Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы


(Иван Павлович Лозов'ягин) 1906-1963

Н. Волошина,

доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент АПН Украины



Иван Багряный - один из тех, кто своим пылким и непокоренным словом завоевал независимость для Украины и самоотверженно верил, что украинский народ ее получит. Как отмечает Иван Дзюба, это «одна из самых ярких и драматических фигур в украинском писательстве и гражданстве первой половины и середины XX века». Его преследовали на Родине и не всегда понимали в диаспоре. Читатель материковой Украины лишь недавно ознакомился с произведениями писателя. Всю жизнь Ивана Багряного полна риска и драмы.

Жизнь и творчество Ивана Багряного - пример высокого национального самосознания яркой личности, преданного патриота Украины, что перед целым миром подтвердил свою веру в непоборність и вечность бытия своего народа. «Беспощаден к всех поработителей и палачей. Враг всякой лжи, коварства, обмана. Враг рабской психологии и повиновения. Враг продажных и никчемных, иуд и фарисеев, предателей, оборотней и доносчиков. И одновременно - возвеличник отважных и сильных, честных и надежный, смущающих и гордых людей - носителей украинского и всечеловеческой правды. Таким он был. Таким отошел в бессмертие» - так написал после смерти писателя Григорий Костюк.1

1. Родился Иван Багряный (Иван Павлович Лозов'ягін, из рода Лозов'яг), как записано в метрической книге Ахтырского Покровского монастыря, 19 сентября 1906 года в г. Ахтырке, что на Сумщине, в семье каменщика Лозовьягина. Псевдоним выбран, как предполагают литературоведы, под влиянием произведений Николая Хвылевого, любимым эпитетом которого был «багровый», выражавший революционно-романтические порывы.

Как вспоминает сам писатель, он начал зарабатывать себе на хлеб уже в десятилетнем возрасте. Тогда же он упер-е увидел, что такое большевизм:

«Я был еще маленьким 10-летним парнем, как большевики ворвались в мое сознание кровавым кошмаром, выступая как палачи моего народа. Это было в 1920 году. Я жил тогда у дедушки в деревне, на пасеке. Дедушка был 92 года и был однорукий калека, но трудился на пасеке...

И вот однажды вечером пришли какие-то вооруженные люди, говорившие на чужом языке, и на моих глазах и на глазах других внуков, под наш истошный визг убили его, а с ним одного сына (а моего дядю). Они долго кололи их штыками и что-то допрашивали, стреляли в лежащие окровавленные тела из пистолетов и реготались... Они все гадко ругались, и под старой липой посреди пасеки, круг иконы святых Зосима и Савватия, все было забрызгано кровью Кровь всю жизнь будет стоять у меня в глазах».2 Замучили его деда за то, что был зажиточным украинским крестьянином, имел 40 десятин земли и не хотел вступать в коммуны..», а дядю за то, что был в 1917-1918 годах воином армии УНР. Второго дядю, который спасся бегством, сослали на Соловки на 10 лет, потом добавили еще 10, и он там погиб.

Образование будущий писатель получил в Ахтырский церковно-приходской, а затем в высшей начальной школе. Семья жила бедно, что сказалось на его образовании. Учился в технической школе, но вскоре ее оставил, а закончил Краснопільську художественно-керамическую профшколу. Впоследствии едет на Донбасс, но там долго не задерживается, потому что манит его искусство слова. Хотел передать им все пережитое и увиденное.

Багряный писал в письмах к своего земляка Дмитрия Нитченко (Чуба), что стихи он начал сочинять еще восьмилетним мальчишкой (в школу пошел в 6 лет), а чуть позже уже был редактором русскоязычного школьного журнала «Надежда». Первый свой стих «В город» Багровый публикует в журнале «Глобус» (ч. 19) в 1926 году, в 1927 году были напечатаны прозаические произведения «Из рассказов старого рыбака» и «В сумерках», а дальше его произведения публикуют журналы «Жизнь и революция», «Красный путь», «Вселенная», «Плужанин», «Гарт» и др. Одни литературоведы причисляют его к литературно-художественного группировки МАРС, другие утверждают, что он стоял более-менее особняком. О. Гаврильченко и О. Коваленко отмечают, что «Тамара Михайловна Мо-роз-Стрелец, жена Григория Косынки, не могла вспомнить, чтобы Багровый бывал у них на квартире, а именно там в основном собирались элитарные МАРСіяни. Можем предположить, что писатель был духовно связан с эстетикой Плужника, Косынки, Подмогильного.»3

Искренностью и естественной раскованностью привлекли читателя стихи Ивана Багряного. Рима была у него новая, оригинальная. Нежность любви переплетается у поэта с оптимизмом:

Дружище, дружище! Прочь с печалью!

