Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Аспекты исследования проблемы развития творческих способностей в процессе анализа художественного произведения

П. Розвозчик,

заслуженный учитель Украины

Белая Церковь



Формирование творческой личности и ее способностей - одна из приоритетных задач современной национальной школы. Урок литературы в контексте новейших педагогических технологий, методов, форм обучения, направленный на формирование творческой личности ученика, является стержневым звеном образовательной парадигмы.

Содержательной основой каждого учебного занятия по литературе является изучение особенностей литературного процесса, творчества выдающегося писателя или конкретного художественного произведения.

Ученые утверждают, что в процессе знакомства с литературным произведением «ученики часто схватывают лишь тот смысл, который лежит на поверхности, не замечая многих художественных компонентов. Не проникают в суть явлений, вследствие чего у них может состоять обеднено, а то и неправильное представление о произведении писателя»[10, с 221]. Для того чтобы школьник понял по-настоящему всю глубину произведения искусства, необходимо, чтобы он погрузился в мир образов и идей, которые не лежат на поверхности, выявляются в ходе анализа как одного из важнейших этапов изучения текста.

Чем выше уровень интеллектуального развития старшеклассников, тем активнее необходимо применять самые современные и наиболее оптимальные методы, приемы и формы работы для изучения художественного произведения. Соглашаемся с утверждением ученых, которые отмечают, что современный анализ требует более широкого использования эвристических, поисковых методов, метода самостоятельной работы и т.д. [6; 10]. Поэтому наряду с уроком, который является основной формой учебного процесса, по нашему мнению, нужно как можно шире внедрять в старших классах активные формы занятий по литературе - лекции проблемного типа, лекции с элементами эвристической беседы, проблемные семинары, семинары-дискуссии, диспуты, практикумы и др.

Поскольку анализ - это прежде всего мисленнєвий процесс, то во время целостного изучения художественного произведения (а мы выбрали именно такой концептуальный подход, ориентируясь на исследования известных ученых-методистов Т. Браже, М. Рыбниковой, Г. Гуковського, М. Гиршмана, Есть. Пасечника, Н. Волошиной, А. Лисовского, А. Ситченка и др.) можно развить в первую очередь различные виды творческого мышления (путем поэтапного формирования соответствующих умений и навыков). Кроме того, отметим, что творческое мышление - это органическая составляющая системы творческих способностей, поэтому более уместно подчеркнуть развития всей целостности как феномена.

Исследования современной психологии и педагогики в области изучения творческих способностей показывают, что синтетические способности: близкие по видам, - они сочетаются, дополняют друг друга, а поэтому их необходимо координировать. Так, например, развитие образно-ассоциативного мышления невозможно без развития интуиции, воображения, фантазии, эмоционально-чувственного мира, а развитие литературно-критического мышления - без обобщенных, систематизированных знаний, памяти, а также тех способностей, которые органично связаны с образно-ассоциативным мышлением. Наконец, оба эти блоки не являются завершенными без таких составляющих комплекса способностей, как наблюдательность, сосредоточенность, воля, настойчивость, чувство долга, ответственность, активная жизненная позиция, чувство национального самосознания, мировоззренческие, нравственные и эстетические качества.

На системности развития творческих способностей отмечают и философы, и психологи, и педагоги, ведь конечным результатом этого феноменального синтеза и взаимосвязи является гармонично развитая творческая личность[1; 2; 3; 4; 9; 14].

Во второй половине XX в. к проблеме формирования творческой личности школьника в взаимосвязи с изучением художественного произведения обращалась значительная часть российских и украинских ученых-методистов: Г. Рыбникова, В. Голубков, М. Кудряшов, Т. и Ф. Бугайки, Есть. Пасечник, Н. Волошина, Б. Степанишин, В. Цимбалюк, А. Лисовский и др. В последнее десятилетие научные поиски в этом направлении ведут А. Ситченко, Г. Токмань, В. Алфимов, В. Шуляр, А. Корсакова, А. Сологуб, О. Остапчук, Л. Момот, Л. Шелестова, К.Приходченко, С Мирошник и др. Все чаще к этой проблеме обращаются и учителя-словесники (Л. Бондарчук, Г. Усик, Л. Гончарова, Н. Ильченко, Т. Сидоренко, Т. Чумак, Н. Шкляєва и др.).

Исследуя данную проблему, мы пришли к выводу, что модель развития творческих способностей учащихся на уровне анализа художественного произведения разработана недостаточно. Требует коррекции система вариативного применения современных методов и приемов обучения, обеспечивающих решение проблемы, и более детальной разработки - система задач.

