Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Тычина Павел
Света нота «Солнечных кларнетов» Павла Тычина
10 класс

Н. Подранецька,

учитель украинского языка и литературы

Ровно



Цель: помочь учащимся понять раннюю поэзию Павла Тычины через комплексное восприятие разных видов искусства; способствовать углублению творческого воображения и образного мышления учащихся; формировать эстетическое отношение к жизни, к поэзии; развивать эмоции, чувства, умение воспринимать произведения на слух, совершенствовать навыки выразительного чтения, умения анализировать прочитанное и высказывать собственные лирические размышления о поэзии; воспитывать чувство человечности, любви к искусству, развивать понимание прекрасного.

Тип урока: урок углубленного анализа художественных произведений во взаимосвязи со смежными видами искусств.

Оборудование: портрет Павла Тычины 20-х годов, выставка произведений поэта, грамзапись романсов и хоровых произведений на слова поэта, репродукции картин - Екатерины Белокур «Цветы и берізоньки вечером», Сандро Боттичелли «Весна», Михаила Жука «Белое и черное», опорная схема анализа лирического произведения, раздаточный материал «Сборник «Солнечные кларнеты» в оценке литературной критики».

Ход урока

I. Организация класса


На каждой парте произведения Павла Тычины, на доске запись темы урока, на стенде «Сегодня на уроке» выставка произведений поэта, репродукции картин: Екатерины Белокур «Цветы и берізоньки вечером», Сандро Боттичелли «Весна» и Михаила Жука «Белое и черное».

II. Мотивация учебной деятельности. Вступительное слово учителя

Звучит песня на слова П. Тычины «Я стою на утесе».

- А вы, друзья, знаете, кто является автором только что прослушанной песни? (Ответы учащихся).

Иногда удивляешься, как щедро природа наделяет некоторых людей талантами. Обильно упала Божья благодать и Павла Тычину.

Однако, имея дар певца, музыканта и живописца, он стал поэтом. Бесспорно, в этом немалую роль сыграл Михаил Коцюбинский, который поддержал искру Божью парня. А еще, возможно, судьбоносный выбор обуславливался тем , что слово имеет способность воспроизводить мир всеми средствами искусства: слово может и обрисовать, и озвучить, и рассказать. А как же быть тем, кто не имеет никакого таланта? Неужели такой человек ничего не стоит..

Нет, мудрая природа наделила остальных людей волшебным умением понимать искусство, чувствовать его красоту. Это тоже высокий талант! Правда, созерцатель искусства, как и художник, должен лелеять и развивать свой талант, учиться душой чувствовать тонкости слова, музыки, живописи, уметь отличать истинное от примитивного. И в этом смысле Тычина - непревзойденный учитель.

- Сегодня мы попробуем прикоснуться к удивительному миру ранней поэзии Тычины, почувствовать ее сердцем и понять умом, убедиться в ее неординарности и полюбить, сопоставляя с другими видами искусства.

III. Изучение нового материала

1. Размышления учителя и учащихся над сборником «Солнечные кларнеты» (общая характеристика сборника).

Учитель. Говорят, что поэт начинается, как река, из источника. Имел ли Павел Тычина свой источник?

Ученик. Так! Это свободолюбивый родной край, напоенная мудростью и силой древняя и загадочная Черниговская зем-ля с волшебными полесскими рощами и лужайками, певучая речь земляков, которые говорили, как пели, язык и мелодию сплетая воедино. Песня, украинская народная песня - генетическое зерно поэзии Павла Тычины.

Учитель. Как весеннее наводнение - бескрайняя и безбрежная - вошел в украинскую литературу поэт со своими ранними стихами и первым сборником «Солнечные кларнеты». Почему же она так называется? Ответить на этот вопрос нам поможет ученик-«литературовед».

Выступление ученика-«литературоведа». Первая книга стихов Павла Тычины с необычным названием «Солнечные кларнеты» (тогда писалось «Солнечные»), вышла в свет в 1918 г. На обложке подсолнухи (показывает фотографию сборки).

