Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Национальный мыслитель нашего времени Иван Михайлович Дзюба

Н. Волошина,

доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент АПН Украины



Иван Дзюба - уникальная фигура среди национальной элиты в Украине. Он повторил судьбу своих соотечественников у нас и за рубежом, которые, раз и навсегда осознав себя украинцами, неутомимо работали на ниве национального возрождения, терпя притеснения и унижения, преследования , арестов и судов. Он никогда не изменял своему добросовестно, своим идеалам. Даже тогда, когда вынужден был написать трудно вымученную « заявление» после ареста за книгу « Интернационализм или русификация?» , которая воспринялась как взрыв бомбы и распространялась у нас самиздатом, а напечатана была за границей.

Это был манифест шестидесятничества, как выразился Николай Ильницкий, что « вызвал международный резонанс и привлек внимание мировой общественности к состоянию прав человека и прав народа в колониальной советской империи» . Кто он, тот автор, что, пользуясь цитатами классиков марксизма-ленинизма, доказывал лживость и фарисейство « найсправедливішої» национальной политики КПСС?

Иван Михайлович Дзюба родом из Донбасса. Из тех краев, о которые теперь наши политики говорят, что там никогда не разговаривали на украинском языке, что нужны там аж два языка государственных: родной и соседская. Родился будущий Герой Украины в с Николаевка Волновахского района Донецкой области 26 июля 1931 года. В 1953 году окончил Донецкий (тогда - Сталинский) педагогический институт, а в 1956-м - аспирантуру Института литературы им. Тараса Шевченко АН Украины. Научным руководителем у него был академик А. И. Белецкий. Тема кандидатской диссертации - «Сатира Маяковского» . С 1959 года член Союза писателей Украины. Некоторое время работал в Держлітвидаві (позже - издательство «Днепр» ), заведовал отделом критики в журнале « Отчизна» . В 1963-1964 гг. несколько раз был уволен с работы как « неблагонадежный» .

Автор книг « Обычный человек или мещанин?» (1959), « Грани кристалла» (1978), « На пульсе времени» (1981), « Стефан Зорян в истории армянской литературы» (1984), « Автографы возрождение» (1986), « Садріддін Айни» (1987), « У всякого своя судьба» (1989), « Бо то не просто мова, звуки...» (1990), « Застукали сердешную волю» (1995), « Между культурой и политикой» (1998), « Интернационализм или русификация?» (1998, написано в 1965 г.).

И. Дзюба - академик НАН Украины, академик-секретарь Отделения литературы, языка и искусствоведения НАН украины, председатель Комитета Государственных премий Украины имени Тараса Шевченко, президент республиканской ассоциации украинистов (1988-1991 гг.), министр культуры Украины (1992-1994), главный редактор журнала « Современность» (к 2000 г.), соредактор « Энциклопедии современной Украины» , лауреат премии им. О. Белецкого (1987), Государственной премии им. Тараса Шевченко (1996) и Фонда Антоновичів2.

И. М. Дзюба - критик чрезвычайно требователен и эрудированный. Его первые статьи были напечатаны после XX съезда КПСС, во времена либерализации советского общества, или, как тогда отмечалось в партийных документах, « восстановление ленинских норм жизни» . О тех годах вспоминает П. Загребельный и называет И. Дзюбу самым ярким критиком из когорты молодых. Как утверждает В. Дончик, под знаком И. Дзюбы вырастали новобранцы литературной критики, потому что « взгляд заведующего отделом критики журнала « Отчизна» во время оттепели был внимательным ко всем и одновременно бескомпромиссно требовательным» 3.

Во времена разоблачения « культа личности» И. Сталина двадцятип'ятилітній критик, автор статей в «Литературной газете» («Литературной Украине» ), «Отечеству» , оказывается в эпицентре литературной жизни. Интересными и смелыми были его выступления в прессе или на писательских собраниях. Они вызывали споры, в которых проявляли себя и сторонники, и враги. И. Дзюба нарушал важные, наболевшие проблемы жизни, обличал его трудности. Он приветствовал приход «шестидесятников» , был для них авторитетом.

«У Ивана Дзюбы был здоровый национальный инстинкт самоутверждения, - отмечает Евгений Сверстюк.