Во время педагогического эксперимента мы определили и откорректировали группы критериев, разработали уровне развития творческих способностей старшеклассников в процессе анализа художественного произведения.

Были определены следующие две группы критериев:

1. Мотивационно-ценностные критерии: заинтересованность старшеклассников в познании сущности художественной литературы; проявление художественно-эстетических вкусов учащихся; потребность в творческом самовыражении в процессе анализа художественного произведения; наличие подоплеку таких способностей, как воля, настойчивость, ответственность, активная жизненная позиция, чувство национального самосознания и т.д.

2. Творчодіяльнісні критерии: склонность к литературно-критического и образно-ассоциативного мышления в синтетическом сочетании с другими составляющими системы творческих способностей; владение системой знаний по теории литературы и умениями оперировать понятийным инструментарием во время анализа художественного произведения; стремление к целостному анализу с элементами личностной интерпретации художественного текста с целью гармоничного развития творческих черт личности.

Согласно этих критериев мы разработали три уровня сформированности творческих способностей старшеклассников.

Высокий уровень:

• учащиеся имеют изящные художественно-эстетические вкусы и проявляют большую заинтересованность к познанию сущности художественной литературы;

• обладают системным литературно-критическим видением и образно-ассоциативным восприятием художественного произведения;

• проявляют умение свободно оперировать теоретико-литературными понятиями при анализе художественного произведения;

• имеют высокую способность интуитивного, логического, литературно-критического и образно-ассоциативного мышления;

• владеют умениями полноценной интерпретации художественного произведения;

• имеют ярко выраженную потребность в творческом самосовершенствовании.

Средний уровень:

• учащиеся проявляют интерес к познанию сущности художественной литературы;

• частично владеют литературно-критическим видением и образно-ассоциативным восприятием художественного произведения;

• имеют достаточно основательную базу теоретико-литературных знаний для анализа художественного произведения, однако не достаточно успешно оперируют ими;

• в основном проявляют способность интуитивного, логического, литературно-критического и образно-ассоциативного мышления;

• стремятся к собственной полноценной интерпретации художественного произведения, но недостаточно владеют этим умением;

• испытывают потребность творческого самосовершенствования, однако не прилагают должных усилий для этого.

Низкий уровень:

• старшеклассники проявляют интерес к художественной литературе, однако, часто испытывают проблемы в ее понимании;

• имеют недостаточный уровень литературно-критического видения и образно-ассоциативного восприятия художественного произведения;

• знают содержание художественного произведения, однако из-за бедности словарного запаса и слабые знания по теории литературы испытывают значительные трудности в осуществлении анализа или интерпретации художественного произведения;

• выражают трафаретные мысли, в письменных и устных аналитических размышлениях часто допускают неточности, проявляют упрощенный подход к осмыслению образов, проблематики и т.д.;

• выявляют потребность в самосовершенствовании, но не хватает опыта во владении литературно-критическим видением и образно-ассоциативным восприятием художественного произведения.

В процессе исследования нами было определено, что анализ художественного произведения как средство развития творческих способностей старшеклассников должно базироваться на следующих концептуальных принципах:

1. Доминантной должна стать идея развития творческих способностей учащихся как невіддільної части парадигмы школьного анализа художественного произведения.

2. Школьный анализ художественного произведения - это средство активного развития всех составляющих творческих способностей старшеклассников.

3. В основе изучения литературы должны быть новейшие образовательные технологии (технология личностно ориентированного обучения, технологии проблемного обучения, компьютерные, игровые технологии и др.).

4. Школьный анализ художественного произведения предполагает технологізацію и алгоритмизации исследовательских операций, особенно в средних классах (каждый художественное произведение должен иметь собственную технологическую карту или же алгоритм исследования).

5. Изучение художественного произведения должен быть целостным независимо от выбранного пути.

6. Каждый путь анализа (или классический, или наиболее современный) должен содержать элемент интерпретации аргументированной, профессиональной (научной).

Проводя педагогический эксперимент, мы ставили цель определить состояние проблемы и выстроить методическую систему развития творческих способностей учащихся 9-11 классов в процессе анализа художественного произведения.

Одним из заданий, предназначенных выяснить уровень творческих способностей, которых старшеклассники приобрели в предыдущих классах, был аналитический читательский отзыв. Результаты его проверки в 9-11 классах (наряду с результатами анкетирования, собеседований с учащимися и педагогами, ознакомление со школьной документацией) показали, что развитие творческих способностей старшеклассников (а именно - литературно-критического и образно-ассоциативного мышления; системы знаний по теории литературы, литературоведческой интуиции, интерпретационных способностей, мировоззренческих нравственных и эстетических качеств) у большинства учащихся тормозится стереотипными методами и приемами изучения художественного произведения, слабой базой знаний по теории литературы. Во время традиционных бесед ученики привыкли полагаться на чужие мнения, пусть даже глибокозмістовні, точные, и, используя репродуктивный метод усвоения знаний, в основном прибегают к воспроизведение прочитанных в учебнике или пособиях-«шпаргалках» мыслей. Однако путь стереотипного, шаблонного мышления - бесперспективен.

