Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Воспитательные идеи гражданственности в Украине в 1958-1985 гг.

И. Кучинская,

кандидат педагогических наук

Киев



Динамика обновления общественной жизни, которая наблюдалась в конце 50-х г. XX ст. в Украине, определялась борьбой демократической и консервативной тенденций, меняющимся соотношением реформаторских и консервативных сил.

Активные, но в значительной степени неудачные попытки реформирования в области образования происходят в период так называемой хрущевской «оттепели».

По инициативе М. Хрущева в 1958 г. в средствах массовой информации развернулась дискуссия относительно принципов и направлений реформирования школы. В декабре 1958 г. Верховный Совет СССР принял Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования». Соответствующий закон был принят в апреле 1959 г.

В дискуссии о реформе школы обсуждались опубликованные в ноябре 1958 г. тезисы ЦК КПСС. В тезисах был пункт, который вызвал целый шквал споров: родители сами должны выбирать большинством голосов, на каком языке будут учиться их дети в каждой конкретной школе. Заметим, что социальный статус украинского языка в городах, особенно в восточных и южных областях республики, был второстепенным, униженным.

Внешне демократический проект должен способствовать русификации народного образования, причем наиболее эффективно, поскольку инициатива шла снизу, от родителей. Однако все-таки большинство учеников в первой половине 60-х годов училась в украинских школах. Поэтому все положительные сдвиги в народном образовании имели особенно большое значение для дела национального возрождения.

Новый закон о школе предусматривал введение в 1960/61 учебном году обязательного восьмилетнего образования. Ускорился процесс перестройки учебно-воспитательной работы (ЦДАВО, ф. 166, оп. 15, спр. 3226, арк. 5. - Справки Отдела о состоянии и перестройку учебно-воспитательной работы детских домов УССР в соответствии с Законом об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования Республики за 1961 год). «Закон об укреплении связи школы и жизни» (1958) предусматривал в конечном счете изменения «школы учебы» на «трудовую школу» в советской интерпретации, то есть общеобразовательные учреждения становились трудовыми и політехнічними с производственным обучением. Усиление практической направленности средней школы имело целью подготовку молодежи к жизни в социалистическом обществе, к трудовой деятельности. И хотя «оттепель» давала мощного стимула творческой интеллигенции для развития идей, что отталкивались от личностного выбора, собственных интересов и потребностей, все же новаторские поиски не выходили за рамки господствующего советского дискурса.

В 1961 г. на XXII съезде КПСС было принято третью программу партии - программу построения коммунизма. Коммунистическая партия Советского Союза поставила перед школой и учителями «задачу воспитания школьников гражданами своей страны, ее хозяевами, сознательными творцами истории, ответственными за процветание Родины, ее безопасность, продвижение вперед по пути коммунистического строительства. В социалистическом обществе повышение творческой активности каждого советского человека приобретает важное практическое значение, возрастает роль субъективного фактора в общественном развитии, гражданские качества людей во все большей степени влияют на ход и результаты социального прогресса, формирование гражданственности выдвигается на первый план» (См.: Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1961-1986 г.г). - М. - 1987. - С. 268).

Гражданственность - сложная системообразующая качество личности. В ее структуре, как и в структуре любого качества или отношения, имеют место три компоненты (или, как их еще называют, уровни): когнитивный (человек осознает себя гражданином), емотивний (человек чувствует себя гражданином, переживает связанный с этим комплекс эмоций и чувств) и поведенческий (человек способен соответствующим образом действовать, проявляет гражданственность в своем поведении). Понятно, что все эти компоненты находятся в неразрывном единстве.

После XXII съезда КПСС начала активно разрабатываться целостная система воспитания детей и молодежи «в духе морального кодекса строителя коммунизма». Эта тема была утверждена в качестве «общеакадемической»; особое внимание уделялось воспитанию подрастающего поколения «в духе единства личных и громадських интересов», гражданскому формированию личности. Была поставлена задача разработки комплексной системы воспитания, которая обеспечивала бы формирование у молодежи научного мировоззрения «на основе марксизма-ленинизма» как логической системы философских, экономических и социально-политических взглядов (обязанность советского гражданина - это труд на пользу общества; определение приоритетности коммунистической морали как справедливой и благородной; формирование советских людей как патриотов и интернационалистов; всестороннее и гармоничное развитие личности). Определим и попытки демократизации и гуманизации воспитания будущих граждан.