Кларнет - духовой инструмент. Название его происходит от латинского слова clavus, что означает ясный. Так назван инструмент по его звук - чистый, ясный, бодрый.

Солнечные кларнеты - музыка солнца, а солнце - источник всего живого, символ жизни, радости, процветания, счастья. Вынесенный в заголовок книги этот необычный образ-символ как нельзя лучше отражает сущность индивидуального стиля молодого Тычины. Название сборника - это поэтическое выражение авторского понимания гармонии вселенной.

Учитель. «Солнечные кларнеты» - сборник Тычины, которая стала эпохальной книгой стихов, о которой заговорила вся литературная Европа. Василий Стус в книге «Феномен эпохи» пишет, что «комплименты были большие».

Ученик - «литературовед». В стихах сборника «Солнечные кларнеты» соединились две музы - Музыка и Поэзия с братом Живописью. Поэтому картины заговорили звуками, звуки образовали полотна, слова засияли красками. В сборник Павел Тычина включил 44 лучшие свои произведения, связаны между собой содержанием и стилем. «Солнечные кларнеты» отличаются организованностью и симметрией: они имеют своеобразную увертюру - стихотворение «Не Зевс, не Пан...» и делятся на три тематические группы.

К первой относится лирика с пейзажными и любовными мотивами. Это музыкальные, грациозные, живописные стихи (известные уже нам) «Рощи шумят», «А я у гай ходила», «Хор лесных колокольчиков» и такие, которые прочитали впервые: «Посмотрела ясно», «О дорогая Инна...», «Арфами, арфами...», «Вы знаете, как липа шелестит» и другие. Поэзии поражают красотой образов и глубинным пониманием законов природы. Эту группу стихов действительно можно назвать «светлой нотой сборки».

Вторая группа - это стихи о народном горе, принесенное Первой мировой войной: «Кто-то гладил нивы...», «Еще птички...» В них чувствуется настоящий трагизм; поэт мастерски передает тончайшие настроения и чувства.

Третья группа тематически сочетается со второй: Украина и революция («Открывайте двери...», «По голубой степи», «Скорбящая мать» и другие). Поэт с позиций собственного понимания добра и зла, справедливости и народной морали осмысливает, что несет революция родному народу. Эти две группы можем назвать «скорбными нотами» сборки.

2. Сборник «Солнечные кларнеты» в оценке литературной критики (ученики по очереди читают высказывания, записывают в тетради).

Литературовед Александр Белецкий:

«Будто только проснувшись, он (П. Тычина) открыл глаза на мир и основное начало вселенной увидел в ритмическом движении, гармоничному звуку, музыке. Этот ритм вселенной и есть «солнечными кларнетами».

Поэт Николай Бажан: «Никогда не забуду той бессонной ночи девятнадцатого года, когда мой друг принес мне книжку с обильными подсолнухами на обложке. Мы с ним сидели в лесу при костре (так как выехали всем техникумом на заготовку дров) и читали, и пьянели и кричали от радости, наслаждаясь красотой украинского слова, которое с такой не чуваною нами до сих пор музыкальностью играло, пело, звучало, гремело, лилось со страниц той книги.

Мне кажется, что я прыжком рванулся к более глубокому пониманию властности и таинства украинской поэзии...»

Критик Леонид Новиченко: «Солнечные кларнеты» явили поэта уже сформированного и высоко оригинального в художественном смысле. Словно произошел какой-то мощный внутренний скачок, в результате которого возник явление с определенных взглядов редкое во всей славянской поэзии тех времен. Откуда взял молодой поэт эти разливы солнечного света, что струятся в его стихах, эти пульсирующие ритмы, вибрируют какой-то космической напряжением и дают основания назвать автора так, как был когда-то назван Ван Гог, - «художником мировых ритмов»? Откуда пришла к нему, наконец, удивительная, бесподобная музыка, которой все проникнуто в его поэтическом мире, музыка, поступает не только как ведущий принцип стихотворной формы, но и одной из основ образной системы и всего мироощущения поэта ? Бесполезно искать ответы на подобные вопросы, тут - тайна таланта».

Писатель Василий Барка: «Тычина-«клярнетист», возможно, был величайший лирик мира в свои «клясичні» годы (1914-1924)».

