Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

К. Д. Ушинский как литератор

М. Масловская, Ю. Дубовик,

Житомир



Придавая столь большое значение родному языку, К. Ушинский считал, что родной язык является основой всех тех знаний, которые дает детям школа. Родной язык Ушинский считал лучшим средством для развития духовности.

Именно на принципе народности, который реализуется через воспитание и обучение детей на родном языке, К. Д. Ушинский создал книги для чтения: «Детский мир»(1861 г.) и «Родное слово»(1864г.).

Мастерски написанная книга «Родное слово», ее педагогическая ценность заключается не только в разнообразном и тщательном материале, отобранном для детского чтения, но и в умелом распределении его по степени сложности. Кроме фольклора, в книге приведены стихи таких поэтов, как Пушкин, Некрасов, Фет и др. Здесь нашли свое место различные по тематике рассказы, написанные К.Д. Ушинским. В этих рассказах автор в доступной форме показывает детям процесс труда («Как рубашка в поле выросла»), или знакомит с животными, временами года, учит детей жить и работать, ведь труд украшает человека («Кончил дело - гуляй смело»).

Исследователи книг Ушинского для детского чтения отметили большой духовный потенциал, который они несут, и подчеркивают, что знакомиться с ними надо еще в дошкольном возрасте. Это касается в первую очередь тех рассказов К. Ушинского, в которых он изображает животных. Животные представлены с характерным для них поведением и в той жизненной «роли», которая является неотъемлемой их признаком от природы.

В небольшом рассказе «Бишка» рассказывается о собаке, которой предложили прочитать книгу, а собачка понюхала и ответила, что читать книги - это не ее дело, ее дело - охранять дом от воров и на охоту ходить. То есть, автор показывает, что каждому от природы дано что-то свое. Этим К. Ушинский подобен Г. С Сковороды, который также отстаивал принцип естественности и «сродности» в воспитании и обучении.

В рассказе «Васька»в простой форме рассказывается о котике. К Ушинский ведет речь как настоящий сказочник - в том стиле, который детям знаком как песенный: «Котик-коток - серенький лобок. Ласков Вася, да хитренький, бархатные лапки, коготки остренькие».

В рассказе «Лиса Патрикеєвна» рассказывается о привычках Лисички-сестрички: она ходит тихонько, хвостик носит бережно, когда мастерит себе норку, то в ней ходов делает много, пол в своей хатке травкой выстилает; но лиса есть розбійницею, потому что ворует кур, гусей, уток, не обходит и кроликов. Дети узнают не только о том, что лисичка хороша собой, что у нее шубка теплая, что она золотистого цвета, ходит в безрукавке, а на шее носит белый галстук, а и о том, что Лисичка-сестричка наносит вред своими плохими поступками.

Постепенно К. Д. Ушинский усложняет содержание своих рассказов, он предлагает детям «История одной яблоньки». Автор рассказывает о том, как из семечка, которое упало в землю, выросла дикая яблонька. Садовник принес ее в садик и привил к ней молодой росточек от хорошей садовой яблоньки. Через некоторое время яблонька родила красивыми, румяными яблочками. Писатель не упускает ни одной подробности: как прорастало семечко - «пустило вниз корень, а кверху выгнало два первых листика», как «из листочков выбежала стебелинка с почкой, из которой выросли зеленые листочки». Этот рассказ можно назвать поэзией, а еще лучше - искусством постижения окружающего мира, всего живого. К. Ушинский-педагог делал радостным именно познание мира, природы, своими произведениями он заинтересовывал маленьких читателей. Таков рассказ «Как рубашка в поле выросла». В нем рассказывается о том, как рос в поле лен, как он сине-сине цвел, а потом из него изготавливали кудели, из которых делали нити, а затем ткали из них полотно, из которого шили рубашки.

То есть, Константин Дмитриевич Ушинский изображает весь процесс пошива рубашки. Он хочет, чтобы дети знали, каким тяжелым трудом добываются все материальные блага. Писатель учит детей уважать и любить труд, особенно труд крестьянина.

Большое значение придавал К. Ушинский устном народном творчестве. Он писал, что это: «первые и блестящие попытки народной педагогики», и никто не может состязаться с педагогическим гением народа». И «Родное слово»и «Детский мир» содержат много сказок, былин, загадок, поговорок.

В сказках народ увековечил свой опыт, запечатлел моральные ценности и убеждения, аллегорически изображал общественные процессы и людей, воспроизводил свой быт и нравы, а поэтому сказки являются ценным источником человеческого духа.

В некоторых своих рассказах К. Ушинский пытается подвести детей к самостоятельному выводу о том, что хорошо, а что плохо, что можно делать, а что не надо. Таков рассказ «Гадюка». Играя в сене, мальчик случайно наткнулся на змею. Константин Дмитриевич Ушинский подробно рассказывает о том, чем отличается змея от ужа. «У ужа во рту небольшие острые зубы, он ловит мышей и птичек, может прокусить кожу; но нет яду в этих зубах.»Другое дело - гадюка, К. Д. Ушинский повествует о разных случаях, когда гадюка кусала животных и людей. Он заставляет ребенка задуматься. Ребенок сам должен сделать соответствующие выводы.

В К. Д. Ушинского есть рассказы на морально-этические темы. Это те же рассказы о животных, только с дидактическим уклоном. Так в рассказе «Умей подождать» рассказывается о братике-петушка и его сестренку-курочку. Однажды петушок побежал в сад и начал клевать зеленую смородину. Курочка ему говорит: «Не ешь, Петя! Подожди, пока смородина поспеет». Не послушался петушок - наклювався и заболел. Вылечила сестренка-курочка своего братика-петушка. В следующий раз петушок захотел напиться холодной воды; курочка говорила ему, чтобы подождал, пока вода нагреется. Не послушался петушок - и снова заболел, пил горькие лекарства. На третий раз захотел петушок покататься на коньках по реке, которая была не очень хорошо замерзшей. И тут случилась беда: петушок провалился под лед. Рассказы о неосторожные поступки Ушинский подает в сказочной форме заставляет детей задуматься над своими поступками.

Во многих морально-этических рассказах К. Ушинский применяет приемы не сказочных інакомовлень (когда под маской птиц и зверей действуют люди), а интересных историй - дети разговаривают с насекомыми, птицами, зверями («Дети в лесу»). Писатель в увлекательной форме рассказывает о явлениях природы («Утренний свет»).

Важное значение К. Ушинский придавал языку своих рассказов, он считал, что рассказы должны быть написаны на родном языке, простой, без использования малопонятных для маленьких читателей слов.

К. Д. Ушинский критиковал тех педагогов, которые пытались «забивать» головы детей хитрыми фразами и бессмысленными оборотами. Цель воспитания заключается в том, чтобы развивать ребенка умственно и чувственно: «...Только положительные, вполне усвоенные мозгом знания, превращенные в идее», развивают ребенка умственно, а «языковое обучение может воспитать только пустых болтунов». Этой цели и служили богатые по содержанию и замыслу сказки и рассказы К. Д. Ушинского, которые соответствуют всем принципам как педагогики, так и литературного искусства в целом.

А главным является то, что Константин Ушинский важное место в воспитании и обучении детей отводил родном языке, потому что только на родном языке можно дотронуться до самых сокровенных мыслей ребенка, до самых сокровенных уголков ее души, потому что только на родном языке можно воспитать национально сознательную личность, настоящего патриота своей Родины.