Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Марко Кропивницкий (1840-1910) - писатель, драматург, композитор, театральный деятель


 


С именем М. Кропивницкого связаны создания украинского профессионального театра и следующий этап развития реалистической драматургии. Выдающийся актер, режиссер, энергичный организатор театрального дела, талантливый композитор и писатель-демократ, он вместе с М. Старицким, И. Карпенко-Карым, И. Франко создавал литературную основу утверждения и развития украинского театра Произведения М. Кропивницкого, по словам И. Франка, «уверяют ему в истории украинского театра не только имя одного из его родителей, но также в истории нашего писательства имя выдающегося драматического автора» (41, 345).

Марко Лукич Кропивницкий родился 7 мая 1840 г. в с. Бежбайраки на Херсонщине. «Эпоха, в которую довелось мне впірнути с головой, строгая и непогрешима указание всего моего существования и всей моей работы»,- отмечал в «Автобиографии» писатель под конец життя2*. Отец его - «человек труда, труда мозольные»,- хоть и вроде бы достиг достатка и положения в обществе, не прижился в барском среде, а его должность управляющего барских имений не гарантировала ни моральной, ни материальной устойчивости ему и его семье. Детство М. Кропивницкого мало чем отличалось от жизни крестьянских детей.

Разносторонняя природная одаренность будущего художника проявилось еще в детстве, когда он «сочинял сам песни, писал стихи и обладал замечательной памятью» (6, 267). И образование получал он без всякой системы - то в частной школе шляхтича Рудковского, то в Елисавет-градского училище. Нормальное обучение стало возможным лишь в Бобринецькій уездной школе, которую юноша закончил с похвальным листом (6, 200). Мать учила его музыки, разучивала с ним разные вокальные партии. В это время М. Кропивницкий участвовал в любительском кружке, в котором ставили пьесы украинских и российских драматургов.

После неудачной попытки продолжить обучение в гимназии в Киеве юноша возвращается к Бобринца и поступал на службу к уездного суда. С 1862 г. М.кропивницкий посещает занятия на юридическом факультете Киевского университета в качестве вольнослушателя. Под впечатлением одной из переводных мелодрам, увиденных в киевском театре, он пишет пьесу "Никита Старостенко". То было произведение неопытного автора (впоследствии он сам критически оценил эту попытку), полон внешних сценических эффектов и «ужасных» страстей. Даже в доработанном виде под названием «Дай сердцу волю, заведет в неволю", эта пьеса вызвала негативную оценку Франко. Теперь она известна в варианте, который потерпел многочисленных обстоятельных авторских доработок , отличается живостью, оригинальностью конфликта, социальной остротой.

Правдивое отражение новых явлений социальной жизни украинского села в первое порется фор меня десятилетия, когда еще сохраняются ощутимые остатки и живые свидетели барщины и уже усиливается классовая дифференциация крестьянства, образы крестьян-тружеников - Семена, Дарьи, Ивана, наделенных глубокими и серьезными чувствами, дают основания отнести эту обиходно-реалистичную мелодраму к направлению критического реализма.

Так и не завершив по разным причинам образования М.кропивницкий пополнял свои знания самостоятельно, особенно с переездом в Елисаветград, куда в 1865 г. было переведено уезд и где были библиотеки. Там он и И. Тобилевич «знакомились понемногу с Смайльсом, Робертом Оуэном, Джонон-Стюартом Миллем, Спенсером Молешатом и другими; читали кое-что и из Шекспира, Байрона, Гете, Гейне, Дюма Жорж Ванд, Теккерея» (6, 132). На казенной службе он не продвигался, а частое совсем терял заработок через увлечение искусством и участие в любительских спектаклях.

У №1 г. Кропивницкий перешел В профессиональные актеры, согласившись работать в труппе графов Морковых (Одесса). Поездом десяти лет работы в российских театральных труппах он получил огромного сценического опыта, глубоко изучил специфику и законы театрального искусства, выработал свои творческие принципы, понимание места театра в жизни общества.

