Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Украинские обряды
Внеурочное мероприятие для учащихся 10-11классов общественно-гуманитарного (лингвистического) профиля

Н. Косовец,

Учитель-методист

Киев



Основу праздничного календаря составлял 12-місяч-ный год. Он был связан с тремя солнечными фазами: зимним и летним солнцестоянием, а также летним равноденствием. Характерным атрибутом праздников было воспаление священного «живого» огня, который добывался трением.

Христианство пришло на Русь из Византии, имея свои собственные традиции и тщательно разработанный культ. Насаждая свой литургический календарь событий «священной истории», христианская церковь пыталась искоренить «богомерзенні» традиции языческих верований и обрядов. Этот процесс религиозного двоеборья затянулся на долгие века и не увенчалась окончательной победой православия. И сейчас во многих действах, связанных с церковными праздниками, можно увидеть пережитки древних языческих традиций. На Подолье языческая обрядность имела глубокие и крепкие корни.

В календаре подолян не было четких разграничений между зимними, весенними, летними и осенними сезонами. Каждый из них логично переходил в следующий, создавая замкнутый цикл вечного круговорота природы, чередование периодов работы и отдыха. Самым благоприятным для крестьянского досуга был зимний период, особенно насыщен разнообразными обычаями и обрядами.

Праздником, когда «вводится лето в зиму», на Подолье считали Введения (21 ноября по старому стилю). С этой датой связано немало примет, предсказаний и магических обычаев. Характерным обычаем Введения был приход первого посетителя - «полазника». В основу его положена «магия первого дня» - вера людей в счастливую или несчастливую примету. На Ввод не заходила первой в дом женщина или девушка - это могло принести несчастье. Однако визит мужа обещал счастье и благосостояние. «Магии первого дня» придерживались и в другие праздники (на Николая - 6 декабря, на Анны - 9 декабря и на Рождество - 25 декабря).

Своеобразной репетицией рождественско-новогодних праздников были вечерние собрания молодежи, что начинались осенью. Наступало относительное затишье перед новым аграрным сезоном. Эти собрания на Подолье назывались: «вечерницы», «рассветы», «редуты» и т.д. В будние дни на вечеринках в основном работали. Собравшись в одном доме, несколько девушек мяли коноплю, пряли, шили, вышивали и т.д. Однообразная работа скрашувалась пением песен, различными рассказами и шутками. Нередко на эти собрания приходили и парни. Они сукали веревки, чинили конскую упряжь или просто играли в карты и ухаживали за девушками.

Праздничные, или большие вечерницы были посвящены веселью, играм, музыкантам, обрядовым церемониям и забавам. Такие молодежные развлечения происходили и в дни Екатерины (24 ноября) и Андрея (30 декабря). Неотъемлемым компонентом их было всякое гадание, прежде всего гадания о браке.

Во многих селах Восточного Подолья на праздник Екатерины девушки резали ветви вишни, ставили их в воду или в землю на углу. Если они расцвели к Рождеству, то это предвещало скорый брак. Таким же образом иногда гадали о здоровье. Довольно распространенным был обычай «призвания судьбы или суженого». В день Екатерины девушки призывают судьбу, а на Андрея судьба показывает им свои дары. Девушки, собравшись в одном доме, варили кашу из пшена и мака и по очереди вылезали на ворота, говоря при этом: «Судьба, иди к нам ужинать». Были и другие способы «призвания судьбы». Иногда на Подолье девушки собирались на опушке леса. Когда кто-то обзовется далеко, то и судьба далеко, а когда близко, то и судьба недалеко.

Особым разнообразием отличались гадания, приуроченные ко дню Андрея. Один из интересных приемов любовной магии - «засевания конопли» (иногда вместо конопли использовался лен или мак). В найглухішому углу двора (возле колодца или поленницы) девушка в темноте засевала горсть семян. Затем, изогнувшись так, чтобы ее юбка или фартук касались земли, она несколько раз обходила засеянное место, «во-лочачи конопля». Все эти действия сопровождались поговоркой:

Андрей, Андрей!

Я на тебя лен (коноплю) сею,

А запаской волоку,

Потому что я замуж хочу.

Дай же, Боже, знать,

С кем свадьбу играть.

