Статья
Остап Терлецкий - издатель, общественный деятель, украинский фольклорист
СОДЕРЖАНИЕ
1. Вступление 2. Обучение А.терлецкого 3. О. терлецкий - как издатель, общественный деятель, украинский фольклорист
4. Смерть А.терлецкого 5. Чествование памяти известного публициста в родном селе 6. Приложение
ВСТУПЛЕНИЕ
Каждый человек живет на свете для достижения своей цели. Она упорно работает и достигает успехов, чтобы в будущем потомки могли гордиться ею. Было много выдающихся людей, которыми мы можем гордиться. Для того, чтобы увековечить их имена, мы в их честь называем улицы, площади, открываем музеи, памятники, мемориальная доски.
Наверное каждый из нас гордится тем человеком, в чью честь назван его улицу. И я тоже горда, что улицу на которой я живу, названа именем выдающегося общественно-культурного деятеля, выходца из с. Назірна - Остапа Степановича Терлецкого. О. терлецкий малоизвестный своим землякам потому, что был очень скромным, и не любил высовываться вперед. И люди с. Назірна все же знают и гордятся своим земляком, и поэтому я решила узнать больше о А.терлецкого и его семью, как личность. Соратника И. Франко. Сведения о жизни и творчестве этого выдающегося деятеля я взяла из опубликованных статей в газетах и книгах Б.Сенюка "Непогасне свет".
"Тот человек... лелеял в своей душе пламя высоких соревнований, жил все для других, для народа и старался всю жизнь мирить и розсвічувати то благородное пламя в своим окруженні".
(И.франко).
Наш выдающийся земляк Остап Степанович Терлецкий незаслуженно мало известен коломийчанами. Его имя не было популярным среди общественности и по жизни ибо врожденная скромность никогда не позволяла ему выдвигаться вперед. В каждой чистой и разумной деле, где речь шла о благе народа, он все помогал тихо и без огласки.
Остап Терлецкий современник и единомышленник Ивана Франко, Михаила Павлычко и многих других выдающихся деятелей, и поэтому мы не можем не знать за Остапа Терлецкого правду, о его жизни, его переживания и тот запал, который помогал О.Терлецькому для написания его трудов.
О. терлецкий - одна из интереснейших фигур в литературном общественно-политической жизни XIX века. Это одновременно малоисследованный личность и поэтому прикарпатский литератор Богдан Сенюк х с. Подгайчики Коломыйского р-ну попытался проникнуть в мир морально-этических принципов Терлецкого. Б.Сенюк выдал документально-художественное произведение "Непогасне свет" (1993 г. В.: "Мир").
Неоценимую помощь в написании этого произведения предоставила Олимпия Карпинская из Коломыи. (д3:)
"Остап терлецкий, - писал Франко, - это была натура высоко честный и искренний, глубоко проникнута чувством своего человеческого достоинства и при том полная симпатий к всех слабых и обиженных и притесняемых людей". В минуты уныния, сомнений и колебаний подбадривал и поощрял своих товарищей - единомышленников, указывал им правильный путь.
Родился О.С.Терлецький 5 февраля 1850 года в селе Назірна возле Коломыи, в семье священника. Начальное образование получил в Коломне, а в 1859 г. поступил в гимназию в Станиславе (теперь Ивано-Франковск), которую окончил в 1868 году. Уже в 5-ом классе гимназии Остап Степанович с присущим ему пылом отдается общественной работе среди гимназистов становится один из организаторе "Общины" молодежного обществ, а в 1865 году организует и редактирует учащуюся рукописную газету "Звезда", сам становится самым плодовитым ее корреспондентом. В ней помещает свои стихи, рассказы публицистические статьи. В то время интересуется жемчужинами народного творчества, собирал и записывал народные песни.
Учась в Станиславе О.С.Терлецький не порывает связей с Коломыей. Он посылает свои сообщения Коломыйской учащейся рукописной газеты "народный Голос".
В 1867 г. во время летних каникул посетил Терлецкий в Старонцях Юрия Федьковича. С первого знакомства завязалась между ними дружба. Того же года по стараниям Терлецкого станиславское общества "Громада" издала две книги, которые были напечатаны в первой коломыйской типографии Михаила Белоуса.
Жизнь Остапа в гимназии совпало с эпохой широкого расцвета так называемых общин среди украинской молодежи. Образованные тайно с целью самообразования и поддержки патетического духа, они издавали рукописные газеты, собирались на заседания, где обсуждали свои литературные попытки, декламировать произведения Шевченко и Юрия Федьковича. Здесь С.Терлецький подружился с Владимиром Навроцьким, который настаивал, что надо надевать сардаки, кыптари, опончі и холщовки, какие носят крестьяне. Это сблизит молодежь с простыми людьми, и Остап прислушался к этим советам сердцем. Подоспела еще одно событие, которое заберет покой у молодого гимназиста: влюбился в арию Сорохан и его пугала мысль о близкой разлуке с ней.
