Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Подмогильный Валерьян
«История человеческой души»
Изучение романа Валерьяна Пидмогильного «Город» в русле экзистенциальной парадигмы

О. Лілік,

преподаватель украинской литературы Чернигов



Большая часть истории украинского народа - это жизнь под властью России, Польши или Австро-Венгрии, когда нельзя было свободно высказывать свои политические и общественные идеи; поэтому возникла необходимость прикрывать их литературной форме. История украинской политической и философской мысли XIX-XX вв. на две трети совпадает с историей украинской литературы. Но большинство из этих произведений во времена Советского Союза или были неизвестны читателям, или інтерпретувались с классовых позиций. Поэтому, например, мы и не знаем, что именно Леся Украинка начала «драму идей», а не Бертольт Брехт, как принято считать; а Валерьян Пидмогильный и Виктор Домонтович были создателями интеллектуального романа, а Валерьян Пидмогильный стал предтечей французских Альбера Камю и Жана-Поля Сартра [4; 142].

В неінторпретованих, «нечитаемых» произведениях, к которым и принадлежит значительная часть работ украинских авторов, как считает Оксана Забужко, живая мысль замирает, а само произведение ждет на «собеседника».

К таким «непрочитанных» произведений мы можем отнести и роман Валерьяна Подмогильного «Город». Творчество этого писателя по программе для 12-летней школы изучается в 11 классе. За последние годы произведения Валерьяна Пидмогильного были достаточно проанализированы с позиций экзистенциализма, но это почти никак не повлияло на методику их изучения в школе. Широким целом эти произведения все еще остались «непрочитанные», то есть главные идеи романа не были донесены до читателя. Поэтому должен быть разработан специальный подход к изучения экзистенциальной прозы в школе, чтобы ученики стали «настоящими собеседниками» этого романа, чтобы начали интерпретировали произведение не с точки зрения отношений «город-село» или карьеризма главного героя, а пытались исследовать тайны внутреннего мира Степана Радченко и проблемы его взаимоотношений с внешним миром. Целью этой статьи является моделирование процесса изучения романа Валерьяна Пидмогильного «Город» в русле экзистенциальной парадигмы, оптимальный отбор форм, методов и методических приемов; которые бы обеспечили эффективность усвоения учащимися этого литературного произведения.

Роман «Город» увидел свет в 1927 году. 20-е годы XX века - период утверждения советской власти: еще существует определенное сопротивление со стороны народа, которому не нравится политика «военного коммунизма», поэтому большевики идут на временные уступки в виде Нэпа и украинизации, а в то же время ведут жестокую борьбу с отрядами повстанцев по всей Украине и разрабатывают планы индустриализации и коллективизации. В воздухе уже ощущается предчувствие чего-то грандиозного и трагического... Начинают развиваться города, их развитие происходит за счет пополнения свежей молодой силой, которая попадает сюда из деревень. Валерьян Пидмогильный в своем романе «Город» изображает типичную для 20-х годов картину: главный герой романа Степан Радченко приезжает из деревни в город «с комплексом ненависти к нему и желанием завоевать его». Сначала он стремится получить образование для того, чтобы потом вернуться домой и полученные знания использовать на практике для реформирования села. Критик А. Никовский отмечает, что Степан Радченко стал «пушечным мясом города, ибо ничего в нем не изменил, не смирил ни себе, ни идеи города-села или города-сада, сам же предался власти города, как оно есть, и подвел случаев и суеты свою судьбу и переживания» [8; 314]. Парень поступает в Вуз, заканчивает его, становится писателем, работником журнала, принимает участие в киевском литературном жизни. Валерьян Пидмогильный последовательно изображает психологическое и материальное утверждение своего героя в городе через смену работы, жилья, отношения с женщинами, увлечение творчеством. Действие произведения словно происходит во внутреннем мире Степана Радченко, автор представляет нам развитие событий через их восприятие главным героем. Валерий Шевчук отмечает, что роман «Город» написано как психологическое произведение - это история человеческой души, возможно, с автобиографическими элементами, но предостерегает от отождествления автора с его героем [9; 359]. Поэтому очень важно, чтобы во время изучения произведения Валерьяна Пидмогильного эти и другие важные аспекты не прошли мимо внимания учащихся.

Тема: Духовный мир человека в «Городе» Валерьяна Пидмогильного.

Цель: дать учащимся представление о экзистенциализм как художественную систему; сформировать представление о развитии украинской литературы как часть мирового литературного процесса; проанализировать роман Валеряна Пидмогильного «Город» с позиций экзистенциализма; раскрыть новаторский характер его творчества, проявившийся в его философско-психологической прозе;

Формировать умение работы с текстом, дополнительными источниками, самостоятельно искать информацию, делать выводы и обобщения. Совершенствовать умение анализировать текст с точки зрения определенной философской системы.

