|
Статья
Нечуй-Левицкий Иван
Психолого-литературоведческие тесты Определение уровня чувства комического у учащихся 10 класса (по материалам повести И. Нечуя-Левицкого «Кайдашева семья»)
Т. Бобровская
Хмельницкий
Методические рекомендации по проведению этапов тестирования
I. Считаем, что предметы гуманитарного цикла требуют существенных изменений как в отношении методики преподавания, так и в отношении критериев оценивания знаний учащихся. По этому поводу необходимо незначительной степени разрушить устоявшиеся стереотипы: избежать совсем низких, «негуманных» баллов: « 1», «2», «С». Следовательно, шкала оценивания начинается с - «4» баллов («Педагогика успеха»).
II. Особенностью тестов является восходящая градация вопросов: неправильный ответ - возможна - правильная. Так исчезает психологический барьер в восприятии учащимися вопросов; опасения за набранную малое количество баллов. «Возможна» ответ также дает возможность дисимілювати технологию литературных тестов с тестами точных наук.
III. Задачи каждого этапа тестирования оцениваются соответствующим числом баллов. Критерий оценивания осуществляется по принципу:
• правильный ответ - 1 балл. Уровень чувства комического - высокий;
• возможный ответ - 0,5 балла. Уровень чувства комического - средний;
• неправильный ответ - 0 баллов. Уровень чувства комического - низкий.
ШКАЛА ОЦЕНИВАНИЯ
Уровень чувства комического ВЫСОКИЙ - Количество баллов от 10-12
Уровень чувства комического СРЕДНИЙ - Количество баллов от 7-9
Уровень чувства комического НИЗКИЙ - Количество баллов от 4-6
Итоговый балл выводится как среднее арифметическое баллов, полученных в результате трех этапов тестирования
И. ЭТАП тестирования.
Знание контекста.
Умение акцентировать внимание на художественной детали.
1. Литературный герой Тим Талер продал свой смех.
Омелько Кайдаш свой смех...
A) прогулял - 0,56.
Б) пропил - 16.
B) подарил - Об.
2. Кто единственный весело смеялся в «мертвом доме» Кайдашей?
A) Емеля - 0 б.
Б) Лаврентий - 0,5 6.
B) огонь в печи - 1б.
Омелька Кайдаша не любил
3. Кто в семье насмешек над собой?
A) Карп - 0,56.
Б) Матрена - 16.
B) дети - 0 б.
4. Кого больше всего любила Кайдашиха?
A) себя - 16.
Б) Емелю - 0б.
B) детей - 0,56.
5. Что так сильно «въелась в печенки» Емеле Кайдашу?
A) потасовка в семье - 0,56.
Б) водка, сало - 0 б.
B) каторжный горб - 16.
6. Определите имя-значение комическим прозвищам - «сатана», «бендерская чума», «кобыла здоровая»:
A) Мотря Довбыш - 16.
Б) Маруся Кайдашиха - 0,56.
B) Мелашка Балаш - 0 б.
7. Кто в семье любил водочку?
A) Пелагея - 0 б.
Б) Емеля - 16.
B) Кайдашиха - 0,56.
8. Почему у Карпа к Мотре исчез солнечный луч любви?
A) полюбил другую - 0 б.
Б) надоела ругань жены - 0,56.
B) уж очень Мотря наперчила - 16.
9. Куда «убегали» деньги, заработанные Кайдашом?
A) на ярмарку - 0,56.
Б) в кабаке - 16.
B) к куму - 0 б.
10. У кого из литературных героев были «веселые, серые глаза»:
A) Параски, Лаврина - 16.
Б) Лаврина -0,56.
B) Кайдашихи, Балашихи - 0 б.
7. Кто дразнил Емелю, «как будто игрушка маленького ребенка», в гостях у Довбиша?
A) Кайдашиха - 0,56.
Б) Довбыш - 0 б.
B) красный перец в водке - 16.
12. С какой целью Матрена смотрела в печь, «где тлел жар в золе»?
A) хотела отодвинуть горшок с кашей - 0 б.
Б) хотела развеселить свои глаза веселым огнем - 16.
B) хотела уединиться - 0,56.
II. ЭТАП тестирования.
Умение работать в «лаборатории смеха» художника.
