Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Петро Панч (Петр Иосифович Панченко) - жизнь и творчество




Петр Панч-новеллист, повістяр и романист, автор сказок для детей. Свои первые произведения опубликовал тогда, когда ему было тридцать лет, круга имел за плечами немалый жизненный багаж.

Настоящая фамилия писателя Петр Иосифович Панченко.

Родился он 4 июля 1891 года в г. Валках на Харьковщине в семье мастера-колесника. Детство писателя, о нас. піп. трогательно написал в книге «На калиновом мотсі", было богатым на жизненные впечатления. С пятнадцати лет, после двухклассной школы, пошел работать. Сначала служил в Народном доме, который принадлежал «Обществу трезвости», переписывал бумаги и разносил пакеты, а затем - писарем в агента земского стархування. Семнадцатилетним юношей Папч впервые, покидает родной дом и едет в Харьков искать судьбы. Здесь его приняли на должность писарчука в канцелярии Института шляхетнію девушек.

В Харькове П. Папч попадает в круг студенческой молодежи. Он посещает общеобразовательные курсы, очень много читает. Однако впоследствии залейте, город и поступает в Полтавский землемерного училища, сразу после окончания которого в 1915 году был мобилизован в армию. Он учится на ускоренных курсах в Одесском артиллерийском училище, получает офицерское звание прапорщика артиллерии и отіняється на фронте первой мировой войны.

Осенью 1921 года П. Панч демобилизовался и приехал в родные Валки, где работает, землемером.

На это время приходится и начало литературной деятельности П. Панча. В валковской газете «Незаможник". а дальше в газетах "Известия". Крестьянская правда, появляются его первые нариси. рассказы фестоны, "ржаные этюды" псевдонимом - Максим Отава.

Подавая материалы в орловский «Незаможник» П Панчепко підписв их сокращенно П. Пап. Но поскольку шла борьба с господами, то редактор избежал опасного фамилии исправив его на Панч.

В 1923 году Панч переехал в Харьков, тогдашнюю столицу Украины, и захоплюю отдался творчеству. Работал в журнале "Червоний шлях". Одна за другой вводят его книги Там где ивы над прудом", "Грізда старые" (1923), "Вне жизни" (1924), "Соломенный дым" (1924), Мышиные норы" (1926) и др.

Принадлежал п. панч в это время в литературных группировок "Плуг", ЗАПЛІТЕ, "ВУСАА", в 1928 году выходит сборник повестей "Голубые эшелоны". Через 20 лет (1947 г.) Панч терпит жестокого обвинения за эту книгу, и последующие редакции поменяют ее идейно-художественное содержание.

Первый роман П. Панча «Право на смерть» (1933) сразу же был подвергнут "розносові" и впоследствии поспешно вышел переработанный пол названием «Осада ночи» (1935).

В 30-х годах П. Панч, после судебного процесса над СПУ искусственно» голодомора, напорет кассовых репрессий "разрабатывает" историко-революционные темы для детей и о детях, «правильных" идейных позиций «Малый партизан" (1933), "Будем летать" (1935), , «Сын Таращанского полка, (1937).

В 1939-1940 годах он возглавлял Львовскую писательскую организацию.

В годы Великой Отечественной войны работает в Уфе затем - главным редактором литературного отдела радиостанции "Советская Украина" в Москве.

Творческое наследие писателя этих лет - книга рассказов "Родная земля", "Гнев матери", книга фельетонов "Кукушка", "Хочется куме просо".

В 1954 году в сете одно из лучших произведений украинской прозы - роман «Клокотала Украина».

В 1965 году П. Панч создает "повесть своих временных лет" - роман «Па кминовій масти. Это произведение отмечен Поэме премией. Он является своеобразным сплавом автобиографического документального и художественного материала. Лучшие рассказы из него о детстве будущего писателя любят штаты дети. (Рассказ "Три копейки")ю

Творят для детей-отдельная страница в творчестве писателя.

Еще в 1922 году он написал небольшой этюд "Свистуны", а в 1924 году в журнале "Красные цветы" появился рассказ "Портрет".

V 30-х ропах увидели мир детские книжки «Гиля, гуси», "Волчий хвост" (1934). "Будем летать!" (1935). Позже - "Хорошие парни" (I959). "Для вас и о вас" (1965) и др.

Последняя книга П. Панча - сборник статей и этюдов-воспоминаний "Улетают журавли" вышла 1973 года.

1 декабря 1978 рапу Петр Папч умер. Его творчество - пример художественной последовательности, большой совестливости, соблюдения неукоснительных требований правды за разных обстоятельств.

Значительный вклад писатель внес в развитие детской литературы. «Любви к литературе надо приучать человека с детства, литература должна входить в сознание вместе со словом и песней матери»,- вспоминал слова Петра Панча Ю. Збанацкий.

Еще в тридцатые годы Петр Панч написал для детей много рассказов и повесть «Сын Таращанского полка», которой суждено стать одной из самых любимых книг юных читателей, а в послевоенные годы - повести «Красные галстуки», «Эрик ищет счастья» и др.

Даже из небольшой части произведений, которые помещены в сборнике для детей, можно получить представление об основных событиях истории нашего края. Начиная от дожовтневих времен, тропы его произведений ведут к осознанию закономерности победы народа в борьбе за справедливость и счастье.

Вот автобиографическое повествование «Три копейки».