На всей территории Подолья была распространена андреевская игра «кусать калиту». Калитой называли большой корж, обмазанный медом или подслащенный сахаром, который на нитке цепляли до домашнего матицы. Участники игры по очереди подъезжали к этому коржа на кочерге, изображая всадников. Задача состояла в том, чтобы подпрыгнуть и откусить кусок калиты, не засмеявшись и не выпустив из рук кочергу. Тот, кому это удавалось, был вроде бы счастливо жениться в следующем году. Всем остальным, по условиям игры, специально предназначенный «писарь» обмащував лицо сажей.

В основном андреевские гадания были сугубо девичьими.

На Подолье широко бытовал способ гадания с «балабушками» - маленькими булочками. Тесто для них замешивали на «непочатій» воде, которую каждая девушка должна была принести во рту из реки или колодца. Зная об этом, парни нередко устраивали засады, смешили и пугали девушек, заставляя их несколько раз возвращаться за водой. Количество «балабушек» соответствовало количеству девушек, присутствующих на посиделках. Намазал салом, их выкладывали на скамейке или на полу так, чтобы каждая девушка видела свою. После этого в дом заводили пса, которого специально не кормили. Девушка, чью балабушку» пес съедал первой, раньше всех должна была выйти замуж. Оставленные псом хлебцы означали, что их обладательницы в следующем году не имели шансов на женитьбу.

Перспективы будущего брака девушки пытались определить, считая дрова в охапке (четное число - хорошая примета), считая колья на определенном отрезке плоту или плетня, выливая воск или пуская половинки орехов с зажженными свечами на воду, заглядывая в полночь в зеркало, кладя на ночь под голову пояс, с помощью колец, «вещих» сновидений и т.д.

Существовали специальные гадания, имевших целью распознать профессию будущего мужа, узнать, кому будет принадлежать главенство в семье.

Можно полагать, что в обычаях праздников Екатерины и Андрея сохранился отголосок языческой обрядности. В эту ночь, как и в новогоднюю, народный этикет позволял или, вернее, снисходительно относился к некоторым проявлениям антигромадянської поведения. В роли «нарушителей порядка» обычно были парни и подростки. Набор типичных «андреевских шуток» был довольно однообразным. Чаще всего парни снимали с ворот калитки и заносили их к соседям или на край села. Завязывали веревкой, закладывали дровами, подпирали колом дверь дома, вылезали на крышу и затыкали трубу, чтобы дым пошел внутрь, пускали в дымоход воробьев. Признаком молодецкой силы считалось умение незаметно вине-сти виз на дом. На утро увидеть это зрелище собиралось немало зрителей. Довольно часто в ночь на Андрея парни стучали в стены и окна, а если кто-то выглядел снаружи, его обливали водой или чернили лицо сажей.

В подольских селах был обычай изготовления тыквенных масок. Освещенные изнутри свечой маски в темноте напоминали человеческий череп. Как правило, ребята пугали ими девчонок.

6 декабря праздновали день св. Николая. В этот день принимали ритуального гостя - «полазника». Под влиянием польских обычаев среди украинцев Подолии распространилась традиция дарить подарки от Николай и. 6 декабря устраивались поучительные спектакли на религиозные темы, где вместе со святыми действовали и черти. После окончания спектакля вручали подарки детям. Иногда выпекали особый вид печенья - «николайчики». Вместе с другими гостинцами и палкой, предостережением от злых поступков, их клали детям ночью под подушку. Обычай дарования на Николая сохранился и сейчас.

Среди череды зимних праздников подоляне уважали особенно Рождество, Новый Год и Крещение. Обрядность каждого из них очень похожа. Все эти праздники должны защищать людей от влияния злых сил, обеспечить благосостояние и счастье в семье в следующем году, определить перспективы на будущее.

На период святок прекращались все хозяйственные работы, за исключением некоторых самых необходимых. Несоблюдение этих правил, за народными нормами, считалось греховным и грозило нарушителям всевозможными несчастьями. Интерьер жилья набирал праздничного вида. Часто дом украшали вышитыми полотенцами, искусственными бумажными цветами и вытынанками - мережаними бумажными вырезками.