Формировать у учащихся интерес к творчеству украинских писателей периода расстрелянного возрождения, поощрять к самостоятельной исследовательской и аналитической деятельности.

Форма урока: семинар - развернутая беседа с элементами комментируемого чтения и дискуссии.

Изучение произведений с экзистенциальными чертами должно быть построено на диалогической взаимодействия ученика и учителя, произведения и ученика, произведения и писателя, произведения и эпохи. В одиннадцатом классе ученики уже имеют большой опыт анализа художественных произведений, но экзистенциальная проза имеет свою специфику, которая требует от учеников и учителя наличии значительного запаса знаний по истории, основ философии, украинской и зарубежной литератур. Необходимо активизировать знания, полученные на предыдущих уроках и из других курсов; активно использовать уже сформированные навыки и умения: анализировать текст; работать с дополнительной литературой; делать обобщения; отстаивать свое мнение; давать характеристику литературному персонажу и эпохе, в которую жил и творил писатель; определять, как она повлияла на его мировоззрение и формирование художественной позиции. Перед первым самостоятельным чтением романа учитель должен сориентировать учащихся, на каких аспектах произведения нужно сосредоточиться, чтобы важные моменты не остались без внимания читателей. Поэтому стоит поставить перед одиннадцатиклассниками следующие задачи:

- Обратите внимание на то, какие чувства переживает Степан Радченко сразу по приезде в город? Каково его отношение к городских жителей? Как оно меняется со временем?

- Как вы понимаете эпиграф романа? Как эта борьба между животным и ангельским происходит в Стеанові?

- Проследите, как развиваются отношения главного героя с женщинами. Какие чувства переживает Степан к каждой из женщин?

И. Опорный конспект.

Учащиеся достаточно тяжело воспринимают и усваивают информацию о литературные направления и художественные системы. А эти знания необходимы для правильного понимания специфики произведения, для определения места и значения произведения и творчества писателя в мировом литературном процессе. Как правило, учащиеся не имеют четкого представления о развитии литературного процесса, особенно периода конца XIX - начала XX века: для них украинская или зарубежная литература - это калейдоскоп фигур писателей и их произведений, а все «измы» переплутались. Поэтому работа по ознакомлению с художественными системами должна иметь систематический характер, и каждая система имеет в учеников ассоциироваться с определенными произведениями и писателями в украинской и зарубежной литературе.

В творчестве Валерьяна Пидмогильного экзистенциальные черты проявились в большей степени, чем в творчестве других украинских писателей, поэтому информацию о екзистеціалізм как о художественной системе стоит подать именно в контексте анализа творчества этого художника. Даже если ученики уже знакомы с этим понятием из предыдущих; темы или из курса зарубежной литературы опорный конспект только активизирует и систематизирует их знания. Предлагаем ориентировочный текст конспекта о экзистенциализм как художественную систему.

Экзистенциализм - философское направление, сформировавшееся во французской философии и литературе в первой половине XX века. Его считают основоположником датского философа Серена Кьеркегора (конец XVIII века), который считал, что наука недостаточно обращает внимание на конкретного человека, его переживания и страдания, эмоции и мысли. Как философское течение экзистенциализм сформировался после Первой мировой войны во Франции и Германии.

XX век принес человечеству две мировые войны, множество локальных конфликтов, революций, переворотов, мировой экономический кризис 1929-33 годов. Все это сделало актуальным проблему человеческого выживания, сохранения психологической полноценности, обретение себя в экстремальных ситуациях. Представители экзистенциализма обратили свое внимание именно на внутренний мир человека в экстремальных ситуациях; они считали, что нет человека, который бы не чувствовала хоть немного отчаяния; нет человека, в чьих сокровенных недрах не скрывалась бы какая-то обеспокоенность, тревога, дисгармония, какой-то страх перед неизвестным или чем-то таким, что его она даже не желает осознавать. Этих чувств не способны устранить никакие внешние события, они могут их углубить и обострить. Каждый имеет свою внутреннюю сущность, свою индивидуальность, свое «я», свою экзистенцию.

