Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Самостоятельная работа как путь развития познавательной активности учащихся на уроках литературы

Н. Дига,

старший преподаватель

Переяслав-Хмельницкого государственного педуниверситета
им. Григория Сковороды



Обучение - это процесс интеллектуального и духовного развития личности. Как известно, характер и степень учебной деятельности учащихся могут быть различными. Чтобы учебный процесс был успешным, нужно развивать познавательную активность школьников. А это сознательный процесс получения знаний, превращение знаний в убеждения, развитие интереса к учебной деятельности, самостоятельность мысли и практических действий учащихся.

Д. Вількеєв, М. Данилов, И. Лернер, И. Огородников, Н. Половнікзва, В. Сухомлинский, К. Ушинский считают, что познавательная активность - это внутренняя готовность школьников к самостоятельному овладению знаниями при упорных волевых усилиях. Потребность познания неизвестного побуждает учащихся к дальнейшему участию в напряженной умственной и практической деятельности.

В Частности К. Ушинский писал о осознание учеником самостоятельной работы, потому что неосознанные привычки не ведут к творчеству. Он осуждал ученические сочинения на стандартные темы, злоупотребление преданию, считая, что они не способствуют развитию творчества учащихся. Педагог считал самостоятельную работу не только одним из средств активизации учебно-воспитательного процесса, но и программой самообразования на всю жизнь. К.Ушинський глубоко и разносторонне изучал проблему активного развития школьников. По его мнению, необходимо совершенствовать и развивать способности ученика, мышление, внимание, память в гармоничной и естественной единства [1].

И. Лернер связывает активность личности с творчеством, что находит выражение в самостоятельном переносе знаний, умений в новую ситуацию, определении новой проблемы в знакомой или иной функции объекта, нахождении альтернативных вариантов решения проблем, комбинировании ранее известных способов в новые [2].

Как отмечал В. Сухомлинский, учить надо так, чтобы учащиеся самостоятельно добывали знания. Это требует от учителя умения побуждать школьников к решению познавательных задач; оценки событий, явлений, поступков, действий, выражения своих мыслей в процессе диспутов; установление причинно-следственных зависимостей, которые помогут обнаружить что-то новое, незнакомое в познании истины, закономерностей окружающего мира. Такой способ приобретения знаний педагог называл экскурсией в личные мысли, исследованием своей «кладовой» знаний. Учитель должен знать, что рассказать, а что оставить недосказанным как своеобразную «приманку» для додумывание школьниками. Характер недосказанного определяется конкретным содержанием того или иного учебного материала, уровню знаний учащихся [3].

Познавательную активность школьников на уроках словесности следует понимать как умение эмоционально воспринимать, глубоко осмысливать и оценивать художественные произведения, делать соответствующие выводы и обобщения; образно, литературным языком выражать свои суждения о произведении в устной и письменной форме. При этом ученики должны проявить волю, умение преодолевать трудности в обучении; использовать знания, которыми овладели для получения новых; самостоятельность умственного труда; осознание умственных целей деятельности.

О. Бандура, Н. Волошина, В. Золотникова, О. Исаева, О. Мазуркевич, Г. Машталер, Есть. Пасечник, Б. Степанишин, Л. Худаш считают, что одним из действенных средств развития познавательной активности учащихся при изучении литературы является самостоятельная работа.

В Частности О. Мазуркевич утверждал, что «самостоятельная работа над текстом художественного произведения... есть самая первая, исходная позиция активизации учебно-воспитательного процесса, обеспечения всеобъемлющей творческой деятельности учащихся на уроках литературы.., направленных на глубокое изучение художественных произведений в связи с жизнью»[4, с 115].

Глубокое проникновение в содержание и форму литературного произведения, в мир его литературных образов дает возможность ощутить радость самостоятельного познания, наслаждение творческого мышления. Только такой подход к преподаванию литературы в школе может обеспечить развитие логического и образного мышления учащихся, выработать у них навыки самостоятельной работы, развить познавательную активность школьников. В. Золотникова подчеркивает, что самостоятельная работа учащихся над литературным произведением возбуждает их творческую активность и интересы.