"Как поеду в мир далекий, в далекую чужбину,
И на кого тебя оставлю, моя Марцунило?
И оставлю я тееб, сердце, батенька моего
А он добрый, не даст тебе нич сделать злого..."
Действительность ровіяла юношеские мечты. Станислава уже до Остапа доходили вести, что Марию принуждает выходить замуж ее мама, что к ней уже сватаются. Когда Отсап окунулся в кипучую деятельность Станиславской общины и все реже приезжал домой, в Назірній готовилось свадьбы. Марию сватал парень с Загайполя Матвей Рыбак. Встретился Оставь с Марцею через две недели, когда шли из церкви после службы. Вскоре Матвей заберет женщину к Загай поля, далее от Остапових глаз. Остап не докучал отцу и не искал виновных в своем горе. Его могла утешить смертельно больная бабушка Юлиана. Заболел с того всего.
Умирает его бабушка 25 февраля - уходит на вечный покой отец. Боль потери любимого, родного непосильным бременем легли на молодые плечи, и Остап тяжело заболел - начались эпилептические припадки, которые истощали 20 лет, расстроили нервы. Вечерами много читал, думал о смысле жизни.
Из-за болезни о. терлецкий отказался от любимого чтения. Недопомагало никакое лечение. Едет оздоравливаться к Ферескула над Черемошем.
На филологический факультет Львовского университета поступил О.С.Терлецький в 1869 г. после годичного перерыва, вызвано его болезнью. Потеряв родителей, он вынужден был пробиваться сквозь жизни собственными силами, работая в гимназии корректором, а во время университетских студий во Львове он работает у помещика Владислава Федоровича над упорядочиванием библиотеки семейного архива.
О. терлецкий хорошо знал английский, французский языки, а польским и немецким владел свободно.
Разочарование в искренности народовецьких кликов, зарожденная не во время гимназического периода под влиянием старшего школьного товарища Владимира Навроцкого, во Львове все больше углубляется. Познав вблизи Народовецьких проводников Терлецкий совсем разочаровывается в правдивости и целесообразности провозглашаемых ими идей и порывает с ними.
В подавленном духовном состоянии Остап в 1872 году после окончания филологического факультета покидает Львов и выезжает на работу в Вену. С помощью своего профессора истории Цайсберга он получает место в университетские библиотеки. Здесь интенсивно работает над углублением и расширением своих знаний, зачитывается книгами разных областей науки, знакомится с произведениями К. Маркса и Ф.Енгельса, с социалистическим движением Западной Европы. В это время он встречается с Михаилом Драгомановым и Сергеем Подолинским - одними из первых пропагандистов марксизма на Украине. Все это вместе помогает Остапу Степановичу выйти из того тупика, в котором он оказался после разрыва с народниками, стать на путь революционера-демократа.
Воспаленный новыми идеями, Терлецкий ныряет в водоворот общественной жизни: реорганизует студенческое общество "Сич", которое застал в полном запале. С помощью товарищей-единомышленников он превращает его из забавового в просвітнє, которое ставит целью распространение знаний своих членов. Благодаря стараниям и денежной помощи Терлецкого при обществе была организована отборочная библиотека. По его почину часто читаются лекции на различные научные темы и ведутся жаркие дискуссии. Терлецкий становится душой общества, как это утверждают в своих спогадає Евгений Кобринчький, Зенон Кузеля, Захар Павлюк и другие.
В 1875-76 гг. Терлецкий выдает своим тиражом и за счет книжечки- "бабочки для народа". "Паровая машина" и "О бедности разговор первая" - написаны Сергеем Поволинським и перевели с русского языка: "Правда" и "Правдивое" слово хлебороба к землякам". Три первые из них разошлись скоро между народом, а четвертая была конфискована. Терлецкого, как издателя, вместе с Яковом Ковачем - владельцем типографии, привлечены к судебной ответственности. Была конфискована тогда еще и пятая книжка "Сказка о четырех братьях", которая была только набрана.
"Бабочки" сыграли немаловажную роль в подъеме сознания трудового народа. В них викривалась несправедливость капиталистического строя, звучал призыв к организованному выступлению против эксплуататоров.