Родились мы для боя.

Нам идти вместе с тобой

Обрекла любовь.

В конце 1927 года поэт публикует в журнале «Жизнь и революция», поэму «Монголия», в которой осуждает все империи, ибо они несут зло, насилие, жертвы.

Привлек внимание литературоведов сатирическое произведение «Кнут», который был написан Багряным в 1926 году и впервые напечатан лишь через два года. Они назвали его духовным бунтом против насилия и издевательства над человеком. Откуда же тот кнут, который уничтожает, убивает человека?

Поэтому он оттуда, из страны сказки и свободы,

где конституция - святыня, -

поэтому он туда, где люди ходят голые,

цивилизацию несет.

Принята через 18 лет после написания этого произведения в 1936 году Конституция СССР считалась самой гуманной в мире. А вспомним только, что делалось в эти годы? Репрессии, лживые обвинения, расстрелы... Или защищала эта конституция человека? - Нет. Не менее гостровикривальним есть произведение, написанное в 1927-1928 годах, - поэма «Комета», в которой автор резко выступает против существующего режима, власть имущих называет хитрыми и коварными, которые «обведут вокруг пальца» человека, а потом обвинят в посягательстве на братство, закуют в кандалы и бросят в околоток. Но поэт верит в лучшие, светлые времена:

Когда же «люди будут людьми»!

На горизонте кто зажжет маяк -

И не затрима веру из Кобеляк

Ни Моисей, ни Ленин, ни Иуда.

Первый сборник поэта «До границ заказаной» вышла в киевском издательстве «Масса» 1929 года. В нее он включил стихотворения, написанные в 1926-1928 годах. Это был период украинского возрождения 20-х годов. В этом же 1929 году в Ахтырке на Сумщине Иван Багряный вместе с земляками в маленькой типографии набирает поэму «Аве Мария». Там, где указывается издательство, написано: «САМ».

На молодого поэта сразу же полился грязь тогдашней критики. Так, скажем, Ол. Правдюк (настоящая фамилия - Борис Коваленко) писал о том, что И. Багряный «является идеолог зажиточно-кулацких групп села, которые враждебно относятся к политике партии и советской власти на селе», а отсюда «отрицательное отношение поэта к советской действительности, к пролетариату, к реконструктивных процессов».4

Критик отмечал, что, хотя Багровый совершенстве владеет эзоповым языком, он неоднократно подает и откровенны обвинения действительности. А произведением «Аве Мария» Багровый доказал, что он не только не мирится с советской действительностью, но и намерена бороться против нее, заменить ее».5

Рецензент упрекал Багряному том, что поэта якобы не интересует внутренняя жизнь героев. Они ему нужны только как носители определенных идей и вообще нарисованы под штамп.

Относительно романа «Скелька» критик пишет, что Багряный не сошел со старых позиций, которые классово враждебные пролетариату. Правдюк насмешливо подчеркивал, что поэт уже с самого начала творчества «стал певцом кулацкой идеологии и сегодня остается та-кем».6

Про этот период жизни и творчества Ивана Багряного вспоминает известный литератор и литературный критик, издатель и педагог, общественный деятель и журналист Дмитрий Нитченко (Чуб): «Моя первая встреча и знакомство с писателем Иваном Багряным состоялась в Харькове где-то весной 1930 года, когда он зашел к нашему издательства «Литература и искусство», которое содержалось после реорганизации ДВУ на улице Свободной Академии, 5. Я работал секретарем, и он сразу обратился ко мне по делу своего стихотворного романа «Скелька», который подал свое время еще до ДВУ. Роман лежал без движения. Причина была не только в том, что произведение был патриотический, исторический, а и в том, что лишь недавно был конфискованный его другое произведение «Аве Мария», которую напечатали ахтырские печатники за одну ніч.7 Поэма была издана в 1929 году. Цензура не могла пропустить это произведение, потому что посвящение, которой начиналась книга, напугала партийных руководителей и редакторов. Посвящение была такая:

«Вечным бунтарям и протестантам,

Всем, кто родился рабом и не хочет быть им,

Всем обиженным и зборканим,

И своей бедной матери посвящаю».

В предисловии к поэме автор высказал тоже на то время крамольные вещи. Он просил читателя не называть его поэтом, «потому что поэты сейчас - потому что слово поэт стало означать «хамелеон, проститутка, спекулянт, авантюрист, лентяй». Багровый просил читателя, обращаясь к нему «друг мой милый», «друг мой», не именовать его поэтом, потому что он хочет быть лишь человеком и только ею.