Философия экзистенциализма - это философия человеческого существования. Человек находится во враждебном мире и, чтобы достичь истинного бытия, ей нужно обратиться к своего внутреннего существования. Человек постоянно находится в пограничных ситуациях, в которых она предстает перед выбором. В пограничных ситуаций относятся те, которые человек не может решить или преодолеть эти ситуации предстают перед ним как стена, отбрасывает ее назад, к себе, к экзистенции. Разбиваясь об эту стену и терпя поражение, человек, по мнению экзистенциалистов, наконец осознает себя, свою экзистенцию. Такими ситуациями являются, по мнению Карла Ясперса, смерть, страдание, борьба, которую невозможно вывести из внешних предпосылок, то есть с объективно существующей действительности. Одна из основных категорий экзистенциализма - свобода. Свобода - это как определяющий фактор человеческого существования, как единственное его обоснование. Человек - это и есть свобода, она безграничная и ничем не определена. Свобода определяется возможностью выбора, этот выбор имеет нравственный, поведенческий характер, и даже когда отказ от выбора - это уже выбор.

Французский экзистенциализм - это перекресток философии и литературы, иными словами, экзистенциализм - это литературно-философское течение, которое появилось на базе синтеза литературы и философии. Философы-экзистенциалисты считали, что «литература - это одна из форм выражения философских идей».

Экзистенциализм в творчестве украинских писателей широкого распространения не получил, как скажем, во Франции или Германии. После утверждения советской власти и создание Советского Союза контакты украинских писателей с Западом были ограничены, поэтому экзистенциализм в творчестве украинских писателей не мог попасть из западноевропейских философских трактатов. Но присутствие экзистенциальных мотивов в украинской прозе объясняется особенностями украинской ментальности, а также тем, что экзистенциализм был явлением, обусловленным общими мировыми тенденциями, его идеи «витали» в воздухе, это был процесс, неподвластный власти. Экзистенциальные идеи ярко проявились в творчестве украинских писателей на рубеже XIX-XX веков в пьесах Леси Украинки и Владимира Винниченко, новеллах Михаила Коцюбинского, Василия Стефаника, а в середине XX века - в романах Ивана Багряного и Василия Барки. Но когда мы говорим о экзистенциализм, то первое имя, что приходит на ум - это Валерьян Пидмогильный.

II. Беседа.

Беседа поможет обратить внимание учащихся на те аспекты произведения, которые во время первого прочтения были ими восприняты поверхностно. Через систему вопросов можно выяснить, какое представление они имеют о основные категории экзистенциализма и умеют находить экзистенциальные черты в художественных произведениях. Желательно, чтобы старшеклассники, отвечая на вопросы, активно использовали цитаты из произведения для подтверждения своих мыслей. Мы не ставим перед собой цель развить дискуссию между учениками, но если в процессе работы возникнет такая ситуация, то это только будет способствовать лучшему усвоению материала

- Как вы понимаете понятие абсурд? Какие слова-синонимы вы бы подобрали к нему?

Ученики приходят к выводу, что абсурд - это бессмыслица, чушь, нелогичность, несоответствие, которую человек видит в реальном мире; это когда реальный мир не соответствует ее ожиданиям. Учитель должен расширить понимание учащимися этого понятия: абсурд - это конфликт между субъектом и объектом. Человек ищет спасения и значимости в своем окружении, но мир ее не удовлетворяет. Это расхождение между надеждами и ожиданиями человека и миром, что его окружает, - абсурд. Абсурд не является приметой материального мира, физической действительности. Материальный мир может быть совсем упорядоченным и логичным, но когда он отстает от человеческого восприятия его, мы имеем экзистенциальную абсурдность.

- Есть город в романе в Пидмогильного «абсурдным миром» для Степана Радченко? А для читателей? Объясните свое мнение.

- Мир в представлении экзистенциалистов является враждебным для человека. Она чувствует себя одинокой, покинутой, «утерянной». Тревога, беспокойство, забота, подавленность - вот что чувствует человек в отношениях с окружающим миром. Характерны ли подобные ощущения для главного героя романа «Город»? Докажите свое мнение цитатами из текста.

- Как Степан Радченко реагирует на абсурдность мира? Стремится ли он преодолеть ее?

Стоит напомнить учащимся, что философы-экзистенциалисты называли несколько путей спасения от абсурда: смерть (самоубийство), бунт (борьба) и творчество. Чтобы дать ответ на этот вопрос, старшеклассники должны проследить путь главного героя от времени приезда из села в Киев. Сначала парень враждебно настроен к городу, оно для него является олицетворением враждебного и чужого, он бунтует, пытается бороться с ним, стремится изменить, считает, что именно он призван побороть город с его абсурдными законами жизни. Эти утверждения желательно доводить отрывками из произведения, например: «Вот они, эти горожане! Все это - старый порох, что надо стереть. И он к этому призван. Вот они - горожане! Лавочники, бессмысленные учителя, неунывающие из глупостей куклы в пышных уборах! их надо вымести прочь, раздавить..., и на место их придут другие» [1;45]. Абсурдный мир окружает и пронизывает парня, преодолеть его невозможно, а когда человек не может преодолеть трагическую абсурдность бытия, то она должна «окунуться», «раствориться» в ней. Постепенно город меняет его, меняет его внутренний мир, его убеждения и стремления, и уже во второй части романа Степан Радченко сам становится частью города, частью этого абсурда, он воспринимает его таким, каким оно есть [1; 260].

