Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Взаимосвязь педагогических и учебных практик в системе профессиональной подготовки учителей-словесников

О. Семеног,

доктор педагогических наук, Киев



На современную систему профессиональных практик будущих учителей-словесников в значительной степени влияют новые тенденции в развитии высшего педагогического образования в Украине и за рубежом, рост социальной роли личности, акцент на культуроцентризм, технологизация учебно-воспитательного процесса. Анализ различных подходов утверждает, что система практик будет совершенной, если она будет строиться с учетом общедидактических принципов, определенных в педагогических исследованиях (А. Алексюк, С. Архангельский, Ю. Бабанский, В.Краєвський, В.Казаков, О. Савченко, В. Ягупов и др.), и обеспечивать подготовку учителя как профессионально компетентного специалиста-исследователя и культуромовної личности. Такая цель должна отражаться в содержании практик, постепенном увеличении объема их задач на каждом образовательно-квалификационном уровне (от индивидуальной работы к организации работы с коллективом), в характере выполняемой деятельности студентов (репродуктивная - реконструктивная - творческая).

Изучение трудов последних лет подтверждает внимание педагогов Украины и зарубежья к этим вопросам. Немалый опыт практической подготовки накоплен педагогами Тернопольского, Николаевского, Нежинского, Дрогобычского университетов, где студентам предоставляется постоянная консультативная помощь по подготовке уроков разных типов, внеурочных воспитательных мероприятий, советы по оформлению отчетной документации. Программы педагогических практик частично совершенствуются путем взаимосвязи с диалектологическими, фольклорно-и литературно-краеведческими практиками (Уманский ГПУ, Луганский НПУ, Житомирский ДУ). Интересен опыт практического взаимодействия университетов, колледжей, школ накоплен в регионах России: усиливается взаимосвязь курсов предметной и психолого-педагогической подготовки (Камчатский ГПУ); осуществляется анализ теоретико-методологических основ и психолого-педагогических условий организации педагогической практики в системе многоуровневой подготовки (Липецкий ГПИ), накануне практик читаются спецкурсы, посвященные проблемам эргономики, профессионального имиджа учителя (Московский ГПУ); создаются Интернет-сайты, информационно-поисковые системы педагогической практики, педагогические Интернет-ресурсы (Карельский ГПУ, Череповецкий ГУ).

Вместе с тем ряд вопросов, касающихся разработки целостной личностно-ориентированной системы практик будущих учителей украинского языка и литературы, ждут своего исследователя. Цель предлагаемой статьи - рассмотреть вопросы взаимосвязи педагогических и учебных практик как неотъемлемых составляющих в совершенствовании профессиональной компетентности будущих учителей украинского языка и литературы.

В какой степени педагогическая практика окажется успешной, даст возможность нашим воспитанникам по-настоящему испытать свои творческие способности, реализовать себя как специалиста-исследователя, зависит их дальнейшая профессиональная судьба. Опыт показывает, что каждую следующую педагогическую практику, которая имеет свои специфические профессиональные, учебные, научные, воспитательные цели, необходимо проводить с учетом цели и задач предыдущей, параллельной или последующей учебной (фольклорной или литературно-краеведческой, диалектологической или социолингвистической, этнографической или музейной) и педагогической практик. Вполне приемлемой считаем концепцию педагогической практики, разработанную Т.Гребенюк. Российская исследовательница доказывает, что практика является целостным процессом и способствует саморазвитию студента, развитию его психических и личностных свойств и качеств. Целостность, и в этом прав ученый, обеспечивается единством между составляющими и формами деятельности, всеми сторонами психики и личности студента [1].

На филологических факультетах предлагаются такие педагогические практики. На образовательно-квалификационном уровне «бакалавр»: пассивная педагогическая пропедевтична (1 курс); пассивная педагогическая аналитическая (2 курс), комплексная аналитическая и летняя воспитательная (3 курс), комплексная учебно-воспитательная в 5-9 классах (4 курс). Завершает подготовку специалиста комплексная учебно-зачетная практика в 9-11 классах общеобразовательной школы и учреждениях нового типа. Профессиональное становление магистра происходит во время педагогической практики в учреждениях нового типа и ВУЗОВ.

