Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Димаров Анатолий
Секреты художественного мастерства А. А. Димарова (по сборнику «Зблиски»)

Я. Бахчевнікова,

ученица 9 класса Клавдиевской общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней

Киевская обл.

Предлагаем вашему вниманию, уважаемые читатели, часть литературоведческого исследования, выполненного ученицей Клавдиевской общеобразовательной школы i-III ступеней (Киевская обл.) Бахчевніковою Яной Александровной, за сборником «Зблиски» (2002), лауреата Национальной премии имени Т. Г. Шевченко, писателя Анатолия Андреевича Димарова.

Научный руководитель - Стефанович Татьяна Владимировна, старший учитель высшей категории. Как участник Малой академии наук Я. Бахчевнікова завоевала III место в секции украинской литературы. Пожелаем Яне и ее учительнице Татьяне Владимировне творческих успехов.

Структура сборника, жанровое разнообразие, история создания,символизм названия

Добрая книга - как мудрый человек. С ней приятно общаться, а когда приходит время расставаться, окутывает душу сожалению. Еще одно короткое мгновение - и завершится интересный разговор, но еще долго будут стоять в воображении фигуры любимых образов, их печали, радости, надежды. И где-на самом дне спрячет встревоженное сердце читателя зерна жизненной науки. К таким книгам относится и сборник «Зблиски».

Название этой книги имеет глубокий символический смысл. Она помогает осознать основное идейно-тематическое направление авторской мысли. Толковый словарь украинского языка так трактует значение слова «вспышка»: вспышка огня, молнии, света.

В одном из интервью писатель признавался мне: «В моей памяти блеснули давние воспоминания. А результатом этих воспоминаний и появилась сборка».

Основу этой книги составляют лучшие рассказы, новеллы и повести, которые печатались в последнее время в периодических изданиях, в частности в журналах «Киев» и «Березиль». Среди них «Борода», «Тринда», «Ясноглазая ты, светлоокая», «Наталка-Полтавка», «Метла», «Персональный пенсионер», «Матка», «Шаляпа», «Тирлик», «С праздником тебя, мамочка, с праздником», «Сны», «Немецкая курва», а также повести «Молитва по Марии», «Ципоньки-цепы», «Поэма о камне», в которых представлен срез современной жизни в городе и селе. В сборнике «Зблиски» изображены судьбы украинских крестьян, подано выразительный мир художественных чувств, образов, коллизий.

Жизненная основа книги, идейно-тематическое направление произведений. Образная система сборки

Ведущая тематика художественных произведений - человек с его повседневным, любовью, муками выживания, мечтами, болью, смертью и бессмертием.

Глубокий знаток крестьянской жизни и быта, крестьянской психологии, Анатолий Димаров понимал, что народ нужно писать без каких-либо украшений. Горькая правда жизни, описанная в повести, даст нам больше пользы, чем восхищение извечными атрибутами старожитної Украины. Художник слова очень тонко о-создается во внутренний мир своих героев, ощущая тончайшие движения души.

Прозаик с болью осознает духовную деформированность многих своих персонажей, вызванную нечеловеческими условиями жизни, несвободой. Среди них красавица-Оксана, героиня рассказа «Тринда», которую насильно вывезли на шахты в Донбасс, искалечили ее жизнь: «/ заголосило село не меньше, чем во время оккупации, когда забирали на работу в Германию. И заливалась горькими слезами Варвара, снаряжая на те страшные шахты, как до могилы, Оксану...» [3;.27].

И вернулась домой в объятия матери уже не та невинная девушка, а морально изуродованный обществом, системой, духовно деградированная пьяница Тринда.

Писатель подчеркивает, что тоталитарная система калечит душу человека, убивает лучшие чувства, вмешивается в личную жизнь граждан, разрушает их судьбы. Это ярко свидетельствуют повести «Ясноглазая ты, светлоокая», «Тринда», «Немецкая шлюха», «Молитва по Марии».

Сколько существует разумный человек, существует и любовь - чистое, нежное чувство. К этой «вечной темы» в литературе всегда обращались художники всех эпох. У художника слова Димарова эта тема приобретает трагический окрас.

