Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Литература родного края
Сохраните огонек семейной любви
Изучение романа Сергея Домазара «Замок над Водаєм»

О. Власенко,
учитель украинского языка и литературы

Суммы



Тема: Проблема отцов и детей в романе Сергея Домазара «Замок над Водаєм»

Цель: раскрыть и осмыслить проблематику романа С. Домазара «Замок над Водаєм», совместить жизненный опыт детей с теми морально-нравственными законами, которые являются залогом крепкой семьи, облегчить поиски одной из важнейших для каждого человека истины - в чем счастье семейного гнезда; развивать устную связную речь учащихся; воспитывать уважительное отношение, любовь к ближним.

Оборудование: Библия, икона Почаевской Божьей Матери, подсвечник со свечами; на доске записан эпиграф:

«Почитай отца своего и мать свою,

чтобы продлились дни твои на земле,

которую Господь, Бог Твой, дает тебе».

Выход 20.12.

Ход урока

Вступительное слово учителя. Семья - это святыня духа человеческого. Это святой узел, которым связаны все члены семьи. Семья как солнце, как небо, как вода, как воздух, как сама земля-кормилица. Она дает жизнь ребенку, первые представления о мире. Известный педагог К. Ушинский писал: «До глубокой старости остаются у нас задушевные связи с той семьей, из которой мы вышли».

Перегорнімо страницы романа Сергея Домазара «Замок над Водаєм». Какие детские воспоминания о семье остались в памяти главного героя произведения Ивана Сагая? Понимал ли мальчик ту великую драму, которая происходила между его родителями?

(Ответы детей)

Учитель. Больно на душе, потому что у нашего героя нет любящей семьи, отец и мать не могут найти общего языка. А так не должно быть. Потому что именно отец и мать - самые родные и близкие каждому из нас люди. Они, с Божьего благословения, дают нам жизнь. Они учат нас жить среди людей, воспитывают нас. Древний мудрец Плутарх сказал: «нет Ничего высшего, чем хорошее воспитание детей. Оно должно быть началом, серединой и концом всех родительских забот. Все блага этого мира неверные и - случайные, а хорошо воспитания является постоянное Божественное благо.»

Беседа.

- Дети, вас воспитывают родители, учителя в школе, вас воспитывает сама жизнь. Какие у вас возникают ассоциации, связанные со словом «воспитание»? Ответ обоснуйте.

- Какова методика воспитания была у отца Ивана Сагая?

(«... наш отец искренне хотел, чтобы его сыновья были порядочные, хорошо воспитанные ребята, а биение было единственной методикой, которую он знал.»)

- Можно ли это назвать воспитанием ?

Учитель. Чтобы так воспитывать, много ума не надо. Отец «не входил» в жизни своих детей, их внутренний мир, состояние души. И вообще, он не тратил каждую лишний час на воспитание. Ведь на физическое наказание надо меньше и времени, и душевных сил, чем на искренний разговор, беседу, чтение.

А вы, как будущие родители, должны знать, что педагогика не исключает физическое наказание как средство воспитания, но он должен быть крайним, хорошо продуманным средством, когда все другие уже испробованы и не дали положительного результата. Физическое наказание должно быть от любви, а не от жестокости.

- Какие последствия имело такое воспитание отца?

Ответы учащихся с ссылкой на текст.

• Родительский дом стал «мрачным местом, которое называлось нашим домом и где нас ждала неупиненна кара .»

• Николай называл папу «татарин».

• Иван «охотно делал все , чтобы только быть подальше от отца».

• Отношение отца к сыну, который был для него «дурак, простофиля, и он мог ждать только мизерного будущего для меня.»

- Почему отец относился так жестоко к своим сыновьям?

(Ответы учащихся.)

Учитель. Дополняя вас, мне хочется провести параллель с настоящим. Часто взрослые жалуются на молодежь, говоря о ее бездуховность, внутреннюю пустоту. В чем же корень проблемы? Прежде всего надо спросить: «А кто отцы и матери тех, на кого жалуется старшее поколение?»Потому что именно по детям можно судить о родителях. В Евангелии сказано: «По плодам их узнаете их»(Мф.7.16.).

Мы редко задумываемся над тем, какую ответственность несут родители за своих детей. Каждый человек - плод своих родителей. Грехи имеют глубокие и крепкие корни и часто передаются из рода в род. Поэтому с уверенностью можно сказать, что проблему детей родили родители, и грехи детей - вина родителей.

