КРОПИВНИЦКИЙ МАРК (22.05.1840, с. Бежбайраки, теперь Кропивницкое Новоукраинского р-на Кировоградской обл. - 21.04.1910, Одесская область, похоронен в Харькове) - драматург, актер, режиссер, композитор, один из основоположников украинского профессионального театра.
Родился в семье управляющего барских имений. Учился в Елисаветградском, а потом Бобринецком уездном училище. Литературно-художественную одаренность развила мать, которая учила йога музыке, привила любовь к театру. В 1862 - 1863 гг. был вольнослушателем юридического факультета Киевского университета. Находясь в 60-х годах на чиновничьей службе в Бобринце, Елисаветграде, участвовал в любительском театральном движении. 1871 г. переехал в Одессу и под влиянием А. Конисского и П. Нищинского поступил в профессионального русского народного театра графов Морковых (в основном на украинские роли). Десять лет труда в украинско-российских труппах, выступления в Одессе, Харькове, Херсоне, Елисаветграде, Екатеринославе, в Галичине, Крыма и России принесли ему признание талантливого актера и режиссера. 1882 г. возглавил созданную в Елисаветграде первую украинскую профессиональную труппу и Общество украинских актеров. В труппе были объединены лучшие актерские силы - М. Заньковєцька, М. Садовский, П. Саксаганский, И. Карпенко-Карый, Т. Затиркевичта др. Впоследствии этот уникальный коллектив получил название «театра корифеев». Труд его начала новый этап в развитии украинского театра.
Под влиянием серьезного увлечения театром М. Кропивницкий начал писать пьесы (первая из них «Никита Старостенко» была впоследствии переделана под названием «Дай сердцу волю, заведет в неволю»). Несмотря на интенсивную артистическую и организаторскую деятельность (не менее 100 спектаклей в год), которая оставляла мало времени для творчества, Г. Кропивницкий создал более 40 пьес (включая переработки и инсценировки, переводы пьес В. Шекспира, русских драматургов).
Первый сборник произведений М. Кропивницкого, которая вышла в Киеве в 1882 г., привлекла внимание литературной критики, в частности И. Франка, который оценил ее в «Заре» (1883, № 3). Отмечая «поэтичность и правдивость» картин в пьесах, И. Франко говорит и о слабых сторонах их, особенно в композиционном плане. Впоследствии об этом шире скажет С. Ефремов: «Его пьесы... относятся еще к старой этнографической школы. Темы для своих произведений Кропивницкий берет в основном события из народной жизни; наиболее ему приходится по душе обрабатывать отдельные рисунки, давать единичные образы, так живо схвачены, что, как давно уже заметила критика, иногда кажется, будто ради них только и пишет автор целые сцены. Такая манера не мешает немного ценности пьес, ибо чуть ли не все сводит просто на драматические картины без крепкого внутреннего узла; но вместе придает им и ту заманчивую красочность, что источником живым бьет, особенно в первых произведениях Кропивницкого».
Проблематика творчества М. Кропивницкого достаточно широкая, и именно она предопределяет его постоянный творческий поиск в жанрово-стилевой сфере. После первой драмы написал несколько водевилей на собственные и переработанные сюжеты: «Помирились» (1869), «За сиротой и Бог с калитою» (1871), «Актер Синица» (1871), «Пошились в дурни» (1875), блестящий этюд «По ревизии» (1882) и др. Наряду с комедийным, фарсовым конфликтом здесь звучат сатирические ноты, которые сближают их с драмами «Пока солнце взойдет, роса глаза выест», «Мироед, или Паук» (1882), «Невольник» (по Шевченко, 1872), «Беспочвенники» (1878). Разоблачение современных ему негативных общественных явлений драматург осуществлял с позиций демократа и гуманиста. Образ Иосифа Бычка в пьесе «Мироед, или же Паук» - первая яркая, живая фигура «чумазого» на украинском грунте и, по словам автора, «очень : серьезное и опасное явление текущейжизни Малороссии... Это кулак новой формации, воспитанньш на началах национальной травли, в школах человеконенавистничества...». Такой тип встречаем в драмах «Олеся» (жмикрут Балтиз), «Две семьи» (яркий образ самодура Самрося). «Рисунки сельского движения» и образ социально активного героя - защитника крестьян - видим в драме «Конон Блискавиченко». Здесь, как и в пьесе И. Карпенко-Карого «над Днепром», надежды автора возложена на крестьянскую земледельческо-ремесленная артель (учредителем таких артелей был на юге Украины И. Левитский). Бездуховном накоплению, жадности, психологии «вседозволенности» всевозможных «чмырей» противопоставляется жизнь осмысленна, которое проходит в общественно полезном труде. Распад семейной жизни показал М. Кропивницкий в одной из лучших с художественной точки зрения драме «Сумасброд».