Семнадцатилетняя Санька, героиня рассказа «Немецкая шлюха», полюбила немца Ганса «как знало сердечко», несмотря ни на то, что он враг, ни на человеческий осуждение. Ослепленная сильным чувством, девушка загубила собственную жизнь и судьбу своего единственного сына Василия: «Саньке арестовали сразу же, от младенца живьем одірвавши, и она протужила за сыном в течение десяти лет, а нигде не всплывают годы так медленно, как в лагерях за проволокой колючей, и нигде так здоровье не теряется, как в тех же лагерях, особенно на Севере. Потому вернулась Санька: ни одного зуба во рту и волосы совсем седые. Это в двадцать семь лет!»[3; 131].

Многострадальная история нашего народа. Мы не должны забывать ее черных страниц. В повести «Поэма о камне» об этом еще раз нам напоминает писатель, который в своих воспоминаниях обращается к трагическим временам, когда происходило ужасное «переселения народов». Тогда всех немцев, которые испокон веков, еще со времен Екатерины II, жили на Украине, выселили в Среднюю Азию. Энкаведисты их хватали посреди ночи, в чем были, не давали даже прихватить еды на дорогу, и клали, голых и босых до вагонов-коровников... [3,352].

За одну ночь обезлюднілий Крым (татар выселили в течение ночи) заселялся преимущественно русскими [3; 254].

Анатолий Андреевич резко осуждает имперскую политику Москвы относительно других народов бывшего СССР, обращает внимание на экологические проблемы: испытания атомного оружия в окрестностях Семипалатинска, облучение казахов, гибель Аральского моря.

Одной из ведущих тем в художественном наследии писателя является тема материнства. Светлой и нежной любовью, сочувствием к матери, берегинь рода человеческого, проникнуты произведения Анатолия Димарова «Тринда», «Ясноглазая ты, светлоокая», «Матка», повесть «Молитва по Марии».

Украинская женщина Василиса, которая на войне потеряла мужа и сына, спасает от смерти раненого фашиста, видя в нем не врага, а тоже чьего-то сына: «... Вспоминала сына, что такой же был, как и этот, молодесенький... Мо, он тоже отакечки лежит, может, ранен и над ним так чужая мать сидит... «[3; 114 ].

За свой гуманный, милосердный поступок женщина была жестоко наказана властями:

«...Отбывала наказание на Колыме, одсиділа от звонка до звонка..., а когда вернулась через пятнадцать лет домой, - ни одного зуба во рту и ни волоска на голове» [3; 117].

Для матери нет ничего страшнее и более болезненного, как прощаться со своими детьми, а еще когда навсегда. Не раз и не два обливались материнские сердца кровью, когда сыновья и дочери покидали своих мамочек, выброшенные из семьи, из общины, погноблені, бесправные, обречены, шли в неизвестность, в неизвестность...

Мария Безродная, героиня повести «Молитва по Марии», «вошла в жизнь автора надолго, завладела его воображением». Жизнь этой мужественной, самоотверженной женщины является примером жертвенности, безграничной материнской любви: «И всю свою дальнейшую жизнь, все до капли последней - отдала все сыну» [ с 183 ].

Именно она учила его жить честно и не повиноваться лжи. Алексея «...взяли в шестьдесят шестом, когда он кончал институт», Мария уговаривала сына покаяться, но ответ парня была твердой и решительной: «В чем каяться, мама? В том, что я люблю Украину?» [ 3; 183 ].

Герой повести «Молитва по Марии» Алексей Безродный, этот рыцарь духа в мире насилия, утверждал свое право быть человеком на земле. Он не хотел приспосабливаться к обстоятельствам, жить тихо и уютно. Его не могло удовлетворить маленькое, как стекло в окне, счастье для себя. Он хотел счастья для своего несчастного края и народа. Таким его воспитала мать - Мария.

Прозаик в своих произведениях также обращается в воспитательных традиций украинской семьи: традиции уважительного отношения к родителям, ответственного отношения родителей к воспитанию детей, семейного согласия.

Своими произведениями писатель отстаивает мнение о том, что семья, семейные обязанности - это святое, и когда кто-то нарушает эти древние обычаи, того Бог жестоко наказывает.

В рассказе «Ясноглазая ты, светлоокая» писатель подчеркивает, что каждый человек должен всегда помнить, откуда она родом, где ее корни, задумываться над тем, в чем заключается смысл ее жизни.

