Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Димаров Анатолий
Детский мир Анатолия Димарова (по повести «На коне и под конем»)

С. Ленская,

кандидат филологических наук
Полтава



Творчество А. А. Димарова, лауреата Государственной премии имени Т. Г. Шевченко, занимает одно из ведущих мест в украинской реалистической литературе XX века. Блестящий мастер слова, тонкий стилист, человек с огромным чувством юмора, сравнимым разве что с Остапом Вишней, писатель заслуживает вдумчивый, неспешный и глубокий анализ его художественного наследия. Произведения, посвященные Великой Отечественной войне, свидетелем и участником которой довелось быть автору, а также повести и романы о жизни современников художника в предвоенные и послевоенные годы вызвали горячий интерес и восхищение читателей. Они в разное время получили высокую оценку литературоведов и критиков - 1987 года вышел литературно-критический очерк Г. Штоня [8], отдельные научные труды творчества А. Димарова посвятили В. Дончик, А. Погребной, А. Костенко, И. Зуб, П. Кононенко, В. Сиротенко[2; 3; 4; 6]. Хотя есть отдельные основательные разведки последних лет о «взрослую» прозу писателя (Ю.Бондаренко, А. Гурбанської, С Надурак, Т. Щербаковой, О. Даниліної и др.), разделы о творчестве Димарова в новейшей академической истории отечественного писательства, в двухтомном учебнике для вузов под ред. В. Дончика(1998), УЛЕ и других энциклопедиях и справочных изданиях, однако не можем сказать, что художественное наследие писателя полностью и исчерпывающе изучена и осмыслена. И до сих пор справедливым остается замечание В.Дончика, высказанное еще в 1981 году: «Мало прочитана, особенно с жанрово-стилевого стороны, и проза А. Димарова, его искания, начатые в трилогии социально-психологического и социально-бытового плана («И будут люди»), продолжены в повестях («Сельские истории» и «рогозівський цикл») и в романе «Боль и гнев»...» [2, с 176].

Важное место в художественном наследии писателя занимают произведения для детей; сказки «Для чего человеку сердце?», «О мальчике, который не хотел есть», повесть-тетралогия «На коне и под конем», повести «Сын капитана», «Док», «Вторая планета», «Тирлик». И хотя не одно десятилетие юные читатели смеются и грустят, размышляют над важными нравственными проблемами вместе с автором, критики и литературоведы обошли вниманием эту часть художественного мира художника. Осмыслить книги Димарова для детей и о детях тем важнее, что это высокохудожественные образцы украинской прозы с искрящимся юмором, с интересными сюжетами. Не так много проснулось произведений в отечественной литературе прошлого века, где ненавязчиво, без голого дидактизма и менторских поучений раскрывается перед ребенком сложный и противоречивый взрослый мир. В этом смысле повести А. Димарова можно поставить в один ряд с рассказами и повестями Гр. Табак-ника, М. Винграновского, В. Близнеца.

О тетралогию «На коне и под конем» писали уважаемые и авторитетные литературоведы, но жанр рецензии (А. Погребной, В. Сиротенко) или юбилейной статье (Г. Сивоконь, А. Костенко) не позволяет всесторонне рассмотреть идейно-художественный мир отдельного произведения. Основательной и бесспорно ценной для учителей станет методическая статья Т. Яценко [8]. Но литературоведческие интерпретации каждого исследователя существенно разнятся, поэтому хотелось бы в рамках отдельного исследования выяснить проблемно-тематический, образный и формально-поэтический аспекты «детской» тетралогии.

Украинская детская литература не богата на юмористические произведения. Высокохудожественный исключение составляют повести В. Нестайко, Я. Стельмаха и, конечно, А. Димарова. Вот уже несколько поколений читателей увлеченно читают книгу «На коне и под конем», увидела свет в 1982 году, радуются и грустят, растут и взрослеют вместе с главным героем Толиком. Правда, повесть «Через мостик» увидела свет еще в 1957 году, «Голубой ребенок» вышла в свет в 1968 году, была восторженно встречена читателями, но потом стала II частью тетралогии, по сути, «золотой серединой» произведения. Именно она предложена для изучения в 7 классе на уроках украинской литературы.

