Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Шевченко Тарас
Формовияви религиозного самосознания Тараса Шевченко

Н. Бондаренко,

учитель украинского языка и литературы;

М. Скляр,

ученица 11 класса

Канев


Есть в славном городе Каневе Черкасской области, гимназия, которая носит имя Ивана Франко. Учитель украинского языка и литературы - Бондаренко Наталья Леонидовна заведует в этом учебном заведении комнатой-музеем Великого Каменара и уже более пяти лет занимается с учащимися научными исследованиями в МАН. Встречи с известными людьми Украины: Г. Т. Франком, Г. Д. Гораком, М. И. Шалатою, Г. В. Бабинською и многими другими, переписка с учениками Львова, Ивано-Франковска, Дрогобыча, Киева, проведение экскурсий в комнате-музее Ивана Франко Каневской гимназии, поездки в поселок Нагуевичи, Львов, Дрогобыч - все это побуждает учеников Франко школы к научному творчеству.

Выпускница 11-А класса Скляр Марина под руководством учителя Бондаренко Н.Л. подготовила и защитила в МАН научно-исследовательскую работу на тему «Теодицея в поэтическом творчестве Тараса Шевченко». Высокие способности ученицы были высоко оценены комиссией - II место в Украине.

Что побудило ученицу к нарушению этой чрезвычайно сложной, многогранной и злободневной философско-этической проблемы шевченковедения?

На современном этапе становления христианской этики и морали как науки усиливается внимание к процессам духовного развития личности. Следовательно, необходимым является исследование формовиявів религиозного самоутверждения подвижников украинской нации, а также их влияния на сохранение и приумножение духовных ценностей учащихся. Эта проблема в настоящее время приобретает особенную актуальность именно в то время, когда в обществе наблюдаются пагубные проявления бездуховности, наступление «массовой культуры».

Следовательно, обесценивание моральных качеств человека, искаженность человеческой сути гордостью, завистью, ненавистью, жадностью, ленью, гневом, а с другой стороны - утверждение идеи всепрощения и примирения для жизни в согласии с Божьей истиной стали толчком к написанию научной работы «Теодицея в поэтическом творчестве Тараса Шевченко». К тому же, проживая в духовной столице Украины - в Каневе, где ежесекундно ощущаешь силу Шевченкового восприятие мира, нельзя остаться равнодушным к духовному наследию писателя, пыл которого живет в сердце каждого украинца.

Приводим отрывок из этой работы.

Внешнее богопочитание в творчестве Великого Кобзаря: сила молитвы, креста, свечи, иконы, церкви

Испокон веков Человек знал Бога и признавала, что она обязана своим существованием Богу-Творцу. «Ибо открывается гнев Божий появляется с неба на всякое нечестие и неправду людей, что правду снимают неправдой» [Павла - 1:18]. И не всегда люди служили Всевышнему, они умышленно сдерживали и подавляли знания о Боге» и поклонялись, и служили твари вместо Творца...» [Павла - 1:25]. Вследствие этого человек подверглась как духовном, так и моральном обесцениванию. Итак, бегство человека от Бога, лишает его свободы, а также духовно садит. «Иисус же поэтому и требует от человека много, корит обидно, поэтому и дает ей тяжкий дар свободы ... Знает, что счастье человеческое - в слиянии со вселенской гармонией, и показывает к нему путь, - так, через страдания и покаяния, но единственно возможный» [8,108].

Огнем христианской любви к людям пылает и Шевченко творчество от первой до последней строчки его писаний (1837-1861). «Бог - главный двигатель жизни в «Кобзаре», главный подлежащее всего» [7, 172]. Произведения Тараса Шевченко является живой водой для пробуждения и исцеления христианской души украинской нации. «Он не дал погубить украинскую душу, заслонил ее собой (за что и взошел на Голгофу), пробудил ее, отреставрировал самые ценные, самые неповторимые ее грани. Поэтому для украинцев поэт стал символом Родины» [8,133].

Весь окружающий мир Тарас Шевченко воспринимал своим сердцем и, в конце концов, «чем сердце наполнено, то говорят уста» [Матфея - 12:34]. Его «Кобзарь» можно считать «непосредственным диалогом человека с Богом» [4,16].