В 1872 г. в одесской газете «Новороссийский телеграф» было опубликовано водевили Же Кропивницкого «Помирились» и «За сиротой и бог с калитою, или же Неожиданное сватовство». Их персонажи - люди состоятельные и занятые главным образом вузькоособистими, бытовыми делами. Но и здесь заметна склонность автора к социальным вопросам.

Важным этапом в творческой жизни - Кропивницкого и истории украинского театра были его гастроли 1375 г. в Галиции, где, работая актером и режиссером театра общества «Русская беседа», он приложил усилия к изменениям в репертуаре и художественном стиле театра, в приближении его к реализму и народности. В этом он опирался в значительной степени на достижения русской реалистической драмы.

После выдвижения (1881) запрета украинского театра (хотя еще остались многочисленные ограничения и предостережения) начали возникать украинские труппы - в Киеве, Харькове, Одессе. И работа у них не удовлетворяла Кропивницкого, который хотел кардинальных изменений в сценическом творчестве. В 1882 г. он организует свою труппу, которая примерно через год сливается с труппой М. Старицкого, где Кропивницкий становится ведущим режиссером. Начинается новая эпоха в истории украинского профессионального театра, и на сцене которого выступали, определяя его творческое лицо, Г. Заньковецкая, М. Садовский, а несколько позже - М. Садонька-Барилотти, Г. Затыркевич-Карпинская, П. Саксаганский, И. Карпенко-Карый. Выставляя произведения И. Котляревского, Т. Шевченко, Г. Квитки-Основьяненко и собственные, выдающиеся художники утверждали принципы народности и реализма, в узких рамках дозволенного цензурой создавали высокие образцы сценического искусства.

Сборник произведений М. Кропивницкого, Щ° : вышла в Киеве в 1882 г., включала пьесы «Дай сердцу волю, заведет в неволю», «Мироед, или же Паук» и «Невольник». Приветствуя появление этого издания как свидетельство и одновременно один из факторов развития украинского театра, И. Франко высказал и целый ряд претензий к автору («Заря», 1883, № 13) за его манеру усложнять композицию произведения «лишними» сценами и персонажами. Франко отметил как поэтичность и правдивость картин в пьесе «Дай сердцу волю...», так и «печальную историю разрушения бедных людей через одного деруна, ростовщика, правдивого кулака-мироеда». Образу Иосифа Бычка в драме «Мироед, или же паук» открыл Кропивницкий галерею украинских «чумазих» как «очень : серьезное и опасное явление текущей жизни Малороссии». «Это,- писал Кропивницкий,- кулак новой формации, воспитанный на началах национальной травли, в школах человеконенавистничества...» Разоблачения этого социального явления писатель осуществляет с позиций демократа-гуманиста, открывая дорогу реалистической психологической драме в украинской драматургии. Убежден в том, что только серьезный, проблемный, связанный с интересами и традициями народа репертуар может стать основой роста украинского демократического театра, Кропивницкий пишет свои произведения, исходя именно из этих принципов. Полагая одновременно, что широкие народные массы еще не в состоянии на данном этапе (90-е гг.) воспринимать серьезное искусство, он ищет средств заинтересовать зрителя, у которого «нервы - веревки, а ум дитинячий». Писатель считал, что сценическое произведение нельзя строить «целиком на психологии... бу. массовому слушателю надо густые краски, грубые черты, мораль, чтобы в нос ему бил...» (6, 456); он считал, что пока не следует пренебрегать и эффектами, необходимо «только обходить шарж и вульгаризмы».

Литературное творчество Кропивницкого отражает его постоянный поиск, постоянные эксперименты в жанрово-стилевой сфере. Каждое из его произведений имеет несколько вариантов между которыми временной разрыв нередко растягивается на годы, за что и различия между ними довольно существенные.