Наиболее значительной фигурой в педагогике этого времени стал В. Сухомлинский. В основу решения всех педагогических проблем великим педагогом был положен принцип гуманизма, который предполагает развитие творческих сил каждого ребенка, приобщение его к различным видам деятельности, направленной как на всестороннее развитие самой личности, так и на интересы общества. В. Сухомлинский развил идеи индивидуального воспитания детей в условиях коллектива, когда духовное богатство личности становится необходимым условием формирования всего коллектива.

В. Сухомлинский первый в советское время обратился к гражданскому воспитанию как к главной педагогической проблемы. Выдающийся педагог конкретизировал педагогическое содержание понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание». Первоочередным условием формирования рис гражданина педагог считал организацию эмоционально насыщенного, деятельного (с трудовой основой) жизнь школы, развитие гражданской активности каждого индивида в контексте деятельного жизни школьного коллектива. Он определил подростковый возраст особенно важен для формирования гражданина и утверждал, что черты гражданина воспитываются множеством влияний педагогического характера и неуправляемыми социальными воздействиями.

Человек своего времени, он рассматривал гражданственность не только как свободу и толерантность, но и чувство принадлежности и верности политическому порядку, социалистической Родине, идеям социализма. Однако главным в его педагогическом наследии является идея гуманизации, очеловечивания гражданственности, насыщение ее глибоконародним, национальным содержанием, эмоционально-эстетическое направление этой интегрированного качества личности.

Так, в конце 60-х годов XX в. выходит книга педагога «Рождение гражданина» (Киев, 170), а также ряд статей: «Педагогика сердца» («Комсомольская правда», 28 ноября 1967 г.), «Кусок хлеба» («Советская Украина», 19 ноября 1967 г.), «С чего начинается гражданин» («Советская Украина», 14 апреля 1968 p.), «Листдочці» («Огонек», 1968 p., № 27), «Слово к наследнику» («Семья и школа», 1968 p., № 10), «Воспитание долга» («Коммунист», 1969 p., № 9), «Кто сегодня за партой?» («Советская Украина», 20 февраля 1970 p.), «Труд и борьба» («Кировоградская правда», 21 апреля 170 г.) и др., где формирование гражданственности рассматривается на основе гуманизма. Педагог считал, что гуманное гражданское общество могут построить только люди гуманные, толерантные, способные к осознанию себя как высшей ценности, которые имеют желание улучшить жизнь граждан собственного государства. В своей статье «С чего начинается гражданин» он подчеркивает, что гражданское воспитание - это воспитание на гражданских идеях. А идеи - то «святыни, полученные, выстраданные человечеством, и их не повторяют ежедневно и на каждом шагу... Советую всем, причастным к воспитанию: как огня, бойтесь той игры в идейность, которая, к сожалению, бывает в школах и о которой, к стыду школе и педагогике, газеты иногда пишут как о достижении в идейном, гражданском воспитании» (Сухомлинский В.А. Избранные произведения. В 5-ти т. - т. 5.: Статьи. - К., «Рад. школа», 1977. - С 365).

В статье «Письмо дочери» педагог указывает пути раскрытия этой проблемы, а именно, как практически сделать так, чтобы ученики сами определяли свое место в столкновении идей? Это, по мнению Сухомлинского, зависит от наличия двух обстоятельств. Первая - дух гражданственности, царящая в школе, в жизни коллектива, во взаимоотношениях между детьми, во всем, что они думают и делают, к чему стремятся, что их радует и огорчает. Педагог подчеркивает, что правильно определить свою позицию, овладевая знаниями, быть всегда на стороне истинно правдивого можно лишь тогда, когда ты поднимешь своего питомца к гражданскому видение и понимание мира, к гражданскому чувствование того, что окружает его ежедневно, до гражданского поведения и поступков. И второе обстоятельство, по мнению педагога, - это гармоничное единство идей и личности учителя. Не всякий учитель, который хорошо знает свой предмет, отмечает В. Сухомлинский, умеет наилучшим образом донести его, иначе говоря, имеет дар думать о знания. Тот учитель, который хочет и может «думать о знания», отмечает педагог, умеющий предвидеть, до каких уголков человеческого сердца прикоснется каждая истина, какие мысли, вопросы, сомнения она пробудит в ответ» (Там же, с 375-376).