Шевченко свято верит в Христовы заповеди и учит нас следовать Божьему слову. Основное внимание в своих произведениях он отводит молитве. В чем же заключается сила молитвы за Шевченко?

Молитва - это путь к покаянию и спасению души и тела. Молятся перед большим событием, утром и вечером, в горе и радости. Например:

...Молись Богу и иди себе -

Мне легче будет... [1/1, 97].

Тарас Шевченко подчеркивает, что молитва является своеобразной защитой и помощником. Поэтому в последнюю трудную минуту:

Собралось козачество

Богу помолиться [1/1, 87].

Через молитву поэт доказывает обездоленным сиротам, что они не одни в мире, с ними всегда есть Бог. Сирота Ярема просит любимую девушку:

Втихаря помолись.

Одна, сердце, на всем мире

Хоть ты помолись! [1/1, 143].

Молитва способна разогнать

любое смятение души:

Не унывай, надейся

И Богу молись [ 1/1, 179].

Как видим, глагол «молиться» преимущественно употребленное Шевченко в приказной форме. Итак, поэт призывает людей к молитве. «Тяжело назвать кого-нибудь другого из великих поэтов, который бы так много рассыпал своих молитв по сочинениям и так часто вкладывал их в уста своих героев! У него слово «молиться» нередко употребляется как синоним слова «творить» [9,7]. Синонимично слову «молитесь» автор употребляет и глагол «умойтесь», то есть, очистите душу от грязи. Шевченко доказывает, что это можно сделать с помощью чистосердечного раскаяния, чтобы не было «зерна неправды за собой» [1/П, 261]. Раскаяние является спасительной силой для человека. Без него молитва не будет услышана и сердце не очистится:

Вот же-смотрите и кайтесь, девушки,

Чтобы не пришлось москаля искать...[1 /1 , 102].

Небольшую, но важную деталь часто замечаем в Его строках:

Молись же, сердце, помолюсь... [1/П, 228].

Помолюсь Господу сердцем одиноким

И на злых моих посмотрю незлым моим глазом [1/1, 361].

Каждый убежден, что человек произносит молитву устами, а не сердцем. Через метафору автор раскрывает внутренний мир молитвы. «Шевченко все более сосредотачивается мнениями по спасению чистого сердца» [2,223-224].

Мы молимся и за тех, кто критикует Бога, с надеждой, что они почувствуют милость, милосердие и заботу Бога о них:

Молитесь! молитесь!

Господи, помилуй,

Прости Ты им, ибо не знают!..[1/1, 295].

Итак, приходим к выводу, что чистосердна молитва способна очистить человеческую душу и тело, проложить дорогу к Богу и укрепить Веру и укрепить саму человека, направляя его исключительно на добрые поступки и наделяя Любовью, Терпением, Вселрощенням и другими добродетелями. «Молитва-медитация - единственный маяк на пути добра, единственный ключ, что отпирает ловушки Танатоса» [8, 81].

Таким образом, молитва - это чистота души и большая каторжная работа на пути самосовершенствования. Тарас Шевченко учит нас, как надо молиться:

1. Молились искренне казаки,

Как дети, искренне... [1/1, 156].

Сравнение «как дети» подчеркивает глубину эпитета «искренне».

2. Я молилась, я плакала... [1/1, 176].

3. Так я думала, молилась... [1 /И, 177].

4. А я тихо Богу помолюсь ... [1 /И, 289].

5.1 «Отче наш» тихо-тихо.

Как сквозь сон, читала [1/1, 341].

6. помолится ...

И тихо спать ляжет [ 1 /1, 378].

7. В Почаеве святому, Рыдала, молилась... [И/И, 306].

8. И шепотом за грешного «Отче наш» читала [1/1, 391].

9. Чтобы люди не слышали, потому что Божье слово,

То сердце по воле с Богом разговаривает,

То сердце щебечет Господню славу[1/И. 111].

10. Помолились на восток солнца,

Пошли более путем [1 /1. 109].