В частности, пропедевтична пассивная педагогическая практика на первом курсе предусматривает ознакомление с «творческой лабораторией» учителя украинского языка и литературы, формами организации внеклассной и внешкольной воспитательной работы; обязанностями классного руководителя, специфика его работы с учащимися с учетом индивидуальных, психологических, возрастных особенностей; посещение классных часов, внеклассных мероприятий, занятий кружка, секций, литературного объединения, подготовку профориентационного выступления перед учениками и т.д.

В то же время параллельно с участием преподавателей кафедры украинской литературы происходит подготовка первокурсников к фольклорной и литературно-краеведческой практики. Знакомя студентов с состоянием воспитательного процесса в школах, предлагаем им выполнить первичные опрос учащихся на знание фольклора и литературы родного края, выявить эстетическое воздействие народной песни, легенды, сказки на молодое поколение, выяснить особенности школьной краеведческой работы, помочь учителям подготовить наглядность и соответствующий фольклорно-краеведческий дидактический материал для уроков и воспитательных мероприятий. Такая работа формирует индивидуальные качества, характер, целеустремленность, организаторские способности, выдержку, такт, умение строить взаимоотношения с детьми и родителями и сказывается качественными сдвигами в профессиональном становлении будущих учителей. Педагогическим и воспитательным задачам фольклорной практики предусматриваем также сбор етнокультурознавчого материала для расширения форм и методов проведения уроков и внеклассных мероприятий, подготовки научных исследований.

Студенты второго курса в течение учебного года привлекаются к аналитической пассивной педагогической практики, цель которой - ознакомить с организацией учебного процесса и воспитательной деятельностью общеобразовательной школы. За определенный период изучают опыт работы школы по актуальным проблемам воспитания учащейся молодежи; выполняют функции классного руководителя, самостоятельно или под руководством преподавателя разрабатывают конспект воспитательного мероприятия; исследуют психологические особенности, способы активизации и поддержания внимания, памяти, развития мыслительной деятельности учащихся; наблюдают за учебной деятельностью учителя-словесника (использование различных способов формирования практических умений и навыков, применения индивидуального подхода к учащимся); посещают уроки украинского языка и литературы, при необходимости производят до них наглядный и дидактический материал.

Одновременно идет подготовка студентов и к диалектологической практики: это реализуется в проведении элементарных социолингвистических наблюдений, опросов школьников на знание говіркових особенностей родного края, изучении опыта лінгвокраєзнавчої работы в общеобразовательном учреждении, в подготовке бесед для учащихся об особенностях говора, топонимики родного села на основе материалов діалектологічних экспедиций студентов старших курсов, в изготовлении лингво-краеведческого дидактического материала. Приобретенный опыт обогащает образовательные цели летней диалектологической практики. Системно организованная, такая практика расширяет спектр форм и методов работы по лингвистическому краеведению, социо-, этнолингвистики на уроках украинского языка, накапливает научную информацию для дальнейших курсовых исследований, в совокупности развивает умение оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; учит разграничивать варианты норм и речевые нарушения, воспринимать язык как художественное явление, имеет этическую и эстетическую ценность, помогает будущим педагогам глубже понять языковой мир школьников, найти эффективные способы решения учебно-воспитательных проблем.

До задач комплексной аналитической педагогической практики (курс), руководство которой осуществляют, как правило, преподаватели кафедр педагогики, психологии, педагогического мастерства, приобщаем и такие, как посещение и анализ уроков учителей-словесников и студентов старших курсов; изготовление дидактических материалов, в т.ч. с использованием компьютерной техники; индивидуальная консультативная работа с украинского языка или литературы с отдельными учащимися; овладение технологиями проведения филологического, народоведческого внеклассного мероприятия (выпуск профессиональной газеты, подготовка занятия лінгвокраєзнавчого кружка и т.п.); участие в работе методобъединения учителей; выполнение задач научного исследования.