Центральной проблемой не только теории педагогики и школьной жизни, но и «самой важной общественно-политической проблемой» считал В. Сухомлинский воспитание обязанности. Очень важно, констатирует педагог, чтобы юные граждане были духовно подготовлены к одухотворенной труда, чтобы она стала гражданским самовыражением. Он отмечает, что чем ближе к сердцу принимает юный гражданин то, что, казалось бы, не касается его личности, тем богаче становится личная жизнь юного гражданина, тем более глубоким является его желание, стремление сделать что-то для утверждения себя как гражданина (Там же, с 488).

В статье «Кто сегодня за партой?» педагог обосновал проблему гражданской образованности, которая, по его мнению, невозможна без стремления творить, работать во имя того, чтобы «Отчизна была могущественнее и счастливее». Сухомлинского волновало отношение подрастающей личности к учебной деятельности. Так, в этой же работе он подчеркивает, что в сознании юного гражданина не должна даже зародиться мысль, что учеба - это легкое дело. Вот почему подчеркивает, чтобы учителя утверждали в своего ученика отношение к мысли как к труду, тем самым формируя их сознательное отношение к учебной деятельности.

В основе книг, которые читают подростки и юношество, по мнению педагога, должны доминировать такие идеи:

- смысл человеческой жизни - в служении народу, Отечеству, высоким идеалам;

- верность Родине, стойкость и мужество в борьбе за ее могущество - высшая доблесть, во имя которой истинный человек преодолевает любые трудности;

- с детства человек должен учиться управлять своим разумом и волей;

- разум человека могучий и непобедимый, он большая сила и большое богатство, готовься служить Отечеству умом, мыслью, творчеством.

Умственная воспитанность заключается в том, что человек не только умеет объяснить, но и стремится что-то доказать, утвердить, отстоять собственным творческим трудом. В В. Сухомлинского умственное воспитание - это прежде всего формирование самостоятельности, автономности мышления.

В своих трудах педагог подчеркивал необходимость значительного усиления воспитательной функции обучения. Прежде всего это воспитание у учащихся сознательного отношения к знаниям как к общечеловеческому достоянию. Это постоянная забота о том, чтобы знания учеников не стали их формальным багажом. По мнению В. Сухомлинского, политические и нравственные знания должны формировать гражданский долг ученика, его готовность и стремление к общественно полезному труду. Он усматривал цель воспитания в развитии творческих сил и способностей личности в условиях коллектива и на основе этико-эстетических ценностей, интересов и потребностей, направленных на созидательный труд и саморазвитие. Как подчеркивает педагог, вся воспитательная работа в школе должна строиться на основе неразрывного единства знаний, слова и дела.

В работе «Рождение гражданина» В. Сухомлинский рассматривает такие актуальные вопросы, как «Что происходит с ребенком в отрочестве»; «Дисциплина и самодисциплина. Ответственность перед коллективом и перед самим собой»; «Противоречия отрочества»; «Физическая и психическая культура подростка»; «Умственное воспитание и образование подростка»; «Становление нравственности. Рождение гражданина»; «Эмоциональное и эстетическое воспитание»; «Труд в духовной жизни подростка». Именно подростковый возраст педагог определял как особенно важный для формирования личности, гражданина.