Наряду с замечаниями приятно констатировать, что все же в части работ старшеклассников прослеживаются система знаний, глубина аналитической мысли, самостоятельность и оригинальность мышления.

Предлагаем несколько лучших образцов ученических творческих работ (фрагментов).

Символика образов трех лирников в поэме-мистерии Т. Шевченко «Большой погреб» В поэме «Великий льох» Тарас Шевченко блестяще изобразил аллегорические образы трех лирников - слепого, кривого и горбатого. Старцы идут в Су-ботов петь о казаках, о подвигах Б.хмельницкого. С горькой иронией говорит автор, что эти rope-украинцы знают много песен о прошлом своего народа, но думают не о том, как разбудить своих соотечественников, а надеются, что «круг погреба», где собралось много народу, хорошая «пища будет». их не беспокоит, что враг опустошает родную землю, им бы выспаться, чтобы заработать продовольствия и денег за «хорошие песни».

Лирников за их неосмотрительность и беспечность наказывают розгами, называют «мошенниками, дармоедами», а они покорно терпят издевательства! Этими аллегорическими и глубоко символическими образами Великий Кобзарь стремился подчеркнуть, насколько опасными для украинцев есть национальная равнодушие, покорность, которую неутомимо формировала в покоренных (или обманутых!) народов Российская империя. Т. Шевченко призвал: не спите, братцы, а то, живя в рабской современности, вы проспите все на свете - прошлое и будущее, честь и волю!..

(Богдан P., 9 класс)

Неповторимость образу Мавки в драме-феерии Леси Украинки «Лесная песня»

Меня захватила и поразила художественно-философской глубиной драма-феерия Леси Украинки «Лесная песня». Каждый образ этого произведения является особенным, неповторимым, однако Мавка - это что-то действительно феноменальное!

Леся Украинка дарит сказочной лесной красавицы звездный ореол собственной души, который сопровождает Мавку в течение всей драмы. Одержимость и высокость чувств этой героини резко контрастирует с прагматичным, расчетливым духовным миром Акулины, Лукашевої матери и, собственно, и самого Лукаша. Если Мавка - цельная натура, то Лукаш - непоследователен во всем: в его душе одновременно живет красота и обыденность, высочество и низость. Не случайно лісовичка упрекает юноше: «Не можешь ты своей жизнью к себе равняться»...

Без сомнения, Мавка нельзя лучше воплощает Лесин идеал человека, свободной в своих чувствах, мыслях и поступках. По моему мнению, светлый вспышка Мавчиного любви, одержимости, свободолюбия, чистоты и искренности души не пройдет бесследно, а станет духовным достоянием современных и грядущих поколений.

(Екатерина П., 10 класс)

Чем поразил меня роман И. Багряного « Тигроловы»

Что подтолкнуло І.Багряного к написанию романа «Тигроловы», к созданию образа-символа несокрушимого украинца? По моему мнению, этому способствовали прежде всего обстоятельства жизни писателя: пребывание в сталинских концлагерях, побег оттуда, проживание среди украинцев в дальневосточной тайге...

Произведение захватил меня напряженным и интересным сюжетом, искусной композицией, важностью поднятых проблем, самобытными образами.

Можно также с уверенностью утверждать, что чрезвычайную популярность в послевоенной Европе роман Ивана Багряного получил прежде всего благодаря образу главного персонажа, который, как сказочный герой, отважно вступил в бой с миром зла...

Григорий Многогрешный - это человек, который имеет исключительно развито чувство национального достоинства, национального самосознания. Юношей он был участником антибольшевистского холодноярівського восстание... Пройдя через страшные пытки в застенке НКВД, Григорий получает жестокий приговор - 25 лет тюрьмы. Однако система не способна покорить этого рыцаря-украинца. Он убегает из эшелона смерти и этим делает вызов нелюдям...

Г. Многогрешный бесстрашно, самоотверженно борется со злом, которое продуцирует с геометрической прогрессией большевистская гидра. Когда щупальца чудовища потянулись за юношей в тайгу, он убивает посланца этой гидры - майора Медвина.

