Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Стефаник Василий
«...Как ласточки перед от летом...»
Изучение новеллы Василия Стефаника «Каминный крест» в взаимосвязи с киноискусством 10 класс

С. Жила,

доктор педагогических наук, профессор

Чернигов



Убежден, что в украинской литературе нет более «кинематографического писателя».

Леонид Осыка

«Каменный крест» Василия Стефаника посвящен теме эмиграции. В основу повести положен подлинный факт. Штефан Дидух (в новелле-Иван), односельчанин писателя, уезжая навсегда в Канаду, поставил на своем поле каменный крест, что и до сих пор стоит на высоком холме в Русе, напоминая трагедии крестьянина, который вынужден покидать родную землю.

И, как известно, настоящими прототипами главного героя произведения были тысячи эмигрантов из украинских сел Австро-Венгрии, судьбой которых так переживал Василий Стефаник. На Краковском вокзале писатель видел синие, спекшиеся губы, опухлые от плача детские глаза и слышал охрипший от причитаний и потрясений голос матерей. Богдан Лепкий в книге воспоминаний «Три портрета» рассказывает, как Стефаник водил его на Краковский вокзал и показывал крестьян, которые уезжали из своих деревень; «как их вырвало из земли, будто ветер тую древесину рвет».

«И действительно, это были наши общие знакомые, крестьяне, перед галицкой бедой бежали за большую воду. Сидели с женщинами и детьми, с сумками и клуночками на каменных плитах, как ласточки перед відлетом на телеграфічних проводах, сидели вдоль перрона под студеный мур. Змаргані бедой дома и невигодами в дороге, помарнілі и почерневшие, как и земля, из нее вышли и от нее теперь бежали, клевали носом, словно под плотами тени»(1; 661).

Богдан Лепкий утверждает, что уже там, на вокзале, началась творческая работа над «Каменным крестом». Длинная, болезненная, утомительная, позже названная самим Василием Стефаником-сердечной. Итак, «Каменный крест» - это художественное обобщение многих жизненных наблюдений и размышлений автора об эмигрантах, их вигнаницьку горькую судьбу, это стон его изболевшей души о землю, что «не годна сколько народа здержати и кильки беды вітримати». Богдан Сильвестрович вспоминал:

«Стефаник писал свой «Каменный крест».

Он не любил перечеркувати написанного, дописывать, исправлять и вигладжувати. Напишет предложение, прочитает, и как оно ему не нравится, то передере и бросит. Пишет заново, пока не получится страница такая, как он хотел, такая, что на ней ни выкинуть ничего, ни добавить, ни даже слова переставить нельзя.

- Видишь, сколько я бумаги сбавляю, вплоть грех. А люди себе думают, что оно вот так: сел и написал. Ая! Тяжелый хлеб, и не дай Бог быть писателем»(1;663).

Как известно, Василия Стефаника новелла произвела сильное, взрывной, потрясающ е впечатление на читателей. «Не пиши так, потому что умрешь», - предостерегал новеллиста К. Гама-рак, которому посвящался произведение о жизни и терпение крестьянина. Новеллой восхищались И. Франко, Леся Украинка. О. Кобылянская писала В. Стефанику: «Страшно сильно пишете Вы... Горка, пориваюча, окровавленная поэзия Ваша... Что Вам больше о ваш «Крест» писать? Плакала-м, и уже».

Новелла «Каменный крест» Василия Стефаника советуем учителям литературы изучать во взаимосвязи с одноименным художественным фильмом (по произведениям писателя «Каменный крест» и «Вор») Киевской киностудии в 1968 году (Автор сценария И. Драч. Режиссер Л. Осыка. Художник М. Резник. Композитор В. Губа. Оператор В. Квас ). Игровая лента «Каминный крест» принадлежит к уникальному художественному явлению - украинского поэтического кино, она оставила яркий след в истории украинского киноискусства. И литературоведы, искусствоведы утверждали, что «Каменный крест» - это особая страница украинского кино, убедительный образец плодотворного диалога кино с классикой.

