Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Самчук Улас
Система тестовых заданий по роману Уласа Самчука «Мария»

Н. Белоус,

аспирантка

Винница


Одной из актуальных проблем, продиктованных современностью и потребностями школьной практики, является проблема взаимосвязанного изучения украинской литературы и истории. Хотя литература и история в школе - две отдельные предметы, однако в своей общественной жизни они как две грани одного явления. В художественной литературе не только раскрываются характеры, переживания персонажей, но и описываются те или иные исторические события. А понять ход исторических процессов без обращений к украинской ментальности, типичных народных характеров довольно трудно.

В художественной литературе творчество Уласа Самчука, в частности, его роман «Мария» является одной из самых ярких иллюстраций исторических событий на территории Украины.

Предлагаем систему тестовых заданий разных типов для учеников 11 класса по роману Уласа Самчука «Мария», которые помогут проверить не только знание учащимися содержания художественного произведения, но и хода исторических событий в Украине, о которых идет речь в романе.

И. Тестовые задания с выбором одного правильного ответа

Такой формат теста является наиболее часто используемым, он позволяет оценить учебные достижения старшеклассников на разных уровнях: знание, понимание и применение знаний.

1. Отметьте строку, в которой правильно указан жанр произведения Уласа Самчука «Мария»:

а) роман в новеллах;

б) социально-бытовой роман;

в) роман-хроника;

г) повесть.

2. Кому посвящен роман «Мария»?

а) Матерям, погибших голодной смертью в Украине в 1932-1933 годах .

б) всем матерям.

в) матерям, чьи дети погибли во время голодомора 1932-1933 pp.

г) женщинам, которые пережили страшные муки во время «голодных» 1932-1933 гг.

3. «Мария» Уласа Самчука раскрывает трагедию голода в Украине 1932-33 гг., который историки называют геноцидом. А что означает это слово?

а) голодомор;

б) сознательные действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической или расовой группы;

в) жертвы массового голодания в 1932-33 годах;

г) причины голодомора.

4. Кого автор называет Иродом-Знущателем в таких строках произведения: «Говорят, что где родился великий пророк, который ведет наш народ из неволи, черные духи известили об эту весть Ирода-Знущателя, а мрак и голод великий народ наслал. Сто тысяч детей должен умереть»?

а) В. Молотова;

б) П. Постышева;

в) Л. Кагановича;

г) И. Сталина.

5. Сталинщина привела к духовному растлению народа - создание «нового типа» человека, которому присуща жестокость, ложь, предательство. На примере кого это показывает Улас Самчук в романе «Мария»?

а) Максима;

б) Игната;

в) Корнея;

г) Надежды.

6. «Настало начало конца. Дни Марии кончились. Солнце так же всходило и заходило. Но знаки на востоке все больше и больше указывали приближение. Шел, шел и побеждал жестокий дух руины, и не было ему спину, потому что ни Корней, ни Мария, ни сотни, тысячи Корніїв и Марий не знали и не могли знать, что близится их упадок, их конец...»

О какое начало и конца которого говорит автор?

а) начало революции;

б)начало голода;

в) начало коллективизации;

г) начало гражданской войны.

II. Тестовые задания с выбором нескольких правильных ответов

В тестах такого типа учащимся предлагается выбрать некоторое количество (например, две, три или четыре) ответов из предложенного списка вариантов.

Тестовое задание такого формата также диагностирует знания, понимания и применения.

1. Определите проблемы, которые Улас Самчук нарушает в романе «Мария»:

а) голодомор 1932-33 гг.;

б) супружеская верность;

в) революция на селе;

г) Великая Отечественная война;

г) родители и дети;

д) преступление и наказание;

есть) проблема денег; е)репрессии.

2. Отметьте исторические события, о которых рассказывается в произведении:

а) Великая Отечественная война;

б) революция;

в) гражданская война;

г) образование УНР;

г) коллективизация;

д) голодомор 1932-33 гг.

3. Отметьте названия разделов, из которых состоит роман Уласа Самчука «Мария»:

а) «Книга о рождении Марии».

б) «Книга жизни Марии».

в) «Книга дней Марии».

г) «Книга о хлебе».

г) «Книга о голодоморе».

д) «Книга о смерти Марии».

4. Определите ведущие мотивы, которые выделяются в структуре текста:

а) мотив труда;

б) мотив любви;

в) образ Божией Матери;

г) мотив греха;

г) мотив страдания;

д) мотив богатства.

5. Отметьте действия советской власти во время голодомора 1932-33 гг.:

а) целесообразно проводила массовую коллективизацию:

б) не снизила темпов хлебозаготовок, несмотря на низкий урожай;

в) замалчивали реальные масштабы голодомора;

г) когда голодомор начался, пыталась уменьшить количество жертв;

ґ) репрессиями уничтожил всех, кто осмелился настаивать на факте голода;

д) не скрывая от мировой общественности факт голода, принимала помощь от стран Запада.

III. Тестовые задания на установление соответствия

Такие задачи относят к категории логических пар и еще называют форматом расширенного выбора.

