Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Типологическая система современной педагогической публицистики и ее роль в развитии творческого потенциала учителя

С. Лобода,

доцент кафедры журналистики и издательского дела,

заведующий научно-исследовательского отдела

с редакционно-издательской деятельности

Луганск



В современном обществе публицистика имеет решающее значение в жизни каждого человека. Умение осветить собственный опыт, высказать критические замечания и т.п. необходимо специалистам всех без исключения отраслей.

В школах обычно осуществляется издательская деятельность (как минимум, выпускаются стенгазеты, рукописные журналы и др.). Собрать материал, обработать его, представить с учетом особенностей любой аудитории - умения, которые являются актуальными для деятельности не только журналиста, но и педагога. Теоретические знания о структуре текста (публицистического) также будут полезными для учителя. Освоение педагогической теории, осмысления накопленного опыта, подготовка общественного мнения к восприятию новаторских идей немыслимы без использования такого действенного механизма, которым является педагогическая публицистика.

История отечественной педагогической мысли сложилась так, что именно периодическая печать стала одним из основных средств для освещения важных проблем обучения и воспитания, реализации творческих потенций учительства, а следовательно и развития педагогической мысли вообще. В течение длительного времени изучение педагогической публицистики осуществлялось почти исключительно в контексте истории литературы, истории общественной мысли и общественного движения [Животко А. П. История украинской прессы. - К.: Наша культура и наука, 1999. - 368 с; Зелинская Н. В. Научное книгоиздание в Украине: история и современное состояние. - Л.: Мир, 2002. - 268 с; Яременко С А. Языковой вопрос в научно-публицистических источниках конца XIX - начала XX вв.: Дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / НАН Украины. Ин-т укр. языки. - К., 2004. - 222 с. и др.]. Изучение периодической печати в рамках истории педагогики имело эпизодический характер. Исследовались отдельные педагогические журналы (А. П. Животко, Л. Н. Литвин, Л. И. Нефедова, 3. Г. Полуэктова); несколько педагогических изданий того или иного периода или того или иного характера (Н. Ф. Борисенко, П. Н. Груздев, С А. Дахія, И. В. Дубинец, И. А. Месеняшина, О. Ю. Образцова); освещения педагогическим вопросам в непедагогічній прессе (В. Ф. Авроров, Е. Д. Днєпров, В. А. Жадько, И. В. Зайченко). Украинский периодический печать до сегодня не изучался с качественной стороны. Немногочисленными являются и попытки обобщенного осмысления развития педагогической публицистики в Украине. Исследователи редко уделяют внимание типологическим аспектам периодической прессы. Современная история педагогики не имеет работ общеукраинского охвата, в которых было бы раскрыто, насколько полно периодическая пресса отразила состояние, развитие педагогической мысли (педагогического творчества учителя) XX века. Не исследован процесс развития педагогической публицистики: не нашли своего объяснения причины возникновения этого феномена отечественной педагогики, раскрыты особенности генезиса педагогической публицистики, не описаны закономерности этого процесса, не представлено типологию и классификацию всей периодической прессы Украины с учетом проблем педагогического творчества учителей и т.д.

Изучение педагогической публицистики как яркого проявления педагогического творчества учителя, представленной в периодической прессе Украины, было и остается одним из важных направлений исследовательской деятельности педагогики, что объясняется значительной ролью этого жанрового проявления периодической печати в системе педагогической мысли, а также типологической неоднородностью, свойственной таким изданием.

Цель этой статьи заключается в том, чтобы осветить современные подходы к рассмотрению педагогического публицистического текста на стыке двух наук - педагогики и лингвистики, раскрыть своеобразие его стилевого и жанрового разнообразия с точки зрения современных задач педагогики; показать неисчерпаемые возможности такого типа текстов для развития творческого потенциала учителя.

Понятие «педагогическая публицистика» давно заняло свое место не только в общественном сознании, но и в сфере образования. Говоря о педагогическое наследие педагогов прошлого и наших современников, мы преимущественно имеем в виду статьи, очерки, дневники, письма, написанные в жанре публицистики. Принято говорить о педагогическую публицистику К. Д. Ушинского, М. П. Драгоманова, Б. Д. Гринченко, И. Я. Франка, С. Ф. Русовой, Г. Г. Ващенко, А. С. Макаренко, В. О. Сухомлинского, В. Ф. Шаталова и многих других.