Важное место в галерее образов А. Димарова занимают также образы-архетипы: церкви, дороги, креста, родного дома. Хата в произведениях прозаика является тем живым существом, она ассоциируется с детством, теплом и уютом, радостью и горем, духом предков. Отсюда начинается жизненная дорога, начинается духовность. Она имеет душу и тело. Родительский дом морено голодом, палено войнами, мучено репрессиями. Так, «найзлиденнішу дом» Марии Безрідної благословляет Бог. Радуга «опустилась, накрыла, растворила ее в ярких своих цветах и с той хаты навстречу радуге вырвался крик младенца...». Когда Мария, прожив нелегкую, страдальческое, но честную жизнь умирает, снова появляется разноцветное чудо природы - радуга: «/ хата вдруг празднично засияла, поднялась в воздух, легкая и прозрачная...»[3,162].

Одинокая усадьба крестьянки Варвары, у которой насильно забрали дочь и отправили на шахты в Донбасс, - это горький символ Украины, ее национальной трагедии: «И лютая зима хозяйничала в этом доме» [3,30]. Когда же дочь возвращается к матери, «хата пускает веселый дымок под самое небо, готовя жареное и вареное» [3; 31].

Не менее весомым в сборнике есть образ дороги, что прослеживается пристальным читателем между строк. Дорога - это судьба человеческая, это путь к самому себе, к очищению, к свободе... Она бывает длинной и короткой, тяжелой и легкой, широкой, а порой - узенькой тропинке. Писатель утверждает своими произведениями, что человек все время в дороге и, бывает, теряет сама себя в бешеном движении жизни.

А. Димаров своими произведениями еще раз напоминает читателям, что украинцы издавна были глубоко верующими людьми, придерживались обычаев и традиций своих предков, жили по законам Божьим. Поэтому неудивительно, что в сборнике присутствуют еще несколько образов-архетипов - образ церкви, креста и крестика, которые сопровождают человека от рождения до смерти: «Возвращались с кладбища - крест все время перед глазами стоял. Как живой» [3; 124].»Ясніли на все кладбище»(кресты) [3;118]. «Стоят теперь оба кресты, словно их и не руки человека поставили: сами свелись над могилами: стоят, сплести пальцы, навеки соединены...»] 3; 125]. «Не было ни попа, ни музыки, лишь впереди несли крест, перевязанный полотенцем» [ 3; 163].

Крестик в рассказе «Матка» тоже символическим, знаковым, живым напоминанием того, что все мы христы-яны, поэтому должны нести в своих сердцах любовь к ближнему своему, уметь прощать: «на сухеньких, которую півни-ка, груди шевелился крестик блестящий...»[3; 113].

Большой национальной трагедией для украинцев есть уничтожение, разрушение наших святынь - храмов, церквей - большевистской властью. И эта тема проходит через все творчество прозаика: «церковь стояла, как писанка, церковь как бы плыла в воздухе, светила еще издалека золотым крестом над голубой баней: подъезжаешь - не одірвати глаз, - разрушили до основания, остались только горы битого кирпича и перли из земли сорняки, словно посеяны нечистой силой» [3; 159]. «Церковь кривавилась красным кирпичом - сплошными ранами» [3;167]. «... Церковь дыхнула такой обнаженной бедностью, что у меня аж защемило на сердце»] 3; 168 ].

Писатель своими произведениями стремится склонить душу современника к первозданному, извечного, что должно стать источником возрождения духовности нашего народа.

Имена и фамилии персонажей - существенные семантические элементы в целостной структуре литературных произведений (по сборнику «Зблиски»)

Литературоведы рассматривают фамилия (прозвище, партийную кличку) и имя литературного героя как существенный выразитель его характера, однако читатели часто не придают значения тому, как зовут героя и что стоит за его именем. Между тем это очень важно, потому что художественное произведение - целостный организм, в котором не может быть ничего лишнего и случайного, а имя - существенный семантический и эмоционально-экспрессивный элемент в целостной структуре литературного произведения.

Еще Сократ обращал внимание своих собеседников на внутреннюю форму именного слова: «... Невозможно исследовать что-то..., не изучив имени или не исследовав значение названия» [4; 8].

