Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

«История, которая никогда не прекращает ехать колесами по людям...»
К изучению произведения Марии Матиос «Сладкая Даруся»

С. Сипливець,

старший преподаватель кафедры украинского языка и литературы

Чернигов

История - это страшная сила! Она творится «всевишніми силами» во времени. Поэтому от них, как оказывается, зависит наше счастье. А неужели счастье заключается в том, чтобы чувствовать себя несвободным, зависимым всю жизнь от чего-кого? Неужели человек - это марионетка истории, кукла в ее руках?!

Цель статьи - показать зависимость человеческого существования от исторического процесса, его аморальный, разрушительный характер в драме Марии Матиос «Сладкая Даруся».

Цель предусматривает решение следующих задач:

- раскрыть мировоззренческие основы сущности исторического движения с позиции автора;

- проанализировать образ главной героини в русле психоанализа;

- показать и доказать несостоятельность человека

расторгнуть биологическая связь с исторической колесницей.

Жизнь человека зарождается в материнском лоне, которое привязывает будущую человечка в себя пуповиной. Так они составляют единое неразрывное целое. Вся соціумна информация воспринимается ребенком через мать. Так вот, будучи еще ненародженою, человек уже чувствует себя зависимой, а значит несвободным - «И в утробе...тяжело, потому что и там неволя. Да и там очень темно»(говорит Мария Танасія Максымюка).

Вопросы истории и место человека в ней толкуется автором как пуповинная связь ребенка с матерью, которая растет и развивается в ее утробе в течение 9 месяцев. Это и генетический кровная связь, это как отец и ребенок. Человек неотделим от истории, а потому несвободна. История страшная и жестокая. Потому что она, как и «колесница едет - и человека не видит...Человек один, а колесница каждый раз вторая» (Гершко). Таков закон Вселенной.

История, как «беспощадная...музыка-испытания», заставляет человека танцевать. Сегодня это может быть «гуцулка», а завтра - «гора-маре». Этот величественный танец жизни предстает «как принудительное нащупывание вслепую дороги к раю и добровольный выход из ада одновременно»; как «публичная,...безмолвная клятьба на досмертну верность или добровольное рабство». Музыка затихает, а танец останавливается, когда у скрипача лопается струна на скрипке. Свадьба и свадебный танец в драме «Сладкая Даруся» символизируют привязанность двух людей, а значит их невільність. Читая произведение (особенно эпизод свадьбы Михаила и Матронки), представляем сцену кукольного театра, на которой в танце кружат неистово герои-куклы, подвешенные цветными лентами, как удавкой, до невидимых рук истории (кукольник). Один неверный шаг - и петля затянется.

История - это еще и «невидимая...книга судеб», это как «жестокий, бесчеловечный предписание всевишніх сил о невозможности выйти за линию заранее определенной судьбы». То есть устанавливается односторонняя связь между историей и отдельной личностью: человек не имеет права влиять на исторический ход (история как божий предписание), она не может его изменить, трансформировать, она должна просто радоваться и страдать одновременно. Опять человек предстает как существо несвободна.

ДАРУСЯ СЛАДКАЯ, потому

- она женщина (сексуальность, женственность);

- сладкое детство (конфеты) - горькое будущее. Образ главной героини Даруси подано в эволюции, в динамике. Так, в разделе «Даруся» (Драма ежедневная) имеем экскурсы в прошлое, где представлено несколько ситуаций из жизни главной героини. Они являются важными в раскрытии загадки «сладости» Даруси. Усвоены первые уроки жизни: «Больные на голову - то Божьи люди», мама «не есть больная на голову», потому что у нее ( как и у Даруси) «время болит голова, потому что она падала с плотины»; «не стыдно.., если ты не вор и не лжец». В последнем разделе представлены «анамнез жизни» героини от рождения и до ключевого момента. Характерной особенностью раздела является и то, что здесь личное переплетается с общественно-историческим. А если точнее, то показано дисгармонию между личным и общественным. Уровень общественного сознания жалкий и мелочный: люд слепой к горю, а языкатый к счастью и благосостоянию других («Будто запалася живой человек в землю бесследно - аж страшно думать, что такое могло трафитися в людном месте, и никто того и не заметил. Другим вместе курка разгребет грядку в соседским огороде - а на втором краю села уже вадяться об этой глупости. А тут такое...» или «То, чего не надо, эти люди-иуды видять и знают...Но такая плохая человеческая природа, добрый человек...»).

