Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Шевченко Тарас
Звучат слова Шевченко
Урок внеклассного чтения

О. Мельник,

учитель украинского языка и литературы

Тернопольская обл.



Цель: глубже познакомить учащихся с поэзией Шевченко, учить воспринимать поэзию Кобзаря сердцем и душой; развивать дикцию, выразительное чтение художественных текстов; воспитывать любовь к Украине, украинскому народу, родной земле.

Оборудование: портрет Шевченко, украшенный рушником, у него калина; «Кобзарь»; свеча, которую засветит в начале урока ученица; пучок колосьев; гусиное перо. На плакате написаны даты: 1814-1861 гг. Рисунки учеников.

Ход урока

И. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Вступительное слово учителя.

- Дети, 9 марта - день рождения великого поэта, человека светлого ума, чистых помыслов и трагической судьбы - Тараса Григорьевича Шевченко.

10 марта - это тот день, когда человечество чтит память гения, что вошел в бессмертие.

Эти две даты слились в одну - Шевченковские дни, которые мы вскоре будем праздновать.

Вот почему для сегодняшнего урока внеклассного чтения я предложила вам тему «Звучат слова Шевченко».

На протяжении жизни (поэт прожил всего 47 лет) Тарас Шевченко вспахал свое поле и засеял ее словам добра, любви, правды и свободы. Давайте и мы бросим чистые зерна великой благодарности на Шевченкову ниву и еще раз полистаем страницы его славного Кобзаря.

Из-за парты выходят две ученицы, подходят к портрету поэта, в руках одной - зажженная свеча. Клякають на одно колено и говорят:

1-я ученица.

Свечку поставлю

как перед образом, перед тобой.

И хоть в мечтах народ свой заставлю

Стать на колени рядом со мной.

2-я ученица.

Благословен пусть будет час

и тая хата, и село,-

что принесло Украине

из крупных крупнейшего сына.

(Встают и вместе говорят)

Склоняемся низко, Тарас,

«За всех и За вся неразумных

У тебя прощенья просим.

(Садятся за парты.)

Учитель. А сейчас повторим изученное. Прошу быть внимательными и попробуйте разгадать кроссворд. Вы вспомните знакомые вам стихи.

Кроссворд

(Вместо точек вставьте пропущенные слова.)

1. ...вишневый коло хаты (сад) 5 буква

2. Течет вода из-под явора Оврагом... (долину) 2 буква

3. Светает,

Край... пылает (неба) 3 буква

4. Ветер с рощей... (разговаривает) 3 буква

5. Тихонечко ветер веет, Степи, ...мечтают (ланы) 2 буква

6. Не называю ее...

Тии хатиночки в роще (раем) 1 буква

- Прочитайте слово с соответствующих букв. Что оно означает? (Украинский народный певец, сопровождающий свое пение игрой на кобзе.)

Ученик. Так Шевченко назвал сборник своих стихов и опубликовал под таким названием. Так называют образно и поэта - Кобзарем.

Учитель. Правильно, Т. Шевченко называют Великим Кобзарем, потому что он, как и кобзари, выражал в своих произведениях думы и чаяния народные, хотя и не ходил по городам и весям с кобзой. Но его произведения были близки по смыслу к народных дум и песен, которые исполняли Кобзари. Великий Тарас был знаком со многими кобзарями, а одному из них, знаменитому Остапу Вересаю, в 1860 г. подарил свой сборник произведений под названием «Кобзарь».

II. Объявление темы и цели урока

- На сегодняшнем уроке мы попробуем еще раз полистать страницы этой книги и услышать слово Тараса.

Дети! Уже 193 года звучит могучая и нежная поэзия Шевченко. Стихи и песни поэта рано входят в наше сознание. Тарас Шевченко для Украины и для нас с вами не просто народный поэт, гениальный художник, которого судьба одарила многими талантами. Тарас Шевченко - это национальный пророк, апостол правды, покровитель всех обездоленных. Его имя стало символом нашего народа. Его «Кобзарь» лежит на столе рядом с хлебом, а песни его вышитые на полотенцах.

