Статья
«С посміху люди бывают!» К проблеме: совершенствование методов тестирования по литературе
Т. Бобровская,
Хмельницкий
Смех - своеобразная мерка возрастных, индивидуально-типологических особенностей человека, гармоничного развития личности. Чувство комического как один из личностных показателей - это способность к поиску, восприятию комического, а также его создание. Уровень развития чувства комического у читателя является основным критерием для определения уровня перцепции юмористических, сатирических произведений и их художественной интерпретации. Это чувство является составной частью творческого, ассоциативного мышления, признаком парадоксальности суждений. Таким образом, чувство комического развивается в умении реципиента найти смешное в несмішному, комическое в серьезном, комическое в трагическом, комическое в безобразном. Высоко ценит чувство комического выдающийся украинский психолог Г. Костюк. Ученый считает, что это чувство находится на грани между интеллектом и эстетическими эмоциями [12].
Эмоциональной основой чувства комического есть чувство юмора, а интеллектуальной - остроумие. Психофизическим основой этих уникальных дефиниций человека есть чувство эмпатии. Симптоматично, что уровень чувства комического у реципиента художественного произведения в определенной степени свидетельствует и об уровне развития: чувство юмора (самосміх); парадоксального мышления (способность создать остроту); эмпатии (способность к сочувствию).
Статья посвящена проблеме совершенствования методов тестирования по литературе.
Самокритика, самосміх являются структурными компонентами психики и основными принципами саморазвития личности как HOMO SAPIENS - HOMO RIDENS. «Самодвижение» чувство юмора, чувство комического предполагает единство внутренних (генезис юмора, структура эмоционально-чувственной сферы, структура вкусов, потребностей, идеалов) и внешних условий (влияние социума). «Эстетическое воспитание исчезает, - констатирует Есть. Громов, - если у человека не воспитано чувство и понимание трагического ( как и комического), что предполагает обостренную жажду усовершенствования и деятельное стремление к нему» [8, 100]. Воспитывая в личности чувство юмора, тем самым закаляют его характер, делают более устойчивой к будущим жизненных бурь [16]. В то же время, развивая чувство комического во время изучения украинской литературы, юношество получает эстетическое образование, привлекается к истокам национальной сміхово, культуры. Духовный опыт наших предков, традиции сохраняются в народной гумористиці, которая воплощает черты национального характера. Несомненно, что функциональное пространство ментальности «дает единое понимание комического, смешного, веселого» [30, 9].
Закономерно, что народная смихова культура является стержнем философии смеха писателей. Лучшие образцы украинского юмора и сатиры излучают солнечную энергию доброжелательного, жизнерадостного смеха веков. Таким образом, во время восприятия комических текстов возникает эмоциональная реакция, превращает отрицательную эмоцию на положительную. Гармония порождает гармонию [10]. Бесспорно, влияние эстетического и этического потенциала комических жанров фольклора и литературы в процессе формирования эмоционально-чувственной, волевой сфер реципиента, оптимистического мировоззрения нельзя недооценивать.
Прежде всего речь идет о взаимосвязи, взаимовлияние различных аспектов смеха: физиологии, психологии, педагогики, этики и эстетики. Смех как субстанция, как « живой дух организма» определяет характер личности, то есть психофизический строй и духовную организацию. Поскольку «юность проявляет большую встречную активность, смирение, кротость, открытость психологическим и педагогическим влияниям» [28, 22], важно, чтобы педагог-словесник удачно разнообразил методы и приемы привлечения учащихся к получению литературного образования и воспитания культуры смеха. Тем более, что возраст ранней юности наиболее сенситивный для развития высокого уровня чувства комического: старшеклассник владеет знаниями фольклорных текстов-реликвий (комические сказки, шуточные песни, анекдоты, пословицы, поговорки, байки, шутки), а также знаниями школьной программы, в которой юмор и сатира занимают видное место ( Г. Сковорода, И. Котляревский, Т. Шевченко, Е. Гребенка, П. Гулак-Артемовский, Л. Глебов, Г. Квитка-Основьяненко, С Руданский, И. Карпенко-Карый, А. Вишня и др.).