Счастье - категория общего, а не личного, как это должно быть. «А человеку...счастливой, надо видеть всех. И все тебя должны видеть. Тогда все равны». И это «истинная житейская правда»! Человеческая зависть - главное оружие человека против человека, такая себе общественная болезнь, чрезвычайно инфекционная, всепроникающая и всепоглощающая. Она, как лавина, сметает, уничтожает все на своем пути. Поэтому тех, кто не исповедует таких общественных заповедей, называют глупыми, слабыми на голову, ненормальными, причмеленими, т.е. это так называемые «соціумні выкидыши»: сладкая Даруся, Иван Цвичек, Михаил и его чудо (Матронка), Анна.

Причину внутреннего неприятия общества Даруся, ее повстанческой немоты в зрелом возрасте (в первом разделе подается только одна весомая деталь «заплетает-расплетает давно поріділу седую косу») следует искать в детстве. Неслучайно Мария Матиос подает огромный раздел о предпосылки, условия рождения, воспитания и первые поучительные, хотя и трагические по последствиям, шаги сладкой Даруси. Даже названием - «Михайлово чудо» (Драма самая главная) - подтверждается эта мысль: будь неладен этот красный петушок-леденец, который офицер ел с таким наслаждением!!!

3. Фрейду, процесс рождения ребенка - это травмирующая ситуация, что носит название первичной тревоги («Матронка родила ребенка посреди бела дня в середине марта»). Незаметная первичная тревога имеет способность переходить в реакцию тревоги в форме чувства биологического разъединения с матерью:

«под окном надрывно всхлипывала и скрипела в такт раскачанная плачем колыбель», когда на три дня исчезла Матронка (заметим, что причиной такого несчастья были объективные исторические причины). Такого рода травмирующие ситуации приводят к увеличению напряжения и негативных предчувствий.

Михаил с Матронкою, родители Даруси, удивляли людей своим поведением, образом жизни. Пусть даже как не прятались от них. Удивляли, потому что жили не так, как все. Но «кто действительно сглазил или позавидовал, или просто пришло время гризоти и до этой хаты, кто знает», и невзгоды и беды начали активно врываться в их семейную жизнь. Как изменяется в селе власть, так жизнь молодых супругов меняется горем-бедой: неожиданно исчезает Матронка (дается описание исторических событий июня 1940 года); Михаил находит жену («А тут еще такое - новая власть селом спацірує и лишь холодит кровь в жилах»); новые испытания супругов - процесс выздоровления, выяснение причин исчезновения жены («А в Черемошнім колотилось, как под цыганской юбкой»: новая власть распоряжалась в селе, закрывая Капетутерову корчму, Гершковий мельницу, школу превратили в читальню, было вывезено десять семей и т.д.); жестокие подозрения в измене («когда бы не война, не быстросъемное жизни»: «в село вернулись немцы, теперь уже с мадьярскими солдатами» во главе с Дідушенком).И опять беда! Да еще и не одна! Дідушенком со своей командой «ликвидирована последнюю банду и ее главаря»: было зверски убито Ивана (он же Ястреб), совсем юную девушку и отца Ивана Юрка Огронника. Кровь, что запеклась на висках у парня и девушки, напоминала маленькие засохшие розы (роза как символ девичьей красоты, невинности и чистоты, с одной стороны, и символ крови, смерти - с другой). А сосновая шишка, которая прикрывала «рыжие волосики ее срамоти»( Даруся «будто высохла сосновая шишечка»), символизирует плодородие и плодовитость, с одной стороны, и расценивается как надгробное дерево.

Следующая ключевая событие, которое произошло, - самоубийство Матронки. Коса, что, по мнению соседок, должна быть обрезанной по браке («Женщина, имеющая мужа, - то не девка, что она расплетала косу, а Михаил...чесал ее, как ребенка»), есть грех как «спор с Богом». Поэтому отрезать косу - означало избавиться от греха и, потеряв человеческие силы, освободиться петли общественного (как символ девичьей невинности и девственности становится длинная седая коса в сладкой Даруси). Разочарование женщины в бездействии Бога («...как на такое смотрит Бог и почему он не наказывает плохих людей...», «Чего он не отворачивается от того, кто делает втором плохо, а сам гараздує? Что я провинилась Богу, что он прислал сегодня мне в дом моего палача? ..а он мне сегодня с моего ребенка врага сделал?»), несправедливостях жизни окончательно сломали ее искалеченную душу. Эпизод самоубийства можно расценивать как завязку («с тех Пор Дарья потеряла голос») или же как кульминационный момент в рамках третьего раздела: семья в силу тех же объективных общественно-исторических причин потерпит краха, разрушения - биологический связь ребенок-мать разрывается.