1-й ученик.

Я вновь возвращаюсь к нему,

Читаю, перечитываю «Кобзарь».

Нет! Украина не была убога -

Положил ты сердце на ее алтарь!

Новую жизнь ты дал родительском языке,

Ты вещие думы в песню перелив,

Где запеклась душа твоя в слове,

Страдал, ненавидел и жил.

2-й ученик.

А голос вещий, вещий голос зовет

В притиснутім к сердцу «Кобзари»

Наказывать зло, насилие и надругательство...

И я, потомок твой, Молюсь мудрости и доброте святой,

Перед Всевышним голову склоняю,

Что Прометея дал земли моей.

- И до сих пор Тарас призывает своим словом любить родной край, брататься, быть справедливыми, честными. Так пусть звучат слова Тараса!

(Звучит песня «Думы мои...», на фоне которой читается эта поэзия.)

Думы мои, думы мои,

Беда мне с вами!

Зачем стали на бумаге

Печальными рядами?..

Почему вас ветер не развеял

В степи, как былину?

Почему вас беда не усыпило,

Как маленького ребенка?..

Потому вас беда на свет на смех породило,

Поливали слезы... почему не затопили,

Не вынесли в море, не размыли в поле?

Не спрашивали бы люди, что у меня болит.

Не спрашивали бы, за что проклинаю судьбу,

Чего нуджу миром?..

- О чем думал Тарас Шевченко, когда писал эти строки? Конечно, его думы и помыслы были об Украине, ее народ, его судьбу, несчастную, загубленную. Любовь великого Кобзаря в Украину была безгранична:

Я так ее, я так люблю,

Мою Украину убогую,

Что прокленами святого Бога,

За нее душу погублю.

Козацькеє белое тело,

В китайку окутано.

Високії те могилы

Чернеют, как горы,

И волю втихаря в поле

С ветрами говорят...

4-й ученик. А вот в стихотворении «К Основьяненко» поэт продолжает тему славного прошлого украинского народа, и, сочиняя про старину, Шевченко думает о современности.

5-й ученик.

К Основьяненко

Бьют пороги; месяц всходит,

Как и первое сходил...

Нет Сечи, пропал и тот,

Кто всем заправлял!..

Нет Сечи; камыши

У Днепра спрашивают:

«Где то наши дети делись,

Где они гуляют?»

На том степи везде могилы

Стоят и грустят;

Спрашивают у буйного:

«Где наши царят?

Где царят, шалят?

Где вы замешкались?

Вернітеся! Смотрите -

Ржи похилились...

Вернітеся!» - «Не возвратятся!

Заиграло,сказал

Синее море. - Не воротиться,

Навеки пропали!»

Правда, море,правда, синее!

Такая их судьба:

Не возвратятся ожидаемые,

Не вернется воля,

Не возвратятся запорожцы,

Не встанут гетманы,

Не покроют Украину

Красные жупаны!

Учитель. Тарас Шевченко был глубоко верующим человеком. Во многих своих стихах поэт утверждал, что для каждого человека религия - это святость, особенно для грешных людей. Поэт всегда обращался к Богу в своих искренних молитвах с просьбой, чтобы он помог победить всякую неправду и несправедливость, просил сжалиться над украинским народом и вызволить его из неволи. Послушаем Псалом 43. («Псалмы»).

Тарас Шевченко гордился славным прошлым своего народа. Древние и тревожные для Украины события показал в своих стихах.

3-й ученик.

Было когда - то в Украине

Ревели пушки;

Было когда - запорожцы

Умели властвовать.

Царили, добывали

И славу, и волю;

Обошлось - остались

Могилы на поле.

Високії те могилы,

Где легла отдохнуть

1-й ученик.