- Можно считать литературные попытки Степана формой борьбы с абсурдностью этого мира? Является ли это зову души, стремлением выразить душевные переживания? Для ответа на этот вопрос найдите в тексте произведения отрывки, в которых говорится о решении Степана Радченко стать писателем. «Степан возвращался домой, охваченный единственной мыслью, отдаваясь ей до остальных, до последней клетки своего мозга. Желание, возникнув в нем и привившись, покоряло его всего, зрушувало себе на пользу все его силы, заступало весь мир, делая его самого похожим на тетерю, что только собственный пение слышит. Молодая пружина его мысли, что давеча еще слабо шевелилась, напряглась и начала вскоре растянут, давая движение сотням колесиков и лифтов. Так, Степан должен был стать писателем. Ничего ни страшного, ни необычного он не чувствовал в этом жажде. Он сроднился с ним за несколько часов так, будто викохував года, а в волнении своем усматривал признак таланта, проявление вдохновения для творчества»[1;67]. «...перечитать не решился, чувствуя неловкость перед собой написанное. Но и стоило его писать? Ведь писавши, не понимал, ни зачем, ни почему он пишет! Какова же может быть цена такой бессознательной труда?» [2; 161].

- Какова тематика его произведений? Как возникла у Степана мысль написать произведение о человеке?

После вечеринки, на которой состоялось знакомство с Ритой, он начал перечитывать сборник своих рассказов и заметил, что «Нигде на протяжении сотни страниц не встретил он человека - того, что мучается и хочет, что сумасшедшие порывы зарождает в боли, того, что прозябает и растет, ползает и возвышается на верховине. Он не нашел в тех страницах печального карлика с огромным умом, мелкого зверя, что тянет на щуплых плечах вечное бремя сознания; не нашел волшебной ребенка, что так мило плачет и смеется среди красочных игрушек существования, жестокого войовника, что умеет убивать и умирать за свои мечты, строгого поборника за далекие дни, неутомимого гонца в будущее. И это отсутствие поразила его: зачем же эти произведения, когда человеческое сердце у них не бьется?» [2; 212].

Можно процитировать письмо Валеряна Пидмогильного от 6.07.1935 г. к жене: «С литературной работой вопрос оказалось сложнее, чем мне казалось сразу. Дело в том, что я слишком долго был оторван от жизни, и теперь в своих планах все время наштовхуюсь на этот огромный и позорный гандж. Мне нужны люди, люди... [ 3; 411]. Итак, это была позиция самого автора: Пидмогильный считал, что главным в произведении является человек.

- Кто еще из героев романа выбирает творчество как спасение?

Ученики должны вспомнить Риту и поэта Вигорського. «Он (Вигорський) живо налил стаканы.

- За литературу! Должны уважать то, что дает нам заработок. Но скажите - только честно! - почему вы начали писать?

- Из зависти, - ответил парень (Степан Радченко) краснея.

- А я - от чувства хилости. Это то самое» [2; 166].

- Можно ли считать Зоську Голубовскую абсурдным героем? Как девушка борется с абсурдностью этого мира?

Зоська - это воплощение несбыточных надежд, ее самоубийство-развязка проблемы абсурда. Хотя сначала она презирает мир, в котором живет, он кажется ей скучным, она смеется со всего, что ее окружает, стремясь побороть эту нудоту. ее очень волнует проблема смерти, и в конце концов Зоська решает проблему своего абсурда жизнь самоубийством.

- Известный испанский философ-экзистенциалист Хосе Ортега-и-Гассет отмечал: «...нас манит не сюжет и дальнейшие события. Доказательством этого является то, что сюжет любого романа переповідається несколькими словами. Поэтому он нам интересен. Беглая рассказ нам не нужна, нам нужно, чтобы автор долго и подробно ознакомил нас с персонажами. Лишь углубившись в жизни героев и их окружение, восприняв их как своих давних знакомых, о которых мы знаем и которые искренне делятся с нами всеми своими тайнами, мы испытываем удовольствия...Нас развлекают Дон Кихот и Санчо, а не то, что с ними происходит» [10; 280]. Согласны ли вы с этим утверждением? Что больше привлекает вас в романе «Город»: сюжет произведения или образ главного героя?

- Охарактеризуйте образ Степана Радченко. Как относится автор к своему герою?

