Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Организация групповых форм работы при изучении творчества писателей-шестидесятников
11 класс

А. Сергиенко,

заведующий лабораторией методики украинского языка и литературы

Днепропетровск

В статье раскрывается методика планирования обзорной темы в 11 классе «Украинская литература II половины XX века». Основное внимание обращается на ознакомление учеников с уникальным явлением в украинской литературе - шестидесятничеством. Для оптимального решения учебных целей рекомендуется использовать групповые формы работы.

В обновленной системе общего образования предмет «украинская литература» приобретает особую значимость. Сегодня уже никто не отрицает, что украинский язык и литература являются носителями идентичности нашей нации и ее генетического кода. Поэтому именно литература должна стать важным фактором в воспитании сознательного украинца, в его становлении и реализации в современном мире.

Неслучайно в «Государственном стандарте...» содержание базовой и полной средней школы определяется на основе общечеловеческих и национальных ценностей и реализуется через конкретные задачи:

- содействие национальной самоидентификации и устойчивому ощущению принадлежности к европейскому сообществу;

- развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся, их самостоятельного критического мышления, культуры полемики, умение аргументировано доказывать собственное мнение;

- выработка умения компетентно и целенаправленно ориентироваться в информационном и современном коммуникативном пространстве [1, с 14].

Очень ценным является то, что содержание современного литературного образования спроектирован на ожидаемые результаты обучения. Это дает возможность соответственно спланировать учебно-воспитательный процесс на уроках литературы. Особый акцент делается на тех художественных произведениях, которые способствуют зарождению в сознании и подсознании молодого человека качеств, которые являются носителями позитивной, жизнеутверждающей энергии, дают эстетическое удовольствие и моральное опоры (оптимизм, життєствердність, идею преодоления трудностей, волю к победе и т.д.) [2, с.7].

Цель данной статьи: помочь учителю достичь провозглашенных целей и ожидаемых результатов во время изучения на уроках литературы уникального культурологического и социального явления - шестидесятничества.

Основные рекомендации в статье направлены на методику организации групповой деятельности старшеклассников на нетрадиционном уроке литературы.

Анализ действующих программ дает основания утверждать, что эта тема, в частности в новой программе 12-летней школы, занимает особое место в контексте украинской литературы II половины XX века.

И первая проблема, которая встает перед учителем в самом начале изучения литературы 60-х годов, - это мизерное количество часов, которая не позволяет хотя бы вскользь прикоснуться к жизнетворчества каждого из шестидесятников.

А это чрезвычайно важно, ибо, как отмечает Виталий Дончик, необходимо «настроить» шестидесятничество - рассмотреть каждого в отдельности, разный выбор, разные судьбы, позиции, версии, пути. Ведь В. Стус - один выбор и судьба, Лина Костенко - похожий выбор, но другая судьба, М. Винграновский - еще другой, Б.олейник - совместный, похожий начало и совершенно противоположный выбор... А Дзюба? Или Светличный, Сверстюк? А все в начале 60-х годов было единственным троганием и даже в межличностных отношениях были единство и взаимопонимание» [3, с.5].

Поэтому будет уместным расширить рамки обзорной темы до трех часов, выделив следующие направления:

1. Шестидесятничество как явление социальное и культурологическое. Новизна и традиционность в лирике поэтов-шестидесятников.

2. Новаторство «молодой» украинской прозы 60-х годов.

3. Постшістдесятництво и украинская «причудливая проза».

Для реализации первой темы выберем нетрадиционный урок-открытие с использованием активизирующим групповых форм работы. Выбор типа урока не случаен. Ведь из средних классов ученикам знакомые фамилии Василия Симоненко, Лины Костенко, Евгения Гуцало, Игры-гора Тютюнника, Николая Винграновского в контексте других литературных имен. А на этом уроке этих писателей ученики сами выделят в отдельный ряд. Задача же учителя - подвести школьников к открытию уникального своеобразия явления - шестидесятничества.

Нестандартный урок требует не традиционных, а инновационных методов, форм, технологий обучения, которые не только будут способствовать усвоению знаний, но и будут активизировать познавательную деятельность учащихся, формировать коммуникативные умения и навыки, крайне необходимые в реальной жизни. Ведь современному одинадцятикласнику в недалеком будущем предстоит стать активным участником государственно созидательного процесса, и от учителя зависит, насколько будет подготовлен выпускник к самостоятельной деятельности и принятию решений в принципиально новых жизненных реалиях. Поэтому личностно ориентированный подход с использованием активных групповых форм работы обеспечит субъектно-деятельностную и творческую атмосферу этого урока.