Критик Юрий Лаврененко: «Автор «кривой рог кларнетов» стал едва ли не первым в мире поэтом-символістом, который положил ритм в основу... произведения: чувствовал ритм как «порядкуючу силу»,... как средство... антихаоса в творчестве - жизни - Космосе».

Анализ стихов.

Учитель. А сейчас, анализируя отдельные произведения Павла Тычины и сопоставляя их с другими видами искусства, вы убедитесь, как органично они сочетаются.

Задачи: выяснить особенности творческой манеры, поэтического новаторства Павла Тычины. Фразу «Вы знаете...» говорят почти шепотом, в ближайшее знакомым. У Тычины этими словами начинается один из самых известных стихотворений раннего периода «Вы знаете, как липа шелестит...»

Ученик читает стихотворение наизусть.

Слушания в грамзаписі музыки М. Вериковского.

Учитель предлагает проанализировать поэзию по опорной схеме (такой достопримечательностью ученики пользуются на уроке и во время подготовки к нему).

Опорная схема анализа лирического произведения

1. Автор, его место в литературе.

2. Тематическое направление всего творчества.

3. Какие жизненные обстоятельства дали импульс для написания сочинения (если известно).

4. Название произведения (иносказательная, метафорическая, символическая, сюжетная, образная (или нет), интригующая ( или нет).

5. Тема поэзии и ведущие мотивы.

6. Идея.

7. Жанр.

8. Композиция ( если есть).

9. Лирический герой.

10. Образы, символы (если есть) произведения.

11. Сюжетные линии (если есть).

12. Настроение (минор, мажор ).

13. Художественные средства.

14. Стихотворный размер, рифма.

15. Место произведения в творчестве поэта.

16. Его актуальность на сегодня.

17. Ваши размышления и чувства, навеянные поэзией. Ученик (фрагмент выступления). Эта поэзия принадлежит к

жанру пейзажной лирики. Это своеобразная форма художественного познания человеческой души. Стихотворение «Вы знаете, как липа шелестит...» - пейзаж-параллелизм, что напоминает фольклорные образцы, где картины природы связаны с душевными настроениями, а события человеческой жизни часто зарисовываются как определенная параллель к явлениям природы. Вот и в этой поэзии единство пейзажного образа и лирического настроения ощутима очень сильно. Духовное родство лирического героя с миром природы передается всей силой красок, мелодий, голосов родной земли.

Картины природы и человеческие чувства чередуются:

Вы знаете, как липа шелестит

В месячные весенние ночи? - Пейзажный этюд



Любимая спит, любимая спит,

Пойди збуди, целуй ей глаза. Переживания лирического героя

Любимая спит...

Такой параллелизм возбуждает у читателей размышления и переживания.

Риторические вопросы («Вы знаете, как липа шелестит в месячные весенние ночи?», « Вы знаете, как спят старые рощи»), риторические восклицательные предложения (« А соловьи!...И вы уже знаете, как спят рощи!») привлекают внимание к красоте весенней ночи, готовят слушателя к восприятию следующей картины.

Поражают интонации этого произведения, нежность, мелодика слова, чарующая прелесть пейзажных картин несравненной украинской ночи.

Учитель. Тичининська ночь напоминает поздний вечер Екатерины Билокур, воспроизведен на картине «Цветы и берізоньки вечером». (Учащиеся рассматривают картину.)

- Что объединяет эти произведения искусства? (Неповторимый национальный колорит. В поэзии - весенний шелест липы (любимого дерева украинцев),а на холсте - березки и цветы.)

Ученики продолжают сравнивать картину с поэзией.

- Композиция картины интересная. Цветы на холсте собраны кучками: вверху - пышные розы на фоне белой березовой коры, ниже - гордый красный мак, ближе к зрителю - буйные георгины и нежно-розовые мальвы. Справа из многообразия зеленого тянется куст оранжевой лилии и выглядит красолька.

Мастерски выписанные панычи, вьющиеся вверх по берегу, впитав в темень черную синь своих больших глаз.