Боже, нашими ушами

Слышали твою славу,

И деды нам рассказывают

О древние кровавые

Тии лета; как рукой

Твердой своей

Развязал ты наши руки

И покрыл землей

Трупы вражьи.

И силу Твою восхвалили

Твои люди, и в покои,

В добрые одпочили,

Славя Господа!

2-й ученик.

А сейчас!

Покрыл еси опять

Срамотой свои люди,

И новые враги

Разворовывают, как овец, нас

И жрут! Без платы

И без цены воздал еси

Врагам проклятым;

Покинул нас на смех людям,

В поругание соседям,

Покинул нас, яко в притчу

Неразумным людям.

3-й ученик.

Псалом 93

Господь Бог наказывает злых -

Душа моя знает.

Восстань же, Боже, твою славу

Гордый презирает.

Вознесися над землей

Высоко, высоко,

Закрой славой своей

Слепое, гордое глаз,

Доколе, Господи, лукавые

Хвастаются, до каких пор

Неправдой? Твои люди

Во тьме и неволе

Заковали... добро твое

Кровью потопили,

Зарезали прохожего,

Вдову задавили.

И сказали: Не зрит Господь!

Ниже тее знает.»

Учитель. Свои слова, мысли поэт всегда сверял с Божьими:

Борітеся - поборете,

Вам Бог помогает.

«Кобзарь» творился Шевченко в диалоге с Богом, молитва была для него матерью всех добродетелей, а жизнь Иисуса Христа - идеалом.

2. Словарная работа.

Идеал - 1. то, что представляет собой высшую цель деятельности, стремлений.

2. совершенное воплощение чего-нибудь.

(Ученики записывают объяснение слова в свои тетради.)

Учитель. Поэт понимал, что, выбрав свой тяжелый крест борьбы за судьбу Украины, надо готовиться к Голгофе. Взойдя на нее, он не зломився, о чем говорят его слова:

А думы мои! О слава злая!

Тебя напрасно я в чужом краю

Караюсь, мучаюсь, но не каюсь!

Люблю, как искреннюю, верную жену,

Я безталанну свою Украину.

Делай что хочешь с темным со мною,

Только не бросай, в ад с тобой

Пошкандибаю...

Во многих Его произведениях упоминается слово «Пречистая», то есть Богоматерь:

Благословенная в женах,

Святая праведная мать

Святого сына на земле,

Пошли мне святее слово,

Святой правды голос новый...

Ты матерь Бога на земле.

Поэт верит, что когда человек соединит в себе триединый образ Матери (той, которая родила тебя, матери-Украины и Богоматери), она (то есть человек) будет жить по правде, помня заповеди Христовы.

(Упоминаются 10 заповедей Божьих).

Дети, а помните ли вы Божьи заповеди? (Последней зачитывается заповедь: «Почитай отца и мать свою...»)

Великий поэт вот как говорит в своих строках о Матери:

И на обновленной земле

Врага не будет супостата,

А будет сын, и будет мать,

И будут люди на земле.

4-й ученик.

В нашем раю на земле

Ничего лучшего нет,

Как тая иметь молодая

Со своим ребеночком малым.

Бывает, иногда смотрю,

Удивляюсь чуду, и печаль

Охватить душу; станет сожалению

Мне, и сокрушусь,

И перед ней помолюсь,

Как перед образом святым

Той матери святой,

Что в наш мир Бога принесла...

Учитель. В мировой литературе нет поэта, который бы с такой любовью и таким грустью воспевал женщину-мать, сестру, возлюбленную, жену, их тяжелой жизни в експлуататорському обществе. Для Шевченко женская судьба была всегда большой болью.

Вот почему поэт писал, что крепостная неволя - это судьба родной матери, которую «преждевременно в могилу нужда и труд положила», судьба сестер Кати, Ирины, Марии - голубок молодых, у которых косы в наймах побелеют.

Ученица.