Терлецкому приходилось защищать свои "Бабочки" не только перед приступами правительственных кругов, но и защищать их от критики - своих", как это видно из его письма к Мелітоза Бачинского, который тоже набросился на "Бабочки". Терлецкий называет его писанину о "Бабочки" "чушью и тупостью". Он указал в упомянутом письме на тяжелое экономическое положение и нищета народа с одной стороны, а с другой на головокружение и приглашение своим попівством и параграфам патриотами". Критикуя галицких народников, которые видели причину в пьянстве и лінивстві крестьян, Терлецкий писал Бачинському: "Не водка зальет народ, а зальет его вся эта рухлядь галицкая, все эти народолюбці галицкие за заячьей кожей, заячьим сердцем и куриным умом".
Не успел еще хорошо успокоїтись от преследований за социалистические "бабочки", как хлынуло на него новую беду. В июня 1877 года его арестовывает австрийское правительство в связи с первым социалистическим процессом в Галиции против Ивана Франко, Михаила Павлычко и других. Всем им пришлось сидеть в тюрьме вплоть до 21 января 1978 г., когда был вынесен приговор. Тяжелые тюремные условия сильнее всего дались знать Терлецкому. Истощен его организм снова начала музицировать тяжелая болезнь. И это сломило его морально. После вынесения приговора, которым осужден Терлецкого до одного месяца тюрьмы, без учета 8-месячного следственного заключения. Остап Степанович уехал сразу в родовое село для лечения (назначенную казнь ему было разрешено отбыть позже).
Впоследствии где-то в мае он возвращается во Львов в поселяется вместе с Иваном Франко, Михаилом Павлычко и Анной Павлик. "Скомпрометирована" четверка жила в очень тяжелых материальных условиях и духовной депрессии. Украинское гражданство за небольшими исключениями, избегало их, как зачумленных. Возвращаться в Вену Терлецкий было нечего, ибо, как политический, потери вправо на предыдущее место работы. Не осталось у него никаких надежд на будущее. Спасает Терлецкого из тупика Владислав Федорович, который уговаривает его уехать в Вену на изучение юридических дисциплин, обещая ему на начало материальную помощь. Терлецкий, отсидев назначенную ему кару, в конце 1878 г. выезжает в Вену и поступает на юридический факультет, который заканчивает в 1884 г. На это время приходится наиболее активная его публицистическая и научная деятельность.
Первые статьи Терлецкого ("Коляды") и "Григорий Саввич Сковорода") печатались еще во время учебы во Львовском университете, но они прошли без внимания. Лишь в 1874 г., после возвращения из археологического съезда в Киеве, появляется его большая статья "Галицко-русский народ и галицко-русские народники" (переиздана позже Иваном Франком отдельной книжкой под измененным заглавием "Москвофилы и народники 70-х годов"), которая произвела на галицкую общественность сильное впечатление своими смелыми на то время мыслями. Это первая статья, в которой Терлецкий приблизился к революционно-демократических позиций. В ней он подверг острой критике обе галицкие партии (народников и москвофилов) за то, что они не обращают внимания на социальное положение трудовых масс, не думают об улучшении их жизненных условий.
Второй статьей "Лихва на Буковине", написанной уже после тюремного заключения, Терлецкий еще больше приблизился к революционно-демократических позиций, высказав мнение, что аграрный вопрос будет решен только тогда, когда частная собственность будет заменена общественной., а капиталистический строй социалистическим. Эта статья была напечатана в 1878 г. в журнале "Молог", редактируемом Франко и Павликом.
В публицистической статье "Робітницька плата и движение робітницький в Австрии в послідних временах", напечатанный в 1881 г. в журнале "Мир". Терлецкий высказывает мнение, что именно "Борьба двух основных классов современного общества - пролетариата и буржуазии - определит будущее человечества". Через год в "Свободном слове" появляются еще две его статьи "Борьба партии и движение рабочих в Австрии" и "Последние митинги в Австрии". В них автор высказывает радость по поводу того, что крестьяне и рабочие приходят к осознанию своих классовых интересов. Он уверен в том, что городской пролетариат включится в борьбу вместе с фабричными пролетаріатами.
Потом пишет еще одну большую работу "Литературные устремления галицких русинов 1772-1872 лет". Но не имеет где ее напечатать, потому народовецькі журналы отказываются печатать его статьи, а прогрессивных в то время не было. Поэтому эта работа увидела свет лишь в 1891 г. с появлением Франковою журнала "Жизнь и Слово". В ней литературные устремления Галичины он рассматривает на фоне социальной и политической борьбы. Терлецкий обратил внимание на экономические и духовные интересы трудящихся народных масс. Раздел ХІІІ-ХІ этой работы Франко позже переиздал отдельной книжкой под заглавием "История барщины в Галичине и ее сноса".