- Валерьян Подмогильный подает развитие событий в произведении через призму их восприятия Степаном Радченко. Действие словно происходит во внутреннем мире главного героя. Чем это можно объяснить?

- Дайте характеристику образу Города, используя текст романа. Каковы средства создания образа Города?

- Прокомментируйте мнение Соломии Павлычко:

««Город» - это своего рода шифр, текст полон недомовлень и намеков ...требует специфического прочтения, учитывая двойственность дискурса».

III. Комментируемое чтение. Учитель или ученики зачитывают отдельные отрывки произведения, а другие комментируют их.

Учитель для этой формы работы выбирает те эпизоды произведения, которые, по его мнению, лучше отражают душевное состояние героев произведения, или на примере которых можно объяснить сущность экзистенциальных категорий. Можно подготовить вопросы к отрывков, чтобы направить их толкования учениками в правильном направлении. Мы предлагаем для этого этапа урока следующие отрывки из романа:

«Чудное впечатление производила на него эта масса томов, среди них он увидел только одну читаемую книгу. В них словно сосредоточилось все то чужое, что невольно пугало его, все опасности, он должен был побороть в городе. Наперекор разуму и всем предыдущим расчетам, безнадежные мысли, сначала вроде вопрос начали осваивать парня.»[1; 28]

«Природа не одарила Степана певучей способностью его народа, и он снова был чужой среди Этой общины. Он чувствовал нелепость своего положения здесь, где он был молчаливым причудливым, что за весь вечер только раз разжал рот, да и то неудачно. Но уйти тоже не мог...» [2; 47]. «Проходила лекция. Он смотрел на ряды, густо обсаженные молодцу, на лектора, хорошо известного ему, наблюдал там и там знакомые движения внимания, небрежности, непонимания. И никакого волнения или боли в нем не проснулось, и то раскаяние, что давеча еще мучило его, увяли от дуновения чужбины, что дул со всей, некогда вожделенной такой ситуации. Парень удивленно отошел и оглянулся вокруг глаз бродяги, к родному краю прибился после блужданий и ничего не нашел того, что был оставил, увидел все измененным и таким далеким от воспоминаний, что даже сожаления эта искаженная действительность не стоит. Здесь, коснувшись заброшенного, понял, что вернуться к нему не сможет, эти стены для него навеки чужие и гул этот его не позовет и не пробудит»[1; 163].

«Тяжелое сумм осваивал его, потому что эта руина наглядно напоминала ему бессмысленность его собственной жизни, потому опустошенность сердца сказалась и на доме. Сев к столу, где кучей лежали развернутые книги и клочья бумаги, он с сожалением осужденного вспоминал те стройные дни, когда радовался невыразимым спокойствием в труде... Осень почувствовал в себе, слякоть и туман.»[1; 142].

- Почему Валерьян Пидмогильный очень часто в своем произведении употребляет для обозначения состояния своего героя слова «чужой», «тошнота», «скука»?

IV. Доклад - самостоятельное исследование ученика.

В XXI веке перед системой образования стоит задача не столько дать учащимся знания, сколько научить их приобретать, поэтому очень важно приучить учащихся к самостоятельной работе. В старших классах они уже имеют опыт такой работы, но особое значение приобретает самостоятельная работа исследовательского, творческого характера: она будет способствовать выработке навыков работы с текстом произведения; получению информации из различных источников (критическая литература, дневники, воспоминания, автобиографии, художественные произведения этого автора или других писателей, которые творили в этот же период или в пределах той же художественной системы); научить сравнивать художественные произведения, образы, делать собственные выводы и обобщения, выступать перед аудиторией и отстаивать свое мнение, используя различные аргументы.

Мы предлагаем самостоятельное исследование как средство углубленной работы над произведением, как способ привлечь внимание учащихся к одному из существенных моментов в романе, который может быть не замечен ими во время чтения. Рекомендуем подготовить доклад на тему: «Борьба животного и ангельского в человеке на материале романа Валерьяна Подмогильного «Город». Несмотря на сложность темы, ученик работает под руководством учителя. Предлагаем исследования, которые стоит использовать: текст романа «Город», а особенно те отрывки, где изложена концепция поэта Вигорського про ум и счастье [2; 167, 195]; статью Александра Ковальчука «Идеологизированое тело как фактор бытия» //Слово и время. - 1997. - №7-8. - С198-200; статью Максима Тарнавского «Неутомимый гонец в будущее (Экзистенциальное прочтение «Города» Валерьяна Пидмогильного)» // Слово и время. - 1991.- №5. - С.56-64; исследование Юрия Шереха «Белок и его забурення» и Соломии Павлычко «Интеллектуальная проза Петрова и Пидмогильного». Предлагаем ориентировочный текст доклада.