Полученный опыт помогает разнообразить воспитательную работу в летних оздоровительных учреждениях, активизировать поисковые филологические краеведческие исследования. Например, пермские школьники, находясь в летнем профильном лагере, под руководством педагога анализировали лингвокультурологические особенности прозвищ учеников и учителей, компьютерный жаргон в речи старшеклассников, осваивающих лексике пермских говоров и т.д. [2]. Результатом такой лингво-педагогической деятельности стало осознание школьниками необходимости совершенствования культуры речи, важность связи с историей, культурой родного края.

Цель комплексной учебно-воспитательной педагогической практики в 5-9 классах общеобразовательных школ i-III степеней и школах нового типа -- лицеях, коллегиумах, гимназиях (4 курс) - овладеть развивающие технологии учебно-воспитательной деятельности. Опыт показывает важность составления проекта приказа об организации такой практики в предыдущем семестре. Это дает возможность студентам заранее посетить классы, выполнить первичные наблюдения за уровнем языкового, литературного, культурного развития учеников, начать экспериментальное исследование по проблемам методической курсовой работы.

Корректировать собственную исследовательскую деятельность будущих специалистов общеобразовательных учебных заведениях нового типа или высшей школы помогает спецкурс «Практика в системе профессиональной подготовки учителя-словесника». Во время чтения лекций, проведения практических, лабораторных занятий выясняем отечественный и зарубежный опыт практики на филологических факультетах университетов, особенности взаимосвязи и профессиональной направленности всех видов учебных и педагогической практики как средства интеграции учебной, воспитательной и исследовательской деятельности студентов, формы и методы организации учебной и вне учебной работы учащихся общеобразовательных учреждений на основе использования материалов полевых практик.

Содержание занятий основано на современных подходах к творческой самореализации личности, учитывает принципы деятельностного, компетентностно-ориентированного подходов, принципы преемственности, системности, межпредметных связей, личностно ориентированного, личностно-развивающего обучения в подготовке учителя. Структура спецкурса соответствует сути и требованиям модульно-рейтинової системы. Курс направлен на овладение студентами методикой организации и проведения полевых исследований; сбора, обработки и хранения фольклорно-этнографических, этно - и социолингвистических, литературно-краеведческих текстов с использованием инновационных, информационных технологий; использование материалов полевых экспедиций во время педагогической практики.

В процессе освоения курса у студентов формируются умения моделировать конспекты учебных, воспитательных занятий, организовывать самостоятельную, индивидуальную, научно-исследовательскую, воспитательную работу среди учащихся учебных заведений, создавать и использовать в педагогической деятельности различные виды наглядности, компьютерные программы, электронные пособия с элементами материалов полевых экспедиций. Важным является опыт подготовки социально-психологической характеристики опрашиваемых, определение своеобразия местной «аудитории» носителей фольклора, различий между мужской и женской «аудиториями», учет возрастных, психологических особенностей информаторов, анализ коммуникативной направленности диалектного вещания, его этнокультурного и прагматического потенциала, психологических особенностей диалектного общения.

Значительное внимание уделяется также методике записи экспедиционного материала (речь идет о сохранении вариантов, точность, расшифровка, фиксирование мимики, жестов, реплик, ведение записей несколькими студентами), работе с программами-питальниками, «паспортизации» произведения, формированию навыков владения техническими средствами записи фольклорных произведений, систематизации собранного материала, укладке традиционной и электронной картотеки, выпуска газеты, выступления на радио, проведению конференции.

