Т. Охрименко,
учитель зарубежной литературы
Вишневое
Если про славянскую литературу в предыдущие эпохи европейцы почти ничего не знали, то в XIX - XX вв. она достигла своих вершин. В польской литературе - А. Мицкевич, а в российской - А. Пушкин стали широко известными в Европе уже в XIX веке.
К сожалению, этого нельзя сказать об украинской литературе, которая находилась под запретом.
Выдающимся украинским сонетярем XIX в. стал Иван Франко, большой эрудит и трудоголик, могучий художник мирового значения. Обладая шестнадцатью языками, он знакомился с мировой культурой в оригиналах и хорошо знал Данте, Петрарку, Спенсера, Шекспира, Мицкевича. Очарованный красотой жанра, его способностью кратко, ярко излагать важные мысли, он не только перевел украинском языке некоторые классические сонеты, но и плодотворно трудился на этой ниве.
Иван Франко не внес существенных композиционных изменений в жанр, но по силе лирического страстного чувства и философского обобщения он был настоящим новатором, и его можно поставить наряду с европейскими создателями сонета, а по разнообразию тематики он даже превосходит их. К сонета Иван Франко обращался на протяжении всей жизни, начиная с гимназических 70-х pp. XIX ст. Так, в сборник «Сонетов»(«Вольные сонеты», «Тюремные сонеты») вошли произведения, написанные с 1873 до 80-х годов. Сонетні формы встречаем и позже - в 90-х pp. Определяющей чертой франковских сонетов является их бесспорный связь с политической борьбой передовых кругов общества, которая разворачивалась в Галичине. Очень метко эту особенность подчеркнул Дмитрий Павлычко: «Галактика произведений Ивана Франко родилась пылинки с огня. На вид обычная окалина.., а на самом деле непостижимая клетка божественного пломеня, «правдива іскра Прометея» залетела из отцовского наковальни еще в детское сердце поэта, взорвалась вулканами любви к труду, к правде, к свободе, заполонили его безграничную душу, обращая ее в множество светил, которые еще и растут, роз'ятрюються, двигаются врозліт, расширяют свои национальные и мировые орбиты... В природе Франко дара живет планетарная ненасытимость познания и созидания.»Именно так, как и другие жанры поэта, сонеты полыхали «вулканами любви к труду, к правде, к свободе». Никто из поэтов до Франко не уделял такого внимания теме труда, как он, и в сонетах эта тема звучит тоже:
Только в труде человек вироблявсь сила,
Лишь труд мир таким, как есть, создала,
Лишь в труде и для труда жить.
«Вольные сонеты», X
Труд в понимании Франка - единственное, что способно творить и совершенствовать человеческую душу, спасать ее от ржавления, вселяя в нее весенние, живые порывы, давать им жизненную силу, чувство достоинства и правды.
Творчество и творческое вдохновение - это внутреннее благо человека: только творчество способно на некоторое время перенести человека от грязи жизни «на вершину ясной надежды и веры в завтрашний день»(Д. Павлычко):
...песня и из тайных источников ллєсь слезой,
чтобы сердце наше чистым жаром зажечь.
«Вольные сонеты», IV
Свои размышления о силе поэтического слова Иван Франко выразил в сонете 3-ом «Котляревский»:
Так Котляревский в счастливое время
Вкраїнським словом начал петь, -
И пение тот выглядел на шутку не раз,
И был в нем задаток сил богат,
И огник, им зажженный, не угас,
А розгорівсь, чтобы всех нас обогреть.
Отмечая в сонете XVII, что в немецкой литературе сонет превратился в меч («меч перековали»), поэт призывает те мечи «перековать на плуг, обліг будущини пахать, //На серп, чтобы рожь жать, основу жизни, //На вилы, чистит конюшню Авгійову». Цель поэзии - вдохновлять людей на созидание, на труд, который дает «основу жизни».
В наследии Ивана Франко значительное место занимает и любовный сонет. Здесь следует заметить, что лирический герой его стихов не возносится до небес; сложность духовной жизни, попытка разобраться в себе обнаруживает не только высокий дух, но и то, что мешает поэту. Здесь такой максимализм в оценке героя, который поражает своей открытостью и правдой! Ничего подобного в мировом сонете до этого времени не встречалось:
Нет, не любил на свете я никого,
Так как живом следует живых любит,
Чтобы, не отрекаясь от себя самого,
Войти в второго душу, переймить
Его мысли, его желание жить,
Не думал добро творит из того,
И так, совсем незаметно для него,
Вести его, где другая цель манит.