Во второй половине XVIII века как философское направление оформилось Просвещение. Философы-просветители создали культ Разума, он провозглашался всесильным, его возможности безграничными, перед ним склонялись, его превозносили. Но в XX веке люди поняли, что человеческий разум может не только помочь, но и навредить: все страшные изобретения, все войны происходили благодаря уму. Вера в всездатність человеческого разума была поколеблена, ученые поняли, что не все можно понять и объяснить с помощью разума, что не только он определяет поведение человека: философы обратили свое внимание на иррациональное в человеке.

Мозг - это высшая форма организации материи. Разум в процессе эволюции победил тело, именно он выделяет человека среди животных, ставит ее выше в иерархии живых существ. Возможно, разум нам дал Бог, когда решил создать человека по своему подобию, то есть таким образом приблизил человека к себе. Считается, что именно руководствуясь разумом, мы решаем, как нам поступать в той или иной ситуации, но когда человека мучает голод, жажда или сексуальная жажда, то тело очень часто не слушает разума и может «идти напролом», делать непредсказуемые поступки. В человеке постоянно происходит поединок тела и ума (тело - как животное, а разум - как признак выделения из животного мира). Экзистенциалисты были одними из первых, кто обратился к человеку, к ее сущности, до ее переживаний, страданий, эмоций, то есть не к разуму, а к чувствам.

Валерьян Пидмогильный эпиграфом к своему роману «Город» взял такие слова из Талмуда: «Шесть примет имеет человек: тремя похожа она на животное, а тремя на ангела: как животное - человек ест и пьет: как животное-она множится и как животное - выбрасывает; как ангел - она имеет ум, как ангел - ходит просто и как ангел-священной языке разговаривает». Соломия Павлычко по этому поводу отмечала: «Он (автор) сделал тело главным героем «Города» и выдвинул идею двойственности человека, которая состоит из ангельского и животного начал. Герои Пидмогильного страдают от раздвоенности между душой (умом, интеллектуальной сферой) и телом, половым влечением. Гармония между этими двумя сферами дается тяжело. По сути она, по мнению автора, невозможна. Поэтому сексуальность в Пидмогильного исключает любовь и заключается в наслаждении для тела» [7; 376].

Размышления в отношении разума и чувств писатель вкладывает в уста поэту Вигорському. Исследователи творчества Валерьяна Пидмогильного считают, что прототипом этого образа был известный поэт и прозаик, автор романа с экзистенциальными чертами «Недуг», друг Пидмогильного Евгений Плужник. Поэт Вигорський - абсурдный герой произведения: об этом свидетельствуют его размышления, образ жизни, даже то, что настоящая фамилия поэта - Ланский, но он считает, что подписывать произведения своим именем - это большая ответственность. Юрий Шерех назвал поэта Вигорського представителем скептицизма [5; 337].

Какие же позиции Вигорського отношении разума и чувственного? Сначала он в разговоре со Степаном утверждает: «с тех пор Как человеческий ум начал абстрагировать, человек безнадежно путь естественности бросила, и обратить ее снова на этот путь можно только отрезав ей голову. Сами посудите: как может человек разрушать природу вне себя, не разрушая естественности в себе? Каждое дерево, срубленное на земле, показывает, что нечто естественное підтято уже и в человеческой душе. Поэтому всякий прогресс есть прогресс от природы в окружении, мышлении и чувствах» [2; 167]. Т.е. не является ли эта идея абсурдной: ум - это вершина развития живого существа, одновременно - это признак упадка, шаг в бездну? Природа дала нам разум, а мы его используем против творца: творение природы уничтожает Ги же. «Человек есть reductio ad absurdum природы. У нас природа сама себя уничтожает. У нас докінчується одна из отраслей земной эволюции, и никто после нас не идет, никакие сверхлюди. Мы - последнее звено в цепи, что будет разворачиваться, может, еще не раз на земле, но другими путями и в других направлениях. Мозг - вот главный враг человека». По счастью, то сначала Вигорський считает, что счастье - это просто полнейшее удовольствие (физическое), оно невозможно, потому что сегодня съел, а завтра голодный... Счастье - это найтваринніша из человеческих иллюзий, именно потому, что она самая естественная [2; 167].

Уже позже Вигорський говорит: «Друг, я не сказал вам еще своей последней радостной новости? Счастье на земле возможно!... Счастье ничего общего с удовольствием не имеет. Если бы иначе было, мы не могли бы понять людей.... Счастье от сознания, что душа упорядочена принципу ума и подчинена ему, есть наивысшее счастье...На страже жизни мы должны поставить разум. Он добрый, он все принимает и прощает. Он умеет опираться на причины, а чутье уничтожает их» [2; 195]. То есть его позиции изменились коренным образом: все жизнь и чувства должны быть подчинены разуму.

