Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Королей-Старый Василий
Василий Королев-Старый. «Потерчата», «Хуха-Мшанки»
5 класс

А. Ситченко,

доктор педагогических наук; Н. Огренич,

Николаев



«Образы фантастических существ, созданных воображением автора на основе украинского фольклора. Добро и зло в этих сказках. Светлый, жизнеутверждающий взгляд на мир. Анализ внешности (портрета) сказочных существ. Сквозной гуманизм сказок. ТЛ: портрет».

После краткой справки о писателе (учитель может воспользоваться статьей о В. Королива-Старого, вложенным в учебнике, а также в пособии для учителя [5;2]) следует провести словарную работу и объяснить термины и названия действующих лиц обучаемому произведения. Например:

Демоны - фантастические существа (нимфы, домовые, потерчата, хухи).

Демонология - мифологические представления о земных духов; учение, которое основывается на вере в сверхъестественных духов.

Домовой (домовой) - покровитель семьи, древнейший образ домашнего Бога. Представляется, что живет на чердаке, обросший густой шерстью.

Потерчата (потерчуки, поторочі, страдчата) - души детей, которые умерли некрещеными или не своей смертью, родились мертвыми.

Хуха - мифическое существо, рыхлая, как мох. Глубже понятия о духах, демонах и демонологію учитель может раскрыть, воспользовавшись информацией из статьи Г. Лозко [2; 59-63].

Учащиеся вспомнят, что произведения, в которых действуют сказочные существа, называются сказками; стоит повторить и то, какие из них являются народными, а какие - литературными. Сейчас у детей есть возможность ознакомиться с оригинальными сказками Василия Королива-Старого. Следует подчеркнуть, что сборник сказок писателя «Нечистая сила», как и пьеса-сказка «Русалка-лягушка», была издана во Львове в 1923 p., a переиздана в Украине почти через 70 лет (К.: Радуга, 1990). В предисловии к последнему изданию Ф. Погребенник написал: «Автор решил оживить, переосмыслить по-своему образы фольклорно-сказочных представителей « несуществующего, невидимого мира», по-новому трактовать «нечистую силу» (черти, вурдалаки, ведьмы, упыри, русалки, потерчата, домовые, водяники, нищета, перелесники т.п.), которой почему-то пугали людей, особенно детей». Киевская учительница Галина Дмитренко убеждает: «Назад В. Королей-Старый поставил перед собой нелегкую задачу:

облагородить «нечистую силу», показать традиционно злые и лихие аллегорические образы добрыми, поступки которых в основном приносят людям пользу» [1: 11].

На этом уроке должно состояться прочтения сказки «Потерчата» и последующее обсуждение в классе ее содержания и значения. Несмотря на довольно значительный объем произведения, для его первичного чтения целесообразно выбрать сначала фрагмент - рассказ о происшествии, которое случилось с дьяком на болоте (от слов: «А в это время дьяк Оверко, хорошо уконтентований на Храмовом празднике...» до слов: «Теперь он вздохнул с облегчением»). Собственно, процесс чтения займет 7-8 минут. Его должен совершить учитель. Перед прочтением пятиклассникам следует дать установку, посоветовать им внимательно проследить происшествие, случившееся с дьяком на болоте, обратить внимание на отношение сказочных существ к людям. Выбираем пообразний анализ сказки, поскольку в ней, как и в большинстве произведений этого жанра, на первом плане находятся персонажи.

Для обсуждения в классе прочитанного отрывка предлагаем следующие вопросы:

1. Что случилось с дьяком по дороге домой?

2. Как автор передает переживания, охватившие старого? Или вы сочувствовали ему?

3. Как Потерчата сбили дьяка Оверка с дороги? Умышленно они это сделали?

4. Кто и почему помог ему благополучно выбраться из болота?

5. Как понимать авторское отношение к «духов»? Какие чувства они у вас вызывают?