Учитель словесности захватывает школьников самостоятельным поиском в учебной работе. Он учит детей правильно воспринимать и четко выполнять указания учителя; быстро «включаться» в работу и работать в определенном темпе; планировать и контролировать результаты; предвидеть, что нужно для выполнения задания, определять последовательность действий. Ученики при этом используют свои наблюдения и жизненный опыт, это усиливает уверенность в личных действиях, предвидение становятся смелее, школьники избавляются от скованности.

Благодаря самостоятельной работе ребенок испытывает радость от поисков и познания истины, потому что, - говорит Г. Машталер, - в основе самостоятельной работы новый для ученика материал, новые познавательные задачи; увлекательным является сам процесс овладения новым материалом, а не только форма его организации; сохраняется принцип добровольности и активности в работе школьников, а также целесообразность межпредметных связей [5, с 36].

По мнению многих ученых, а особенно учителей-практиков, самостоятельная работа школьников в процессе изучения литературы является обязательным компонентом, ее роль, содержание, продолжительность, способы руководства определяются целью изучения определенного материала, его спецификой и уровнем подготовки детей. Учитель создает необходимые условия и настрой, чтобы поддержать творческие начинания школьников, их добровольность и самостоятельность.

Так, Б. Степанишин отметил, что одним из самых радикальных средств сознательного и глубокого усвоения наук является проведение различных самостоятельных работ, поскольку именно «самостоятельная работа прививает учащимся необходимые практические умения и навыки умственного труда в области гуманитарных наук и искусства слова.., способствует формированию творческой активности, потому что при ее применении ученик становится не только объектом, но и субъектом, сотворцом обучения и воспитания»[6, с 12]. В пособии «Преподавание украинской литературы в школе» ученый определяет три степени развития самостоятельности школьников: самостоятельно-репродуктивный, репродуктивно-критический, критически-творческий. На первой стадии главная задача учащихся - активно познавать и познан по-своему воспроизводить, на второй стадии - уметь полностью самостоятельно выполнить задание и оценить сам объект обработки, определить свое отношение к нему. На третьем, самом высоком степени самостоятельности, школьники должны творчески применить полученные знания, умения и навыки и создавать что-то свое, новое [7].

Есть. Пасечник эффективными формами самостоятельной работы считает семинарские занятия по литературе, которые направлены на глубокое осмысление учащимися литературных явлений, развитие творческих способностей, воспроизводящей воображения, памяти.

Для самостоятельной работы широко практикуются разнообразные задания, выполнение которых требует выявления активности в поиске, вооружение обобщенными способами анализа художественного произведения, доступными для определенного возраста. Самостоятельная работа с художественным произведением, по Г. Машталер, - это «внутренний процесс активного восприятия и анализа явлений литературы и формирование на этой основе собственного мнения; умение поставить перед собой задачу, подготовиться к нему»[5, с 36].

Самостоятельная работа в процессе изучения литературы является, во-первых, источником знаний, что обеспечивает первичное ознакомление с художественным произведением. Так, например, изучения произведений исторической тематики выходит за пределы литературоведения в сферу наук, которые с ним граничат, в частности истории. Готовясь к уроку, учитель литературы дает самостоятельную работу на нахождение необходимой информации из фактов прошлого по исторической и довідниковою литературой, осмысление ее и увязки с конкретным художественным текстом. Ученики характеризуют историческую эпоху, которая породила художественное произведение, дают исторический комментарий, составленный на основе изучения особенностей социальной или культурной жизни народа, фактов, документов, свидетельств из трудов исторического характера.

В художественно-исторических произведениях иногда представляется утверждение с историческим фактом - «это случилось». Ученики, выполняя самостоятельную работу, ищут ответы на вопросы «почему это произошло?»В таком случае литература говорит, а история объясняет. Но могут объяснять исторические факты как историки, так и писатели. Некоторые мастера слова говорят о последствиях события, а затем - о ее причинах.