Во взаимоотношениях с семьей Сирков, в любви к Наташе, в общении с суровой дальневосточной природой наиболее полно раскрывается характер Григория. Старая Сірчиха, восхищаясь смелостью своего названного сына, говорит ему: «У смелых счастье всегда есть...»

В романе подняты такие важные проблемы: противостояние человека и власти, добра и зла; проблему геноцида сталинской системы против украинского народа; проблему сохранения украинской семьи как величайшей национальной святыни; проблему любви и счастья; взаимоотношения человека и природы. Глобальностью и глубиной их нарушения (а это уже - признак первостепенного таланта автора) роман «Тигроловы» родственный с такими произведениями, как «Мария». Самчука, «Желтый князь» В. Барки...

(Роман С,11 класс)

Одной из главных составляющих выстроенной нами методической системы является система творческих заданий:

1) опережающие аналитические задачи (устное сообщение, реферат, доклад о творчестве писателя, аналитический обзор литературно-критических статей о творчестве писателя или о какой-то конкретный художественное произведение; читательский отзыв о произведение художника и др.);

2) критически-аналитические задачи (аннотация, аналитическая заметка; аналитическое наблюдение, рецензия, упражнения на исследование средств создания того или иного художественного образа, композиционно-сюжетных элементов, исследование художественной детали; исследование проблематики произведения; определение основных мотивов лирического произведения и др.);

3) текстуально-аналитические задачи (упражнения на проработку мікрофрагментів произведения для исследования образной системы, тематики, проблематики, портретов, пейзажей, художественной детали, композиционно-сюжетных особенностей и т.д.);

4) конструювально-аналитические задачи (упражнения на построение или творческое модернизации таблиц, схем, алгоритмов, связанных с теми или иными аспектами анализа художественного произведения);

5) аналитические задачи на актуализацию и закрепление творческих умений и навыков (тестовые задания, задания игрового характера и т.д.);

6) аналитически-исследовательские работы (исследовательская статья; исследовательская работа в МАН; эссе-исследования; исследования-интерпретация, исследования-рецепция и др.).

Начиная работу над любым видом творческих аналитических задач, каждый старшеклассник должен усвоить общие требования, связанные с анализом художественного произведения как средство развития творческих способностей личности (предлагаем некоторые из них):

И. Общие технологические требования к анализу художественного произведения как средства развития творческих способностей личности.

1. Общий и конкретный пути анализа художественного произведения в школе выбираются каждым исследователем в зависимости от жанровой специфики текста, цели и задач анализа.

2. Методы анализа - это подходы к произведению с точки зрения понимания функций художественной литературы. Для анализа художественного произведения в школе используются следующие методы: сравнительно-исторический, культурологический, психологический, эстетический, генетический, компаративный, описательный, биографический, текстуальное, формальный, структурный, категориальный.

3. Анализ, по мнению ученых, - это один из путей адекватного, то есть ближайшего к авторскому замыслу, прочтения произведения.

4. Принципы анализа - это наиболее общие правила аналитических операций с произведением. Определены пять основных принципов анализа художественного произведения в школе: принцип историзма; принцип научности; принцип единства содержания и формы; принцип доступности; принцип эмоциональности.

5. Пути школьного анализа - это выбор определенных составляющих произведения для подробного рассмотрения. Они предусматривают конкретные исследовательские действия.

6. До основных традиционных путей анализа относят такие: пообразний, проблемный, событийный («за развитием действия»), композиционный, мовностильовий. До новейших - текстуальное, контекстуальный, інтертекстуальний.

7. Анализ художественного произведения должен обеспечивать прежде всего формирование «интерпретационной сознании ученика», от уровня которой будет зависеть степень читательской культуры юного гражданина Украины».

8. Высшая цель анализа - установить соответствие всех частей произведения авторскому заду языке, наличие (или отсутствие) гармонического единства всех компонентов содержания и формы.

9. Любой анализ надо завершать синтезом - сжатыми выводами о основные идеи произведения, авторскую позицию и специфику ее воплощения.

10. Поскольку анализ - это прежде всего мисленнєвий процесс, то во время целостного изучения художественного произведения активно развиваются различные виды творческого мышления (путем поэтапного формирования соответствующих умений и навыков) в контексте системы творческих способностей[5; 6; 7; 8; 10; 11; 12; 13; 15].

II Технологическая схема анализа лирического произведения

1. Первоначальное впечатление от прочитанного.

2. Основные мотивы, мастерство их художественно-философского воплощения.

3. Система образов, их взаимосвязь, драматургия образа лирического героя.

4. Тема, идея, жанр.