- Такой инстинкт просыпался тогда в таких людях, которые вдруг открывали сговор и обман вокруг себя: от них скрыли родную историю, унизили язык и культуру, хули их народ...» 4.

Надо было идти на борьбу с врагом. Идти, как на заминированное поле. И он ушел. « Конечно, в нем было молодече наглость, и оно было сразу замечено как нарушение неписаных правил, - продолжает Евгений Сверстюк. - Было ироническое дерзость и в цитировании молодым критиком классиков марксизма-ленинизма, которых тогда применяли как масло к каше. «Где он выкопал такую цитату Маркса, что она идет «против» , а не «по»? Кстати, тогда была мода на молодого Маркса, но почему-то почти никому не хотелось сделать его инструментом демаскування официального благополучия» 5.

Евгений Сверстюк вспоминает, что «каждый из молодых авторов стремился встречи с ним (И. Дзюбой. - Н.В.) и чего-то ждал от той встречи. Каждая его публикация становилась замеченной. В начале 60-х возрождался престиж украинской критики. Среди иллюзий молодого заведующего отделом критики журнала «Отчизна» была и такая, чтобы вести отдел усилиями нескольких авторов. Уже выделялись публикации Ивана Светличного, Алексея Ставицкого и др.» 6.

Иван Дзюба вместе с В. Чорновилом, В. Стусом 1965 г. во время премьеры фильма С. Параджанова и Ю. Ильенко «Тени забытых предков» выступили против восстановления в СССР политических репрессий украинской интеллигенции. А труд И. Дзюбы «Интернационализм или русификация?» стала бесстрашным вызовом тоталитарной системе. Произведение было переведено на английском, итальянском, французском, русском, китайском языках, ее взял на вооружение диссидентское движение, украинская диаспора. Работа пробудила национальный дух украинцев от Донбасса до Галичини. ее « подпольно» распространяли, обсуждали. Интенсивное пробуждение национального сознания украинцев связано именно с этим периодом. Но начались аресты, заключения, которые продолжались после 1965 по 1972 год. В это время было осуждено собратьев И. Дзюбы, - И. Светличного, Есть. Сверстюка, В. Стуса, Игоря и Ирину Калинец. Исключили из Союза писателей Украины и арестовали и самого И. Дзюбу. Через год его освободили, но несколько лет он находился под официальным надзором. И. Дзюбу лишили права писать и выступать по специальности. Он работает корректором в биохимическом журнале и погружается в изучение литератур разных народов. Его труды выдадут, когда ученому уже можно будет печататься. Это «Грани кристалла» (1978), «На пульсе времени» (1981), «Стефан Зорян в истории армянской литературы» (1982), «Автографы возрождение» (1986), «Садріддін Айни» (1987), исследования с самых разных литератур, даже таких, как кабардино-черкесский, нанайский, якутск, інгуська и др. И. Дзюба опять же подчеркивает, что интернационализм не в слиянии наций, а в их развитии, не в унификации языков, а в их многообразии и разнообразии. Только тогда интернационализм предстает настоящим.

И. М. Дзюба всегда восхищал своими выступлениями аудиторию. Говорил спокойно и взвешенно, не взирая на авторитеты. Он критиковал Александра Корнейчука и Андрея Малышко, Юрия Збанацкого и Вадима Собко, потому что хотел и стремился к тому, чтобы в нашей литературе были произведения высокого качества, а герои, в них представленные, были реальными, а не искусственно надуманными. Иван Михайлович защищал тех, у кого заметил искру Божью, и тех, кто попадал в немилость к власти.

