Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Франко Иван
Использование интерактивных методик при изучении в 7 классе историко-географического фона повести «Захар Беркут» Ивана Франко

С. Луцак,

доцент кафедры украинской литературы

Прикарпатского национального университета

имени Василия Стефаника

Ивано-Франковск

В последнее время в методике преподавания дисциплин гуманитарного цикла особое распространение получили интерактивные формы, ориентированные на сотрудничество учителя и ученика. их актуальность и целесообразность в современном образовательном процессе не вызывает сомнений. Ведь лавинообразный поток информации дегуманизирует наше общество, превращает детей в винтиков в компьютеризированной системе мира. Потребность научить ребенка саморазвиваться, высказывать свое мнение и предопределяет необходимость внедрения этих инновационных технологий.

Однако не только ученикам трудно сориентироваться в ситуации информационного бума. Даже самый талантливый учитель тоже не может успеть сегодня за стремительной поступью научно-технического прогресса. А потому подготовить обстоятельный, интересный и эффективный урок становится все сложнее. Исходя из очерченной ситуации, предлагаем в этой статье не только базовые материалы, а и апробированы методики их применения во время изучения в 7 классе историко-географического фона повести «Захар Беркут» И. Франко.

Применение на уроках интерактивных методов и приемов требует предварительной подготовки учителя и учащихся. Зорієнтовуючи детей на изучение повести «Захар Беркут» И. Франка, нужно заинтересовать их историческим колоритом эпохи, географическими и историческими подробностями, персонажами легендарных народных вожаков. Класс заранее необходимо поделить на рабочие группы (« Научная лаборатория», «Научные эксперты», «Географические эксперты», «Лучшие рассказчики»), а также дать индивидуальные задания тем, кто будет держать научные сообщения, рассказывать географические и исторические детали, легенды и т.п., будет играть роль какого-либо персонажа повести.

Сам процесс изучения темы следует организовать в 6 этапов (предлагаем подробное описание каждого этапа работы, а также выражаем методические рекомендации по организации познавательной деятельности учащихся).

1 этап - объяснение специфики жанра исторической прозы

Обсуждается проблема меры историзма в художественных произведениях на историческую тематику, а также дается объяснение главных теоретических терминов, связанных с характеристикой жанров исторической беллетристики. Обобщающий комментарий по этому поводу делает группа « Научная лаборатория» (детям предварительно дается задание выделить основные литературоведческие подходы к пониманию особенностей жанра исторической прозы идо начала урока записать их в виде тезисов на обратной стороне доски; для облегчения их научных поисков учитель указывает учащимся конкретные страницы из монографии «Украинская историческая проза второй половины XIX - начала XX в. и Орест Левицкий» Есть. М. Барана. - Львов, 1999). Каждый представитель этой группы по очереди объясняет суть литературоведческого определения, а учитель помогает ему организовать короткую эвристическую беседу с классом о обоснованность такого подхода и о разнице документальных исторических трудов и художественной беллетристики.

Ориентировочная схема литературоведческих дефиниций по поводу особенностей жанра исторической прозы может быть такой :

· Наличие конкретной исторической личности (Г. Серебрянский: «Необходимо только, чтобы эти личности действительно существовали и чтобы из истории читатель мог убедиться в этом»);

· Изображения писателем исторических, а не современных событий (В. Державин: историческим произведение считается тогда, когда воспроизведенный в нем материал «не был за объект непосредственных наблюдений авторових и стал ему доступный лишь через определенный научный (или научно-образный) опыт»);

· Критерий историчности произведения М. Кодацкий сводит к трем основным моментам: 1) историчность по времени действия; 2) историчность действующих лиц, событий, фактов и общего фона; 3) творческие способы воспроизведения суток.

· В. Державин ставит требования т.н. «исторической правды» и соответствующего временные стилистической окраски: «Для исторического романа характерное является то, что автор добавил от себя; для белетризованої истории - то, что автор отверг».

· Необходимость авторского домыслу (Я. Гординский: «Исторический роман-повесть должна быть прежде всего романом или повестью»).

