Статья
Тычина Павел
Павел Тычина - «странный мечтатель с глазами ребенка...» 5 класс
Н. Подранецька,
учитель украинского языка и литературы
Ровно
Тема: мастерское воспроизведение красоты природы, жизнерадостности, патриотических чувств средствами художественного слова в поэзии П. Тычины « Не бывал ты в наших краях!»
Цель: ознакомить учащихся с отдельными фактами жизни и творчества Павла Тычины, с поэзией «Не бывал ты в наших краях!»; способствовать углублению творческого воображения и образного мышления учащихся; создавать особое эмоциональное состояние, формировать эстетическое отношение к жизни, к поэзии; развивать эмоции, чувства, умение воспринимать произведения на слух, совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического произведения, учить анализировать его, высказывать собственные суждения по поводу прочитанного, рассказывать о своих ощущениях и создавать калейдоскоп «цветного настроения»; воспитывать любовь к родному краю, природе, искусству.
Учащиеся должны знать:
• интересные факты из жизни поэта;
• идейно-художественное содержание стихотворения «Не бывал ты в наших краях!»;
• художественные средства, что ярко воссоздают красоту природы;
• особенности выразительного чтения пейзажных произведений.
Учащиеся должны уметь:
• выразительно читать поэзии Павла Тычины;
• находить в них художественные средства, раскрывать их роль;
• «оживлять» текст (устно рисовать);
• рассказывать о своих ощущениях во время чтения;
• проводить аналогии между изображенным и виденным в реальной жизни;
• высказывать соображения о способах выражения поэтом любви к родной земле;
• объяснить роль цвета и музыки в изображении настроения стихотворений;
• работать в парах, группах, участвовать в беседе.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: выставка фотографий П. Тычины «Странный мечтатель с глазами ребенка», раздаточный материал (цели и план урока, технологическая карта «Символы цветов», таблица «Характеристика жизнеописания поэта», вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры, белая бумага, клей), опорная таблица « Характеристика музыки» , подбор иллюстраций «Мой родной край», карточки с изображением музыкальных инструментов, аудиозапись «Элегии» н. Лысенко и «Песни без слов» с. людкевича, магнитофон.
Методы и приемы: технологии «Микрофон - 1», «Микрофон - 2», «Незаконченное предложение», «Ожерелье», работа в малых группах и в парах, создание и защита проектов, воображаемая экскурсия, заполнение таблицы, выразительное чтение стихотворения и беседа по прочитанным, «оживления текста», калейдоскоп «цветного настроения», сенкан.
Эпиграф:
Ах, сколько радости, когда ты любишь землю,
Когда ищешь гармонии в жизни.
Павел Тычина
Ход урока
И. Мотивационный этап
Выяснение эмоциональной готовности учащихся к уроку. (Учащиеся выражают свое настроение с помощью глаголов: волнуюсь, радію1 жду, надеюсь, тревожусь и т.д. Учитель желает успеха на уроке.)
Технология «Микрофон»: «От сегодняшнего урока я ожидаю ...»
Актуализация субъектного опыта и опорных знаний:
а) цепочка «Поэзии Павла Тычины» (учащиеся вспоминают изученные в начальных классах стихи и декламируют их полностью или отрывки);
«Где не глянь - колоски» > «Рощи шумят» > «Хор лесных колокольчиков».
б) обмен в парах информацией о том, что уже известно о Павле Тычине; озвучивание выводов.
4. Технология «Незаконченное предложение»: «Я думаю, что поэзия Тычины интересная, потому что...»
- Сегодня мы попробуем прикоснуться к этому удивительному миру поэзии Тычины, почувствовать ее сердцем и понять умом, убедиться в ее неординарности и полюбить, сопоставляя с другими видами искусства.
5. Объявление темы урока.
II. Целеполагание и планирование деятельности - есть Ли у кого дополнения и изменения целей и плана урока? (Ответы учеников. При необходимости - корректировка и уточнение целей и плана работы.)
III. Обеспечение эмоциональной готовности
- Прокомментируйте высказывание Павла Тычины, которые являются эпиграфом к нашему уроку:
Ах, сколько радости, когда ты любишь землю,
Когда ищешь гармонии в жизни.
IV. Проработка учебного материала
1. Рассмотрение портретов художника и размышления о том, каким он, по мнению учеников, был в жизни.
- В народе говорят: глаза - душа человека. Попробуйте раскрыть внутренний мир поэта, передайте его чувства. (Прием «ожерелье».)
Примерные ответы: одиночество, твердость, вера, страдание, боль, любовь, трагизм.
2. Рассказ словесника о жизни и творчестве Павла Тычины. (Воображаемая экскурсия в рабочий кабинет поэта.)
Задачи. Интересные факты из жизни и творчества поэта. Характеристика жизнеописания поэта: определяющие черты характера
Писателя, мир увлечений: любимые учителя, друзья, занятия и природные дарования
3. Работа над стихотворением « Не бывал ты в наших краях!»:
а) выразительное чтение стихотворения учителем; учащиеся, закрыв глаза, слушают поэзию, пытаясь «увидеть», «почувствовать» изображенное в ней;
б) беседа по содержанию стихотворения:
- Понравилось ли вам стихотворение? Чем именно?
- Все ли слова понятны?
- Что вы «увидели» , «почувствовали», слушая поэзию?
Нарисуйте словесную картину того, что вы представляли, слушая это стихотворение. (В этом произведении появляется одухотворенный образ родной земли, с которой связаны думы, мечты, надежды лирического героя. Юношеское увлечение вожделенной Украиной естественно меняется острой ответом всем тем забродам и землячкам, которые пытались насмеяться патриотических чувств героя, «доказать», что Украина умерла. Издевательства и насмешки причиняют юноше острой боли, ведь Украина для него - «утешение одна». Здесь срабатывает чувство, эмоциональность и образное мышление читателя.)
