Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Проектная технология на уроках украинской литературы
Типология учебных проектов

Н. Подранєцька,

учитель украинского языка и литературы

Ровно

Анализ опыта работы в школе свидетельствует, что движущей силой процесса обучения является интерес учеников к предмету. Развивать его призваны системы интерактивных и личностно ориентированных педагогических технологий, среди которых - метод проектов.

Модное слово «проект» постоянно на слуху. Но почему одни проекты выполняются и приносят результат, а другие - нет.

На современном этапе реформирования школьного образования возникла проблема возрождения метода проектов в отечественной практике, учитывая его неоспоримую ценность, соотносится с деятельностным подходом в современной дидактической системе.

Учителя-словесники стремятся использовать в работе как отечественные, так и зарубежные инновационные методы, направленные на развитие у школьников лучших духовных ценностей.

Еще В. Сухомлинский говорил, что «подлинная школа - это многогранная духовная жизнь ученического коллектива, в котором учитель и дети объединены многими интересами и увлечениями».

Поэтому, по нашему мнению, наиболее целесообразным является инновационный метод проектов, который предполагает использование педагогом совокупности исследовательских, поисковых, творческих по своей сути методов, приемов, средств. Создан в 20-х годах XX века в США (Джон Дьюи разработал идеи активизации целесообразной деятельности ученика в соотношении с его личным интересом именно в этих знаниях как основе обучения), популярный в школах разных стран мира (Великобритании, Бельгии, Италии, Израиля, Финляндии, Нидерландов), метод проектов на современном этапе развития педагогической отрасли начинает приобретать большую популярность, модифицироваться, приспосабливаться к современным условиям функционирования школы, согласовываться с новыми задачами образования.

Работа над проектом - практика личностно ориентированного обучения в процессе конкретной работы ученика на основе его свободного выбора, с учетом его интересов [3; 149]. В сознании школьника это имеет такой вид: «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо идет я могу эти знания применить». Для педагога - это стремление найти разумный баланс между академическими и прагматическими знаниями, умениями и навыками.

Проектная деятельность помогает осознать ответственность каждого за общее дело, повысить уровень личного участия, как можно эффективнее выполнить работу и представить П результат.

Как известно, существуют различные классификации учебных проектов и их видовое разнообразие. Так, одному из последователей Дж. Дьюи - В. Кілпатрику удалось усовершенствовать систему работы над проектом. (Проектом в то время считался целевой акт деятельности, в основе которого интерес ребенка). Модель, которая отражает такое понимание, представлена автором следующим образом:

Типы проектов:

Создаваемый (продуктивный)

Потребительский

Упражнение

Научно-исследовательский

Решения исторических или литературных проблем

Создаваемый (продуктивный) проект связан с трудовой деятельностью - подготовкой макета, конструкторской деятельностью и т.д.

Потребительский (его целью является потребление в широком смысле, включая развлечения) - подготовка эк-скурсій и предоставление различных услуг и т.д.

Проект-упражнение - это проекты обучения и тренировки для овладения определенными навыками.

Работа над проектом включает осознание учеником цели, оформление замысла, разработку организационного плана, работу по плану, подведение итогов в виде письменного отчета.

Одним из ведущих теоретиков метода проектов является профессор Е.С. Полат, которая в своих работах (в соавторстве с коллегами) дает ответы на вопросы, возникающие во время использования проектных технологий в образовательном процессе [2].

А О. Пехота предлагает свою классификацию проектов:

Типы проектов:

Исследовательские

Информационные

Творческие

Практико-ориентированные

Игровые

Наиболее целесообразным, по нашему мнению, является следующая типология проектов:

По характеру контактов

По характеру координации

По предметно-содержательной областью

По количеству участников

По форме представления результатов

По продолжительности

По ведущей деятельностью

Рассмотрим подробнее структуру каждого типа проектов.

I. По форме представления результатов:

• театрализованное представление;

• классный праздник;

• конференция;

• телепроект;

• видеопроект;

• творческий отчет;

• композиция;

• фантазия;

• ярмарка;

• фестиваль;

• экскурсия и т.д.

II. По предметно-содержательной областью:

• монопредметні (литературно-творческие, историко-краеведческие, спортивные, естественные, проекты дизайна);

• межпредметные;

• позапредметні.

III. По характеру координации:

• с непосредственным;

• со скрытой.

IV. По характеру контактов:

• внутренние (среди детей одной возрастной группы (класса), среди учащихся школы, района, города, страны);

• международные (среди представителей разных стран).

V. По количеству участников:

• индивидуальные;

• парные;

• групповые.

VI. По продолжительности:

• непродолжительные (несколько уроков из программы одного предмета, 2 - 6 часов);

• средней продолжительности (от недели до месяца);

• длительные (от месяца до нескольких месяцев).

