Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Шевченко Тарас
Урок по изучению повести Шевченко «Художник» 9 класс

«Повесть эта... дышит правдой»
Н. Підгреб'я,

учитель украинского языка и литературы;

І.Пішко,

методист Заліщинського РМК, Тернопольская обл.

Цель: ознакомить учащихся с русскими повестями Т. Шевченко, рассказать об их судьбе, подробно охарактеризовав одну из них; раскрыть тему, охарактеризовать образы, определить композицию и стиль повести «Художник»; помочь учащимся осмыслить ее содержание, остановившись на жизненных ценностях персонажей повести, на автобиографических чертах и художественный вымысле; утвердить мнение о Шевченко как человека европейского уровня мышления; развивать у учащихся наблюдательность, умение сопоставлять факты, делать обобщения; воспитывать доброту, способность к сопереживанию, а также чувство гордости за великого сына нашего народа.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: повесть Т. Шевченко «Художник»; схематические иллюстрации к всех русских повестей Шевченко; костюмы и мини-декорации для инсценировки отрывка из повести «Художник»; схема-характеристика образа художника; плакат с изображением жизненной линии главного героя; фотокопия отпускной поэта; компьютер, презентация «Фигуры, которые сыграли важную роль в жизни героя», созданная в программе PowerPoint; мелодия Я. Степного «Прелюдия памяти Т. Г. Шевченко»; репродукции картин Кобзаря.

Эпиграф: Повесть эта является чрезвычайно трогательной... Она дышит правдой...

О. Пыпин

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

- В письме Шевченко к Пантелеймона Кулиша от 26 января 1858 года читаем: « ты Научи меня, пожалуйста, что мне делать с русскими повестями? У меня их около двух десятков наберется».

«Около двух десятков...» До наших дней сохранилось только девять... Поэтому давайте сегодня поведем разговор именно о прозаическую наследие великого гения украинского народа.

- Чем объяснить, что поэт Шевченко обращается к жанру прозы и на протяжении нескольких лет упорно работает в жанре повести? При каких обстоятельствах и когда именно это произошло?

- Ответить на эти вопросы с абсолютной уверенностью, пожалуй, нельзя.

- Чрезвычайно интересна судьба русских повестей Шевченко. Скажите, где именно они были написаны?

(Все они написаны в ссылке - в далеком Новопетровском укреплении, на берегу Каспийского моря.)

II. Работа над повестями Т. Шевченко

- Какие же повести Шевченко дошли до наших дней?

(«Наймичка», «Варнак», «Княгиня», «Музыкант», «Несчастный», «Капитанша», «Близнецы», «Художник», «Прогулка с удовольствием и не без морали».)

- Давайте кратко охарактеризуем прозу Шевченко, обращая внимание на автобиографические факты. (Ученики, указывая на соответствующие рисунки к повестям, лаконично рассказывают о произведения.)

Возможна рассказ учащихся:

1. В повести «Наймичка» Шевченко углубляет тематику одноименной поэмы. Главную героиню повести Лукію, как и Екатерину (поэма «Катерина») и Анну (поэма «Наймичка»), Шевченко провел через все страдания женщины-покрытки. Только безмерная материнская любовь спасает Лукію от самоубийства.

2. Повесть «Капитанша» - произведение о изуродовано материнство. Сводную офицером девушку спасает простой человек - ординарец офицера. Когда же она умерла, он сам воспитал ребенка. Образованный же отец ребенка - офицер - в то время живет своей беззаботной жизнью.

3. В повести «Варнак» Шевченко углубляет тематику одноименной поэмы. Герой произведения после долгих скитаний становится предводителем крестьянского отряда и расправляется с господами за обиды над крепостными.

4. В повести «Несчастный» Шевченко осуждает избалованных господ.

5. В повести «Княгиня « Шевченко опять же углубляет тематику одноименной поэмы, выражая осуждение пресыщенным господам. В ней есть немало автобиографических фактов (детство поэта.)

6. Матрос Осип Обеременко из повести «Прогулка с удовольствием и не без морали» за свои заслуги на войне во время обороны Севастополя не желает ни денежных вознаграждений, ни орденов. Он просит освободить от крепостничества сестру. Автобиографические факты - изображен период ссылки.

7. О негативном влиянии войска на воспитание человека идет речь в повести «Близнецы». Автобиографические факты - путешествие Украиной.

8. В повести «Музыкант» Шевченко раскрывает трагедию тонких натур - скрипача Тараса Федоровича, виолончелистки - артистки Тарасевич. Автобиографические факты - выкуп из крепостничества.

9. В повести «Художник» рассказывается о трагической судьбе талантливых крепостных. Произведение разоблачает преступления тогдашнего строя, превозносит простых людей, их силу, способности. Здесь находим наибольшее автобиографических фактов.

Учитель. Основой содержания повестей была сама жизнь. Об этом свидетельствует факт, который повлек написания повести «Музыкант». Во время изучения биографии художника я обращала ваше внимание на эту ситуацию. Что же это за жизненный факт?

