Статья
Олейник Борис
«Я родом из хлеба...» Литературно-музыкальная композиция по творчеству Бориса Олейника 7 класс
Внеклассное чтение
Г. Пресс, Л. Скотняченко,
учителя украинского языка и литературы
Житомир Цель: ознакомить учащихся с творчеством известного поэта, чьи произведения получили не только всеукраинское, но и всенародное признание; развивать читательские вкусы, наблюдательность, умение выполнять идейно-тематический анализ стихотворений, совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений: воспитывать любовь и уважение к украинской поэзии, чувства патриотизма, любви к матери, уважительного отношения к хлебу - символа жизни.
Оборудование: портрет поэта, сборники стихов Бориса Олийныка, эпиграф, раздаточный материал, таблица «Солнце поэзии Бориса Олейника», музыкальное сопровождение (музыка Бетховена, записи песен на слова Бориса Олийныка «Песня о матери», «Седая ласточка»).
Ход урока
I. Мотивация обучения школьников
Объявление темы и цели урока.
Учитель. Сегодня для каждого из нас откроется неповторимый мир поэзии известного украинского поэта Бориса Олийныка.
Посмотрим на его портрет. Что мы можем сказать о творце? (Глаза светятся добротой, искренностью, умом; это, наверное, человек с большим жизненным опытом, к./дра, честная.)
На уроке мы ознакомимся с разнообразной тема-тикою произведений поэта, совершенствовать навыки идейно-тематического анализа поэзии, выразительного чтения поэтических произведений, а также выскажем свое мнение относительно услышанного и увиденного на уроке и научимся обосновывать ее.
Эпиграфом урока являются следующие строки:
Любить отчаянно, как весна,
Ненавидеть, как зима, беспощадно, -
Это полноценность.
Но не сполна,
Когда не имеешь таланта прощать.
Борис Олейник
II. Выразительное чтение учащимися стихотворений Бориса Олейника
Поэзия Бориса Олийныка впитала в себя мудрого замысла земли, ее шероховатую подлинность, гордую силу, и память, и доброту. Тихие воды и ясные зори, и вербова сумрак, шепот курганов и суровое молчание могил, песня из-за горы и грохот реактивных двигателей отзываются в ней голосом древним и новым - большим опытом народа в его историческом бытии. Есть в ней расчетливый спокойствие, с которым течет между пологими и крутыми берегами Днепр, пробивается к солнцу росток, земля впитывает снег весной, а хлебороб хозяйничает ниву.
Родился Борис Олейник 22 октября 1935 года в селе Зачепиловка на щедрой Полтавской области.
1. Я тем уже должник,
Что украинец отродясь:
Ибо судьба, видимо, в настроении была,
Когда в приданое нам давала землю, и воду,
И голубого неба в два крыла.
Мой сытый чернозем плодовитый, словно женщина,
История глубокая, вплоть отерп.
Это, пожалуй, только у нас на золотые обжинки
Всегда под рукой со смеху литой серп.
Зайди в мое село - куда твоему эдема:
Ставок. Хрущи. Рощ зеленограй.
А парень такой, хоть сейчас в диадему
Дари своей Чурай.
(«Мой долг»)
2. В снах беспечального детства
вкус полета я почувствовал:
Вплоть до солнца головой добирался я тогда.
И, наверное, с того чуда стал рыжий у меня чуб,
И остались на лбу сонценята золотые...
(«В снах беспечального детства...»)
Безграничную любовь к окружающему миру вынес малый Борис из дружного семейного круга; всю свою жизнь он ревностно выполняет наставления родителей, всей родни.
3. Дед сказал:
- А ударь по несчастью,
Все же у меня, родителей сын!
Погуляй в свое удовольствие,
Разбирайте, ребята, плетень.
Гопаком выходи на луга,
Шквар, чтобы знали панычи!
Напрямик чеши, внучку,
Лишь... могил не потопчи.
4. Отец говорит:
- Ну-ка, парень,
Погуляем, как прежде.
Пределы дукам перетопчем,
Старшине потрощим лес.
Разжигай плетни ленивые,
Сытых ублюдков проучить!
Только, смотри, при том, козаче,
Ты своих... не потопчи.
5. Мать вносит сорочину,
А мережка же - как огонь!
- Погуляй, дитя мое.
Только, сын, и твоего.
Тропу сквозь тихую отаву
По росе протолочи.
Да и гуляй себе на славу! Только... ржи не топчи.
(«Притча о славе»)
6. Облако стелется скатертью
И над бабой над Екатериной.
