|
Статья
Кулиш Пантелеймон
Поэтический образ Арины (по одноименному произведению Пантелеймона Кулиша) 6 класс
Есть. Надворна,
учитель-методист Николаевская обл.
Цель: ознакомить учеников с жизненным и творческим путем П. Кулиша, его рассказом «Арина»; Углубить знания детей о жанре рассказа, в частности о его разновидность - идиллию, развивать умение представлять в картинах и образах описанное писателем; вызывать эстетическое восхищение красотой Украины, ее людей, украинского художественного слова.
Тип урока: урок восприятия и усвоения новых знаний.
Оборудование: портрет П. Кулиша, сборники его произведений; репродукция картины 0. Г. Венецианова «На пахоте».
Эпиграф: Наша славная Украина - Наше счастье и наш рай. Или на свете есть страна, Еще милее наш край?
В. Самойленко
Определяющим стимулом своей подвижническому труду П. Кулиш считал изображение национальных традиций, развитие украинского языка и культуры, утверждение чувства национального самосознания, наполнение духовного арсенала нации культурными достижениями мировой цивилизации.
М. Жулинский
Ход урока
I. Демонстрация и «прочтения» портрета Пантелеймона Кулиша
II. Вступительное слово учителя
Дома вы частично ознакомились с биографией Пантелеймона Кулиша и его рассказом «Арина».
Так сложилось, что имя и произведения верного сына Украины, поэта и прозаика, драматурга и переводчика, критика и публициста, историка и этнографа, языковеда и культурного деятеля были обречены на забвение. Во время нашего духовного возрождения наследие выдающегося писателя возвращена народу.
Я уверена, что вы хорошо проработали статью о Пантелеймона Кулиша, помещенную в учебнике, и предлагаю заполнить анкету от имени писателя.
1. Фамилия, имя, отчество. (Пантелеймон Александрович Кулиш).
2. Имя Вашей сестренки. (Леся).
3. Ваше любимое время суток. (Вечер).
4. Имя Вашей мамы. (Екатерина).
5. Что помните о ней? (Очень любила песни).
6. Который хлопоты появился у Леси? (Учить грамоты братика).
7. Ваше увлечение. (Чтение книг).
8. Горе в Вашей семье. (Умерли Леся и мама).
9. Что давали Вам посещение Ульяны Терентьевны Мужиловської? (Она давала читать книги российских писателей).
10. Образование. (Окончил Новгород-Северскую гимназию).
11. С произведениями каких писателей Вы познакомились в гимназии? (П.Гулака-Артемовского, Г. Цветки-Основ'яненки).
12. Что Вас больше всего поразило? (Что есть книги, написанные на родном языке).
13. Ваше первое произведение-сказка. («Цыган»).
14. На каком языке Вы писали сочинения? (Украинском и русском).
15. Какие еще произведения Вы написали? (Рассказ «Арина», роман «Черная рада».)
• Взаємоперевірка ответов.
• Дополнительная информация учителя.
А теперь предлагаю послушать дополнительную информацию о П.кулиша и продолжить анкету, поставив свои вопросы.
Кулиш хліборобствував на своем хуторе Зарога, он работал как издатель и писатель в Киеве и Петербурге. И, находясь за границей, тоже без устали, даже тяжело работал. Это был второй (после Ивана Франко) титан украинской науки и литературы.
Возможно, не каждый поверит, что Кулиш сам и рассылал подписчикам свои издания, заботился о племянника Гоголя Трушковського, что сошел с ума, лично ходил в цензурный департамент, ходатайствуя, чтобы получить разрешение на издание украинских книг, украинского журнала, украинского букваря и т.п. Так что это был, образно говоря, мощный мотор украинской культуры.
Итак, труд, труд и еще раз труд! К тому же сколько раз в день тот труд, ту сосредоточенность безжалостно перебивали звонки, почтальоны, всевозможные посетители - приятели и просто просители.
Что и говорить: если бы в сутках было не 24, а 36, 48 часов, то для каждого из них нашлась бы у Кулиша соответствующая работа и в то же время логичная мысль о том, что и этого времени еще не достаточно. Поэтому теперь вы, наверное, согласитесь, что это был, бесспорно, Титан Труда. Показательным является последний, предсмертный штрихе этом плане: умирая, в последние минуты своей жизни Кулиш пальцем в воздухе выводил буквы недописаного произведения.
• Работа в парах. Составление анкеты (продолжение).
16. Почему Вас считали титаном науки и литературы? (Неутомимо, даже тяжело работал).
17. Во имя чего Вы работали? (Во имя лучшего будущего своего народа).