Предметом педагогической публицистики является специфическое познание педагогических теорий, фактов, явлений, течений во всем богатстве их проявлений и осмыслении их автором с учетом насущных или перспективных задач, стоящих перед образованием и обществом. В органической связи с предметом педагогической публицистики находится своеобразие ее содержания, которым есть актуальные педагогические и общественно значимые проблемы, которые нашли отражение в педагогической мысли. По определению Е. Д. Днєпрова, педагогическая мысль - это «совокупность общественных представлений о воспитании и образовании,... и она выступает как своеобразный трансформатор между общественным мнением и педагогической наукой, обогащая последнюю новыми социальными идеями» [1, с 97]. Таким образом, содержание педагогической публицистики может быть интерпретирован достаточно широко, с одной стороны, включая актуальные педагогические и общественно значимые проблемы, с другой - идеи, которые привносит педагогическая мысль.

Особенно следует обратить внимание на отражение в педагогической публицистике теоретических научных знаний. Образовательная парадигма, прежде чем стать доктриной, проходит определенную стадию апробации (принятие той или иной степени) в общественном сознании, и эту функцию выполняет публицистика. То есть публицистика является формой, способом существования педагогической науки на уровне непрофессионального сознания, формой проявления педагогических идей, механизмом их презентации, апробации «на публике». Педагогическая публицистика провоцирует (учитывая свою специфику) и материализует научные идеи, является источником и теоретического и исторического знания.

Вместе с тем публицистический стиль изложения существенно отличается от научного и художественного, с которыми взаимодействует. Научность - одно из достоинств лучших произведений педагогической публицистики (труды П. О. Кулиша, П. Д. Юркевича, Я. А. Мамонтова, В. Ф. Дурдуковского и многих других). Но науку как отрасль теоретической деятельности и научность как способ практического освоения действительности часто смешивают. «Публицист, как и ученый, осмысливает, обобщает конкретные явления общественной жизни, - пишет В. И. Здоровега. - Но если ученый стремится установить объективные законы развития природы или общества, публицист ставит перед собой задачу более практичны, подчинены требованиям сегодняшнего дня. В научной работе проблемы жизни трактуются более основательно, подробно, всесторонне» [Цит. по: 3, с 35]. «Общим для научных трудов и литературного творчества, - пишет е. Лазебник, - является исследование фактов, их анализ и доказательность выводов. Отличным является то, что в научных трудах мышление осуществляется в форме понятий, а в литературном творчестве журналистов есть и элементы образного мышления и эмоциональные средства» [Там же, с 36]. Публицистика, опираясь на законы, выводы, показания науки, пользуясь ее методами, имеет при этом свой предмет, свои цели, задачи, функции.

Педагогическая публицистика взаимодействует не только с наукой, но и с художественной литературой. И наука, и публицистика, и художественная литература часто проявляют интерес к тех же явлений, событий, проблем. Е. П. Прохоров считает, что публицистика - это некое производное от науки и красной словесности, М. С. Черепанов утверждает, что публицистика - это самостоятельная форма познания, которая имеет свой предмет [3, с 47]. Если же применить эти утверждения к педагогической публицистики, то все-таки надо признать, что в публицистическом способе изложения имеющиеся и те, и другие признаки. Художественная литература - форма эстетического освоения мира и человека - осваивает и толкует «жизненные процессы во всей их сложности, в т. ч. внутренний мир людей, их поступки, формы поведения и общения.... Художественная литература хранит, накапливает и передает от поколения к поколению эстетические, нравственные, философские, социальные ценности» [4, с 171]. Следовательно, в предмете литературы и публицистики есть много общего. Есть и другие аспекты взаимосвязи публицистики и художественного творчества: и в художественном, и в публицистическом произведении конкретная педагогическая ситуация, явление могут служить основой познания. Часто невозможно четко разграничить художественное и публицистическое произведение, тогда речь может идти о произведении художественно-публицистического характера.