Прежде всего выясним композиционное строение «На коне и под конем». Повесть состоит из отдельных завершенных эпизодов-рассказов, но такая эклектичность ни малейшим образом не умаляет художественной целостности, концептуальности произведения. Фрагментарность композиции позволяет автору сосредоточить внимание читателя на важных, с его точки зрения, морально-этических проблемах: дружбы, долга, воспитания личности в школе и в семье, формирование гражданина, патриота, проблема памяти. Вспоминая свое детство, радости и беды своих товарищей, писатель через отдельные эпизоды и даже отдельные детали показывает, как социально формировалось его поколения, изображает незамулені источники национального менталитета, загадочной «славянской души», что принесла солдату в обмотках и со штыковой винтовкой такую тяжелую и кровавую, но дорогу и выстраданную победу над найоснащенішою армией мира. А. Димаров справедливо усматривает в сохранении памяти о прошлом залог будущего. Именно поэтому он начинает сочинение по притче о мостик над обрывом: чем больше набирала человек необходимого для жизни, тем уже становился мостик. «Я тоже стою над таким обрывом, и по ту сторону - прожитые мной годы. И пока не исчез мостик моей памяти, буду ходить по нему, хотя бы он стал такой узкий, как лезвие ножа» [1, с.224].

В первой части тетралогии, которая так и названа - «Через мостик», нанизывается ряд ярких эпизодов раннего детства Толи (alter ego автора). Зная из справочной литературы год рождения художника - 1922, нетрудно подсчитать, что рассказ о 5-летнего мальчика и его двухлетнего брата Сережу начинается с 1927 года.

Малыши сидят сами в заметенной снегом под окна доме и выглядят маму, сельскую учительницу, которая придет, уставшая, уже когда совсем стемнеет... В доме темнеет, мрак окутывает углы, и детям становится страшно, кажется, что кто-то темный и мохнатый притаился под лавой. Но Толик стесняется своего страха: он старший, поэтому должен быть смелым и мужественным. Посікши деревьев яной саблей воображаемое страшилище, мальчик укладывает спать маленького брата...

В «Голубой ребенку» перед нами разворачиваются непростые будни Толе-школьника, его возмужание и моральный рост, познание правды и несправедливости жизни. Поскольку в селах в те и более поздние времена в основном функционировали семилетки, для завершения обучения необходимо было ехать в городки. Так произошло и с Толиком. Его обучение с восьмого по десятый класс художественно воспроизведены в третьей части повести «Маскулинум, фемінінум, нойтрум».

Служба в армии, нелегкие будни молодого бойца, закалки тела и духа разворачиваются перед читателем в заключительной, четвертой части книги, которая носит название воинской команды с кількасотлітнім стажем, известной солдатам от Петра i И Суворова до Жукова и Роко-совского - «Ать-два!»

Наконец финал произведения разворачивает перед нами страшный начало Великой Отечественной войны, ее первые дни и недели. Автобіографізм этой части тетралогии, что имеет название «Вместо эпилога. Граната», особенно очевиден. Это самая драматичная часть повести, которая поражает глубоким психологизмом, когда художественные детали создают суггестивный эффект присутствия в ситуации. Читая, физически ощущаешь запах пороха, дыма, горелой земли, пронзительный звук падающих бомб, крики раненых... Растерянность, страх, тяжесть первых потерь, нечеловеческая усталость, голод и боль сливаются в один тяжелый камень, что душит человека. Но сила духа проявляется как раз в преодолении этого: «Мы стали теми, кем и должны были стать, и недалек война готовила нам строгий экзамен: на мужество и зрелость. И мы составим его живые или мертвые» [1, с.596]. И составили, пройдя нечеловеческие испытания. Так, рассказывая эпизод, когда соседка проклинала мальчиков за ворованные огурцы, писатель переплетает два временные планы, с прошлого прокладывает мостик в будущее: «Мы лежали, притаившись в картофеле, не рады уже и огурцам; лежали и не ведали, что предсказания тетки Одарки осуществится полностью, только гораздо позже. Партизана Николая повесили фашисты в сорок втором году... Ванька тоже не миновала лихая година, напророчена тетей Одаркою. Горел мой товарищ дважды в подбитом самолете, и оба раза спасался на парашюте...» [1,с.359-360].