Кардинальные изменения в структуре личности подростка обусловливают его особую чувствительность к усвоению норм, ценностей и способов поведения, присущих миру взрослых. Педагог подчеркивает, что рассуждения подростка о себе, о своей жизни не абстрактные, а касаются прежде всего того, что происходит с ним, с другими людьми, его отношений с ними, жизненных планов и т.д. Подросток оценивает собственные поступки, стремясь осмыслить их последствия в будущем. Он пытается понять свои особенности, хочет знать собственные недостатки, что обусловлено потребностью правильно строить взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Именно в этом возрасте интенсивно формируются моральные чувства, благодаря чему усваиваемые подростками нормы поведения могут становиться эффективным толчком к действиям. В. Сухомлинский отмечает, что в годы отрочества первостепенное значение в моральном развитии приобретает единство сознания и нравственных чувств (Сухомлинский В.А. Избранные произведения. В 5-ти т. - Т.Н.: Сердце отдаю детям. Рождения гражданина. Письма к сыну. - К., «Рад. школа», 1977. - С 453). По мнению педагога, видение моральной стороны явлений, взаимоотношений между людьми, «познание мира сердцем» - ц» очень важная предпосылка воспитания долга. Чувство гражданского долга рождается, считает В. Сухомлинский, с элементарной моральной привычки, которая в условиях правильного воспитания прочно утверждается в человеческой душе в годы отрочества, - привычки приходить человеку на помощь независимо от того, просит он об этом или нет (Там же, с 454).

В подростковом возрасте постепенно происходит переход от ситуационного переживания красоты явлений природы, музыкальных и литературных произведений, произведений живописи до устойчивых эстетических чувств, которые являются следствием систематического воспитания. По этому поводу педагог определяет, что культура эстетических чувств требует высокой общей культуры школьной жизни, особенно в нравственной культуры - отношение к человеку как к наивысшей ценности. Б.Сухомлинський замечает, что эстетические ценности оказываются бессильными в обстановке, где царят грубость, равнодушие, непорядочность в «мелочах» повседневных взаимоотношений (Там же, стр 534).

Подростковый возраст - важный период в развитии идеалов личности. Если для младших подростков такими идеалами являются образы конкретных людей, то у старших подростков они приобретают синтетического характера, основываясь на обобщении представлений о людей, качества которых им импонируют. Идеалы становятся образцом для подражания, правилом, согласно которому пытаются действовать подростки: Вот почему, по мнению педагога, без радостной, одухотворенной высокими идеалами дружбы со взрослыми невозможны духовно богатые отрочество и юность.

Именно в этом возрасте мы наблюдаем формирование доминирующей направленности познавательных и других интересов личности. Нередко уже можно наблюдать и определения профессиональных намерений, которое сопровождается серьезными усилиями по подготовке себя к желанному будущему. Поэтому самостоятельная деятельность таких подростков все больше приобретает характер самообразования в определенном направлении с четкой целью - овладеть знаниями, необходимыми для будущей профессиональной деятельности. В. Сухомлинский придавал большое значение формированию и развитию потребности в самообразовании. Так, цитируя психолога С. Рубинштейна, который говорил, что внешнее влияет на личность только через внутреннее, В. Сухомлинский добавляет к этому, что нет в человеческом поведении ничего, что не имело бы своим стимулом внешнее, отраженный в глубоко личном, индивидуальном. А именно от захвата гуртковою работой к книге, от книги к своей отрасли научных знаний, от знаний к творческому труду - таков путь воспитания и самовоспитания потребности в самообразовании (Там же, стр 425).

В. Сухомлинский считал, что воспитание добросовестного отношения к труду является важным фактором гражданского формирования и всестороннего развития личности. Педагога волновала мысль, как же открыть перед воспитанниками «это светлое гражданское начало труда». Он был убежден, что здесь надо соблюдать правила педагогической техники, имея в виду, что идти работать для людей надо со свежими не только физическими, но и духовными силами. В. Сухомлинский отмечает, что надо духовно подготовить воспитанников к труду, которая будет иметь яркое гражданское звучание. Это, прежде всего, жизнерадостное представление о том, что «мы создадим своими руками для людей радость, которую принесет им наша работа». Только тогда, по мнению педагога, юный труженик оставляет частичку своего сердца в том, что он сделал.

Гражданское начало труда, отмечает педагог, органично сливается с чувством собственного достоинства. Радость труда для людей имеет в своей основе, считает выдающийся учитель, глубоко личное чувство гордости, собственного достоинства (Там же, с 577-578).