Родство и взаимодействие науки, литературы и публицистики проявляются и в используемых методах и средствах познания.

Методы и средства познания и отражения действительности в педагогической публицистике родственные тем, что применяются в науке (общественно-политических отраслях, социологии и др.) и художественной литературе: сочетание мышление понятиями и образами; причем педагогическая публицистика использует не только факты, методы рассуждения и обобщения, но и эмоционально-образные средства для создания наивысшего эмоционального напряжения; пользуется специфическими образами и понятиями для максимально эффективного воздействия на осознание различных категорий читателей (тропы, риторические и стилистические фигуры речи и др.), то есть стремится к общей доступности. Учитывая свою двойственность публицистические тексты имеют и ряд лексических особенностей: сроки науки, образования, социальных отраслей, абстрактная и оценочная лексика, лексика разнообразного стилистического окраса (книжная, высокая вместе с разговорной, сниженной), устойчивые словосочетания и выражения (пословицы, поговорки, афоризмы); выразительные средства языка (метафоры, эпитеты, сравнения, ирония, парадокс, гипербола, літота, анафора, эпифора и др.), которые делают текст выразительным, динамичным, что помогает автору сделать свою авторскую позицию эмоционально яркой и морально привлекательной для адресата.

Публицистические тексты имеют ряд особенностей на грамматическом уровне: разная длина предложений, использование всех видов предложений, активное употребление причастий и деепричастий. Характерными являются риторические фигуры: антитеза, инверсия, повтор, риторические вопросы, восклицания, обращения, часто имитируется диалог.

Педагоги-публицисты умело используют приемы привлечения внимания адресата к педагогической публицистики: апелляцию к событию, времени, места, личности; обращение к жизненно важных педагогических проблем; возбуждение интереса, обращение к конфликтной ситуации; рассказ о личном опыте, об исторической личности, эпизод; ссылки на общеизвестное или авторитетный источник информации; постановку риторического вопроса; описание проблемной ситуации.

И, наконец, ситуация сопереживания, эмоционального восприятия педагогической информации может быть создана в различных жанрах педагогической публицистики. Жанры педагогической публицистики - это типы публикаций, объединенные сходными содержательно-формальными признаками, то есть жанроутворюючими факторами (предмет отображения, целевая установка, метод отображения и др.): информации, статьи, заметки, хроники, очерки, репортажи, фельетоны, письма, послания, дневниковые записи, памфлеты, воспоминания и т.д.

В рамках педагогической публицистики возможно выделение цілезумовлених подвидов: научно-педагогической, общественно-педагогической и художественно-педагогической публицистики, в основу которых положены интрактивные (направленные внутрь) и интерактивные (направлены наружу) процессы.

Интрактивные процессы, направленные на привлечение внимания к насущным проблемам педагогической теории и практики, которые требуют теоретического осмысления и научного обоснования, прежде всего специалистов-педагогов внутри системы, составляющие предмет научно-педагогической публицистики.

Интерактивные процессы, ориентированные на формирование общественного мнения, привлечение рядовых читателей-неспециалистов в области педагогики и образования в круг проблем воспитания и обучения, составляют сущность общественно-педагогической публицистики.

Отсюда научно-педагогическая публицистика - это вид (разновидность - видоизменение основного вида, категории) педагогической публицистики, ее подвид, предметом которой являются достижения педагогической науки или ее проблемы. Наука выступает предметом публицистического познания, а научно-педагогическая публицистика в свою очередь может предусматривать появление новых научных теорий. Научно-педагогическая публицистика отражает научно значимые педагогические проблемы; привлекает внимание к спорным, инновационных вопросам современного педагогического процесса; отражает гуманистические идеи и ценности; стимулирует развитие педагогической теории и практики, оказывает влияние на последующее развитие образования; активно влияет на сознание и поведение прежде всего специалистов-педагогов. Формы влияния научно-педагогической публицистики: понятийные и образные средства изложения мысли, их сочетание, средства логического и эмоционального воздействия с приоритетом понятийных и логических. Основным жанром научно-педагогической публицистики есть статья.