Литературовед В. Панченко приводит воспоминания. Некрасова, когда Иван Дзюба стал на его защиту: «Взойдя на трибуну, внимательно, холодно-спокойно осмотрел всю президиум и начал говорить, - вспоминал В. Некрасов. - Подобного я не видел и не слышал никогда. Насколько мне помнится, моя история послужила ему определенной отправной точкой, трамплином для того, чтобы напомнить присутствующим некоторые детали творческой биографии каждого из членов президиума. А в президиуме сидело все начальство. Не торопясь, не повышая голоса, не злоупотребляя эмоциями и не употребив ни одного грубого или просто оскорбительного эпитета, в основном цитируя из газет и журналов недавних лет высказывания каждого из тех, кто сидел за столом президиума, он методично, самыми изысканными приемами клал их всех по очереди на обе лопатки. Корнийчук, который не избежал этой участи, пытался прибегнуть к своему излюбленному приему - перебивки автора. На Дзюбу это не подействовало. Корнийчук побледнел, потом налился кровью, стал стучать карандашом и стеклянной пробкой по графину. Ничего не помогало - Дзюба, начав с левого фланга, подходил уже к концу правого, тогда Корнийчук не выдержал, подскочил и лишил Дзюбу слова. Тот продолжал свою экзекуцию, прижав поближе микрофон. И тут я впервые увидел растерянного Корнейчука - захлебнувшись слюной, он вдруг закричал на весь зал: «Милицию, что ли, позвать? Позовите там...» .

Дзюба, не моргнув глазом, довел свою мысль до конца, сошел с трибуны. Сопровождаемый аплодисментами, он аккуратно сложил бумаги и, не ускоряя шагов, прошел по проходу, вышел из зала» 7.

В другой раз Виктор Некрасов нашел в почтовом ящике деньги, которые ему в трудную минуту положил Иван Дзюба.

Роман Иваничук вспоминает, как в 1959 году он, молодой прозаик, услышал восторженное слово о Ивана Дзюбу от Михайлины Коцюбинской, с которой познакомился в Криворивне, а затем встретился с Николаем Винграновским, Иваном Драчом и Иваном Дзюбой, которых после выступлений во Львове назвали « львовскими гастролерами». Во время львовских гастролей он познакомился не только с названными литераторами, но и немного моложе прозаиками Валерием Шевчуком и Владимиром Дроздом. Иван Дзюба тогда очень тактично, но категорично раскритиковал довольно популярный в то время роман Иваничук «Край битого пути» за півправду и конформизм. И он, «раздавленный новейшим литературным веяниям шестидесятников, чуть не поломал перо. Но благодаря своей настойчивости и трудолюбию, а особенно еще и Божьему дару принял совершенно неожиданный для самого себя старт и, добегая сегодня к своему финишу с восьмитомним багажом исторических романов, обязан успехом прежде всего безжалостном и мудрому критику Ивану Дзюбе» 8.

Как отмечает Роман Иваничук, Дзюба ходил по лезвию бритвы. Однажды Иваничук должен был передать из рук в руки рукопись трактата «Интернационализм или русификация?». Он нес Дзюбину труд и боялся, чтобы его не схватили переодетые в гражданское кагебисты, и одновременно стыдился своего страха, «ведь я то рукопись несу, а он писал, писал и умножая, и высылал власть имущим официальной почтой, хотя хорошо знал, какая кара его ждет за такое творчество». Іваничукові очень хотелось, чтобы Дзюба прочитал все его творчество, ведь он направил его на трудную и увлекательную дорогу исторического романиста. Ему казалось, что Иван Михайлович пристально следит, как он работает в жанре прозы...

Они встретились во время Шевченковских торжеств возле Киевского национального университета. Иван Михайлович подошел к Иваничука и сказал: «Я в большом долгу перед тобой, Роман, - и спешно закончил фразу, - я и до сих пор не сказал о тебе своего доброго слова...

А вот и сказал, то слово, видно, давно уже в нем жило, только и того, что не проявилось на бумаге» 9.

Исследования Ивана Дзюбы углублялись в историю национальных литератур. Известные у нас и за пределами Украины его статьи о Шевченко: «Шевченко и Петефи», «Шевченко и Шиллер: образ идеального состояния общества», «Пушкин и Хомяков», «Шевченко и Гюго», «Шевченко и Словацкий», а еще монография «Тарас Шевченко». Как отмечает академик М. Жулинский, над этой книгой И. Дзюба начал думать очень давно, собирая в букинистических магазинах старые русские журналы, в которых говорилось о покорении Россией «диких народов», задумывался над словом правды, словом боли и словом гнева Шевченко. Монографию «Тарас Шеченко» он опубликовал в 2005 году, «в которой гений Украины предстает в широком историческом контексте - в сопоставлении с европейскими романтиками и прежде всего в славянском идейно-эстетическом контексте» 10.