· Разницу художественной выдумки и домыслу Л. Александрова определила так: художественная выдумка - введение в роман отдельных эпизодов, событий и персонажей, которых не существовало в истории, художественный домысел - это отклонение автора от отдельных фактов реальной исторической действительности, усиление или ослабление отдельных черт в характере настоящего персонажа, творческий подход к историческим документам.

· Исходя из соотношения между документом и вымыслом и домыслом, С.Андрусів разделяет прозаические произведения исторической тематики на три жанровые разновидности:

1. историко-художественные (историко-приключенческие романы, исторические романы с проекцией на современность, условно-исторические) - в них преобладает вымысел;

2. художественно-исторические («собственно исторические романы в строгом смысле этого слова») - у них более прочное место занимают исторические факты, хотя определенную роль играют также вымысел и домысел;

3. художественно-документальные - вымысел в этих произведениях заменяет домысел (причем ограничен сюжетом чужого, реальной жизни).

2 этап - экскурс в историю жанра исторической беллетристики в украинской литературе

Этот момент урока заранее готовит по монографии Есть. М. Барана «Украинская историческая проза второй половины XIX - начала XX в. и Орест Левицкий» или способный ученик (группа «Научный эксперт»), или сам учитель, поскольку материалы относительно этого вопроса нужно выбирать из целого текста научной разведки.

Научное сообщение эксперта может быть таким:

Украинская историческая проза второй половины XIX - начала XX в. является своеобразным и логическим завершенным циклом художественной интерпретации прошлого нашего народа, истоки которого идут от устного народного творчества, литературы, летописных хроник, стихов, поэм и драм исторической тематики. Так, появление первого украинского исторического романа П. Кулиша « Черная рада» (1857), предшествовали публикации украинских исторических песен и дум в сборниках Цертелєва (1819), Максимовича (1827, 1834, 1849), «Запорожской старины» (6 выпусков, 1833-1638); стихи и поэмы Т. Шевченко (1838-1843), исторические трагедии М. Костомарова «Савва Чалый» (1838) и «Переяславская ночь» (1841), необычная композицией поэма того же П. Кулиша «Украина» (1843).

Принимая за основу классификацию исторической беллетристики С Андрусив, Есть. М. Баран анализирует в украинской литературе рубежа XIX - XX веков такие художественные произведения на историческую тематику:

· художественно-исторические (их стоит считать продолжением традиции В.Скотта - «Черная рада» П. Кулиша, «Маруся» Марка Вовчка, «Марко Проклятый» О.Стороженка, «Захар Беркут» И. Франка, « Богдан Хмельницкий» М. Старицкого, «Князь Иеремия Вишневецкий», «Гетман Иван Выговский» И. Нечуя-Левицкого, «Ярошенко» О. Маковея);

· историко-художественные (не были присущи украинской исторической прозе XIX - начала XX вв., поскольку этот исторический период был для Украины эпохой национального возрождения; в прошлом писатели искали определенного этнического самовыражения, времен лучшего существования, то есть романтики славы, а не конкретных исторических фактов, доступа к которым, кстати, и не имели в основной своей массе);

· исторические художественно-документальные произведения (появились в украинской литературе под влиянием Стендаля и Г.Флобера; к этой группе можно отнести историческую прозу Д. Мордовца («Сагайдачный», 1882), А. Кащенко (цикл исторических рассказов и повестей), П. Чайковского (ранние исторические рассказы), исторические повести «Кудеяр» и «Черниговка» М. Костомарова).

При рассказе этой информации следует выделять фамилии известных авторов украинской исторической беллетристики, а также акцентировать внимание на трех типах художественных произведений на историческую тематику. Особое внимание следует обратить на то, что повесть «Захар Беркут» И. Франко является художественно-историческим произведением, то есть в нем вымысел преобладает над историческим фактажом (т.н. «вальтерскоттівська манера» ).