Тему сельского беспорядок, блестяще начатую в драматическом этюде «По ревизии», Г. Кропивницкий продолжал разрабатывать в комедиях позднейшего времени «Чмырь» (1890), «На руинах» (1900), «Противоположные течения» (1900), «Мамаша» (1903), «Старые сучки и молодые побеги», водевили «Дошел до ума» (1909). Яркие, колоритные характеры «антигероев» свидетельствуют о четкости нравственной позиции автора относительно всякой бездуховности, жесткой и тупой ограниченности, а то и полного морального вырождения под влиянием жажды богатства.
Писал М. Кропивницкий и пьесы для детей по мотивам народных сказок («Ивасик-Телесик», «По щучьему велению»). Прибегал и к инсценизаций литературных произведений: поэмы Т. Шевченко «Слепой» («Невольник») и «Титарівна» («Насмешка и месть»), повести. Гребенки («Чайковский, или Алексей Попович»), произведений М. Гоголя («Вий» и «Пропавша грамота»). Ему принадлежат инсценировки «Вергілійова Энеида» по И. Котляревским, «Подгоряны» по И. Гушалевичем, «Усы» по А. Сторожєнком. Известная драма Мольера «Жорж Данден» легла в основу замысла пьесы «Хоть с моста в воду головой». Такая театральная практика была общепринятой (Г. Старицкий, И. Карпенко-Карый), значительно расширяла как репертуарные рамки, так и выразительные, жанрово-стилевые особенности украинской драматургии.
В стилевой манере М. Кропивницкий наиболее традиционный из всех драматургов той поры. Обновляя тематику и проблематику своих произведений, неизменно оставался на позициях драмы, интриги. Однако были в нем и достижения, отмечены многими критиками. Это - язык драматических произведений. «Такой чистой, сверкающей всеми блесками поэзии и юмора народного языка нам не у многих наших писателей лучиться подибати, - отмечал И. Франко. - Широкой струей плывет тота речь в драмах Кропивницкого - автор, очевидно, сам знает свой «дар слова» и любуется переливами его великолепных красок и оттенков. Песни, шутки, поговорки и прибаутки, словно жемчуга - самоцветы, сыплются бесконечным множеством; некоторые сцены автор, кажется, только для них и написал».
Лит.: Елена Пчилка. М. Кропивницкий как артист и автор // ЛНВ. 1910. Кн. 6-8; Ефремов С. Кропивницкий и Гринченко // Рус. богатство. 1910. Кн. 8; М. Л. Кропивницкий: Сборник статей, воспоминаний и материалов. К., 1955; Есипенко Н. М. Л. Кропивницкий. К., 1958; Франко И. «Дай сердцу волю, заведет в неволю» М. Кропивницкого // Франко И. Собр. произведений: В 50 т. К., 1980. Т. 27; Киричек П. М. Марко Кропивницкий: Очерк жизни и творчества. К., 1985; Воспоминания о Марка Кропивницкого. К., 1990; Мороз Л. С. Марко Кропивницкий // Кропивницкий Марк. Драматические произведения. К., 1990.
Л. Демьяновская