Итак, отец Ивана жестоко относился к своим сыновьям, потому что в свое время его родители «воспитывали» так же, и он - плод своих родителей. А, как утверждал автор,»Его убеждения были такие незыблемые, что только чудо могло бы вызвать изменения в них.»К тому же старший сын Иван был похож внешне на мать, а отец ее ненавидел.

Строгость без любви - жестокость. И жестокость Сагая-старшего дает свои плоды - Иван чувствует тяжесть греха, грех отца рождает грех сына.

Вопросы к ученикам.

- Какую заповедь Господню не исполнял мальчик?

(Иван не выполнял заповедь «Почитай отца и мать свою...», потому что герой произведения говорит: «мог Ли я уважать свою мать, когда даже сам отец не уважал ее? Как я мог уважать своего отца, когда я не мог любить его? Я старался из всех сил, по крайней мере в эти великопостные дни, но - горенько! - я не мог любить его. Как я мог его любить? Не было в мире никого другого, в чьей бы присутствии я забывал бы про всякую радость и превращался бы в одревесневшего, забитого идиота, безмозклу и бессмысленную живу вещь, что даже такие простые приказы, как «подай!», «принеси!», «лей!»и т.д силах была зграбно выполнить».)

- Считаете ли вы Ивана грешником? Свой ответ обоснуйте.

- Мальчик все-таки пытается, надеется полюбить отца. Вспомните, чего он просил у Господа?

Ответы учащихся с ссылкой на текст.

(«Боже, помоги мне любить его!»- молился я.»)

- Но все-таки мальчик не может полюбить. Почему ?

(По моему мнению, источником любви должен бы быть сам отец. Но он не дает любви, не является источником этой животворной энергии. Здесь уместно вспомнить слова Григория Сковороды: «Любовь возникает из любви; когда хочу, чтобы меня любили, я сам первый люблю.»Следовательно, отсутствует родительская любовь - не может родиться и сыновняя .)

Учитель. Да, отец должен быть для своих детей источником жизни, тепла, любви, а стал источником боли. А может ли, хочет человек любить боль, страдания? Пожалуй, ни.

- А что, по вашему мнению, причиной, что отец не давал любви сыновьям ?

(Мы видим, как наказывается Иван, потому что он не выполняет заповеди «Почитай отца и мать свою...». А отец никогда не задумывался над тем, что он сам не выполняет одну из важнейших заповедей Господа:»Возлюби ближнего своего, как самого себя.»

Иисус Христос завещал нам больше того: любить врагов своих. А на страницах романа мы видим мужчину, который не пытается, не хочет полюбить родную кровинку - своих детей, а не то что врагов.)

- Все ваши ответы основываются на понятии «любовь».

Что такое «любовь» в вашем понимании?

Первый ученик. Мне запомнилось высказывание: «Любовь - это выход за пределы своего «я». Думаю, что он раскрывает нам суть этого глубокого чувства. Когда мы любим, то забываем о себе и думаем об объекте нашей любви. Нам хочется чем-то порадовать того, кого мы любим, разделить с ним радость и горе .

Второй ученик. Любовь - это отдавать, а не брать. Если мы искренне, по-настоящему любим, то не думаем о пользе. И если это действительно любовь, то ты никогда не пожалеешь за тем, что отдашь.

Третий ученик. Любовь - это триединое понятие: отдай, прости, уступи. Отдай, когда надо тебе; прости, когда виноват не ты; уступи во всем.

Учитель. Давайте обратимся к Книге Книг - Библии и прочитаем в Послании апостола Павла к Корінфян 13.4-7 строки о любви.

(Учащиеся слушают и записывают в тетради.)

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовное превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, но сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.»

- Ссылаясь на слова апостола Павла, подумайте: была ли хоть капля любви в отношениях отца и сыновей семьи Сагаїв?

(Ответы учащихся.)

- Следовательно, отец любви не дает, не дает настоящего воспитания. А родная мать? Или вспоминает она своих сыновей? Не забыла о них?

- Как ребята, Иван и Николай, относятся к ней?

(«... я почти никогда не думал о ней. Я ее почти не знал. Я не любил ее. Она была плохая женщина - так я привык думать...»)

Учитель:». Но жизнь заставила Ивана переступить порог маминого дома.

«В течение нескольких минут постоял я так, с приподнятым кулаком, готовый постучать, но не решаясь на это. За теми дверями, я знал, ждала меня моя судьба, и мне хотелось оттянуть роковой миг встречи с ней так надолго, как только я мог.