3 этап - выяснение учениками Франко понимание жанра исторической прозы, авторского замысла по повести «Захар Беркут»

Рассмотрение вынесенной в заголовок проблемы можно организовать по принципу метода аквариума. Группа в количестве 4-5 учеников садится в круг в центре класса, она обсуждает замысел Франко по повести «Захар Беркут». При этом остальные ученики слушают, не вмешиваясь в ход обсуждения. Когда у членов этой микрогруппы иссякнут версии, то их место «в аквариуме» занимает другая группа, она предлагает свое решение вопроса и обсуждает следующую проблему и т.д.

Дискутировать предлагаем по поводу таких вопросов:

· Как в предисловии к повести И.франко определяет цель ее написания? (дети должны зачитать цитату: «историческая повесть имеет стоимость, когда ее основная идея сможет занять современных, живых людей, то значит, когда сама она живая и современная», - и объяснить, что речь шла прежде всего о «объяснения» современникам уроков украинской истории).

· В конце повести автор указывает на тот «урок», который он хотел предложить украинцам рубеже XIX-XX веков. Особенности какого политического устройства И. Франко считает необходимым позаимствовать для более быстрого возрождения современной ему Украины? (дети должны прочитать цитату: «не нашим дням суждено восстановить древнее громадство? Не мы ли се живем в той счастливой эпохе возрождения, о которой, умирая, говорил Захар, а хотя бы в досвітках той счастливой эпохи?», - и подытожить, что именно громадовская идеал был для И. Франко важнейшим).

· Существует ли в тексте повести еще одна непосредственная авторская указание на замысел объяснить особенности громадовского общественного устройства? (дети должны заметить, что в подзаголовке написано: «Образ общественной жизни Карпатской Руси в XIII веке»).

· Как в предисловии к повести И. Франко указывает на ее «принадлежность» к одной из трех ранее названных нами типов исторической беллетристики? (дети должны зачитать цитату: «историческая Повесть - это не история. Историку ходит прежде всего в вислідження правды, в сконстатування фактов, зато повістяр пользуется только историческими фактами для своих отдельных артистических целей, для воплощения определенной идеи в определенных живых, типичных лицах», - и объяснить, что анализируемая повесть уже по замыслу автора относится к группе художественно-исторических произведений).

· Как можно определить главную тенденцию письменникового историзма? Композиционный прием лучше олицетворяет его? (учитель наводящими вопросами должен помочь учащимся подытожить, что композиционное обрамление повести через антитезу «прошлое - настоящее» утверждает авторскую мысль о необходимости общественного единства, которая является не только фактором прогресса, но и предпосылкой отпора врагу, под образом которого угадывается любой оккупант).

После обсуждения всех вопросов учитель делает вывод: повесть, которую С. Ефремов назвал «типичной утопией в прошлом» , захватывает читателя не только интересным драматическим сюжетом, но и теми идеями, которые созвучны времени и национальным проблемам.

4 этап - попытка реконструкции краеведческих путешествий Ивана Франко для сбора историко-географического материала перед написанием произведения

В начале этого этапа урока нужно дать нескольким учащимся (группа «Географические эксперты») индивидуальное задание: рассмотреть карту древней Стрыйщины, найти на ней названия городов, сел, рек, урочищ, которые встречаются в повести «Захар Беркут» И. Франка, а также рассказать те сюжетные коллизии, которые связаны с этими топонимами и гідронімами.

Факты путешествий И. Франко Стрийщиною с целью лучше изучить историко-географическое фон может кратко рассказать учитель:

Писать повесть «Захар Беркут» Иван Франко начал в 1882 г. - на конкурс, объявленный газетой «Заря». В течение 1880-1882 годов писатель собирал этнографические материалы. В Тухлые он услышал предания и исторические факты о борьбе против татаро-монгольского нашествия в середине XIII ст., бывал также в других селах - Гребней, Головецкое, Либохора. Известно также, что и Франко неоднократно посещал Стрыйщины еще во время учебы в Дрогобычской гимназии: его краеведческие путешествия организовывал любимый учитель Иван Верхратский. Быт и нравы древних тухольцев стали известны И. Франко из этнографических исследований Кольберга, Бельовського и собственных наблюдений.

