Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Стус Василий
Интимный мир поэзии Василия Стуса
Этические и эстетические аспекты интимной лирики поэта

О. Мамедова,

старший преподаватель кафедры украинского языка и литературы

Чернигов

Так и жил: любил - как пил от источника... В. Стус «Поэт - это человек. Прежде всего. А человек - это, прежде всего, благодетель»( В. Стус). Каким предстает В. Стус как человек и как поэт в самом сокровенном мире мыслей? Учителю и учащимся глубоко понять душу поэта помогут письма, воспоминания, стихи.

У Евгения Сверстюка есть такие строки из посвящения В. Стусу:

Всплыли злобы мутные валы, Пробивается свет основ, Встает первая, единая сущность, И сущность всего - любовь.

Большая и глубокая душа. Стуса в любви к родине, родных и близких, природы, музыки Моцарта и Бетховена, «густой прозы».

Интимный мир. Стуса начинался юношескими стихами о природе. Интимный ( фр. - глубочайший, сокровенный ) - глубоко личный, дружелюбный, дружеский, задушевный.

Молодой Стус с любовью вслушивается в симфонию природы, стремится разгадать ее тайны. Не флегматичным созерцателем, а вдумчивым и внимательным читателем природы предстает поэт в пейзажных зарисовках: « на Улице снег», « Ранний март», «На розквітлому лугу», «Весенний этюд». В поэзии «Ранний март». Стус воссоздает картину борение последнего зимнего дня с наступающим мартом, поэтому автор называет его «ранним». Уставший и изможденный, зимний день в последний раз игриво «дернет за бороды ряды зчорнілих крыш», потому что мартовский снег тревожной умирающей белья предвещает о приближении весны. Круговорот в природе, подмечен Стусом, воспринимается на физиологическом, психологическом, эстетическом уровнях.

Читатель физиологически чувствует переутомление зимней поры, несилу сопротивляться молодому, сильному марту. Псы-хологічно автор настраивает на прощальное свидание с последним днем зимы. Хотя в морозном воздухе звонко разливается «искристый добрый смех», но весна делает неуверенные шаги по тропам прокляклого снега. Одухотворенные «тополя выбегают аж на гору» по-смотреть на розтанковий мартовский путь. Впечатления поэта от увиденного раскрывают чувствителен к красоте его внутренний мир. Лирическое постижение и глубокое осмысление тайн природы позволяет читателю увидеть и почувствовать то, что было раньше для его глаз незамеченным.

С образным освоением природы связана интимная лирика поэта, в основном написана в тюрьме. И. Драч отметил: «Среди его тюремных произведений для меня самые дорогие его интимные поэзии, его отчаянное умение находить для души место везде - в най-карколомніших издевательствах, в найбезпросвітнішому мраке современности.»

Теплотой и искренностью, тихой печалью и любовью проникнуты Стусу посвящения своей матери. Мир для каждого начинается с матери и сходится всеми концами в ней. Никто так не журив нас за неразумные поступки, и никто так не делил с нами победы и поражения, взлеты и падения, успехи и неудачи, как наши матери. Мы их вечные должники и виновники материнских страданий.

Стус чувствовал большую вину перед своей ненею, и полный боли крик души слышим из его письма, датированного 1982 годом: «Прошу не покинуть на произвол судьбы мою маму, Стус Елена Яковлевна, 1900 г. н. ее адрес: 340026, Донецк-26, Чувашский, 19. Требует главное моральной поддержки, виплакуючи глаза за сыном. Люди добрые, пишите ей, пусть не будет она одинокой в своем горе, поддерживайте ее дух. «(13)

Дух сына система пыталась сломать судами , ссылками, тюрьмами. В стихотворении «Весь обшир мой» поэт констатирует страшный факт: мир сузился до параметров 4x4. Лилово-серая тюрьма съедает его душу. Метафорическое выражение « ... плетение заламаних дорог» усиливает трагизм истерзанной жизненной дороги. Стуса. Вырываясь из лабиринтов смерти, автор несется в родительский дом:

...родная родина!