Конечно, после ознакомления с таким предисловием вывод был единодушным: запрет. На третий день книгу изъяли из продажи. Но было уже поздно. Девяносто процентов тиража поэмы уже раскупили.

Писатель взял рукопись «Скалки» и отнес к «Книгоспилка», где редактором был Олекса Слисаренко, и в 1930 году роман в стихах «Скелька» увидел свет. Через некоторое время появилась разгромная рецензия на произведение, написана О.Правдюком, а вскоре И. Багряного арестовали.

Автор запрещенных произведений впоследствии напишет:

«В 1928 году оставил институте перебрался жить и работать в Харьков, имея уже такие (хоть не совсем стали) убеждения:

1) Я должен работать для украинской культуры в первую очередь, и произведения должны быть национальные не только по форме, но и по содержанию. Я украинский писатель.

2) Национальную политику решена не достаточно удачно, вернее, в этом деле много искажений, как плохо поставлено дело с украинизацией, а когда об этом говорить, забросят в национализме. Потом: русской культуре отдается предпочтение и создан для нее лучшие условия, за счет нашей русская культура доминирует. Мы в нее в древней зависимости.

3) В своем культурном развитии нам надо ориентироваться на Европу, а не на Москву.

И наконец:

4) Считаю, что для украинской культуры (главное литературы) создано слишком тесные рямці, чтобы она имела полностью развиваться. Предоставление исключительных преимуществ одним течениям (ВУСПП, Молодняк) и оттирания других так же, как и единичных писателей, стоящих на вуспівській плятформі, с одной стороны, и строгость літконтролю с другой, создавало тяжелые условия.

Последнее (то есть літконтроль) привело к крупнейшему моего личного недовольства, после того, как ряд моих произведений не пущен в печать.

Вот такие я имел взгляды и так был настроен в 1929 г. ...

Основным моим наставлением и мечтой было написать такую поэтическую вещь, которой еще никто не написал до меня.

И печататься с моей идеологией не так просто. Взглядов я не поменял и не переоценивал, а вместо того в знак протеста решил печататься сам. Так появилась книга «Аве Мария ...»8.

А далее исторический роман в стихах «Скелька», разгромная рецензия Правдюка, что считалось прямым доносом чекистам.

Это было осенью 1932 года в Харькове. Иван Багряный шел к знакомым девушкам, которые жили на Москалевке. «Ему преградили дорогу двое в штатском, попросили предъявить удостоверение и вежливо предложили следовать за ними. Это произошло, мол, среди белого дня и на глазах у прохожих, в частности писателя Валерьяна Полищука. Ивану Багряному навсегда вкарбувалось в памятку сначала удивление Поліщукове, который, увидев коллегу в сопровождении агентов ГПУ, спросил: «Куда?» И запомнился его веселый смех: «А-а-а... На фабрику-кухню!» Догадался Полищук правильно, а вот зря радовался: удачливому, и остроумном Валер'янові судилась еще страшнее, чем Багряному, судьба. На той же «фабрике-кухне» было зготовлено смертный рішенець для Валерьяна Полищука. И еще для десятков украинских писателей».9

На допросах Багряный вел себя независимо, гордо, даже вызывающе. Следователь допрашивал его на русском языке. Багровый требовал следователя, который бы знал украинский. Хоть и неохотно, но это требование удовлетворили. В практике чекистов такие случаи были редкими. Натолкнувшись на такое сопротивление, когда обвиняемый отрицал, смеялся, слив следователей, прокурор спросил у Багряного: «Будучи на нашем месте, что бы вы сделали такому преступнику, как вы?» - «Я бы расстрелял, - ответил Багровый и пояснил: - Когда вы дадите мне несколько лет, то воспитаете с меня контрреволюционера. Так или выпустите, или расстреляйте». Судьи захохотали: нечасто им приходилось слышать такие ответы». 10

Одиннадцать месяцев допрашивали чекисты Багряного. Допросы в основном проводились ночью, а это отнимало силы, вимучувало. Писатель не признавал себя виновным. И наконец приговор: трехлетнюю ссылку на Дальний Восток. Он прошел пешком тайгу и тундру, подружился с украинцами, которые жили здесь, но впоследствии, как он писал, «охватила меня страшная тоска по украине». Багровый сбегает из ссылки, но в Томске его арестовывают. Снова суд и приговор: три года заключения в лагере. Не добыв срока в Бамлагу, писатель убегает. Снова скрывается в украинцев, женится. В 1937 году рождается у него сын Борис. Убегает на Украину в родную Ахтырку, но там, по доносу соседа, его схватили и бросили в Харьковской тюрьмы. Снова допросы, пытки, требования признаться, угрозы и обещания. Так он прошел через эту «фабрику-кухню», познал лихо. Но как не мучили Багряного, он не «раскололся», а фальшивые обвинения отвергал.