Умственная активность учащихся связана с процессами эстетического восприятия художественно-исторических произведений и познания исторической правды Украины. Перечитывая Шевченково слово, дети сочувствуют казаку, у которого «судьбы нет»(«Мысль), и восхищаются воспетой во-етом казачьей доблестью («Иван Подкова»). Проведя параллель с историческими трудами В. Голобуцкого «Запорожское казачество», Д. Яворницкого «История запорожских казаков», школьники восторженно сообщают о запорожских казаках и их походы.

Во-вторых, самостоятельная работа предлагается как средство углубленной работы с произведением, а именно: выполнение познавательных заданий после его прочтения, нахождение цитат в подтверждение мыслей, подготовку рефератов, сообщений и т.д. Так, словесники предлагают провести параллель между художественно-историческим текстом и произведением искусства одинаковой тематики.

Например, учитель в процессе изучения повести М. Коцюбинского «Николай Джеря» может предложить самостоятельную работу в виде вопросов, углубляющих работу с произведением:

- О своем думали члены семьи, в частности старый Джеря, Нимидора, мать Мария, Николай?

- Почему жизнь Джериної семьи было тяжелым и невыносимым?

- Какие методы борьбы использовал Николай против господина? Все вы их одобряете?

- Как хотела жить вся Джерина семья»? К чему они стремились?

Такие вопросы вызывают у школьников потребность активизировать познавательную деятельность, то есть задуматься над прочитанным, делать выводы, самостоятельно подобрать примеры литературных, исторических и других источников.

Ученики 6-го класса в процессе работы с историческими песнями могут подготовить сообщения по следующим задачам:

- Что я узнал из исторических песен и картин художников о защите родной земли от польской шляхты и турецко-татарских нападающих? ( Песни спишь, слышишь ли, господин хозяин?», «Песня о Байде», «Ой Морозе, Морозенку...», «За рекой огни горят»; картины О. Мурашко «Похороны кошевого», Г. Кривенко «їхав козак на війноньку...»)

- Что нового я узнал из исторических песен о борьбе трудящихся против эксплуататоров? («Песня о Устима Кармалюка», «Максим казак Железняк», «Летела кукушка».)

- Как украинский народ прославляет своих героев в различных видах искусств? Приведите примеры.

- Создать сравнительный художественный образ Устима Кармалюка на основе песни «За Сибирью солнце всходит» и картины В. Савина «Кармалюк».

- Сравнить портрет гетмана Дмитрия Вишневецкого с тем образом-персонажем, который описан в «Песни о Байду».

- Чем вас захватывают песенные герои?

Ученики 8-го класса, изучая роман В. Малика «Фирман султана»(отрывок «Побоище в Сечи»), сообщают о рыцарские обычаи запорожцев, которые начал и. сирко. Шестиклассники называют величайшие ценности украинской духовности, которые прослеживаются в образах дедов Платона и Савки по рассказу А. Довженко «Ночь перед боем», находят цитаты в подтверждение своих ответов.

В-третьих, самостоятельная работа выполняется учащимися с целью закрепления и проверки полученных знаний. В частности, школьники выполняют такие задания: составляют план, тезисы, конспект, отвечают на вопросы викторины, тестов, пишут письменные творческие работы.

Так, изучая художественное произведение, школьники с помощью приемов наблюдения, сравнения, оценки, обобщения, постигают процессы создания образа-персонажа и постепенно овладевают умениями самостоятельно его анализировать. Во время анализа образа персонажа учитель формирует умения у учащихся сочетать нравственную оценку героя с оценкой эстетической, учит составлять характеристику-план как результат вдумчивой самостоятельной работы с художественным текстом. Но для того, чтобы успешно выполнить ее, необходимо предварительно ознакомить школьников с подробной схемой умственных действий. Для примера можно предложить ученикам достаточно обобщенный план характеристики образа:

1. Краткая жизненная история персонажа.

2. Художественный портрет образа-персонажа.

3. Черты характера (идейные убеждения, нравственные качества, эстетический вкус).

4. Отношение других персонажей (опосредованная характеристика).

