Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Липа Иван
Подарки Судьбы
(по сказке Ивана Липы «Близнецы») 5 класс

А. Ситченко,

доктор педагогических наук; Н. Огрєнич

Николаев



«Высокая идейность, эстетика, народная мораль и этика сказок И, Липы.

Условная, придуманная ситуация. Подарок Судьбы и умение им воспользоваться как основная мысль сказки. Поведение братьев-близнецов - разные жизненные пути, образцы собственного выбора. Особенности характера братьев.

ТЛ: прозаическая речь».

В начале изучения сказки учащимся следует подать сведения о писателе. Это может быть справка о нем с интересными биографическими деталями. Составить ее поможет материал статьи Г. Мовчан Иван Липа» [1: 111-115]. Например:

Иван Львович Липа - оригинальный украинский писатель, общественно-политический деятель, высокопрофессиональный врач. В литературе известный под псевдонимом Шелест. Корнями его род с Полтавщины, однако родился Иван в Крыму, в Керчи. Было это 24 февраля 1865 г. Экзотическая природа Керченского залива, гора Мідрідат, из которой видно Черное и Азовское моря, - все это распаляло воображение, питало фантазию, манило загадочностью, романтикой неизведанного.

Это был белокурый парень с синими глазами и белокурыми волосами, веселого нрава и весьма резвый, непоседливый и шустрый. Любил прокатиться колесом по улице, становясь то на руки, то на ноги, пытался глубже нырнуть под воду и дольше там продержаться. Особое влияние на него оказала мать - Анна Липа, от которого передался ему волевой характер, целеустремленность, чувство собственного достоинства.

Учился в Керченской гимназии, сам зарабатывал себе на жизнь. Когда умер его лучший друг, решил: будет врачом! Оставив Керчь, добрался до Харькова, где поступил в университет на медицинский факультет. Работать начал на Полтавщине, затем - в Одессе, где женился и стал отцом. Его сын Юрий - известный украинский писатель. Иван Львович был хорошим врачом, всегда квалифицированно ставил диагноз. Ему удавалось вылечить даже больных туберкулезом, который считался чумой XIX ст. Со свержением царизма активно способствовал развитию национального движения в Украине, становлению нашей государственности. В Украинской Народной Республике он возглавил Министерство здравоохранения (1919-1921 гг.).

Иван Липа - не только искусный врач, но и талантливый писатель, автор стихов, басен и сказок. Его произведения проникнуты любовью к своему народу, болел за судьбу родины, способствуют воспитанию национального самосознания украинских граждан. Одним из таких произведений является сказка «Близнецы».

Для чтения и событийного анализа произведения его лучше разделить на две части: первая - от начала до слов: «А тем временем соседний царь шаг за шагом захватывал их землю...»; вторая - от этих слов до конца сказки. До прочтения первой части произведения стоит дать такое наставление ученикам: «Во время чтения обратите внимание на то, какие подарки Судьбы получили близнецы и подумайте, мудро ли поступила мать, попросив одному сыну счастью для современных, а втором - для будущих поколений? Как воспользовался веселый брат с подарка Судьбы? Попробуйте описать его причудливый дом. Что вам больше всего в нем понравилось? Хотели бы вы иметь себе такие палаты?».

Анализ прочитанного предполагает не только перевод его содержания, но и выделение в нем определенных эмоционально-смысловых частей. Таковыми являются: а) диалог матери и Судьбы;

б) описание палаты, которую построил веселый брат-«современник» ;

в) чудеса, которые творились в этой палате. Для их сознательного определения пятиклассники составляют план прочитанного отрывка, им стоит дать ориентировочную основу умственных действий в виде рекомендаций алгоритмического типа:

1. Внимательно пересмотри прочитанное.

2. Определи основные события в нем.

3. Названия их.

4. Последовательно расположи эти названия.

5. Прочитай, который вышел план отрывка.

План может быть и такой:

1. Разговор матери с Судьбой.

2. Чудесная палата.

3. Самые удивительные чудеса.