Студенты знакомятся с методикой и техникой проведения учителями-словесниками отдельных форм и видов учебно-воспитательной работы, осуществляют просмотр и анализ видеозаписей уроков с элементами краеведения, а также встреч с діалектологами, соціолінгвістами, фольклористами, этнографами, писателями. Изучают возможности интернет-ресурсов в учебных и педагогической практиках, знакомятся с электронными каталогами и методическими материалами, представленными на Интернет-сайтах ВУЗОВ и научно-исследовательских институтов, разрабатывается методика использования электронных учебников, энциклопедий и компьютеризированных курсов, принимают участие в составлении электронной базы данных фольклорной, литературно-краеведческой, этнографической, педагогической практик, в изготовлении наглядных пособий по лингвистическому, фольклорно-этнографического, литературного краеведения, в том числе и электронных.

Итогом работы в спецкурсе является подготовка студентами исследовательских работ на основе фольклорных, литературно-краеведческих, діалектологічних, социолингвистических, этнографических экспедиций, музейных архивных материалов, участие в студенческих научных конференциях.

Приобретенный опыт на педагогической практике в 5-9 классах помогает провести, кроме традиционных, интегрированные уроки украинского языка или литературы на основе привлечения соответствующего материала из фольклорного и лингвистического краеведения, уроки-диспуты, уроки-семинары, уроки-конкурсы, подготовить интересные тематические вечера, конференции, инсценировки различных обрядов и песен, краеведческие экскурсии, театрализованные фольклорные праздники, литературный марафон и т.д.

Уместное использование сведений из истории, эстетики, живописи, музыки, соответствующей наглядности (портреты писателей, иллюстраций, аудио-, видеозаписей) «шлифует» методическую компетенцию будущего учителя. Весомую группу составляют задачи, составленные на основе материалов учебно-поисковых экспедиций и направлены на углубление знаний украинского языка. Речь идет о лексические диалектизмы, фольклоризми, етнографізми, тексты, которые аккумулируют традиционную крестьянскую культуру определенного региона.

По возможности технического обеспечения учебно-воспитательного процесса студенты приобщают школьников к систематическому просмотра и анализа видеозаписей фольклорно-діалектологічних, этнографических экспедиций. Это развивает наблюдательность за словом, движениями, мимикой, жестами рассказчиков, учит понимать внутреннее состояние информаторов разного возраста, глубже познавать языковую картину мира носителей диалекта, обогащает лінгвокультурознавчу компетенцию учащихся, воспитывает интерес и любовь к языку родного края.

Полезное дело - укладка этнолингвистических словарей. На уроках украинского языка практиканты не только демонстрируют ученикам те или иные лингвистические словари, но и учат пользоваться ими, предлагая интересные задания и развивая тем самым их поисковые способности, умение сравнивать, сопоставлять, выделять главное, делать выводы, что, безусловно, сказывается на развитии креативного мышления.

Цель комплексной учебно-зачетной педагогической практики на пятом курсе - подготовить студентов к овладению современными методами и формами организации учебно-воспитательного процесса в 10-11 классах общеобразовательных школ, в гимназиях, лицеях, профессионально-технических заведениях с учетом современных достижений филологических и психолого-педагогических наук; целостному выполнению функций учителя-предметника и классного руководителя; овладение методами углубленного психолого-педагогического изучения личности, успешного педагогического общения с учеником и классом; проведение исследовательской работы по теме дипломного исследования.

Материалы учебных, в частности діалектологічних экспедиций (социолекты, диалекты, этнонимы, цифрой и т.д.) выступают основой как для моделирования фрагментов учебных и воспитательных занятий, так и проведение студентами-практикантами целостной лінгвокраєзнавчої работы: ознакомление школьников с діалектологією как средством изучения этнокультуры родного края, привлечение их к сбору и анализу народной ремесленной лексики, аудио - и видеозаписей спонтанного говіркового речи разновозрастных социальных групп населения.