Обязательным условием такого урока является создание и определение эмоционального настроя школьников. Кроме того, этому способствует соответствии оформлен стенд «Сегодня на уроке» (дети на перемене уже рассмотрели портреты, иллюстрации к произведениям, подержали в руках сборники поэтов-шестидесятников), учитель обращается к классу с вопросом:

- Считаете ли вы себя интересными людьми, интересными собеседниками? (Ответы учащихся).

- А сегодня мы будем говорить о целое поколение наших соотечественников, которые удивили мир своей силой духа, воли, интеллекта.

Вслушайтесь в поэтические строки Василия Симоненко. Стихотворение «Прохожий» посвящался Лине Костенко:

Как он шел!

Струилась дорога,

Даль в жадные глаза текла,

Не просто шли -

Пели ноги,

И тишина музыку берегла.

Как он шел!..

Разумеется, это не случайный прохожий, а маэстро красоты, высокого искусства, его походка - это музыка движения.

Вдруг -

Шепот среди прохожих:

Что там?

Спіткнувсь человек... -

Одни сочувствовали ему убого,

Другие не удержались докорять...

И, несмотря ни на бездумные взгляды, ни зависть, ни враждебность, маэстро дороги уже выровнялся и снова «вдохновенно творил хода».

Этот стих предстает как символическая притча, которая является духовным портретом поколения Василия Симоненко и Лины Костенко, впоследствии названным шестидесятниками.

На доске запись, к которой обращается учитель:

• Кто такие шестидесятники?

• Почему их называют поколением рыцарей Второго украинского возрождения XX века?

- На сегодняшнем уроке вы для себя откроете много ценных и неизвестных вещей, а под конец урока попробуете ответить на эти вопросы. (Ученики записывают тему урока и вопросы в тетради).

Далее, объявляя концепт темы (это краткое изложение ее основных положений), учитель продолжает интриговать:

- 1956 год, XX съезд КПСС - запомните эту дату и это событие, потому что именно ее можно считать точкой отсчета в истории украинского шестидесятничества. Так называемая «хрущевская оттепель» после смерти Сталина (1953) стала толчком для пробуждения украинской нации. Первыми это осознали интеллигенты. Это было поколение против течения, поколение, которое родилось - вопреки. Большинство из шестидесятников пришли в этот мир двумя годами раньше или позже пресловутого 1937 - года крупнейших сталинский репрессий, когда было истреблено цвет нации, ее духовную элиту. Следовательно поколения шестидесятников ознаменовало естественную регенерацию украинства, засвидетельствовав неистребимости национального духа. Этой генерацией природа вроде бы компенсировала нашему народу те ужасные потери, особенно в 30-40 годы - сутки голодоморов, расстрелов и - Второй мировой [4 с.7-8].

Для усвоения основных теоретических понятий из темы учащимся следует предложить опорный конспект «Украинское шестидесятничество», над которым одиннадцатиклассники поработают в парах по методу «чтение с пометками» (+ знаю; ! интересно, запомню; ? не понимаю).

Опорный конспект

Шестидесятничество - социокультурный движение сопротивления подсоветской Украины, начатый в 60-х pp. ХХ ст., духовная революция против тоталитаризма.

Шестидесятники - поколение творческой молодежи начала 60-х pp. ХХ ст., сформированное в период временной либерализации общественной жизни в СССР в 1956-1964 гг.

Представители шестидесятничества: поэты (Д. Павлычко, Л. Костенко, В. Симоненко, И. Драч, Г. Винграновский, Бы. Олейник, В. Стус, И. Капинець), прозаики (Г. Тютюнник, Есть. Гуцало, В. Дрозд, В. Шевчук, Г. Иванычук, Г. Федоров, Н. Бичуя), мастера художественного перевода (М. Лукаш, Г. Кочур, А. Перепадя, А. Содомора), литературные критики (И. Светличный, И. Дзюба, Есть. Сверстюк, М. Коцюбинская).

Социально-исторические истоки шестидесятничества:

• 60-е гг. в СССР - «хрущевская оттепель» - период некоторой либерализации советского общества в 1956 - 1964 гг. (от XX съезда КПСС до отстранения от власти Хрущева).