Знание теории комического, техники комического.
Умение увидеть, найти, воспринять комическое.
Способность понимать комическое.
Умение выделить объект комического смеха.
Умение различать в тексте средства, приемы комического.
Умение различать категории «комическое», «трагическое».
Умение находить трагизм в комическом, комическое в трагизме, «безобразное» в «комическом», понимать диалектику эстетических категорий.
1. Сколько, по Вашему мнению, трагических эпизодов в «кайдашевій сім'ї»?
A) три: болезненные бред хозяина, побег Мелашки, драка Карпа с матерью - 0 б.
Б) два: выбитый глаз Маруси, смерть Емелю - 16.
B) один: смерть Омелька Кайдаша - 0,56.
2. За что и каким образом автор наказал Марусю Кайдашиху?
A) за неуважение к мужу оставил вдовой - 0 б.
Б) за эгоизм лишил уважения детей и внуков - 0,56.
B) за цинизм, лицемерие выбил деркачом глаз - 16.
3. Какие элементы народной смеховой культуры создают комический фасад повести?
A) дума, баллада, легенда, сказка, миф, песня - 0 б.
Б) шуточная песня, пословицы, поговорки, фразеологизмы, шутка - 16.
B) пословица, шуточная песня, анекдот - 0,56.
4. Какую проблему закодировано в названии произведения:
A) борьба за частную собственность - 0 б.
Б) борьба с пьянством, раздором - 0,56.
B) борьба за национальную идею - 16.
5. В чем заключается суть уродливого в эпизоде:
«Баба Палажка перепугалась: ей показалось, что на нее упал колокол, что то был не сон, а правда. Но она как-то покрутила головой и так крикнула во все горло, что разбудила всех богомольцев. Поднялся гвалт, шум. Богомольцы зашевелились, зашумели, а полные губы целовали бабушку в щеки, в брови, в глаза, а дальше что-то черное поднялось и, как пуля, полетели между липы... «Что это такое? - подумал монах. - Такая красивая женщина, а лицо такое твердое, как дырявый горшок; аж губы щемят!»
A) в богохульстве, никчемности монаха - 0,56.
Б) в безнравственности Пелагеи - 0 б.
B) в упадке общественных нравов и морали - 16.
6. Какие пороки являются объектом искрометного смеха автора:
A) ", леность, неряшливость - 0 б.
Б) заземленість идеалов, раздор, духовная ограниченность - 16.
B) эгоизм, цинизм, лицемерие, пьянство - 0,56.
7. Какими средствами создан комический эффект в эпизодах:
- Вот заквитчалась сеном, как овца репеями: каторжне сено колет в спину, хоть юбку снимай! - ругалась Кайдашиха.
- Был я когда-Кайдаш, а теперь перевелся на маленького Кайдашця, - говорил Кайдаш за рюмкой водки в кабаке.
А) самоирония - 16.
Б) сарказм - 0 б.
В) юмор - 0,56.
8.3 помощью каких художественных приемов, средств автор раскрывает суть « комедии» в художественном описании:
«Прошла зима, вновь наступило лето. Зловредная груша, будто на злость, еще больше разрослась и вширь и вверх, опять родила и стояла обильная, как облитая... Здесь уже пахло рублями, а это для крестьян было не шутки. Опять началась такая же комедия. Еще груши не достояли, а Лаврінові дети кинулись на их, как пчелы на мед. Мотря выбежала с кочергой, избила детей, еще и груши пооднімала. Мелашка розлютувалась за своих детей, как волчица, бросилась к Мотре и чуть не содрала с нее очипка. Карпо и Лаврин пошли к священнику».
A) комическое сравнение; ситуационный комизм - 16.
Б) комическая метафора; комизм - 0,56.
B) літота; словесный комизм - 0 б.
9. Котором комическом приема автор предпочитает для развенчания личностных пороков Маруси Кайдашихи? Какие именно эти пороки?
A) шутка; низкий уровень культуры - 0 б.
Б) комический контраст; гордыня, глупость - 0,56.
B) оксюморон, комический контраст; дерзкая претенциозность - 16.