Перед войной его освободили под так называемую «беріївську обратную волну».

Все эти события отражены в романе «Сад Гефсиманский». И перед этим еще были сборник стихов «Золотой бумеранг» и сатирическая комедия «Генерал».

Начало второй мировой войны Багряный встретил на свободе, потому что чекисты его отпустили осенью 1940 года за недостаточностью доказательств для повторного осуждения. Писатель тогда уже тяжело заболел туберкулезом, который получил по тюрьмам. Ему было разрешено жить лишь в Ахтырке. За немцев редактировал украинскую газету «Голос Охтырщины». Как он сам вспоминает, в 1942 году должен был быть расстрелян, согласно немецкого курса интеллигенции, но случайно спасся...11 Выезжает в Харьков, пишет сатирическую комедию «Генерал», хочет поставить ее в театре, но ему отказывают. Режиссера напугало, что автор затронул самые болезненные проблемы человеческого достоинства и человеческого права говорить правду и свободно думать. Комедия до сих пор не увидела сцены.

В 1943 году І.Багряний отправился на Запад. Был в украинском подполье ОУН-УПА. Оказавшись в 1945 году в Германии, организовал Украинскую Революционно-демократическую Партию. В эмиграции писатель развернул активную политическую и организаторскую деятельность, направленную на сплочение украинских патриотических сил. Все это отражается в его публицистике. Определяя идеологию УРДП, Багряный подчеркивал, что это партия национального идейного направления, ее ведущая идея - идея борьбы за украинское национальное государство, за национальную свободу и независимость украинского народа. Он сочетал национальную идею с идеями демократии и социальной справедливости.

Носителем украинской национальной идеи Багряный считал не касту, не класс, а украинский народ. Его завітною мечтой было объединение населения Украины в единую украинскую общину. С чужеземного края, с океана Багряный пророчествовал: «Верим, что наконец настанет тот день, когда соревнования нашей великой нации закончатся триумфом, когда мы дойдем до цели, смоем грязь каторг и порох дорог и свободные и счастливые расправим плечи в своем собственном доме, где на углу зоритиме наша великая Правда».12

Писатель завещал, что надо воспитывать людей смелых и гордых, независимых в своих мыслях и устремлениях, а не «духовных плебеев», которые за грош продают идею, партию или друзей, то есть надо воспитывать новый тип человека, политика, организатора. Эти наставления Багряного актуальны и сегодня.

«Обидно смотреть, - отмечает Иван Дзюба, - тревожно видеть, как и сегодня национально-демократические силы делают ошибки, которые уже теряли Украину и от которых еще полвека назад предостерегал Иван Багряный...». 13

Большое воспитательное значение имеет статья из книги «Публицистика» «Молодежь Великой Украины и наши задачи», которая поможет современной молодежи, как и прежде выходцам из Украины в эмиграции, избавиться от чувства неполноценности и поверить в себя, в свою силу, свое государство.

Иван Багряный испытал свои силы в самых разнообразных жанрах. В историю литературы вошел как оригинальный поэт, пламенный публицист, самобытный прозаик, неординарный драматург. Изображенные им образы поражают своей психологической достоверностью. Это Григорий Многогрешный и Наталья Сирко из романа «Тигроловы», Андрей Чумак и его братья из «Гефсиманского Сада», Петр и Ата с «Буйного ветра», штурман с «Морітурі».

Литературную работу писатель сочетал с активной общественно-политической работой. Он основал газету «Украинские вести», вместе с другими писателями-эмигрантами создал организацию МУР (Мистецький український рух), был лидером УРДП, избирался заместителем и председателем Украинской Национальной Рады, был организатором и заместителем председателя украинского молодежного движения ОДУМ (Объединения Демократической Украинской Молодежи).

Тяжелая жизнь, скитания по лагерям и тюрьмам Советской империи подорвали здоровье писателя. Последние пятнадцать лет жизни он болел туберкулезом, а к нему добавилась еще и болезнь сердца.

Так хотелось еще работать и творить, а сил уже не было. «Когда бы Вы были тут, возле меня, и увидели, как я борюкаюсь по жизни, Вы бы не жаловались на меня, что не пишу писем. Чтобы Вы знали, я вот уже год не вылезаю из больниц, бъюсь с болезнью, подвергнут ріжним врачебным манипуляциям. Сердце. Кажется, моя песенка спета... Вот написал несколько строк, а так, будто работал полдня кайлом в шахте», - писал он к Дмитрию Нитченка.14

Какие только ярлыки не вешали на писателя: и «украинский Пушкин», и «украинский Солженицын», «кулацкий прихвостень»и «хвильовист», «адепт ленинской революции» и «деятель оуновского заполья».