В первое двадцатилетие Кропивницкий писал преимущественно произведения комедийных жанров - «Помирились» (1869), «За сиротой и бог с калитою, или же Неожиданное сватовство» (1871), «Актер Синица» (1871) - переработка водевиля Д. Ленского «Лев Гурыч Синичкин», «Пошились у дурні» (1875), «По ревизии» (1882), «Беда не каждому бедствие - другому и талант» (1882), «Усы» (1885)-по рассказу А. Стороженко. Этим водевілям, как и созданным в этот период драмам «Пленник» (1872) по поэме Т. Шевченко, «Беспочвенники» (1878, окончательная редакция - 1898), «Пока солнце взойдет, роса глаза выест» (1882), «Мироед, или паук» (1882), присущие жанровая определенность, традиционность системы художественных средств (в частности, развертывание конфликта вокруг главного героя или главной пары, которым противопоставлены другие персонажи). Впоследствии появляются пьесы, в которых конфликт несколько разветвляется, теряя единый центр развития действия, но само действие еще развивается в одном направлении. В драмах «Где зерно, там и мякина» («Две семьи») (1888), «Сумасброд» (1889), «Олеся» (1891), «Перед волей» (1899), «Кавардак» (1906) наряду с основным конфликтом разворачивается дополнительная сюжетная линия, которая не только способствует его углублению, но и имеет свою идейно-эстетическую значимость.

В 900-е гг. Кропивницкий не раз свои пьесы называет рисунками - «рисунки сельского движения» («Конон Блискавиченко», 1902; «Трудное время», 1906), «картинки деревенской жизни» («Старые сучки и молодые побеги», 1908), «рисунки сельского каламуту» («Зерно и плевелы», 1910),- интуитивно чувствуя существенные отлично их структуры, в которой трудно определить начало, середину и конец действия, потому что завязка в них, по сути, состоялась еще в начале произведения, а конфликт финалом не исчерпывается. Эти пьесы можно считать переходными от традиционной к новейшей драмы, поскольку в них сохраняется принцип сюжетного развития.

В отличие от Цеховая, который полностью переносил конфликт во внутреннюю жизнь персонажей, Кропивницкий постоянно заботился о сценичность своих произведений. Своеобразное отражение находит у него осознанная в этот период многими писателями России общественная потребность в публицистической заостренности искусства: драматург раз предоставляет героям возможность откровенно высказывать свои взгляды, давать оценку различным общественным явлениям, событиям, поступкам. В ряде произведений на сцену выводится большая группа людей, которая слушает речи на общественно-политические темы. Заметно увеличивается количество действующих лиц и сокращается расстояние между главными и второстепенными. Это ведет к разветвление основного сюжета и возникновения нескольких разноплановых (социальный, моральный, бытовой) конфликтов, которые сосуществуют параллельно, время от времени перекрещиваясь, а под конец произведения сходясь в один ву-„ зол, доставая общую или по крайней мере одновременную развязку. Так на структуру пьесы влияет стремление ее автора отвечать на запросы времени, так переплетаются в его произведениях традиционные и новейшие средства.

Своеобразным явлением являются комедии Кропивницкого «Чмырь» (1890), «На руинах» (1900), «Противоположные течения» (1900), «Мамаша» (1903), «Старые сучки и молодые побеги», как и водевиль «Дошел до ума» (1909). В некоторых из них имеются признаки трагикомедии, что было новым для того времени жанровым образованием, а главные персонажи - новоявленные паны из вчерашних мужиков, порой и из бывших крепостных изображены сатирическими красками. Незлостивою иронии обозначено комедию «Лысый» (1908), названную автором драмой. Среди авторских жанровых определений есть и «этюд» (одноактной пьесы «По ревизии», «Горе не каждому бедствие...»), идейно-тематически связан с драмами писателя.

Стремление драматурга к жанровой разнообразия с целью полнее отразить сложность и вместе с тем сюжетной изобретательностью привлечь зрителя к театру нашло свое проявление и в двух последних его произведениях, обозначенных трагедійністю. В драме «Казнена сила» (1903) герой, оказавшись «на дне» общества, отчаянно, но тщетно сопротивляется жестоким обстоятельствам и в конце погибает, задавленный ними (здесь звучит новый для писателя мотив расплаты за совершенное преступление). Финал пьесы «Зерно и плевелы» кажется неожиданным, и гибель честного человека от руки жандарма (бунт)

вполне закономерная. Такой сюжетный поворот зальется в украинской литературе впервые.