Эпизод с петушком-леденцом имел отрицательно-формирующее влияние на главную героиню произведения. Выделяем два момента, которые имеют причинно-следственную связь: 1.»Мы ребенка врать не учили»; 2. самоубийство матери.

Конфликт, по 3. Фрейду, между требованиями к «Я» со стороны «Оно»(леденец/ принцип удовольствия), «Над-Я»(моральное врать/ совесть приобретается посредством родительских наказаний) и реальностью вызывает напряженную травмирующее ситуацию. Это моральная тревога, содержание которой в драме извращенно парадоксальный, поскольку высоконравственное «не врать» приводит к непредсказуемому - смерти матери. Отречение естественной системы знаков - звуковой языка и переход на искусственную (разведение цветов, увлечение музыкой, разговор с отцом на кладбище) - защитный механизм Дарусиного Эго. Поэтому встреча с объектом тревоги - конфеты и армейский наряд - приводят к такого потрясения, что проявляется даже на психосоматическом уровне (сильная головная боль, общая слабость). Тогда единственными средствами спасения становятся холодная вода, земля, воздух.

Общество не принимает тех людей, которые занимаются, по их мнению, не тем, чем следует - не пьют водку и не одуревают от того, не сплетничают и не плетут интриги, не завидуют и не продают друг друга, не лгут. Даруся только того, что не разговаривает с людьми и разговаривает с цветами или на кладбище с отцом - глупая (сладкая) («Потому что больше всего ей хочется жить в этом мире, таком веселом, таком красочном и ароматном» / «Они думают, что она немая. А она не немая. Даруся просто не хочет говорить».); Иван Цвичек - обычный человек, только и того, что «приросший к небу язык», « а что посмішкувалися над Иваном - так то не удивительно: в этом крае посмеивались над всеми». Иван виготовлявй хорошо гравудримбу, которые Гершко, по принципу: «Чем говорить, что думаешь, лучше удримбу играть». Большим потрясением как для Михаила, так и для Ивана стали обвинения в воровстве. И уже когда Иван пристал к сладкой Даруси - вот нанесли они работы соседкам надолго: «Разве наромальна человек будет вот так сидеть посреди белого дня и слушать, как глупый удримбу играет?.. Хозяин не для того, чтобы в дрымбу женщине играть» (Варварка). Хозяин для того, чтобы нервы мотать или под домом гонять - вот праздники реальность!

Понимание, искреннее желание помочь (огородить могилу, вылечить Дарусю), внутреннее родство душ, общий язык - единые и результативно-действенные психоаналитические средства воздействия на сладкую Дарусю и ей подобных. Однако, как мы видим, и Дарья, и Иван Цвичек, помещенные в такую среду, обречены на одиночество и изгнание.

Итак, история, как оказывается, действительно едет колесами по человеческих душах и телах. Если человек встает в одной ипостаси, то история, как и жизнь, изменчива, как трояка-ружа: «то черное тебе покажется, то желтое, а там, гляди, загорится красным; никогда не знаешь, какую краску завтра уздриш; ждешь друга, а оно тебе показывает вторую». Исторический процесс ограничивает человека, ибо диктует или навязывает собственные идеалы и принципы жизни. Хочешь общественного признания - принимай и живи с ними, а хочешь общественного изгнания - живи за своими идеалами.

«Но это же правда, что никому так не плохо, как нашим врагам, когда нам хорошо.» Такой общественно-исторический строй имеет разрушительное влияние на человека, который отстаивает право на собственную жизнь. Когда это оказывается невозможным, человек замыкается в собственном мире, она отмежевывается от внешнего (закрываются плотно окна и двери), создавая таким образом «світок во Вселенной». Но, как не парадоксально, отстраниться, разорвать этот биологический связь с исторической колесницей невозможно; ты связан с ней намертво. Такой человек обречен.