Цветы, взлелеянные теплым солнцем Украины и буйной фантазией мастера живописи, отдают свое нежное тепло прохладном вечорові. Это, как и у Павла Тычины, настоящая таинственная сказка ночи. Попробуем всмотреться и вслушаться в ее колдовскую тайну.

Лунный свет сыплет и заливает стволы белоствольных березок иссиня-молочным серебром, окутывает легкой дымкой странные цветы невидимыми прядями, будто серебристыми прозрачными прикидочно, укрывает лилии, георгины, маки, розы, мальвы, красольку. Тональные градации доведены художницей до виртуозности. Мы чувствуем, что стволы берез и цветы, окутанные вечерним молочным туманом, увлажненные. Листья мальв держит тепло малюсенькими ворсиночками, а красолька погода становится прохладнее росянистим налетом влаги.

- Глядя на это цветочное панно, удивляешься, как удалось гениальной мастерицы воспроизвести в нем свежесть ночной прохлады, вільгість лепестков, нежный розовый и горьковатый маковый, крепкие жоржинові и красольчані запахи. Все полотно полна торжества и светомузыки.

- И поэзия «Вы знаете, как липа шелестит...», и картина «Цветы и берізоньки вечером» имеют лирическое настроение. Для пейзажной лирике Павла Тычины и полотен Екатерины Билокур присущи подлинно новаторские открытия в области музыкально-живописного синтетизму.

Учитель. В музыке «Солнечных кларнетов» оживает нежная любовь, тайны мира, чары молодости, красота природы. Доказательством этого является поэзия «Арфами, арфами...»

Ученица наизусть читает стихотворение «Арфами, арфами...»

Учитель (начинает анализ). Критик Леонид Новиченко о стихотворение «Арфами, арфами...» сказал, что в сборник «Солнечные кларнеты» эпиграфом «следовало бы взять эту замечательную по своим «золотым» мажором песню юности, этот широкодзвонний, как будто и действительно выполнен на арфе, гимн весне».

Далее ученики продолжают анализ стихотворения по опорной схеме (фрагменты выступления):

- В поэзии всего четыре строфы. Фабула разграничена и поделена по строфами равномерно. В первой изображен приход весны. Поэт подает удивительной красоты живописный портрет ее: «Идет весна душистая, цветами-жемчугом закосичена».

Вторая строфа предвещает грозу картиной облаков-дум, которыми покрывается небо. В третий - лирический герой любуется весной, что звенит ручейками и пением жаворонка. В последней строфе в артистической ассоциативно-образной форме раскрывается приподнятое душевное состояние персонажа, который обращается к любимой с призывом открыть свое сердце весне.

- Композиции каждой строфы соответствует определенная структура фразы с выделением важнейших (в смысловом и художественном планах) слов-эпитетов. Они выносятся в конец предложения и стихотворной строки (самодзвонними, ніжнотонними, перламутровый), символические по содержанию и тяжелые в евфонічному отношении, а к тому же еще занимают инверсионные позиции.

Главные, ударные строки в поэзии заканчиваются мужскими рифмами, наполняя энергией и все другие рифмы. Для предоставления торжества, розкотистості поэт мастерски пользуется свойствами гласных звуков. Возьмем в первой строфе звук «а», которым начинается стихотворение:

«Арфами, арфами... Идет весна душистая». Он создает иллюзию широты, лункості, розложистості. Звуки а и о - музыкальные крылья этой поэзии.

Характерно, что стих написан не одним размером, а несколькими. Это создает странную тонкую музыкальность и мелодичность, которые отмечались еще литературоведами 20-30-х годов.

«Арфами, арфами...» поражает не только гармоничностью звуков, но и очаровательными живописными картинами, змальованими талантливым художником. Прежде всего удивительной красоты портретом закосиченої весны (видим здесь спектр радуги). А дальше серебристый тон («цветки-жемчуг») переплетается с голубым цветом, что помогает лирическому выражению глубокой романтической замыслы. Живописная палитра расширяется: «золотистыми», «лазурь», «перламутровый», «огневой». Цвета сочетаются, выигрывают разными оттенками, помогая воспроизводить сложный спектр чувств юной влюбленной души.