Отвечая на эти вопросы, пятиклассники сосредоточатся на приключении, которое случилось с дьяком на болоте, и попытаются воссоздать его внутреннее состояние, вызванное страхом перед угрозой пропасть в трясине. Целесообразно поставить задачу ученикам: найти в тексте слова и выражения, которые свидетельствуют о жуткие переживания ночного прохожего; поощрить первых, кто найдет соответствующие языковые средства. Следует, очевидно, обратить внимание на то, как дьяк начал напевать, «чтобы было веселее» ступать болотным путем, и почему вдруг увірвав это пение, как «весь хмель вышел из головы», а «вне кожей покатил мороз, как будто кто-то посыпал ему за воротник холодного шрота». Имея начальное представление о сравнения, ученики 5-го класса смогут объяснить переживания старого Оверка, указав на тот испуг, который он испытал, сбившись с твердой дороги. Воссоздавая чувства дьяка-бедняга и обстоятельства, которые их вызвали, учащиеся проследят, как у них возникает сочувствие к этому персонажу.

Рассказывая о намерениях и действиях Потерчат, читатели, конечно же, будут единодушны в том, что эти «духи» чуть не завели дьяка в ловушку не от злого желания, а пытаясь осветить ему безопасный путь домой. Хорошо, что Домовой вовремя подоспел. Получается, что эти «духи» совсем не «злые» и помогают добрым людям в злополучной происшествии. Василий Королев-Старый был убежден, что иногда стоит остерегаться злых людей, которые могут нанести настоящей обиды, и говорил следующее: «...разрешаю защищать перед детьми прежде всего нашу, украинскую «нечистую силу», что, по моему мнению, часто бывает далеко не менее опасной, чем некоторые другие «силы», которые, к сожалению, не зовут «нечистыми».

Таким образом, уже на первом уроке изучения сказки В. Королива-Старого «Потерчата» ученики прочитают и обсудят ключевой эпизод, который несет основную идейно-художественную нагрузку произведения. Выборочный подход к чтению и анализу сказки оправдан не только ее жанром, вполне доступным для младших подростков, но и объемом текста, наличием в нем такого эмоционально-смыслового ядра, как описание происшествия, которое произошло с п'яненьким дьяком по дороге домой. Учащиеся под руководством учителя приобретают определенный опыт чтения и анализа прозаического произведения на отдельной и относительно завершенной его участке.

На этом же уроке будет время прочитать начало и конец (фрагменты произведения, которые обрамляют описание приключения дьяка на болоте) сказки и самостоятельно ответить на вопросы (их можно поставить перед чтением):

1. Какой быт Оверкової дома? Или уютно там всем?

2. Чему радовался Домовой и чем рассмешил его дьяк?

3. Какие чувства вызвала у вас прочитанная сказка?

Описания Оверкової дома, взаимоотношений дьяка с хозяйкой, отношение Домового к хозяину дают возможность читателям почувствовать уют в этой сельской хате и понять, что в ней царит атмосфера добра и любви («Домовой любил старого хозяина...»), которая заверяет, что здесь со всеми будет все в порядке.

Обращая внимание на внешность Домового, дьяка Оверка, пятиклассники не только углубляют знания о литературный портрет, но и подробнее его воспроизводят. В этом им поможет задание: прочитать статью о литературный портрет, что в учебнике [5: 120], и найти в тексте сказки портретные детали Домового. Полезно выписать их в тетрадь и приготовиться к устному рисованию внешности этого «духа».

До начала самостоятельной работы над теоретическими сведениями о литературный портрет ученикам следует дать ориентировочную основу умственных действий:

1. Разверни учебник на стр 120.

2. Найди справку о литературный портрет.

3. Определи, из какого языка заимствовано это слово.

4. Выпиши портретные детали, которые обычно составляют описание внешности персонажа.

Основным вопросом, который требует ответа на завершение разговора в классе эту сказку, является, пожалуй, такое: «Какая «нечистая сила» на самом деле водила дьяка Оверка болотом?». Будет удобный случай поговорить с учениками о поучительный смысл произведения, помочь им осознать не только моральную составляющую текста, но и пробудить в них интерес к народной мифологии.