В процессе изучения творчества Василия Стефаника нам необходимо привлекать этот фильм потому, что он, во-первых, удостоверяющий кинематографичность писателя-новеллиста; во-вторых, является выражением самобытного национального искусства; в-третьих, является примером символического художественного мышления (символ - это одно из выверенных средств сказать коротко и ярко о что-то значительное).

Творческим коллективом было осягнено художественную систему писателя, этнографическую и историческую своеобразие изображенного новеллистом жизни украинского села и предложено зрителю эквивалент переживаний, вызванных явлениями искусства слова.

Только тогда, когда учащиеся ознакомятся с текстом литературного произведения, возможен просмотр и работа с обсуждения его экранизации. Вводя обсуждение художественного кинофильма к уроку литературы, следует учитывать, что его необходимо рассматривать не как иллюстрацию к литературе, а как самостоятельное произведение искусства. Только в таком случае игровой фильм станет эффективным средством активизации внимания старшеклассников к литературному первоисточнику.

Ориентировочный план осознание этих двух художественных шедевров может быть таким:

И. Поэт мужицкой отчаяния. Особенности художественной системы Василия Стефаника.

1. «Виднейшим представителем экспрессионизма в украинской прозе есть... Василий Стефаник»(Александра Черненко). Литературный феномен писателя.

2. «Не пиши так, потому что умрешь»(К. Гаморак). История написания новеллы «Каменный крест».

3. «Слышу их боль, все те нити, которые рвутся между их сердцем и селом, и мне рвутся, слышу их боль и муку...»(Василий Стефаник): Историческая основа произведения.

4. «Стефаник - абсолютный господин формы»(Иван Франко). Сюжетно-композиционная специфика новеллы.

5. «... рисуя свои персонажи в очень неприкрашеному виде, умеет пробуждать у читателя симпатию к ним»(Леся Украинка). Образ Ивана Дидуха.

6. Многозначность символического содержания образов.



II. «Каменный крест» - суровый и тяжелый фильм.

1. «Что я - сценарист - нашел?»(«...мне удалось сделать то ядро, то зерно, которое потом выросло под действием мощной энергии молодого Осины»). Тонкое понимании сценаристом духа и стиля. Стефаника.

2. «Режиссер шел к постановке «Каменного креста» через эмоциональное восприятие произведения»(Лариса Брюховецкая). Режиссерские находки Леонида Осыки.

На помощь ученикам 1 словеснику подаем фрагменты статей Ларисы Брюховецкой «Приобщение к магии кино»(о работе Ивана Драча над сценарием для фильма «Каменный крест») и «Напряжение народной трагедии»(о своеобразие режиссерского стиля в фильме Леонида Осыки «Каменный крест»).

О работе Ивана Драча над сценарием для фильма «Каменный крест»

«Если говорить о «Каминный крест», то начиналось это при интересных обстоятельствах. Помню, однажды ко мне в общежитие (нам, слушателям сценарных курсов, давали комнаты в общежитии Литературного института) приходит парень и говорит, что я, Леонид Осыка, хочу, чтобы вы написали мне сценарий по новеллам Василия Стефаника. В душе я даже возмутился - хоть читал этот парень Стефаника? Но, когда я поговорил с Осиной, у меня изменилось впечатление: я увидел молодого, упругого, цепкого мужа, почувствовал в нем энергию, ум, иронию. Особенно меня поразило, что он мыслил кадрами, подробно рассказывал, как и что собирается делать. То для меня было своеобразным социальным заказом. Почувствовав, что у этого молодого человека есть сила для фильма, я взялся за работу. Прежде всего перечитал новеллы Стефаника. Ничего своего не добавил. Да и что добавлять? Бери любую его новеллу и делай фильм - настолько он точно, четко, пластично, сконденсировано мыслит, отметая любые мелочи. Это - густописання. Что я, сценарист, нашел? Сцепку двух новелл - «Каменного креста» и «Вора». Объединив их и добавив несколько из других новелл, мне удалось сделать то ядро, то зерно, которое потом выросло под действием мощной энергии молодого Осины. Он тогда показался мне молодым Бонапартом, способным совершить целую революцию или эпоху в кино. Был он, действительно, мужчиной интересным, талантливым. Помню его на нескольких съемках, умел он это делать!.. Так, «Каменный крест» - это, пожалуй его лучший фильм. Думалось, это начало, а оказалось - вершина.