А сестры, сестры, горе вам,

Мои голубки молодії.

Вы в наймах выросли чужой,

В наймах косы побелеют,

У наймах, сестри, умрете...

- А в каких еще произведениях говорит Шевченко о судьбе женщины?

5-й ученик (читает отрывок из поэмы «Катерина»).

Пошла селом,

Плачет Екатерина;

На голове хустиночка,

На руках ребенок.

Вышла из села - сердце млеет;

Назад посмотрела,

Как тополь стала в поле

При битой дороге;

Как роса и до восхода солнца,

Покапали слезы.

За слезами с горькими

И света не видит,

Только сына обнимает,

Целует и плачет.

Село солнце, из-за дубравы

Небо краснеет;

Утерлася, вернулась,

Пошла... Только мечтает...

(Входит Лилея с букетом цветов, выходит на середину класса.)

Ученица.

За что меня, как росла я,

Люди-не любили?

За что меня, как выросла,

Молодую убили?

За что они теперь меня

В палатах поздравляют,

Царевной называют,

Глаз не спускают

Из моего цвета? Удивляются,

Не знают, где дети!..

А я и не сказала,

Как была я человеком,

Как я мордувалась.

Молодого, короткого

Не дали дожить

Люди возраста. Я умерла

Зимой под забором,

А весной я процвила

Цветом при долине,

Цветом белым, как снег белым!

Аж гай развеселила.

Зимой люди... Боже мой!

В дом не пустили.

А весной, как на чудо,

На меня смотрели.

А девушки заквітчались

И начали звать

Лилеей - Снігоцвітом,

И я процветать

Стала в.гаї, и в теплице

И в белых палатах,

Скажи же мне, мой братец,

Королевий цветет:

Зачем меня Бог поставил

Цветом на семь мире?

Чтобы людей я веселила,

Тех самых, что убили

Меня и мать? Милосердный,

Святой Боже, милый!..

(Звучит песня «Такова ее судьба»).

Учитель. Дети, вслушайтесь в строки, которые я сейчас прочитаю:

Село неначе погоріло,

Как будто люди с ума посходили,

Немые на барщину идут

И деточек своих ведут...

- Из какого стихотворения эти строки? («И вырос я на чужбине»)

...Мне, чтобы знали вы, не жалко

Моей судьбе молодой:

А иногда такая печаль

Оступить душу, аж заплачу.

А еще до того, как увижу

Маленького мальчика в селе,

Языков одірвалось ед ветвях,

Одно-одинешенек под забором

Сидит себе в старой дерюге...

(« И золотой и дорогой...»)

- О чем говорят эти строки?

(О судьбе детей.)

- Правильно! Очень много посвятил поэт своих стихов детям. В них он рассказал о своей сиротской судьбе, о том, который был тернист его путь уже в детстве. В каких стихах?

6-й ученик.

В том роще,

В той хате, ураю,

Я видел ад...

Там неволя,

Работа тяжкая,

Никогда и помолиться не дают.

Там мать добрую мою

Еще молодой в могилу

Нужда и труд положила.

Там отец, плача с детьми

(А мы малые были и голые)

Не вытерпел злой судьбы,

Умер на барщине... А мы

Расползлись между людьми,

Языков мышата...

Возможные ответы детей:

«Мені тринадцятий минало... «Если бы вы знали, паничі...», «Судьба», «И золотой и дорогой».

Учитель. Очень больно было Шевченко, когда видел под забором малое мальчика, сиротину, богатством которого была старенькая свитки. А оно, словно одірваний листочек, не мало где деться. Казалось художнику, что это он видит себя.

(Ученик декламирует « И золото ей дорогой...»)

- Особенно больно поэту было смотреть на судьбу девочек-сиріточок, потому несчастливой была она и в детстве, и в будущем.

(«Маленькой Марьяне», «Расти, расти, моя птичка. ..»)

Заключительное слово учителя.

