Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Лотоцкий Антон
Какого времени ждет Миша?
Урок по изучению рассказа А. Лотоцкого «Михаил-семилеток»
5 класс

А. Ситченко,

доктор педагогических наук; Н. Огренич

Николаев



«Древнерусские времена Украины (борьба киевлян против захватчиков-печєнігів) в литературной интерпретации. Содержание рассказа, его тема, составные части сюжета. Кульминация. Сравнительная характеристика образов братьев. Размышления о добре и зле.

ТЛ: тема художественного произведения, сюжет, кульминация» [из учебной программы].

Сведения о Антина Левович Лотоцкого можно несколько углубить, использовав для справки о нем факты многогранной деятельности писателя, учителя, историка, книгоиздателя. Важно, однако, удержаться в рамках требований, которые выдвигаются в этой работе к пятиклассников. Учитель сообщит, что писательский талант проснулся у юноши во время обучения в Бережанской гимназии, где он в шутку начал издавать юмористический журнал «Небылицы». Первый сборник рассказов - «Цветы с поля» - появилась в 1907 г. Тридцатилетний учитель Рогатинской гимназии, что на Львовщине, Антон Левович был интересным и требовательным преподавателем. Вместе с учениками и другими учителями организовал драматический кружок. Во время работы в Рогатинской гимназии поощрил учителей и учащихся изучать историю родного края: основал общество «Молодая Сечь», члены которого занимались археологическими раскопками, записывали народные предания и легенды. Среди сечевиков царили казацкие обычаи, креп патриотический дух и национальное сознание, поэтому не удивительно, что все воспитанники Антона Лотоцкого во время Первой мировой войны стали в оборону отечества. Как издатель, он заботился о том, чтобы дети и взрослые имели украинские книги, основал два издательства - «Журавли» (для взрослых) и «Синие колокольчики» (для детей). В 1934 г. издал «Историю Украины для детей», в журнале «Мир ребенка» открыл курс английского языка для детей.

Обращая внимание учащихся на щедрый талант А. Лотоцкого, учитель подчеркнет, что больше всего его дарование - любить и творить для них. Особенно его интересовала прошлое народа, интерес к которой привил отец парня, который хорошо видел как славные, так и трагические страницы украинской истории. Отцова наука глубоко вошла в сердце Антона и помогла ему создать интересные и поучительные рассказы на историко-патриотическую тему. С одним таким рассказом - «Михаил-семилеток» - пятиклассники знакомятся уже сейчас.

Поскольку рассказы «Михаил-семилеток» состоит из пяти относительно завершенных художественных картин, разумно будет выбрать событийный анализ произведения, последовательно прочитывая и обсуждая его части. Сначала следует обратиться к названию этого рассказа и объяснить, какое значение имеет имя Михаил: равный Богу (староевр.). В подзаголовке к произведению есть указание на то, что это рассказы из народного перевода. Ученики будут иметь возможность повторить понятие о мифы и легенды, и то, что в их основе лежат древние предания, которые рождались из былины [3: 12-16]. Использовав народное предание о нападении монголо-татар на Киев в XIII ст., писатель его немного изменил и описал осаду столицы печенегами в X в. На то воля автора, потому что каждое произведение - это плод его воображения, более или менее связан с действительностью.

Перед чтением первой части рассказа учащиеся получают установку: «Обратите внимание на то, какие времена ведется рассказ, действующие лица изображены в произведении». Опираясь на это указание, они смогут успешно ответить на вопросы:

1. О какие времена и людей которых рассказывается в произведении?

2. С каким чувством их описывает автор?

Выяснив первые впечатления от прочитанного, учитель может предложить учащимся самостоятельно прочитать следующую, вторую часть произведения. Для ее заинтересованного и осмысленного восприятия учащимся также дается установка в виде ориентировочной основы умственных действий алгоритмического типа:

1. Какая беда пришла в Украину?

2. Что смутило захватчиков?

3. Какое объяснение им дали шаман?

4. К каким действиям прибегли печенеги?

Во время первичного чтения этого отрывка учащиеся обращают внимание на основные смысловые элементы текста, готовятся к его переводу, который благодаря установке должен быть достаточно полным и правильным. Можно провести краткий пересказ, поинтересовавшись у читателей, какие события передано в этой части повествования. Собственно, пятиклассники нарисуют словесную схему ее содержания. Она может быть и такой: «Когда печенеги обступили Киев и начали тараном разбивать его стены, то увидели, что наносят больше вреда себе, чем киевлянам. Это заставило изумленных захватчиков обратиться к гадателям, которые пояснили, что Киев можно получить лишь тогда, когда захватить княжеского сына-семилетка, который является душой своего народа, его силой, которую нельзя убить. Однако ее можно поработить. Народ киевский еще не осознает, какую силу имеет он в лице княжеского сына, и может легко отдать его печенегам, чтобы захватчики отступили.