Оно привлекает лиризмом воспоминаний о детстве, тонким пониманием детской психологии. Вместе с тем и сюжета, и с конкретных деталей у читателя возникает представление о тяжелых условиях крестьянского дореволюционной жизни.

Каждое животное имеет свои привычки, свои особенности. В центре большинства рассказов - верный четвероногий друг человека - собака. Писатель ценит в нем ум, своего рода достоинство, способность быть благодарным. Произведения о животных имеют поучительное, воспитательное направление, однако интересны они и как тонкие наблюдения автора за поведением животных (например, рассказ «Брус»).

От общения с умным, добрым животным и человек становится добрее и в то же время твердой, преданной. В рассказе «Валет» рассказывается о необычный случай. Внезапное проявление собачьей самопожертвования взволновал людей, дал бойцам мужества и храбрости, которой Км не хватало для атаки.

Рассказ в творчестве Петра Панча занимают особое место.

С них он начал свою литературно-художественную деятельность, продолжал писать рассказы, уже напечатав много повестей, и среди них всем известные «Голубые эшелоны» и «Александр Пархоменко», не оставил этого жанра писатель и после создания романа «Клокотала Украина». Рассказами в автобиографической книге «На калиновом мосту» подвел Петр Панч выводы своем творческом пути.

В малом эпическом жанре оказалась художественное мастерство автора, его умение выхватить из жизни, на первый взгляд, казалось бы, незначительный конкретный факт, событие, и довести их до широкого обобщения человеческих отношений, типов, дать читателю глубокое представление о социальном характере жизни.

Здесь пригодится писателю стали тонкое чувство богатых возможностей языка, умение кратко, точно и доходчивое высказать свои наблюдения, несколькими штрихами выразительно нарисовать неповторимые особые черты внешности человека, вместе с тем воссоздав самое характерное, самое типичное. «Язык - это драгоценный клад, накопленный на протяжении веков нашим народом, его неисчерпаемое духовное богатство»,- писал Петр Иосифович в одной из своих статей '.

Наиболее удачные у Петра Панча языковые самохарактеристики персонажей и сатирические портретные зарисовки. Даже в небольшом отрывке сцены допроса следователем кулака Кендюха из рассказа «Гриша и Николай» можно проследить совершенство портретной и речевой характеристики Панчем хитрого, коварного врага Советской власти, который притворяется оскорбленным темным мужиком. В начале допроса у него пренебрежительный, насмешливый тон нагло уверенного в своей безнаказанности преступника, затем появляются подобострастно-испуганные нотки, среди которых проскакивают грубые интонации и выражения, разоблачающих истинную хищническую натуру кулака.

Иногда Панч выхватывает из жизни смешные эпизоды и включает в текст, казалось бы, не связанные с основным сюжетом комические сцены. Однако они придают произведению характер конкретной жизненности, неповторимой индивидуальности и окрашивают его колоритом особого авторского мировосприятия.

Нередко в комичные ситуации попадают положительные герои, как это произошло, например, с Базиликом и Грицько в разведке («Сын Таращанского полка»). Когда мальчики поползли по капустиці, Шарко подумал, что они играют, и стал весело лаять и хватать их за икры.

Встречаются в произведениях Петра Панча и едкая ирония, и сарказм.

В рассказе «Три копейки» писатель высмеивает заложенную в крестьян постоянным принудительным напоминанием привычку молиться. Но здесь можно заметить и сострадание к людям, ведь не они виноваты в их темноте и необразованности.

И уже никакого сожаления нет в художника к тем, кто пришел в чужую страну, чтобы убивать и грабить. С гневом и сарказмом писатель рисует внешний портрет и внутреннюю характеристику врага.

Рассматривая поэтику Панчевої новеллистики, В. Г. Дончик высказал интересную мысль о природе юмора писателя. Исследователь считает, что следует говорить «вообще о юмористически-ироничный подход к действительности как составной элемент Панчевої эстетической концепции, его трезво-реалистической, с остеріганням лишней патетики, взгляда на человека».

Основным признаком Панчевих произведений является народность.

С детства заполонили душу будущего писателя любовь к родной земле, ее волшебной природы, замечательных песен, меткой и мелодичного языка. Сокровища эти потом рассыпались драгоценным ожерельем по страницам его произведений.

Но больше всего чувствуется в произведениях писателя любовь к людям (даже уже в первых произведениях - любовь к простого, невежественного, напуганного жизнью крестьянина-бедняка) и вера в человека, в ее высокие духовные возможности. От внимания к «маленького» человека к осознанию величия народа, богатой истории его героической борьбы - таков творческий путь Петра Панча.

Писатели, критики, литературоведы, которым довелось встречаться с Петром Панчем, неоднократно вспоминали, с какой ответственностью, серьезностью и требовательностью относился он к детской литературе. Петр Иосифович говорил, что, только работая над детскими произведениями, он впервые с большой остротой почувствовал необычайную ответственность за каждую фразу, за каждый образ, каждое слово.

Писатель уважал в детях не только людей .майбутнього, но и видел в каждом ребенке долю общества сегодняшнего, которой можно и нужно поручать важные дела. Одно из таких дел, по его мнению,- беречь историческую память народа. Петр Иосифович советовал детям записывать «из уст старых, бывалых людей рассказы о свое село, район, город, об истории края, сегодняшние славные дела...»

Стали волнующим художественным материалом для познания истории страны, нашего общества и те жизненные наблюдения и размышления, которые оставил нам в наследство Петр Иосифович Панч.