10. Средство комического употреблено автором в эпизоде:
« Ему приснилось, будто в дом среди ночи вбежала коза с красными глазами, с огнем во рту, осветила огнем дом, схватила в передние лапы кочергу и начала хлопотать возле печи, и все щелкала его красными огняними зубами»:
A) сатирическая фантастика - 0,56.
Б) юмор - 0 б.
B) гротеск - 16.
11. Каким художественным методом автор осміює социальные пороки в эпизодах:
«Жид увидел, что туго, взял ведро водки, отнес волостного; второе отнес писцу, собрал к себе в кабаке десять человек таких, что заправляли общиной, и поставил им целое ведро водки... На второй день собралась община...Община пела уже другой...»
- Опомнись, п'янице! Ты спятил, ты знавіснів! Гаращо уже водки напился!
- Ага, спятил! Ты ба! Черти едут верхом на свиньях! А бей вас сила божья! Дух святой при нас и при доме! А вон на барском бугаєві какой-то сидит пузатый, и лупоглазые, и рогатый! Такого оканя и пузаня я и между господами не видел. А хоть вас крест побил! А вон между овцами сколько их путается.
A) социальная сатира - 16.
Б) комическая критика - 0,56.
B) романтизм - 0 б.
12. Две семьи, как две черные тучи, приближались одна к другой, грустно и уныло...
...А солнечное марево заливало всех, дрожало, переливалось между женскими и детскими головами, как будто какая-то золотая вода крутилась между людьми, как будто какая-то основа из тонких золотых ниточек снувалась по двору кругом людей, вокруг домов, вокруг сада. Собаки стояли возле домов и крутили хвостами, глядя на людей, им казалось, что их вот-вот позовут и натравят ими кого-то».
В каких художественных символах этого эпизода закодировано идею противостояния Неба и Земли? В чем художественная сила комического параллелизма?
А) Солнце - человечество-черные тучи. Собаки умнее людей, и в то же время люди олицетворяют хищнический поезд до «травли», вражды - 16.
Б) Солнечное марево, золотая вода - люди-облака. Собаки умнее, чем люди - 0,56.
В) Солнце, черные тучи-люди. Собаки похожи на людей - 0 б.
Методическое указание по подготовке проведения второго этапа тестирования.
1. Целесообразно также планировать работу в обратном направлении: учащиеся выполняют задания по составлению тестов самостоятельно( научно-литературоведческая работа).
2. В процессе изучения и закрепления нового материала по теории комического целесообразно как тренировочные упражнения использовать тестовые задания такого типа (предусматривают только однозначный, конкретный ответ):
1. Какими художественными средствами (сарказм, метафора, еліпсис, ирония, олицетворение) создан комический эффект в эпизодах:
A) « В доме, было тихо*, только в печи на жару шкварчала рынка с вишкварками так сердито и громко, как будто десять баб вместе, ухватившись за косы».
«Мотря терла коноплі. ее руки ходили ходуном. Трепалки лаяла под ее руками, как сучка, мелко и громко, аж скрипела, аж вилы».
Ответ: олицетворение - 16.
Б) - Не цели до порога, потому возьму тебя за шею, как котенка, и разминаю мордой в мусор, чтобы второй раз так не делала, - сказала Мотря. Мотрині слова были очень укоризненные. Мелашка вспыхнула от стыда.
- По спине перхоти ее! Выколи палкой ей второй глаз! - кричала со двора Мотря.
... - Не так мне жаль матери, как жаль сапог! - крикнул Карп на берегу.
Ответ: сарказм - 16.
B) «Карп перескочил через плетень и пошел под плетнем.
- А это, дивко, что такое?
- И тут попал в чей-то двор кабан. Как почалая гоняться за ним, а он, проклятый, как удрал под домом, то и опрокинул оба глиняки, - говорила Мотря».
- Иди же, моя доченька, видій коровку. Я еще немного полежу. Чего-то я нездужаю. Так у меня болят ноги! Ох-ох-ох! - застонала на печи Кайдашиха, укрываясь одеялом.
Ответ: ирония - 16.
2. Какими художественными средствами ( наивное, анаколуф, звукоподражания, шутка, намек, эпифора) создан комический эффект в эпизодах:
A) - Ой баба! - крикнула ребенок к старой Кайдашихи. - Побежал петух с горшка, только потеки по лежанке потекли.