В разрезе проблемы научные и прикладные функции методики литературы доктор педагогических наук Н.Волошина акцентирует внимание на ключевом вопросе: совершенствование методов изучения литературы в школе. «Специфика методов преподавания литературы, - отмечает Н.Волошина, - требует от учителя такого же высокого вдохновения, такой же глубокой эмоциональности, присущие и писателю - истинному создателю, художнику в мире большого искусства» [6, 4 ] .В контексте сказанного закономерно, что словеснику должно быть присуще врожденное чувство юмора и развитое чувство комического. Несомненно, личностный уровень этих социально-эстетических чувств у педагога должен по крайней мере приближаться к соответствующих характеристик творца комического. Это условие обеспечивает возможность диагностики «портрета смеха аудитории» и универсализации методов анализа комических произведений.
На сегодняшний день в сфере образования широко применяется тестовый метод. Тестирование - это, прежде всего, метод психологической диагностики, что дает возможность с определенной степенью вероятности установить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, умений, знаний, личностных характеристик [11, 77 ]. Существенные достижения в разработке тестовых технологий принадлежат Н. Невенчанными. В частности автор классифицирует литературные тесты по критерию проверки знаний учащихся по биографии писателя; содержания произведения; анализа, синтеза и с целью систематизации знаний [19]. Считаем, что такая модель эффективна как «контроль выходных величин», и менее эффективна как тренировочные упражнения на уроке литературы. Игнорирование эмоциональным критерием, а следовательно, и психологической особенностью самого метода, приводит к унификации тестов по литературе с тестами других учебных предметов. А в старшей школе именно украинская литература - предмет, который наиболее связан с искусством; «учебник человековедения»; ценностный средство воспитания культуры чувств, духовности будущего гражданина страны и мира.
По этому поводу известный украинский методист Бы. Степанишин отмечает, что, кроме принципов научности, изучение литературных произведений должно подчиняться загальномистецьким законам по той причине, что литературное произведение «не конгломерат тропов, фигур...», а «живой пульсирующий произведение изящной словесности, что выиграет разнообразием красок всей палитры чувств» [27, 196]. Комический смех литературных произведений является следствием действия высших социальных чувств. Феномен комического заключается в мозаичных узорах его оттенков, которые зависят от определенных пропорций «смешивания» чувств. О том, что комический смех во время своего рождения использовал уже существующие маски радости, страдания и гнева - этих трех сильных чувств - подчеркивает Л. Карасев. Автор «Философии смеха» констатирует, что эти психологические тона смеха были необходимы, поскольку смех создавал вокруг себя мир, что собирал всю жизнь. «Чистых» форм смеха не существует, ведь у человека все перемешано, как и смех. Таким образом, когда речь идет об анализе оттенков, видов смеха, имеется в виду состояние преимущества того или иного чувства. По сути, существует два вида смеха: смех тела (витальная радость) и смех ума (интеллектуальная радость). Эти два оттенка идут рядом, парадоксально выдавая себя за одно и то же чувство [9, с. 26-27].
Понятно, что анализ комических текстов должен осуществляться по принципу выделения доминирующего оттенка смеха. Например, преимущество эмоции радости формирует радостный смех - отчасти это доброжелательная ирония, шутка, улыбка. Зато преимущество эмоции страдания - это «смех сквозь слезы»; гнев апеллирует к сатире, а следовательно, сарказма, гротеска. Ученик-читатель должен проникаться истиной, что комический смех - это смех над Хаосом во имя Гармонии. Смех - это безудержная радость вопреки Злу во имя Добра. Несомненно, что вне эстетическим кругом находится пошлый, нигилистический, зловещий, циничный смех, идеалом которого является антигуманістичні тенденции. Это смех-зло; смех-разрушитель во имя Хаоса. Чувство ненависти, гордыни, себялюбия, жадности, лицемерия, злости является признаком заземленості интересов, никчемности идеалов. Установка на комическое автор осуществляет по принципу меры. Именно эту меру должны уметь определить читатели.
Учитывая особенность предмета нашего исследования - изучение повести «Кайдашева семья» И, Нечуя-Левицкого, определения личностных характеристик учащихся 10-го класса методом тестирования, - мы предоставили предпочтение смешанной форме тестов, то есть - сочетание методик тестов достижений и тестов личностных. Таким образом, впервые предпринята попытка интегрирования научной мысли философии, психологии, литературоведения с искусством художественного, искрометного слова. Целью тестирования является определение степени усвоенных в процессе художественного восприятия, анализа комического текста учащимися знаний, умений, навыков; а также определение уровня чувства комического у реципиентов.