Колодец, плетень и два окна грустные,

что тлеют в вечернем огне.

Печально и грустно смотрит Стусова дом на мир двумя окнами, где

... в каждой стекле - будто две угольки,

печальные глаза вставлены.

Это ты, пресвятая моя зигзице-мать!

До боли милые еще с детства материнские глаза-«угольки» излучали тепло и ласку. Даже на дальнем расстоянии они согревают душу сыну, зовут к заброшенному убежищу домашнего очага. Ностальгия по утраченным семейным миром чувствуется в каждом страдающего слове. Используя фольклорный образ зигзиці-матери, поэт проводит параллель между веками для воспроизведения трагической судьбы украинских матерей на путях истории. По воле несправедливых обстоятельств лирический герой лишен возможности ступить на материнскую тропу, болеет за ее бессонные ночи, страдает за вызванный боль, за невозможность утешить родного человека. Ожидание и любовь матери добавляют сыну силы выстоять, выжить в невыносимых условиях. Нагнетание глаголов повелительного наклонения «жди», «жди», «помолись», «выгляди» усиливает экспрессию чувств лирического героя, изъятого из человеческой жизни. Обрекая мать на вечные страдания, В. Стус неслучайно называет ее «блаженная». Блаженная счастливая, благословенная. «Блаженны плачущие, ибо они утешатся», - сказал Иисус Христос в Нагорной проповеди. Страдания матери и сына возвышаются над суетным, несправедливым, жестоким. На духовном уровне единства с матерью даже после смерти сына раскрыто не только силу сыновней любви и искупления, но и силу правды, величия и красоты.

Если бы в жизни каждый отвечал только за себя, брал на себя только свою боль, было бы значительно легче и проще жить. Но человек с миром связана множеством связей, и сильнейший в этой цепочке - кровный. Не о себе думал поэт в тюремной клетке. Доверху переполнено болью его сердце разрывалось от невозможности облегчить страдания своей семьи. Мучился муками родных не меньше, чем они - его. Искупает вину перед женой, которая терпит поругание, перед матерью, брошенной в беде, перед сестрой, что выстаивала часами у неприступных стен, чтобы помочь, помочь брату, чтобы не чувствовал себя таким одиноким и покинутым. Поэзия «Церковь святой Ирины» - крик души лирического героя. «Такое наполнение образа неслучайно. Помещение КГБ города Киева, где находился поэт, боковой частью выходит на Ірининську улицу, Здесь когда-то стоял одноименный храм, разрушенный, по рассказам, в 30-х годах. Его образ задает тему несправедливости и насилия»(2; 62). В использованном фольклорном образе совы как прорицательницы несчастий В. Стус раскрывает скрытую трагедию для лучших сынов украинского народа. Собственно порабощения неразрывное с порабощением Отечества.

Киев, за решеткой Киев,

весь в квадрате окна.

Поход начался Батиїв,

а орда навесная?

Весна духовного всплеска 60-х закончилась арестами 72-го года. Удушливая политическая атмосфера окончательно загнала за решетку тех, кто был невпокорений, кто выбрал страстной путь личной жизни.

Мраком горло окутает -

ни тебе продихнуть.

Здравствуй, бидо моя черная,

здравствуй, моя страстная путь.

В. Стус - мастер воспроизведения психологических настроений не только собственной души, он тонкий знаток внутреннего мира милых и дорогих его сердцу людей. Читателя поражает не столько величие страданий и неповиновения поэта, сколько сопереживание тяжелых минут отчаяния любимой женой. « В пустой комнате», уставшая от ожиданий, побледнела от переживания за жизнь своего мужа, больная от неизвестности о нем «спит одинокая жена». Лики святых являются свидетелями той гнетущей пустоты, неописуемой женской печали, что выливается в плач-причитание:

Мой сокол обтятий,

в ту гостиную, где ты,

ни пройти, ни спросить,

ни дороги найти,

За тобой, любимый, глаза видивила.