Преимущественно в молитвах люди просят прощения у Бога грехов. Как солнце всходит и дает жизнь всему живому, так и молитва исцеляет человеческую душу.

Итак, мы проследили целую цепочку христианских поучений к правильной молитвы за Т. Шевченко.

Молитва умиротворяет душу и дарит ей смирение. Призывы к христианского смирения и искреннего разговора с Богом характерны для большинства произведений Шевченко, ведь, «имея христианское сознание, Шевченко, безусловно, признавал могущество и всеблагість Бога» [10, 109]:

Годіть!

Смирітеся, молитесь Богу

И вспоминайте друг друга [1/П, 20] .

Молитва несет спасение. Служанка Анна выполняет свою высшую природную миссию - спасает своего ребенка благодаря искренней молитве, Божьему совету.

Мы пришли к выводу, что молитва, епитимья и смирение помогут человеку познать истину, а истина - это «живая правда у Господа Бога» [1/1, 267].

Мы считаем, что Тарас Шевченко чистотой своего сердца через стихи-молитвы проложил к Богу звуковую дорожку. Идя по этим следам, мы тоже становимся услышанными.

Большой вспомогательной силой и обороной от злого есть крест. « Крест - сочетание вертикального и горизонтального начал. Причем горизонтальная планка должна быть значительно короче и ложиться на вертикальную именно своей серединой, чтобы сохранялось равновесие. Однако же без одной или другой планки крест невозможен. Вот таким должен быть человек, чтобы обрести гармонию еще в земной жизни» [8, 33]. В животворящую силу креста верил и Шевченко. Учась еще в учителя-дьяка, он свою маленькую книжечку обводил:

...Крестами

И узорами с цветами... [1/П, 58].

Из биографии поэта узнаем, что утром и вечером, находясь на молитве, Тарас Григорьевич покрывал себя крестом. Своевременно перекреститься означает усилить себя или приходили в себя. Читаем у Шевченко:

И укроет, и перехрестить,

Тихо убаюкает [1/1, 335].

Перехрестись!

Ей-богу, с сглаза! [1 /1,302].

Помошную силу имел крест, к которому привязывали в узелке родной земли. Такой крест был своеобразным оберегом:

Взяла земли под вишней

На крест нацепила [1/1, 97].

Распятый на кресте Сын божий победил смерть. Следовательно, знак креста при нашей глубокой Вере побеждает все, что несет разрушение от нечистых духов. Недаром гадалка приказывает девушке:

И еще, слышишь, не хрестися - Ибо все уйдет в воду... [1/1, 117].

Для упоминания о спасении душ в Украине ставят крест на распутье или при дороге. Так и в «Кобзаре» москаль:

Высоченный крест поставил...

Чтобы заходили из колодца

Люди воду пить

И за того, что выкопал,

Богу помолиться [1/П, 242].

Очевидно, роздоріжний крест служит защитником от злой судьбы, которая смотрит со всех сторон света. За народными обычаями такие кресты покрывались платком или полотенцем:

На новом кресте платок

Ветер развевает [1/1, 281].

Полотенцем или платком могли воспользоваться прохожие, но обязательно помолившись за того, кто поставил крест и накрыл его, иначе все беды возьмут на себя. Тем более никто не имел права разрушать крест на распутье. Видим, что Т.Шевченко глубоко знал народные традиции, этому учит и нас. Поэма «Княжна» заканчивается словами: « Еще не поставили креста» [1/П, 34]. Почему старая монахиня очень обеспокоена этим? Ответ находим у целительницы из Ивано-Франковщины Гарафина Маковей: «Крест ставили там, где случилось какое-то несчастье. Для нейтрализации зоны зла... Раз на том или ином месте случилась беда, то это был словно сигнал: жди следующего. Место такое освящали и строили на нем крест, что разряжал, занульовував ту неблагополучную атмосферу» [6,315].

Как правило, ставили деревянные кресты. Об этом читаем у Шевченко:

Во имя Господа Христа,

За нас распятого на древе [1/1,290].

* * *

Кресты дубовые посхилялись,

Слова дождем позамивались [ 1 /II, 203].

