Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Олейник Борис
«Я родом из хлеба...»
Литературно-музыкальная композиция по творчеству Бориса Олейника
7 класс

Внеклассное чтение
Г. Пресс, Л. Скотняченко,

учителя украинского языка и литературы

Житомир

Цель: ознакомить учащихся с творчеством известного поэта, чьи произведения получили не только всеукраинское, но и всенародное признание; развивать читательские вкусы, наблюдательность, умение выполнять идейно-тематический анализ стихотворений, совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений: воспитывать любовь и уважение к украинской поэзии, чувства патриотизма, любви к матери, уважительного отношения к хлебу - символа жизни.

Оборудование: портрет поэта, сборники стихов Бориса Олийныка, эпиграф, раздаточный материал, таблица «Солнце поэзии Бориса Олейника», музыкальное сопровождение (музыка Бетховена, записи песен на слова Бориса Олийныка «Песня о матери», «Седая ласточка»).

Ход урока

I. Мотивация обучения школьников

Объявление темы и цели урока.


Учитель. Сегодня для каждого из нас откроется неповторимый мир поэзии известного украинского поэта Бориса Олийныка.

Посмотрим на его портрет. Что мы можем сказать о творце? (Глаза светятся добротой, искренностью, умом; это, наверное, человек с большим жизненным опытом, к./дра, честная.)

На уроке мы ознакомимся с разнообразной тема-тикою произведений поэта, совершенствовать навыки идейно-тематического анализа поэзии, выразительного чтения поэтических произведений, а также выскажем свое мнение относительно услышанного и увиденного на уроке и научимся обосновывать ее.

Эпиграфом урока являются следующие строки:

Любить отчаянно, как весна,

Ненавидеть, как зима, беспощадно, -

Это полноценность.

Но не сполна,

Когда не имеешь таланта прощать.

Борис Олейник

II. Выразительное чтение учащимися стихотворений Бориса Олейника

Поэзия Бориса Олийныка впитала в себя мудрого замысла земли, ее шероховатую подлинность, гордую силу, и память, и доброту. Тихие воды и ясные зори, и вербова сумрак, шепот курганов и суровое молчание могил, песня из-за горы и грохот реактивных двигателей отзываются в ней голосом древним и новым - большим опытом народа в его историческом бытии. Есть в ней расчетливый спокойствие, с которым течет между пологими и крутыми берегами Днепр, пробивается к солнцу росток, земля впитывает снег весной, а хлебороб хозяйничает ниву.

Родился Борис Олейник 22 октября 1935 года в селе Зачепиловка на щедрой Полтавской области.

1. Я тем уже должник,

Что украинец отродясь:

Ибо судьба, видимо, в настроении была,

Когда в приданое нам давала землю, и воду,

И голубого неба в два крыла.

Мой сытый чернозем плодовитый, словно женщина,

История глубокая, вплоть отерп.

Это, пожалуй, только у нас на золотые обжинки

Всегда под рукой со смеху литой серп.

Зайди в мое село - куда твоему эдема:

Ставок. Хрущи. Рощ зеленограй.

А парень такой, хоть сейчас в диадему

Дари своей Чурай.

(«Мой долг»)

2. В снах беспечального детства

вкус полета я почувствовал:

Вплоть до солнца головой добирался я тогда.

И, наверное, с того чуда стал рыжий у меня чуб,

И остались на лбу сонценята золотые...

(«В снах беспечального детства...»)

Безграничную любовь к окружающему миру вынес малый Борис из дружного семейного круга; всю свою жизнь он ревностно выполняет наставления родителей, всей родни.

3. Дед сказал:

- А ударь по несчастью,

Все же у меня, родителей сын!

Погуляй в свое удовольствие,

Разбирайте, ребята, плетень.

Гопаком выходи на луга,

Шквар, чтобы знали панычи!

Напрямик чеши, внучку,

Лишь... могил не потопчи.

4. Отец говорит:

- Ну-ка, парень,

Погуляем, как прежде.

Пределы дукам перетопчем,

Старшине потрощим лес.

Разжигай плетни ленивые,

Сытых ублюдков проучить!

Только, смотри, при том, козаче,

Ты своих... не потопчи.

5. Мать вносит сорочину,

А мережка же - как огонь!

- Погуляй, дитя мое.

Только, сын, и твоего.

Тропу сквозь тихую отаву

По росе протолочи.

Да и гуляй себе на славу! Только... ржи не топчи.

(«Притча о славе»)

6. Облако стелется скатертью

И над бабой над Екатериной.