VII. По ведущей деятельностью:

• исследовательско-поисковые;

• ознакомительно-информационные;

• игровые (ролевые);

• творческие;

• прикладные.

1. Исследовательско-поисковые проекты.

Деятельность учащихся направлена на решение проблемы, результат которой заранее не известен. Проекты по своей структуре максимально приближены к научным исследованиям:

• постановка проблемы;

• формулирование гипотезы;

• планирование и разработка исследовательских действий;

• сбор информации, ее анализ и обобщение;

• подготовка и оформление результатов проекта;

• публичная презентация результата;

• рефлексия;

• выводы.

Для этих проектов важны цель, структура, социальное направление, актуальность. Они позволяют активизировать и развивать умственные и речевые способности школьников, их мышление, память, приучают к внимательности, наблюдательности, ответственности, формируют культ знаний.

2. Ознакомительно-информационные проекты.

Направлены на сбор информации о каком-либо объект, явление. Предусмотрено ознакомление участников с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Проект имеет определенную структуру:

• формулировка цели;

• работа с различными источниками информации;

• обработка материалов, их анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы;

• оформление результата;

• презентация (публикация, в том числе в электронной сети и т.д.).

Однако в процессе работы допускается коррекция структуры проекта. Кроме того, ознакомительно-информационные проекты могут быть органической частью исследовательских, их модулем.

Результат такого проекта можно представить следующим образом:

• сбор и оформление интересных фактов из жизни писателя (жизненная позиция, идейно-эстетический идеал, кредо и мировоззрение, нрав, темперамент, грани личности, характер, интересы и увлечения, одаренности и т.д.);

• поиск и оформление сведений о разные варианты произведения;

• составление карты путешествий литературных героев;

• создание фотоальбомов, выставок;

• проведение воображаемых экскурсий и т.д.

Эти проекты интегрированного характера. Ученики получают проблемные задания в зависимости от познавательных интересов и творческих способностей (задача для биографов, учеников-литературоведов, учеников-чтецов и т.д.).

3. Игровые (ролевые) проекты.

Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть как литературные персонажи, так и реально существующие личности, имитируются их социальные или деловые отношения. Степень творчества учащихся очень высокая, но доминирующим видом деятельности остается игра. Результаты работы намечаются в начале, однако полностью они проявляются лишь в конце. Структура проекта остается неустойчивой до завершения работы.

Результат игрового проекта - это:

• реклама книги;

• имитация съемки продолжения рассказа или повести;

• литературно-театральные представления;

• обыгрывание различных сюжетных версий и ситуаций, в которых оказываются герои;

• литературные игры (кроссворды, чайнворди, лабиринты, ребусы и т.д.);

• игровая имитация социальных и деловых отношений и т.п.

4. Творческие проекты.

Такие проекты не имеют четкой структуры совместной деятельности участников, она вырисовывается в зависимости от жанра окончательного результата и его представления. Однако оформление результатов требует четкой структуры выбранной формы. Главная задача проекта заключается в том, чтобы научить школьников грамотно, логично и творчески излагать свои мысли, используя средства художественной выразительности.

Результат творческого проекта - это создание и презентация:

• видеофильма;

• фотопроекта;

• диафильма;

• сценария созданных фильмов;

• рукописных сборников различной тематики с иллюстрациями;

• сценарий литературно-музыкального праздника;

• коллективного коллажа;

• иллюстративного материала;

• журнала путешествия вместе с любимым героем; произведений разных литературных жанров (сказок, рассказов, эссе, стихов, статей и т.п.);

• альманаха;

• макета журнала, газеты, альбома и т.д.

5. Прикладные проекты.

Имеют определенную структуру взаимодействия участников, каждый из которых выполняет определенную функцию. Проект имеет четко определенный результат, который ориентирован на социальные интересы учащихся. Особенно важной является правильная организация координационной работы в виде поэтапных обсуждений и презентация полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику.

Результаты прикладных проектов - это составление:

• программы по литературе для внуков;

• проекта образования 20.. года;

• завещания потомкам;

• словарей разных видов: топонимических, имен, устаревших слов, диалектизмов, неологизмов (на материале художественных произведений) и т.д.;

• хроники жизни класса;

• законы класса (школы);

• инструкции и т.д.

На практике чаще приходится иметь дело со смешанными типами проектов.

Приведем примеры заданий разных видов проектов по ведущей деятельностью, которые можно предложить на выбор учащимся.

7 класс

Устное народное творчество

Ознакомительно-информационные проекты


• Воспользовавшись книгой Ф. Погребенныка «Наша дума, наша песня», составить сообщение по истории создания нескольких украинских песен.

• Подготовить информацию на одну из тем: «Колядки и щедривки нашего края», «Праздник Ивана Купала в нашей местности», «Кобзари - создатели и исполнители дум».

