерки!
Это значило много. И то, что он старательный, тщательно готовит домашние задания. И то, что загрязненный тетрадь уже дописана, завтра возьмет новенький, с голубой обложкой.
Альтов сказал:
- Это хорошо.
И Женя, отвернувшись так, чтобы не видел режиссер, усмехнулся. Как это славно, что учится на «отлично», никогда не опаздывает на уроки. И он в душе дал себе слово, что всегда будет старательным и трудолюбивым».)
Мы знаем, что Женя - «первоклассник или второклассник» (именно так определил его возраст Альтов). Режиссер пообещал мальчику сниматься в кино. Это огромное счастье для такого маленького ребенка! И поэтому мы, читатели, понимаем желание Жени выглядеть в глазах Альтовая отличником.
• Прочитайте по ролям эпизода от слов: «Видишь вот это строительство?» до слов: «...искатели назвали его Олень Август».
• Что в этом эпизоде вызывает у вас уважение или восхищение, а что - осуждение и презрение?
• Перескажите эпизод от слов: «Альтов придумывал, импровизировал» до слов: «Там тоже ничего, только дома».
• Альтов считал, «что его ложь имеет благородную цель». Так ли это? А каково ваше мнение?
• Какие картины представали в воображении мальчика в то время, когда режиссер придумывал? О чем это свидетельствует?
(Можно ответить словами самого Альтовая: «Нет, эти дети таки фантазеры. Иногда умеют видеть то, чего нет. По словам в них предстает живая действительность. Вот, пожалуйста. Он сказал что-то про золотоискателей, о парне с экстравагантным именем. Говорил, даже не задумываясь. А его спутник уже сумел представить, сумел увидеть. Возможно, этот школьник с потрепанным портфелем одаренный тем, чем наделены настоящие мастера. Уже и в самом деле видит мир иначе, чем другие, для него по пустиреві ходят олени... Возможно, этот дар пропадет зря, ибо человек не всегда догадывается, что « она немного не такая, как другие».
Итак, Женя видит и осознает красоту окружающей жизни, испытывает огромную радость от самого существования на нашей замечательной планете).
• Почему Альтов почувствовал неприязнь к мальчику?
(В его холодной серой душе вспыхнула зависть к школьника с потрепанным портфелем. Альтов сам осознает, что не умеет фантазировать, и мы можем предполагать, что он снимал не шедевры, но довольно примитивные фильмы, интересные небольшом количестве людей. Альтов не был Мастером).
• Прочитайте абзац, начинающийся словами: «ехали сквозь сумерки». Чем, по вашему мнению, объяснить такую перемену в окружающей среде?
(Сумерки были не только на улице, но и в настроениях случайных попутчиков. Альтов чувствовал себя раздраженным, потому что уже и позабыл, что сам пригласил Женю на прогулку, желая сделать тому приятное. Когда же школьник сказал, что, возможно, оленей на пустыре совсем не было, в глазах у режиссера блеснули злые огоньки. Альтов почувствовал, что этот мальчишка уже примелькался ему, мало того, он раздраженно подумал, что у ребенка «больное воображение».
Жене было неловко, он чувствовал, что настроение у режиссера изменился. Мальчик никак не мог понять почему. И вдруг у него мелькнула мысль: «... это все виноваты олени»).
• Женя вышел из машины. В движении оказалось волнение мальчика? Прочитайте.
(«У Жени висковзнув из рук портфель, тетради выпали на тротуар. Он нагнулся, начал собирать»).
• А какие слова режиссера разозлили мальчика?
(Альтов сказал женщине-актрисе, которая садилась в машину, что у Жени нет никаких данных, чтобы сниматься в кино).
Слово учителя. Женю охватили и отчаяние, и гнев. Насобирал грязные тетради, положил их в портфель. Сразу хотел забросить его прочь, а потом устыдился этого порыва. Он не позволит какому-то Альтову растоптать его фантазии. «Он сам будет играть. Сам с собой. Поставит такое кино, что все ахнут от удивления. И он спасет золотоискателей!»
Ученики пересказывают заключительные два абзаца рассказа.
Работа с таблицей «Словарь к теме».
Режиссер - лицо, которое руководит постановкой спектакля, кинофильма или иной программы.
Оператор - рабочий, управляющий работой сложного механизма; человек, который снимает кинофильмы или телепередачи.
Тайга - природная географическая зона умеренного пояса, поросшая хвойными лесами.
Импровизировать - создавать стихи, музыку или произносить речь без предварительной подготовки.
Миссия - представители государства, направленные в другое государство с какой-либо целью; поручение, задание; назначение; призвание).
V. Итоги урока. Вопросы для беседы.
• Какое впечатление на вас произвел рассказ?
• Над какими проблемами заставляет задуматься?
VI. Домашнее задание: составить план к рассказу «Олень Август» (по выбору учащихся); рассказывать про мальчика Женю по алгоритму «План характеристики литературного героя».
1. Внешний вид.
2. Поступки героя.
3. Отношение к нему других персонажей.
4. Речь героя.
5. Черты характера.
|
|
|