Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Тычина Павел
Павел Тычина - «странный мечтатель с глазами ребенка...»
5 класс

Н. Подранецька,

учитель украинского языка и литературы

Ровно



Тема: мастерское воспроизведение красоты природы, жизнерадостности, патриотических чувств средствами художественного слова в поэзии П. Тычины « Не бывал ты в наших краях!»

Цель: ознакомить учащихся с отдельными фактами жизни и творчества Павла Тычины, с поэзией «Не бывал ты в наших краях!»; способствовать углублению творческого воображения и образного мышления учащихся; создавать особое эмоциональное состояние, формировать эстетическое отношение к жизни, к поэзии; развивать эмоции, чувства, умение воспринимать произведения на слух, совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического произведения, учить анализировать его, высказывать собственные суждения по поводу прочитанного, рассказывать о своих ощущениях и создавать калейдоскоп «цветного настроения»; воспитывать любовь к родному краю, природе, искусству.

Учащиеся должны знать:

• интересные факты из жизни поэта;

• идейно-художественное содержание стихотворения «Не бывал ты в наших краях!»;

• художественные средства, что ярко воссоздают красоту природы;

• особенности выразительного чтения пейзажных произведений.

Учащиеся должны уметь:

• выразительно читать поэзии Павла Тычины;

• находить в них художественные средства, раскрывать их роль;

• «оживлять» текст (устно рисовать);

• рассказывать о своих ощущениях во время чтения;

• проводить аналогии между изображенным и виденным в реальной жизни;

• высказывать соображения о способах выражения поэтом любви к родной земле;

• объяснить роль цвета и музыки в изображении настроения стихотворений;

• работать в парах, группах, участвовать в беседе.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: выставка фотографий П. Тычины «Странный мечтатель с глазами ребенка», раздаточный материал (цели и план урока, технологическая карта «Символы цветов», таблица «Характеристика жизнеописания поэта», вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры, белая бумага, клей), опорная таблица « Характеристика музыки» , подбор иллюстраций «Мой родной край», карточки с изображением музыкальных инструментов, аудиозапись «Элегии» н. Лысенко и «Песни без слов» с. людкевича, магнитофон.

Методы и приемы: технологии «Микрофон - 1», «Микрофон - 2», «Незаконченное предложение», «Ожерелье», работа в малых группах и в парах, создание и защита проектов, воображаемая экскурсия, заполнение таблицы, выразительное чтение стихотворения и беседа по прочитанным, «оживления текста», калейдоскоп «цветного настроения», сенкан.

Эпиграф:

Ах, сколько радости, когда ты любишь землю,

Когда ищешь гармонии в жизни.

Павел Тычина

Ход урока

И. Мотивационный этап

Выяснение эмоциональной готовности учащихся к уроку. (Учащиеся выражают свое настроение с помощью глаголов: волнуюсь, радію1 жду, надеюсь, тревожусь и т.д. Учитель желает успеха на уроке.)

Технология «Микрофон»: «От сегодняшнего урока я ожидаю ...»

Актуализация субъектного опыта и опорных знаний:

а) цепочка «Поэзии Павла Тычины» (учащиеся вспоминают изученные в начальных классах стихи и декламируют их полностью или отрывки);

«Где не глянь - колоски» > «Рощи шумят» > «Хор лесных колокольчиков».

б) обмен в парах информацией о том, что уже известно о Павле Тычине; озвучивание выводов.

4. Технология «Незаконченное предложение»: «Я думаю, что поэзия Тычины интересная, потому что...»

- Сегодня мы попробуем прикоснуться к этому удивительному миру поэзии Тычины, почувствовать ее сердцем и понять умом, убедиться в ее неординарности и полюбить, сопоставляя с другими видами искусства.

5. Объявление темы урока.

II. Целеполагание и планирование деятельности - есть Ли у кого дополнения и изменения целей и плана урока? (Ответы учеников. При необходимости - корректировка и уточнение целей и плана работы.)

III. Обеспечение эмоциональной готовности


- Прокомментируйте высказывание Павла Тычины, которые являются эпиграфом к нашему уроку:

Ах, сколько радости, когда ты любишь землю,

Когда ищешь гармонии в жизни.

IV. Проработка учебного материала

1. Рассмотрение портретов художника и размышления о том, каким он, по мнению учеников, был в жизни.

- В народе говорят: глаза - душа человека. Попробуйте раскрыть внутренний мир поэта, передайте его чувства. (Прием «ожерелье».)

Примерные ответы: одиночество, твердость, вера, страдание, боль, любовь, трагизм.

2. Рассказ словесника о жизни и творчестве Павла Тычины. (Воображаемая экскурсия в рабочий кабинет поэта.)

Задачи. Интересные факты из жизни и творчества поэта. Характеристика жизнеописания поэта: определяющие черты характера

Писателя, мир увлечений: любимые учителя, друзья, занятия и природные дарования

3. Работа над стихотворением « Не бывал ты в наших краях!»:

а) выразительное чтение стихотворения учителем; учащиеся, закрыв глаза, слушают поэзию, пытаясь «увидеть», «почувствовать» изображенное в ней;

б) беседа по содержанию стихотворения:

- Понравилось ли вам стихотворение? Чем именно?

- Все ли слова понятны?

- Что вы «увидели» , «почувствовали», слушая поэзию?

Нарисуйте словесную картину того, что вы представляли, слушая это стихотворение. (В этом произведении появляется одухотворенный образ родной земли, с которой связаны думы, мечты, надежды лирического героя. Юношеское увлечение вожделенной Украиной естественно меняется острой ответом всем тем забродам и землячкам, которые пытались насмеяться патриотических чувств героя, «доказать», что Украина умерла. Издевательства и насмешки причиняют юноше острой боли, ведь Украина для него - «утешение одна». Здесь срабатывает чувство, эмоциональность и образное мышление читателя.)