Игровые проекты

• Составить на материале народнопісенної творчества литературные игры (ребусы, вопросы викторины, шарады, чайнворди, криптограммы и т.д.).

• Подготовить инсценировку одной из народных песен (на выбор).

• Подготовить инсценировку обряда посвящения в кобзари.

Творческие проекты

• Заключить рукописные сборники: «Песни моей семьи»; «Мировая слава украинской песни» (на основе высказываний известных культурных деятелей о песенное творчество украинского народа). Сделать к ним иллюстрации.

• Организовать и провести праздник украинской народной песни под девизом «Наша дума, наша песня не умрет, не погибнет».

Прикладные проекты

• Заключить тетрадь словари: «Календарно-обрядовые песни украинского народа», «Народные праздники в народных пословицах».

Тарас Шевченко Ознакомительно-информационные проекты

• Подготовить информацию на одну из тем: «Детство Тараса Шевченко», «Шевченко - солдат».

• Создать выставку и провести воображаемую экскурсию на тему «Шевченко - художник».

• Воспользовавшись книгой Анны Шовкопляс и Ивана Шовкопляса «По зову сердца», составить карту путешествий Шевченко по Украине.

Игровые проекты

• Составить литературные игры на шевченковскую тематику.

• Подготовить инсценировку баллады «Тополь».

Творческие проекты

• Создать иллюстрации к произведениям Тараса Шевченко.

• Написать пейзажный этюд на основе поэзии «Солнце заходит, горы чернеют».

• Заключить рукописный сборник «Наш Шевченко» (образные высказывания о поэте).

Иван Франко

Исследовательско-поисковые проекты


• Исследовать образы повести «Захар Беркут» по опорной схеме (плану).

• Заключить схему мини-исследование «Ведущая мысль повести «Захар Беркут».

• Провести мини-исследование роли описаний природы в произведении.

Ознакомительно-информационные проекты

• Подготовить информацию об истории написания повести «Захар Беркут».

• Составить карту путешествия героев повести Ивана Франко.

• Подготовить сообщение о борьбе русского народа против монголо-татар.

Игровые проекты

• Подготовить ролевую игру «Встреча с Франком» (на основе статьи М. Коцюбинского «Иван Франко»).

• Создать игровой проект (ребусы, чайнворди т.д.) по повести «Захар Беркут».

Творческие проекты

• Представить создан диафильм по мотивам повести «Захар Беркут».

• Создать иллюстрации-портреты героев повести.

Прикладные проекты

• Заключить словарик «Архаизмы и диалектизмы в повести И. Франко «Захар Беркут»

10 класс

Павел Тычина

Исследовательско-поисковые


• Павел Тычина и музыка. Роль ассонансов и аллитераций в создании художественного рисунка стиха.

• На основе рецензии Ю. Меженко на первый сборник П. Тычины исследовать, в чем заключалось отличие тичи-нинської музыкальности от программной музыкальности русских символистов. Доказать свои наблюдения цитатами из рецензии и примерами из поэтических произведений.

• Элементы импрессионизма и символизма в творчестве П. Тычины.

• Исследовать и сравнить поэтику и идейный смысл стихотворений П. Тичини «ви знаєте, як липа шелестить...» и Александра Олеся «Чары ночи».

• Сравнить эстетические принципы западноевропейских поэтов-символистов (П. Верлена, С.Малларме, А. Рембо и др.) с особенностями раннего творчества П. Тычины.

Ознакомительно-информационные проекты

• Трагедия творческого гения П. Тычины.

• Художественное осмысление гармонии мира и диссонансов революционной действительности в сборнике п. тычины «Солнечные кларнеты».

Игровые проекты

• Представить себя соавтором поэта в стихотворении «О, панно Инно...». Описать словами картину «Я - сам. Окно. Снега...».

• Литературные игры к теме «Павел Тычина - «странный мечтатель с глазами ребенка...».

Прикладные проекты

• Создать подборку образных выражений на основе стихов Павла Тычины.

• Создать словарь «Авторские лексические новообразования (неологизмы) в стихах Павла Тычины.

• Создать калейдоскоп «цветного настроения» по сборнику Павла Тычины «Солнечные кларнеты».

Творческие проекты

• Создать иллюстрации в сборник «Солнечные кларнеты».

• Заключить рукописный сборник «Акварель по мотивам сборника Павла Тычины «Солнечные кларнеты».

• Создать фотопроект или подборку фотографий «Мой родной край».

11 класс

Post scriptum ...Лина Костенко сегодня и всегда

I группа. Форма представления - телепроект

Исследовательско-поисковые проекты

• Представление моделей до романа «Маруся Чурай» («Два типа национального характера украинца на примере героев». «Сходство романа Лины Костенко и драмы-феерии Леси Украинки «Лесная песня»).