Дальнейшая работа над произведением должна быть направлена на рассмотрение и усвоение содержания этих частей как таковых. Воспроизвести содержание первой планируемой части диалога матери с Судьбой - пятиклассникам будет интересно, читая ее по ролям, как фрагмент драматического произведения. Глубже усвоить прочитанное им помогут задачи и вопросы:

1. Подумайте, хорошо ли поступила мать, попросив у Судьбы одном сыну счастью для современных, а втором - для будущих поколений?

2. Что подарила Судьба близнецам? Какая магическая сила была в них?

3. Как братья распорядились подарками Судьбы?

Обзор чудесной палаты учителя советуют провести с помощью «экскурсоводов», избранных из числа наиболее внимательных читателей-учеников. Оживление интереса пятиклассников к этой картине произведения достигается за счет активного общения «экскурсовода» с «посетителями». Вместе с последними - учитель, который обращает внимание присутствующих на необычный домик: «Присмотритесь к этому треугольного дома. Послушаем о нем «экскурсовода».

Ученик-«экскурсовод» близко к тексту рассказывает об удивительной палату по рисунку, что в учебнике [3: 124]. В основу рассказа стоит взять отрывок из сказки от слов: «Палата имела всего три угла» до слов: «Люди приходили в палату и не могли надивиться из такого чуда».

Дальнейшее ознакомление учеников с этим домиком осуществляется с помощью второго «экскурсовода», который продолжит своеобразный пересказ отрывков из сказки, касающиеся описания удивительной палаты. Например, от слов: «Там было на что посмотреть!» до слов: «Слава о странную палату пошла между людьми...».

Справедливо использовать еще одного «экскурсовода», который воссоздаст третий фрагмент описания треугольного дома - от слов: «И это еще не все.» до слов: «Там бывали мудрые люди...». Смена «экскурсоводов» оживляет чтение или пересказ произведения и дает возможность активизировать большую часть класса. Воспроизведение в такой способ содержания сказки, особенно нелегких для запоминания описаний из ее текста, способствует более глубокому усвоению прочитанного.

Во время мысленного диалога, который возникает между «посетителями» и третьим «экскурсоводом», учитель может поинтересоваться: «С какой целью был построен необычный дом?». Ответ на это вопрос может быть и такой: «Этот домик построил веселый брат, который хотел, чтобы все вокруг были счастливыми и веселыми. Особенно этому способствовали уникальные подарки Судьбы: яблочки - стеклянное, золотое и обычное, райское. Они были каждый в отдельной комнате и по-разному влияли на посетителей: 1. «Кто только не глянет на стеклянное яблочко, сразу все грустные мысли улетучиваются, и он веселеет». 2. «Кто посмотрит на золотое яблочко, сразу все его желания сбываются...». 3. Обычное яблочко «мало чары непобедимы: кто только на него взглянет, так одурманюється, что забывает про все на свете.». Таким образом, - прочитает последний абзац первой части произведения третий «экскурсовод», - все люди в стране находили себе радости, удовольствия и полное удовлетворение.

Основное идейно-эстетическую нагрузку положено автором этого произведения на его вторую часть - от слов: «А тем временем соседний царь шаг за шагом захватывал их землю...» до конца произведения. В ней доминирует активный сюжетный струя, что является благоприятным фактором для самостоятельного восприятия произведения пятиклассниками во время его домашнего прочтения. Учитель должен посоветовать ученикам, как им правильно действовать с текстом. В руководстве к чтению нужно, например, сказать, что во время чтения сказки следует пытаться представить фантастические вещи, которые приобретает и использует любознательный и сообразительный брат, чтобы пробудить в людях гражданскую совесть; воспроизвести в сознании яблоневые сады, выросшие из яблони веселого брата и развращают войско, которое идет освобождать родину; поразмышлять над тем, что нужно для человеческого счастья.

Следующий урок изучения сказки. Липы «Близнецы» лучше начать с обсуждения прочитанного в целом. Например:

1. Какая часть произведения вызвала больший интерес? Объясните свой выбор.

2. Что за беда случилось со страной, где было так весело? Почему такое случилось?