Общественно-педагогическая публицистика - подвид, разновидность педагогической публицистики, предметом которой являются актуальные, общественно значимые проблемы образования: обучения и воспитания. Общественно-педагогическая публицистика привлекает внимание к острым вопросам современного образовательного процесса, новых методик и технологий обучения и воспитания; насыщенная гуманистическими идеями и ценностями; формирует общественное мнение, массовое сознание; активно влияет на сознание и поведение читателей, которые не имеют специальных знаний в области педагогики и образования, преимущественно образными средствами изложения мысли, средствами эмоционального воздействия; стимулирует развитие прежде всего педагогической практики; оказывает влияние на развитие образования.

В основе художественно-педагогической публицистики также лежат интерактивные процессы. Предмет и содержание ее могут совпадать с общественно-педагогической публицистикой, отличие будет касаться прежде всего формы, т.е. совокупности приемов, выразительных и изобразительных средств, которые применяет автор, и стилевых особенностей.

Научно-педагогическая публицистика пользуется преимущественно полемичным и аналитико-критическим стилями, основным ее жанром является статья, а способами изложения - преимущественно понятийные и логические средства.

Для общественно-педагогически? публицистики характерны агитационно-ораторским, положительно-пропагандистский, сатирический и другие стили; преимущественно используются жанры: очерк, фельетон, памфлет, письмо; способы изложения - эмоциональные и образные средства.

Для художественно-педагогической публицистики характерно сочетание художественного и публицистического стилей: к функциям педагогической публицистики присоединяется функция эстетического воздействия, непосредственно стилевых особенностей публицистики добавляются стилевые особенности художественной литературы: система художественных образов, характеров, картин жизни, поступков героев, противоречивости отношений и др., выразительные средства. Жанрам художественно-педагогической публицистики могут быть также все жанры художественной литературы: рассказы, повесть, роман и др.

Способность владения разными функциональными разновидностями языка - одна из основных способностей, присущих развитой языковой личности. Чем большим количеством стилей и жанров обладает активно языковая личность, тем она более развита.

Понятие «языковая личность», «языковая индивидуальность», сформулированные в рамках структурно-семиотической парадигмы, применяются и в профессионально-педагогической практике. Учитель является активным субъектом речевой деятельности, создателем и интерпретатором текстов, высокоразвитой «индивидуальностью», способной порождать речевые высказывания, тексты, которые удовлетворяют самые высокие культурно-педагогические критерии. В истории педагогики утвердился термин «педагогическая персоналия», который в определенной степени можно считать корелятивним «языковой личности».

Рассмотрение проблемы педагогического творчества в системе координат культуры как текста является теоретической предпосылкой для осознания педагогической публицистики как ее специфического инновационного механизма. Педагогические творческие потенции, реализуясь в слове, получают свое материальное выражение на страницах периодических изданий в публицистических текстах.

Одной из основных характеристик периодического издания является его информативность, которая достигается с помощью форм представления информации, реализуемых в рамках жанровых характеристик публикации.

Литературные жанры вообще и специфика жанров периодических изданий в частности представляют собой проблему, которая еще не нашла полного решения [Коваль А. П. Научный стиль современного украинского литературного языка: Структура научного текста. - К.: Изд-во Киев, унту, 1970. - 308 с; Кожина М. Н. Сопоставительное изучение научного стиля и некоторые тенденции его развития в период научно-технической революции // Язык и стиль научной литературы. - М.: Наука, 1977. - С. 3-25; Митрохина В. Ы. Композиционно-содержательный анализ научно-публицистического текста // Чтение. Перевод. Устная речь. Методика и лингвистика.-Л.: Наука, 1977.- С. 34 -37; Шурыгина Н.А. Жанры научной литературы: Учеб. пособие. - М.: Моск. полиграф, ин-т, 1986. - 32 с. и др.]. Жанр, сохраняя определенную устойчивость, является категорией динамичной, что следует учитывать при его оценках. Жанр не представляет собой нечто застывшее и неизменное. Он складывается в процессе длительного развития и может трансформироваться в зависимости от конкретных условий применения. В отношении периодических изданий - это характер средств коммуникации, вид издания, целевое назначение, читательское адрес публикации и др. Существуют универсальные жанры, используемые во всех периодических изданиях, и жанры, которые используются только в газете или в журнале.