5. Авторская характеристика персонажа.

6. Собственное отношение к герою.

Составление плана - это один из этапов подготовки школьников к написанию сочинения на литературную тему, что является собственным творчеством детей. Требования к составлению плана на сегодняшний день значительно ослаблены. План, по нашему мнению, - организующий фактор, и недооценка этого этапа работы часто ведет к поверхностности в раскрытии содержания произведения.

В 5-м классе для проверки знаний, умений и навыков можно предложить школьникам следующие виды самостоятельных работ: составить устное произведение, небольшой рассказ, сказку, загадку. Начиная с 8-го класса, ученики могут написать самостоятельно «художественный рисунок», очерк, рассказ, репортаж, сделать описание музейных материалов, исследовать историю написания произведения, составить отзыв о художественную выставку, написать рецензию на прочитанную книгу, спектакль или кинофильм, подготовить литературные портреты интересных людей, героев войны и труда и т.д. Например, ученикам 5-8 классов можно дать задание написать небольшое сочинение («художественное сообщение») на основе заключенного «словаря эпохи» на такие темы: «Иван Сирко - защитник родной земли» по роману В. Малика «Фирман султана»(8 класс), «Серкова семья - своеобразная модель трагической судьбы всей Украины в эпоху сталинщины» по роману И. Багряного «Тигроловы»(8 класс); «Есть воля - есть человек», «Платон и Савка - олицетворение бессмертного духа украинского народа» по рассказам О. Довженко «Воля к жизни» и «Ночь перед боем»(7клас); «Гибель князя Олега» по летописным рассказом Киевской Руси (5 класс), «Байда, Морозенко, Кармалюк - народные герои»(6 класс).

Школьники во время написания произведений самостоятельно оперируют историческим и литературным материалом, воспринимают его в комплексе, а «словарь эпохи» является своеобразным тематическим стержнем, вокруг которого группируются, систематизируются их мысли. Надо помнить, что перед учащимися 5-6 классов ставится задача воспроизвести описание поступка героя или рассказать о событии, а учащиеся 7-8 классов объясняют поступок персонажа и не только рассказывают о событии, но и умотивовують ее.

В процессе подготовки учащихся к написанию сочинения важной задачей для учителя является:

- развитие у учащихся художественной наблюдательности (авторское отношение к герою, что проявляется в стиле, портретной зарисовке, в интонации и т.п.);

- выработку умения видеть в реальной жизни и в литературном произведении наиболее характерное;

- выработка навыков использования межпредметных связей для более глубокого понимания художественного произведения;

- формирование эмоционального восприятия литературного произведения;

- обогащение образного мышления учащихся [8, с 8-10].

Самостоятельные работы по направлению могут быть биографического, литературоведческого, историко-культурного, историко-краеведческого характера.

Так, ученики 5-го класса, изучая перевод «Чумаки и крещение Киева», сообщают о другие варианты крещения, о которых они слышали или читали.

Объясняют символическое значение воды в процессе крещения: в христианстве вода в обряде крещения - очищения от грехов, символ чистоты и здоровья, честности и правдивости и т.д.); символическое значение креста-в Украине крест был внешним знаком принадлежности человека к христианской вере, магическим оберегом от болезней, несчастий); церкви - символ вечного Бога; спасения, радости, любви; берегини всего прекрасного и т.п.); разъясняют смысл жеста «перекреститься во время крещения: три соединенных пальца правой руки кладем на лоб, чтобы освятить наш ум и наши мысли; на живот - чтобы освятить наши чувства, на плечи - чтобы освятить силы нашего тела для добрых поступков. Соединение трех пальцев символизирует нашу веру в Святую Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. А другие пальцы, безымянный и мизинец, прижимаем к ладони, ведь Иисус Христос имеет два естества - Бог и человек, который для нашего спасения сошел с неба на землю). Поразмыслив в диалоге с историей, культурой, школьники выясняют, какие позитивные изменения в сфере культуры произошли с принятием христианства на Руси, почему Владимира назвали Великим и украинская церковь почитает его за святого. В процессе диалога учащиеся с интересом наблюдают за художественным временем по сравнению с историческим.