Позиции Степана Радченко в отношении умственного и чувственного несколько другие; сразу по приезду в город он верит в то, что все можно изменить с помощью разума. Всеми его действиями руководит разум, но иногда просыпается животное (сексуальная энергия). Развитие отношений с женщинами - это тоже конфликт между разумом и телом. Он начинает считать, что людей познать с помощью разума?) нельзя [2; 183]. И когда Вигорський говорит о счастье, о отношение разум-чувства, Степан выбирает чувственное счастье, чувственное удовольствие, хоть оно и ограничено [2; 195].

Соломия Павлычко считает, что разочарование в силе разума - ведущая философская тема Валерьяна Пидмогильного [7; 373]. Главный вопрос, который его волнует: жизнь рациональное, построенное по законам логики и целесообразности..., оно иррациональное, неподвластное человеку, которая не способна контролировать не только бытие, но и свои собственные поступки и чувства. Писатель продолжает тему рационального и иррационального в других своих произведениях, таких как «Небольшая драма» и «Повесть без названия».

комната (просторная, светлая и отдельная комната в большом доме где-то в новом районе)

города. Он уверен в себе. Стремится наслаждаться всеми преимуществами городской жизни, компенсировать упущенное время. «До сих пор он любил женщин, случайно встреченных на его пути, а сам еще не выбирал». В отношениях с женщинами он переходит от пассивного до активного выбора.

Проследить этапы физического и морального утверждение Степана Радченко в городе.

  • Женщины
  • Помещения Внутренний мир.
  • Отношение к города и села.

Наденька, что живет в сарае (столярка) Гнедых, где за стенкой жили коровы. Наденька - это символ села. Степан чувствовал себя чужим в городе [1,22]. Даже в книжках сосредоточивалось все чужое, все опасности. Постепенно Степан понимает, что город надо получить, а не ненавидеть. А он - это новая сила, призванная из сел изменить город, он должен стать на смену гнили прошлого, строить будущее. Убежден, что должен учиться, чтобы потом вернуться в село.

Мусінька (Тамара Васильевна Гнедая), что живет в кухне Гнедых. Начинает знакомиться с городом. Осознает, что не вернется в село. Степан еще не чувствует себя причастным ни к селу, ни к городу. Состояние «неуверенной равновесия между рыжим и серым френчем пиджаком». Чувствует себя одиноко. Знакомится со всем тем, что символизирует причастность к города: пирожные, магазины, кино, городские женщины.

Зоська Голубовская, живет в комната на Львовской улице, которую отдал Борис Задорожный. Стремится войти в городского общества, а Зоська как способ сделать это. Стремление стать настоящим горожанином. Зоська - это типичный городской персонаж. Символизирует утверждение Степана в городе.

Рита живет в «Настоящий комнате» (просторная, светлая и отдельная комната в большом доме где-то в новом районе) Степан чувствует себя уже частью города. Он уверен в себе. Стремится наслаждаться всеми преимуществами городской жизни, компенсировать упущенное время. «До сих пор он любил женщин, случайно встреченных на его пути, а сам еще не выбирал». В отношениях с женщинами он переходит от пассивного до активного выбора.

Учащихся нужно подвести к выводу, что комната символизировала физическое, утверждения в городе, укрепление материального положения, а женщины - это как бы этапы внутренней эволюции Степана, этапы употребление его в городскую среду. Так, Наденька его интересует, пока он чувствует свою внутреннюю причастность к селу, «она была от села, что зблякло в нем». А Зоська выступает уже как полностью персонаж города. Женщины для Степана одновременно - это спасение от одиночества в чужой для него среде. По этому поводу Соломия Павлычко писала: «Женщины для Степана Радченко - талисман его успеха, по сути его жертва... женщина является лишь объектом чувства и экзистенциального поиска мужчины. Однако этот поиск абсурдный, как абсурдное сама жизнь... Для мужчин это поиск самоутверждения, а не любовь» [7; 376].

- С чем связано возвращение Степана к Наденьки?

Самоубийство Зоськи, которое заставляет Степана посмотреть все свою жизнь; творческая кризис, заключалась в неспособности написать «повесть о людях» - Степан находится в пограничной ситуации, он снова чувствует враждебность города, он решает оставить его и поехать на село, стать простым рабочим. А Наденька в его воспоминаниях была той ниточкой, тем воспоминанием, что объединил его с селом, как «кличний звон из далека»: «... навсегда покинет этот город, чуждо его душе, этот камень, эти збудні фонари! Отречется навеки жестокой путаницы городской жизни, ядовитых грез, что тяжать над шумным брусчаткой, душных порывов, что разъедают душу в узких закоулках комнат, откинется безумного стремления, что бередит мнению, зажатую в тиски города. И пойдет в спокойные, солнечные просторы полей к заброшенной свободы, и жить, как растет трава, как стынет овощ» [2; 234].

