Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Игорь Калинец
«Она, как удивительный мир...»
Урок по поэзии Игоря Калинца , «Писанки» 6 класс

Н. Головецкая, О. Солошенко,

учителя украинского языка и литературы

Черкасская обл.



Тема: И. Калинец - один из талантливых украинских поэтов, что пишет и для детей. Поэзия «Писанки».

Цель: рассказать о поэта; помочь учащимся понять метафоричность поэзии художника; раскрыть роль метафоры и сравнения в поэзии «Писанки»; формировать навыки выразительного чтения; воспитывать интерес к изучению народных обычаев и обрядов.

Тип урока: интегрированный урок украинской литературы и трудового обучения.

Оборудование: портрет И. Калинца; иллюстративный материал: образцы орнаментов, памятник украинской писанке в Эдмонтоне (Канада); писанки, крапанки; выставка произведений И. Калинца.

Ход урока
И. Проверка домашнего задания.

1. Выразительное чтение учащимися стихотворений И. Жиленко «Жар-птица», «Подкова», «Гном в буфете».

2. Учащиеся демонстрируют собственные иллюстрации к прочитанным стихам, их одноклассники подбирают названия - цитаты из этих произведений.

3. Ученики читают мікротвори на тему «Мне приснился новогодний сон».

II. Сообщение темы и цели урока

III. Изучение нового материала


Учитель литературы. Сегодня мы совершим заочное путешествие в мир художественного слова Игоря Калинца. Его поэзия земная, чистая, добрая, пронизанная солнечным светом, радостью и большой любовью.

Ваши одноклассники расскажут о жизненном пути поэта.

Первый ученик. Родился Игорь Калинец 9 июля 1939 года в городке Ходорове на Львовщине. В автобиографии он пишет: «С Ходоровом связаны не только мои детские впечатления и воспоминания, потому что оттуда не только источник вдохновения - там сейчас на кладбище люди, что дали мне жизнь и воспитали в здоровом национальном духе. Я также никогда не мог забыть, что я крещен в греко-католическом обряде и что брат моей матери - студент Львовского университета - был замучен в тюрьме на Донского, где 30 лет спустя пришлось мне и моей жене как правозащитникам побывать во время следствия и суда над нами. Неопознанные останки моего дяди в какой из братских могил в Львове. О могиле я также никогда не забывал - слишком много печальной памяти приходится нам, украинцам, тяжесть этого бремени... я рос на традициях родной земли, народной обрядности и Расстрелянного Возрождения».

Второй ученик. В 1961г. окончил Львовский университет и до 1972 работал в областном архиве. В советские времена. Калинец преследовался властями, был осужден на 9 лет за «антисоветскую агитацию и пропаганду». Наказание отбывал на Урале и в Забайкалі.

«В заключении работал токарем и кочегаром. И был в лагерном движении сопротивления. Радовался тому, что остался человеком. Поэзия помогла выстоять и в первый, и во второй периоды», - так пишет И. Калинец в автобиографии.

Третий ученик. Поэт вернулся в родной Львов в 1981г. К этому времени уже имел 17 поэтических книг, которые 1991г. объединили в два тома: «Пробужденный муза» и «Невольничья муза». Из них только первая книга «Огонь Купала» вышла в свет 1966 году в Киеве.

Четвертый ученик. До 1991г. поэзия И. Калинца была известна украинскому читателю в основном из «самиздата». В этом же году в Украине появилась книга избранного «Тринадцать аналогий», за которую автор удостоен Национальной премии им. Т. Шевченко. В начале 1992г. И. Калинец стал лауреатом премии им. В. Стуса.

Пятый ученик. В творческом наследии И. Калинца есть книги и для детей, в частности, сборник стихов «Книжечка для Звонки».

Этим именем называлась любимая девушка предводителя карпатских опрышков Олексы Довбуша. Звонка - имя дочери поэта. Она была еще совсем юной, когда отец написал цикл стихов «Дивосвіт». Для нее внешний мир представал загадочно-волшебным, сладкоголосым, разноцветным.

Учитель литературы читает наизусть стихотворение «Писанки».

Обмен впечатлениями.

- Какие мысли и чувства вызвала у вас эта поэзия?

- Какова тема произведения?

Учитель литературы. Писанки берут свое начало от древних верований нашего народа.

Могучий бог Род якобы имел способность превращаться в сокола. В исконные времена он снес золотое яйцо, которое имело внутри желток с белком, а зародыш всего мира.