Конечно, на этот фильм повлиял поэтика ранних немых фильмов Довженко, а еще фильм японского режиссера Канэто Синдо «Голый остров», который тогда появился на экранах. Сцена прощания в «Каменном кресте», изображения гор, оврагов в туманах. Даже в названии села Белелуя вблизи Снятына, где снимали фильм, было что-то магическое... Осина умел искать нужную для съемок местность, находил своеобразную, неповторимую пластику изображения»(4; 150-151).

Своеобразие режиссерского стиля в фильме Леонида Осыки «Каменный крест»

«Л. осыка первым среди кинематографистов обратился к творчеству В. Стефаника - того сконцентрированного выражения трагедии целого народа Галичины. Режиссер понимал, что перед ним нелегкая задача, ведь там нет ни приключенческой фабулы, ни малейших зрелищных эффектов - лаконичная фиксация суровых фактов, и суровых настолько, что современному человеку они могут показаться неправдой».

Если же говорить о современном прочтении классики, то режиссеру важно было, исходя из требований жизненной и художественной правды, показать основы бытия галичан, утвердить непреходящие моральные ценности. Хозяин убивает вора, хотя уже чисто по-человечески не питает к нему зла, готов его простить. И в то же время знает: вор должен расплачиваться за содеянное. Иван Дидух - неотъемлемая часть своей земли, он всю жизнь жил ее законами, обычаями. Любовь к родной земле, верность ей, чувство собственного неразрывной связи с ней были для него какими-то понятійними абстракциями, а его естественным состоянием. Его никто специально не учил любить землю, где родился, но она всоталася в его сознание, как и другие нравственные ценности, выработанные в течение веков народом. Это была гражданская потребность художника - утверждать любовь на земле, где родился,- поэтому режиссер и обращался к своим современникам: умейте ценить родную землю, ибо потеря ее вращается невыразимой трагедией для человека. Галицкие крестьяне, показанные в фильме, прощались с родным селом, как с жизнью, а их земляки провожали переселенцев, как провожают в последний путь покойников, заказывая за них молитву.

И так же, как Гуцульщина в «Тенях забытых предков», так и окрестности Снятына «диктовали» изобразительное решение фильма. Вспаханный клочок земли, которую обрабатывает герой фильма перед тем, как оставить его навсегда, где ставит каменный крест, мы видим с высоты птичьего полета. Земля, пустынная, бесплодная, не способная прокормить своего хозяина, но несказанно дорога ему,- здесь положено всю жизнь, все силы.

Строгий черно-белый экран соответствовал строгому реализму В. Стефаника. Л. Осина чувствовал внутреннее родство с лаконизмом и сдержанностью его произведений. Художественные средства, вся атмосфера фильма была такой же расчетливой и жесткой.

Снова, как и в «Тенях...», в «Каменном кресте» авторы придерживались достоверности костюмов, типажей, хранили многозвучие языка, гибкость и естественность разговорных интонаций, сам диалект прикарпатских крестьян. Этого удалось достичь благодаря тому, что в массовых сценах, из которых состоит вторая часть фильма, снимались жители близлежащих сел. Камера зафиксировала народные типажи в том наряде, который еще издавна хранилось в сундуках галицких крестьян. Не пытаясь играть, люди оставались естественными, как и в обычной жизни. Произведения Стефаника были близки им. К тому же среди них еще были очевидцы событий, изображенных писателем. Лица крестьян, в которые пристально вглядывалась кинокамера, были достоверны, словно в документальном кино. Художники сумели проникнуть в гущу жизни, войти в душевный контакт с местными жителями и благодаря этому создали необходимую атмосферу экранного действия.

Село Белелуя на Ивано-Франковщине, где велись съемки, вошло в историю украинского кино, как в свое время Яреськи на Полтавщине, где А.довженко вдохновенно творил свою «Землю». Кино снова, как и тогда, словно вышло из собственного профессионального среды, оказалось в реальной жизни, вобрало его и трансформировало в новом качестве.