Праздничная трапеза накануне Рождества (Сочельник, богатая кутья, вилия) имела торжественный характер. Под образами расстилали чистое сено, на которое ставили горшок с кутьей - пшеничной кашей, подслащенной медом, с маком и орешками. Земляной пол покрывали соломой. Кто-то из старших членов семьи разбросал в соломе орехи. Разыскивая их, дети кудахкали, как куры. На второй день на рассвете солому выносили из дома и раскладывали костер возле ворот или при дороге - «жгли дидуха». Взрослые и дети перепрыгивали через огонь.

Обязательно в Сочельник хозяин заносил в дом сноп пшеницы, ржи или овса - «дидуха» - и ставил его в углу. Через несколько дней он или кто-то из колядников этот сноп обмолачивали. Собранным с него зерном было принято начинать сев.

Праздничный стол в подольских селах также застилали сеном, по углам клали чеснок (он выполнял роль оберега), а потом накрывали скатертью. Кое-где под стол клали топор. На ней все члены семьи ставили ноги, «чтобы были такими же крепкими». На ужин готовили 12 блюд. Это должно было обеспечить благополучие людей в следующем году. Поэтому даже самый бедный крестьянин прилагал все усилия, чтобы встретить Рождество лучше. Начинали кушать с углу. Среди подолян широко бытовало поверье, что души умерших родственников принимают участие в праздничной трапезе, их обязательно вспоминали добрым словом. Для них после ужина оставляли остатки пищи на столе (мыть посуду в этот день считалось грехом). На ночь все члены семьи клали свои ложки в горшок с кутьей. Это делалось для того, чтобы обрядовой каши могли поесть предки. В такой же способ часто гадали: если на утро чья-нибудь ложка была перевернута - это пророчило смерть ее хозяина в следующем году.

Ясное небо на Сочельник предвещало урожай. Сосульки возле крыш обещали урожай кукурузы, а иней на деревьях - урожай фруктов. Верили также, что на Сочельник скот получает способность говорить. Было принято кормить лошадей, волов и коров хлебом. На Сочельник происходил обмен ритуальными блюдами. Ужин, которую присылали родственникам, крестным родителям, бабе-повитусі, состояла, как правило, из главных ритуальных блюд стола: углу, рыбы, кнышей, пирогов и т.д. Принимая обрядовую еду, хозяева благодарили и тоже передавали дары - такие же блюда со своего стола. Таким образом, обмен ритуальным ужином символизировал родство двух семей, их расположение и взаимную щедрость. Детей, которые приносили ужин, угощали, одаривали гостинцами - пирожками, орехами, яблоками, конфетами.

Накануне или в первый день Рождества вечером начинали колядовать. Группы парней заходили во двор каждого дома, песнями славили хозяев, желали им здоровья, достатка, выполняли ряд обрядов, за что получали определенное вознаграждение. В основе этих обходов была магическая действие «первого дня», согласно которому высказанные в период святок пожелания должны стать реальностью. Группа парней-колядников во главе с «березой» (парнем, который носил церковный звонок как признак власти) шла прежде всего к священнику и колядовала у него в сенях или под окном. От священника шли к господину, а потом колядовали у каждого хозяина, в каждой хате. Деньги, собранные за колядование, а также пеньку, хлеб, яйца и т.д поступали в собственность церкви. Колядки пели на несколько голосов, чаще a capella, иногда в сопровождении подольских троистых музыкантов (скрипка, цимбалы, бубен).

На Восточном Подолье преобладали обходы со звездой, изготовлявшейся, как правило, из обычного решета, к которому приладжували «рога» (от 5 до 12). Затем эту конструкцию обклеивали разноцветной промасленной бумагой, украшали фольгой, лентами и кистями. Внутрь вставляли свечу - так образовывалось что-то вроде волшебного фонаря.

- На Западном Подолье, кроме «Вифлеемской звезды» (или вместо нее), колядники часто носили с собой вертеп - театр костюмированных исполнителей. Драматическое действо вертепа состояло из двух частей - религиозной (серьезной) и светской (інтермедійної). Соответственно на две категории делились и сами исполнители - маски. Здесь театралізовувалась легенда о необычном рождении Христа. В вертепе были «цари» («короли»), «пастыри», «ангелы», «воины», «царь Ирод». Среди светских персонажей вертепа популярными были «дед», «баба», «черт», «коза», «еврей», «цыган», «казак» и т.д.