3. Какую сказку рассказал дед своему внуку? Переведите (или прочитайте).

4. Какая в нем скрыта загадка для мудрого?

5. Обратите внимание на то, что брат действовал не сам. Кто ему помогал? Что это означает?

6. Для чего надо было вырубать те великолепные сады? До каких размышлений призывает автор, рассказывая о победах мудрого брата?

7. Почему в сказке говорится именно про близнецов, а не просто братьев или друзей?

8. Что на самом деле нужно человеку для полного счастья? Интересно, что бы вы попросили у Судьбы для себя, если бы представилась такая возможность?

9. Назовите признаки сказки в этом произведении И. Липы. Раскройте понятие прозаической речи.

10. Какие сказки, другие литературные произведения на подобную тему вы еще читали. Назовите их.

Ответ на первый вопрос беседы дает возможность воспроизвести эмоциональное отношение учащихся к прочитанному и определить их морально-эстетический выбор между удовольствием и весельем в жизни и мучительными заботами о судьбе родины. Захват страны соседним царем несет гражданам тяжкий плен, горе и смерть, что подается в произведении как расплата за то, «что, наслаждаясь собственной жизнью, они совсем перестали думать и заботиться о своем государстве». Не так и наш народ, выдающийся в искусстве, песнях и танцах, умелый и трудолюбивый, на богатой и щедрой земле веками подвергался тяжкого гнета от соседей?

Произведение И. Липы «Близнецы» уникален тем, что в нем есть еще одна сказка - ее рассказал внуку мудрый дед. Этот композиционный прием - «два в одном» - не только усиливает эмоциональное восприятие произведения, но и дает понять, что на пути борьбы за судьбу родного края - многочисленные и сложные препятствия, преодолеть которые далеко не каждому по силе, и то надо делать сообща!

Элемент дискуссии возможен в классе во время поиска ответа на вопрос о том, почему именно близнецы, а не просто братья или друзья, действуют в произведении. В сознании человека нередко возникают противоречия между бытовыми интересами и высокими гражданскими стремлениями. Образ близнецов, видимо, призван в такой способ материализовать эту морально-эстетическую коллизию.

Следует, очевидно, учитывать и то, как действовали сказочные яблоневые сады на войско и на самого мудрого брата. Не так влияли на казацкую старшину и украинскую элиту московские цари, пытаясь высокими должностями и щедрыми подарками, а еще больше - сказочными обещаниями усыпить национальные интересы? Интересно подискутировать с пятиклассниками о том, что на самом деле нужно человеку для счастья. Стремление жить беззаботно и весело характерно и для животного мира: свинья может удовлетворенно хрюкать в теплом хлеву, щенки - весело возиться во дворе, обезьяна - выражать бурную радость, увидев на обед корзину бананов. Однако только человек может сознательно идти на рискованную и изнурительную борьбу ради общего блага.

Читательские наблюдения за действиями мудрого брата, сопровождаясь подобными размышлениями, набирать эстетического значения, ибо будут способствовать постижению не только удивительных событий, но и глубинных смыслов человеческой жизни, самый первый из которых - родовой, то, что значит преданность родине. Каждый захватчик, который стремится поработить чужую страну, прилагает значительные усилия, чтобы лишить ее народ уверенности в себе, оторвав его от своих корней, языка и культуры. Поэтому так важно пробуждать у людей гражданское сознание, вызывать вдохновение в деле национального возрождения и духовного развития.

В завершение разговора о сказку «Близнецы» пятиклассники могут составить ее продолжение, попытавшись представить, каким наступила жизнь в стране после ее освобождения.

Литература

1. Мовчан Г. В. Украинская литература: Кн. для учителя: 5 кл. - К.: Генезис, 2005. - 248 с

2. СитченкоА. Л. Учебно-технологическая концепция литературного анализа. - К.: Ленвіт, 2004. - 304 с

3. Цимбалюк В. И. Украинская литература: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учеб. заведений. / В. И. Цимбалюк В. И., В. В. Потеха - К.: Науч. книга, 2005. - 320 с