Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

«Господин или госпожа Литература?»
Литературный конкурс 7 класс

Л. Фурсова,

учитель украинского языка и литературы
Днепропетровская обл.



Цель: заинтересовать учеников творчеством украинских авторов, дать возможность детям продемонстрировать свои актерские и творческие способности, привлечь к работе над литературными произведениями.

Рекомендации: в конкурсе могут принимать участие и юноши, и девушки. В зависимости от того, кто победит, будет вручаться звание «Господин Литература» или «Госпожа Литература».

Конкурс «Узнайте писателя»

Участникам предлагается за определенными фактами назвать имя писателя, о котором идет речь. Каждый правильный ответ оценивается одним баллом.

1. Писатель, который принимал активное участие в крестьянском движении Восточной Галиции. Крестьяне избрали его послом австрийского парламента.

(Василий Стефаник)

2. После простуды эта писательница была частично парализована. Болезнь мешала ей вести активную общественную жизнь. Направления творчества в основном феминистическое.

(Ольга Кобылянская)

3. В 1881 г. эта писательница сильно простудилась. Это было начало неизлечимой болезни - туберкулеза костей.

(Леся Украинка)

4. Этот писатель подвергся преследованиям за выступления против власти. В годы империалистической войны находился на фронте.

(Степан Васильченко)

5. В 1902 году остался сиротой, учился в гимназии и жил в семье композитора М. Лысенко и профессора А. Русова. В годы советского тоталитаризма был заключен. Его именем названа литературная премия, которая присуждается писателям-переводчикам.

(Максим Рыльский)

6. Этот писатель был академиком АН УССР, председателем Верховной Рады Украины. Владел 15 языками.

(Павло Тычина)

7. Два года прожил в деревне под полицейским надзором. В 1886 г. его арестовали и привезли в Харьков. В 1888 г. был сослан в Балаганськ Иркутской губернии. Поэт-революционер.

(Павел Грабовский)

8. Его и других членов редакции журнала «Друг» арестовывают, после этого аресты поэта происходили в 1880 и 1889 годах. В 1893 г. он защищает в Вене диссертацию на звание доктора философских наук.

(Иван Франко)

9. Родился в семье рабочего в г. Дебальцево Донецкой области. С 11-ти лет работал на содовом заводе, затем - на шахте. С 14-ти лет писал стихи.

(Владимир Сосюра)

10. Учился в Миргородской приходской школе. С 1871 года живет в Полтаве, работает в губернском скарбництві.

(Панас Мирный)

Парад литературных героев

Задача для участников: представить литературного героя в любой форме - нарисовать, сочинить стихотворение, песню, изготовить костюм. Оценивается творческий подход к выполнению задания, артистизм, умение показать черты персонажа. Максимальное количество баллов - 12.

Один из вариантов выполнения конкурсного задания:

1. Кайдашиха («Кайдашева семья» И. Нечуя-Левицкого)

Хорошая кухарка я

И умею делать все.

Невестка у меня - ну и змея!

Не даст спокойно жить.

Такое лентяйка: спит, лежит,

А я должна все делает.

2. Пузырь («Хозяин» И. Карпенко-Карого)

У меня денег много,

Это для меня просто праздник,

Потому что люблю я их собирать

И в сундук все складывать.

Еще и медаль мне дали,

За это денежки взяли.

Чтобы медаль демонстрировать,

Надо бороду срезать.

3. Мавка («Лесная песня» Леси Украинки)

Лесная царица я,

Ива - матушка моя.

Полюбила я человека

И уже бы составила с ним семью,

А мамаша его злая

Меня из дома выгоняет..

4. Ольга Ляуфлер («Человек» О. Кобылянской)

Я имею собственное достоинство

И собственные чувства.

Я стараюсь устроить

Сама свою жизнь.

Образование получать -

Это есть моя цель.

Как можно больше знать - сь чего хочу я.

И придется, видимо,

За нелюбимого идти.

Семье моей надо

Повіддавать долги.

От этого брака будут иметь

Мои родители куши,

А я иду против сердца

И собственной души.

«Музей писателя»

Каждый из участников с помощью жеребьевки определяет, музей которого писателя ему надо «создавать». Следует максимально точно показать с помощью устного рисования использования отдельных предметов быта и особенности жизни или творчества писателя. Максимальное количество баллов - 12.

Конкурс «Литературный блиц»

Участники конкурса вытягивают конверты с вопросами, конвертов столько же, сколько и участников. В каждом из них - три вопроса, на которые участник быстро должен дать ответ. Конверты ученики берут по очереди, отвечают сразу же.

1 конверт

1) Назвать признаки импрессионизма.

2) Назвать основные произведения В. Винниченко.

3) Что такое реализм?



2 конверт

1) Что такое песня?

2) У какого писателя возлюбленную звали Лидия Паперук?

3) Сформулируй основные признаки экспрессионизма.



3 конверт

1) Назвать факторы, которые повлияли на развитие модернизма.

2) Как называлась первая сборка Г. Рыльского?

3) Что такое новоромантизм?



4 конверт

1) Какие ты знаешь признаки реалистического искусства?

2) Назовите творческие литературные пары.

3) Что такое символизм?



5 конверт

1) Названия представителей новоромантизму.

2) Назовите 5 театров, которые носят имена украинских писателей.

3) Кто из украинских писателей имел больше псевдонимов?

Актерский конкурс «Инсценировка отрывка»

Задание: инсценировать указанный отрывок (определяется жеребьевкой). До инсценировки участник могут приглашать своих друзей.

1-й отрывок

И. Нечуй-Левицкий. «Кайдашева семья».


От слов: «Зачем ты, Мотре, прячешь починки в свой сундук?» (IV часть) до слов: «Ставьте, тату, скорей хату через сени».

2-й отрывок

Панас Мирный. «Разве ревут волы, как ясли полные?»


От слов: «Вот теперь, ребята, спочинемо!» (IV часть) до слов: «А, наверное, пора, ребята, и овец поить!»

3-й отрывок

И. Карпенко-Карый. «Хозяин».


От слов: «Сейчас будем обідать» (ява XIII, действие И) к

слов: Я стесняюсь сидит рядом с тобой за столом».

4-й отрывок

Леся Украинка. «Лесная песня»
.

От слов: «Мавка. Не руш! не руш! не режь! не убивай!» (И действие) до конца действия.

5-й отрывок

И. Франко. «Украденное счастье».


От слов: «Жандарм. Сюда ходи!» (ява пятая действие второе) до конца действия.

По количеству набранных баллов определяется победитель. Если это юноша, то ему присваивается звание «Господин Литература». Если побеждает девушка, то она получает звание «Госпожа Литература».