Была лютая зима. Птицы не успели улететь в теплые края и стали погибать. Люди взяли птиц до своих домов, отогрели, а весной отпустили в теплые края. Пернатые не спешили, вернулись, а на крыльях вместе с весной принесли странные яичка. С тех пор с приходом большого весеннего дня люди писали писанки.

Ученики читают стихотворение «Писанки».

Устное рисование.

Опишите картины, которые возникли в вашем воображении при чтении стихотворения.

Настроение стихотворения?

Учитель трудового обучения. Те орнаменты, которые наносили писанкари на яйцо, были не простыми рисунками, а таинственными знаками, связанными с магическими обрядами. Писанки были верными помощниками и защитниками наших предков. Кстати, писанкари не начинали работу, когда с кем-то поссорились или были в гневе, ведь писанки - символ добра и солнца.

- Какие слова и выражения применял И. Калинец, чтобы читатель лучше представил мать за святой работой?

Учитель трудового обучения. Для писанки лучше всего выбирать маленькие сырые яєчка. их надо помыть в летний воде, добавляя одну ложку соды. После этого на 2-3 мин. положить в воду с легким раствором уксуса. Когда яичка просохнут, их можно расписывать.

Это вы вчера дома сделали, сейчас будем расписывать писанки.

Чтобы первая же вас не разочаровала, не надо браться за сложные орнаменты. Начнем с простейшей писанки, называется «сосенка».

Сначала карандашом рисуем линии будущего орнамента. Затем тремя пальцами левой руки держим яйцо, а тремя пальцами правой - писачок. Мизинец правой руки поддерживает равновесие будущей писанки.

Набираем писачком горячего воска, прислоняем его отверстие до яйца и записываем линии, обозначенные карандашом. Отверстие писачка должен приставать к скорлупе ровно, мы держим его на месте, а левой рукой осторожно оборачиваем яйцо. От этих линий рисуем маленькие черточки, похожие на сосновую глицю.

После этого яичко опускаем в зеленую краску. Вечером положите яйцо в духовку, воск растает - и вы легко сотрете его. Писанка «сосенка» готова.

Учитель литературы. Какими красками мама красит яйца? Прочитайте.

(Путешествует писанка по мисках с луковичным золотым компотом, с настоями на травах и коре, на веснянім и на осенним зелье - и писанка оранжево горит в філіграннім сплеті линий).

Учитель трудового обучения. Когда каждая художница готовила краски сама. Коричневую - из дубовой форы, красную - из шелухи лука, желтую - из коры молодых яблоневых ветвей, черную с неподсоленного отвара молодой ольхи.

Учитель литературы. Какие орнаменты рисовала мама на писанках? Прочитайте.

(От слов: «То уж она, как удивительный мир..». до слов: «... геометрический космацкий орнамент»).

Учитель трудового обучения, (демонстрирует образцы орнаментов и «прочитывает» их).

Писанка «бесконечник».

Вот посмотрите, в этом орнаменте нет ни начала, ни конца, как нет начала-конца жизни на земле. «Бесконечник» напоминает вечное движение спокойной морской волны. Эту писанку пчеловоды клали под ульи, чтобы бесконечно роились пчелы.

Писанка «рожа».

Сначала яйцо делим линией пополам, а затем вдоль от торца до торца. На перекрестке линий изображены прямые, вкось, ломаные кресты. Эти линии соединены уголками, которые образуют восьмипелюсткову зарю-рожу. Если между лепестками-уголками поставим «бараньи рожки», то будет «рожа косичаста».

Писанка «Берегиня».

Женская фигура с возведенными вверх руками. Берегиня - славянская богиня жизни и плодородия.

Писанка «небесные олени».

Это древняя гуцульская писанка. «Небесные олени» якобы породили всех людей и животных на свете.

Петух, по народным верованиям, воротил гром и молнию. Поэтому писанку с изображением этой птицы клали под угол дома, чтобы уберечь ее от молнии.

Цветы, по украинским поверьям, были лицами нерожденных детей. Бездетные женщины пытались писать много писанок с цветами и дарить их детям.

Учитель литературы. Итак, мы убедились, что каждая писанка - это источник знаний, действие, что дает жизнь современникам, творит его продолжение. «В народе говорят, что конец света наступит тогда, когда ни один ребенок не колядуватиме и ни одна хозяйка не будет расписывать яичко, не будет готовить пасхальных яиц».