В классификации личностей чувство юмора, конечно, не является основным критерием для построения типологий. Одновременно О.Лук уверен, что « тесты на восприятие смешного является пробным камнем, что доказывает правомерность тех или иных типов личности» [16, 57]. Автор теории таланта, психологических тестов В. Клименко также признает юмор как источник положительных эмоций и как условие успеха личности [10, 21]. Чувство юмора свидетельствует о наличии в личности стиля « внутренней свободы» .
Вид тестов - письменный ( задания подаются на специальных бланках и заключаются в выборе правильного ответа на вербальное вопрос). Особенностью тестов является ступенчатая градация вопросов. Форма процедуры исследования - индивидуальные тесты; тесты результативности. Апробация тестов прошла в форме эксперимента в 10-х классах лицея №17 г. Хмельницкого. Эксперимент продемонстрировал положительные результаты: интерес учащихся по формулированию вопросов; желание старшеклассников получить эстетическое удовольствие, «катарсис души» методом психоанализа (сміхоаналізу) литературных характеров, эстетическую потребность поработать в «лаборатории смеха И. Нечуя-Левицкого».
Теоретический, методический материал по проблеме изучения комического частично изложены нами в предыдущих публикациях журнала «Украинская литература в общеобразовательной школе».
Чувство комического принадлежит к высших социальных чувств, симптоматично, что процесс его формирования и развития у представителей ранней юности является своеобразным путем подготовки до высшей фазы социализации. Уровень развития чувства юмора, чувство комического зависит, в частности, от условий социализации человека; методов семейной педагогики; методов педагогических воздействий; структуры ценностных ориентаций индивида; уровня сформированности чувства эмпатии; особенностей взаимопереходе чувств.
Научной основой для составления тестов являются психолого-педагогические исследования Г. Спенсера, Дж. Сьолі, С. Фрейда, Г. Айзенка, Э. Кречмера, К. Леонгарда, Л. Леонтьева, Г. Костюка, А. Лука, Д. Николенко, Г. Садыковой, Н. Старовойтенко и др..
В частности, для выработки собственной технологии мы воспользовались исследованиями Н.Бєльської, которая за критерий определения смеха как «нисходящего» и «восходящего» процессов выбрала специфику составляющих компонентов структуры личности: эстетические потребности, идеалы, вкусы. Так была установлена закономерность: четкая сформированность ценностных структур - идеалов, убеждений, представлений о долге, стремление к позитивной самореализации - является тем началом, что сдерживает смех в его позитивных и развивающих формах. Наоборот, отсутствие или структурная хрупкость ценностного уровня личностной структуры дает пространство «сміховій несдержанности» в ее деструктивной направленности ( вульгарный смех). Примечательно, что «смысловую законченность» смех приобретает только в том, как и из чего человек смеется, как она «пользуется» этим предметом и в каких целях [2,8-9]. В этой закономерности заключается и критерий «степени смеха».
Во время восприятия и анализа комического определяющую роль играют индивидуально-типологические особенности. На это существенное обстоятельство словеснику целесообразно также обращать внимание. По мнению специалистов, в основу чувство юмора и нрава человека возложена темперамент - фундамент личности. Несмотря на то, что тип темперамента становится определенным в юношестве и в то же время имеет способность приобретать новых качеств под разнообразными влияниями, мы прибегли к разработке урока «смехотерапии», т.е. психоанализа комических характеров с учетом возрастных, индивидуальных особенностей как учащихся - «психоаналитиков», так и литературных героев.
В частности чувство юмора заложено в основу известной типологии личностей Е. Кречмера (мера - «пропорция настроения»). За Кречмером, шизоиды лишены развитого чувства юмора, способности самосміху, однако склонны к сарказму. Cycloid, наоборот, жизнерадостные, дружелюбные, жизнерадостные, с развитым чувством юмора.