Будто лошадь на аркане,

мир становится дубала.

Первым поэтическим памятником, в которой находим отражение традиционного народного причитания, является «Слово о полку Игореве». В. Стус использует один из древнейших жанров устного народного творчества, чтобы ввести нас в мир тяжелых переживаний, в мир безутешного горя его жены, которая разделила судьбу своего мужа. Рожден для высоких взлетов, сокол с обтятими крыльями заброшенный в отдаленную «гости», к которой перекрыты все пути-дороги. Потеря опоры вызывает у женщины предчувствие сдвиги мира. Однако красивой и величественной в своих страданиях возникает она в этой поэтической миниатюре, потому что ожидания и страдания, верность, преданность и любовь - неотъемлемые атрибуты женственности. Именно в любви человек красивая в помыслах, поступках, в стремлении до небесных высот.

Из далекой холодной чужбине отец говорил с сыном в своих письмах о мир благородных человеческих по-чувств: «Любовь - то, может, единственная настоящая цветок, подаренная человеку Богом. Только в любви человек разумный. И даже: что больше, очень любишь - то розумнішаєш. Других цветков, лучших по эту, цветок любви, я не знаю.»( Письмо к сыну в день 17-летия)

«Так было и с мамой-Валей - лучшей, найлюдянішою, найцнотливішою моей девушкой: я стал лучше от нее, она - от меня. Я благодарю судьбу, что Валя - моя жена, мама моего сына (у меня прекрасная мама - бабушка Їлинка, у меня прекрасная жена, так похожая - в моих глазах - к моей маме)»(12; 173,175).

Любовь к жене Валентине Попелюх, которая выстояла, сохранила верность, воспитала сына, согревала душу опального поэта. О силе человеческой любви, о силе человеческих воспоминаний о нем, что хранит в себе память, пишет В. Стус в стихотворении «По голубым лугам, как голубь».

По голубых лугах, как голубь, лохматых солнц летают спах, васильки в золотых ржи и пелехаті маки долу прочь оклонили головки, а память любой руки - тонкой, белой, гінкої - перелистывает дней свитки. И золотой и дорогой нам станет думы на века.

Какая игра цветов в этой поэзии! Голубой луг, голубые васильки, золотое рожь, белая рука.

О цвет как элемент культуры различных времен и народов сказала философия, эстетика, филология, археология. Символика цвета играла важную роль в жизни каждого народа. Автор использует универсальные ( сакральные) цвета для выражения тончайших и глубочайших эмоций.

Голубой - цвет неба и моря, ассоциация с миром божественным, высоким.

Белый - испокон веков священный для украинцев цвет. Первоначальное его значение - светлый, блестящий, сияющий. Это цвет красоты, душевности, целомудрия, чистых помыслов. Цвет добра, очищения, святости.

Золотой - божественный цвет, символ солнца, цвет спелых хлебов.

Цветовая гамма, повторение гласных звуков у, о, а в строках стихотворения придают стихотворной речи благозвучности и задушевного лиризма.

Не менее искренним и непосредственным предстает поэт в эпистолярном и творческом наследии к друзьям.

К В. Стуса благоговейно относилась Алла Горская. В кругу шестидесятников из воспоминаний Г. Корогодского «Алла Горская 1962 года была сложившейся масштабной личностью. Она напрочь отвергала всякое хуторянство, загуменкованных представление о культуре. В центре внимания выносила проблемы современной мировой культуры, на которую должен ориентироваться национальная, не теряя своего лица, корневой самобытности, органичности. Алла не воспринимала фальшивую советскую классику, противопоставляя ей культуру «расстрелянного Возрождения», молодого Шест. Твердо стояла на том, что консолидирующим элементом молодой интеллигенции должен стать украинский язык».