Распределение жанров по месту и роли в них фактического материала представляется наиболее продуктивным (место, роль и интерпретация фактов), поскольку границы жанров подвижные (каждый жанр не существует в чистом виде), а форма публикаций зависит от фактов, содержания и целей издания.

К информационным жанрам относятся заметка, отчет, интервью (отличаются новизной, информационной оперативностью), в аналитических - корреспонденция, статья, рецензия, обзор, письмо; художественно-публицистические - очерк, зарисовка, фельетон, памфлет.

Знание теории жанров, конкретных возможностей каждого жанра позволяет педагогу работать над материалом осмысленно, сознательно конструируя произведение, учитывая его жанроутворюючі признаки. Анализируя жанровые формы текстовых материалов педагогической публицистики, необходимо исходить из основных признаков, характерных для этих произведений. Дадим определения и краткие характеристики основных наиболее распространенных публицистических жанров педагогической периодики.

Информация - это неограниченные временными рамками, но всегда актуальные на сегодня описания каких-то фактов, которые имеют педагогическую ценность. Например, факты из жизни выдающихся педагогов, учителей и др. - это, прежде всего, сведения, констатируют реальность существования каких-либо явлений в современной педагогической практике или в прошлом. Богатство содержания «информации» достигается за счет комбинирования фактологических, оценочных, прогностических сведений, имеющих новизну, оригинальный взгляд на явления педагогической действительности. В информации также относят советы, рекомендации учителей-практиков, ученых-педагогов.

Репортаж (от лат. reportage - передавать, сообщать) - печатный материал, содержащий документальное, объективное отражение практической деятельности учителя, которое сочетает в себе эмоциональность, точность и яркость изображения. Темой репортажа есть вместительная по содержанию конкретное событие педагогической реальности, свидетелем или участником которой был автор. В репортаже важным является воспроизведение события в ее предметно-чувственном проявлении через реконструктивный описание тех данных, которые были получены самим автором или от свидетелей и участников того, что произошло.

Нарыс - небольшое литературное произведение, которому свойственна документальная насыщенность при описании сенсационных событий, способных привлекать внимание читателя. В педагогической публицистике выделяются портретный и проблемный очерки.

Предметом портретного очерка выступает личность педагога, его чувства, мысли и поступки. В таком очерке уживаются рядом описание внешности, характеристика, описание среды, в которой разворачивается действие, и др.

В основу создания жанра положен анализ-исследование и изображение профессионального мастерства педагога, профессиональных секретов, которые отражают его личностные особенности, с целью распространения его опыта работы, социально-психологического воздействия на аудиторию, что содержит убеждение и эмоциональное вовлечение («заражение»). В портретном очерке автор исследует профессиональный успех конкретного учителя, показывает его неординарный, творческий подход к преподаванию своего предмета, к решению важных педагогических (социально значимых) проблем, его психолого-педагогические приемы, стиль педагогической деятельности, методические открытия, индивидуальную технологию обучения и дает им собственную оценку, которая имеет социально обусловленный характер. Цель этого жанра - дать эмоционально-образное представление об учителе, который вызывает интерес прежде всего в плане его высоких профессиональных качеств, показать человека в профессии, привлечь внимание к неординарной личности педагога, эмоционально воздействовать на читателя, пробудить в нем определенные мысли, стремления. Портретный очерк учителя является одновременно и проблемным: анализ, авторская интерпретация личности педагога, его деятельности проводятся в аспекте тех или иных актуальных для современной школы, ВУЗА педагогических проблем.