Именно деревянный крест, смазанный освященной подсолнечным маслом, не допускал всяческую нечисть. Не в одном произведении Тарас Григорьевич пишет о покосившиеся кресты. Глагол «посхилялись» и эпитет «на похиленному кресте» имеет підтекстову основу. Пока крест стоял, то можно было омывать души умерших от грехов. И когда крест покосился, то перед нами встает вопрос, если за это время душа потомками еще не відмилась, то ли отмоется когда-нибудь?

О нарушении «горизонтальной и вертикальной планок креста», а значит, нарушения материальных и духовных ценностей у человека, вспоминает Шевченко в поэме «Сон» («Горы мои високії...»):

Казацкая церковь небольшая

Стоит с склоненным крестом [1/П, 39].

Эту же тему раскрывает автор и в поэме «Катерина», где дочь нарушила равновесие на своем жизненном кресте. Неслучайно Катеринина иметь:

Еле-еле

Благословила... [1/1, 97].

Этим самым раз напоминая ребенку о важности духовного начала в человеке, т.е. той самой «вертикальной планки креста».

О очень измученного в Украине говорят: будто с креста снятый. Эту народную мудрость читаем и в «Кобзаре»:

Чернее черной земли

Идет, как будто с креста снятая ... [1 /II, 17].

Используя фразеологический оборот, поэт подчеркивает измученный внутренний мир героев и их болезненный внешний вид. Т. Шевченко очень сочувствует обездоленным людям, но глубоко убежден, что свой крест мы должны пронести до конца.

Каждый из нас выстраивает свой жизненный крест, который удостоверяет нас, без которого даже «не верят нам веры»[1/II, 351]. Следовательно, не допустить нарушения народной морали и традиций, обмеление духовного колодца человеческой души.

Большую силу в духовном становлении человека играет свеча. Она символизирует жизнь. Это частица Бессмертного Божественного Огня. Когда человек отходил на вечный покой, то в руках ее непременно горела свеча.

Я давно простила ... -

И свечку дала в руки,

И перекрестила [1 /И, 391].

По народным обычаям, свет подают те, кто приходит к покойника в последний раз со свечой. Подают свет своей души, всепрощение. Обратим внимание на глаголы: «простила», «дала», «перекрестила». В свечи заложена большая могущество, глубокая тайна. Наши предки это понимали и знали, если свечу поставить в монастыре или в церкви, то она приобретает особую силу. Вот поэтому на последнюю «виблагану» копеечку бедная вдова:

...Пречистой поставила

Свечку за сына [1 /II, 130].

Мать была убеждена, что сила молитвы за ее сына при свечи умножается и сжигает вокруг зло. Это последнее и, пожалуй, больше, чем она могла ему помочь.

О силе свечи читаем у Шевченко:

...а деду из воска святого

Три свечечки ...[1 /1,339].

Числительное «три» символизирует святую Троицу. Дедушке «три свечи» в знак уважения и заботы. Эти свечи по-особенному помогают, потому что купленные в церкви «из воска святого». Горения таких свечей сжигает то зло, которое успевает вступить человек в течение жизни или получить от предков своим нечестивым существованием.

Несколько переносное значение автор вкладывает в такие строки:

Один проклинает сына,

Из дома выгоняет,

Второй свечечку, сердешный,

Потом зарабатывает

И, рыдая, составляет

Перед образами ... [1/1, 332-333].

Выражение «свечку потом зарабатывает» означает смирение, покаяние и исполнение Божьих законов отдельными людьми. С помощью антитезы «из дома выгоняет» - «потом зарабатывает» автор не только показывает нам сущность разных людей, но и доказывает, что только тот получит, кто сам дает.

С большой ненавистью описывает Шевченко грабительские поступки москалей, которые не только материальные ценности украли, но и разрушили украинскую духовность. Здесь свеча является символом духовного мира украинцев.

Итак, помните о могучую силу свечи, ее большую роль в самозціленні и очищении духовного мира человека.

В «Кобзаре» достаточно полно представлено церковную жизнь. С давних времен украинцы очень любят свою церковь. Храм Божий - это среда пресветлого чистоты, где в своем обозримом величества находится Царство Господня Духа.