Поэтому нападавшие решили выманить у киевлян их душу, забрать силу, захватив князенка-семилетка».

Краткий пересказ прочитанного дает учащимся возможность удерживать в сознании сюжетный струю повествования, вызывает чувство эмпатии к персонажу, эмоциональной причастности к изображаемых событий.

Третью часть произведения, пусть опять прочитает учитель, а ученикам посоветует наблюдать, как киевский князь отнесся к предложению послов из вражеского лагеря выдать им семилетнего сына. После ответа на этот вопрос пятиклассники обратятся к следующей, четвертой части произведения. Как наиболее драматичный по содержанию и форме, этот отрывок целесообразно прочитать по ролям, определив слова автора, Мишу, его отца, Лихослава и боярина Збигоня. Такая форма чтения усилит эмоциональное восприятие художественных событий и поможет ученикам воссоздать в воображении нарисованную писателем картину вече. Конечно, и к этой части сочинения следует дать хотя бы такую установку читателям-ученикам: «Объясните, почему вече изменило свою первую мысль и выдало печенегам Мишу? Как случилось, что князь согласился на такое решение?».

Выслушав первые впечатления пятиклассников от этого отрывка и взвесив то, что время на уроке иссякает, им надо дать задание на дом: прочитать рассказ до конца и подготовиться к обсуждению его в целом. Для этого им придется подобрать названия к каждому из пяти отрывков произведения, подготовиться к пересказу прочитанного, определить в тексте сказочные элементы, объяснить, к которому подходящего времени стережет Золотые ворота в дальнем крае Михаил-семилеток.

Целью второго урока изучение рассказа А. Лотоцкого «Михаил-семилеток» является усвоение смысла и значения всего произведения, а также сведений о его композиционные элементы и выработка умений определять их на примере из текста. Основу беседы могут составить такие завданняй вопрос:

1. Интересно ли было вам читать рассказы о Михаиле-семилетка?

2. Какие отрывки из произведения больше всего запомнились? Переведите (зачитайте их.

3. Какие названия частей произведения вы подобрали? Зачитайте их в виде его плана.

4. Кратко передайте содержание всего рассказа, опираясь на этот план.

5. Назовите главных персонажей произведения. Расскажите о Мишу.

6. Прочитайте в учебнике о тему и сюжет художественного произведения [3: 200]. Попробуйте определить элементы сюжета рассказа «Михаил-семилеток».

7. Определите элементы народного предания и сказки в произведении. Объясните их.

8. Какова тема произведения? Назовите другие произведения на подобную тему.

9. Которого ждет подходящего времени Михаил-семилеток в далеком крае? Можно сказать, что это время уже настало?

В требованиях к литературных знаний и умений пятиклассников планирование текста занимает важное место, ибо служит главным средством событийного (последовательного) анализа художественного произведения. Подбирая названия основных частей рассказа А. Лотоцкого «Михаил-семилеток», ученики перечитают текст, глубже проникнут в содержание его ключевых картин, поэтому более полно и правильно смогут пересказать прочитанное. После обсуждения ученических вариантов заголовков к частям произведения учитель может дать и собственный образец выполнения этого задания:

1. Князенко Михайлик.

2. Осада Киева.

3. Вражеская предложение.

4. Народное вече.

5. Последняя услуга.

Этот план ученики легко могут трансформировать в виде вопросительных или розповідних предложений или цитат.

Рассказывая о главных персонажей произведения, ученики назовут всех действующих лиц: киевского князя Владимира, печенегов и прорицателей, послов и черного духа, Лихослава, Збигоня, крылатого коня и, конечно, коллективный образ общины. Для того, чтобы углубить впечатление пятиклассников от Миши, им следует посоветовать перечитать первую часть произведения, в которой представляется описание славного князенка, объяснить поведение малого Михаила, который просился на бой с печенегами, а также значение последней услуги, которую сделал киевлянам семилеток. Можно также поинтересоваться, почему брат Лихослав подговаривал киевлян против Миши, а старый боярин Збигонь поддержал Лихослава.

Разговор о содержании произведения стоит использовать для усвоения понятий о его тему и сюжет. Учащимся следует дать задание самостоятельно прочитать об этом статью в учебнике и ответить на вопрос, что играют роль ориентировочной основы умственных действий:

1. Что такое тема художественного произведения?