Так в хронологической последовательности разворачивается художественная биография героя на фоне жизни его поколения. Интересным является образ автора-рассказчика, то сливается с образом главного героя, то дистанцируется от него, через лирические отступления, комментарии, ироничные высказывания выражая собственное отношение к изображаемому.

Следовательно, художественное время повести охватывает такой сложный в отечественной истории период от конца 20-х годов до 1941-го.

Образ времени, духа эпохи, социальный аспект раннего периода своей жизни, который пришелся на непростое время 1920-30-х годов, освещенный писателем своеобразно. А. Димаров, изображая мир глазами Толика, через художественные детали освещает ту тяжелую эпоху.

Воспоминания подаются через призму детского восприятия. Поэтому для Толи их убогая хата (читаем про интерьер дома уже на первых страницах), полуголодное существование (соседи держали коров, свиней, а в их семье был только небольшой огород), тяжкий труд матери - все это не казалось малышу чем-то неестественным. Трагизм эпохи понимаем мы, читатели. Из интерьерных, портретных, психологических деталей складывается картина нищенского быта сельской учительницы и ее сыновей.

Вот мама заболела и детей ухаживает суровая сторожиха. Она ругает «тілігенцію драная», потому что в доме ничего нет, кроме горсти пшена, корочки сапа и хлеба. Вот и все - социальный статус учительницы, представителя интеллигенции, как на ладони. Неграмотная сторожиха имеет и пирожки с чего испечь, и молоко, а в матери Толи и мышам есть нечего. В другом эпизоде узнаем, как тяжело было ей сэкономить средства на новую одежду сыну. Деньги откладывались более года, чтобы хоть в шестой класс парень-подросток пошел не в латанных-перелатаних штанах и рубашке, а в первом фабричном костюме.

К теме голодомора А. Димаров обратился одним из первых в украинской литературе. Касается он этой болезненной страницы народной жизни и в повести «На коне и под конем» в эпизоде «Земляные блины». Дети - Толик, Ваня, Сережа и Анечка - играли «в гости»: старшие дети пекли из земли блины, чинно, как взрослые, говорили о хозяйстве, а малые якобы угощались. Малая Анечка тоже схватила земляной блин «и вдруг /.../горько заплакала» [1, с 246]. Она просила настоящих блинов, старшие дети не знали, как ее утешить, а мы, читатели, можем только представить, как материнское сердце разрывалось от жалости к ребенку и отчаяния.

Большое и гнетущее впечатление стравляє раздел «Обида», где говорится о том, как на Пасху мать напекла вкусных в мире (для Толика и Сережу) пирожков с фасолью. В доме не в достатке было муку, а про мясную начинку и речь не шла. И вот дети, глотая слюни, ждут, когда мать достанет из печи румяные пирожки. Деревенский старец Евсей, обходя дома, зашел в их двор. Мать отдала самый большой пирожок убогом. Эта деталь раскрывает широту души украинки - лучше отдать беднейшему. Но нищий выбросил тот пирожок собаке. Толик то видел и горько плакал. Праздничное блюдо на учительском столе, которой побрезговал даже старец, - вот что болит мне и до сих пор. Как по-современному звучит этот эпизод. Горькая картина мало изменилась. Обремененный обязанностями и социально не защищенный педагог - вот беда нашего времени, что, к сожалению, не решена на протяжении всего XX века.