Л. Кіліченко, исследуя историческую основу повести «Захар Беркут», ее источники, указывала: «Известно, что во время похода 1241 года орда проходила через местности, описанные в повести, но в летописях нет ни одного упоминания о гибели вражеских отрядов. И. Франко писал в предисловии к своей повести, что пошел по легенде».

Задача раскрыть глубинный смысл закарпатской и польской легенд об уничтожении татаро-монгольского войска стоит дать заранее тем ученикам, которые обладают умением эмоционально пересказывать, предоставлять текстовые особого суггестивного направления (группа «Лучший рассказчик»). Для усиления эффекта восприятия учащейся рассказы целесообразно включить музыкальное сопровождение.

Сами легенды можно прочитать в труде Л. Кіліченко «Франкова криниця: Изучение творчества И. Я. Франко в школе». - К.,1991. - С.142-143. Чтобы облегчить подготовку к уроку, подаем их в полном объеме:

В предании, записанном от Николая Керосинка из Закарпатья, рассказывается о походе 1241 года, в частности об одном из эпизодов борьбы народа против «песоголовцев»: «Русины подрубили деревья, наложили в кучи камни и воду перегородили. Когда татары шли в тот глубокий обратной, тогды люди те підрубані деревья, камни и воду пустили по одним свистом. Это все начало гучати, стрелять и выбило много татар. Которые еще живые встали на ее защиту, пошли дальше и легли спать под пастбище Стой. Ночью прервалась большое облако, и тот большой дождь прервал гору. На ней тогда много татар пропало».

В предисловии к поэме «Собутка» польский поэт С. Гощинский пересказал содержание распространенного в Польше перевода о борьбе народа с монголами: « Часть монголов, Польшу уничтожали, ударила на Татры. Жители отступили перед преобладающей силой врагов вплоть до долины, известной сегодня под названием Косцєліска, использовали положения, обсадили горы, которые ее окружают, людьми, приготовили на сливках бревна и крупные камни. Как только ослепленные монголы вошли в долину, жители отсекли им отступление в единственном узком проходе. В той же минуте начали валиться на них деревья и обломки скал. Монголов, таким образом, совсем было истреблено».

Эмоциональный эффект восприятия ученических рассказов, на наш взгляд, следует закрепить учительским обобщением:

Легенды об уничтожении монгольской группы имеют, по нашему мнению, исторические корни. Правда, в летописях, в частности в Галицко-Волынском, нет конкретных упоминаний о организованную борьбу народа с монголами. Но весь ход исторических событий показывает, что такая борьба велась. Когда войско Батыя вторглось в пределы Карпатской Руси, Даниил Галицкий обратился к венгерскому королю за помощью. Но, как отмечает летописец, «не быі любови межи има», поэтому переговоры не увенчались успехом. Князь Даниил поехал в Польшу, потому что татары были уже на Волыни. Народ, как мог, сам оборонялся. Отголосок его патриотической борьбы нашел отражение в легендах.

Подтверждение Франко скрупулезности и точности в изображении географического и исторического фона находим в историко-мемуарном сборнике: «17 километров от города Сколе в долине Сопротивления лежит большое село Тухля (1,6 тыс.м.), названо в повести Ивана Франко «Захар Беркут».

Повесть получила первую премию конкурса, многократно издавалась. Ее перевели еще при жизни автора немецком (Г. Сембратович), а впоследствии и на других языках, инсценировали (учитель Есть. Виханский), сняли на киностудии им. О. Довженко В. Симчичем в главной роли.

Рассказ учащихся из группы «Географические эксперты» уместно будет дополнить беседой с классом:

• « Все сюжетные детали относительно названных топонимов и гидронимов вспомнили географические эксперты?»