Особое внимание в воспитании следует уделять развертыванию в классе инициативы, системы взаимоконтроля, взаимопомощи и воспитанию на этой основе у детей отношений взаимной ответственности. Это способствует развитию саморегулирования своего поведения, более глубокому осознанию и овладению ее нормами.

По мнению В. Сухомлинского, аморальные явления в подростковой среде - это последствия ограниченности и примитивности мира чувств. Он отмечал, что его беседы о мире не только доносили знания до сознания детей, но и заставляли задуматься над судьбой мира, над тем, что личное счастье или счастье семьи зависит от чего-то более значимого, чем, например, «огород и приусадебный участок».

Следовательно, в организации гражданского воспитания, по В. Сухомлинским, необходимо комплексное решение следующих задач:

- вооружение учащихся научно обоснованным объемом идейно-гражданских знаний, мировоззренческих идей и понятий как основой формирования идейно-гражданских взглядов. При этом важную роль играет не просто усвоение знаний, а превращение их в идейные убеждения учащихся;

- привлечение школьников к активной общественно полезной деятельности, конкретных трудовых дел;

- развитие таланта, способностей личности в их самом полном объеме.

Гражданственность - это источник убеждений, мыслей и чувств человека. Разрабатывая теоретические и воплощая практические идеи гражданского воспитания, В. Сухомлинский аргументировал, что с развитием индивидуальных качеств личности наиболее полноценно реализует свои возможности в деятельности, полезной для общества. Исследуя природу взаимодействия идейных и моральных устремлений в процессе становления гражданственности, В. Сухомлинский подчеркивал, что без развития таких черт, как трудолюбие и честность, скромность и вежливость, уважение к старшим и забота о младших, не может быть и речи о выработке более сложных моральных норм и гражданских качеств личности.

Заметим, что, несмотря на идеологизированную и политизированную педагогику, тенденции к догматизації духовной и нравственной жизни, ограничивали появление и распространение новых идей, В. Сухомлинский впервые в советской педагогике поднял и развил такие сложные вопросы, как развитие и формирование сознания личности, выбор рода деятельности, проблемы гражданственности с позиций гуманизма.

Два десятилетия «застоя» (1964-1985 гг.) характеризовались стремительным нарастанием русификации во всех сферах культурной жизни. Русификация никогда не провозглашалась целью государства, несмотря на полную ее противоречие официальным лозунгам национальной политики КПСС. Однако со времен В. Ленина признавалась прогрессивность так называемой «естественной» ассимиляции. В своей русифікаційній политике Л. Брежнев и его окружение уделяли особое внимание молодежи, детям. Происходило существенное усиление идеологизации воспитания. «Воспитание учащихся в духе пролетарского интернационализма и дружбы народов должно быть неразрывно связано с формированием у них чувства советского патриотизма. Нужно раскрывать молодые идейные основы советского патриотизма, преимуществ социалистического строя, социалистического образа жизни над капиталистическим. Воспитание учащихся на примерах героических подвигов советского народа в прошлом должно органично сочетаться с воспитанием их сегодняшнего дня» (ЦДАВО, ф. 166, оп. 15, спр. 8285, арк. 4-5 - Тематика и рекомендации общих методических объединений директоров дворцов и домов пионеров и школьников по идейно-политическому воспитанию учащихся за 1972 год). Воспитание на примере рассматривалось как объективная предпосылка формирования «зрелой» личности. Эффективным средством формирования гражданских качеств учащейся молодежи, воспитание в ней чувства ответственности «за судьбы Родины» стали контакты представителей разных поколений. Формирование нового человека, коммуниста, гражданина - было «одна из главных задач партии в коммунистическом строительстве» (См.: Моторнюк М. Воспитание молодого поколения - дело партийное. - Киев. -Во политической литературы Украины. - 1974. - 238 а).

В 70-х и 80-х годах концепция гражданского воспитания рассматривалась с догматически-идеологических позиций, когда коммунистические идеи должны стать основой глубоких убеждений, моральных качеств, которые находят отражение в мотивах деятельности личности, ее потребностях, в понимании человеком цели, смысл жизни, в ее конкретных планах на будущее.