(Николай Ткач)

На Гуцульщине еще и поныне рассказывают легенду, созвучную с мнением поэта М. Ткача.

Ролевая игра

Автор. Злой Ирод, прикован в аду, ежегодно посылает своих слуг на землю и спрашивает их, когда вернутся.

Ирод. А люди писанки пишут, или нет?

Слуга. Пишут все люди.

Автор. Тогда Ирод аж заходится от плача, потому писанкари - то не его люди. Плачет Ирод, срывается с цепей, но кузнецы снова грубят железо.

Поэтому пока пишут люди писанки, до тех пор будет мир, а как перестанут, тогда мир должен кончиться.

Учитель литературы. Какие вы знаете обычаи, связанные с писанками?

Первый ученик. Когда девушка дарит парню писанку, значит, признается ему в любви.

Второй ученик. Подаренную писанку благодарные хозяева имеют по окрасу и держат на полке.

Третий ученик. Лучшие писанки хранят в прискрыне до следующей Пасхи.

Четвертый ученик. Девушки и женщины кладут яйцо в воду и умываются ею, чтобы лицо было миловидным, здоровым, а на щечках горел румянец.

Пятый ученик. Скорлупы из писанок закапывают на озимых, ярине, выбрасывают на грядки, чтобы хороший урожай был.

Шестой ученик. Выедены писанки вешали на гвозди под образами, чтобы оберегали дом и семью от грома.

Седьмой ученик. Красное яйцо дает силу, здоровье, красоту. Если умыться водой, в которой плавало красное яичко, заслышав первый гром, то повезет на красоту, счастье, здоровье.

Восьмой ученик. Умершим на Пасхальной неделе кладут в гроб писанки и крашенки.

Класс объединяется в четыре группы, и каждая демонстрирует народную игру с писанками.

Первая группа. Побить.

По очереди двое учеников бьют яйцо об яйцо. У кого разобьется, тот отдает свое яйцо победителю и выходит из игры. Последний играет побить со следующим игроком.

Вторая группа. Навкотки.

По двое катят яйца, стучат одну в одну. Чья разбилась, то ее теряет и выходит из игры, уступая другому ученику.

Третья группа. Китця.

Яйцо берут между ніски ботинок и катят. Недалеко поставлена еще одно пасхальное яйцо. Если игрок попадает китцею в нее, то выиграет.

Четвертая группа. Слипец.

Обеими руками закрывают глаза и идут к писанки. Когда останавливаются около нее, то выиграют.

Учитель трудового обучения. С принятием христианства на писанках появились новые рисунки-символы Христовой веры: крест и небольшая церковь. Есть и писанки со знаками государственного происхождения. На них, кроме орнамента, изображают трезубец, на других - читаем надпись: «Христос воскрес! Воскреснет Украина!»

Украинская писанка вместе с нашими земляками отправилась в далекие миры. И теперь много американцев, австралийцев, немцев, канадцев не представляют Пасхального праздника без писанки.

В канадском городе Эдмонтоне установлен памятник украинской писанке.

Учитель литературы. Назовите метафоры и сравнения, встречающиеся в стихотворении «Писанки».

Метафоры:

«Путешествует писанка по мисках...»

«... и писанка оранжево горит в філіграннім сплеті линий».

«... она ... звенит...»

«И стилизованные сплетаются сады в маєві густых обрамлений...»

«И я поплыл в мир детских грез на белые колыбельные оболони...»

«Катились писанками ізгори, ясные солнца в мамины ладони».

Сравнение:

«... она, как удивительный мир, то уже звенит, как сгусток солнца...»

- Какие ассоциации вызывает у вас слово «писанка»?

(Пасха, солнце, апрель, яйцо, дряпанка, пасха, воскресение Иисуса Христа, «Христос воскрес! - Воистину воскрес!», радость).

IV. Итог урока

«Микрофон».

1) Что мне нравится в стихотворении «Писанки».

2) Моя любимая писанка.

VI. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение «Писанки»; нарисовать иллюстрацию к стихам из цикла «Сказка» (по выбору учащихся).

Литература

1. Украинская литература: Хрестоматия нововведенных

произведений в трех частях. Часть первая (5-6 классы). - К.: Генезис, 2004.

2. «Световид». - Апрель 1991г.

3. «Подсолнух». - Март 1991г.