Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

«Гений обречен на одиночество..»
Размышления над романом-сонатой Виктора Рогозинского «Любовь маэстро Паганини»

О. Лілік,

преподаватель украинской литературы

Чернигов



Интересно, что стремится найти современный украинский читатель в художественной литературе? Каждая общественная и возрастная группа ориентируется на какой-то отдельный жанр: любовные романы, фантастика, приключенческие книги находят своего читателя. Молодежь зачитывается произведениями Оксаны Забужко, Юрия Андруховича, Юрия Покальчука, Татьяны Малярчук, Марии Матиос... Я, видимо, отношусь к той категории читателей, которые читают все, что попадает в руки. Выбор книги зависит от настроения, свободного времени, времени года, погоды, круга общения и еще многих факторов. Роман-соната Виктора Рогозинского «Любовь маэстро Паганини» попала мне в руки дождливого осеннего вечера после напряженного рабочего дня. Я открыла книжку и решила порадовать себя прекрасной историей любви великого скрипача. Но уже с первых страниц поняла, что сделала такой вывод о произведении преждевременно. Это не была «книжка на один вечер», над ней, как говорила одна моя подруга, надо думать.

Виктор Rogosinski написал историю жизни одного гения. Видимо, писать такие книги очень трудно: надо понять эпоху, в которую жил и творил маэстро, психологию и мировосприятие людей определенной страны и социального положения, в конце концов, попробовать изобразить художника с его особым внутренним миром и в отношениях с окружающими. Для этого надо «породниться» со своим героем, «вжиться» в его эпоху. Как на меня, то автору это удалось как нельзя лучше. Когда читаешь раздел V о Елене Баварскую, то вроде как чувствуешь себя в замке немецкого барона Ріттерштайна холодного зимнего вечера один на один с суровым хозяином. Сразу чувствуется контраст с солнечной Италией и страстной итальянкой Паоліною Боргезе (сестрой Наполеона Бонапарта, которой посвящен раздел II «Венера Корсиканский»).

Как известно, талант - тяжелый крест, а быть гением - большая мука. Талант дает тебе Господь, и ты уже не в состоянии ни отказаться от него, ни сам управлять своей жизнью. Гений не может жить так, как живут простые люди, он даже не может позволить себе любить и быть любимым. Паганини боялся, что любовь сделает его слабым и уязвимым, что женщина, которой он подарит свою любовь, предаст его. «Любить можно только скрипку» - решил художник и навсегда запретил себе быть счастливым. Виктор Rogosinski вспоминает о нескольких женщин в жизни скрипача, среди которых были и очень влиятельные и состоятельные. Паганини, имея очень непривлекательную внешность, закохував в себя женщин силой своего таланта. С помощью скрипки он мог создать портрет человека и нарисовать картину зимней ночи с метелью и завыванием волков. Красота духовная побеждала красоту телесную, когда маэстро брал в руки инструмент. Но слава и богатство не заменят любви: любовь к скрипке не может заменить любовь к женщине. Паганини (он не раз называл себя Орфеем) всю жизнь искал свою Волшебную Леди (свою Эвридику), а когда, казалось бы, нашел, не позволил себе любить.

Общество склонялось перед талантом Паганини, считало его гением, но правду говорят, что гений - это тот, кого обожают и ненавидят, прославляют и поносят, кому желают успехов и завидуют. Люди оставались чужими ему. Виктор Rogosinski удачно изобразил душевное состояние скрипача, сравнивая его то с волком, на которого идет охота, то с щелчком, закрытым в клетке. Как жить скрипачу в враждебном для него мире? Вообще, имеет гений, который благодаря своему таланту стоит выше обычных людей, подчиняться общественным законам, или он может руководствоваться в своих действиях лишь собственной совестью? И на кого превратится этот гений, если совести у него нет, или если его талант граничит с безумием? Перед кем он будет отвечать за свои поступки? Пожалуй, что только перед Богом. Так, мне показалось, что ответ на эти вопросы, которые волнуют скрипача, находятся в разделах четвертом «Семь смертных грехов» и седьмом «Ключи от рая». Во время карнавала маэстро встречается с масками и они рассказывают о том, как закончится жизнь великого скрипача, про все беды и несчастья, которые будут сопровождать его, обвинят его в гордыни, зависти, стремлении получить почетные титулы, лицемерии, жадности, разврате, в духовной прожорливости, гневе и лени. Они напророчит, что церковь заклеймит имя мастера называть безбожником и еретиком, а его тело долго не будет похоронен. Паганини вынужден защищаться и оправдываться. Маэстро четко отделяет Бога и церковь: в ответ маске Гордыни он говорит, что не ходит на исповедь к священникам, потому что они и сами грешники. Словно подводя итоги земной жизни, в седьмом разделе Паганини встречается с апостолом Петром и семью христианскими добродетелями и получает прощение всех своих грехов. Интересно, церковь заклеймила скрипача как великого грешника, а Бог простил его души все грехи. Могут ли люди (пусть даже служители церкви), которые тоже грешны, обвинять кого-то в грехах?

Вопрос загробной жизни и демонизма в искусстве в романе-сонате поставлена достаточно интересно. Жизнь выдающихся художников всегда сопровождается сплетнями и интригами. Всегда находились завистники, которые, не умея творить сами, обвиняли гениев в связи с дьявольской силой. В романе-сонате присутствуют такие персонажи, как Фауст и Мефистофель, духи Байрона и Данте, главный герой бродит потусторонним миром и разговаривает со смертью, которая является ему не старой и уродливой, а молодой и красивой девушкой, что любит веселую и игривую музыку. Но Виктор Rogosinski утверждает, что демоническое - это та энергия, которую мы ощущаем в произведениях искусства и которую способны уловить, но не можем объяснить.

Какая же роль уготована для души выдающегося скрипача после смерти, если грехи были ему отпущены? Моцарт, например, становится дирижером райского оркестра, а Байрон слоняется между двумя мирами и общается с людьми...

В общем в этой книге есть много поводов для размышления, и она не сразу «раскрывается» перед читателем, но только та литература, которая побуждает к размышлениям, остается в памяти надолго...