К выбору имен своих героев А. А. Димаров относится очень ответственно, ибо поэтика имени персонажа расставляет своеобразные акценты, важные для всего художественного текста, и несет весомое нагрузки. Собственные наименования героев произведений во многих случаях отражают их характер, стиль жизни, судьбе.

Показательным в этом смысле является имя главной героини повести «Молитва по Марии» Марии Безрідної.

Слово Мария почти до времен средневековья можно было услышать только в церкви. Оно прилагалось большей частью к наименований библейского женщин, среди которых была дева Мария Богородица, родившая Христа - спасителя человечества. Такое имя носили женщины, которые сделали что-то доброе и возвышенное, потерпели разных бед и наплакались горько.

В основе имени Мария, как доказывают лингвисты, лежит давньосемітське слово мариам, что переводится по-разному: и как бунт, противодействие, сопротивление, возмущение, и как горечь или превосходство, возвышенность, преимущество.

Само имя главной героини повести «Молитва по Марии» символическое, ибо перекликается с именем Богоматери, образ которой постоянно присутствует в произведении: Мария молится перед иконой Божьей Матери, обращается к ней как к самой большой святині. ее жизни, в котором преобладает страдание, подобное судьбе девы Марии. Божья Матерь - заступница человечества, крестьянка Мария - воплощение судьбы тысяч матерей.

В повести «Молитва по Марии» постоянно присутствует образ Божьей Матери. Автор проводит параллель между гибелью Иисуса Христа, которой он спас человечество, и гибелью сына земной матери - Марии, который тоже погиб за идею.

Как погиб ее сын, Мария ходила в церковь.

...Закурив, приладила свечу под ближайшей иконой, и когда приладила и подняла к иконе лицо, ее так и ударило: с черной доски, на которой проступало лицо Божьей Матери, прямо в застывшую душу Марии засияли глаза. Они жили, они дышали, ... повнили таким небесным теплом, Мария аж застонала... в них было столько любви и ласки, столько жертвенной преданности, как все матери мира смотрели теми глазами...[ 3; 186].

В фамилии Безродная сохранена внутренняя форма слова род, а приставка без-указывает на то, что главная героиня росла в неполной семье, была полусиротой. Толковый словарь так трактует значение слова безродный - тот, кто не имеет родителей, родственников, безрідник.

Фамилия героини рассказа «Матка» Моторная тоже имеет определенное символическое значение. В толковом словаре слово моторный означает проворний, ловкий, энергичный, находчивый, бойкий.

Василиса Проворная, которая потеряла на войне мужа и сына, еще способна на совершение настоящего подвига: женщина спасает от смерти раненого врага, ибо видит в нем чью-то ребенка, сына.

В сборке насчитывается пять прозвищ - Борода, Тринда, Метла, Шаляпа, Тирлик. их употребление объясняется тем, что автор является не только знатоком человеческой жизни, но и тонким психологом. Очень часто о происхождении того или иного прозвища мы узнаем из произведений. В рассказе «Метла» возникновения прозвища героини объясняется так: «Кто же ее Метлой нарик? Кто же как не Наталья! Подняла пыль - солнце в небе погасло!» [3; 72 ].

То есть, наименование «метла» отражает определенные особенности трудового процесса, который осуществляет трудолюбивая и проворная человек.

Очень часто человеку дают прозвище, исходя из его способностей, склонностей, предпочтений, физических, психических особенностей. Прозвище Шаляпа происходит от фамилии известного певца Шаляпина:

«Так его прозвали с легкой руки заезжего музыканта, что зашел как-то в клуб послушать, какие здесь у людей голоса.

- Вы как Шаляпин... Такой голосище!..

Еще что-то говорил тот столичный музыка, люди уже и не вспоминают, а вот «Шаляпин» врезалось в память: перевернули по-своему и прозвали «Шаляпою» [3; 119].

Вот как в рассказе «Тирлик» объясняется происхождение прозвища ребенка:

«Кто его так прозвал, хоть убейте - не знаю. ... Только факт остается фактом: все звали его только Тирликом.

Может, прозвали его так еще тогда, когда он был совсем маленький и не произносил звука «р» [ 3; 136].

