Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС начала XX века (1900-1930 гг.)
Юрий Иванович Яновский (1902-1954 гг.)
«Всадники»
Своеобразным продолжением романа «Четыре сабли», который потерпел сокрушительное критики со стороны представителей тоталитарной системы, стал роман Юрия Яновского «Всадники» (1935 г.).
Роман «Всадники» был написан писателем идеологически правильно, по всем требованиям тоталитарной системы. В нем прослеживается и ведущая роль большевистской партии, и победа отряда красноармейцев, и красный флаг как символ светлого будущего.
Произведение принадлежит к романтическому эпосу, однако у исследователей длительное время вызвала спор его жанровая принадлежность, ведь в романе удачно сочетаются признаки народной думы, героической поэмы и новелістичного романа. К какому жанру только не причисляли роман: его называли циклом новелл, героическими новеллами, балладами в прозе, поэмой в прозе.
Произведение состоит из восьми новелл, в каждой из которых развито множество мотивов, выхваченных автором из пламени гражданской войны. Каждая новелла - это вполне самостоятельное художественное произведение, своеобразная эпическая картина гражданской войны. Единый сюжет отсутствует, обстоятельства и герои разные, только кто-то из них мелькнет в другой новелле. И в то же время все новеллы составляют единое идейное и композиционное целое.
Сюжет романа развивается не в стройной последовательности, а произвольно: с «забеганием» вперед и возвращением в прошлое.
На первый взгляд, писатель мастерски создал коллективный портрет героев пролетарской революции. Идейно этот портрет реализован в виде галереи ярких образов большевиков, среди которых Фрунзе, Мусий и Иван Половцы, Даниил Чабан, Швед, Чубенко Максим, Адаменко, безымянный почтальон. Все эти образы дополняют и объясняют друг друга. Они - всадники, а значит рыцари революции. Однако произведение не такой однозначный, как кажется, потому что за победой большевика Ивана Половца усматриваются размышления самого Яновского, который не поддерживает жестокости во имя призрачных идеалов.
В одной из новелл романа, «Двойной круг», изображению трагедии братоубийства. Сыновья Мусия Половца убивали друг друга, отстаивая свои политические взгляды, и по очереди на землю летели головы деникинца Андрея, петлюровца Оверка, махновца Панаса.
Живыми остаются большевик Иван, несовершеннолетний Саша и их родители - Половчиха и Мусий. Но этих людей трудно назвать семьей. Правильно говорил Панас брату: «Вот видишь сам, что род распадается, а класс стоит». Действительно, класс стоит, однако стоит, истекая кровью.
Трагедия рода Половцев в том, что они оказались недостаточно сильными и мужественными, чтобы выстоять как род. Возбуждено человеческие законы, мораль, традиции, возбуждено родительскую заповедь: «Тому роду не будет перевода, в котором братья радуют согласие».
Действительно, один из сыновей Андрей, стал денікінцем, Оверко увлекся идеями Петлюры. И жестокая битва, в которой они столкнулись, обнаружила, что Андрей забыл свои корни. В его проклятии брату заложена пренебрежение к родной земле, к своему роду: «Проклинаю тебя моим русским сердцем, именем великой России-матушки».
Самое страшное, что все братья забыли отцовскую науку и те гуманистические традиции, на которых воспитывались.
Оверко убивает Андрея, а сам погибает от рук Панаса. И между ними нет согласия, нет братской любви, нет ни жалости, ни сочувствия. И, цитируя отцовскую поговорку, никто из братьев не опомнился, наверное, даже не задумался над судьбой седых родителей, подвергшихся страшной потери.
Глубокий психологизм новеллы «Двойной круг» достигается не только бешеным темпом, а и тем, что битвы гражданской войны проходят через чувства Мусия, Половчихи и их сыновей.
В романе нет настоящих победителей. Он воспринимается как рассказ о трагедии распада человеческого рода, трагедию матери, трагедию Украины, трагедию, когда «...род распадается, а класс стоит».
Каждая из новелл является вершиной героического напряжения. Начало романа стал классическим. С первой фразы автор задает ритм произведению.
Достаточно прочитать первую фразу, своеобразный запев романа, чтобы представить, как «свирепствовали сабли» под Компаніївкою, где «сцепились бортами степные пираты», и кони бегали без всадников, и небо «округ вздымалось голубыми башнями».
Индивидуальный стиль Яновского характеризуется сочетанием высокой патетики и тонкого юмора, причудливого сплетения фантастики и реальности, романтической поэтики, символики и сугубо реалистических деталей.
Преодолев романтику сражений, автор обращается к образу моря, с сильными ветрами, которые беспощадно обвівають Половчиху, что ждет на берегу своего Мусия - «высокая и строгая, как в песне». Половчиха - настоящий тип украинской женщины, непреодолимой жизненными испытаниями, которая «...держала дом в железном кулаке, мать стояла во главе семьи стояла, как скала в шторме».
В каждой новелле персонажам предоставляется роль символов. Символическими являются образы братьев Половцев, которые своими поступками вызывают освящен большевизмом распад человеческого рода символическими являются образы их родителей, которые пытаются сохранить род. Все герои романа опоетизовані и полны глубокого драматизма, но действуют в реальных обстоятельствах.
«Всадники» - это роман о красоте родного края («Детство»), о человеческое страдание и выносливость («Письмо в вечность»), о жажде свободы ( «Чубенко - командир полка»). Все герои произведения воплощают в себе человеческое и национальное стремление героев построить лучший мир на земле.
С юности Яновского привлекали цельные натуры: люди мужественные, упорные, богатые духовно, по-рыцарски верные и преданные делу.
Борьба добра и зла в произведении разворачивается на фоне живописной украинской природы. Каждая картина несет в себе национальный колорит. Его воспроизведению способствует язык произведения, насыщена поговорками, молитвами, заговорами, строками из песен. Так, в новелле "Детство" автор изображает великолепные описания народных обычаев и праздников. Кое-где в полотно произведения вплетаются легенды и предания.
Особенностью романа Юрия Яновского «Всадники» является еще и то, что писатель изобразил Украину не только в кровавом противоборстве гражданской войны, но и в богатых народных обычаях и народном творчестве. Прозаик, обобщая философскую суть событий, дает им оценку с точки зрения общечеловеческих принципов.
|
|