Полноценное христианское жизнь показана в «Кобзаре». Описывая Таинства и богослужения, Шевченко подчеркивает великую силу церкви в становлении духовного мира личности. Во время богослужения совершаются благодатные таинства.

Крещение обязательно для каждого христианина. Это торжественное событие, которое морально перерождает человека, обязывает ее перед Христом. Недаром Шевченко пишет: «Крещеные люди, поможіте!» [1/П, 107]. Этим подчеркивает великую силу крещаемых и их духовный долг помочь. Поэтому вероисповедания должно быть принятым душой человека, но ни в коем случае не насажденным. Да, впечатляет сцена, когда жид неискренне крестится и божится в отличие от повстанцев-айда-мак. Они же за свои убеждения готовы пожертвовать собственной жизнью.

Автор противопоставляет церковном ведьмино крещения, когда ведьма «без кадила, без кропила, за три шага окрестила» [1/1, 383]. Колдовская дело осознанная ЕЕ носителями. Но она не приносит окружающим добра и умиротворения. Наоборот, она будто наказывает за отступление от Божьей науки.

Конец физической жизни человека не должен наступать от рук бабушек-гадалок. Каждый должен подвести итог своих земных дел, покаяться в собственных грехах. Поэтому Шевченко уделяет внимание исповеди. Она, как доказывает Т Шевченко, тоже является святым и обязательным.

Без исповеди святой умирают,

Пропадают [1/1, 308].

Эпитет «святой» усиливает значимость слова «исповедь». Чтобы освободить свою душу от зла и тьмы, четко выбрать свою жизненную дорогу, человек должен исповедоваться. Когда нет священника, а душа болит и страдает, то возможно искреннее покаяние перед братом:

В траве за валом занимали,

И разговаривали, исповедывались

Один другому [1/П, 72].

Эта процедура помогает душе, особенно перед смертью, признать свои ошибки, очиститься и улететь к Творцу. По нашему мнению, через исповедь Тарас Шевченко указывает еще одну дорогу к Богу, света и добра. Без нее не бывает причастие. Это благодатное освящение души и тела.

Причастие также является необходимым обрядом для каждого человека. Если отходить в мир иной без выполнения этого очищающего обряда, то это означает душу потерять. Когда чумак умирал в дороге, то его друзья заботились о последнее причастие:

Благослови, отамане,

Круг села стать,

И понесем товарища

В деревню причащать! [1/1,280].

Когда человек заболеет, то в церкви оказывают маслосвяття. На важную целительную силу этого обряда обращает внимание и поэт:

Заболела племянница.

Уже и причащали

И маслосвятіє служили... [1/П, 340].

Полно и по-православному описал Шевченко украинский похороны. «Так писать мог только христианин, и то - православный, и то - верующий»[7, 214]. Творениях Тарас Шевченко подает народный и церковный взгляд на смерть:

Прими, Боже, душу мою,

А ты [ставе] - мое тело! [1/1, 108].

Упал Марко,

И земля задрожала.

Проснулся. .. к матери

А мать уже спала! [1/1,342].

Следовательно, иметь не «умерла», а по-церковному «спала». Тарас Шевченко, по христианской традиціє, пишет, что упокоенного надо обязательно церковно поминать и молиться за него:

А в воскресенье или в праздник [...]

Сядет себе в садике. . .

И вдову вспомнит,

И за ее грешную душу

Псалтырь прочитает [1/11, 68].

Как видим, Шевченко вполне по-христиански подает информацию о все церковные таинства.

Упоминаются в «Кобзаре» службы Божии, церковные обряды и поклонения святых икон:

Надо будет

Акафист нанять

Николаеве святому. . .[1/1,340].

Очень часто Тарас Шевченко в поэтических произведениях упоминает Божью Матерь, называя ее:

Благословенная в женах,

Святая праведная Мать

Святого Сына на земле...

Скорбящих радосте!.. [1/П, 245].

О святого Петра читаем:

Идет святой Петр...

И тихим, добрым, кротким словом

Благовествовал им слово новое... [1/П, 247-248].

На пути к духовному спасению большую роль играет пост и паломничество:

А в Петровку и в Спасовку

Не упокоится в школе [1/П, 68].