Там была моя мать, моя плохая, безпутня иметь за дверью, и мне хотелось обманывать самого себя, что я все еще был свободный повернуться спиной к двери, и к моей матери, и уйти прочь.

Наконец я тихонько постучал.»

И мать-кукушка не отказалась, не отвернулась от сына, приняла в свою вторую семью.

Звучит народная песня «Летела зозуля».

Работа с текстом.

- Какой увидел мать Иван?

(«... бывшая ее привлекательность, свойственная молодому возрасту, прошла. Она была полная пересудов, причудливых представлений и досадних привычек... Меня также раздражала ее суеверность. Она верила в приметы, сны, гадания...»)

- Мать дала сыну жизненные ориентиры? Научил житейской мудрости?

(«Очень скоро я открыл, что она, пожалуй, ничего не прочитала в своей жизни ни одной книги, кроме, пожалуй, одного-двух сенсационных низкопробных романов, переполненных сексуальностью.

... Но одна мысль о том, что могла бы читать моя мать, уж оскорбляла меня.»

«... мою маму я хотел бы видеть близкой к идеалу матери и женщины, который я себе создал на основании чтения. С отчаянием видел я, как она далека от того идеала, и очень скоро, не смотря на мое искреннее стремление полюбить ее, как мою родную маму, я нашел, что способен на это. Это делало меня очень несчастным...»)

Учитель. Мы видим, что родные мать и отец не могут дать сыну того, чего жаждет его душа: искренней любви, добрых слов, мудрых советов. Поэтому Иван Сагай находится в состоянии душевного кризиса. Вот как об этом пишет автор:

«И роздираний своими страшными сомнениями, я мучился все больше. Видимо, я стоял тогда на краю уважительной душевного недуга.»

- Какие душевные недуги могли бы развиться у мальчика?

- Что помогло предотвратить? Какие обстоятельства сделали это невозможным?

(Душевный кризис была бы неизбежной, если бы Господь не дал Ивану ангела-хранителя - Докію Петровну, мачеху, маму...)

- При каких обстоятельствах она стала его матерью?

- Какой эта женщина была в глазах детей?

(«... ее порывы были такие же чистые, как и ее привычки. Она ненавидела нечестность, халатность, лживость, лживость. «

«Она понимала меня лучше отца и старалась быть справедливой ко мне.»

«Она любила меня.»

«Она была настоящая мать для меня. Так я чувствовал.»)

- Но, несмотря на это, их отношения не были безоблачными. Серьезный конфликт произошел между Иваном и мачехой? К чему это привело?

(«Я вижу, что справдіти только неблагодарное животное, бесстыдный лжец и последнее лентяйка. Более того: ты никчемный дармоед. Ты не заслужил хлеба, который тебе дают. «)

- Почему мальчик убежал из дома?

(Мачеха заняла позицию отца. До этого она была единственной опорой, поддержкой. И в один момент стена поддержки разрушилась.)

- Но в народе говорят «нового счастья Ищи, а старого не губы, или «Не было бы счастья, да несчастье помогло.»Какие события из романа «Замок над Водаєм» можно прокомментировать этими словами?

(«... Я не мог не вспоминать мою вторую мать, что была такая отличная.»)

Учитель. Иван Сагай оценил искреннюю любовь, ласку, внимание мачехи и вот что сказал ей во время последней встречи: «...Я ваш должник на всю жизнь за все то добро, которым вы меня одарили щедро. Вы были и есть моя мать. За все лучшее в моих мыслях и чувствах я обязан вам, за все, что есть благородного и доброго в моей душе... Я...буду вспоминать вас с благодарностью и уважением к последней моей минуты, как мою хорошую, дорогую, мою милую маму...»

Как вы уже сами сказали, именно эта женщина сыграла важную роль в жизни Ивана Сагая - воспитала его настоящим человеком, любящим, отзывчивым. Давайте обратим внимание на то, как Иван относится к ближним других персонажей произведения.

«Жизнь научила меня, что человеческая природа слишком сложна, чтобы можно было оценивать ее по одному или по двум ее проявлениях.»

Отношение к Топірка - мужа матери: «Я хотел воздавать ему всем лучшим за его чуткое отношение ко мне .»

Отношение к мачехе:

«Как я любил ее! ее вера в меня влекла меня. Ни за что в мире я не предал бы ее доверие.»