В населенных пунктах Подолья, где проживали украинцы и поляки, группы колядников, хотя и делились по национально-религиозному принципу, во время обходов никогда не ограничивались посещением дворов своих единоверцев. «Польские» колядники считали своим долгом зайти к священнику и его пастве, а украинские - идут к дому ксендза. Таким образом, и те и другие обходили все село, собирающие мелкие деньги и хлеб как для церкви, так и для костела.

Второстепенным членом обходов была «коза». ее роль исполнял парень, на которого надевали тулуп шерстью вверх. В руках он носил вырезанное из дерева примитивное чучело животного с выжженными ноздрями, а вместо глаз вставляли блестящие бляшки или пуговицы. Председатель «козы» имела подвижную нижнюю челюсть с бородкой, забавно щелкала во время спектакля. На рога «козы», иногда вешали колокольчики и сопровождалась их цветными лентами. Центральным моментом ритуального действа были танец «козы», ее «смерть» и «воскресение», которые символизировали циклический круговорот времени, приход Нового года. Во время обходов ряженые колядовщики пели:

Идем с козой.

Господь с тобой.

Где коза туп-туп,

Там ржи семь куч.

Поздравляя хозяев с праздниками, колядники разыгрывали юмористические сценки: «ссоры деда и бабы», «доение козы», «продажа козы на ярмарке» и др. В заключение хозяева обязательно одаривали ряженных «колядой» - деньгами и продуктами. Часть денег, собранных колядниками, шла на организацию молодежных вечеринок с музыкой и танцами. Традиционное колядование с «козой» кое-где сохранилось и теперь.

Последний день старого года и первый день нового подоляне отмечали как праздники Меланки и Василия. В отличие от Рождества и Крещения эти дни не имели важного значения в религиозном календаре, поэтому в их обрядности почти не заметно церковных мотивов. Ночь перед Новым годом считалась волшебной, с ней было связано немало поверий и ритуалов. Среди подолян длительное время распространялись легенды о гайдамаков, которые во времена турецкого владычества заховували свои сокровища. А в полночь на Новый год якобы эти деньги «горят» и их можно найти.

Под Новый год, как и на Рождество, носили «вечерю», но на этот раз преимущественно сельской бабе-повитусі. Обычно к ней ходили молодые родители, у которых в течение года родились дети. Вместе с «ужином» пупорізній бабе приносили подарки, а она, в свою очередь, угощала гостей. На всей территории Подолья были распространены новогодние церемониальные обходы ряженых - «Меланка». Центральную роль - «Меланки» - исполнял парень, переодетый в народное наряд девушки. Все другие карнавальные роли, по традиции, также выполняли неженатые ребята. Одним из символических компонентов «Меланки» было новогоднее пахоту и сев.

Постепенно этот праздник превращалось в народную забаву. Парни собирались группами, нанимали музыку и ходили под окнами домов, где были девушки. Парни пели песни, в которых превозносили родителей девушки, а главным образом, и ее саму. Обряды в каждом доме завершались традиционным просьбой награды «пеньки на наметку, св. Николаю на очкур».

Популярным персонажем новогодних обрядов был «медведь». Его изображал парень, обвязанный гороховою соломой или переодетый в вывернутую вверх шерстью кожух. Вместе со своим поводырем - «цыганом» - он разыгрывал забавные сценки из репертуара скоморохов-медвежатников. На «Василия» было принято заводить в дом украшенного цветами коня, называя его при этом «полазним». Кое-где «віншувати» с конем ходили на второй день Рождества. В прошлом веке представители духовенства и господствующих слоев населения также придерживались обычая новогоднего «полазника»-животные. Слуги брали коня, вола и овна, где есть эта скотина, украшали их поясами, колосьями, калиной, барвинком и в таком виде вводили в комнату поздравить хозяина с Новым годом, пожелать счастья.

Было распространено в селах Подолья засевание новогоднее зерном, эта традиция кое-где сохранилась и в наше время. Символическое посевание осуществляли и родители, и дети. В доме разбросали на полу и столе хлебные зерна, произнося традиционное поздравление: «Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю», или «Сейся, родись, рожь-пшеница, на Новый год, на Василия». По поверьям, эти зерна могли выполнять роль оберега. Хозяева иногда осыпали ими окна.