Кроме того, перу Терлецкого принадлежат еще статьи про Владимира Навроцкого - прогрессивного экономиста и публициста в Галичине, а также "Украинское село в драматургии Карпенко-Карого", в которой утверждает, что "большим прогрессом человеческой мысли является то, что народ берется масс решать свою судьбу", но отмечает, что "те формы (ассоциации и кооперация), которые нам передал Карпенко-Карый в своих драмах, это не послідне слово соревнований и даже не совсем подробное их образ".
Уже после смерти Терлецкого появилась еще одна его статья "Галицкое русское писательство 1845-1865 гг.", которая публиковалась в "Литературно-Научном Вестнике". Это фактически продолжение незаконченного основного его труда "Литературные устремления галицких русинов 1772-1972 лет".
Может впервые в жизни так глубоко заболело сердце Ивана Франко той жаркой июльской поры дня 22-го, когда его верный многолетний товарищ Остап Терлецкий умер в львовской лечебницы после операции... Казалось, ничего страшного, такой себе нарыв на левом боку... Когда его вырезали, оказалось, что на ребра перешел туберкулез. При вынимании ребра применили хлороформ, который вызвал воспаление легких, и измученный организм не выдержал...
Не болело только сердце в тот день у сестры Анны и племянника Степана, Сестра ждала Остапа приезда в Ссмаківці, где ее муж был директором школы, а племянник, священник Назірної, - уже восемь лет после смерти отца ждал его в соли, селе Остапа детства. Не знал он и не ведал, что уже никогда его дядя не сойдет на маленькой станции в Матіївцях, никогда не пройдется Кадубом и не отдохнет в старом саду, дорогом ему до боли; здесь он писал свои первые произведения, здесь он сверял свой затаенная боль злополучного юначого любви к Марии Сорохан, этим садом он шел к дорогой могилы, где покоятся мама, папа, бабушка, малолетняя сестренка... Он так хотел быть ближе к родным, ближе к Назірної - уже должен был открывать в Заболотове адвокатскую канцелярию, но судьба распорядилась иначе...
Его ценили друзья. Высокого мнения о нем был Иван Франко, Михаил Павлик, Михаил Драгоманов, Ольга Кобылянская, Мелитон Бучинский Иван Пулюй, Ярослав Окунсвський, Юрий Фсдькович...
Он принадлежал к славному роду, среди выходцев с которого были и ректор Львовского университета Мартин Барвинский, композитор Василий Барвинский, поэтесса Марийка Пидгирянка...
Село в его жизни было самым первым. С Назірної 25 июня 1866 года он пишет письмо Юрия Фсдько-вича, а когда лечился в Ферескулі, то через конятинський верх странствовал в Сторонця, где Юрий Федькович был общественным начальником: стал дорогим гостем для буковинского соловия. С Назірної 12 сентября 1884 года он пишет к Ивана Франко, обращаясь искренне и тепло: "Дорогой друг!" Раннее сиротство наложило на его впечатлительную душу следует: более двадцати лет страдал нервной болезнью, которая перечеркнула многие планы. Тюрьма во Львове, нелады с родней, которая не одобряла его народовецьких взглядов, крах помолвки с Эмилией Окуневською, непостоянство заработка. Ярослав Окуневский вспоминал, что в Вене Терлецкий голодал и тяжело бедствовал. "Однако сей слабосилий, хоробою сломан и викинений из колеи человек имел в себе столько силы и энергии, что не только стал для нашей венской кольонії проводником и учителем, но сам, 40-летний, вместе с молодыми ребятами-юристами клепал и доклепував те навесные пандекти (название гражданского римского права), чтобы раз вновь стать на ноги". Одним из первых в Галичине распространял произведения Шевченко, идеи, начиная еще с гимназии, жил ими до последних дней. Он был патриотом своей земли. В одном из ранних писем к Мелитона Бучинского Остап признался: "... Я не раз целые ночи передумаю, переплачу так, а на второй день слабую, и сам знаю, невозможно моей силе одірватись от них... А и Украина несчастливая, несчастная мамочка моя... жизнь моя, кильки кровавых соленых слез выдавила она из глаз моих. Не раз. когда возьму Тараса поэзии в руки, когда посмотрю на те відплакані думы, на тот громкий плач целого народа, не раз только лягу на кровать, только безпритомний...".
Будут гореть на могиле родителей свечи памяти. Хотя чествовать будут Остапа, однако он неотделим от своих родных, от своего села. Будут вспоминать его люди и будет летать рядом его душа будет гореть свеча памяти, которая уподобляется человеку, которая жила, живет и будет жить вечно на Земле.
