Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Колыбельные песни

6 класс

Н. Половецкая,

учитель украинского языка и литературы

Черкасская обл.



Тема. Колыбельные песни. Народные колыбельные песни «Ой ты, котик, коточок», «Ой ну люли, ребенок спит...»Теория литературы. Колыбельная как разновидность песни.

Цель: дать понятие о народные колыбельные песни; формировать навыки выразительного чтения и пения колыбельных песен; раскрыть роль колыбельной в воспитании ребенка; выяснить особенности песенной лексики; воспитывать любовь к родителям, семье.

Оборудование: сборники колыбельных песен, иллюстративный материал, магнитофонные записи, фотографии.

Эпиграфы: Большие дороги в широкий мир всегда начинаются от тропы возле родного дома, как великая мудрость, что начинается в ученых книгах, - от первых страниц букваря, а богатство и красота поэзии - от маминой песни, песенной над колыбелью...

М. Ильницкий

Ничего лучшего нет,

как тая иметь молодая

со своим ребеночком малым.

Т. Г Шевченко

Ход урока

I. Организационный момент


Ученица и ее мать поет колыбельную песню «Ой ты, котик, коточок».

II. Объявление темы и цели урока

Вступительное слово учителя.

На землю приходит тихий

благодатный вечер. Незаметно утоляет человеческие страсти, заботы... Мать склоняется над колыбелью, над своей кровинкой. Она поет песню, что имеет-колдовать ребенку всех земных и небесных благ.

В Украине к магии слова и музыки приобщают яворову колыбель - оберег из воспетого в украинских народных песнях дерева.

- Положу я тебя, сын, в яворову колыбель...

И этим сказано все, ибо высокий, стройный, крепкий и певучий явор непременно передаст ребенку свою житейську могуть.

Сегодня мы будем изучать украинские народные колыбельные песни, узнаем об их роли в воспитании ребенка, научимся выразительно читать колыбельные песни.

III. Изучение нового материала

1. Рассказ учителя

Песни, которые матери поют над колыбелью детям, чтобы усыпить их, называются колыбельными. Они имеют только одного воспитателя - мать и одного слушателя - ребенка. Материнская любовь и в колисанках не является слепой, а потому не обещает в жизни сплошного благоденствия. Если мамочка напевала колисанку сынишке, то желала в ней, чтобы рос отважным защитником родного края.

Расти же сынок, в забаву,

Козачеству на славу,

Воріженькам в расправу.

А девчонка подсознательно впитывал в детское естество женские добродетели: приветливость и доброжелательность хранительницы домашнего очага, трудолюбие и доброжелательность.

И уже оно росло

Отцу, матке на потеху,

Добрым людям на услугу,

Отцу, матке на втішеньку,

Добрым людям на славоньку.

Монотонный тихий пение, ласкательные ласковые слова должны успокоить, усыпить ребенка.

2. Беседа.

- О ком чаще всего говорится в колыбельных песнях?

(Это пушистый, муркотливий котик, который то мягкими лапками подступает к кроватки, то метет избу, то спасает кошку из колодца... Голуби приносят ребенку на крилятах сон. Сон ходит под окнами, а дремота круг плота).

- Спойте или прочитайте выразительно любимую колисанку.

3. Выразительное чтение учителем колыбельные «Ой ты, котик, коточок».

- Какое настроение вызывает эта песня?

4. Осмысление материала.

- Внимательно прочитайте колисанку молча. Расскажите, что вы «увидели» и «услышали».

- Прочитайте строки, в которых перечисляются растения, из которых девушки свивают венок. Что вы знаете о них?

(В фольклоре рута нередко упоминается вместе с мятой, образуя как бы одно растение - руту - мяту. По традиции, венок для невесты и венки для подружек невесты плели из мяты, барвинка и руты.

Мята широко используется в народной медицине, занимает почетное место в песнях и обрядах. ее неизменный эпитет - кудрявая. Мята является символом девичьей красоты.

Барвинок - символ молодости, любви, брака. Венком, сплетенным из этого растения, украшали голову на свадьбе. Вместе с ягодами калины, колосками ржи, васильками украшали свадебное дерево - веточка.

Базилик широко используются в народной медицине, ими окуривали больных. Венки из освященных васильков надевали на голову умершим девушкам, эти же цветы клали в гроб.

В народной поэзии васильки является символом святости, чистоты. Они упоминаются и в купальских песнях).

- Какие цветочки мать принесет из города?

Как вы понимаете эпитеты «зросливая», «сонливая», «щасливая» (цветочек)?

- Чего желает мамочка ребенку? Прочитайте.

- Прочитайте или спойте колисанку так, чтобы воспроизвести материнскую любовь к ребенку.

- Какие слова и выражения свидетельствуют о святой мамин любовь?

(«Душечка», «колисонька», «головонька», «рісточки в косточки», «здоровье в сердечко», «в роток говорушки», «в ножки ходусеньки», «в рученьки ладусеньки»).

5. Мать с дочкой исполняют колыбельную. «Ой ну люли, ребенок, спать».

- Представьте себе такую картину: к балке прикреплена люлька, в ней - младенец, а рядом на лавочке сидит мать, укачивает свое дитя и напевает колыбельную. Какие чувства и настроения она изливает в песне?

Подготовьтесь к выразительному чтению колыбельной. Средствами выразительного чтения передайте настроение произведения.

Выразительное чтение колыбельной «Ой ну люли, ребенок, спать» учениками.

- С какой целью в колыбельной упоминается три цветка?

- Найдите в колыбельной слова и выражения, которые хо-хочется запомнить.

6. Работа с ученическими иллюстрациями к колыбельных «Ой ты, котик, коточок» и «Ой ну люли, ребенок, спать».

- К какой колыбельные вы нарисовали иллюстрации?

- Какими строками из колыбельных можно подписать иллюстрации?

- Насколько удалось вашим одноклассникам передать смысл и настроение обучаемых колыбельных?

VI. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Моя любимая колыбельная»; записать колыбельные песни, услышанные от мамы, бабушки. Выучить их наизусть и научиться петь.

Литература

1. Кучеренко Есть. М., Гуленицька А. В., Гончар О. П., Украинская литература: Учебник для 5 кл. - Львов: Мир, 1993.

2. Невенчаная Н. В. Вопросы теории литературы: Пособие для учителей и старшеклассников Украинский язык и литература. - 2003. - №25-28.

3. Украинская литература: Хрестоматия нововведенных произведений по программе 2002г. В трех частях. Часть первая (5-6 классы). - К. Генезис, 2004.

4. Украинское прошлое: Иллюстрированный этнографический справочник А. П. Пономарев, Л. Ф. Артюх, Т. В. Космина и др. К.: Лыбидь, 1993г.