Наробилася, находилась,

Натоптала столько дорог,

Что в ногах уже не уместились.

То положила их под порог...

А было же когда-то: хата ходуном,

Еще и ругалась когда:

«Уже набрались... Понаходили...

Или смолы бы вы не напились?»

7. Дед Иван под рюмкой доблестно

Гопак во дворе шерстил:

«И чтобы я на свои, заработанные,

Общество не угостил?!»

Как уходил на фронт - был трезвый дед.

А ее окутала печаль...

Вернулся сосед с протезами,

А от деда привез... медаль.

8. Не заплакала, не забилась,

Только в тот день последним сном

На ставни закрылось

Причілкове первое окно.

Потом еще трое в сумме седому.

их никому не одчинить:

Второе - сыновья...

Третье - сыны,

И четвертое - дочкины.

И осталось одно.

И так странно зорить

Сквозь цветения и листопад:

Что четыре пути начались во дворе,

А куда же они подались?,..

(«Дорога бабы Катерины»)

Не обошло страшное лихолетье семью Олейников. Зловещая война врезалась тяжелой реальностью в ди-тячі годы поэта. Забрала она родных и близких ему людей.

9. В железный век, пристріляний до пня,

Когда чаще от святого «мать»

Гремело на колыбелью: «война»,

Суждено нам познавать бесконечность...

(«В зеркале слова»)

Поэт пережил войну и обращается в поэзии к потомкам:

10. Я кланяюсь вам по-сыновьи низко, солдаты.

Я молюсь на ваши празднике победы и потери.

Только же вы не трубите в последний поход,

Только же вечно живите.

Мы вам хохлатки в ноги постелим от дома к дому.

Надаруєм внуков, словно ластів'яток, к празднику.

Только вы, пока мир, не отходите в гранит,

Только же вечно живите!

(«Сыновнее»)

11. Никто не забыт.

На пепел никто не сгорел:

Солдатские портреты на вышитых крыльях плывут...

И пока есть память в людей и живут матери

Допоти и сыновья, что споткнулись о шары, живут.



Поэт подчеркивает, что жизнь не оборвется, пока есть на свете мать.

12. Род наш - из корня ивы.

Не ищи древнее знати:

На фамильном гербе

Мы карбуєм вечное: «Мать».

(цикл «Седое солнце мое»)

13. Остановитесь, поэты!

Ждите, не надо...

Мать вышла на крыльцо и смотрит в небо...

(«Мать»)

14. Мамо, вечір догоря,

Походит тебя роса.

Только ты, словно звезда,

Даленієш в небеса,

Даленієш, как за ресницами слеза.

Сад вишневый на горе,

Вернулись журавли.

А мне, как до зари,

Долетать на крыле

Все к тебе, как к вечной зари.

Там, где ты когда-то шла,

Тихо тропа зацвела

Вечерняя ноготками,

Рожью-судьбой світанковою.

Чудом-сказкой,

Юным подсолнухом,-

Седая ласточка,

Седые солнышко...

15. Мать наша - сивая горлиця.

Все к ее сердцу льнет:

Золотая пчела - бусиной,

Небо - празниковою платком,

Седой дуб - прокуренным прадедом,

Белочка - рисованным пряником,

Жура-журавель над колодцем

Чистой слезой-водицей,

А земля - пшеницей ярой,

А летом - задумчивым явором,

Что с сорок первого сокрушается:

«Где это, молодице, твой суженый?»

Месяц - не поколотым золотом,

А береза - утренним солодом,

Хата - ласточками над крышей,

А туман - вдовиною утешением.

Яйцом - солнышко в шкафу...

А она до всех до них - песней.

16. Мать сеяла сон под моим под окном.

А уродился подсолнечник.

И теперь: хоть буран, хоть бурьян или туман,

А мне - солнечно.

Мать сеяла лен под моим под окном.

А сошло полотно.

И теперь: хоть овраги, хоть ветры сквозь боры,

А я иду все равно.

Мать сеяла снег, чтобы он мягко к ногам;

А уродилось зелье.

И хоть январь сечет, а мне за плечом

Журавли журавлять.

Мать сеяла хмель, чтобы девушек отовсюду

Состоянием я знаджував,

А они, которое на смех, пропускали все,

Все же одна - решилась.

Мать выбрала лен. И вино уже давно

Хмельно так хмелиться.

И из-под крыльев журавлиных мне под окно

Ноябрь стелется.

Только цветом своим при моем окне

Не опав подсолнечник.

Я несу его в мир, чтобы не только мне,

Чтобы и вам солнечно.