Души поэта и художницы были равновеликими. Оба максималисты, проблема человеческого достоинства, понятие чести - превыше всего. Поэтому смерть Аллы Горской оставила в сердце В. Стуса незгоєну рану. Потеряв близкого по духу человека, поэт ищет причины и закономерности такого трагического финала. Жизнь осмысливается в двух измерениях - до и после. Поэт размышляет над этим в поэзии, посвященной лучшей представительницы украинской интеллигенции 60-х годов.

В. Стус передает пережитое потрясение от страшной вести о смерти художницы:

От испуга кувшин зашелся гудом

и мелко зерна яблоки дрожат.

И стол тебе кажется страхопудом.

Причина ее гибели - талант: «На острие кисти - родива печать». Смерть Аллы Горской побуждает к философских размышлений о жизни и смерти:

Мир сошел с ума - места не находит. Он был. Он является. И дальше быть - как.

В тот ирреальный неведомый мир перебираться «неудобно так, нерадостно, неутешительно», но и возвращаться в безумный мир обратно «слишком грешно». За Стусом, пришествие на землю каждого человека - это жить полнокровной жизнью. Смеяться - то солнечно, тосковать - то удобно, если падать - то радостно и с высоты.

Жить свободно, без страха, без колінкування - таким было шістдесятницьке кредо. Обостренное чувство справедливости, осознание собственного «Я», окрыленность национальной идеей, ум, помноженный на талант, объединяли В. Стуса и И. Светличного, который подавал надежду блестящего критика. Одержимые земляки-донбассовцы свет взаимной приязни и дружбы пронесли через всю жизнь.

Леонида Светличная вспоминает: «Очень любили друг друга Иван и Василий Стус. Поэтому Иоанн так тяжело переживал Васину смерть, так же как Василий воспринимал больно Иванову болезнь. Еще когда Иван мог говорить, он завещал, чтобы его похоронили у Василия в рубашке, которую когда-то подарил ему Василий». «Последнее, что услышал Иван от меня, был посвящен ему стихотворение В. Стуса «Не могу я без улыбки Ивана».

В поэзии речь идет о переживаниях В. Стуса за судьбу друга, арестованного в сентябре 1965 года. Поэт не имел душевного покоя, тяжелые думы осаждали его даже ночью. Несправедливые обвинения не могли погасить свет зари, которая появилась на горизонте украинской культуры.

В проваллях ночи, когда Киев спит,

а вторая где клевещут старательно,

склепить глаз не могу ни на миг,

он как заря проміниться из тумана,

но молчит, молчит, молчит, молчит.

Перед «усатым солнышком», «доброоким» Иваном, поэту было совестно чувствовать себя на свободе. « В оглухлій кочегарке». Стусу уже невмоготу терпеть и молчать. Во имя святых идеалов, во имя друга он стремится в «девятый круг» Дантового ада. Непримиримый, гневный голос поэта корит тех трутней,

... что белый свет мне окрали,

окравши край, окрали покой мой,

оставив гнев ропавий и кровавый

и право надрываться в ярме.

Сквозной проблемой интимной лирики В. Стуса есть извечная проблема добра и зла, позиция выбора каждого человека или вечной, или бренного. Поэт развенчивает мужей «храбрых», тех правдолюбов, которые «сидят на скважинах». Равнодушие, трусость, национальная несознательность, пассивность, недальновидность украинцев является причиной истребления интеллектуалов высшей пробы. Как вызов всем «скраюхатцям», звучат последние строки стихотворения:

Или человеческая доброта - только до тех пор благость,

пока без сил, без мужества, без прав

запомогти, помочь, заступиться,

страждущего в беде приютит

и решиться бороться, чтобы жить,

и решиться умереть, чтобы жить?...