Наиболее популярная в психодиагностике теория Г. Айзенка. В ходе экспериментов Г. Айзенк выделил два типа личности: экстраверт, интроверт. Типичный экстраверт - это веселый, оптимистичный человек, который любит общаться, шутить, читать юмористические произведения. Типичный интроверт - это пессимистическая человек, который замкнут в своем мире, не понимает шуток. Адаптированный вариант опросника Г. Айзенка предлагают педагогам составители «Все для учителя». Авторы склонны к мысли, что, обладая знаниями о темпераменте ученика, можно предсказать его поведение при определенных обстоятельствах, а также положительно влиять во время учебно-воспитательного процесса на ожидаемые действия, линию поведения представителей различных типов темперамента [17].
Наиболее подробную классификацию акцентированных личностей, в основе которой является демонстрация динамики развития, разработал известный немецкий психиатр К. Леонгард. Нас заинтересовала методика диагностики личности К. Леонгарда тем, что исследователь для создания модели удачно использовал материал литературных текстов. «В художественной литературе, - утверждает К. Леонгард, - мы находим замечательные описания психологии человека, которые следовало бы давно использовать и в нашей науке. Выдающиеся писатели и выдающимися психологами. Особенно убедительные результаты дает изучение психологии героев литературных произведений при анализе человека как индивидуальности» [13, 10].
Бесспорно, выдающимся украинским писателем и прекрасным психологом является Иван Нечуй-Левицкий . «Великий артист зрения» , «колоссальное всеобіймаюче глаз» - как называл художника Франко - талантливо уловил комические противоречия своей эпохи. «Создатель живых типов» создал галерею вивершених комических характеров. Гений И. Нечуя-Левицкого как смехотворца вырос на щедром национальной почве и соединил в себе разнообразные первоначальные зачатки украинского юмора, сатиры, которые плодотворно развил в изящной словесности. Мощная сорокалетняя работа писателя-новатора над романом «Облака» является свидетельством его несокрушимого, жизнерадостного духа, а «лучшее украшение украинского писательства» повесть «Каидашева семья» - неравнодушия писателя-педагога к проблемам семейного воспитания. «Облака» представляют авторскую концепцию комического сквозь призму народной мудрости - «С посміху люди бывают!». «Кайдашева семья» направляет художественные сентенции в русло очищение, воскрешение обмелевшее человеческой личности «смехом сквозь слезы».
Изменить характер человека - трудно, - так говорили мудрые латиняне. Особенно этого трудно достичь в семье Кайдашей. Ведь единственный, кто весело смеялся в мертвой хате Кайдашей, был веселый огонь в печи, которым сначала так хотела развеселить глаза Мотря. В результате «травля» люди потеряли божественные дары - солнечный смех, радость общения. Поэтому так важно, чтобы в ходе дискуссий, анализа текста старшеклассники сделали вывод: життєстверджувальний, искрометный смех И. Нечуя-Левицкого уничтожает «черные тучи» вражды, раздора, ненависти в Украинской семье. Собственно, И. Нечуй-Левицкий, как сказали бы те же самые латиняне, «We quidnimis!» «Ridento castigatmores,» - то есть с чувством меры смехом исправляет нравы [31]. Кстати, И. Нечуй-Левицкий, апеллируя к грекам, утверждает, что они «не потерпели веселого смеха», поскольку их «фантазия не образовала бога смеха и хохота». Украинский сміхотворець уверен, что «Олимп сердит на нас еще от времен Котляревского, от времен его «Перелицьованої Энеиды» ...Еще Котляревский достал олимпийцам своими шутками» [22].
Чем «достал» наш знаменитый благодетель Иван Нечуй гомеричному Олимпа и «туманном» Украинском социума имеет возможность ответить современный читатель.
Этапы тестирования являются структурными компонентами дидактико-педагогической модели «Изучение поэтики комического И. Нечуя-Левицкого»:
1. Анкетирование (анонимное): определение эстетических потребностей, вкусов, идеалов десятиклассников.
2. Философская беседа. В чем трагизм потери смеха для человека? (межсистемные связи: Дж. Крюс «Проданный смех», В.Гюго «Человек, который смеется»).
3. Мікробесіди. Первый этап тестирования: исследование читательского уровня перцепции произведения ( результаты учитываем для моделирования уроков-анализа текста).