Рождественско-новогодние торжества завершались праздником Богоявления, известным в народе как Крещение (Ордан, Ардан). Вечер накануне (5 января) называли щедрым, вторым Сочельником, второй вилией, голодной кутьей. В этот день, как и перед Рождеством, воздерживались от хозяйственных работ, постились, готовили кутью. Главным в празднике Богоявления были обряды, связанные с водой.

Обязательно ходили в церковь святить воду. Ею же каждый хозяин кропил всех членов семьи, дом, другие здания, колодцы. На голодную кутью кое-где готовили специальные лепешки с медом - «пидпалки». Перед ужином отец, сын или брат отца ходили с підпалками в овчарню, кропили там «святой» водой, писали кресты мелом на дверях, воротах и ели підпалок, чтобы «спастись от злых духов».

В основном на территории Подолья щедровали не на Новый р:к, а накануне Крещения. В этих обходах уже не участвовали ряженые. Парни и девушки исполняли под окнами гостиной песни, обязательно повторяя: «Щедрый вечер, добрый вечер».

Кульминационный момент церковного праздника Ордані - погружение священником креста в воду, после чего она считалась освященной. По давней традиции, эта церемония проходила под открытым небом, на берегах рек, ручьев, озер. Еще накануне из льда вырубали большой крест, пробивали прорубь. Скульптурное изображение креста устанавливали вертикально и нередко обливали свекольным квасом, отчего оно приобретало красного цвета. Было принято также украшать крест барвинком и ветками сосны. В день водосвятия в селах и городах устраивались многолюдные крестные ходы к реке. Кроме икон и церковных хоругвей, участники этих процессий несли зажженные «троицы» - три свечи, перевитые зеленью базилика, тимьяна и других цветков. В небо подбрасывали голубей, предварительно украшенных лентами из цветной бумаги. Появление этих птиц на Ордані должна была символизировать «духа Божьего». Идя на водосвятие, женщины несли вместе с «троицей» самодельные «арданські» платки из грубого полотна, их зажигали вместе со свечами. «Арданським» платкам в народе приписывалась целебная сила. Если возникала потребность, дымом от них подкуривали и людей, и скот. Универсальным лекарством от всех болезней считалась «арданська» вода. Наполненные ею бутылочки до недавнего времени стояли наготове в каждой крестьянской избе.

После Крещения в подольских селах начинался новый свадебный сезон, который продолжался до Великого поста. Зимние мясоед в народно-бытовом календаре были временем веселья и досуга. Молодежь собиралась на вечерницы, супруги устраивали складчины, ходили друг к другу в гости. С целью приблизить весну в некоторых местностях пекли большой хлеб и обносили его «по солнцу» вокруг дома.

2 февраля отмечали праздник Сретения. В этот день, по поверьям, зима встречалась с летом и боролась с ним. Лето уособлювалось в образе скромной девушки, украшенной нежными растениями, а зима - в образе буйной женщины, голова которой, словно бочка, а губы - как ведра. До восхода солнца набирали воду в колодцах. Эта «сретенская вода считалась целебной.

Накануне Великого поста, который длился семь недель до Пасхи, в традиционном питании важное место отводили мясным и молочным блюдам.

На Подолье Масленицу справляли без особых церемоний: катались на санях, ходили в гости, готовили вареники, угощали водкой. Масленицу изображала замужняя женщина, которую со смехом и шутками возили селом соседки. Еще неженатому парню, который только попадет в руки, женщина или баба привязывает к руке или к ноге кусок дерева - преимущественно качалку, будто в наказание за то, что не женился. Кому привяжут колодку, то должен откупиться, заплатить тем, что привязано.

На Масленицу парни угощали девушек водкой, пивом, сладостями - «покупали колодку». В знак благодарности за это каждая девушка вышивала перкалеву платок, украшая ее цветами и инициалами своего избранника. Вместе с 2-4 писанками она вручала ее парню на Пасху - «возвращала колодку». Такие ритуальные дарования проявляли взаимные симпатии молодых людей и нередко завершались заключением брака.

Ряд обычаев и поверий приурочивали к началу Великого поста - так называемого жилавного понедельника. В этот день выпекали специальные лепешки - «жилавники». Сажая их к печи, хозяйка накладывала на каждый из них крестик из соломы. В зависимости от того, как випікались «жилавники», судили о здоровье членов семьи в будущем.

Дальше будет