Описывая венчание в церкви, Тарас Григорьевич напоминает всем о обязательный украинский обычай перед венчанием :

- А повінчаємось в воскресенье?

- Конечно! Так мы еще не говіли;

Как одговіємось - тойді [1/П, 180].

Паломничество в Киев было глубоко почитаемое и частое. Люди шли с надеждой духовно переродиться или возродиться. Такое перерождение возможно. Так, например, каторжник, когда познал величие святого Киева, молвил:

Какой странный Ты. Я плакал...

Скуки тии не осталось,

Словно переродился ...[1/П, 76].

Итак, всю жизнь Тарас Шевченко боролся за Правду Божью, и она была основным двигателем его жизни. А правду писатель находил в церкви. Нравственное богословие утверждает, что именно в храме человек получает чудодейственную и благодатную помощь Божию, утешение в горестях или горе. И не только церковь, где царит единомыслие, единство, любовь, изображает Шевченко. Сравним:

И тот собор тисячоглавий

Вслух ругают![1/И,293].

И новую славу

Воспоем честним собором,

Сердцем нелукавим [1/1, 364].

Мы видим, что автор с помощью антитезы изображает две разные соборы. Первый из них является символом зла, другой - добра. А в уста Яна Гуса автор вкладывает слова-молитвы за виновников, которые должны вернуться из нечестивого пути, ибо зло никогда не победит окончательно, потому что Бог никогда не оставит человека. Шевченко раскрывает нам образ другой церкви:

Стоит в селе Субботове

На горе высокой

Гроб Украины,

Широкая, глубокая.

Вот церковь Богданова [1/1, 327].

Называя церковь «гробом», «широкой и глубокой», автор не только очерчивает длинный временной промежуток господства Московии в Украине, но и указывает на темные, злые силы, которые заняла нашу родную землю. Такая церковь-гроб «глубокая», а значит, раскопанная вниз - в ад, где вечное зло и тьма. Однако, несмотря на присутствие большого зла в Украине, автор внушает нам веру и надежду в то, что

Церквей-гроб

Развалится ... и из-под нее

Встанет Украина... [1Я, 328].

Тарас Шевченко упрекает церковь, что «запродана жидам» [1/1, 85], которые «разрушали, уничтожали, церквями топили» [1/1,135], и разоблачает воровство в храме Божьем:

У вора уже вор ворует,

Да еще и в церкви [1/1,291].

«Шевченко гневно клеймил одержавлену, безбожную церковь»[8,64] . Поэт саркастически высмеивает моральное вырождение служителей церкви:

Суєслови, лицемеры, ...

Господом проклятые,

Вы любите на брату

Шкуру, а не душу! [1/1,346].

Упрекает Тарас Шевченко тем попам, которые не умеют «так, как надо» научати, в результате церковь становится пустотой:

Ходит себе по церквушке,

Книжечку читает

И сам себе удивляется,

Что людей нет [1/П, 237].

Видим, что церковь в таком случае теряет свое значение и перерождается в нечто здрібніле, малозаметное и игрушечный (на это указывают суффиксы-ов-, -ц-).

Следовательно, по нашему мнению, Шевченко раскрывает многогранный образ церкви. Разоблачая все присущие ей недостатки, автор все же верит в святую силу истинной церкви.

Таким образом, мы пришли к выводу, что через внешнее богопочитание человек не только очищает свой духовный мир, но и уневиннює самого Бога, приближаясь так к нему.

2. Светила внутреннего Шевченкового мира: Вера, Надежда, Любовь, Воля

Богословие учит, что обязанность христианина - это богопочитание или набожность. В предыдущем пункте мы раскрывали суть внешних проявлений уважения к Творцу в произведениях Тараса Шевченко. Следует обратить внимание на внутреннюю набожность. «Без внутренней или духовной набожность набожность телесная или видимая является все равно, что тело без души ...»[5, 68]. На важность внутреннего богопочитания особое внимание обращал Т.Г.Шевченко. Чтобы убедиться в этом, следует рассмотреть добродетели, на которые подчеркивает поэт в своих произведениях и которые выражают внутреннюю набожность человека.