Элементы трагедии наблюдаем и в начале творческого пути Кропивницкого причем с ростом его как художника увеличивается их количественная и качественная вес Это обусловлено как материалом, что был ос новой его произведений, так и близкими Кропивницкому тогдашним представлениям прогресивка эстетической мысли о близости драматического трагическом.

Художественные и гражданские принципы Кропивницкого - актера, режиссера и драматурга в основе своей оставались неизменными в течение всей его творческой жизни, подчиненного служению правде и человечности. Он мог ошибаться в оценке определенного общего явления (например возлагая надежды на земледельческо-ремесленная артель драме «Конон Блискавиченко»), но гуманистический идеал - ведущий для драматурга. С позиций этого идеала и следует рассматривать два основных мотива, которые то взаємопереплітаються и усиливают друг друга, то выходят на первый план в пьесах разных жанров разрушения личности под влиянием обстоятельств и судьба женщины в этих обстоятельствах, Несмотря на цензурные ограничения, драматург обращается к отображению жизни самых разных общественных слоев-В его пьесах действуют крестьяне - от самых бедных, крепостных и свободных, кулаки, помещики и их слуги, мещане, солдаты, торговцы, наемники, работники, ремесленники, ростовщик, сельский старшина, интеллигенция, городская беднота.

Живучесть крепостничества и соответственно рабской психологии, разрушения «дворянских гнезд и вытеснение дворянства растущей сельской буржуазией обогащения кулака - "чумачого" и наступление его на крестьянство, хищническая конкуренция его с себе подобными, русско-японская вина И влияния на жизнь народа, революционные беспорядки на селе - такие «мы поднимала драматургия Кропивницкого Актуальность их бесспорна, как и важность моральных проблем жизни творческой интеллигенции, и взаимоотношений с «толпой» поставленных в драме «Беспочвенники» и комедии «Нашествіє варваров». Большинство его пьес сразу подпадала под запрет Цензуры и дежи годы пробивалась к сцене. Время от времени писатель обращался к инсценировки и переработки известных литературных произведений («Невольник» по Шевченко, «Вий» и «Пропазша грамота» по Гоголю, «Вергілійова Энеида», «Чайковский, или Алексей Попович» по Гребенкой, «Подгоряны» за Гушалевичем, «Усы» по Стороженко, «Хоть с моста и в воду головой» за Мольєровим «Жоржем Данденом»).

Под конец жизни Кропивницкий создал две пьесы для детей, используя мотивы народных сказок («Ивасик-Телесик», «По щучьему велению»). Органическая связь его драматургии с фольклором проявляется как в исходных позициях писателя, который, отстаивая народное понимание добра и зла, всегда был на стороне бедных и обиженных, так и в отражении в языке персонажей меткого народного слова, юмора. В 70-80-е гг. он часто обращается и к песням, но со временем уплотняется художественная ткань его произведений и для песен, как и для разного рода этнографических вставок, не остается места.

Внешнее развертывание конфликта в пьесах Кропивницкого происходит в основном в сфере семейно-бытовой, но суть их заключается в художественном осмыслении и обобщении острых социальных проблем, что достигается искусным изображением характеров. Хрестоматийными стали фигуры эксплуататоров, сельских мироедов - Йосяпа Бычка («Мироед, или же паук»), Насти и Самрося Жлудів («Две семьи»), Балтиза («Олеся»), Стакан («На руинах»), Супово-нет и Торохтия («Трудное время») - новых алчных и коварных претендентов на роль хозяев жизни.