Негативную эмоциональную окраску, даже ироническое прозвище Борода. Автор намеренно подчеркивает, что у человека действительно есть большая и роскошная борода, но в то же время - «маленькая, бессонница душа»:

«Все в Алексея Максімовича, кроме его бороды, было маленьким, мелким...»[3; 16].

Прозвище Тринда принадлежит бывшей красавице Оксане, которая стала алкоголичкой Триндою: «Когда ходила селом веселенькая, п'яненька, и все ему было трын-трава...

Пританцовывая, воспевала охрипло: «Тринда юпочку пошіла...» [3; 35].

Для Анатолия Андреевича между фамилией, именем, характерными чертами человека, которую он изображает, устанавливаются тяжело вловлювані, но прочные связи. Экскурс в этимологию фамилии, прозвища главных героев важен не только потому, что показывает ход мысли автора во время работы над произведением, но и потому, что проясняет социальное задание, которое писатель ставил перед собой, выбирая главных героев произведения.

Роль художественных средств и приемов в раскрытии идейно-тематического содержания изучаемых произведений. Функции пейзажа в сборнике

Пейзажем называют образ природного окружения персонажей и их действий, описание картин природы в художественном произведении, который имеет определенное значение в его общей содержательной организации. Важнейшая функция пейзажа заключается в том, что он выступает как дополнительный опосредованное средство характеристики героев, персонажей. Как правило, отношение «пейзаж - человек» в художественном произведении строится на принципах так называемого психологического параллелизма - контрастного противопоставления или сопоставления картин природы с душевным, эмоциональным состоянием человека: «Природа аккомпанирует человеческим переживаниям. Она аккомпанирует так тонко, словно она не природа, а душа; иногда ее аккомпанемент построен на консонансах (гроза в душе и на небе), иногда на дисонансах (душевная гроза под синим небом)...» [1; 248].

Так, для юной Саньки, героини рассказа «Немецкая шлюха», которая впервые полюбила земля расцветает..., и небо улыбается звездами: весь мир наливается такой красотой, что можно задохнуться от счастья...» [3;13].

Когда же героиня, погубив любовью свою жизнь, отправляется в последний путь, то природа в произведении полностью отражает ее тяжелое душевное состояние: «Среди ночи, когда все село уснуло, Санька отправилась в последний путь. И луна сочувственно светил перед ней, и звезды жалостливо вздыхали к ней.

Остановилась на высоком берегу: черная, как в аду, вода шумела внизу, закручивалась в омуте глубоком...

Ступила в пустоту, упала вниз. Вода приняла ее в свое лоно, зімкнулася намертво.

А потом наступило утро, вода в реке стала прозрачной и светлой: торжественно, как в храме Божием, всходило солнце» [3: 135].

Каждая деталь пейзажной картины передает настроение героини, настроение безнадежности, каждая деталь выписана, отшлифована до символа.

Иногда пейзаж в прозе А. Димарова символически обобщает, эмоционально выражает последствия тех или иных духовных поисков персонажей, чаще всего выступая в роли эмоционально значимого финала произведения, или, наоборот, задает эмоциональный тон, открывая собой произведение. Так, в повести «Молитва по Марии» пейзаж задает эмоциональный тон в начале, когда рождается Мария: «Радуга зародилась на западе, стремительно взлетела вверх и опустилась над найзлиденнішою на все село домом, в котором жила Светлана Безродная. Опустилась, накрыла, растворила ее в ярких своих цветах, и с той хаты навстречу радуге вырвался крик младенца, которое только пришло в этот неуютный мир [3;1Є0].

Когда же героиня умирает, природа снова провожает ее в последний путь: «Такой радуги я не видел, сколько живу. Праздничная игра цветов обперезала полнеба, словно кто натянул огромный рушник, сотканный из красного, оранжевого, зеленого, синего, - один конец завис напрочь за Сулой, а второй опустился на край села, накрыв дом, в котором жила Мария Безродная»[3; 162].

Персонифицированные образы радуги, летнего, теплого, прозрачного дождя, который лил «семь дней, семь ночей, не умолкая ни на минуту» символизируют жизнеутверждающие силы, оптимизм, приход в этот мир человека порядочного, богатого на душевное тепло. Благодаря персонификации природных явлений, усилению деталей тропами автору удается развернуть пейзаж в целую метафору, в яркий символический образ, который подытоживает, обобщает идею произведения.