Наробилася, находилась,
Натоптала столько дорог,
Что в ногах уже не уместились.
То положила их под порог...
А было же когда-то: хата ходуном,
Еще и ругалась когда:
«Уже набрались... Понаходили...
Или смолы бы вы не напились?»
7. Дед Иван под рюмкой доблестно
Гопак во дворе шерстил:
«И чтобы я на свои, заработанные,
Общество не угостил?!»
Как уходил на фронт - был трезвый дед.
А ее окутала печаль...
Вернулся сосед с протезами,
А от деда привез... медаль.
8. Не заплакала, не забилась,
Только в тот день последним сном
На ставни закрылось
Причілкове первое окно.
Потом еще трое в сумме седому.
их никому не одчинить:
Второе - сыновья...
Третье - сыны,
И четвертое - дочкины.
И осталось одно.
И так странно зорить
Сквозь цветения и листопад:
Что четыре пути начались во дворе,
А куда же они подались?,..
(«Дорога бабы Катерины»)
Не обошло страшное лихолетье семью Олейников. Зловещая война врезалась тяжелой реальностью в ди-тячі годы поэта. Забрала она родных и близких ему людей.
9. В железный век, пристріляний до пня,
Когда чаще от святого «мать»
Гремело на колыбелью: «война»,
Суждено нам познавать бесконечность...
(«В зеркале слова»)
Поэт пережил войну и обращается в поэзии к потомкам:
10. Я кланяюсь вам по-сыновьи низко, солдаты.
Я молюсь на ваши празднике победы и потери.
Только же вы не трубите в последний поход,
Только же вечно живите.
Мы вам хохлатки в ноги постелим от дома к дому.
Надаруєм внуков, словно ластів'яток, к празднику.
Только вы, пока мир, не отходите в гранит,
Только же вечно живите!
(«Сыновнее»)
11. Никто не забыт.
На пепел никто не сгорел:
Солдатские портреты на вышитых крыльях плывут...
И пока есть память в людей и живут матери
Допоти и сыновья, что споткнулись о шары, живут.
Поэт подчеркивает, что жизнь не оборвется, пока есть на свете мать.
12. Род наш - из корня ивы.
Не ищи древнее знати:
На фамильном гербе
Мы карбуєм вечное: «Мать».
(цикл «Седое солнце мое»)
13. Остановитесь, поэты!
Ждите, не надо...
Мать вышла на крыльцо и смотрит в небо...
(«Мать»)
14. Мамо, вечір догоря,
Походит тебя роса.
Только ты, словно звезда,
Даленієш в небеса,
Даленієш, как за ресницами слеза.
Сад вишневый на горе,
Вернулись журавли.
А мне, как до зари,
Долетать на крыле
Все к тебе, как к вечной зари.
Там, где ты когда-то шла,
Тихо тропа зацвела
Вечерняя ноготками,
Рожью-судьбой світанковою.
Чудом-сказкой,
Юным подсолнухом,-
Седая ласточка,
Седые солнышко...
15. Мать наша - сивая горлиця.
Все к ее сердцу льнет:
Золотая пчела - бусиной,
Небо - празниковою платком,
Седой дуб - прокуренным прадедом,
Белочка - рисованным пряником,
Жура-журавель над колодцем
Чистой слезой-водицей,
А земля - пшеницей ярой,
А летом - задумчивым явором,
Что с сорок первого сокрушается:
«Где это, молодице, твой суженый?»
Месяц - не поколотым золотом,
А береза - утренним солодом,
Хата - ласточками над крышей,
А туман - вдовиною утешением.
Яйцом - солнышко в шкафу...
А она до всех до них - песней.
16. Мать сеяла сон под моим под окном.
А уродился подсолнечник.
И теперь: хоть буран, хоть бурьян или туман,
А мне - солнечно.
Мать сеяла лен под моим под окном.
А сошло полотно.
И теперь: хоть овраги, хоть ветры сквозь боры,
А я иду все равно.
Мать сеяла снег, чтобы он мягко к ногам;
А уродилось зелье.
И хоть январь сечет, а мне за плечом
Журавли журавлять.
Мать сеяла хмель, чтобы девушек отовсюду
Состоянием я знаджував,
А они, которое на смех, пропускали все,
Все же одна - решилась.
Мать выбрала лен. И вино уже давно
Хмельно так хмелиться.
И из-под крыльев журавлиных мне под окно
Ноябрь стелется.
Только цветом своим при моем окне
Не опав подсолнечник.
Я несу его в мир, чтобы не только мне,
Чтобы и вам солнечно.