В изображении помещиков Кропивницкий прибегает к довольно сложной общественно-психологической градации. И от лібералізміу Горнова, как и от распущенности, жестокости Врановых («Пока солнце взойдет...»), от никчемности Нарциссы Павловны и спеси ее дочери Надежди («Заиленные источники»), один шаг до лицемерия бессердечного кріпосника Подгайного («Перед волей»). Внешне деликатный помещик Деревицкий в конце 1905 г. надеется «остановит искренним разговором и усовістить» возбужденных революционными настроениями крестьян. Но и деликатность логически обусловленная сложностью обстановки и совсем не противоречит его собственным интересам («Трудное время»).

Немало общего в Леониде Загриві («Олеся») и Смородине («На руинах») - бывших владельцах крупных имений, прибранные к рукам их вчерашними лакеями. Писатель понимал, что эта общественная сила уже сходит с исторической авансцены, и ограничивался оценкой отдельных ее черт, направляя обличительный пафос против тех, кто идет на смену нежиттєздатному дворянству,- против кулачества, старшины, растущей сельской буржуазии и их лакуз.

Под увеличительное стекло художника попадает и специфический тип человека-уродца, лишенной социальной и национального самосознания, жалко смешной в готовности ради денег продать кого и что угодно, включая собственное достоинство. Начиная с Гордея Поваренка («Пока солнце взойдет...»), подобный персонаж время от времени появляется в украинской драматургии в противовес трагическим образам несчастных героинь. Соотношение трагического и комического в творчестве Кропивниць-кого, следовательно, находится в постоянной диалектической зависимости от объекта и способа его отображения.

Уже в первом водевиле Кропивницкого - «Помирились» - творческие вроде чисто развлекательного жанра-И. Франко не случайно увидел черные, возможны только в душной атмосфере русской жизни и темноты картины, которые показывают тенденцию автора к обобщениям социального характера. Традиционный мольеровский сюжет про находчивого слугу и простоватого господина в водевиле «Пошились у дурні» показал «настоящий сатирический талант» драматурга и его способность «творческой рукой вткати несколько фигур, живьем выхваченных из жизни» (27, 233). Приобретенный в этих произведениях опыт дает возможность Кропивницкому создать блестящий образец социальной сатиры - этюд «По ревизии». Изображение духовной пустоты сельского «начальства» - старшины и писаря,- под властью которого находятся сотни людей, обнаруживает родство с сатирической традицией Гоголя. Высмеивая забавные, давно отжившие обычаи, мелкие человеческие пороки, которые приводят к комическим недоразумениям, а порой и до драм, что обязательно завершаются счастливым финалом, Кропивниць-кий даже в таких незлостивих комедиях, как «За сиротой и бог с калитой...», «Усы», «Джигит», «Обманщица», «Лысый», «Ошибка произойшла», не проходит случаю посмеяться со старшины или писаря, подчеркнуть моральное превосходство бедняка над богачом. Наибольшей силы сатирического разоблачения достигает он, показывая деморализующее влияние богатства на людей.

Трагикомическая ситуация, положенная в основу пьесы «Чмырь» («Чумазий»), мастерски использована драматургом для того, чтобы показать социальную и духовную несовместимость, неконтактность тружеников и паразитов. Пока жил своим трудом небогатый крестьянин Демко Пшинка, до тех пор был нормальным человеком, мелкие изъяны которой компенсировались здравым смыслом и критицизмом, умелостью рук, ощущением нужности своего труда. В словах Демка: «Чем более человек становится богаче, тем глупее делается», потому что «и копейка ним овладає и усвоит, что он, как замакітрений, сделается», уже в первой яве закладывается зерно его будущей судьбы. Неожиданно на него сваливается колоссальное, по его представлениям, богатство - наследство от умершего в городе брата - и с ним происходит то, о чем он говорил. Пытаясь перенять внешние формы барского жизни и прикладывая к ним непонятное для него понятие «разные образования», Демко подобно персонажам комедии Островского «Не в свои сани не садись» оказывается действительно в дурацком положении. Неграмотного Демка ловко обкрадывает хитрый лавочник.