17. Песня о матери.

(Исполнение учащимися песни)

Посеяла людям лета свои, літечка рожью,

Убрала планету, послала тропам спорыша,

Научила детей, как на свете по совести жить.

Вздохнула полегко - и тихо пошла за границу.

- Куда же вы, мама?! - испуганно бросились дети.

- Куда вы, бабушка? - внуки бегут к воротам.

- И я недалече... где солнце ложится отдохнуть.

Пора мне, дети... А вы уже без меня растите.

- Да как же без вас мы?.. И что вы задумали, мама?

- А кто нас, бабуля, в сон поведет по сказкам?

- А я вам оставляю все радуги с журавлями,

И серебро на травах, и золото на колосках.

- Не надо нам радуг, не надо нам серебра и золота,

Только чтобы вы нас ждали всегда край ворот.

И мы же переробим всю вашу вечную работу, -

Оставайтесь, мамочка, навеки оставайтесь. Не идите.

Она улыбнулась, красивая и седая, как судьба.

Махнула рукой - взлетели ввысь полотенца.

«Оставайтесь счастливы», - и стала задумчивым полем

На целую планету, на все поколения и века.

18. Но что это осветило

Весь огром посреди ночи?

Что это - солнце среди ночи?

...Матери вынимают хлеб.

Иметь и хлеб - два ведущих образы, тесно переплелись в поэзии Бориса Олейника.

19. Нет такого хлеба на земле,

Как то, что моя мать пекла,

На письме ореховом в печи,

Глубокой, словно тоннель круг Яремча.

Как небо звездами, то мамин хлеб

Осыпан был зернышками тмина,

Он звал и манил меня издали,,

Как праздник благовоний в нашем доме.

Я не пойму никогда, как влезло

Моя жизнь в маленьком слове: хлеб.

Вселенная - в звезде тмина душистого.

(«Хлеб»)

20. Мы все с хлеба вырастали, сын,

С работы то есть - чуда из чудес, -

Она же и родила в нас Человека,

Подняв с четырех до піднебесь.

Нас звал хлеб на доброе, честное дело

К братскому трудящегося коша.

Мы в нем чтим не только тело,

В нем - народная светится душа.

(«В оборону хлеба»)

21. Ты, вседержитель в небе, на море и суше, -

Хлібе единый для всех поколений и миров,

День мой грядущий, день проминулий и сущий

Благослови. И освяти. И образования.

Колосе-наводнения! Знаком пшеничной веры

В небо взойди и прости заблудших нетям,

Что и дотепера еще золото имеют меру,

Так, будто золотом вимірять можно жизнь...

(«Хлеб»)

III. Закрепление изученного материала

Учитель. Поэзия Бориса Олийныка побуждает нас к размышлениям. Вот сейчас мы поразмышляем над теми вечными ценностями в жизни каждого из нас. Это мать и хлеб.

1. Работа в группах.

Задание: написать сочинение-миниатюру, используя данные строки стихотворения Бориса Олейника.

1. В руки беру колосок золотой,

он полон славы человеческой,

В нем девушки слышу я голос звонкий,

Новатора и звеньевой.

2. Мы все с хлеба вырастали, сын,

С работы то есть - чуда из чудес, -

Она же и родила в нас Человека,

Подняв с четырех до піднебесь.

3. Отдай все, что взял, и освятись.

Еще больше, чем взял, сумей отдать...

Стоит на горизонте света мать -

У нее учись...

4. Мать наша - сивая горлиця.

Все к ее сердцу льнет...

(Обсуждение выступлений групп. Оценивание ответов рецензентами.)

2. Работа над составлением схемы «Солнце поэзии Бориса Олейника».

- Дайте определение эпитета (художественное определение).

- На отдельных листах бумаги (лучиках) записать эпитеты к поэзии Бориса Олейника (какая она?).

(Учащиеся отвечают, прикрепляют свои лучики « солнца» на доске.)

Если бы с нами был Борис Олийнык, то откликнулся бы словами своей поэзии:

Ты гукай не гукай, а летом не услышат.

Все бегут и спешат - хоть пой или рыдай...

Вот бы взнать: а они хоть лодками кочуют

Или вслепую гонят, как глухая череда?

А зачем? Пусть дети оценивают честно.

Мы жили. И зря, что не все мы орлы,

Как позовут на отчет, мы спокойно воскреснем.

Пусть История судит. Жили, как смогли...

IV. Домашнее задание

Написать сочинение-миниатюру «Поэзия в моей жизни», использовав информацию, услышанную на уроке внеклассного чтения.