Сразу быть господином и слугой.
Отречься от себя и быть самим собой -
Так любит никогда я не умел.
Или самолюбия в мни земного стало,
Или творческих сил земных было мало?
Или путь жизни меня фальшиво вел?
XV, «Вольные сонеты»
Страдания от неразделенной любви нашли отражение в Франковых сонетах «За что, красавице, я так тебя люблю» и «Не раз во сне являешься мне»(«Увядшие листья. Первый пучок» IV и XV сонеты). Драма человеческого сердца раскрыта психологически мотивировано и художественно настолько досконально, что еще много поколений с трепетом читать полны болью строки, получая высокое наслаждение от искусства слова, находить точки соприкосновения собственных переживаний с переживаниями лирического героя.
Чтобы подтвердить мнение о тематическое разнообразие Франковых сонетов, определим тему каждого из «Вольных сонетов»:
- особенности сонета (форма и содержание) - И сонет;
- назначение искусства (II);
- сила песни как воплощение народного творческого духа (III);
- право силы и сила права - осмысление бытия (IV);
- тайны женского сердца (VI);
- о борьбе народа за правду (VII);
- тема верности своим идеалам (VIII);
- «Только в труде стоит труда жить»(IX);
- поэт и мир, который его окружает, в понимании правды и разума (X);
- красота человеческая, красота художественная: тема вечности и нетленности искусства (XI);
- высокое назначение человека (XII);
- «умных дел пора начать» (XIII, XIV);
- любовные сонеты (XV, XVI);
- национальные особенности сонета.
И, наконец, почему сонеты названы «Вольными»? Название многозначная и глубокая: сонеты написаны на свободе; в них звучит мысль о свободе, о борьбе за свободу; сонеты скомпонованы так, что, кажется, поэт не задумывался над их взаимосвязи, то есть разместил свободно. Но это на первый взгляд: мысли о творчестве, красоту, любовь, борьбу, смысл жизни - все то, без чего невозможно достойное существование человека, предоставляют цикла «Вольные сонеты» целостности и гармоничной законченности.
С «Вольными сонетами» тесно связаны «Тюремные сонеты». «Их основная мысль - необходимость упорной борьбы и самопожертвования во имя утверждения жизни, оборудованного для осуществления высоких идеалов и человеческого счастья. Тема развивается логично (опять вспоминается Бехер с его утверждением диалектики сонета!), разнообразные интонации - ирония, скептицизм, разочарование, любовь, ненависть, уныние и др. - не только не мешают чувствовать единство «Тюремных сонетов», а даже усиливают их.
Оригинальной особенностью циклов является их содержательная объединенность, когда следующий сонет является продолжением предыдущего: 29, ЗО, 31, 45. Композиция глубоко продумана: это поэма о мыслящую, мужественную и духовно богатую личность, которая в нечеловеческих условиях сопротивляется насилию и призывает к борьбе за свободу, за «мир правды и разума», «оборот от личных мучений и роскоши к ограниченої, но прочной и твердой труда для общества»(Франко), - то для общего добра.
«Тюремные сонеты» начинаются с изображения «дома плача и печали, и воздыхания», где «стерегут основ, но основу Всех основ человеческого сердца язык, и волю, и мысли презирают, как ветошь»(И). С горькой иронией, которая перерастает в сатиру, а затем в гнев, Франко рисует «ключников и дозорных», «зверей», которые уничтожают человеческое достоинство, издеваются над людьми, пытают их:
Вы продали себя в палачи и на муки,
За 300 гульденов годовой платы
Готовы с друга шкуру драть,
Как только он здесь попадесь вам в руки.
С какой горечью, иронией звучат слова:
Дед входит. Хлеб принес. С порога
На пол бросил и попхнув ногой -
И я услышал, что есть власть надо мной.