Более тридцати лет прошло с тех пор, как Дзюбу распинали за труд «Интернационализм или русификация?» Пятнадцать из них Украина в статусе независимого государства. А на самом деле она будто на привязи у «старшего» брата. Споры о двух государственных языках волнуют общественность. Снова приходится говорить о духовном опустошении, о современную языковую ситуацию в Украине. Это чрезвычайно беспокоит Ивана Михайловича, потому что «без языка нет нации». Политика русификации продолжается. В декабре 1988 года в газете «Культура и жизнь» и журнале «Коммунист» он печатает статью «осознаем Ли национальную культуру как целостность?» Анализируя взаимодействия различных видов искусств, И. Дзюба утверждает, что « украинский язык не выполняет всех своих общественных и культурных функций», а она является «становым хребтом национальной культуры» 11.

На темы украинского языка И. Дзюба пишет статьи уже более 40 лет, чтобы обеспечить ее повносиле функционирования в обществе. Его беспокоит эта проблема. Особенно обидно, что на протяжении длительного времени приходится защищать родной язык, что является трагедией украинской нации. Много раз И. Дзюба зарекался трогать языковые проблемы, но снова и снова брался за перо. « Нам надо наконец осознать, - пишет он, - русификация Украины - вопреки всем нашим гимнам Украине и украинскому языку и всем ритуалам в их честь - не только продолжается, но и достигает такой глубины, что угрожает самому существованию украинской нации среди наций мира».

В период завоевания и утверждения независимости Украины не было таких вопросов, по поводу которых И. Дзюба не высказал бы своего мнения. Он умеет выделить среди разнообразия явлений самые актуальные и заострить внимание, сосредоточиться на найістотнішому.

Как итог, приведем прекрасные слова из газеты «Правительственный курьер» за 26 июля 2006 г., из которых возникает волевой и неутомимый Иван Михайлович Дзюба:

«Один из выдающихся национальных мыслителей нашего времени, талантливый критик и литературовед, ученый академического звания и академического масштаба, автор многочисленных трудов, статей, докладов, едва ли не каждая из которых пробуждала гражданскую мнению; лидер, духовный организатор и представитель знаменитого украинского шестидесятничества XX века; политический деятель, страстный борец за Украину, ее независимость, ее язык; деятель культуры, искренне преданный великому делу генезис. Это все Иван Дзюба, человек неустанной самоотверженной труда, с его известной в обществе честной и принципиальной позицией на всех этапах и во всех життєпроявах, его гражданской, нравственной человеческой высотой».

1 Николай Ильницкий. Целостность индивидуальности // Дивослово, 2006. - № 7. - С 57.

2 См. же. Киев. - 2001. - № 7-8. - С 138.

3 Виталий Дончик. Под знаком Ивана Дзюбы//Дивослово. - 2006. - № 7. - С.55.

4 Евгений Сверстюк. Иван Дзюба: талант и судьба // Дивослово, 1997. - №9.-С.З

5 Евгений Сверстюк. Иван Дзюба - талант и судьба //Дивослово. - 1997. - №9. - С.4.

6 Там же.

7 Владимир Панченко. Литературный сталкер // Киев. - 2001. - №7-8. - С 143.

8 Роман Иваничук. Мое слово о лидере шестидесятников // Дивослово. - 2006. - № 7. - С 54.

9 Там же.



Литература

1. Жулинский Николай. Иван Дзюба: « У меня свой мир, своя позиция...» Вдогонку с пером в руках за 75-пожилым марафонцем // Слово и время. - 2006. - № 7.

2. Иванычук Роман. Мое слово о лидере шестидесятников //Дивослово. - 2006. - № 7.

3. Сверстюк Евгений. Иван Дзюба - талант и судьба // Чудо-слово. - 1997. - №9.

4. Панченко Владимир. Иван Дзюба - литературный сталкер // Киев. - 2001. - №7,8.

5. Дзюба Иван. Из колодца лет. - Т.2. - К., 2001.

6. Сверстюк Евгений. На празднике надежд. - К., 1997.