• Каковы основные мотивы звучат в ней?

• Что главное в этом произведении: описание природы или чувства и ощущения поэта?

• Найди ключевые образы. О какие ощущения поэта они свидетельствуют? (Образ родной земли, с которой связаны думы, мечты, надежды лирического героя; казацкая могила; бескрайней степи.)

• Какие ассоциации вызывают у вас слова родной край, могила (речь идет о казацкую могилу-курган, а не о могиле на кладбище)? Запишите собственный ассоциативный ряд. (Родной край • семья • уважение • преданность • патриот • любовь...

Могила > предки > память > сумм > потеря > история > борьба за свободу...)

• Сравните созданные ассоциативные ряды к словам край, могила с теми, которые приняты в поэзии.

• Каким зрением видит поэт красоту окружающей среды? (Продолжи словесный ряд: восторженным, приподнятым, радостным, уверенным, оптимистичным...)

• Какие художественные средства использовал поэт, чтобы донести до читателя свою мысль и чувства?

• Как они воспроизводят настроение поэзии? (Радость, нежность, жизнерадостность, оптимизм, уверенность ...)

• Какое настроение вызывает стихотворение у вас?

• А какие художественные средства использовали бы вы, сочиняя такую поэзию? Почему?

• Какие черты характера поэта оказались в стихотворении? (Отношение к природе, способность чувствовать ее красоту, любоваться ею; жизнерадостность, патриотические чувства.)

в) работа с фотографиями (учащиеся сопоставляют их с поэтическими строками):

• Чем понравились эти фотографии? В чем их оригинальность?

• Фотоснимок воспроизводит содержание поэтических строк?

г) создание и защита проектов в группах:

- Каждый цвет сам по себе может рассказать очень много. Во время создания поэзии автор не задумывается над названиями цветов в своих стихах. Цвет тоже может быть образом, может что-то означать. (См. технологическую карту «Символы цветов», с35).

Следовательно, подсознательно цветом автор выдает себя, раскрывает свои чувства, эмоции, ощущения, настроение, то основное, что хотел сказать, выразить с помощью образа цвета.

- Создайте в группе (4-5 учеников) калейдоскоп «цветного настроения», который сложился в вашем воображении после прочтения. А также определите, кто озвучит ваши выводы.

д) прослушивание и отбор музыкальных произведений в поэзии: «Элегия» Г. Лысенко и «Песня без слов» С. Людкевича.

· Какую музыку вы подобрали бы к произведению?

· Прослушайте фрагменты из классических произведений и скажите, какая из этих мелодий метко передает настроение стихотворения? Почему?

Воспользуйтесь таблицей «Характеристика музыки» (технология «Микрофон»).

4. Межпредметные связи. Зарубежная литература.

· С какими стихами зарубежных поэтов ассоциируется в вашем воображении изображено Павлом Тычиной? (Алкман. «Спят все горные вершины...», Гете. «Ночная песня путника», Г. Лєрмонтов. «Гор отвесных вершины» - стихи о красоте природы, родной край.)

· Прослушайте аудиозапись поэзии Г. Бернса «Мое сердце в верховине» и найдите общие черты с произведением П. Тычины. (Эти стихи воссоздают красоту природы, жизнеутверждающие, переполнены патриотическими чувствами к родному краю, создают настроение спокойствия, оптимизма, уверенности, радости, нежности.)

5. Итог. Создание сенкана за поэзией «Не бывал ты в наших краях!»

1. Край.

2. Родной, волшебный.

3. Успокаивает, радует, нежит.

4. За край родной - хоть умирай (каждому мила своя сторона).

5. Песня.

V. Рефлексия и оценивание (технология «Работа в парах»)

1. Хотелось бы вам после окончания урока продолжить или изменить предложение «Я думаю, что поэзия Тычины интересная, потому что...» Если у кого появилось такое желание, сделайте это. (Комментарий учеников.)

2. Оправдались ли ваши ожидания относительно урока ? (Технология «Микрофон - 2». «На сегодняшнем уроке я понял ...А теперь я хочу услышать мнение... )

3. Цветовая рефлексия, отражающая изменения настроения в течение урока.

4. Устная само - и взаимооценка.

VI. Домашнее задание

Обязательное: подготовиться к выразительному чтению и анализу стихотворения «Не бывал ты в наших краях!».

На выбор: написать творческую работу «Что я чувствовал, читая поэзию «Не бывал ты в наших краях!»: составить стихотворение, посвященное родному краю; проиллюстрировать поэзию.

Приложение к уроку Технологическая карта «Символы цветов»

Белый - чистота, невинность, мир, свет, счастье.

Черный - печаль, траур, горе; строгая торжественность.

Желтый - солнце, жизнь, счастье, богатство; веселый, хорошее настроение.

Красный - жизнь, любовь; война, агрессия, волнение.

Оранжевый - тепло, сила, урожай; активный, согревающий.

Фиолетовый - величие, роскошь, интеллект.

Синий - холод, спокойствие, печаль.

Голубой - свежий, легкий; чистота, верность, даль, печаль.

Зеленый - успокаивающий, уравновешенный; мир, пассивность, покой.

Яркий зеленовато-желтый - ненависть, неверность, зависть.

Светло-зеленый - чистота, радость, праздник.

Темно-зеленый - надежда, покой, спокойствие, вера.



Характеристика музыки

Лирическая

Траурная

Волшебная

Приятная

Нежная

Добра

Душевная

Печальная

Поэтическая

Журлыва

Энергичная

Скорбная

Радостная

Тревожная

Таинственная

Суровая