- Какие у тети желтые ноги, как будто в нашей зозулястої курицы, - сказал громко, но как бы про себя, старший мальчик.
Ответ: наивное - 16.
Б) «Кайдашиха вскочила с места и давай закрадаться до петуха с куделью. А петух клюет огурцы и только: со-ко-ко-ко!».
- ...И пусть его черти испекут такой степени! - крикнула не своим голосом Мотря и брякнулась о землю хворостиной так, что она аж загудела.
- Хррр! - захурчав насмешливо Лаврин. - Чего это ты кричишь, как будто на отца.
Ответ: звукоподражание - 16.
B) - Нате вам двое мотовил и, о меня, глаза повиколюйте себе, - сказал Кайдаш, бросая мотовила на скамью.
- Идите вы себе ик нечистой матери и, о меня, повибивайте и глаза, не только окна, - сказал волостной и пошел в комнату, еще и дверь прикрыл.
Ответ: намек (прозрачная аллюзия) - 16.
3. Какими художественными средствами (юмор, анафора, шутка, инверсия, шутка) создан комический эффект в эпизодах:
A) - И не утонешь, баба, ибо даже среди пруда старой жабе по колено, - сказал один мужчина, что поил волы.
- Зато, мама, у вас на голове, видимо, набежали цели Семигори. Большая мама, моргуля на голове? - насмешливо спросил Лаврин
Ответ: шутка - 1 б.
Б) - Говори, дурак! Негде утопиться. Как бог даст, то и в луже утонешь, - сказал отец.
- Разве из корчмы уходя... - сердито сказал Карп.
- Чего это ты, Мотре, кричишь на мать? Она тебя не наводит на злой разум, а на добрый, - отозвался Карп.
- Имела разум, а в вас, видимо это потеряла, - сказала через зубы Мотря.*
Ответ: юмор - 16.
B) - И пойди в волость и попроси, чтобы ее погнали в Киев искать Мелашки. Пусть знает, как повадарювать, - намовляла Прасковья, - и пойди и разбей ей морду, и на товчи хорошо затылок. Жаль, что она не завела моей невестки. Я бы вот показала ей Киев.
-... Наберу я в черепок хуху, и изолью я на раба божьего Емелю. Алилуй же его, господи, и шарпни его по бокам, по ребрам, по костям, по чреслах, круг его скотины. Крест на мне, крест на спине, вся в крестах, как овца в репьях...
Ответ: юмор - 16.
4. Вид комизма ( словесный, ситуационный, словесно-ситуационный ) характерен для изображаемого?
А) «Тем временем Кайдашиха умышленно размазала кровь по всему виду, замазала в кровь пазуху, повыдергивала из-под очипка волосы и побежала к священнику, а потом в волость и наделал там шума.
- Ой боже мой! Звоните во все колокола! Карп с Матреной убили Лаврина, убили и Мелашку, убили и меня! Спасите, кто в бога верует! - кричала не своим голосом Кайдашиха в волости».
Ответ: словесно-ситуационный комизм - 16.
Б) - Ты воровка! Ты украла у нас яйца!
- Врешь, не докажешь! Ты сама ворюга, потому обворовывала меня, мою работу целый год. Я на тебя делала, как на господина барщину!
- А почему же ты меня не бросала, когда тебе было плохо? Почему тебя черти не понесли на Бессарабию или за границу?
- Эва, за такое паскудство и вот бежала бы за границу! Беги сама хоть под шум, под плотину! Ты ворюга, ты ведьма!
Ответ: словесный комизм - 16.
В) « Кайдаш встревожился и отвел глаза. Глянул он на наместные образы, и они поют, а вместе с ними поют все обиды в церкви... Кайдаш перепугался и стал на ноги... Параскева Пятница вернула глазами, словно живая».
Ответ: ситуационный комизм - 16.
Оценка результатов осуществляется по принципу количества набранных баллов.