Вера - это основа нашего спасения. Она является необходимой для истинного богопочитания, потому что без искренней веры в Бога мы не сможем общаться с Ним. Она может «оживить и просветить слово разумом святым». Только Вера дает «душе убогой силу, чтобы людям сердце растопило», а «рабам незрячим молиться правде на земле», не гнуть колени перед Нероном, перед Юпитером новым», она научит, как надо «за правду пол, за правду сгинут» и как «развеять униніє и страх» [3].

Богатый художественный мир, наполнен христианским учением, вмещает каждая только что приведенная фраза из поэмы «Неофиты». Например, эпитет «умом святым» указывает на тот разум, что идет от Бога и утверждается на принципах христианской любви, то есть смиренномудрия; метафора «сердце растопило» означает очистить душу от греха-зла; метонимия «молиться правде» является призывом молиться Богу.

Следовательно, Шевченко учит принята правду, а значит учиться слушать Слово Божье, потому что Правда ведет к Свободе:

И нам дашь жить!

Мы вируем Твоей силе

И духу живому [1/1, 343] .

С христианской верой тесно связана христианская Надежда. Если Вера - это убежденность в том, что есть, то надежда - это уверенность в том, что будет:

В ком веры нет - надежды нет!

Надежда - Бог, а вера - свет![1 /I, 243].

Христианская надежда - это надежда на жизнь, будущее и вечное. Эту истину провозглашает Тарас Шевченко в стихотворении «Не идя домой ночью ...»:

Надо бы умереть. Так надежда,

Брат, не умирает [1/П, 169].

Следовательно, Шевченко учит, что истинная надежда должна быть главным ориентиром в жизни каждого человека, ибо она порождает добро:

Надежда ангелом святым ...

Витает весело над ним.

старик подумал ...

Добро какое-то кому-то сделает [1/П, 198].

Тарас Шевченко предостерегает нас от искаженной христианской надежды, что есть порождение греховности человека, которая обладает определенными внутренними задатками: умом, талантливостью и т.д. Прежде всего, это самоуверенность:

...И все то видел, и все знаю,

Нет Ни ада, ни Рая,

Нет и Бога, только я! [1/1, 350].

Через такую гордую самоуверенность люди забывают или отвергают мысль о том, что все дается только Богом. Находясь под властью греха, такие люди оправдывают свою лень, ожидая от Бога чуда-спасения, ссылаясь на то, что Господь сказал ничем не беспокоиться:

Чего же вы чванитеся, вы!..

Что хорошо ходите в ярме... [1Я, 352].

Следовательно, Шевченко выступает против чрезмерной уверенности в своем спасении и напоминает слова апостола Павла: «...со страхом и трепетом заботьтесь о свое спасение» (Филип - 2:12).

Следующий грех против христианской надежды, на который указывает автор, является слабохарактерность:

А вы претесь на чужбину

Искать доброго добра,

Добрая святого[1/И, 349].

Поэт осуждает тех людей, которые не имеют в себе надлежащей духовной силы через недостаточное религиозное воспитание или чрезмерную привязанность к земным благам.

Шевченко разоблачает абсолютную безнадежность - отчаяние. В поэме, «Тополь» видим, как девушка, разочаровавшись в жизни и познав горесть, впадает в отчаяние, заканчивает жизнь самоубийством. Этим она совершает грех против Святого Духа.

Итак, Тарас Шевченко предостерегает нас от подобных грехов и провозглашает искреннюю веру и надежду на Бога.

Такие важные христианские добродетели, как вера и надежда являются еще недостаточными, чтобы поднять человека на высшую ступень нравственного состояния. Для достижения этой цели необходимым является еще любовь к Богу. Тарас Шевченко определяет, что «Любовь - Господня благодать!»[1 /П, 63].

Какие признаки истинной любви к Богу определяет Шевченко? Поэт считает, что обязательным признаком является страх Божий, то есть страх обидеть или потерять чью-то искреннюю любовь. Это означает, что истинный христианин должен стараться всеми силами придерживаться Божьих Законов. Этот признак истинной любви, увы, особенно нарушается в наше время.