18. Почему Вас считают мощным мотором украинской культуры? (Добивался разрешения на издание украинских книг, украинского журнала, украинского букваря и т.п.).
19. Удостоверяющий Ваше трудолюбие? (Работал круглосуточно. Даже умирая, пальцем в воздухе выводил буквы недописаного произведения).
• Проверка выполненной работы.
III. Изучение рассказа «Арина»
Проверка знания содержания рассказа за тестами, составленными учениками дома (это было индивидуальное задание).
1. Кто такая Арина?
а) сотниковна:
б) княжна;
в) крестьянка.
2. С чьей красотой сравнивали красоту Арины?
а) заморской царевны;
б) солнца и луны;
в) волшебного цветка.
3. Для чего казаки приезжали в село, где жила девушка-красавица?
а) послушать волшебные легенды этого края;
б) увидеть в лесу золоторогих туров;
в) подкатить к девушке.
4. Вспомните, что сказала во сне покойная мать Арины:
а) молится, чтобы Арина была здорова;
б) молится, чтобы Бог послал ей верного супруга;
в) молится, чтобы Арина была богата.
5. Чего девушки поехали к Трубайла, под Турову Кручу?
а) искупаться в реке;
б) стирать белье;
в) погулять у реки.
6. Что рассказал дед Грива девушкам у Туровой Круче?
а) быль;
б) легенду;
в) сказку.
7. Чью фигуру в воде на утесе увидела Арина?
а) заколдованных туров;
б) князя на сером коне;
в) хороших ребят.
8. Чего ехал казак в Війтовці?
а) свататься;
б) в гости к тете;
в) купить лошадь.
9. Кого увидели девушки во дворе дома?
а) седого коня того же казака;
б) гостей из Переяслава;
в) девушек и парней из их села.
10. Кто был тот казак?
а) атаман в своей сотни, доброго и богатого рода ребенок;
б) парень из соседнего села;
в) юноша, который зашел напиться воды.
Учитель. Прочитайте эпиграф - высказывания Николая Жулинского и В. Самойленко. В конце урока вы скажете, действительно ли именно это хотел изобразить в своем рассказа П. Кулиш и достиг ли он своей цели.
• Ученики читают выражения и записывают в тетради.
• Беседа по содержанию рассказа.
- Когда происходят события, о которых идет речь в рассказе?
(В рассказе изображен крестьянский быт стародавней Украины, когда страной еще правили гетманы.)
- Что вы можете сказать о взаимоотношениях действующих лиц? Чьи отношения или действия вам не нравятся?
Здесь все действующие лица - люди добрые. Живут в согласии. Никто никому не завидует. Дружеские отношения между Орысей и девушками-наймичками.
- Но бывает ли так в жизни, что все люди добрые и радуются за успехи товарищей?
(Нет, так не бывает.)
- Почему же П. Кулиш показал своих героев идеальными?
(Писатель очень любил свой народ, поэтому и показал героев идеальными. А может, поэтому так написал, потому что знал, что его произведение будут читать другие и тоже полюбят так, как любил он.)
Учитель. Мне понравились ваши суждения. Действительно, П. Кулиш, говоря о прошлом, ставит целью показать, как могут или должны жить люди в будущем, но то, что он написал, никак не действительностью прошлого.
Обратите внимание на то, что писатель показал взаимоотношения между людьми, разными по статусу: между сотниківною Орысей и девушками-наймичками, между сотником Таволгой и казаком Гривой.
- А чем еще привлекает этот рассказ?
(Описаниями пейзажей и портретов.)
Найдите и прочитайте описание природы.
Ученик читает от слов «Вот уже и луг перед нами. И сюда зелено, и...», заканчивая словами «Вот же тая Турова Круча».
- Какую роль играет этот пейзаж в произведении?
(П. Кулиш показал красоту украинской природы и выразил свою любовь к Украине. )
- Какую же роль в произведении играет легенда о золоторогих туров?
(Эта легенда - удачное продолжение описания кручи. И все оживает. Начинаешь представлять тех золоторогих туров, которые стали камнями. И чтобы они ожили, надо дождаться князя на Туровій Кручи.
И вот неожиданно появляется на утесе князь на сером коне - будущий суженый Арины.
Я думаю, что без этой легенды произведение был бы не таким интересным.)
Вы обошли вниманием одну деталь в легенде. Послушайте предложение: «Итак, говорят, будет такое время, что князь придет на Турову Кручу, восстанут туры и пойдут искать себе диких пущ по Украине». Вдумайтесь в его содержание. Князя наказан за то, что он потопил туров, ему нет возврата домой. В этих строках звучит вера в победу: придет время - и туры восстанут и пойдут искать диких пущ, где есть воля.