5 этап - анализ соотношения художественной и исторической правды творении

Этот компонент урока строим по методу синектики. Сравнивая соотношение художественной и исторической правды, ища аналогии, выясняя целесообразность авторского домыслу, обсуждаем с классом следующие вопросы:

Является историческим факт нападения монголов на Карпатскую Русь в 1241 году? (конечно, например, И. Крипьякевич отмечает, что, получив Киев, татары пошли походом на Волынь и Галичину, захватили столичный Владимир и Галич, при этом почти не разрушив малые поселки и города Руси, а тогда двинулись на Венгрию и Польшу).

Какие герои повести являются собственно историческими фигурами? (пишет ханы Пета и Бурунда; правда, И.франко где что изменил имя второго монгольского воеводы и время похода - в И. Крипякевича есть упоминание о Бурундая, который в 1259-1260 гг. напал на Волынь).

Известны ли вам исторические источники, где говорится о военной тактике монгольских предводителей? (в «Истории Украины» И. П. Крипякевича говорится о грозном Бурундая, который в 1260 году сжег Владимир, Луцк, Кременец, Львов и другие города).

Соответствуют изображены И.франком принципы самоуправления в Тухольщині историческим реалиям того времени? (по утверждению И. Крипякевича, свободное население сел Галицко-Волынского государства мало самоуправу под руководством «стариков»).

В процессе обсуждения этих вопросов составляем с классом сравнительную таблицу (формулировать тезисы и записывать их в колонки может один ученик):

Историческая правда

Факт нападения монголов на Карпатскую Русь в 1241 году (с целью добраться до Венгрии и Польши).

Художественная выдумка, домысел

И. Франко дополняет исторические коллизии легендарными упоминаниями о битве в Тухольщині, больше подчеркивает региональности похода монголов.

Историческая правда

Факт нападения на Галицко-Волынскую державу татарских воевод Пэты и Бурунди.

Художественная выдумка, домысел

Нападение грозного Бурундая на Волынь состоялся на самом деле в 1259-1260 гг., а не в 1241 году.

Историческая правда

Села Галицко-Волынского государства имели свою самоуправу под руководством « стариков»

Художественная выдумка, домысел

Лицо главного тухольского «старца» Захара Беркута придумал И. Франко, наделив его чертами идеального проводника, который заботится об интересах не только своего села, но и соседних общин.

Проведя такую эвристическую беседу, учитель должен подытожить:

Действие произведения основана на удачном сочетании исторического фактажа (нападение монголов в 1241 г. во главе с Петой), фольклорных преданий (о потоплении орды наездников и скитский монастырь) и «поэтической фикции». Для повести характерны топографическая точность, неисторичности происхождения основных персонажей, авторский подход к средневековой Карпатской Руси как государства общественного противенства княжеско-боярской власти « центра» (Киев, Галич) и «свободных общественных порядков по селам».

Однако, анализируя «историзм» « Захара Беркута», И. Цапенко пишет, что даже великий Шекспир «меньше заботился о сохранении исторических, этнографических деталей», чем И. Франко.

6 этап - анализ центральных образов и главных проблем с точки зрения исторической перспективы

По нашему мнению, лучше всего поможет учителю добиться воспитательной цели при анализе исторической перспективы повести метод тренировки чувствительности. Из класса нужно выбрать трех учеников, наделенных артистическими способностями, и предложить им сыграть роли Захара Беркута, Тугара Волка и Бурунди. Эти учащиеся сначала должны от имени персонажей объяснить классовые причины и мотивы своего поведения в критической ситуации противостояния общины боярину, а впоследствии - и монголо-татарам. Позже они же должны дать ответы на различные провокационные вопросы одноклассников (учитель может помогать классовые формулировать вопросы).

Захару Беркуту стоит задать такие вопросы:

· Для чего вы инициировали сооружение через ближайшие округа - совместно с соседями-русича-мы - «торгового пути» на венгерскую сторону?

· Почему вы считаете, что для общества бояре - худшие враги, чем монголы? («Нападут, отнимут, что можно, и пойдут; боярин же как нападет, то уже и осядет и не вдоволиться никакими добичами, а советов бы нас всех навеки поделать рабами»).