Благодарность Богу Шевченко выражает через молитву, через описание церковник таинств, через творение милостыни для ближних: В его произведениях часто читаем слова благодарности Богу за все, что он нам посылает:

Восхвалимо Тебя, Боже,

Хваленієм всякого...[1 /И, 360].

О бескорыстной ревность к славе Божьего имени узнаем из стихотворения «И мертвым, и живым... :

Умойтесь! образ Божий

Грязью не скверніте [1/1,350].

Шевченко, как истинный христианин, не может стоять в стороне, когда хулится имя Божие. Этому учит и нас.

Итак, видим, что в творческом наследии писателя в основе истинной любви к Богу лежит жертвенная любовь, которая опирается на любовь к своим врагам:

Злоначинающих спины...

В путы кутії не куй,

В глубокие склепы не муруй, [1/П.339].

Шевченко доказывает, что в сердце каждого человека есть непобедимый сокровище - это образ Божий, который учит нас любить и идти на самопожертвование ради ближнего. Как отмечает В. Барка, поэт стал предвестником заповеди: о «чистых сердцем», что «увидят Бога»; о «тихих», «овладеют землю»[2]. «Собственно христианская теодицея основывается на принципе свободы воли, что, по мнению теологов, создает единую ценность человека...» [ 10, 111].

И не только любить учил Шевченко, но и ненавидеть. Д. Донцов утверждал, что ненависть у Тараса Шевченко зародилась из любви. Поэт «посылал свою любовь и завещал свою ненависть зла» [3, 9]. Он презирал тех, кто помогал «с матери излатанную рубашку поднимать», «доносчиков и фарисеев», «рабов, підніжків, грязь Москвы» [3]. Такая ненависть учит нас не принимать зло, чтобы не совершать» дела злых». Эта нелюбовь не является порождением зла, не является пренебрежением или презрением к ближнему, но является протестом против всякого Вида порочного состояния человека: безразличия, самозахват, лицемерия, рабства, отчаяния, жестокости. Таким образом, рассмотрев светила внутреннего Шевченкового мира: Вера > Правда > Надежда > Добро > Любовь > Свобода, мы пришли к выводу:

- свобода воли - это дар Божьей любви к человечеству;

- нарушение воли порождает зло;

- любовь должна быть жертвенной, довготерпеливою, смиренномудрою;

- не существует любви без уважения;

- искренняя Вера, надежда, которая порождает добро; истина, которая содержится в основной формуле Свободы, являются основными составными частями Любви;

- принципы Любви заложено в основу всего мира;

- ненависть, которая исходит из любви, может исцелять зло.

Итак, Т. Шевченко в своих поэтических произведениях очень близко подошел к аспекту теодицеи.

Литература

1. Шевченко Т. Полное собрание сочинений: В 12 т. - К.: Научная мысль, 2001. Т. 1: Поэзия 1837-1847.- 784с. Т. 2: Поэзия 1847-1861. -784с.

2. Барка В. Правда Кобзаря. - Ровно: Общество укр. языка им. Т. Г. Шевченко, 2002. - 320с.

3. Донцов Д. Завещание Шевченко: Доклад произнесен на Шевченковской академии в Торонто 9 марта 1950 года. - К.: Молодежный Конгресс Украинских Националистов, 1999. - 12с.

4. Забужко О. Шевченковский миф Украины: Попытка философского анализа. - X.: Факт, 2001. - 160с.

5. Марусяк М. Нравственное богословие. - Снятии: Прут Принт, 2000. - 144с.

6. Новый О. «Прошу принять...» (Беседы с Гарафіною Маковий, Документальные материалы). - Коломыя: Век, 1996. - 413с.

7. Огиенко И. Тарас Шевченко. - К.: Наша культура и наука, 2002. - 430с.

8. Пахаренко В. Непостижимый апостол. - Черкассы: Брама, 1999.- 296с.

9. Тарас Григорьевич Шевченко - пророк Украины: 1814 - 1861. - Торонто: Свободное слово, 1961. - 32с.

10. Яременко В. Людей и ... не проклял! // Современность. - 2005. - №3. - С 109-115.