Учитывая опыт работы пятиклассников над сказками, в частности литературным, и несмотря на значительный объем следующего обучаемому произведения В. Королива-Старого «Хуха-Мшанки», его первичное чтение стоит предложить как домашнюю работу. Конечно, для этого им надо дать четкую и подробную установку: « Обратите внимание на основные события в жизни Хухи, попробуйте представить ее внешность, объяснить ее мысли и переживания, охарактеризовать нрав, подобрав для примера конкретные поступки этого существа. Проследите, как автор относится к ней, леса и его обитателей, людей и мифических существ вообще, какими средствами описывает фантастические образы и события. Какие человеческие качества утверждает писатель в этом произведении?».

Способных к рисованию учеников стоит попросить изобразить на бумаге краской или карандашом Хуху-Моховинку, какой она возникла в их воображении. Образцом для выполнения этого задания может быть иллюстрация к сказке, представленная в учебнике [5: 113]. Особенно ценным может оказаться компьютерное рисование этого мифического существа или определенной картины из произведения, например, той, где показано, как Хуха освобождает злого деда от холодной смерти. Тогда анализ прочитанного будет не только содержательным, но и эмоционально ярким, увлекательным, личностно направленным.

На втором уроке следует поинтересоваться у учащихся, сведения о Василия Королива-Старого им запомнились, спросить, интересно ли было им читать сказку «Хуха-Мшанки» дома? Надо выяснить и то, какие вопросы к работе над текстом произведения вызывали у них трудности, а которые они решали с интересом.

Для беседы о содержании и значение обучаемому произведения можно воспользоваться и теми задачами, которые представлены в учебнике [5: 119-120] и вполне соответствуют логике литературного анализа прозаического произведения. Однако на выбор учителя предлагаем и другую систему работы над произведением. Обсуждение сказки целесообразно начать с осмотра изготовленных учащимися иллюстраций к ней. Интересно проследить, как кто из них представляет себе Моховинку, старика, зимний лес или теплое жилище фантастического существа. Ученические рисунки стоит сравнить с тем, что в учебнике - на нем тоже изображен Хуху-Моховинку и воспроизведен один из отрывков сказки. Дальнейшая беседа о содержании сказки направляется на освещение образа Мшанка:

1. Кто такая Мшанки? Откуда родом, какой имеет вид?

2. Расскажите о приготовлении Хухи к зимовке. Удобно ей было в домике?

3. Какая беда оборвала ее сон? Что происходило в лесу?

4. Как Хухам удалось прекратить дедово воровство? Правильно они сделали, вызвав лесника?

5. Какой выход нашла Мшанки? Что ей, однако, не давало покоя?

6. Расскажите, что случилось в хлеву и как Хуха спасла Лоска?

7. Какие отношения сложились у Хухи с детьми? Почему они подружились?

8. Объясните, почему она помогла деду вырваться из ловушки? Как это на него повлияло?

Последовательно отвечая на эти вопросы, пятиклассники приближаются к объяснению образа Хухи-Мшанка и понимание содержания и значения повествования в целом. Воспроизвести литературный портрет персонажа ученикам помогут такие опорные слова: 1. Рост. 2. Сила. 3. Одежда. 4. Цвет. 5. Мордашка. 6. Кавычки. Они расположены в том порядке, который соответствует последовательности авторских ориентиров изображение внешности Хухи в тексте.

Менее встигаючим ученикам можно дать карточки с опорными авторскими словами:

1. Рост: «манісінька, как котеночек».

2. Сила: «легкие, как пушинка, а мягусенькие, как вата».

3. Одежда: «мягкая, как мох» , потому что « имела долгую вовничку».

4. Цвет: «имела переменную вовничку», «часто была зеленой».

5. Мордочка: «была голенький и напоминала садовую желто-фиалковую цветочек - « братки».

6. Кавычки: «голенькі снизу розовые лапки».

Опираясь на цитатну схема описания внешности персонажа, ученики смогут максимально близко к тексту воспроизвести его литературный портрет. Итак, Мшанки - очень маленькая и легенькая лесная существо, мягкая на ощупь, покрыта длинной зеленой шерстью, имеет голые мордочку и лапки. О ней знают и говорят, но ее мало кто видел. Поучительным будет обратить внимание детей на то, как Хухи держатся родных мест и как тяжело, «когда что-то разрушит милую им их родину».