4. Урок изложения нового материала ( формы: лекция; «конференция»; «защита научных работ»; «полемика»): исследование генезиса юмора автора и особенностей художественной концепции комического («Жизнеописание», «Мировоззрение украинского народа», «Украинские юмористы, фокусники», «Облака», «Юморески», «Баба Параска и баба Палажка», «На Кожемяках», «Каидашева семья», «Афонский проходимец»).
5. Урок анализа текста: раскодирования мифологем смеха, воплощающих мировоззренческую концепцию юмориста («Кайдашева семья»).
6. Урок теории литературы. Изучение поэтики комического (внутрисистемные связи: «Облака» - «Кайдашева семья»; тесты-упражнения).
7. Второй этап тестирования.
8. Урок пообразного анализа: психоанализ комических характеров «Кайдашевой семьи» (урок - «смехотерапия»).
9. Урок обобщения и систематизации знаний. Третий этап тестирования.
10. Уроки и внеклассные мероприятия по развитию креативных способностей старшеклассников: написание творческих работ; составление сценариев; инсценировка, театрализация произведений; конкурс острословов.
Литература
1. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975. - 504с.
2. Бельская Н. Диалектика смеха: аспект деструктивности. - К., 2001. - 40с.
3. Бобровская Т. Философия смеха И. Нечуя-Левицкого//Украинская литература в общеобразовательной школе. - 2002. - №2. - С. 40-45.
4. Борєв Ю. Комическое. - М., 1970. - 269с.
5. Борев Ю. Эстетика. - М., 1975. - 402с.
6. Волошина Н. Научные и прикладные функции методики литературы // Украинская литература в общеобразовательной школе. -2004. - №10. - С 4-6.
7. ГДИ. Литература: Тестирование. Произведения. - К., 2006. - 304с.
8. Громов Е. Палитра чувств. - М., 1990. - 190с.
9. КарасєвЛ. Философия смеха. - М., 1996. - 224с.
10. Клименко В. В. Психологические тесты таланта. - Харьков, 1996.-294с.
11. Киричук А., Житель Ромен Б., Шатенко В. Основы психологии. - К., 1999-632с.
12. КостюкГ. С. Психология. - К., 1939. - С.26.
13. Леонгард К. Акцентуированные личности. - К., 1981. - 390с.
14. М. Леонтьев А. Проблемы развития психики. - М., 1981. - 584с.
15. Лук А Мышление и творчество. - М., 1976. - 144с.
16. Лук А. Юмор, остроумие, творчество. - М., 1977. - 183с.
17. Методика Айзенка (диагностика темпорапьних характеристик. Для 8-11-х классов//Все для учителя. - №6. - 1996. - С.25-27.
18. Мінчин Бы. Некоторые вопросы теории комического. - К., 1959. - 240с.
19. Невенчаная Н. Тесты к курсу « Украинская литература. 9-11-е классы» . //Русский язык и литература. - 2003. - число 6-7(310-311). - 80с.
20. Нечуй-Левицкий И. Сочинения в двух томах. - К., 1985. - T.1. - 638с.
21. Нечуй-Левицкий И. Сочинения в двух томах. - К, 1986. - Т.2. - 639с.
22. Нечуй-Левицкий И. Сочинения: В 10 т. - К., 1965. - Т.Н. - С.300 - 437.
23. Нечуй-Левицкий И. Сочинения: В 10 т. - К., 1968. - Т. 10. - С.7 - 18.
24. Пропп Я. Проблемы комизма и смеха. - М., 1976. - 183с.
25. Селли Дж. Смех. Его физиология и психология. - С.-Петербург, 1905.- 96с.
26. Спенсер Г. Физиология смеха. - С.-Петербург, 1881. - 20с.
27. Степанишин Б. Преподавания украинской литературы в школе. - К., 1995.-255с.
28. Татенко В. О « егологічний генезис в Е.Гуссерля и проблему субъектных преобразований психики в онтогенезисі // Психология и общество. - 2004. - №4. - С13-36.
29. Фрейд З. «Я» и «Оно» . Труды разных лет. - Тбилиси, 1991. - Кн.2.-428с.
30. Фурман А. Психокультура украинской ментальности. - Тернополь, 2002. - 132с.
31. ЦимбалкжЮ., Краковецкий Г. Латинские изречения. - К., 1976. - 191с.
|
|