- Дети! Читая сегодня произведения великого поэта, надеюсь, что вы поняли, почему такое выстраданное каждое его слово, почему такая весомая каждая его мысль.

И то, что мы в конце страждущего XX века строим свое суверенное украинское государство - это прежде всего его заслуга Тарасова.

И если это государство еще не такая, какой мы ее хотим иметь, - это не его, а наша с вами вина.

Спросите себя: «достойны Ли мы сегодня большого Тарасового слова?» Вспомним и строки из произведения «И мертвым, и живым, и нерожденным...», потому что они актуальны именно сегодня, несмотря на течение времени.

(Ученики читают отрывки из послания «И мертвым, и живым, и нерожденным...»)

1-ый ученик.

Опомнитесь, недолюди,

Дети юродивые!

Посмотрите на рай тихий,

На свою страну,

Полюбіте искренним сердцем

Большую руину,

Розком, братайтеся...

2-ой ученик.

Нет Украины,

Нет второго Днепра.

А вы претесь на чужбину

Искать доброго добра.

3-й ученик.

Опомнитесь! Будьте люди,

Ибо беда вам будет.

Розкуються вскоре

Закованные люди...

Настанет суд, заговорят

И Днепр, и горы! -

И потечет сторіками

Кровь в синее море.

4-ый ученик.

Доборолась Украина

До самого края.

Хуже ляха свои дети

Ее распинают.

5-ый ученик.

Не дуріте самі себе,

Учитесь, читайте,

И чужого научайтесь,

И своего не сторонитесь.

6-й ученик.

Ибо кто мать забывает,

Того Бог наказывает,

Того дети сторонятся,

В дом не пускают.

7-й ученик.

Обнимите же, братья мои,

Наименьшего брата -

Пусть мать улыбнется,

Заплаканная мать.

Благословит своих детей

Твердыми руками

И детишек поцелует

Вольными устами.

И забудется срамотня

Давняя час,

и оживет добрая слава,

Слава Украины.

И свет ясный, невечірній

Тихо засияет... -

Обнимитесь же, братья мои, -

Молю вас, умоляю!

Учитель. Бесспорно, великий Шевченко был пророком, то есть человеком, способным видеть будущее. Он призвал творить добро, это был один из его заветов.

Шевченко универсальный, современный. Нет такого события в нашей истории, о которой нельзя было бы сказать словами его стихов.

Вспомним голодомор 33-го - и жутко станет от таких строк:

Гробокопателі в селе

Волокут трупы цепями.

Гробокопателі ходили

Да и под домами легли.

Никто не вышел утром из дома,

Чтобы их, сердешных, похоронить,

Под домами и сгнили.

Задумаемся над сегодняшними экологическими бедами, и невольно возникнут в памяти строки Шевченко:

Світе тихий, краю милий,

Моя Украина, за что тебя осквернено,

За что, мама, гинеш?..

Глядя на поступки некоторых украинцев, опять же думаешь словами Шевченко:

За кусок гнилой колбасы

У вас хоч матір попроси,

То оддасте...

И сразу сегодняшняя наука всем нам:

Не дуріте самі себе,

Учитесь, читайте,

И чужого научайтесь,

И своего не цурайтесь,

Ибо кто мать забывает,

Того Бог наказывает,

Того дети сторонятся,

В дом не пускают.

Чужие люди прогоняют,

И нет взлома

На всей земле бесконечной

Веселого дома.

Разве эти слова не направлены к тем, кто забывает свое истинное происхождение, свой родной язык. Как видим, все и про все сказал Шевченко. Поэтому прислушаемся к Кобзаревих перлоцвітів и очищаймо свои души огнем Тарасового слова. Дорожите Шевченко!

Хочется верить, что, вступив в новое тысячелетие, вы возьмете с собой в будущее:

Тарасову страсть!

Тарасову мудрость!

Тарасово бессмертное слово!

(О. Гончар)