В 5-в классе дети уже должны рассказывать о главном герое произведения не только на основе портретной характеристики, но и приводя примеры его поведения. У подростков должно сложиться определенное впечатление от характера персонажа и понятие о приемы его создания в конкретном тексте.

Объяснение образа Хухи-Мшанка

1. Портрет - Очень маленькая и легенькая лесная существо, мягкая на ощупь, покрыта длинной зеленой шерстью, имеет голые мордочку и лапки.

2.Пряма авторская характеристика - Добрая, ласковая, звичайненька, послушная, трудолюбивая.

3. Скучает за родиной и обществом - Верная и общительная.

4. Поведение - Игривая, веселая и радостная.

5. Поступки (спасение Лиски, деда)- Неравнодушная и добрая.

6. Отношение к Хухи других существ - 3 любовью и сочувствием.

Эта таблица играет роль ориентировочной основы умственных действий во время объяснения образа-персонажа и обеспечивает наиболее полное воспроизведение его характера. Пятиклассники будут учиться связно и доказательно излагать свои соображения, углублять литературные знания и читательские умения.

Дальнейшая работа над произведением должна набрать более синтетического характера: ученики по своему выбору прочитают (или переведут) отрывки, которые им больше всего понравились, объяснят их смысл и значение. Творческие учителя применяют в работе элемент инсценировки по тексту обучаемому произведения. Например, к классу может войти ученица, убрана, словно Хуха-Мшанки, и произнести « свой» монолог из произведения от слов: «Да, я - Хухаї» до слов: «На опушке леса, когда уже стало видно, как мигают по крестьянских избах огоньки, Мшанки остановилась».

Для того чтобы ученики крепче запомнили содержание прочитанного произведения и сознательнее объясняли его значение, учителя нередко предлагают им выполнить тестовые задания. Например:

1. Когда Хуха родилась?

а) зимой; б) весной; в) летом; г) осенью.

2. Как называли Хухуй в семье?

а) малышкой; б) «мизинчиком»; в) котенком; г) цветочком.

3. С кем сравнивали маленькую Хухуй?

а) малышкой; б) козленочком; в) котенком; г) елкой.

4. Которых Хух не бывает?

а)степовичок; б) болотянок; в) боровинок;г) камышовок.

5. Все Хухи не любят:

а) сухой; б) теплого; в) сорняков; г) промозглого.

6. Плач Хух напоминает:

а) писк мышей в поле; б) волчий вой в лесу; в) свиное хрюканье в хлеву; г) кошачье мурлыканье возле печи.

7. Какого цвета была Мшанки?

а) серого; б) зеленого; в) бурых; г) белого.

Какое животное напоминает Хуха своей способностью менять цвет (в зависимости от обстоятельств)? а) хамелеона; б) ящерица; в) фазана; г) змею.

Какая беда постигла Моховинку?

а) тяжело заболела; б) попала в плен к старика; в) осталась без дома; г) превратилась в камень.

10. Какой знак подавали Хухи леснику?

а) «пищали, хрокали, стучали в окна»; б) стреляли под ухо из ружья; в) щекотали ему ребра; г) поливали холодной водой.

11. Что угнетало Хухуй в уютном хлеву?

а) боялась, что придет дед-лесоруб и накажет ее;

б) жизнь «без родного общества в чужой стороне»;

в) что пришлось жить в козьем хлеву; г) голод и холод.

12. Какое несчастье случилось в хлеву?

а) загорелся; б) развалился; в) волк поел козочек; г)запуталась Лиска.

13. Почему дед-лесоруб напал на Моховинку?

а) считал ее «нечистой силой»; б) всегда на всех нападал; в) любил охотиться на животных; г) Хуха дражнилася с деда.

14. Какая беда случилась со злым дедом?

а) заблудился в лесу; б) попал в ловушку; в) тяжело заболел; г) превратился в пенек.

15. Почему Мшанки спасла деда?

а) жалко стало старого; б) за вознаграждение; в) чтобы развлечься; г) чтобы прославиться.

16. К чему призывает сказка?

а) делать добро; б) жить в лесу; в) остерегаться людей; г) быть воинственным.