5. Влияние версификации ( наличие рим, рифмовки; віршового размера строф или строфоїдів, определение вида строфы в римованому стихи; особенности ритмомелодики в верлібрі и белом стихи и т.д.) и средств художественной речи (фоніка, лексические и синтаксические средства, тропы) на идейно-художественный уровень произведения.

6. Значение произведения, его художественно-эстетическая ценность; место в творчестве автора, в украинской и мировой литературе (при анализе лирического произведения обязательным условием является наличие обоснованных ученических интерпретаций текста).

III. Технологическая схема анализа эпического произведения

1. Первоначальное впечатление от прочитанного.

2. Жанровая мастерство автора.

3. Тематика и проблематика, своеобразие видения писателем поднятых в произведении проблем.

4. Композиционно-сюжетные особенности; уровень художественного осмысления событий.

5. Система образов, их роль в раскрытии проблем произведения.

6. Ведущая мысль (идея) произведения.

7. Мовностильова своеобразие произведения.

8. Значение произведения, его художественно-эстетическая ценность; место в творчестве автора, в украинской и мировой литературе (при анализе эпического произведения обязательным условием является наличие обоснованных ученических интерпретаций текста).

IV. Технологическая схема анализа драматического произведения

1. Первоначальное впечатление от прочитанного.

2. Характер (тип) конфликта произведения.

3. Особенности развития сценического действия.

4. Характеры персонажей и художественные средства их раскрытия.

5. Роль сюжетных и вне сюжетных элементов (монологов, диалогов, ремарок и т.п.).

6. Тема, идея, проблематика, своеобразие видения писателем поднятых творении проблем.

7. Значение пьесы, ее художественно-эстетическая ценность и сценическая судьба, место в творчестве автора и в историко-литературном процессе (при анализе драматического произведения обязательным условием является наличие обоснованных ученических интерпретаций текста)[8; 11; 12].

Следовательно, можно утверждать, что целостный анализ художественного произведения как средство развития творческих способностей старшеклассников является достаточно эффективным. Согласно способов и форм реализации учебных задач мы использовали информационно-развивающий, эвристический, частично-поисковый, исследовательский методы, метод самостоятельной работы и другие. Использование этих методов в высшей степени способствует овладению навыками полноценного анализа художественного произведения, которые являются основой развития литературно-критического и образно-ассоциативного мышления старшеклассников в контексте системы творческих способностей.

В дальнейшем мы планируем актуализировать такие аспекты нашего исследования, как система творческих аналитических задач, развитие творческих способностей в процессе анализа лирического (эпического, драматического) произведения и т.п.

Литература

1. Алфимов В. Творчески одаренная личность - цель деятельности лицея // Родная школа. - 2000. - №5. - С.7-10.

2. Андреев В. Ы. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988.- 240 с.

3. Волощук I. Структура творческих способностей // Русский язык и литература в школе. - 2002. - №6. - С 47-52.

4. Костюк Г. С Учебно-воспитательный процесс и психическое развитие личности. - К.: Рад. школа, 1989. - 608 с

5. Марко В. Основы анализа литературного произведения // Чудо-слово. - 1998. - №10. - С.38-41; №12. - С.37-42.

6. Научные основы методики литературы: Учебно-методическое пособие/ под ред. Н. И. Волошиной. - К.: Ленвіт, 2002. - 344 с.

7. Неделько В. Я. Методика преподавания украинской литературы в средней школе. - К.: Высшая школа, 1978. - 247 с

8. Николенко О. М. Проблемы анализа художественного произведения на уроках зарубежной литературы // Всемирная литература в средних учебных заведениях Украины. - 2003. - №3. - С.31-34.

9. Новиков Б. В. Творчество как способ осуществления гуманизма: Монография. - К.: НТУУ КПИ, 1998. - 310 с

10. Пасечник Есть. А. Методика преподавания украинской литературы в средних учебных заведениях: Учебное пособие для студентов высших заведений образования. - К.: Ленвіт, 2000. - 384 с

11. Пахаренко В. Анализ художественного произведения // Русский язык и литература в школе. - 1999. - №3. - С.28-30.

12. Ситченко А. Учебно-технологическая концепция литературного анализа: Монография. - К.: Ленвіт, 2004. - 304 с

13. Степанишин Б. И. Преподавания украинской литературы в школе. - К.: Проза, 1995. - 254 с

14. Сухомлинский В.А. Избранные произведения в 5-ти т. - Т.1.- К.: Рад. школа, 1976. - 654 с

15. Токмань Г. Л. Методика преподавания украинской литературы в старшей школе: экзистенциально-диалогическая концепция. - К.: Миллениум, 2002. - 320 с