Теоретические замечания относительно проведения второго этапа тестирования
В комическом смеху эмоциональное и рациональное начала взаимосвязаны. Симптоматично, что комическое заблаговременно требует сознательно активного настройки аудитории и апеллирует к эмоционально-чувственной и интеллектуально-умственной сфер личности. Во время художественного восприятия комического особая активность проявляется в форме самостоятельного противопоставление эстетического идеала явлению, которое осміюється. Трудности восприятия и анализа комического заключаются именно в том, что оно не произносит прямо идеал, потому что понимает его как противоположное высказанного. Поэтому тот, кто получает комическое, должен обладать способностью к парадоксальному, ассоциативного, эстетически развитого мышления: умением найти в сознании аналог антиідеалу; умением поймать контраст; умением схватывать противоречия между личностным вкусом, идеалом и изображаемым; умением развивать наиболее привлекательные душевные потенции, такие, как доброжелательность, жизнерадостность, жизнелюбие, остроумие, веселый дух. Таким образом, анализ комического текста способствует воспитанию читателя-критика, который должен самостоятельно в сознании противопоставить комическом свои знания, свой опыт, свои эстетические идеалы. Самостоятельно сделать выводы и прийти к идеалам автора самостоятельно.
III. ЭТАП тестирования.
Знания психологии, философии смеха.
Знание генезиса юмора автора.
Умение дать темпоральную характеристику литературным героям.
Умение различать виды смеха по принципу «меры».
Умение сравнивать себя с «оживленными» художественными характерами.
Умение посмеяться над собой.
Умение расшифровать мифологемы (сміхологеми). Умение определять черты гениальности художника.
1. В которых міфологемах воплощено художественную идею життєстверджувального смеха:
A) деркач, кочерга, кадка, вода, водка, черная туча - 0 б.
Б) правый глаз, печь, петух, солнце, желтые сапоги, подсолнечник, огонь - 16.
B) солнце, огонь, глаз, лысая голова кума, груша, колесо - 0,56.
2. Кто из художественных персонажей - остроумный сангвиник с развитым чувством юмора?
A) Карп - 0 б.
Б) Лаврентий - 16.
B) Пелагея - 0,56.
3. Кому из литературных героев наиболее присущи благородные черты характера?
A) Мотри - 0 б.
Б) Мелашці - 16.
B) Лавріну - 0,56.
4. Художественный образ имеет наибольший заряд солнечного энергопотенциала?
A) песня; Мелашка; веселый огонь - 16.
Б) ругань; Матрена; мотовило - 0 б.
B) свирель; Лаврентий; зозулястий петух - 0,56.
5. Для кого из участников «домашней войны», « семейных баталий» характерен циничный, зловещий смех?
A) Мелашки - 0 б.
Б) Кайдашихи - 16.
B) Мотри - 0,56.
6. Возникло ли у Вас сочувствие к членам Кайдашевой семьи?
A) Да. Мне всех жалко и одновременно стыдно за их стиль жизни. - 16.
Б) Конечно... Честно говоря, не хотелось бы быть на их месте. - 0,56.
B) Нет. Считаю, что никто из них не заслуживает на сантименты! - 0 б.
7. Ваше мнение относительно финала повести: действительно груша засохла, а семьи помирились?!
A) Да, ведь автор собственноручно об этом написал! - 0 б.
Б) Нет. Звучит авторский «смех сквозь слезы» в отношении деградации человеческой личности - 16.
B) Вряд ли, ведь автор горько иронизирует по поводу обмеления душ своих героев - 0,56.
8. Символом какого вида смеха является мифологема «СОЛНЦЕ»?
A) саркастического, злобного - 0 б.
Б) радостного; юмористически-иронического - 0,56.
B) доброжелательного, искрометного - 16.
9. В чем секрет «живучести», актуальность повести «Кайдашева семья»?
A) в правде изображения пороков тогдашнего общества - 0,56.
Б) в необходимости смеха над чужими недостатками - 0 б.
B) в наличии осмеянных пороков в современном пространстве - 16.
10. Можно ли назвать «Кайдашеву семью» своеобразной «сміхотерапією»? Или Вы увидели в зеркале смеха автора свое отражение?
A) Конечно! Развеселился дух! Так, искренне смеялся над героями и над собой! - 1 б.
Б) Нет. Мне не смешно. Нет! Я идеальный! - 0 б.
B) Да! Поднялся хорошее настроение! Возможно, надо спросить у друзей! А еще лучше - в учителей!!! - 0,56.