Предметом отображения проблемного очеркв как жанра педагогической публицистики является типичная для педагогической действительности проблема - наиболее яркая, показательная, такая, что имеет «набор» граней, которые характеризуют самое главное в педагогическом явлении. Педагогическая проблема проявляется через конфликт, через столкновение интересов людей. Наблюдения за развитием проблемы в очерке сопровождается всевозможными переживаниями и со стороны героев очерка, так и со стороны самого автора. Пытаясь осмыслить суть того, что происходит, автор применяет параллели, отступления от темы, что позволяет учителю проникнуть в тонкости профессии, точно понять проблему и попытаться предложить собственный вариант ее решения. О. Журбина отмечает: «О чем бы не писал очеркист, он раскрывает интересы своих героев, возвращает свою тему лицом к читателю, чтобы тот мог по обстоятельствам объединить практику с теорией, теорию с практикой» [Журбина Е. Ы. Повесть с двумя сюжетами: О публицистической прозе. - М.: Сов. писатель, 1979. - 376 с. - С. 208].

Статья (это не научная статья) - публикация на педагогическую тему небольшого размера, содержащий широкие достоверные знания о самые разнообразные стороны педагогической профессии, искусство воспитания и личность учителя, его творческую индивидуальность, эрудицию, профессиональное мастерство. Статья призвана анализировать значимые процессы, ситуации, явления и закономерности, которые ими управляют, не через внешние проявления, а прямо по их сути. В публицистической статье автор избегает специальной терминологии, он использует для сравнения доступны примеры, которые служат основой для выработки идей, импульсов, предшествующих уживанню практических мероприятий. Существуют следующие основные разновидности публицистических статей:

- короткое сообщение (краткое изложение результатов научно-исследовательских и практических работ или их этапов);

- сообщение (результаты наблюдений с выводами);

- статья (изложение спорных положений, фактов и др.);

- аналитическая статья (материал критического характера).

Продолжается дискуссия по поводу границы проникновения публицистического стиля речи в научные статьи. Постановление президиума ВАК Украины от 15.01.2003 г. № 7-05/1 закрепила отделение научной статьи как особо структурированного жанра педагогической литературы.

Дневниковые записи - текст, содержащий размышления, основной связывающей нитью которых есть непосредственные впечатления автора от увиденного, пережитого и прочувствованного. Раздумывая над педагогическими проблемами, автор высказывает собственные мысли, чувства, стремления, пожелания относительно явлений педагогической реальности.

Письмо (послание) - текст, в котором автор, обращаясь к адресату, отражает свои сокровенные мысли, выражает любые оттенки собственных чувств, побуждая адресата к неотложным, активных действий в связи с предметом выступления. В зависимости от характера аудитории, которой адресуются письма, они делятся на две основные группы: письма, адресованные конкретным лицам, и письма, адресованные группам людей. Листы характеризуются экспрессивностью, непосредственной апелляцией к тем возможностям, которые имеет адресат относительно предмета разговора, до тех его поступков, решений, которые связаны с этим предметом. В письме как жанре педагогической публицистики, что претендует на серьезную реакцию со стороны адресата, утверждение автора всегда подкреплены убедительными и понятными фактами.

Воспоминание - рассказ, содержащий сохраненные в памяти свидетельство о учителей, педагогов, которые владеют огромной душевной щедростью, искренней любовью к детям и безграничной верностью педагогическому делу. Воспоминание как жанровая форма имеет целью представить образ настоящего учителя, который жил и творил в определенный период.

Основные жанровые формы произведений педагогической публицистики

Информация - Описание фактов, которые касаются учительского труда. Основные методы представления фактов: констатация, описание.

Репортаж - Новостной материал, который документально отражает события педагогической деятельности и предполагает ситуацию «on-line» рассказы. Основные методы подачи информации: репортажный и реконструктивный описание.

Проблемный очерк - Небольшой художественно-публицистическое произведение, которое описывает в конкретно чувственных характеристиках типичную для педагогической действительности ситуацию или явление в процессе анализа актуальной общественной проблемы. Основные методы подачи информации: описание, характеристика, рассуждение.

Портретный очерк - Небольшое литературно-художественное произведение, который отображает яркую творческую индивидуальность конкретного педагога, его педагогические взгляды и методы работы в аспекте актуальных педагогических проблем. Основные методы подачи информации: описание, характеристика, рассуждение.

Статья - Аналитическая публикация, в которой представлены результаты исследования педагогического явления или проблемы. Основные методы подачи материала: размышление, характеристика.

Лис - Открытый изложение сокровенных творческих мыслей, размышлений, впечатлений, чувств педагога-публициста, который побуждает адресата к активным творческим действиям. Основные методы изложения: размышление, констатация.