Кстати, среди тех, кто снимался, были даже свидетели событий, описанных Стефаником. В той жизненной основе документальности - непреходящая ценность и сила фильма. Он держит в эмоциональном напряжении и приносит большое эстетическое наслаждение благодаря гармоничному сочетанию изобразительного и звукового начал. В нем органично слилось народное действо, состояние значительной человеческой массы и состояние, передан силой актерского перевоплощения. И сегодня «Каминный крест» воспринимается как открытие очень конкретного и одновременно многомерного мира, где социальные и душевные драмы воплощены художественно выразительно. В фильме царит сила изобразительной культуры, дает всем необходимую тональность, завораживает и подчиняет. В работе над «Каменным крестом» приняли участие талантливые художники-единомышленники - автор сценария И. Драч, художник М. Резник, консультант Г. Якутович оператор В. Квас, композитор В. Губа, актеры Б. Брондуков, К. Степанков, И. Миколайчук, А. Лефт. Участники этого фильма помнят атмосферу, которая царила на съемках и которую формировал энергичный Л. Осыка. Пользуясь творческими принципами С. Параджанова - аутентичность материально-предметного наполнения, погружение в жизненную конкретику местности, этнографические ценности, национальная самобытность, формирование группы единомышленников, Л. Осина же время заявил о себе как о творческой индивидуальности. В чем же своеобразие его режиссерского стиля? Во-первых, многих поразила психологическая глубина в новелле «Вор». Драматизм событий, внутреннее напряжение, несмотря на замедленный ритм, росли по нарастающей. Режиссер заявил о себе как о мастере психологического кино, доказав, что психологические состояния отнюдь не противоречат поэтическом кино. Во-вторых, как ни в одном из других произведений поэтического кино, в «Каменном кресте» удалось создать масштабные массовые сцены. Эти сцены позволяли передать глубину трагедии целого народа Галичины и одновременно выделить горе одного Ивана Дидуха - героя фильма. И в-третьих, верность жизненной правде. Л. Осина дорожил тем, что добывалось непосредственно из жизни».

Леонид Осыка трагедию Галичины переложил на язык кино как трагедию личности, которая звікувала на родной земле, а теперь вынуждена покидать эту землю, чтобы выжить, - то есть причины эмиграции социальные»(5:78,81,82,84-86, 88).

Предлагаем ориентировочную итоговую беседу по литературным и кіномистецькими текстами «Каменного креста».

1. Прокомментируйте мнению Богдана Лєпкого, высказанную о написании Василием Стефаником новеллы «Каменный крест»: «Он брал тему в свою крепкую, как говорил, хлопську горсть и выжимал из нее всю воду. До последней капли. Оставался сам «мнєкуш». С того мякоти он своими жилистыми пальцами формировал человеческие фигуры с таким выражением трагического терпения, что нагадувалася группа Лаокона»(1; 660).

2. Общеизвестно: сценарист выстраивает образную систему, программирует сложности зрительной и звуковой композиции будущего фильма. Удачным, по вашему мнению, является киносценарий Ивана Драча?

3. Как вы относитесь к совмещению Иваном Драчом в фильме двух новелл Василия Стефаника? Существует ли связь между новеллами Стефаника «Вор»и «Каменный крест»?

4. Согласны ли вы с мнением Святослава Иванова, эпизод, посвященный вору, воспринимается как вставная новелла в фильме?

5. Почему центральным эпизодом игрового кино стали проводы семьи Дидуха за океан? Объясните его многогранность. Как в этом эпизоде раскрываются характеры людей, их взаимоотношения, изображаются картины жизни деревни. Можно ли утверждать, что этот эпизод является образом великой концентрации, своеобразным художественным срезом жизни западноукраинского села тех времен?

6. Сопоставьте этот ленточный эпизод с литературным. Который из них поражает вас больше и почему?

7. Символика новеллы и одноименного фильма: общее и отличное.

8. В фильме «Каменный крест» большую роль играют пластика изображения, ритм, монтаж, движение камеры, цвет, музыка. Используя эти возможности кино, творческий коллектив помогает обострять актерский образ. Есть в «Каменном кресте» целесообразным и оправданным такое «доигрывания» за актера, режиссера, оператора, художника, композитора? Так? Нет? Свои мнения аргументируйте.