Выполняя задачи, в частности сопоставляя факты из жизни автора романа И. Багряного «Тигроловы»(8 класс), которые совпадают с судьбой героя произведения Григория Многогрешного (побег, скрывался в украинских переселенцев и даже женитьба и возвращение на родину), школьники выясняют автобиографические данные в контексте художественного произведения. Конечно, в данном случае перед ними не автобиография, а художественное обобщение. Писатель возвращает учащихся в далекое прошлое первых украинских поселенцев-каторжников Дальнего Востока. Он знакомит с первым Многогрешным - гетманом Демьяном Многогрешным, «бунтарем» и «ізмєнніком», который проложил страшную дорогу, вымощенную костьми сотен, тысяч каторжан. Массовое поселение на Дальнем Востоке в конце XIX в. было результатом непримирения с политическим, экономическим и национально-культурным порабощением. Внимание к деталям помогло понять особенности эпохи, сделала более убедительными изображены писателем картины времени, воспроизвела и объяснила основные факты из биографии, сравнила их с кардинальными событиями эпохи и показала, как время повлиял на формирование личности писателя Ивана Багряного как патриота-политика, который изобразил трагическую судьбу всей Украины в эпоху сталинщины.

Перед тем как работать над текстом произведения І.Багряного «Тигроловы», школьники привлекаются к самостоятельной подготовке рефератов об истории написания романа. Ученики обращаются к библиографических списков книг и материалов по изучению творчества І.Багряного, что расположены, например, в Интернете.

На уроке литературы учащиеся с удовольствием работают за компьютером. Они выполняют тестовые задания на знание и понимание обучаемому произведения, изучают определенное теоретическое понятие, приобретают навыки определения выразительных средств языка, заполняют таблицы и чертят схемы по теории литературы и т.д. Компьютер помогает словеснику показать школьникам репродукции известных живописных полотен и другой иллюстративный материал.

Для сегодняшней школы уже почти потребностью становится применение компьютерной техники. Использование компьютера в процессе изучения литературы способствует повышению интереса и общей мотивации обучения; активизации обучения благодаря использованию привлекательных и быстроменяющихся форм представления информации, соревнованию учащихся с машиной и самих с собой; индивидуализации обучения - каждый работает в режиме, который его удовлетворяет [9].

Итак, умело организованная самостоятельная работа учащихся играет важную роль в улучшении эффективности преподавания литературы. Учитель должен помнить, что, планируя самостоятельную работу, необходимо для каждого конкретного случая определять ее функциональное назначение и место в системе труда школьника.

Литература

1. Ушинский К. Д. Сочинения: В 6 т. - К.: Рад. школа, 1952. - Т.1. -212 с.

2. Лернер И. Я. Проблемное обучение. - М.: Знание, 1974.- 64 с.

3. Сухомлинский В. О. О умственное воспитание // Выбр. тв.: В 5-ти т. Т. 4. - К.: Сов. школа, 1977. - 300 с

4. Мазуркевич А. Г. Метод и творчество. Совершенствование методов изучения художественной литературы в процессе развития и творческого применения. - К.: Рад. школа, 1973. - 255 с

5. Машталер Г. В. Особенности изучения украинской литературы в гимназиях: Дис. ...канд. пед. наук: 13.00.02. / Институт педагогики АПН Украины. - К., 2000. - 186 с

6. Степанишин Б. И. Литература - учитель - ученик (Самостоятельное изучение учащимися литературы): Пособие для учителя. - К.: Образование, 1993. - 240 с

7. Степанишин Б. И. Преподавания украинской литературы в школе: Методическое пособие для учителя. - К.: РВЦ «Проза», 1995.-255 с.

8. Волошина Н. И. Изучение украинской литературы в 5-м классе: Методическое пособие. - К.: Пед. мысль, 1997. - 144 с.

9. Исаева О. О. Теория и технология развития читательской деятельности старшеклассников в процессе изучения зарубежной литературы: монография. - К., 2003. - 380 с