Дневниковые записи - Размышления автора по поводу накопленного профессионального опыта, чувственно переживается. Основные методы изложения: описание, размышление.

Воспоминание - Рассказ, который содержит исторически правдивые показания об учителях, известных педагогов, педагогическую действительность определенного периода. Основные методы подачи информации: рассказ, констатация, размышление.

Как видно, жанровая принадлежность педагогических публицистических материалов определяется в зависимости от форм авторского представления в тексте. Авторский выбор социально актуальных тем, методы подачи материала, которые представляют позицию автора в тексте, аксіологічно акцентированные стилистические приемы, метафоричность как альтернатива терминологическом перенасыщению текста - все это выделяет педагогическую публицистику как самостоятельный жанр литературы. Комбинация вышеупомянутых приемов приводит подробную классификацию внутри жанра. Специфика жанрового представления текстов педагогической публицистики заключается именно в высокой степени авторского выражения. Актуализированная авторская позиция в педагогической публицистике - это определенный опыт научной проблематизации педагогической деятельности учителя, а также акт творческого выражения такого опыта.

Учитывая видовые особенности публицистики и функции, которые она выполняет, мы можем предположить, что публицистика способствует формированию педагогического сознания, под которой понимают «совокупность смыслов и значений профессиональной деятельности, которые функционируют в виде представлений, понятий и категорий и отражаются в мотивах, ценностных ориентациях и поведенческих установках» [2, 10]. Следовательно, педагогическая публицистика может обеспечить существенную составляющую педагогического сознания: сформировать представления, понятия, категории и отразиться в деятельности.

Опираясь на исследования Есть. Ю. Камишевої, в котором выделены показатели сформированности интереса к учительскому труду средствами публицистики, мы определили ряд условий, которые способствуют формированию педагогического сознания. Конечно, эти условия могут быть созданы в целенаправленной деятельности, например, в педагогическом ВУЗЕ. Такими условиями могут быть: подбор жанровых и різновидових текстов гуманистической направленности, опора на вітогенний опыт студентов, вовлечения студентов в разнообразные виды работы с текстами, в том числе и написание публицистических текстов и др. Все это позволяет сделать следующие выводы. Рассматривая публицистику как род литературы, мы определили место педагогической публицистики как вида в модификации загальнопубліцистичних закономерностей. Сущность педагогической публицистики заключается во взаимодействии понятийно-логических и эмоционально-образных средств изложения педагогической мысли, которая оказывает влияние на формирование общественного мнения и педагогического сознания.

Формы взаимодействия педагогической науки и педагогической публицистики заключаются в том, что публицистика рассматривает практическую педагогическую деятельность с точки зрения достижений педагогической науки, «проверяет» теорию практикой; обобщая накопленный педагогический опыт, является для науки важным источником; опирается на выработанные наукой методы объективного познания, осмысления действительности; предполагает появление новых научных теорий.

Учитывая сущностную родовую специфику публицистики - формировать сознание и видовое - специфические функции и принципы, можно утверждать, что педагогическая публицистика формирует педагогическое сознание.

Перспективы дальнейших исследований мы видим в разработке специальных методик применения в учебном процессе педагогических публицистических текстов, направленных на реализацию индивидуальных способностей студентов и развитие творческого потенциала личности; формирование умения собирать материал и выполнять работы в жанрах публицистического стиля; формирование умения самостоятельно отбирать актуальный материал; развитие коммуникативных навыков у обучающихся.

Литература

1. Днепров Э. Д. Методологические проблемы истории педагогики //Сов. педагогика. - 1986. - № 8. - С. 95 - 102.

2. Днепров С. А. Генезис научного педагогического сознания: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2000. - 45 с.

3. Черепанов С. А. С. Т. Шацкий в его педагогических высказываниях / Под ред. М. Н.Скаткина. - М.: Учпедгиз, 1958. - 134 с.

4. Новая иллюстрированная энциклопедия: В 20 т. - Кн. 19: Ун-Че. - М.: Мир Книги: Большая Рос. энцикл., 2004. - 256 с.