В трудах педагогов О. Захаренко, С. Мазурик «Становление гражданина» (Киев, 1976); В. Авраменко «Воспитывать гражданина» (Киев, 1978); «Воспитать гражданина. Из опыта коммунистического воспитания учащейся молодежи» (Ответ, ред. Н.Г. Нычкало) (Киев, 1979); А. Стреляного «Азбука гражданина» (Киев, 1982) и др. гражданское воспитание рассматривается с позиций идейно-политической направленности. «Самоотверженное служение Советской Отчизне является высшим проявлением человеческого достоинства, гражданской зрелости личности» (Захарєнко О. А., Мазурик С. М. Становление гражданина. - Киев, Тов-во «Знание» Украинской ССР. - 1976. - С 3). «Наше советское воспитание, - подчеркивает О. Авраменко в труде «Воспитывать гражданина», - должна готовить для общества прежде всего граждан, достойных своей Родины. Поэтому основным показателем эффективности всей воспитательной работы является то, насколько воспитанники готовы к выполнению требований общества, и прежде всего к труду на общую пользу... Гражданское воспитание - это формирование в органическом единстве гражданского самосознания и гражданского поведения» (Авраменко О. М. Воспитывать гражданина. - К.: Рад. школа, 1978. - С 3-17). «Гражданское самоутверждение юношей и дэвушек, становление их активной жизненной позиции» происходит в коллективной и сознательной труда в сфере материального производства... Залогом успешной работы комсомольских организаций по формированию общественно-политической активности школьной молодежи является постоянное партийное руководство» (Воспитать гражданина. Из опыта коммунистического воспитания учащейся молодежи. (Ответ, ред. Н. Г. Нычкало). - К.: Политиздат Украины, 1979. - С. 51-61). «Без ощущения нашего неразрывной связи с природой, со всем нерукотворным миром планеты и космоса, без осознания личной ответственности каждого за этот мир невозможна настоящая человеческая зрелость, нет совершеннолетия. Привитие любви и деятельного интереса к природе - часть коммунистического воспитания, такая же важная, как и патриотизм, идейность, гражданственность» (Азбука гражданина: Сборник. Составитель А. И. Стреляный. - К.: Молодежь, 1982. - С 5-6).

Программы съездов КПСС (XXV, 1976 г.), (XXVI, 1981 г.) стали ориентиром на желаемое направление воспитание гражданственности, что сразу отразилось и в содержании работы советских педагогов. Формирования сознательного гражданина с прочными коммунистическими убеждениями», в идейно-политическом воспитании акцент делался с актуальных позиций. «Стремясь устранить недостатки, отмеченные XXVI съездом партии и июньским (1983 г.) Пленумом ЦК КПСС, школа направила усилия на более полное использование мировоззренческого потенциала каждого урока, усиление во всей урочной, внеклассной, внешкольной работе патриотического, гражданского содержания. Тематика бесед была направлена на формирование личностных качеств («Труд - основа величия человека и могущества нашей Родины», «Уровень дисциплины - показатель гражданской зрелости комсомольца», «Быть патриотом - значит готовить себя к труду и обороне» и т.д.)» (См.: Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1961-1986 г.г.). - М. - 1987. - С. 273).

Таким образом, проблемы гражданской, мировоззренческой направленности учебно-воспитательного процесса; формирования социалистической дисциплины как гражданской качества; идейное ориентирование в гражданском становлении личности стали в исследуемом периоде приоритетными задачами воспитания. Гражданственность рассматривалась как осознание своих прав и обязанностей в отношении государства, гражданская организованность и дисциплинированность. Воспитательные идеи гражданственности разъяснялись с позиций формирования коммунистического мировоззрения патриотов и интернационалистов, развития творческой и общественной активности. Рассматривая воспитание гражданина как основу формирования общественно развитой личности, как один из факторов повышения ее социальной роли, характеризовались морально-политические качества гражданина, которые проявлялись в общественной, трудовой активности, направленности на социалистические ценности, укрепление государственной законности, дисциплинированности и правопорядка.