Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Поэма И.Я. Франко Моисей




В этом году исполняется 100 лет со дня написания И.Я. Франко поэмы "Моисей".

Как свидетельствуют названия отдельных поэм, Франко для проведения своих идей использовал сказочные или Библейские сюжеты. Поэма "Моисей" является одним из лучших его произведений жанра.

Моисей - по библейской традиции, первый пророк Яхве (Иегова), основатель его религии, законодатель, религиозный наставник и политический вождь еврейских племен в "ісході" из Египта в Ханаан (Палестину). Моисей приписывается авторство Пятикнижия, то есть первых пяти книг старозвісної части Библии.

Идейным толчком к написанию поэмы "Моисей" были для Франка революционные события в России и на Украине, что недихнули поэта морально, дали ему политическую воодушевление, но внешним импульсом была его путешествие в Италию 1904 г. Франко надеялся, что революция наконец принесет освобождение и украинскому народу. Поэта особенно волновал вопрос взаимоотношений широких масс с теми политическими силами, которые могли бы возглавить их выступления. Он считал, что предводитель должен был отдать все силы благородному делу освободительной.

Для создания общественно-политической проблемы Франко избрал библейскую историю о том, как пророк Моисей вывел еврейский народ из египетского рабства. Выдающаяся фигура Моисея, который всю свою жизнь посвятил служению народу. Он настойчиво призывал людей сбросить тернов вместе со всеми страданиями истощенного похода.

Главным героем поэмы является народ - основная движущая сила истории. Франко художественно осмыслил роль вождя и народных масс в борьбе за освобождение народа. В образе Моисея поэт показал вождя, отдающего силы народу, борьбе за победу его дела.

Все, что имел в жизни, он отдал

Для одной идеи,

И горел, и разъяснил, и страдал,

И трудился для нее:

Поэт показал, что вождь народа не может иметь никаких шатаний и сомнений в справедливости избранного им пути. Моисей предан своему народу беззаветно любит и борется за его освобождение, но на минуту он поколебался в своей вере. За это терпит жестокое наказание. Вождь должен быть цельным человеком, быть всегда со своим народом, верить в его силы.

Франко создал в поэме свой оригинальный образ главного героя. Весь огромный материал библейских легенд о Моисее он перетопив в собственном творческом чернилах так, что символический образ древнего пророка набрал совсем новое значение, стал близким и понятным современником.

Смерть Моисея стала тем импульсом, который привел в движение дремлющие народные силы. "Голод Духа и ужас одиночества и бездны старой", требования современности и опыт прошлого приводят к огромному взрыву народной энергии, во главе творческого, дерзновенного народа становится новый вождь иисус навин. А Иегошуа зично кричит

"К походу! К оружию!"

И тот сорвался крик, как орел,

Над немой толпой,

Покатился эхом до гор:

"К походу! К бою!

Знаменательно, как описывает И. Франко нового вождя Егошуа. Это энергичный народный вожак, который вышел из самых низов народа ("князь конюхов"), представитель нового поколения. Он призывает народ к походу, к оружию, к борьбе за новую жизнь, за новый мир. И его призыв повторят сто тысяч голосов, потому что он выразил революционные настроения народа. Этим образом Франко еще раз подчеркнул, что настоящим вождем народа может быть тот, кто выражает его самые заветные желания и мечты, его прогрессы идеалы.

Поэма "Моисей" заканчивается триумфом народного дела, за которое боролся Моисей сорок лет, но не нашел в себе мужества и твердости, чтобы завершить ее: Народ, несокрушимый и мощный, не только завершает дело, начатое Моисеем, а идет дальше, сметая Датанов и Авиронов, прокладывая революционный путь социальных изменений и обновлений.

В волнующих, вдохновенных строках этого произведения предстает перед читателем историческая судьба украинского народа, его прошлое, настоящее и будущее. Поэт выражает глубокую боль по поводу бедственного социального и национального гнета, под которым находится народ, боль за пассивность народа, его отсталость, темноту, не осознание своей роли будущего преобразователя мира.

Поэт чувствует свое единство с народом, болеет его болями и страданиями, живет его чаяниями с надеждами.

Народ мой, замученный, разбитый...

Твоим будущин душу я тривожу,

От стыда, который поздних потомков

Курить, заснуть я не могу...

И придет время, и ты огнистим видом

Засияешь у народов вольник кругу.

Куском Кавказ, убережешься Бескидом,

Покотиш черным морем гул свободы

И посмотришь, как хозяин доповитий,

По своей хате, и по своим поле.

В процессе борьбы, мучений, страданий, безверия, разочарований, боли и радости, происходило вызревание политической социальной и национального сознания украинского народа.

Поэт высказывает твердое убеждение в том, что все жертвы, лишения и страдания украинского народа не пропадут напрасно, что народ получит свое счастье и воссоединится в единой свободном государстве.

Таким вдохновленным песней, такими глубокими философскими размышлениями над судьбой своего народа была огромная поэма Франко "Моисей". В образе главного героя поэмы Франко изобразил самоотверженного борца за народное счастье, народного вожака, который все, что имел в жизни самого лучшего, самого дорогого отдал идеи служению своему народу. Одновременно поэт осудил в борьбе Моисея колебания, сомнения, неуверенность в правильности выбранного ими пути, которые выросли на почве отсталого сознания народа, что приводят пророка к трагической самостоятельности и смерти.

Этим самым Франко утверждал мысль, что служение народу возлагает огромные обязанности на человека, требует ее непоколебимой веры в высокие идеалы революционной борьбы.

Поэма "Моисей" печаталась на разных языках, а именно: российской и польской.

 

Литература:

Франко И.Я. Сочинения В 3 т.

Т1: Стихотворения, Поэмы - упорядочил М.С. Грицюта.

ІЦ.Я. Франко. Биография. І.І.Басс.