· Так ли уж важно для блага общины, чтобы на совете имели право голоса женщины и молодежь?

· Неужели жертва во имя блага общества не могла быть замененной каким-то другим компромиссом, тем более, когда речь шла о вашего собственного сына?

· Почему, благословляя своих детей на брак, вы не пожелали им счастья-судьбы и здоровья, а подчеркнули: «Пусть же ваша связь в нынешнюю побідну день будет порукой, что и наш народ так же пребудет тяжкие лишения и не разорвет своего сердечного связи с добродетелью и человечным норовом!»?

Тугара Волка нужно спросить:

· Какой была главная цель вашего приезда в Тухольщину?

· Для чего союз с монголами вам стал насущно необходимым?

· Почему вы предпочли видеть свою дочь мертвой, чем женой смерда?

· Имели ли вы право (после всего, что сделали во вред своему государству и тухольцям), узнав о намерении Максима вывести монголов из котловины, обвинять его в предательстве своего народа?

· Почему вы все-таки спасали Максима ценой собственной жизни?

Бурунду необходимо спросить:

· Какой была главная цель вашего нападения на Тухольщину?

· Неужели вам приятно чувствовать себя в ипостаси оккупанта, которого ненавидят порабощенные народы?

· Вы доверяли Тоска рву Вовку? Как ваш народ вообще относится к предателям?

· Какие действия Тугара Волка заставляли вас надеяться на поддержку, а какие, наоборот, внушали сомнение в его искренности? Почему в отдельных ситуациях преобладало то одно, то другое?

Суммируя прочитанное, учитель должен подчеркнуть: Идея повести с наибольшей силой олицетворяется в образе Захара Беркута - образцового тухольского старейшины, который ставит общенародные интересы выше личных. «Община - это был его мир, то была цель его жизни», - пишет И. Франко. Однако и т.н. «отрицательные» персонажи повести (например, Тугар Волк, Бурунда) не выпадают из исторической перспективы. Они подтверждают намерение писателя акцентировать на недопустимость предательства своего народа, неуместность строить свою жизнь на несогласии с обществом и горе других народов.

С Франковых «уроков истории» каждый из нас должен почерпнуть себе истину. Живя в современном мире компромиссов, мы должны помнить: главное в жизни - не потерять своей сути, согласившись на чьи-то сомнительные «условия» и предложения.

Литература

1. Баран Есть. М. Украинская историческая проза второй половины XIX - начала XX в. и Орест Левицкий. - Львов, 1999.

2. Дига Н. Проблемно-поисковые методы активизации познавательной деятельности учащихся 5-8 классов в процессе изучения произведений исторической тематики// Украинская литература в общеобразовательной школе. - 2005. - №11. - С.21-25.

3. Ковальчук Г. Ф. Моделируя жизненные ситуации: Система уроков по роману « Собор Парижской Богоматери» В.Гюго с использованием интерактивных методов// Всемирная литература в средних учебных заведениях Украины. - 2006. - №3. - С.28-35.

4. Крипьякевич И. П. История Украины. - Львов, 1990.

5. Лысенко А., Авраменко Н. Мозаика интерактивных методов обучения в системе работы учителя-словесника// Украинская литература в общеобразовательной школе. - 2005. - №7. - С.31-35.

6. Луцив Л. Иван Франко: Жизнь и творчество. - Нью-Йорк, 1966.

7. Стрыйщина: Исторически-мемуарний сборник. - т.1/ Ред. И. Пеленская, К.Баб'як. - Нью-Йорк, 1990.

8. Франкова криниця: Изучение творчества И. Я. Франко в школе/ под ред. Л.КІліченко. - К.,1991.

9. Щербина В. И., Волкова О. В., Романенко О. В. Интерактивные технологии на уроках украинского языка и литературы. - Харьков, 2005.

10. Щербина Л. Внедрение интерактивных технологий на уроках литературы// Дивослово. - 2005. - №2. -С.23-26.