В таких произведениях, как «Молитва по Марии», «Матка», «Немецкая шлюха», «Поэма о камне», «Тринда» присутствуют метафоризированы образы-контрасты, образы-символы: луна, звезды - солнце, ночь - утро, черная вода - прозрачная и светлая, зима - лето, погожий солнечный день - гроза, которые несут определенную идейную нагрузку. Так, разрушенное тоталитарной системой жизни украинской девушки Оксаны, с которой только бы портреты писать, автор изображает на фоне прекрасного пейзажного рисунка: «Тишина, звезды вверху: красота невероятная! Месяц и тот застыл, очарованный. И вдруг - голос осипший: « Тринда юпочку пошіла...» [3;35 ].

Порой природа помогает персонажам, сочувствует им. Когда Василиса Проворная шла по дороге до леса, то «луна над головой светил: бросал обломанные тени..., луна освещала кривулясту дорожку...» [3; 113].

Через персонифицированные образы природы писатель раскрывает движениях человеческой души. Когда от Варвары «вместе с сердцем оддерли» дочь Оксану, отправив ее, как к страшной могилы, на шахты в Донбасс, «лютая зима хозяйничала в той хате: забралась в двери...» [ 3; ЗО].

Понимание природы как одушевленного целого обусловило немало особенностей поэтики Димарова - прежде всего метафоры. Писатель даже стертые метафоры заставляет звучать по-новому, освежая их эпитетами и таким образом внося «душу» в описываемые им картины и явления в одухотворенных образах природы. Но если у других писателей этот художественный прием воспринимается более-менее как поэтическая условность, то в Димарова он связан с глубинами его мироощущение.

Для пейзажа он пытается подобрать несколько метких, ярких мікрообразів, которые бы создавали картину. Так, изображая картину летнего дождя, автор рисует ее с помощью персоніфікацій: «деревья насытились водой по горлышко» , «травинка заслонила зеленого ротика», «земля напилась до отвала», «река и деревья понабухали в своих берегах», «озарена просинь брызнула с неба», «небо стало бубнявіти облаками», «черно-сизая стена дыхнула влагой», «мутная вода ревела вокруг», «гроза прогуркотіла на запад», «в черном небе спеют звезды». Украсив эти детали тропами, писатель мгновенно «схватывает» и саму пейзажную картину, и переживания героя.

В чем же секрет такого тонкого чувства природы, единения с ней?

Пожалуй, ответ на это вопрос очень прост. Природа является началом всей красоты. Она вдохновляет на творчество, вливает в душу новые силы, пробуждает чувства. А где чувства - там прекрасные произведения. И от того, насколько писатель сумеет точно и глубоко проникнуть в тайны природы, почувствовать дыхание ее неповторимого жизни, в значительной степени зависит и его талант. Этот органический связь вечно меняющихся и неповторимых картин окружающего мира с переживаниями художника особенно заметен в произведениях Анатолия Димарова, в частности в повести «Поэма о камне». Природа для писателя является источником жизни и вдохновения. Нежно, всей душой он чувствует ее красоту, любит ее чудесные создания. Пейзажи прозаика - это лирические рисунки, исполненные изменений, движения, обновления, настроений, то радостных, то печальных. Тонкий знаток красоты природы, ее художник, он любуется ею. Сюжеты произведений разворачиваются преимущественно на живописном пейзажном фоне.

Природа в сборнике «Зблиски» дает возможность почувствовать своеобразие художественного мышления автора. Порой пейзажи в Димарова являются орнаментальным украшением повествования как-вот в повести «Поэма о камне»:

Степь лежал, небесным колдуном завороженный, сделает предковічною тишиной... Степь плыл в зачарованную безвестность, на лунных волнах тихонько покачиваясь... [3; 275].

Огромное, розовое, приветливо улыбающееся солнце плывет над горизонтом. Оно только умилося голубыми росами и теперь, собой любуясь, задивилось, как в зеркало, в землю. [3,275].

Такими прекрасными картинами природы, метафоризованими описаниями пересыпана большинство произведений прозаика. Насыщенность красок, выразительность контуров, ясность образов - все это говорит о высоте творческого духа и настроения писателя, его тесного единства с окружающей жизнью.