Учитель. Тичинина весна напоминает девушку Весну, изображенную художником ранней эпохи Возрождения Сандро Боттичелли.

Ученики читают картину и сопоставляют с поэзией.

- Тичинина весна очень похожа на девушку Весну, изображенную Сандро Боттичелли, стройную девушку в роскошном светлом платье, украшенном вытканными нежными цветочными узорами. ее золотисто-пшеничные волосы украшенное венком. На лебедином шее разноцветная гирлянда. Юное лицо грустное и мудрое, тонкие руки поддерживают розы, которые падают, а утопают в тем-но-зеленом травяном ковре. Как и Сандро Боттичелли, Тычина читает книгу природы глазами мечтателя и земледельца. Так что Весну он видит с «колосом ресниц».

Учитель. Разговор о стихотворении «О, панно Инно...» начнем инсценировкой отрывка из биографической повести Станислава Тельнюка «Павел Тычина».

(Выполняют подготовленные ученики.)

Автор. Как-то Павел Тычина прочитал в обществе свое стихотворение «Арфами, арфами...» Всем он понравился, только одна девушка, по имени Поля, сказала:

Поля. А я знаю подобный в Вороного - «Блакитна панна».

Имеет крыльями весна

Душистая,

Несется вся в прозрачных одеждах,

В серпанках и блаватах...

Сияет улыбкой призраков

Из-за облаков

Пепельных, пелехатих...

Автор. Павел также знал этот стих... и понял, что Поля хочет намекнуть, будто его, Тичинин, стихотворение неоригинальный или даже заимствован. Стушевался, не знал, что ответить... Вмешалась Инна - сестра Поле.

Инна. У вас, Павел, совсем другая музыка, совсем не то настроение... Николай Кондратьевич любуется весной, как, простите, добродушный старичок - молодой девушкой. Он пытается описать ее еще лучше, чем она есть... А у вас - весна ваша ровесница, как вот Поля я. И вы говорите то, что видите и чувствуете...

Автор. Павел молча смотрел на девушек и думал о Полю. Красивая, миловидная, зажигательная...Он понимал, что она ему очень-очень нравится. А вот он ей? Он еще не знает, что будет дальше...А дальше будет так. Он с Полею стрічатиметься не раз. Полюбит ее щемяще-безнадежно. Читать стихи, говорить о музыке, но Поля-то не договорюватиме...

Учитель. Этому моменту в жизни Тычины художник Михаил Жук посвятил свое загадочное панно «Белое и черное».

Ученики читают его.

- На переднем плане - две фигуры: темноволосый юноша в античной одежде и русая девушка со скрещенными на груди руками. Парень наслаждается волшебными звуками свирели. Задумчивость и сдержанность на нежном личкові девушки. Его пивпостать охватывают широкие черные крылья, а ее - белые. Создается такое впечатление, что они медленно движутся к нам.

- Вокруг юноши и девушки изобилуют цветы. Ближе к нему - подсолнухи, бархатцы, желтые гвоздики (спектр теплых цветов), а у нее - виолы, синьоха лазорева, татарская гвоздика (холодные тона).

- Портрет юноши, написанный с двадцатилетнего Павла Тычины, а девушки - с Полины Коновал (дочери черниговского поэта и драматурга. О. Вороньківського), которая была первым юношеским любовью поэта. Художник знал историю несчастной любви своего ученика...

Учитель. Убедившись, что девушка его не любит, перестраждавши и перемучившись, Тычина напишет стихотворение «О, панно Инно...»и подарит сестре Полины.

Ученик читает стихотворение наизусть.

Анализ стихотворения учениками.