Узнав из автобиографической повести «Прожить и рассказать» об обстоятельствах личной судьбы родителей писателя, чувствуешь незатьмареність детского сознания тем горем, которое пришло в семью, но не осознается. Мать автора была дочерью священника, окончила епархиальное училище, готовилась стать сельской учительницей. Отец Андроник Гарасюта, был зажиточным крестьянином, семья жила в достатке. Но во время принудительной коллективизации отец отказался усуспільнювати нажитое тяжким трудом имущество. И для того, чтобы семья избежала выселения в Сибирь, был вынужден покинуть жену и сыновей и скрываться без паспорта. Мария Алексеевна с сыновьями переехала из родных мест. А мальчики получили новые метрики, где были записаны девичья фамилия матери и новые имена отчества - Андреевиче. Разлука с сыновьями была болезненным испытанием для Андроника Гарасюти, а уже как набідувалася иметь, можно только представить.

Образ Толика. Не только горе, но и детские радости изображены в произведении. Главный герой из когорты таких сорванцов, как Федько-халамидник Винниченко или Твена Том Сойер. От проказник и выдумщик: то залезет на высоченную сосну, то выглядит в дырочку в ограде, пока застрянет, то натрусить чужих яблок, то наберет в рот лягушат. Не все его выходки кажутся невинными: однажды устраивается пышный похороны качура, случайно забитого детьми, в другой раз ребята хотят поймать живого зайца, налив смолы на тропу. Зато упіймалася Колина старая баба, а потом и отец. Однажды Только вымазал последнее сало на рельсы, чтобы остановить поезд. Таких приключений с главным героем случается множество. Об этом с иронией пишет автор: «и нечистая сила их не берет, и божья сила не бьет, ибо надоели они, видимо, и богу, и черту хуже, чем своим родителям» [1, с.348].

Описывая приключения Толика, автор рисует нам юную личность, формируется. Перед нами вырастает образ любознательного, чрезвычайно чувствительной к жизни, активного ребенка. Толик не любит однообразной работы, ему не интересно, например, полоть сорняки на огороде. Он превращает будничную работу в увлекательное приключение. Его буйная фантазия не знает границ: тяпкой, как саблей, он рубит вражьи головы с плеч. Правда, рубя подряд и бурьян, и помидоры. Он носит воду от леса из колодца, убирает в доме, когда мама уехала из дома по делам, ухаживает младшего братика. В то же время у Толика немало негативных, как на меня, черт: он немного ленивый, непоследовательный, розбишакуватий. Он доставляет немало хлопот и даже материальных убытков и без того бедной матери, например, срезав пуговицы с ее единственного праздничного платья и проиграв их. Если бы не любовь к книге, которая заполонила все существо Толи, направила его бурное воображение и живую фантазию в определенное русло, кто знает, что получилось бы из него. Книга приходит в бедное сельское жизнь ребенка очень рано и заменяет ему все. С помощью фантазии мальчик путешествует по дальним странам, борется с разбойниками, защищает добро и побеждает зло. Важные морально-этические принципы и законы формируются в душе главного героя именно благодаря книге. Она станет незаменимым товарищем и мудрой советчицей и в суровых армейских буднях, и в дальнейшей взрослой жизни.

Проблематика «На коне и под конем». Уроки жизни бывают иногда очень жестокими, но закаляют характер.