ПОЧТИТЬ ПАМЯТИ
О бессмертные дела А.терлецкого с волнением говорят в наше время и чтят его память и память его семьи.
Сохранились свидетельства Довганюк-Морковської Е.М., которая жила в Польше, воеводство Вроцлав, село Лютиня. 1986 года при возрасте 97 лет она вспоминала, что остался с тех далеких лет Псалтырь в Загай поле с такой подписью... Сия книга ре кома Псалтирь принаджежить к церкви праздников. Назірнянськой дозор священника Терлецкого". 1853 год. Осталась могила - небольшой склеп, каменный в земле, где покоится прах семьи Терлецьких.
Неумолимое время и человеческая жестокость не пожалели этого вечного дома усопших, не оставив ни плиты с надписью, ни креста. Пришлось устанавливать имена по церковным мертвых книгах... В первую мировую войну разбили гробницу российские солдаты, после второй - воины НКВД искали здесь бандитов, а еще позже неразумные ребята из села сделали себе нычку.
Долгие годы искали описанную гробницу, но поиски были тщетными, вплоть помогла Олимпия Илларионовна Карпинская, влюблена в Назірну, ведь ее отец Иларион Цибук делекого 1912 г. пришел на смену Остапа племянника Степана.
Люди села благоустроили могилу, а на 140-летию со дня рождения А.терлецкого поставили крест с именами усопших и освятили его молитвой (д.4).
В феврале 19990 года - к 140-летию со дня рождения А.терлецкого в местной школе была установлена мемориальная доска с барельефом, а также создан музей А.терлецкого (д.5). Сохранился дом, в котором родился известный деятель Остап Терлецкий сегодня здесь народный дом (д.6).
Остапа Терлецкого, как украинского писателя, революционера демократа, критика, историка и издателя чествуют не только земляки. К 135 годовщине со дня рождения А.терлецкого вышел указатель печатных и рукописных материалов "Остап Терлецкий" (Львов, 1984 г. 110 стр.) заключен аспирантом Киевского пединститута им. М.Горького С.С. Кіралем и О.О.Дзьобаном. Они не только нашли и описали почти всю печатную наследие нашего земляка и литературу о нем, но и зарегистрировали, рукописные материалы, условно состоит из двух частей - печатные продукции и рукописей.
Много ценных факторов находим в "Материалах к биографии А.терлецкого". Здесь и документы о его учебе в Станиславской гимназии и Львовском университете, дневник писателя, статус Станиславской учащейся общины и выданная ею рукописная газета "Звезда", матеріла о выданных О.Терлецьким социалистические "бабочки" и связанные с ними обыск на его квартире и суд над ним, что помогут лучше и полнее раскрыть жизненный и творческий путь и общественно-культурную деятельность нашего земляка. Розыск и описания уникальных материалов, станут хорошей основой для будущих историков украинской литературы и общественно-политической мысли.
ВЫВОДЫ:
... Человеком без претензии..." называли А.терлецкого друзья. Он, видимо, никогда не подумал о том, что в нем есть качество заслуги, есть талант. Франко утверждал, что Остап был врожденным идеалистом. Идея, мысль, логическая конструкция - это было главное в каждой его научной или публицистической труда. Она предстала в той тайной грабилні его темперамента, на грани сознательного и бессознательного Остап Терлецкий жил для людей, для общества. Отказался от собственного счастья, а положил свою жизнь на алтарь борьбы для нашего счастливого будущего.
Слова "Я родился на земле от отца, что пахал эту землю..." принадлежат Дмитрию Павлычко, но они в полной мере касаются Остапа Терлецкого.
Творческое наследие Терлецкого небольшая. Но значение ее для того времени было немалое благодаря своей высокой идейные направленности, служению интересам народных масс. Он первый в Галичине решился заговорить решительно и открыто о социальном вопрос, который считал основным.
"Жизнь Остапа Терлецкого, - ценное и тяжелое для собственно тем, что ему суждено жить и терпеть и проявлять определенное влияние в Галицкой Руси в пору тяжелого перелома, и в дополнение суждено упасть одной из жертв того перелома.
Остап жил по чужим жилищам, не имел семьи, хотя мир ловил его в свои сети. Происходил из древнего великого рода Терлецьких, которые принадлежали к мелкой подкарпатской шляхты. Это потомки бояр, различных категорий княжеских слуг, военных поселенцев времен Галицкого княжества. Мог надеяться на лучшую судьбу для себя, однако не поступился своими идеалами, не сошел с тяжелой дороги и пронес выбранный крест до смерти.
|
|