Выполняя тестовые задания на установление соответствия, нужно соотнести материал двух колонок: левой, где части материала обозначены буквами, и правой, где части обозначены цифрами. Тестовые задания такого типа почти исключают угадывание правильных ответов, поэтому их считают более надежными.

1. Установите соответствие между героями и их характеристиками:

A) Мартин Заруба

1) бывший моряк, черствый человек, которому земля помогла поверить в собственные силы и превратиться в доброго хозяина и любящего отца;

Б) Игнат Кухарчук

2) высокодуховная личность, сельский философ и мыслитель;

B) Корней

3) зажиточный крестьянин, имеет батраков, но есть не глитаєм и эксплуататором, а благоразумной и щедрым человеком.



А Б В

3 2 1

2. Установите соответствие между описаниями событий и периодами жизни Марии:

А) найми

1) «Марию мыли, чесали, відкормлювали. За это пасла летом двенадцать скота, зимой носила воду, пидстеляла в хлевах, помогала прясть шерсть, паклю, пряла на мешки вал и мотала клубки».

Б) раннее сиротство

2) «Прошло много дней. Каждого из них Мария звала и ждала маму, но всходило солнце, Мария ложилась спать, вставала - нет и нет. Медленно начала забывать».

В) женитьба с Игнатом

3) «До этого времени жили на «веру». Теперь же сам изъявил желание «обкрутиться». Принес корзину «шкаліків», задавил поросенка, созвал соседей и загулял «свадьбу».

Г) брак с Корнеем

4) «Солнце зашло, и темнота стала по целой Украине. Игнат покинул Марию саму. Завтра еще придет. Мария лежала навзничь, смотрела во мрак, в безграничную тьму: начинала медленно просматривать развернутую Игнатом книгу своей жизни».

Д) Мария во время голодомора.

5) «Благословляли на брак непаристими образами. Не было времени поехать и купить паристі. Один образ - Матерь Божья Молошна, второй - Иисус Христос, меньше размером, а это недобрый знак».



А Б В Г Д

1 2 3 4 5

3. Установите соответствие между описаниями событий в произведении и историческими фактами:

A) Первая мировая война

1) «Медленно, незаметно подкрадывался 1917-й... Зима неопределенная. Метелицы, оттепели... В окопах молоденькие мальчишки в лаптях... Идут в наступление...

На села нажимали все новые и новые требования... Тихий люд... набирался злости... Из-под незыблемых, забытых деревень вылезал жестокий зверь».

Б) революция

2) «Первая коллективная осень. Тракторы, молотилки. Порванные и загнаны мужики...

- Все, все забрали... Вот уж никак не знаю, за что нас наказали.

B) гражданская война

3) Стоял незабываемый 1914-й. Затрубили в горны, зазвонили в колокола. Заржали кони, заплакали матери и невесты... Матери! Чего вы плачете, матери? Жаль вам ваших сыновей? Не плачьте, их миллионы в России.

Г) коллективизация

4) «Из вялотекущих, ободранных домов вылезали на весеннее солнце опухшие, вылезали немощные, вылезали отощавшие! Сходились на совещание скелеты с розчухраними головами...»

Д) голодомор 1932 - 1933 гг.

5) «- Малчі, бабка!.. Теперь савєцкая власть. Не бойсь, товарищ Ленин все заплатіт.

- Но вы не татары. Зачем же разбрасывать?..

- Малчі, старая!.. Ето вайна! Мария смотрит, как творится война.

- С кем, люди, война?»



А Б В Г Д

3 1 5 2 4

IV. Открытые тестовые задания с кратким ответом

Такой формат тестовых заданий предполагает краткий ответ (слово или словосочетание), которую надо вписать в условие задачи, или окончания утверждение.

1. На месте трех точек впишите имя литературного персонажа, о котором идет речь.

A) «Того самого дня «Пролетарская правда» содержала следующее заявление: «Я отказываюсь от своих родителей-кулаков, которые всю свою жизнь были врагами рабочего класса и стояли на началах собственности и даже теперь не отрекаются от своих позорных основ». (Максим)

Б) хромает на правую ногу, но хозяин, каких мало. их три брата. Трудолюбивые и умные». (Игнат Кухарчук)

B) «... забрали в матросы. Вечерами пряталась Мария от людей и разливала множество девичьих слез. Карие Плакали глаза, чахли из жалости загорелые розовые щечки». (Корнея)

Г) «Кто-то вернулся с германского фронта и рассказывал, что видел собственными глазами, как под Варшавой немцы захватили русскую батарею и как великий немец в шпичастій шапке прохромив штыком». Мария не могла оставаться самой в темноте». (Дємка)

Д) «Но ... на душе суга. Тяжелая и черная суга. Снился странный сон: получила письмо от Корнея: «Жив и здоров, но домой скоро не надейся». (Марии)

Конечно, на уроках литературы можно использовать только тестовые задания как средство проверки знаний учащихся, поскольку они не дают возможности школьникам проявить способность анализировать, синтезировать и оценивать разнообразную информацию. Но использование закрытых тестовых заданий в работе учителя-словесника - это один из способов проверить такие результаты учебной деятельности, как объем информации, что запомнил ученик, знание содержания художественного произведения, а также умение использовать теоретические знания в работе с предложенным материалом.