Хотя о профессии Толиної мамы мы узнаем еще на первых страницах, один из разделов произведения так и называется - «Сын учительницы». Опять же видим бедность сельской интеллигенции: «Обуваю старые, набитые соломой мамины туфли на высоких закаблуках, достаю деревянный конек, подкованный толстой дротинкою» [1, с.236], зато в «много сынков» настоящие, кованые кузнецом железные коньки, хорошие сапоги, исправные чумарки. И не социальное неравенство здесь важна. Интересным является психологическое раскрытие характера главного героя. Видя, как ест пухлый пирожок багацкий сынок Василий, Только не имеет силы противиться искушению и себе попросить кусочек: «Медленно подъезжаю к группе и, изображая из себя как можно байдужішого, робко протягиваю руку: - И мне дай». Пренебрежение Василия («сын учительницы, а просит») научил мальчика ценить собственное достоинство, не унижаться: «Медленно, чтобы не узнали, как мне стало обидно, стыдно и больно, уезжаю от них. Не плачу, хоть мне очень хочется плакать, лишь пылают щеки и крепко сжимаются кулаки» [1, с.237]. Урок человеческого достоинства Толик запомнил навсегда.

А вот другая история. Эпизод, что имеет название «Месть». Автор рассказывает нам о драматической судьбе народного умельца, сельского скляра. Не сложилась его личная судьба, и в работе он был поэтом. Человек не просто стеклил окна - он «священнодіяв». Этим словом Димаров выразил очень много: радость мастера от работы, смысл его жизни. Одним глаголом писатель обрисовал основополагающей для нашего менталитета риса - отношение к труду как к празднику, торжественное и уважительное.

И вот в селе строят новую школу. Случайно Только с Николаем упали на нерозрізане стекло. Дядя, конечно, разгневался и справедливо наказал ребят крапивой. Но вместо того, чтобы извиниться, ведь ущерб нанесен скляр, разбойники решили отомстить - побили новые окна в школе. Психологические детали реакции скляра и детей заслуживают особого внимания: ребята ожидали ругани, зато пожилой мужчина заплакал. «Плакал молча, без ругани, без слов, и нам жутко было смотреть, как плачет взрослый, старый человек, даже не вытирая слез, что зависали на густой щетине, горячее вспыхивали одиночными росинками. Мы почувствовали, что сделали что-то очень плохое, очень плохое, далекое от обычной мести, и молча порачкували из кустов» [1, с.242]. Итак, сначала перед нами оказывается детская жестокость, обида, потом уступает в душе состраданию и раскаянию. Несмотря на шалости, у этих детей здоровая душа, есть совесть, поэтому им и стало стыдно.

В повести изображена и другая месть - справедлива («Одвійки»). Толик лелеял на огороде подсолнухи, мечтая, что долгими зимними вечерами они с братом будут лакомиться насмаженим мамой насінням. уезжая к родственникам в гости, мать договорилась с соседкой, чтобы та позрізувала подсолнухи. Тетя Васютиха, которая всегда прихвалювала Толика, підлабузнювалась к матери, обманула их: отдала сумку одвійків вместо семян. Мать горько рассмеялась: «Вот какие люди бывают», но мальчик сумел отблагодарить - вместе с верным другом Ваньком насыпал пепла в жлукто с семенами, еще и полив водой. Справедливость как черта характера больше всего импонирует в образе Толика.

Творении раскрываются взаимоотношения родителей и детей, о которых с юмором Димаров пишет, что если бы за одного битого двух небитых давали, то их родители получали бы при обмене по десятку потомков. Но чувствуем, что основы семейного воспитания базировались на уважении к труду, к старшим, на совести.

Юмор - художественная доминанта книги. Даже печальные, драматические события автору удается говорить так, что трудности кажутся подоланними. Оптимизм и жизнелюбие - психологические доминанты тетралогии «На коне и под конем». Не раз и не два битые родителями соседка Сонька, верные друзья Ваня и Николай, не говоря уже о Толика, витівали смешные штуки, хотя самим было иногда и не до смеха. Когда главный герой хотел порадовать маму чистой домом, а потом подрался с братом, развалив дымоход, - это смешно или грустно? Или спрятался в Соньчиній печи и насмерть перепугал тетку Дарью? Читать - смешно, а взрослым было, наверное, невесело. Но все же, как справедливо писал в рецензии на повесть А. Погребной, «в Димарова преобладает радостная, светлая тональность изображения детских порывов и забот» [4, с 152]. Смех Димарова то ироничный, то мягкий, ближе к юмору.