9. Как вы относитесь к поэтизации уродливого в фильме Леонида Осыки (вспомните кадры со слепыми музыкантами)?

10. Прокомментируйте мнению Георгия Якутовича: «В фильмах Леонида Осыки нет бурной фантазии, но у него было другое преимущество - он обладал абсолютным чувством правды. Это ощущение ближе к документалистике и оно помогло ему создать совершенный фильм «Каменный крест». Когда фильм закончили, я считал, что «Каменный крест» совершеннее «Тени забытых предков» и сказал на премьере. В «Тенях...»меня некоторые моменты раздражали, а вот в «Каменном кресте» все было на месте, разве что немного затянутый эпизод с землей в начале, по материализации не понятно, что творится. Хотя музыка этот эпизод поддержала, да и съемки сверху блестящие. А так, никаких замечаний, все сильно сделано. А вспомнить, когда во время съемок выпал снег. Еще раз подтвердилось: когда талантливый человек, то и Бог ей помогает. Выпал снег, хоть никто не ждал на него. Дидух танцует и шатается под ним земля. И вот земля становится мокрой, ее припорошило снегом и он не держится на ногах не только потому, что устал, а потому, что это на самом деле тяжело. А после этого - панорама на белый простор холмов»(10; 357-359).

11. Чем вы можете объяснить, что художнику Георгию Якутовичу больше импонировал фильм «Каменный крест», а не «Тени забытых предков»? (подсказка для учеников: художник тяготел к строгому стилю). Сопоставьте кадр из фильма «Каменный крест» и «Вор - Борислав Брондуков - между двумя хозяевами» с иллюстрацией Георгия Якутовича к книге Василия Стефаника «Кленовые листья», 1977.

Докажите, что кино проникает в творческую палитру Георгия Якутовича - в иллюстрациях к новеллам Василия Стефаника (1977) чувствуется и атмосфера, и колорит фильма, а отдельные персонажи (вор, например), словно стоп-кадр из картины.

Привлечение смежных искусств в процессе изучения новеллы Василия Стефаника «Каминный крест» направлено прежде всего на личность старшеклассника, создание надлежащих условий для выявления его творчества и самореализации.

Использование киноискусства, графики расширяет возможности национальной школы по развитию творческих способностей школьников, совершенствует навыки их исследовательской деятельности, способствует улучшению ассоциативно-образного мышления, художественных ориентаций.

Литература

1. Лепкий Б. Три портрета (Василий Стефаник) // Лэп-кий Б.С Произведения: В 2 т. - К.: Днепр, 1991.-Т.2: Повесть. Воспоминания. Выступления. / Сост и автор. примечаний М. М. Ильницкий. - С.651-677.

2. Грицюта М. Василий Стефаник // История украинской литературы: В 2т. - Т.1. - К.: Наукова думка, 1987,- С.543-544.

3. Василий Стефаник: Жизнь и творчество в документах, фотографиях, иллюстрациях: Альбом (Автор-составитель Ф. П. По-гребенник). - К., Рад.школа, 1987. - 144с.

4. Брюховецкая Л. И. Приобщение к магии кино // Брюховецкая Л. И. Литература и кино: проблемы взаимоотношений: Литературно-критический очерк. - К.: Советский писатель, 1988. - С144-160.

5. Брюховецкая Л. И. Напряжение народной трагедии // Брюховецкая Л. И. Поэтическая волна украинского кино. - К.: Искусство, 1989. - С.74-88.

6. Иванов Святослав. Украинский художественный фильм 60-х годов // Поэтическое кино: запретная школа. - К.: Артек, 2001. - С 229-243.

7. Блейман Михаил. Архаїсти или новаторы? // Там же. - С187-208.

8. Дзюба Иван. Открытие или закрытие «школы»? // Там же. - С.209-228.

9. Брюховецкая Л. И. Георгий Якутович и поэтическое кино // Там же. - С.331-334.

10. Якутович Г. Талантливому человеку и Бог помогает // Там же. - С.357-362.