V. Вывод. Слово учителя.

XX век принес человечеству много войн, революций, катаклизмов. В этот век технологий, прогресса и тоталитаризма человек чувствовала себя заброшенной и покинутой. Философская система экзистенциализма имела целью обращение к человеку, к его сути. Писатели-экзистенциалисты в центр своего творчества поставили чувства и переживания человека в пограничных ситуациях. Связи украинской литературы с западной были ограничены, но идеи экзистенциализма нашли отражение в художественных произведениях украинских писателей. Экзистенциальные мотивы всего заметны в прозе Валерьяна Пидмогильного - рассказ «Собака», «Проблема хлеба»,»Третья революция», «Военный летчик», «В эпидемиологическом бараке», повесть «Остап Шептала» - имеют яркие черты экзистенциализма, а в своем романе «Город» писатель совершил настоящую попытку «вскрытия человеческой души». «Город» - это визитная карточка творчества Валерьяна Пидмогильного, поднятые в этом романе проблемы рационального и чувственного в человеке, психологического анализа человеческой души в пограничных ситуациях, проблемы пола автор продолжил развивать в более поздних своих произведениях «Небольшая драма» и «Повесть без названия».

VI. Домашнее задание.

Написать сочинение-размышление на одну из тем: «Эволюция внутреннего мира Степана Радченко»; «покорил Степан Радченко город?»; «Мои собственные ощущения в новом незнакомом городе».

Сочинение-размышление поможет учителю выяснить, состоялся ли диалог ученик-произведение, стали одиннадцатиклассники настоящими «собеседниками» романа, понимают ли они основные категории философской системы экзистенциализма, умеют ими оперировать, поняли основные проблемы произведения. Выбор последней из предложенных тем поможет ученику представить себя на месте главного героя произведения, почувствовать себя «екзистеціальною человеком».

При условии правильного подбора форм, методов и приемов изучения романа Валерьяна Пидмогильного «Город» учащиеся углубят свои знания о развитии мирового литературного процесса, о украинскую литературу как составную его часть, о 20-30-е годы XX в. как особый период в истории украинской литературы, об авторе произведения как о мастере изображения человеческой души, а произведение шире «откроется перед читателями.

Литература

1. Пидмогильный В. Город: Роман и рассказы: Для ст.шк. возраста. - К.: Радуга, 1993.

2. Пидмогильный В. Город: Роман, рассказы / Сост. Г. Мовчан и В. Шевчука; Вст.ст. В. Шевчука; Примеч. Г. Языков-чан.-К.: Молодежь, 1989. - 448с.

3. Пидмогильный В. Письма с Соловков // Опыт любви и критика чистого разума: Валерьян Подмогильный: тексты и конфликт интерпретаций / Сост. О. Галета. - К.: Факт, 2003. - С407-427.

4. Забужко О. Философия и культурное сознание нации // Забужко О. Хроники от Фортинбраса. - К.: Факт, 2001.- С.136-148.

5. Шорох Ю. Белок и его забурення //Опыт любви и критика чистого разума: Валерьян Подмогильный: тексты и конфликт интерпретаций / Сост. О. Галета. - К.: Факт, 2003. - С.331-341.

6. Ковальчук О. «Идеологизированое тело как фактор бытия» // Слово и время. - 1997. - №7-8. - С198-200.

7. Павлычко С Интеллектуальная проза Петрова и Пидмогильного//Опыт любви и критика чистого разума: Валерьян Подмогильный: тексты и конфликт интерпретаций / Сост. О. Галета. - К.: Факт, 2003. - С.367-383.

8. Бойко Ю. «Небольшая драма». Подмогильного на фоне действительности 20-х годов // Опыт любви и критика чистого разума: Валерьян Подмогильный: тексты и конфликт интерпретаций /Сост. О. Галета. - К.: Факт, 2003. - С.313-331.

9. Шевчук В. Экзистенциальная проза Валерьяна Пидмогильного //Опыт любви и критика чистого разума: Валерьян Подмогильный: тексты и конфликт интерпретаций / Сост.

О. Галета. - К.: факт, 2003. - С.353-367.

10. Ортега-и-Гассет. Мысли о романе // Ортега-И-Гассет. Избранные произведения / Перекл. с испанского В. Бургардта, В. Сахно, А. Товстенко. - К.: Основы, 1994. - С.273-306.