Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Профессиональный ориентир в формировании технологической компетентности

Рецензия на книгу: Шуляр В. Планирование литературного образования школьников: технологическая концепция. - Николаев, 2006. - 96 с

О. Семеног,

доктор педагогических наук

Николаев



Появление этой книги вполне закономерна, учитывая проблемы технологизации образования и усиление компетентностно-ориентированного подхода к профессиональной парадигмы учителей-словесников. В начале XXI века необходимы специалисты, которые хорошо знают научные основы, историю и методологию, тенденции развития украинистики, осознают актуальные проблемы преподавания украинского языка и литературы в современных общеобразовательных учреждениях в контексте духовных ценностей общества, владеющих новыми технологиями обучения, методами формирования навыков самостоятельной работы, развития интереса и мотивации к обучению, творческих способностей, логического мышления учащихся, создают атмосферу продуктивно-познавательного сотрудничества; умело проектируют и проводят уроки и воспитательные занятия с учетом современных педагогических технологий.

Исследования известного методиста, заслуженного учителя Украины - одна из перспективных попыток осмысления технологических подходов к преподаванию литературы. Василий Шуляр сосредоточивает внимание на особом, фасилітативному типе учителя-литератора: он демократичен, по-современному мыслит, имеет развитую интуицию, обладает прогностическими умениями, глубокими психологическими знаниями в организации опытно-поисковой и учебно-познавательной деятельности с учащимися при изучении литературного материала. Такой учитель, убедительно доказывает автор, помогает ребенку развить свой литературно-художественный потенциал, моделирует такие учебные ситуации на уроке, которые помогают его воспитанникам глубже познать мир художественного произведения.

В. И. Шуляр представляет образовательной среде экспериментально апробированную как в Николаевском государственном университете имени В. О. Сухомлинского, в Первой украинской гимназии имени Николая Аркаса м. Николаева, так и в других высших и общеобразовательных учебных заведениях авторскую технологию подготовки программно-тематического комплекса планирование литературного образования школьников.

Книга имеет четкую структуру, написана доходчиво и убедительно.

Рассмотрение теоретических основ конструкторско-технологической деятельности словесника, чему посвящен первый раздел, является основой, на которой зиждется развитие исследовательской мысли следующих частей книги. Ссылаясь на авторитетные научные источники, а также учитывая собственный опыт преподавательской деятельности, автор осуществляет глубокий анализ психолого-педагогической литературы по вопросам подготовки учителя к конструкторско-технологической профессиональной деятельности, достаточно аргументировано и убедительно раскрывает смысловое наполнение в частности таких ключевых понятий, как «педагогическая технология», «компетентность», «конструкторско-технологическая компетентность». Дискуссионное понятие «конструкторско-технологическая компетентность в деятельности учителя литературы» исследователем рассматривается как способность будущего филолога к выполнению целостной системы технологических функций, проектно-конструкторских действий и операций, которая приведет к трансформациям структурных изменений в подготовке специалиста на получение гарантированных достижений наперед заданного конечного результата. Смысловое и функциональное наполнение такой компетентности, педагогические условия ее формирования у студентов-филологов корректно и взвешенно представлены автором через апробированы спецкурс «Образовательные технологии: украинская литература» и спецсемінар «Проектно-конструкторская деятельность учителя литературы». Результативность таких форм, как показала экспериментальная работа, действительно довольно высокая: на практике и в реальной профессиональной деятельности такие учителя способны оптимально и рационально подходить к отбору и внедрению педагогических технологий и накопления личного опыта.

Во втором разделе представлена проектно-конструкторская технология планирования литературного образования: проектно-конструкторская модель изучения как литературы вообще, так и литературной темы, урока литературы в частности. Основополагающими положениями при этом правильно определен аксіологічність, логичность, последовательность, системность, информационность, репрезентативность. Теоретические положения по формированию способности будущего специалиста проектировать литературную тему удачно иллюстрируются примерами заданий разного уровня сложности на материале произведений В. Винниченко, О. Довженко, Г. Тютюнника, И. Франка и др.

Оригинальной является проектно-конструкторская модель урока литературы, которую автор выстраивает с учетом психолого-педагогических и художественных принципов «сверхзадачи», информационности и универсальности, динамичности и гибкости композиции, «театрального действа», драматизма, активного взаимодействия и общения. Цель предлагаемой модели - подготовить интеллигентного читателя, способного понять глубинный смысл произведения, постичь красоту и богатство его художественной формы и сформировать себя как Я-личность, обогатив свой духовно-эстетический опыт.

Важно подчеркнуть серьезной работе автора над посібниково-хрестоматийным справочником, который включает хрестоматию для любознательных, литературно-образовательные книги, тезаурус-справочник, теоретико-литературный задачник, литературную тесто-тека, рабочая тетрадь ученика. Читателей, уверены, заинтересуют отдельные задачи этого справочного комплекса, посвященные сквозной литературной теме «Загадки»: здесь и задачи относительно происхождения загадок и их собирателей («Это интересно знать»), об особенностях определений загадок и анализ статьи «О загадке» («Засіваймо понятийно-терминологическое поле»; «Литературоведческое исследование»), характеристика загадок - шарад, шуток и викторин («Занимательное литературоведение», «Литературоведческий справочник», «Особые загадки»). Такой комплекс по планированию и организации изучения курса литературы эффективно формирует способность студента к выполнению программно-инструментальных функций, хорошо послужит будущему специалисту в организации совместной литературно-образовательной деятельности.

Для удобства каждый раздел монографии сопровождается списком использованной литературы, интересными схемами, рисунками, которые удачно отражают авторский подход к различным вопросам. Полезным для студентов, преподавателей, учителей считаем и краткий терминологический словарь-справочник по проектно-конструкторской деятельности учителя литературы. Правда, некоторые толкования терминов (интеграция, интегрированное обучение и др.) требуют большей четкости. Есть отдельные замечания и относительно выяснения сущности понятия «компетентность» (с.10).

Однако названные замечания не являются существенными. В целом практико-ориентированная монография В. И. Шуляра является оригинальной по замыслу и глубокой за полнотой освещения. Книга станет хорошим помощником студентам высших педагогических учебных заведений, преподавателям высшей школы, учителям-словесникам в освоении и реализации инновационных педагогических технологий.