Настоящие сыны украинского народа во все времена боролись за право жить свободно на своей земле. С расстояния времени, с их бессмертие не одно поколение будет черпать духовную энергию, учиться по-настоящему жить, любить, ненавидеть.

Насколько глубоко поняли ученики жизненную позицию. Стуса с интимной лирики, можно выяснить в ходе беседы:

1. Назовите нравственные, философско-эстетические проблемы, которые автор поднимает в стихах.

2. Осмыслите в философском и историко-культурном аспектах духовную атмосферу эпохи и место в ней художника и личности вообще.

3. Подумайте, кто и за что обречен на одиночество? Это кара или награда, спасение или обреченность?

4. За образцами интимной лирики В. Стуса можно констатировать, что и в ограниченном пространстве каждый человек остается свободным?

5. Очертите основные мотивы психологического состояния лирического героя.

6. Докажите, что в душе лирического героя происходит напряженная психологическая борьба.

7. Или преодолевается трагизм изолированности автора стихов?

8. Что В стихах В. Стуса является субъектом действия?

9. Определите форму стихов «Приснилось с разлуки, наверзлося», «Весь обшир мой - четыре на четыре», «Аллея - длинная и пустая» , «Эта тропинка, сбегающая в дол.» Выпишите метафоры из стихов «На Колыме запахло чабрецом», «Яровой, душе, яровой, а не рыдай», «Ты здесь, ты здесь...», выясните их роль в воспроизведении внутреннего мира лирического героя.

10. Подумайте, имеет цветовая палитра произведений определенную символику?

11. Какую роль выполняют кольоропис и звукопис в интимных стихах В. Стуса?

Итак, интимная лирика поэта сильная, самобытная. В ней очень ярко раскрылась его творческая индивидуальность. Поэзия привлекает чистотой и нежностью чувств к жене, матери, сына, родных и близких. В лагерях и в ссылке поэт розмислює о сущности человеческой жизни, о вечных проблемах добра и зла, о поисках путей к истине, раскрывает такие сферы человеческого духа, где высшей ценностью является свобода, правда и любовь.

Литература

1. Богдан С. «Магическое зеркало» эпистолярия Василия Стуса//Дивослово. - 2004.- №1.- С 19-20

2. Бондаренко А. И., Бондаренко Ю. И. Время выбора: Изучение творчества Василия Стуса в школе / Пособие. - К.: Академия, 2003. - 232 с

3. «Доброокий»: Воспоминания о Ивана Светличного. - К.: Время, 1998 - С.538.

4. Кириченко С. Птица поднебесный: Воспоминания о В. Стуса//Днепр. - 1998. -№1-2. - С.64.

5. Коцюбинский М. Зафиксировано и нетленное. Размышления о эпистолярное творчество. - К.: Дух и Литера, 2001. - 300 с.

6. Коцюбинский М. Двое слов о поэте // Литературная Украина. - 1998. -15 января. - С.5.

7. Коцюбинский М. Стусова «самособоюнаповнення» // Современность. - 1995. - № 6. - С 137.

8. Коцюбинский М. Эпистолярное творчество Василия Стуса // Стус В. Письма друзей и знакомых / Сочинения в четырех томах шести книгах. Т. 6 (дополнительный ), Кн.2. - С. 218-239.

9. Макарчик В. « От юных лет до юного возмужания»: ( Ранняя лирика Василия Стуса)//Слово и время. - 1992. - № 8. - С 64-70.

10. Наєнко М. О поэзии Василия Стуса // Слово и время. -

1998. - №6. - С 26.

11. Сверстюк Есть. О поэзии Василия Стуса // Слово и время. - 1998.- №6.- С.21.

12. Стус В. Письма к сыну. - Ивано-Франковск: Лилея. - НВ. - 2001.

13. Стус В. «Из лагерной тетради» // Днепр. - 1991. - №9. - С.72-80.

14. Стус В. Дорога боли: Стихи. - К.,1990.