А сам писатель хотел быть «только человеком». Критика нещадно корила его в эмиграции, а на родине преследовали сталинские агенты.

Иван Багряный мечтал написать художественное произведение о Симоне Петлюре, о восстании на броненосце «Потемкин», восстановить в памяти и положить на бумагу роман «Мариво», который был конфискован в 1932 году... И смерть неумолима.

25 августа 1963 года в семь часов вечера перестало биться сердце великого писателя. Умер Иван Багряный в санатории Сан Блазієн в Шварцвальде, Западная Германия. Похоронили его в Новом Ульме. На памятнике, поставленном на могиле, высечены слова из поэмы «Меченосцы»:

Мы являемся. Были. И будем Мы!

И Отчизна наша с нами.

Всего неполных 57 лет прожил писатель, а сколько создал в найнестерпніших условиях! 1944 год - роман «Люба»

1946 год - роман «Золотой бумеранг»

1947 год - повесть «Морітурі»

1948 год - комедия-сатира «Генерал», повесть-вертеп «Разгром»

1950 год - роман «Сад Гефсиманский» 1953 год - повесть «Огненное кольцо»

1956 год - поэма «Антон Беда - герой труда»

1957 год - «Маруся Богуславка» - первая часть незаконченной трилогии «Буйный ветер»

1965 год - «Человек бежит над пропастью» 1994 год - «Под знаком Скорпиона» 1996 год - «Публицистика»

Произведения для детей

«Телефон», «Казка про лелек та Павлика-мандрівника»

Песни

«Баллада о Тютюнника», «Марш украинских Сечевых стрельцов», «Вставай, народ!», «За Украину» и др.

В паламфлеті «Почему я не хочу возвращаться в СССР?», автор объясняет всем, почему он не хочет возвращаться на ту «родину». Для многих людей Европы и всех частей мира удивительно: как это можно убегать от своего Отечества? Багровый говорит, что его Отчизна - Украина - снится ему каждую ночь, потому что там лежат кости его предков, там могила его матери. Но он не может туда вернуться, потому что там большевики, которые вновь бросят его и таких, как он, в тюрьму, отправят на каторгу:

«Я вернусь к своей Отчизне с миллионами своих братьев и сестер, находящихся здесь, в Европе, и там, в сибирских концлагерях, тогда, - отмечает Багряный, - когда тоталитарная кровавая большевистская система будет снесена так, как и гитлеровская. Когда НКВД пойдет вслед за гестапо, когда красный российский фашизм исчезнет так, как исчез фашизм немецкий... Когда нам, украинскому народу, будет возвращено право на свободу и независимость во имя христианской правды и справедливости».3 Сегодня Иван Багряный возвращается в Украину своими произведениями, своей верой в ее независимость и верой в ее народ, неистребимую могучую нацию, что «сама кует и будет ковать свою судьбу».

1 Костюк Г. Отошел в бессмертие //Иван Багряный. Публицистика. - К.: Факел, 1996. - С 837.

2 Иван Багряный. Публицистика. - С 23.

3 Гаврильченко О., Коваленко А. Штрихи к литературному портрету Ивана Багряного. Предисловие // Иван Багряный. Сад Гефсиманский. - К.: Днепр, 1992. - С.8.

4 Ол. Правдюк. Кулацким путем //Большевики про Ивана Багряного. Прометей, 1959. - С. 6.

5 Там же. - С 8.

6 Там же. - С. 15.

7 Нитченко Дм. Письма писателей. - Мельбурн(Австралия): Ласточка, 1992. - С.З.

8 Цит. по: Шугай В. Обрекла любовь // Литературная Украина. - 1992. - 6 февраля.

9 Череватенко Л. «Ходи только по линии наибольшего сопротивления - и ты познаешь мир». Предисловие // Багряный И. Человек бежит над пропастью. - К.: Укр. писатель, 1992. - С. 303.

10 Там же. - С. 304.

11 Цит. по: Шугай В. Через тернии Гефсиманского сада // Литературная Украина. - 1990. - 6 сентября.

12 Иван Багряный. Публицистика. - С 86.

13 Дзюба И. Гражданская тяга и политическая прозорливость. Предисловие // Иван Багряный. Публицистика. - С 10.

14 Нитченко Дм . Письма писателей. - С 30-31.

15 Иван Багряный. Публицистика. - С.30.