Привлекательными для учащихся оказались заседание фольклорно-, литературно-краеведческих кружков, проводимых студентами-практикантами. Например, занятия этнолингвистических секций студенток Глуховского ГПУ Т. Клейменової, Н. Медведь, Л. Тимченко направлялись на развитие творческих и поздна-тельных способностей, навыков поисковой работы, генерирования стоимостных образцов национально-языкового воспитания средствами встреч с местными краеведами, путем участия в лінгвокраєзнавчих олимпиадах, заключении словарей топонимов, ойконимов и т.д. Опыт показывает, что изучению народно-разговорной речи способно «привить» общественном сознании ученика представление о диалектное речи как о неотъемлемой части общенациональной языка.

Региональный курс украинской литературы для старших классов строится таким способом, чтобы соответствовать особенностям эпохи, творчества отдельных писателей, которые изучаются в основном курсе. Это дает возможность представить литературное произведение как явление культуры, непрерывно развивается. Именно такой своеобразный цикл уроков литературного краеведения на тему «Писатели Кролевеччини» провела студентка И. Титаренко. Литературная панорама кролевецкого края отмечается не только широтой хронологических рамок, но и количеством талантливых мастеров слова. Щедрая східнополіська земля подарила миру Николая Лукаша, Панаса Кочуру, Пилипа Рудя, Веру Ель, Григория Сирыка, Дзюбу Виктора, Михаила Шевченко, Надежду Данченко. О каждом из этих писателей ученики подготовили интересные поисковые работы. А урок «Михаил Шевченко - талантливый поэт Кролевеччини» практикантка направила на ознакомление учащихся с творчеством самобытного писателя-земляка М. Шевченко: стихи, которые звучали, давали юным гражданам Украины духовную пищу, в их мыслях нет места злу, жестокости, мерзости. Ярким дополнением урока послужил видеозапись встречи М. Шевченко со студентами Глуховского ГПУ.

Одной из эффективных форм организации обучения, что позволяет реализовать в самостоятельной работе литературные умения, есть факультатив «Фольклор родного края», занятия которого строятся на изучении фольклорных произведений разных регионов Украины по материалам студенческих учебных экспедиций (такой факультатив с элементами топонимики был удачно апробирован магістранткою Л. Тимченко). Сопоставление с аналогичными жанрами, включенными в действующей программы по украинской литературе как на уровне идейного содержания, так и на уровне художественной формы, дают возможность определять общие признаки, морально-этические проблемы, затронутые в этих произведениях, выявлять специфические черты местного фольклора, лучше узнать культуру, своеобразие народа-творца.

С целью развития у студентов умений наблюдать, анализировать положительные и отрицательные моменты уроков, делать выводы относительно эффективности тех или иных методов, объективно оценить свою деятельность целесообразно систематически использовать фонд видеозаписей уроков учителей-словесников и стажеров. Преимуществом видеозаписи как средства профессионально-педагогического тренинга является возможность многократного просмотра урока или его части, параллельного комментирования содержания, анализа структуры, использованных приемов, языка учителя, эмоционального состояния учащихся и т.д.

Педагогическая практика предусматривает также богатые возможности для сбора исследовательского материала по теме дипломной работы: осуществление педагогического наблюдения, анкет, контрольных, самостоятельных работ, тестов, экспериментальных уроков и воспитательных мероприятий, развивает навыки научно-методической деятельности. Привлечение к студенческих поисков одаренной учащейся молодежи, как показал опыт, способствовал эффективному формированию и развитию исследовательской компетенции и студентов, и школьников. Научные работы большинства показали владение умениями и навыками самостоятельной филологической работы с учебно-научным текстом, с различными источниками научной информации, в том числе и электронными, умениями информационной переработки текста.