В «Голубой ребенку» ярко и полнокровно раскрываются школьные будни главного героя, его взаимоотношения с учителями и сверстниками, первая любовь, дружба. Писатель не акцентирует на внешней стороне школьной жизни: мы не прочитаем о пионерские линейки или комсомольские собрания, зато перед нами разворачивается внутренний мир подростка. Поэтому и сегодня читать произведение чрезвычайно интересно.

Название повести. Название первой части - «Через мостик», как отмечалось выше, имеет притчевый характер. Вторая часть - «Голубой ребенок» - иронично названа. Автор говорит, что, приводя в пример его примерное поведение в детские годы, жена пыталась воспитывать их сына. Вот он и решил написать правду об ангеле, «голубую ребенка», «если бы залетела много-много лет назад в наш пятый «Б» класс, она не вырвалась бы оттуда живьем. А если и вырвалась бы, то с ободранными крыльями. И больше того-голубого перья, конечно же, осталось бы в моих жменях!» [1, с.313].

Чаще всего мальчик оказывался «под конем», спокутуючи грехи: «Воровал яблоки и груши, толочив чужие бахчи, выдергивал хвосты у гусей, дразнил собак, бросал в реку котов, разбивал, когда случалось, стекла из рогатки, дер, где только мог, штаны, дрался с братом... А каяться мне приходилось довольно-таки часто, особенно, когда свистела надо мной прут или випорскував из чужого сада, неся полные штаны крапивы, напичканной безжалостной дядьківською рукой» [1, с.268].

Но жизненный опыт, духовный рост, что день в день формировали личность, в полной мере проявились уже во взрослом бытии, позволили Толикові удержаться «на коне» на крутом изломе истории родной земли, выстоять и победить фашизм. Укрощение строптивого коня своей судьбы стало возможным только благодаря тем морально-этическим и духовным принципам, на которых воспитывалось поколение: трудолюбие, честность, способность к сопереживанию (например, пучок чеснока, данный тетей Одаркою тяжело больному брату - мелочь, но запомнилась на всю жизнь), ответственность, человечность.

Поэтика повести. Прежде всего следует отметить такие черты, как автобіографізм, глубокий психологизм, то есть мастерское раскрытие характера человека в поступках, в психологических реакциях на определенные ситуации, захватывающая сюжетность и динамизм произведения.

Прерывистость, епізодичність как черты повести оговариваются авторской концепцией: через мостик памяти переносится в настоящее лишь то, что прошло испытание временем как важное. Взрослому автору вспоминаются прежде всего те события, которые нашли подтверждение или отрицание позже. Память приобретает значение фильтра, который пропускает жизненный опыт, отделяя будничную мякину от чистого зерна характера настоящего человека и гражданина. Примечательно, что, сочиняя произведение во время доминирования так называемого «социалистического реализма», Димаров не акцентирует на внешней атрибутике времени. Его интересует человек в онтологическом смысле, ее характер, внутренний мир. Поэтому так тонко переплетаются сюжетные эпизоды с авторскими отступлениями, то ироничными («Стоял и горько раздумывал, чего оно так происходит в мире, где какая неприятность не вылупится, я обязательно должен попасть в нее») [1, с.253], то лирическими (о материнском уставшее лицо и ласковые руки), то горькими (первые дни войны).

Вся повесть, кроме последней части, особенно «Голубой ребенок», напоенная добрым и мягким юмором. Чего стоят, например, эпизоды, когда, спрятавшись в Соньчину печь, Толик перепугал тетку Дарью, или как Сонька надела на голову новенький казанок, играя с Ваньком в древнерусских богатырей, а сбросить не смогла. Смихова стихия проявляется не только в сюжетобудуванні произведения, но и в языковой плоскости.