11. Какая личностная черта И. Нечуя-Левицкого является мерой его гениальности?
А) образцовость - 0,56.
Б) оригинальность - 16.
Б) богатство языкового арсенала - 0 б.
12. Определяя ценность комической энергии слова штукарів, юмористов, Нечуй-Левицкий произнес: «На радость, на утеху людям посланы такие симпатичные люди!». Касается ли высказанное автора «Кайдашевой семьи»?
A) Не знаю. - 0 б.
Б) Пожалуй, да. - 0,56.
B) Несомненно! - 16.
Методические рекомендации по проведению третьего этапа тестирования
В разработанной нами модели этому этапу предшествует проведение урока «смехотерапии».
«Роли» педагог распределяет заранее с учетом темпоральных характеристик своих воспитанников (предварительное тестирование респондентов школьным психологом).
В ходе ролевой игры учащиеся-«психологи» делают «диагностику личности» каждого персонажа: определяют тип темперамента, степень «солнечности» в характере; уровень чувства юмора, вид смеха. А также обосновывают мотивацию действий и поступков комических героев через призму зеркала смеха автора. Итак, старшеклассники проектируют знания по биологии (8 класс) на плоскость художественно-образной системы повести И. Нечуя-Левицкого, проводят психолого-литературные параллели. На уроке учащиеся также должны понять психологическую сущность юмора, его роль в жизни человека: юмор является средством получения удовольствия, несмотря на мучительные аффекты (эстетическая функция); юмор имеет защитный механизм как для отдельной личности, так и для поддержания устойчивого настроения в коллективе (иммунная; коммуникативная функция).
Третий этап - своеобразный показатель эффективности внедрения всех структурных компонентов дидактико-педагогической модели.
Целью этапа является «воссоздание» процесса «вчування» в психику другого человека (художественного характера); умение определять оттенок, вид смеха - эмоционально-чувственный уровень восприятия. Жан Поль определил процесс «вчування» в психику другого человека как «заимствования комизма», в результате которого происходит «психологический контраст», т.е. сравнение душевного состояния другого человека со своим. По А. Луком, это - способность «чужими глазами увидеть себя и свои поступки» [5].
По мнению Ю. Борєва, «самокритика - вечная категория развития социально здорового общества, и поэтому для такого общества важен бескомпромиссный самоанализ, самокритичне совершенствования, раскрытие недостатков в имя их преодоления» [ 1, 28]. Умение посмеяться над своими недостатками, а также умение сохранять чувство меры смеха - высшие критерии развития чувства комического и уровня сформированности ценностных мировоззренческих позиций. Несомненно, что «по-настоящему критичными и самокритичными бывают только люди истинно сильные, которые осознают свое достоинство, которые знают, что им принадлежит будущее. Именно они являются лучшими знатоками и поклонниками комического» [2, 150]. Культура мышления, культура чувств и, в частности, эстетическая культура смеха формируют человека как культурно-историческую личность, воля которой направлена идеей добра (красоты, истины, святости, гармонии). Несмотря на то, что чувства всех уровней являются непосредственными регуляторами мыслей, действий, поступков человека, то их целеустремленность по критерию - благородные или подлые - определяется общим уровнем развития личности.
Решительно, что главным критерием теории комического Цицерона является умеренность смешного. Цицерон утверждал, что шутки по своему характеру не должны быть развратными и несдержанными, а благородными и остроумными, чтобы в них оказывался благородный характер человека [4]. Личность, которой присущ высокий уровень чувства юмора, чувство комического, а следовательно, и мера смеха - благородная и страстная. Несомненно, солнечная, лучезарная, обаятельная личность при своей жизни совершает поступок красоты. Характер такого человека познается в жизнерадостном, искрометному, доброжелательном, эстетически-интеллектуальном смеху.
- Как смеюсь? С чего смеюсь? С кого смеюсь? - ключевые вопросы саморефлексии, когда находишься в пространстве, заполненном комичной энергетикой.
- Как смеется? С чего смеется? с кого смеется ученик-читатель? - основополагающие критерии оценивания учителем читательских потенций, а также личностных показателей старшеклассника.