• 60-е гг. во всем мире - время больших духовных сдвигов, притязания национальной свободы, пора обновления искусства (авангардизм в литературе).

Культурно-исторические истоки шестидесятничества:

• мировая культура (в частности современная литература);

• украинская литература (как классическая, так и суток Расстрелянного Возрождения);

• народное творчество.

Этические полюса шестидесятничества:

• диссидентство (откровенная оппозиция к режиму);

• конформизм (приспособленчество);

• «внутренняя эмиграция» (изоляция в собственном внутреннем мире).

Запомни эти даты:

1953 - смерть Сталина.

1956 - XX съезд КПСС (осуждение «культа личности» И. Сталина и провозглашения курса на десталинизацию).

1961-1962 - «творческий взрыв» шестидесятников.

1965 - первая волна арестов украинских шестидесятников.

1972 - вторая волна арестов украинских шестидесятников.

(Две-три пары прокомментируют опорный конспект, раскрыв, с помощью учителя, непонятные моменты).

Главный информационный материал учащиеся воспринимают от своих ровесников, которые имели индивидуальные домашние задания и подготовили на 3-4 мин. такие сообщения:

1. Феномен шестидесятничества (на доске записано: «Феномен - редкое, необычное, исключительное, единственное в своем роде явление»).

2. Выбор шестидесятников.

3. Василий Симоненко - метеор на небосклоне литературного процесса.

4. Василий Стус - резчик собственного духа.

5. Неповторимость жизни и поэзии Лины Костенко.

Учитывая то, что одиннадцатиклассники имеют навыки работы в группах, а в классе в течение семестра работают неизменные группы, объединения, в которые произошло за психологическими особенностями учащихся, обсуждение проблемных вопросов будет осуществляться в группах. Слушая выступления одноклассников, каждая группа записывает информацию, которая представляется наиболее ценной.

Раскрывая уникальность этого явления, ученик отмечает:

• Оттепель была не только толчком к свободе от страха, репрессий, беззакония, но и к свободе творческого самовыражения. В культурную жизнь Украины ворвалась молодая талантливая сила, явив миру плеяду художников, которые теперь являются славой и гордостью украинской нации. На страницах «Литературной газеты» за 1961г. (в 1962г. это название изменилось на «Литературная Украина») появляются публикации Николая Винграновского, Ивана Драча, Евгения Гуцала. В это же время в других публицистических изданиях печатаются произведения Василя Симоненко, Василя Стуса, Григора Тютюнника, Бориса Олийныка, Романа Иваничука. В следующем, 1962 году, одна за другой появляются сборники М. Винграновского («Атомные прелюды»), В. Симоненко («Тишина и гром»), И. Драча («Подсолнечник»), Б. Олейника («Бьют в крицу кузнецы»), книги малой прозы Владимира Дрозда («Люблю синие зори») и Евгения Гуцало («Люди среди людей»), а чуть ранее вышли дебютные книги Дмитрия Павлычко («Любовь и ненависть») и Лины Костенко («Лучи земли») - художников, которые стали как бы «предтечей» движения, который получил название - «шестидесятничество». «Большая потребность нашего народа в духовном возрождении... - вот ключ к пониманию причин появления шестидесятничества» [5, с.331].

Группы получают вопросы для обсуждения:

• Когда случился «творческий взрыв» шестидесятников?

• Почему поколение шестидесятников появилось именно в это время?

Рассказывая о выборе шестидесятников, ученик подчеркивает, что он не был легким, однозначным. Тем более, что первая волна арестов прошла уже в 1965г. (братья Горыни, М. Осадчий, М. Зваричевська, впоследствии В. Чорновил), вторая волна - 1972 года (забрали В. Стуса, Есть. Сверстюка, И. Светличного, И. Дзюбу, І.Капинця). Выбирать собственную судьбу тогда означало или затятися на своем - и погибнуть в неравной борьбе, или пойти на компромисс - и остаться живым. Среди шестидесятников и непримиримые максималисты-смертники (В. Стус, И. Светличный, А. Горская), и «эмигранты без эмиграции» (Л.Костенко, В.Шевчук, М.Коцюбинська), и те, которые сознательно или бессознательно служили своими талантами существующей системе (Д. Павлычко, И. Драч, В. Коротич, Бы. Олейник).