(«Тюремные сонеты», XX)
Так, «Тюремные сонеты» - это политическая лирика высокого духовного напряжения, которой не знала европейская сонетна форма. Как уже отмечалось выше, в середину целостного цикла «Сонеты» включаются группы сюжетно связанных сонетов. Этот композиционный прием встречается впервые именно у Ивана Франко. Группа несет полное сюжетное, психологическую, идейную нагрузку: XXIX - XXXI сонеты - это сон героя, что привиделся ему в тюрьме. Сон - это широко известный прием в литературе (Данте, Шевченко, Чернышевский и др.). Каждый художник применяет его с определенной целью: изобразить будущее, подать сатирическую картину жизни современного общества, нарисовать аллегорию, которая имеет многозначное нагрузки (Данте). Аллегорическую картину рисует и Иван Франко.
Во сне узнику появляются две женщины и вручают ему цветок подсолнуха, как символ любви и колючую ветку терновника - символ ненависти. Чувство любви - ненависти широко известны из русской литературы («Люблю отчизну я, но странной любовью». М. Лєрмонтов). В том мире, который окружает узника, нельзя «складировать» только «любовь к людям», в нем много зла. Но
«Не в сердце человеческом зло! А злая основа -
Это глупость и тота прочное строение,
Что здвигнена людьми и их же губит.
Сие зло и тебе пожре до кости тело,
Чтобы ты возненавидел его и бивсь с ним смело.
Кто со злом не боресь, тот людей не любит!»
И узник вдруг «радость вчув и лютую муку». Для борьбы за правду это чувство необходимо. И дальше - снова группа сонетов XXXIX - XLIII «Кровавые сны» как продолжение предыдущей картины. Но теперь
Словно рой толпятся призраки кровавых:
Страшные преступники и святые герои,
И раны их я вижу, как наяві...
Зло и добро, преступники и святые требуют от поэта «часть песни за трудную любовь». И поэт-узник, в сердце которого есть место для любви и ненависти, создает эти песни, где герои умеют идти на самопожертвование во имя высоких идеалов: Христос, Джордано Бруно, Кампанелла:
И с глухим стоном, несвітським, в муравьев
Тюремных веет что-то, как ветерок по полю:
«Се муки и кровь за свет, прогресс, свободу!»
А вот Даміян, что совершил покушение на Людовика, за что подвергают его нечеловеческим пыткам:
«В испанских сапогах ломали ноги,
На сірковім огне пылали руку,
Горючими клещами тело рвали,
И олово и серу в свежие раны
Лили, и лошадьми рвали, и чвертували!
Целый час я умирал, тираны!
Поседел от боли!»И было это вчера,
В Париже славнім, в возраст Руссо и Вольтера.
А потом Гонта, «а дальше сотни, тысячи проходят кровавых теней». Современники обвиняют поэта в жестокости: «Пропал же время пыток и мучений таких, Спите, не тривожте наших сердец мягких!»Нет, «время мучений» не прошел: Пестель, Каракозов, муки каторжные Достоевского и Тараса - это почти современность:
«Разве резки еще не свистят у вас?
Целыми селами в тюрьму не гонят?»
Сонет заканчивается призывом к борьбе:
«Мы, жертвы, вас зовем из могилы:
Не м'якніть без времени! Закаляет силы!
Гоніте зверя, бейте, рвите зубами!»
Заканчиваются «Тюремные сонеты» обращением к Австрии, тюрьмы народов, четко определяется, почему надо «закалять силы»:
Лишь гадь и слизь растет и крепнет в тебе,
Свободен дух или убегать должен,
Или заживо умирает в твоем гробе.
Заключительный сонет «Эпилог» - это обращение к «русско-украинских сонетярів» шире использовать форму сонета - четырнадцать строк, поскольку сонет может стать грозной формой борьбы. Что и подтвердил Иван Франко своими сонетами. «Дух, что тело рвет к бою», дух любви и справедливости, знания и гражданской самопожертвования, веры в будущее - этот Франковский каменярський дух - главный лейтмотив «Сонетов». Он наполнил сонеты Каменщика такой силой мужества и отваги, такой бескомпромиссной жаждой борьбы за свободу человека, что это подняло сонеты украинского поэта на высоту лучших европейских образцов этого жанра и поставило имя И. Франко в один ряд с А.Міцкевичем, с его «Любовными» и «Крымскими сонетами».
Литература
1. Иван Франко. Сочинения в 3-х томах, 1 том. К.: Наукова думка, 1991, -665с.
2. Сорока М. О. Эхо десятилетий. Украинская литература второй половины XX в.: Учебное пособие (серия «Школьная библиотека»). - К.: Грамота, 2001. - 463с.
|
|