Своего времени З.Фройд пришел к парадоксальным, однако признанных в научных кругах выводов: в детстве мы не знали комизма, не были способными создавать остроты, не имели нужды в настроении, чтобы чувствовать себя счастливыми; эйфорию определял настроение духа в нашем детстве [8, с. 406]. К сожалению, юношеский возраст далек от периода счастливого детства. Жизненный план, перспективные линии представителей ранней юности, потребность самореализации удостоверяющие изменение «Я»- позиции: «Я - социум». Развито чувство юмора, чувство комического, остроумие - признаки образованной, интеллигентной личности. Бесспорно, где сообразительный ум и доброжелательная улыбка, там успех.
А может, и действительно, Иван Семенович, «с посміху люди бывают!»?!
Литература
1. Борев Ю. Комическое. - М., 1970. - 269с.
2. Громов Е. Палитра чувств. - М., 1990. - 190с.
3. Лесин В. Литературоведческие термины. - К., 1985. - 251с.
4. Лосев А. История античной эстетики. Ранний эллинизм. - М., - 1979. - С.483.
5. Лук А. Юмор, остроумие, творчество. - М., 1977. - 183с.
6. Нечуй-Левицький I. Произведения в двух томах. - К., 1985. - Т. 1. -638с.
7. Нечуй-Левицький I. Произведения в двух томах. - К., 1986. - Т.2. - 639с.
8. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. - Тбилиси, 1991. - Кн.2.- 428с.
Анкета
Определение потребностей, эстетических вкусов, идеалов старшеклассников
1. Что такое чувство юмора?
2. Что такое остроумие?
3. Или Вы считаете учителей юношеского покоя? Почему?
4. Или Вы насміхаєтесь с их педагогов, пародіюєте? Приносит ли Вам это удовольствие?
5. Какими, на Ваш взгляд, профессиональными качествами должен обладать педагог? Является ли признаком профессионального успеха наличие у педагога развитого чувства юмора и остроумия?
6. Или обижаетесь на учителя, который насмехался из Вас в присутствии одноклассников? Или образитесь на уместен, доброжелательный шутка?
7. Есть ли в Вашем классе юмористы? Какие черты им присущи?
8. Или присуще чувство юмора Вашим родителям? Есть юмор семейной реликвией?
9. Чувство юмора врожденное или социально-приобретенное? Есть ли у Вас чувство юмора?
10. Можно ли назвать школу «пирамидой юношеского смеха»? Возможно ли внедрение на практике проекта «Школа Хорошего Настроения»?
11. Говорят, что умный смех - гений общения. Вы гениальны?
12. Или в меру Вы смеетесь? Какие знаете виды смеха?
13. Верите ли Вы в зловещие приметы? А может, насміхаєтесь из них?
14. Или Вы уважаете человека, который умеет шутить?
15. Нужно читать юмористические, сатирические произведения? Какие чувства, способности, личностные черты развивает комическое?
16. Были ли у Вас попытки писать сатиру, юмор? Или складывали анекдоты на тему школьной жизни?
17. Должен ли урок украинской литературы отличаться от других учебных предметов? Чем именно?
18. Учитель с какого учебного предмета, по Вашему мнению, обладает развитым чувством юмора, остроумием?
19. Нужно ли делать анализ жанров гумористики по другой схеме?
Возможен ли новый метод анализа текста, например, сміхоаналіз?
20. Назовите любимых авторов-сміхотворців. Какие комические произведения любите перечитывать?
21. Какому литературному жанру Вы отдаете предпочтение: трагедии, драме, комедии? Почему?
22. Поднимается ли у Вас хорошее настроение от просмотра кинокомедии; от выступления юмориста; во время перечитывания комических произведений? Или Вы получаете эстетическое удовольствие?
23. Или организуются в вашей школе встречи со Смехом в форме: урок-смехотерапия; «салон мудрецов»; театр эстрадных миниатюр; конкурс юмористов; КВН; обрядовых действ; театрализации и т. п.?
24. Стоит ли и целесообразно начать в школе традицию проведения карнавала Смеха?
25. Или Вы чувствуете постоянную потребность в самореализации? По Вашему мнению, самокритика, чтение текстов сміхології - являются путями самосовершенствования, гармонизации личности?
|
|
|