17. Песня о матери.
(Исполнение учащимися песни)
Посеяла людям лета свои, літечка рожью,
Убрала планету, послала тропам спорыша,
Научила детей, как на свете по совести жить.
Вздохнула полегко - и тихо пошла за границу.
- Куда же вы, мама?! - испуганно бросились дети.
- Куда вы, бабушка? - внуки бегут к воротам.
- И я недалече... где солнце ложится отдохнуть.
Пора мне, дети... А вы уже без меня растите.
- Да как же без вас мы?.. И что вы задумали, мама?
- А кто нас, бабуля, в сон поведет по сказкам?
- А я вам оставляю все радуги с журавлями,
И серебро на травах, и золото на колосках.
- Не надо нам радуг, не надо нам серебра и золота,
Только чтобы вы нас ждали всегда край ворот.
И мы же переробим всю вашу вечную работу, -
Оставайтесь, мамочка, навеки оставайтесь. Не идите.
Она улыбнулась, красивая и седая, как судьба.
Махнула рукой - взлетели ввысь полотенца.
«Оставайтесь счастливы», - и стала задумчивым полем
На целую планету, на все поколения и века.
18. Но что это осветило
Весь огром посреди ночи?
Что это - солнце среди ночи?
...Матери вынимают хлеб.
Иметь и хлеб - два ведущих образы, тесно переплелись в поэзии Бориса Олейника.
19. Нет такого хлеба на земле,
Как то, что моя мать пекла,
На письме ореховом в печи,
Глубокой, словно тоннель круг Яремча.
Как небо звездами, то мамин хлеб
Осыпан был зернышками тмина,
Он звал и манил меня издали,,
Как праздник благовоний в нашем доме.
Я не пойму никогда, как влезло
Моя жизнь в маленьком слове: хлеб.
Вселенная - в звезде тмина душистого.
(«Хлеб»)
20. Мы все с хлеба вырастали, сын,
С работы то есть - чуда из чудес, -
Она же и родила в нас Человека,
Подняв с четырех до піднебесь.
Нас звал хлеб на доброе, честное дело
К братскому трудящегося коша.
Мы в нем чтим не только тело,
В нем - народная светится душа.
(«В оборону хлеба»)
21. Ты, вседержитель в небе, на море и суше, -
Хлібе единый для всех поколений и миров,
День мой грядущий, день проминулий и сущий
Благослови. И освяти. И образования.
Колосе-наводнения! Знаком пшеничной веры
В небо взойди и прости заблудших нетям,
Что и дотепера еще золото имеют меру,
Так, будто золотом вимірять можно жизнь...
(«Хлеб»)
III. Закрепление изученного материала
Учитель. Поэзия Бориса Олийныка побуждает нас к размышлениям. Вот сейчас мы поразмышляем над теми вечными ценностями в жизни каждого из нас. Это мать и хлеб.
1. Работа в группах.
Задание: написать сочинение-миниатюру, используя данные строки стихотворения Бориса Олейника.
1. В руки беру колосок золотой,
он полон славы человеческой,
В нем девушки слышу я голос звонкий,
Новатора и звеньевой.
2. Мы все с хлеба вырастали, сын,
С работы то есть - чуда из чудес, -
Она же и родила в нас Человека,
Подняв с четырех до піднебесь.
3. Отдай все, что взял, и освятись.
Еще больше, чем взял, сумей отдать...
Стоит на горизонте света мать -
У нее учись...
4. Мать наша - сивая горлиця.
Все к ее сердцу льнет...
(Обсуждение выступлений групп. Оценивание ответов рецензентами.)
2. Работа над составлением схемы «Солнце поэзии Бориса Олейника».
- Дайте определение эпитета (художественное определение).
- На отдельных листах бумаги (лучиках) записать эпитеты к поэзии Бориса Олейника (какая она?).
(Учащиеся отвечают, прикрепляют свои лучики « солнца» на доске.)
Если бы с нами был Борис Олийнык, то откликнулся бы словами своей поэзии:
Ты гукай не гукай, а летом не услышат.
Все бегут и спешат - хоть пой или рыдай...
Вот бы взнать: а они хоть лодками кочуют
Или вслепую гонят, как глухая череда?
А зачем? Пусть дети оценивают честно.
Мы жили. И зря, что не все мы орлы,
Как позовут на отчет, мы спокойно воскреснем.
Пусть История судит. Жили, как смогли...
IV. Домашнее задание
Написать сочинение-миниатюру «Поэзия в моей жизни», использовав информацию, услышанную на уроке внеклассного чтения.
|
|