Именно этим П. Кулиш доказывает, что людям тогда будет хорошо, когда они будут жить в независимом, свободном государстве.
- А теперь определите жанр этого произведения.
(Это рассказ, потому что ...)
Дети, содержание этого произведения имеет романтический характер, такое повествование называется рассказом-идиллией.
Запись в тетрадь: рассказы-идиллия - это произведение, которое изображает мирную, беззаботную жизнь на лоне природы.
Учитель. Дети, посмотрите внимательно на картину и скажите, что объединяет эти два произведения?
Показ репродукции картины А. Г. Венецианова «На пахоте» Работа с картиной.
Ученик. Художник А. Г. Венецианов изобразил образ молодой крестьянки, которая ведет пару упитанных лошадей, которые тянут деревянную борону. Женщина хорошо одета, она с любовью смотрит на своего ребенка, который играет рядом. На картине все идеализирован: голубое весеннее небо, земля, перелески; в красивом, немного аристократическом руси показана крестьянка. Все здесь хорошее - и люди, и природа.
Художник на картине воплотил мечту - будущую счастливую жизнь крестьян.
Учитель. С помощью каких средств художники изобразили свою мечту?
Ученик. П. Кулиш показал жизнь и быт украинского народа художественным словом, а художник - красками.
Учитель. Докажите, что эти произведения дополняют друг друга.
Ученик. П. Кулиш и художник А. Г. Венецианов мечтали о счастливой жизни, что и нашло воплощение в их произведениях.
Характеристика образа Арины План
1. Портрет Арины.
2. Нрав героини (темперамент).
3. Характер, главная его черта.
4. Отношение других действующих лиц к Арине.
5. Как характеризует героиню ее речь?
6. В чем романтическая красота образа?
7. Место Арины в системе других образов девушек в украинской литературе.
Учитель. Как характеризуют Арину другие герои? Прочитайте.
(Рассказчик, отец, казак характеризуют ее как девушку исключительной красоты и душевной красоты. В их восприятии она лучшая и над ясную зарю в погоду, лучшая и полная луна среди ночи, лучшая и само солнце, что «веселит и рыбу в море, и зверя в дубраве, и мак в огороде»; это цветок, зацвела не для каждого казака!; ясочка, созревшая, как полный колос на ниве.)
Основным критерием взаимоотношений героев есть природа. Достойными Арины считаются те, кто достиг внутренней гармонии с окружающим миром, такой сдержанности и открытости души и сердца, как и сама героиня. П.кулиш настоящую красоту видит не в богатстве, а в духовных ценностях, в естественности характеров. Поэтому сравнение Арины с явлениями природы имеют символический смысл.
Работа в парах. Язык произведения, ее характерные тропы.
I пара - выписать сравнения (Про Арину говорят повсюду, «языков в трубы трубят»; Арина «растила
ся, как белая тополь в огороде», «созревшая, как ясочка», «как полный колос на ниве»; «Арина росла себе, как и цветок в огороде» и т.д.).
II пара - эпитеты («Приснился Арины предивний сон»...).
III пара - ласкательные слова («Моя тропинка к чьему сердечки», «губоньки» и т.п.).
IV пара - пословицы и поговорки («Суженой и конем не объедешь»...).
IV. Итог урока
Вопросы к ученикам.
Прочитайте эпиграфы и скажите, действительно ли именно это хотел изобразить в своем рассказе П. Кулиш и достиг ли он своей цели.
- Как вы думаете, почему имя и произведения верного сына Украины были обречены на забвение?
- Чем обогатил вас сегодняшний урок?
- За что бы вы поблагодарили Пантелеймону Кулишу?
- Докажите, П. Кулиш - настоящий патриот Украины.
V. Задание на дом
1. Написать письмо-благодарность П. Кулеша.
2. Написать мікротвір «Чем мне понравилась Арина».
3. Характеристика образа Арины по представленному плану.
Литература
1. Бандура А. М., Кучеренко С. М. Украинская литература. Учебник для 6 класса - М: Просвещение, 1993.
2. Бочарник В. Украинская литература. 6 класс. Планы-конспекты уроков. - Харьков: Ранок, 2001.
3. Вертий А. Пантелеймон Кулиш и народное творчество. - Тернополь: «Учебники, пособия», 1998.
4. Степанишин Б. Изучение творчества Пантелеймона Кулиша в школе. - Тернополь: «Учебники», «Пособия», 2001.
5. Гетманец М. Ф. Современный словарь литературоведческих терминов - Харьков: Ранок, 2003.
6. Щербина В. И., Волкова О. В., Романенко О. В. Интерактивные технологии на уроках украинского языка и литературы - Харьков: Основа, 2005.
|
|
|