Магистерская практика проводится в учебных заведениях нового типа и при профессиональных кафедрах в высшем учебном закладі. ее целью является углубление профессиональной подготовки, овладение магистрантами современными методами и формами организации учебно-воспитательного процесса в системе образования, образовательными технологиями, методикой проведения лекционных, практических, лабораторных занятий по профильным дисциплинам, приобретение опыта самостоятельной, научно-методической, организационно-управленческой деятельности, культуры педагогического общения, овладение умением применять приобретенный опыт в профессиональной деятельности и дальнейшему самообразованию, формирование интегративного стиля мышления, необходимого учителю-исследователю.

Задача практиканта на этот период - ознакомиться с нормативно-правовой базой, научно-методическим обеспечением учебно-воспитательного процесса; функциональными обязанностями и формами деятельности (учебно-предметной, научно - и организационно-методической, психолого-педагогической, культурно-просветительской, воспитательной) учителей-словесников, преподавателей языковедческих и литературоведческих дисциплин, передовым педагогическим опытом; формами организации учебно-воспитательного процесса; психологическими основами обучения в учреждениях образования нового типа и высшей школе, психолого-педагогическими особенностями студенческого возраста; спецификой учебной, научно-исследовательской работы преподавателя; организацией индивидуальной самостоятельной работы студентов; профессиональной, развивающей и гуманитарно-духовно-воспитательной направленности учебных дисциплин в высшем учебном заведении; своеобразием лекций, практических, семинарских занятий; инновационным опытом ВУЗОВ по внедрению образовательных технологий на занятиях по филологическим дисциплинам. Магистранты проводят все учебные занятия по профессиональной дисциплины, предусмотренные учебным планом; разрабатывают и апробовують экспериментальную методику по проблеме исследования.

Содержание и организация практики строится на принципах научности (отбор содержания занятий в различных типах образовательных учреждений с учетом закономерностей педагогики и психологии, современных требований дидактики); креативности (актуализация и стимулирование творческого подхода магистрантов к проведению занятий с опорой на развитие субъектов обучения), учета научных интересов магистрантов.

Потребность в формировании культуромовної личности юных граждан Украины, их национального самосознания, существенные изменения в наполнении языковой, лингвистической, коммуникативной, культуроведческие компетенций школьников, введения интегрированных курсов словесности детерминируют процесс обогащение и углубление содержания, форм и методов профессиональной подготовки. Выполняемые во время предыдущих учебных и педагогических практик исследовательские задачи дают возможность магистрантам разнообразить занятия и воспитательные мероприятия со студентами-филологами. В частности, курсы углубленного изучения украинского языка и литературы целесообразно усиливаем етнокультурознавчим аспектом как средство духовного и эстетического воспитания, больше внимания уделяем филологическом и педагогическом рассмотрения родного слова в фольклорном и художественном тексте, сопоставительному анализу, коммуникативному аспекту и т.д.

Итак, практика как неотъемлемая составляющая системы профессиональной подготовки будущих учителей украинского языка и литературы должна быть целостной и способствовать их саморазвитию и профессиональному становлению. Опыт показывает: выполнение заданий педагогической практики на выпускных курсах в тесной взаимосвязи с целью предыдущих учебных и педагогических практик способствует совершенствованию лингвистической, языковой, етнокультурознавчої, коммуникативной, литературной, психологической, педагогической, методической, исследовательской компетенций, освоению новых образовательных технологий, изучению педагогического опыта, приобретению навыков проведения научно-педагогического исследования, формированию целеустремленности, организаторских способностей, умений строить взаимоотношения с коллегами, детьми и родителями, глубокому осмыслению возрастных и индивидуально-психологических особенностей школьников современного заведения.

Литература

1. Гребенюк Т. Б. Научно-методическое обоснование и обеспечение педагогической практики студентов педагогического факультета: Методическое пособие. - Калининград: КалГУ, 1999.- 62 с.

2. Шенкман В. Лингвокраеведческие опыты пермских школьников // Филолог.-2003. - Вып. 2. -[Электронный ресурс]- Режим доступа: <htpp://www.philolog. pspu.ru /shenkman ling.shtmIX - Загол. с экрана - Язык русский.