- Для выражения глубокого драматизма лирического чувства автор мастерски использует взаимодействие музыкального и живописного. Он дважды обращается к зрительных образов. Белым цветом зимнего пейзажа («снега») подчеркивается одиночество героя, который мучается и страдает от любви. А мысль-напоминание, что любовь потеряна, подается в сопровождении такой звучной детали - «цвели луга». Музыкальность, которая идет от логических, ритмических и психологических пауз, оборванных и номінативних предложения (Окно. Снега... Зимний вечер. Тишина. Мы), от целой системы синтаксических повторов и зрительной образности, придает поэзии большой эстетической ценности. Переживания персонажа такие глубокие, что зрительные впечатления переплавляются в музыкальные, и наоборот,- в зрительные. Например: «Я ваши глаза помню, как музыку, как пение» (зрительные перешли в музыкальные); «И вдруг небо...шепот рощи... О, нет, то глаза Ваши» (музыкальные перешли в зрительные).

Стихотворение «О, панно Инно...» состоит всего из двух восьмирядкових строф (равновеликие ямбічні строки скреплены двумя рифмами), а сколько в нем трепетного чувства, боли,нежности. Кажется, перед нами обычные простые слова. Но тысячи раз чуті слова писатель ввел в свой контекст, и они набрали особой ритмичности и образности, заиграли, как отшлифованный бриллиант, зблиснувши такой красочной гаммой злотоцінної любви и нежности.

Ученик (зачитывает отзыв Станислава Тельнюка о стихотворении «О, панно Инно...»).

- «Каждое слово - словно клавиш. Каждое слово - словно другой звук, другое настроение. Все идет на нюансах. Целомудренно. Чисто. Без единого лишнего слова, которое способно испортить все впечатление. Стих - как хрустальный дворец, где все просвечивает вокруг идет не надо ни цвета, ни звука - все это заменяет благородство граней чистого стекла...

Для таких стихов нужен колоссальный заряд чувств. Такие стихи не пишутся каждый день. Даже Павлом Тычиной».

Учитель. Действительно, интимные стихи п. тычины «сами просятся в музыку». Мелодии к ним создали М. Вериковский, М. Скорульский («Вы знаете, как липа шелестит...»), Г. Майборода («Рощи шумят»), В. Горец («Мы колокольчики»), П. Козицкий ( «А я у гай ходила»), П. Синица («Посмотрела ясно...») и В. Морозов («О, панно Инно...»).

(Звучит романс «О, панно Инно...»).

Ученики (читают наизусть другие стихотворения сборника П. Тычины и анализируют их).

- «Когда в твои глаза смотрю...»

Лирического героя обнимает тоска, поскольку в глазах любимого вместо любви он видит холод, безразличие к себе. В ее сердце так холодно, как в осеннем поле. Две строфы этого стихотворения - два контрастные образы. В первой - волшебная картина: прозрачное небо, море бриллиантовых зрение, а во второй - унылое осеннее поле. Вспоминается поэзия И. Франко «Ой ты, девушка, из ореха зернышко». Подобный Мотив, но система образов совсем другая. Франко верный духу народной песни, Тычина же создает свою образность.

- Посмотрим на циклы «Енгармонійне» и «Пастели».

Теплый летний дождь (пейзажный шедевр «Дождь») Павел Тычина описывает так: «В чьей-то руке гадюки лезут» - течет, изгибаясь между кувшинками вода; кто-то «подул, вздохнул, кинул пшена» - налетает ветер и брижить воду; «заскакали воробьи» - падают обильные первые капли; и - в конце второй строфы - облачко (она единственная называется в миниатюре своим именем) спускает на луга «кружевные подол». О том, что идет дождь, читатель и слушатель догадывается из ряда навеянных образов.

- В миниатюре «Пастели» поэт создает символический образ свежего утра: зайчиха, что «сидит, играется, ромашкам глаза розтулює», а «петухи черный плащ ночи огненными нитями стачивают» (огненные нити - это солнечные лучи, которые разжижают темень ночи ). В такой крохотной миниатюре представлена удивительно богатейшая палитра красок: зайка ассоциируется с серым, рассветом - с радужными переливами; лепестки у ромашек белые, а их «глаза» - желтые; плащ черный, огненные нити.

Мастерски использует писатель строфічне кольцо - композиционный прием, заключающийся в повторении одинаковых слов в начале и в конце стихотворения. Епістрофа «пробег зайчик» удостоверяющий рождение утра.