Сочная, богатая украинская речь переливается богатством смысловых нюансов, точно высвечивает характеры не только героев, но и рассказчика. Она максимально приближена к разговорной народной речи, поэтому живая и выразительная: «Когда же он приблизился вплотную, так и не заметив меня, я набрал побольше воздуха и изо всех сил гаркнул:

- Ди-и-ду! Деду-у!

- Гух!

Дед стрибонув так, словно наступил на раскаленную железку. Потом долго стоял, выпучив на меня глаза и хватаясь рукой за сердце.

- Ди-иду, поможі-ить! - запричитал я.

- И гемонське же дитинище! - очнулся наконец дед.

- И сатана тебя впервые сюда!» [1, с.244].

Писатель выбирает роскошные языковые краски, используя эмоционально-окрашенную лексику (дитинище), разговорные элементы (впервые, гемонське, выпучив глаза, взревел).

Справедливо отметил А.Погрібний, мастерства, стиля как такового «не замечаешь» [4, с 152]. Нельзя не согласиться с авторитетным критиком, что это - один из высших проявлений мастерства, когда рожденная в глубине души рассказ полностью переходит в життєподібну, реалистичную осязаемость [там же].

Последняя часть произведения, посвященная армейским будням Толе-солдата, несколько проигрывает предыдущим. О некоторой несфокусованість финальных эпизодов писал в рецензии на повесть А. Погребной [4, с 152]. Но рассказ про первые недели войны («Вместо эпилога. Граната») тоже раскрывают перед нами настоящего мастера художественного слова, тонкого психолога, мужественного человека, патриота. «Я отдернул руку, не удержался, завалился на спину. И снова увидел самолет. Он падал прямо на меня, по обе стороны нацеленного носа, на крыльях, танцевали острые огненные язычки. Снова зашипело, зачмокало, сипонуло землей - и теперь уже не крик, а дикий нечеловеческий крик впереди меня. Кто-то кричал и кричал, и то надриваюче душу, бесконечно мучительное: «А-а-а!» залило все пространство. Казалось: то кричит, бьется в конвульсиях смертельно раненое поле. Потому что человек не мог так кричать» [1, С.611]. Так погибает его товарищ, так чудом избежал смерти сам главный герой.

В свое время авторитетный литературовед и критик А.Костенко заметил: «Если цель литературного произведения эмоционально воздействовать на читателя, апеллировать к его чувствам и таким образом убеждать окончательно, то следует сказать, что в романе «И будут люди» этой цели достигнуто» [3, с.128]. По моему мнению, эта оценка справедлива почти все произведения писателя.

Вспомним хорошо известные слова В.Бєлінського однако, что для детей надо писать, как для взрослых, только еще лучше. А. Дмаров принадлежит именно к числу таких художников. Поэтому его повести, романы, малая проза, автобиографические произведения, а для детей еще и сказки и рассказы интересуют уже не одно поколение благодарных читателей. Его книги учат доброте и патриотизма, правдивости и справедливости, дружбе и верности делу, которому служишь. В конце учат быть человеком.

Литература

1. Димаров А. А. Избранные произведения: В 2 т. - Т.2. - К., 1982.- С.223-615.

2. Граничник В. Неосвоенное богатство // Дончик В. Из потока лет и літпотоку. - К., 2003. - С.160-180.

3. Костенко А. Своя дорога, свой голос//Днепр. - 1972. - №6.-С.126-128.

4. Погрибный А. Нужны ли детям испытания?// Радуга. - 1982. - №8. - С.151-153.

5. Сиротенко В. Авторская позиция в повестях А. Димарова // Советское литературоведение. - 1985. - № 8.

6. Сиротенко В. Оседлай своего коня // Знамя. - 1982. - №11.-0.122-123.

7. Штонь Г. Анатолий Димаров. - К., 1987.

8. Яценко Т. Особенности изучения повести А. Димарова «Голубой ребенок» в 7 классе // Русский язык и литература в школе. - 2006. - № 2. - С.36-42.