Группы обсуждают проблемные вопросы:

• Можно жизнь шестидесятников считать трагическим?

• Как вы думаете, можно ли осуждать тех шестидесятников, которые поступались своими принципами в угоду режиму? Чем можно это оправдать? И можно оправдать вообще?

Рассказывая о Василии Симоненко, Василя Стуса и Лину Костенко, ученики обязательно будут читать их стихи.

Для следующего задания группы получают поэзии без имени автора: «Ты знаешь, что ты - человек» (В. Симоненко), «Жизнь идет и все без корректур» (Лины Костенко), «Как хорошо то, что смерти не боюсь» (Стуса) [6, 7, 8].

• Попробуйте установить авторство. Объясните, какие черты мировоззрения шестидесятников оказались в этих стихах. (Ответы на проблемные вопросы, записанные на доске, тоже обсуждаются в группах. Лучше всего, когда диалог выльется в дискуссию).

Итоговый комментарий учителя.

• Что же сделали шестидесятники?

• В чем их заслуга перед будущим?

Шестидесятники, считает Оксана Пахлевская, заложили генетический код современной Украины. Они были первыми, кто смог на сопротивление. С их бунта возникла новая историческая и новая эстетическая сознание украинской литературы [9, с.70].

В. Дончик рассматривает это общественное и литературное явление «как живет и еще по сегодня - живительные. Эхо от взрыва катится долго. А что то был литературный взрыв большой силы - нет никакого сомнения. Слишком плотно сошлись в одной точке меняющиеся исторические, политические и общественно-психологические условия, чтобы из этой взрывчатого вещества не возникло чудо: к литературе вернулась персона, творческая индивидуальность. Может, это самый большой урок шестидесятничества» [3, с.46].

Итак, сохранив в литературе символизм раннего Тычины, неоклассическую ясность Рыльского, лиричность Сосюры, романтическую приподнятость Довженко, песенность Малышко, шестидесятники выстраивали свое поэтическое слово на векторах интеллектуализма, эстетизма, элитарности,. В их эстетическом идеале соединились красота, правда и святая вера.

Чтобы понять время и народ, надо читать его выдающихся поэтов.

В завершение учащимся следует предложить пятиминутное эссе: «Что я открыл для себя на сегодняшнем уроке?»

Для подготовки к следующему уроку учащиеся получают индивидуальные домашние задания за творчеством Владимира Дрозда, Евгения Гуцало, Григора Тютюнника, Валерия Шевчука, изучают наизусть стихи поэтов-шестидесятников (по выбору) и анализируют их.

Как видим, информационно насыщенный урок был построен на діяльнісній основе: каждый ученик активно работал сам, а также в парах и группах, обучаясь самостоятельно добывать знания, понимать воспринимаемую информацию и применять ее для коллективного решения проблемных вопросов. Учителям следует обратить внимание на то, что работа в группах обеспечивает увеличение объемов усвоенного материала, активизирует познавательную деятельность учащихся, повышает уровень их коммуникативных способностей в результате внутригруппового общения.



Литература

1. Государственный стандарт базового и полного среднего образования.

2. Украинская литература. 5-12 классы. Программа для общеобразовательных учебных заведений / под общ. редакцией Г. Языков-чан. - К.: Ирпень, 2005. - 201с.

3. Дончик В. Шестидесятничество как явление, его истоки и последствия//Слово и время. - №8,1997. - С44-47.

4. Тихолоз Бы. Поэты-шестидесятники // Все для школы. Украинская литература. 11 класс. Выпуск 5, 2001. - 80с.

5. Дзюба И. Волшебник слова. Хрестоматия украинской литературы и литературной критики XX века в 4т. - Кн.З. - К.: Рось, 1994. -687с.

6. Симоненко В. Хрестоматия украинской литературы и литературной критики XX века в 4т. - Кн.3. - К.: Рось, 1994.-687с.

7. Савка М. Лина Костенко // Все для школы. Украинская литература. 11 класс. Выпуск 6, 2001. - 80с.

8. Стус В. Хрестоматия украинской литературы и литературной критики XX века в 4т. - Кн.3. - К.: Рось, 1994. - 687с.

9. Пахлевская О. Украинское шестидесятничество: философия бунта// Современность. - №4, 2000. - С.65-84.