• Каковы основные мотивы звучат в ней?
• Что главное в этом произведении: описание природы или чувства и ощущения поэта?
• Найди ключевые образы. О какие ощущения поэта они свидетельствуют? (Образ родной земли, с которой связаны думы, мечты, надежды лирического героя; казацкая могила; бескрайней степи.)
• Какие ассоциации вызывают у вас слова родной край, могила (речь идет о казацкую могилу-курган, а не о могиле на кладбище)? Запишите собственный ассоциативный ряд. (Родной край • семья • уважение • преданность • патриот • любовь...
Могила > предки > память > сумм > потеря > история > борьба за свободу...)
• Сравните созданные ассоциативные ряды к словам край, могила с теми, которые приняты в поэзии.
• Каким зрением видит поэт красоту окружающей среды? (Продолжи словесный ряд: восторженным, приподнятым, радостным, уверенным, оптимистичным...)
• Какие художественные средства использовал поэт, чтобы донести до читателя свою мысль и чувства?
• Как они воспроизводят настроение поэзии? (Радость, нежность, жизнерадостность, оптимизм, уверенность ...)
• Какое настроение вызывает стихотворение у вас?
• А какие художественные средства использовали бы вы, сочиняя такую поэзию? Почему?
• Какие черты характера поэта оказались в стихотворении? (Отношение к природе, способность чувствовать ее красоту, любоваться ею; жизнерадостность, патриотические чувства.)
в) работа с фотографиями (учащиеся сопоставляют их с поэтическими строками):
• Чем понравились эти фотографии? В чем их оригинальность?
• Фотоснимок воспроизводит содержание поэтических строк?
г) создание и защита проектов в группах:
- Каждый цвет сам по себе может рассказать очень много. Во время создания поэзии автор не задумывается над названиями цветов в своих стихах. Цвет тоже может быть образом, может что-то означать. (См. технологическую карту «Символы цветов», с35).
Следовательно, подсознательно цветом автор выдает себя, раскрывает свои чувства, эмоции, ощущения, настроение, то основное, что хотел сказать, выразить с помощью образа цвета.
- Создайте в группе (4-5 учеников) калейдоскоп «цветного настроения», который сложился в вашем воображении после прочтения. А также определите, кто озвучит ваши выводы.
д) прослушивание и отбор музыкальных произведений в поэзии: «Элегия» Г. Лысенко и «Песня без слов» С. Людкевича.
· Какую музыку вы подобрали бы к произведению?
· Прослушайте фрагменты из классических произведений и скажите, какая из этих мелодий метко передает настроение стихотворения? Почему?
Воспользуйтесь таблицей «Характеристика музыки» (технология «Микрофон»).
4. Межпредметные связи. Зарубежная литература.
· С какими стихами зарубежных поэтов ассоциируется в вашем воображении изображено Павлом Тычиной? (Алкман. «Спят все горные вершины...», Гете. «Ночная песня путника», Г. Лєрмонтов. «Гор отвесных вершины» - стихи о красоте природы, родной край.)
· Прослушайте аудиозапись поэзии Г. Бернса «Мое сердце в верховине» и найдите общие черты с произведением П. Тычины. (Эти стихи воссоздают красоту природы, жизнеутверждающие, переполнены патриотическими чувствами к родному краю, создают настроение спокойствия, оптимизма, уверенности, радости, нежности.)
5. Итог. Создание сенкана за поэзией «Не бывал ты в наших краях!»
1. Край.
2. Родной, волшебный.
3. Успокаивает, радует, нежит.
4. За край родной - хоть умирай (каждому мила своя сторона).
5. Песня.
V. Рефлексия и оценивание (технология «Работа в парах»)
1. Хотелось бы вам после окончания урока продолжить или изменить предложение «Я думаю, что поэзия Тычины интересная, потому что...» Если у кого появилось такое желание, сделайте это. (Комментарий учеников.)
2. Оправдались ли ваши ожидания относительно урока ? (Технология «Микрофон - 2». «На сегодняшнем уроке я понял ...А теперь я хочу услышать мнение... )
3. Цветовая рефлексия, отражающая изменения настроения в течение урока.
4. Устная само - и взаимооценка.
VI. Домашнее задание
Обязательное: подготовиться к выразительному чтению и анализу стихотворения «Не бывал ты в наших краях!».
На выбор: написать творческую работу «Что я чувствовал, читая поэзию «Не бывал ты в наших краях!»: составить стихотворение, посвященное родному краю; проиллюстрировать поэзию.
Приложение к уроку Технологическая карта «Символы цветов»
Белый - чистота, невинность, мир, свет, счастье.
Черный - печаль, траур, горе; строгая торжественность.
Желтый - солнце, жизнь, счастье, богатство; веселый, хорошее настроение.
Красный - жизнь, любовь; война, агрессия, волнение.
Оранжевый - тепло, сила, урожай; активный, согревающий.
Фиолетовый - величие, роскошь, интеллект.
Синий - холод, спокойствие, печаль.
Голубой - свежий, легкий; чистота, верность, даль, печаль.
Зеленый - успокаивающий, уравновешенный; мир, пассивность, покой.
Яркий зеленовато-желтый - ненависть, неверность, зависть.
Светло-зеленый - чистота, радость, праздник.
Темно-зеленый - надежда, покой, спокойствие, вера.
Характеристика музыки
Лирическая
Траурная
Волшебная
Приятная
Нежная
Добра
Душевная
Печальная
Поэтическая
Журлыва
Энергичная
Скорбная
Радостная
Тревожная
Таинственная
Суровая
|
|