Ознакомительно-информационные проекты

• Служба новостей культуры. Установка памятника Маруси Чурай в Полтаве.

Игровые проекты

• Судебные дела с Дарьей Миргородской. (Представить себя защитником на суде и составить речь на защиту Маруси Чурай).

• Тропами романа «Маруся Чурай». Мандруймо вместе! (Обыгрывание различных сюжетных ситуаций, в которых оказываются герои).

• Презентация телепередачи «Ключевой момент». (Представить, что стерлись границы между веками и смогли встретиться две неповторимые женщины - Лина Костенко и Маруся Чурай).

• Игры патриотов (кроссворды, ребусы, викторины о жизни и творчестве Лины Костенко).

Творческие проекты

• Империя кино. Представление диафильма по мотивам романа «Маруся Чурай».

• Художественная горница. В гостях у Татьяны Серган. Представление собственной картины «Маруся шагает в будущее».

• Представление иллюстративных моделей к роману в стихах «Маруся Чурай».

• Написать письмо-откровение одному из героев романа.

• Сценарий телепроекта «Лина Костенко - берегиня украинской литературы».

Прикладные проекты

• «Говорят люди». Словарь афоризмов Маруси Чурай по одноименному роману.

• Словарь крылатых выражений Лины Костенко (действующих и потенциальных).

II группа. Форма представления - театр через призму современности

Исследовательско-поисковые проекты


• Место и значение украинской песни в романе «Маруся Чурай».

• Представление схем к творчеству Лины Костенко («Узловые моменты мировоззренческой эволюции писательницы»,

«Система морально-этических ценностей в романе», «Григорий Бобренко. Раздвоение души», «Любовь и поэзия - музыка единственная», «Проблемы романа» и др.).

Ознакомительно-информационные проекты

• Представление модели «Путем сердечности и гнева» (основные вехи жизни и творчества Лины Костенко).

• «Судьба Лины Костенко вблизи» (по страницам фотоальбома).

• «Кто так сказал? О ком?» (Высказывания героев произведения о Марусе Чурай).

Игровые проекты

• Ролевые игры: «Любовный треугольник», «Григорий Бобренко. Раздвоение души», «Песня-исповедь Маруси Чурай»

(Обыгрывание ситуаций, в которых оказываются герои романа).

• «Минутка-разминка» (литературные игры по творчеству Лины Костенко).

Творческие проекты

• Сценарий «Театр через призму современности».

• Галерея художника. Представление иллюстративных моделей к роману в стихах «Маруся Чурай».

• Фотопроект «Путешествие в машине времени» (счастливые и грустные мгновения героев романа).

• Представление собственных стихов «Крик души Маруси Чурай».

Прикладные проекты

• «Мы есть потому, что нас не может быть...» (словарь афоризмов Лины Костенко).

Подытоживая, заметим, что проектирование всегда сопряжено с изменениями, оно превращает, модифицирует и трансформирует мир, в котором мы живем. Для его осуществления необходимы активность, творческий подход. Еще И. Иванов отмечал, что «творчество - это не роскошь для одаренных, а общая биологическая потребность, иногда не осознанная нами». Кроме того, метод проектов положительно влияет на эмоциональное состояние школьников. Он дает возможность использовать ресурсы проектировщиков эффективнее, предполагает использование нестандартных форм занятий, возможность поделиться жизненным опытом, сотрудничать с учащимися разновозрастных групп, самостоятельность в выборе темы, отсутствие вынужденного руководства со стороны учителя и деятельностный подход - действия, направленные на достижение определенного результата. Метод подчиняется принципу гуманизации системы: позволяет невстигаючим ученикам пережить успех, отметить личные и коллективные достижения за само - и оценка работы в парах. Ценным является то, что школьники приобретают умение пользоваться источниками информации: книгами, периодикой, аудиовизуальными и компьютерными средствами, учатся самостоятельно осваивать знания, сравнивая, сопоставляя, давая оценку поступкам, отношениям людей, общественным и культурным явлениям и процессам, наблюдать и делать собственные выводы.

Литература

1. Метод проектов: традиции, перспективы, жизненные результаты: Практико-ориентированный сборник / Под науч. ред. Ермакова И. Г. - К.: Департамент, 2003.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат, - М., 2000.

3. Образовательные технологии: Науч.-метод, посібн. / О. М. Пехота, А. 3. Киктенко, В. М. Любарская и др. За заг. ред. О. М. Пехоти. - К.: А.С.К, 2004. - 256 с.

4. Перспективные образовательные технологии: Учебно-методическое пособие/ под ред. Г.С.Сизоненко. - К.: Гопак, 2000.

5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование, 1988.