«Чмырь» - одна из самых совершенных пьес Кропивницкого. Стремительность развертывания действия, остроумие ситуаций, лаконизм и точность диалогов, яркость характеров, как и недвузначность нравственной позиции автора, делают ее привлекательной для театра и по сей день.

Если приключение с Пшінкою является следствием временного помрачения героя, то духовная эволюция «купца из крепостных» Кирпы в пьесе «Старые сучки и молодые побеги» уже завершена. Алчность его, как и его женщины, что экономит даже на питании родных детей, не имеет границ. Многочисленные его стычки со всеми участниками действия складываются в один всеобъемлющий конфликт богатства и бедности, эксплуатации и труда, бесчестия и порядочности. Логический финал произведения - нелепая смерть Кирпы на куче денег.

В пьесе Кропивницкого «Мамаша» можно видеть образец того «нового типа комедии», о котором рассуждал Бы. Шоу как о комедии, настолько более трагическую за трагедию с катастрофическим финалом, насколько несчастный или даже счастливый брак более трагичный от железнодорожного несчастного случая». Драматург рисует зловещую картину морального вырождения людей под воздействием жажды богатства, ради которого жена не жалеет мужа, сын - отца. В узких пределах семейной жизни отражено градации разрушения человека непосредственно зависящих от масштабов материальных интересов.

Несмішної комедии Кропивницкого относятся к теологического ряда произведений которые в свое время дали основания А. Скабичевському определить своеобразие русской комедии прежде всего - Островского. В отличие от европейской комедии нравов, в частности Мольера, заважував критик, в российской комедии персонажи являются носителями противоположных моральных норм, ведут беседу не замечая, что они говорят совершенно разным языкам, о различные предметы, не понимая от друга. Это касается как основного конфликта произведений Кропивницкого, так побочных. Людьми различных миров оказывается просветительница Надежда в ублюдок Николай, а также те крестьяне, которые всерьез считают ее ведьмой («Супротивные теки»), господа отживающие и грядущие-Смородина и Стакан («На руинах») даже члены этой семьи («Чмырь», «Мамаша», «Дошло до ума» и др.).

В изображении семейных конфликтов через которые как их настоящая первопричина определенно пропитывают актуальные социальные проблемы, Кропивницкий близко подходит к новейшей драмы, хоть и в выборе материала, из средствах развертывания конфликта, т.е. во внешнем проявлении внутренней мысли произведения, он остается верен традиции. Эти особенности творчества писателя вводят его в контекст европейской драматургии, где именно в 70-90-е гг. на первый план выдвигаются социальные и моральные проблемы: обличительное реалистическое изображение действительности в произведениях.

Не случайно, следовательно, до самых острых, самых совершенных при их отчетливом тенденциозности, произведений Кропивницкого принадлежат драмы "Мироед, или паук", "Две семьи", "Олеся". Франко считал лучшими его произведениями "Две семьи" где «без театральной интриги развивается акция драмы очень естественно и с поэтической правдой, основанным на разнородной характеров» (41, 398), и "Сумасброд" - "талантливо написанную студию из народной жизни, где театральную интригу заступает действительный конфликт разнородных характеров... и где акция без искусственной помощи развивается натурально от начала до конца творя при том ряд театрально ефектових сцен" (41, 397). Отмеченной критиком гармонии естественности и сценічності драматург достигал каждый раз заново, упорно отстаивая принцип правдивости, каючи сохранять при том чувство меры, за которое ему порой приходилось вести борьбу не только с посредственными актерами, но и с выдающимися.