2. Какое значение слова «сюжет»?

3. Что такое сюжет художественного произведения?

4. Что составляет основу сюжета?

5. Какие есть элементы сюжета?

6. Определите кульминацию рассказа «Михаил-семилеток».

Выполняя эти задания и отвечая на вопросы во время обработки підручникової статьи про тему и сюжет художественного произведения, пятиклассники не только полнее усвоят теоретико-литературные понятия, но и сознательно применят знания о них на практике. Чтобы правильно определить кульминацию обучаемому рассказы, им стоит задуматься над всеми составляющими сюжета.
Основные части сюжета рассказа А. Лотоцкого «Михаил-семилеток»


1 Экспозиция - Сообщение о том, что когда в Киеве был Миша - славный сын князя Владимира.

2 Завязка - Осада Киева печенегами.

3 Развитие событий - Печенеги выслали послов к киевскому князю. Решение о созыве вече.

4 Кульминация - Народное вече.

5 Развязка - Последняя услуга Мишу родному Киеву.

Определяя элементы народного предания и сказки в произведении, ученики вспомнят, что народная сказка - это произведение о фантастические события и вымышленные персонажи, тогда как предание - повествование, в основе которого быль, что сочетается с вымышленными событиями и действующими лицами. Пятиклассники получат возможность повторить сведения о художественные приемы сказки:

а) традиционный зачин - «Было это очень давно»;

б) традиционную концовку - «Сидит он там и никогда не старіється...»;

в) употребление ласкательных слов - «Миша», «молоденький», «батеньку», «утято сладенькое» и т.п.;

г) фантастические превращения и преувеличения - «И в одной волне в коня выросли крылья, а от Миши ударила такая ясность, что народ аж ужаснулся из чуда». «Он взял Золотые ворота золотые стремена и вихрем умчался между врагов». «И что махнет мечом по правую сторону, - то враг, как срубленное дерево, упадет; что махнет мечом по левую сторону, - то враг, как подкошенная трава, стелющаяся» и т.п.;

д) ритмичность и образность языка - «И случилось тогда, что печенеги большой силой надвинули на Украину. Подошли под самый Киев и осадили его со всех сторон, как черная туча».

В подзаголовке к произведению А. Лотоцкого «Михаил-семилеток» есть указание на то, что это рассказы из народного перевода. Былью является тот факт, объяснит учитель, что в народном предании освещаются события монголо-татарского нашествия на Киев в XIII ст., однако писатель изменил время действия, которая в его рассказе перенесена в X ст., княжение Владимира, и касается осады города печенегами [3:192].

В работе над жанровыми особенностями обучаемому рассказы помогут и объяснения, которые дает Г. Мовчан, утверждая, что это произведение приближен к литературной сказки, потому что в нем слишком большое место занимает авторский домысел [1: 136].

Уже в 5-в классе ученики должны усвоить понятия о теме художественного произведения, определяемая на основе жизненных явлений, которые изображает писатель. Есть рация им выписать в тетрадь теоретические сведения о теме, приведенные в учебнике [3: 200]. Имея эти знания, пятиклассники способны самостоятельно объяснить, что темой рассказа А.Лотоцького «Михаил-семилеток» является осада Киева захватчиками и его рыцарская оборона во времена Киевской Руси. Поскольку писатель свободно оперирует временем в своем произведении, то это означает, что он достаточно обобщенно передает исторические события. Как и должно быть в сказке, добро здесь побеждает зло. Однако, замечает Г. Мовчан, если в сказках победа обычно выражается через материальные атрибуты, то Антин Лотоцкий возвышает ее до уровня духовности. В этом видим высокий нравственно-эстетический потенциал его рассказы «Михаил-семилеток».

Приблизиться к пониманию идейного значения произведения читатели смогут, объяснив, какого времени ждет Михайлик, чтобы вернуться в Украину, и не пришло уже то время. Этот вопрос ученики могут раскрыть и в письменной домашней работе.

Литература

1. Мовчан Г. В. Украинская литература: Кн. для учителя: 5 кл. - К.: Генезис, 2005. - 248 с

2. Ситченко А. Л. Учебно-технологическая концепция литературного анализа. - К.: Ленвіт, 2004. - 304 с

3. Цимбалюк В. И. Украинская литература: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учеб. заведений. / В.І.Цимбалюк В. И., В. В. Потеха - К.: Науч. книга, 2005. - 320 с