- Евдокия Петровна своей любовью, человечностью изменила атмосферу своей семьи, изменила отца ребят. Какую семью мы видим в конце произведения?

(«Большая керосиновая лампа под зеленым абажуром бросала мягкий свет на стол, заставленный красивыми вещами, за которым мы сидели, одна сплошная счастливая семья. Почему бы так не могло быть всегда?»)

Учитель. Итак, зло нельзя победить злом, как огонь нельзя погасить огнем. Воспитание доброй, любящей матери победило жестокость отца. И неродной ребенок уважает ее как самого родного, самого дорогого человека - мать. Потому что именно она внесла мир и покой в душу Ивана Сагая: «Той ночью я спал безмятежно, словно под защитой непреодолимых стен того замка, которых я искал с моих ранних лет на Замке в моем родном городе, бесполезно.»

- Давайте раскроем символическое название произведения - «Замок над Водаєм». Что это за замок, которого мальчик искал так долго?

(Замок - нереальный. Это символ семьи, родительской заботы, любви, ласки, за стенами которых человек чувствует себя в безопасности. Это то, чего не хватало Ивану в раннем детстве, и это то, что он нашел в лице мачехи, мамы - Евдокии Петровны.)

У меня в руках Библия - Книга Книг. Почти три с половиной тысячи лет назад на каменных скрижалях, которые Моисей получил на горе Синай, были высечены слова: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.» Помните эти слова и выполняйте заповедь .

А теперь задумайтесь, всегда ли вы выполняли эту заповедь? Всегда находили взаимопонимание с родителями?

Ученики зажигают свечу.

Пусть тепло этого пламени свечи поможет вам сказать слова тепла и любви в адрес ваших родных людей .

Дети, передавая свечу друг другу, рассказывают о родителях, семье.

- Какую простую и в то же время сложную истину вы вынесли с урока?

(Ответы учащихся.)

Заключительное слово учителя.

Зажигаем свечу перед иконой Почаевской Божией Матери.

Зажжем огонек семейной любви и благодати. Пусть он никогда не гаснет в сердце, пусть греет в будни и в праздники. А если у кого-то этот огонек угарный, болезненный, воспаленный только мамой или только папой, не завидуйте другим, не обижайтесь на весь мир, а постарайтесь в будущем зажечь в своей семье огонь тепла и любви, который будет духовной поддержкой для ваших детей, и они его пронесут через всю свою жизнь.

И какие бы испытания судьбы не ждали вас, помните: Господь дал вам жизнь, и он никогда не даст вам испытаний, которые не под силу. Потому что если человек знает, какую ношу может нести лошадь, а верблюд, и кладет на животное кладь по ее состоянии, то Господь тем более знает, какие испытания может снести тот или иной человек, и дает ему крест по силам его.

А еще не забывайте, что земная женщина от Духа Святого родила Сына Божьего. Своей добротой, смирением, святостью вознеслась над нами Божья Мать Мария, чтобы заступиться за нас, чтобы просить Сына Своего единородного простить наши прегрешения. И где бы мы не были, она всегда осветит наш путь своим нежным, любящим сердцем. В дни тяжелые и на счастье щедрые - она всегда с нами.

Ученица читает наизусть:

ПОМОЛЮСЬ

Помолюсь ...За того, кто в горе,-

Пусть развеется печаль их и страх,

Пусть выздоравливают хилые и больные

И тернистым не будет их путь.

Помолюсь за грешных в измене,-

Пусть простятся им грехи все,

Пусть никто и никогда не пада,

Пусть в любви живут и красоте.

Помолюсь за тех, кто в безверии,

Словно незрячий, в мире живет,

Кто не знает любви и надежды,

Кто еще неправедным путем идет.

Пусть молитва моя между звездами

За всех нас, как искупление, летит.

И в первую очередь за отца и маму

Буду искренне я Бога просит.

Дай им счастья! їдай им здоровья,

Дай всего, что желаю и себе.

Пусть всем умом, сердцем, любовью

И душой принадлежат Тебе.

Ф. Млинченко

Дети, несите домой огонек семейной любви и благодати, согрейте им сердца ваших родных. И пусть для вас, как для будущих родителей, будет первым и самым главным задача - истинное воспитание ваших детей.

Домашнее задание: подготовить микротекст «Мой огонек семейной любви и благодати»(кто его поддерживает, является ли он вашим неприступным замком, за стенами которого можно чувствовать себя в безопасности?).