Стоит сравнить виучуваний произведение с народными и литературными сказками на тему борьбы добра и зла. Как тут не вспомнить сказки зарубежной литературы, с которыми пятиклассники уже осведомлены, в частности, «Снежную королеву» Г. К. Андерсена, где также действуют фантастические существа, а добро побеждает зло? Читатели не обойдут вниманием случай, что произошел в зимнем лесу с дедом, который продолжал воровать лес, дадут поступка Хухи-Мшанка высокую моральную оценку. Ученики должны прийти к выводу о том, что добро всегда бескорыстно и приумножает вокруг себя такие же добрые дела, способно очеловечивать людей.

В произведении довольно заметный патриотический мотив, который имеет выраженную автобиографическую основу. Будет уместным найти в тексте и выписать в тетрадь те высказывания автора, которые указывают на верность родине, преданность своему народу. Например: «Переселяются же тогда, когда что-то разрушит милую им их родину». Не так ли и В. Королей-Старый вынужден был покинуть Украину, когда потерял надежду на национальное возрождение? Красноречивыми являются также высказывания: «каждый знает, как тяжело жить без родного общества в чужой стороне!.. И Хуха мечтала и днем и ночью, когда же придет время, что она сможет вернуться к своей родине», и даже большими буквами: «...вернуть к Родному Краю» .

Хорошо, когда ученики заметят оригинальность сказок В. Королива-Старого, определят те приметы, по которым его произведения отличаются от литературных сказок других авторов. Речь идет, в частности, о том, что «особое место в них принадлежит богатой по содержанию украинской демонологии (народным легендам о духах), которая до недавнего времени замалчивалась, но жила в устном народном творчестве» [5: 100-101]. Интересно и то, что сказочник, как утверждают и авторы учебника, олюднив мифические образы народных легенд о «нечистую силу», наделил их не только лучшими добродетелями, но и предоставил им поучительного содержания и развлекательного характера, их нечего бояться.

Итоговая работа над виучуваним произведением может произойти в форме беседы:

1. Какие персонажи сказки вызвали наибольшую симпатию? Чем именно?

2. Кто из действующих лиц произведения заслуживает осуждения? Почему?

3. Назовите признаки сказки в изученных произведениях В. Королива-Старого.

4. Какие народные сказки на подобную тему вы знаете? Чем отличается от них рассказы о Хуху-Моховинку?

5. Нравятся ли вам сказки В. Королива-Старого? Какие его произведения вы читали? Чем они особенные?

На завершение работы над произведениями Василия Королива-Старого пятиклассникам следует посоветовать самостоятельно прочитать и другие его сказки и составить устный отзыв об одной из них или нарисовать (или подобрать готовый) иллюстрацию к ней. Чтобы задание было успешно выполнено, ученикам надо дать соответствующие рекомендации: « Составляя устный отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, сообщите сначала об его автора и скажите, интересно было читать его сказки (когда речь идет о литературной сказке). Определите, какие персонажи привлекли ваше внимание и чем именно. Попробуйте описать их внешность и высказать свои соображения о характере действующих лиц, приводя примеры из произведения. Задумайтесь над тем, что вам помог понять прочитанное произведение, сравните его содержание с другими сказками (не только литературным) на подобную тему» . Эту работу они могут выполнить домашнее задание, если не успеют ее завершить в классе.

Литература

1. Дмитренко Г. «Потерчата», «Хуха-Мшанки». Изучение творчества Василия Королива-Старого. 5-й класс // Русский язык и литература, № 35, сентябрь 2003 г.

2. Мовчан Г. В. Украинская литература: Кн. для учителя: 5 кл. - К.: Генезис, 2005. - 248 с

3. СитченкоА. Л. Учебно-технологическая концепция литературного анализа. - К.: Ленвіт, 2004. - 304 с

4. Слижук О. В мире добра. Изучение сказок Василия Королива-Старого. 5 класс // Украинская литература в общеобразовательной школе. - 2006. - № 4. - С 45-47.

5. Цимбалюк В. И. Украинская литература: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учеб. заведений. / В. И. Цимбалюк В. И., В. В.Потіха - К.: Науч. книга, 2005. - 320 с