Драмы Кропивницкого «Мироед или паук», "Две семьи", "Олеся", «Сумасброд». «Пока солнце взойдет...», «Заиленные источники», «Перед волей», «Кавардак», «Противоположные течения» дают разностороннее представление о судьбе женщины разных общественных сословий - от времен крепостного права до начала ХХ ст. Бесправности ее положения усиливающуюся множеством условностей и жестоких традиций, драматург мастерски показал В различных общественных слоях. Беззащитными жертвами этих антигуманных условий безудержного произвола тех, от кого так или иначе зависит судьба героини, становятся крестьянки-беднячки Оксана («Пока солнце взойдет...») и Елена («Мироед, или же паук») зажиточная мещанка Зинько («Две семьи») дочери помещиков - эмоциональная, порывистая Арина («Перед волей») и образованный здравомыслящий Женя («Заиленные источники» Активную борьбу ведут и в конце концов побеждают Олеся («Олеся»), Домаха («Сумасброд»), Катя («Кавардак»)

Драматург размышляет над трагедией женщины и в тех произведениях, где она выступает как Второстепенный персонаж,- независимо от жанра. Слова «тут еще живое место» говорят своим мужчинам, которые пытают их, и позасценічна героиня водевиля «Дошел до ума», и Зинько в трагедии «Две семьи». В веселой «комедии с пением» «Джигит» спокойно, почти с улыбкой, как о чем-то вполне обыденное, рассказывает мужчина, как он бил свою жену: «...так оддубасив, что более недели вылежала; аж устал, избивая!..» И о других речь идет: «Недзя, брат, их не бить - таков закон!.. Закон недзя не наполнят...»

Интенсивная артистическая (как правило, не менее ста спектаклей в год) и организаторская деятельность Кропивницкого, разветвленность, театральных маршрутов - не только гастрольных, но и тех, что были обусловлены отсутствием стационарного театра (многочисленные города Украины, России, Молдавии, Закавказья, Польши, Белоруссии),- оставляли немного времени для литературного творчества. Но настоятельная потребность в полноценном репертуаре, преданность любимому искусству, разносторонняя одаренность порождали огромный энтузиазм, который давал возможность Кропивницкому преодолевать все трудности «актерского напівциганського жизни», и временные (иногда даже конфликтные и длительные по времени) различия с единомышленниками. Он написал более сорока пьес разных жанров, включая переработки и инсценировки, переводил Шекспира, некоторые произведения русской драматургии.

Даже в последние годы жизни, вынужден из-за резкого ухудшения состояния здоровья поселиться на хуторе Уют, Кропивниць-кий довольно часто выезжал участвовать в спектаклях, продолжал писать пьесы, пытаясь нарушать найзлободенні-ши, острейшие темы тогдашней жизни. Его волнуют события 1905 г.; в одном из писем он мечтает о тех временах, когда правда победит кривду и можно будет «хоть разочек дышать свободным воздухом, услышать свободное пение «Марсельезы»» (б, 503). Кропивниць-кий хлопочет об организации школы для крестьян и их детей, создает две детские пьесы и работает над их постановкой у себя на хуторе.

Умер М. Л. Кропивницкий 21 апреля 1910 г. по дороге из Одессы, где был на гастролях; похоронен в Харькове.

Творчески развивая традиции Котляревского, Шевченко, Гоголя, Островского, Некрасова, Кропивницкий сделал свой вклад в литературу критического реализма изображением ожесточенной классовой борьбы в украинской деревне второй половины XIX в. Существенной эволюции подверглись его положительные герои: от долготерпение и пассивного протеста к способности анализировать обстановку, осознание себя как личности, к социальной активности. Целый ряд драм и комедий Кропивницкого является своеобразным аналогом «идеологических» повестей И. Нечуя-Левицкого, Б. Гринченко, А. Конисского, которые И. Франко назвал «первыми пробами» рисование новых общественно-политических течений нашей общественности.

Определяющими чертами художественного мышления писателя есть интерес к острейших моральных и политических проблем современности, находил выражение в публицистической заостренности, сатирической направленности многих его пьес. Произведения драматурга утверждали реализм разработкой народных характеров в типичных жизненных обстоятельствах. Обеспечивая украинский театр текущим репертуаром, в котором преобладала традиционная поэтика, Кропивницкий чутко воспринимал новые жизненные явления, события (в частности, нарастание революционной борьбы на рубеже XIX-XX вв.), что и обусловило поиск им новых драматургических форм.