- В поэзии «Пастели» (III) Павел Тычина рисует картину тихого летнего вечера. Как и в предыдущих миниатюрах, он делает это не посредством прямого изображения деталей, а с помощью оригинальных метафор и ассоциаций, которые они вызывают, избегая искусственности, шаблонности и банальности. Метафоры «на цыпочках подошел вечер», «засветил зари», «прославь на травах туманы», «на уста положив палец лег», кольцо «наливалось флейтами там, где зашло солнце», помогают художнику достичь большей точности и образности в передаче прекрасной гармонии звуков и красок летнего вечера.

Ученица читает собственные стихи, написанные по мотивам сборника «Солнечные кларнеты» (цикл «Енгармонійне»).



НЕБО

Словно тону в его лазури,

В чистоте его глаз,

А в нем, волей обвитые,

Летят облака в даль ночей.

Оно глубже и больше

От океанов и морей,

И разливает над землей

Течение тихих вод и белых кораблей.



СОЛНЦЕ

На горизонте загорится

Жизни начало, конец сна.

По всему миру разбрасывает

Гарячожовтий лучик.

Пригреет, запоет, обожжет

И стихнет опять пойдет туда,

Чтобы завтра над крайнебом воспламениться -

Новому дню начало принести.



МЕСЯЦ

Властелин ночи, сын морозов лютых,

Ты отец снов и покоя дитя.

И светом ты людей, как красотой, чаруєш,

Но зігріть не может холодом душа.

Ты вечный странник между фонарями зрение на небе,

Млечным путем мечтаешь ты ходит.

Медведица - лучший друг для тебя,

Но ничто в душе твоей не спит.

IV. Итог урока

- Определите главную признак светлой поэзии сборника «Солнечные кларнеты».

- Главным признаком светлой поэзии «Солнечных кларнетов» есть тонкое наблюдение окружающего мира, восхищение его гармонией. А еще - внезапность первооткрывательства. Увидеть все вокруг как будто впервые - на это способен не каждый. Так ребенок открывает мир... Душа поэта - тоже ребенок, полна любовью и восхищением.

- Когда вокруг - чудесный мир, а ты счастлив, то разве задумываешься над тем, почему тебе радостно? Так и поэт не стремится логически объяснить, раскрыть тайну счастья своим читателям. Он сам творит гармонию и зовет в свой мир: радуйтесь, будьте молоды и счастливы! Жизнь того стоит!

- В поэтическом сплаве «Солнечных кларнетов» объединенные рассказ, музыка, пение, живопись - все, что было близким натуре поэта. Каждая картина - живая, радостная, интонационно богатая. И все же здесь преобладает музыкальное мироощущение. Василий Стус в книге «Феномен эпохи» приводит слова А. Никовского: «Из духа музыки зародилась эта лирика».)

- В чем же особенности творческой манеры, поэтического новаторства Павла Тычины?

(- В чрезвычайно высокой, по сравнению с предшественниками и современниками, образности воспроизведения мира.

- В создании вместе с другими поэтами мировой литературы ( Поль Верлен, Райнер Мария Рильке, Поль Валери, Артюр Рембо) нового поэтического языка XX в.

- В своеобразном сравнению фольклористики и модернизма.

- В умении подать диалектику образов.

- В лаконизме поэтического высказывания.)

Учитель подытоживает сказанное. Тычина стал поэтом, которым Украина гордится перед миром. Оригинальный стиль, искренность интонаций, удивительная образность его поэзии зовут нас в мир, где царит гармония и красота. «А среди всего того, - пишет Сергей Ефремов, - стоит этот странный мечтатель с глазами ребенка и умом философа, с ранимой, жаждущей красоты душой художника и мощным языком настоящего мастера слова...»

Так, идеал П. Тычины - гармония природы и человека, интеллекта и духовности, чувства и долга, национального и общечеловеческого, земли и космоса.

V. Задание на дом

Выучить наизусть одно из стихотворений сборника «Солнечные кларнеты»; написать акварель по мотивам сборника «Солнечные кларнеты»; составить мини-сочинение «Мои впечатления от светлой ноты «Солнечных кларнетов» (на выбор).