(Я думаю, что это произошло в 1845 году, когда поэту пришлось быть на балу у одного богатого и известного украинского помещика. Роскошь бала просто потрясла Шевченко, а его сердце до боли поразил виолончелист из крепостного оркестра, который гениально играл свое соло. Поэт удивился, что ему ни гости, ни сам хозяин не аплодируют. Когда же музыкант отложил свой инструмент и взял в руки скрипку, заиграл известную арию «Преціози», душа Шевченко не втерпіла, он загукав «Браво!» и стал хлопать в ладоши. Все в зале посмотрели на него, как на сумасшедшего. Тарас спохватился, замолчал, ушел в сад, «чтобы развеять печаль...», и там вспомнил, что за обедом тот самый музыкант стоял за стулом хозяина как лакей. У него потемнело в глазах...)

- Этот факт, я думаю, вы убедились, свидетельствует о том, что тематику многих своих произведений Шевченко брал из жизни.

На сегодняшнем уроке мы сосредоточим внимание на осмыслении содержания одного из произведений, на жизненных ценностях персонажей повести, на автобиографических чертах и художественном вымысле.

А какая именно повесть будет предметом обсуждения, вы узнаете, прослушав строки из поэзии Абрама Кацнельсона.

(Ученица читает поэзию Абрама Кацнельсона «В белые ночи».)

В белые ночи шел в летний сад,

Спешил сюда с трепетом в сердце,

Нос длинные кисти и краски в цеберці,

Чтобы утром, не возвращаясь назад,

Идти и домальовувать плафон.

Он уставший. И где делся сон,

И ночи, ночи вроде тоже нет.

Возможно, это ему вознаграждение

За беды все: сделала же так природа,

Что не приходит и ночью тьма,

Чтобы мог он здесь, невольник-малярчук,

После работы лист брать в руки,

И рисовать, и писать...

- Так какая повесть будет предметом обсуждения? («Художник».)

III. Работа над повести Шевченко «Художник»

Учитель. Правильно, «Художник». Именно в этой повести Шевченко наиболее обстоятельно рассказывает о себе. Выдающийся русский ученый А. Пыпин назвал ее «трогательной» и отметил, что она «дышит правдой».

И хотя со страниц произведения мы много узнаем о определенный период жизни Шевченко, все же, как художественное произведение, он содержит и авторский домысел.

А вот и главный герой произведения.

Инсценировка отрывка из повести Т. Шевченко «Художник»

(Парень в грязном халате, сидя на ведре, изображает Сатурна. Недалеко от него останавливается интеллигентный человек (Сошенко) и присматривается. Мальчик, оглянувшись, быстро что-то начал прятать за пазуху. Незнакомец подошел ближе и начал знакомство.)

Сошенко. Что ты здесь делаешь?

Художник. Я ничего не делаю (стыдливо). Иду на работу, да по дороге в сад зашел. (Помолчав.) Я рисовал.

Сошенко. Покажи, что ты рисовал?

(Парень робко вытягивает листок серой бумаги и подает Сошенкові. Сошенко смотрит то на парня, то на рисунок.)

Сошенко. Ты часто ходишь сюда рисовать?

Художник. Каждое воскресенье, а если близко где работаем, то и в будни захожу.

Сошенко. Ты учишься малярному мастерству?

Художник. И живописном.

Сошенко. В кого же ты находишься в ученьи?

Художник. У комнатного живописца Ширяева.

(Парень, взяв в одну руку ведро с краской, а во вторую - кисть, хочет уже идти. Его останавливает Сошенко.)

Сошенко. Куда ты торопишься?

Художник. На работу. Я и то уж опоздал, хозяин придет, так достанется мне.

Сошенко. Зайди ко мне в воскресенье поутру, и если есть у тебя какие-нибудь рисунки своей работы, то принеси мне показать.

Художник. Хорошо, я приду; только где вы живете? (Сошенко вытащил ручку и написал на его листке адрес.)

Художник. До свидания! Сошенко. До встречи!

- Так состоялась первая встреча художника с человеком, которая сыграла, возможно, решающую роль в жизни художника, а также и наша первая встреча с главным персонажем произведения.

Читая повесть, вы, наверное, заметили, что художник до конца произведения остался безымянным, а также не назван тот, кто с такой нежностью и любовью рассказывает о талантливом героя-крепостного. То можете ли вы назвать прототипом рассказчика в реальной жизни?

(Прототипом лирического героя-рассказчика в реальной жизни есть Иван Сошенко, который первым заметил истинный талант в ранних Тарасовых рисунках и начал дело выкупа Шевченко из крепостной неволи.)

- А кто же является главным героем произведения? (Главным героем произведения, бесспорно, является сам Тарас Шевченко.)

- Давайте теперь с помощью мозгового штурма попробуем выяснить, какие же эпизоды из повести дополняют ваши знания о жизни Шевченко, а какие являются художественным домыслом.

Интерактивное упражнение «Мозговой штурм».

1. Знакомство с Сошенко.

2. Выкуп из крепостной неволи.

3. Узнаем о тех, кто участвовал в этом благородном деле.

4. Предпочтения Шевченко - театр, музыка, живопись, литература.

5. Мечты, стремления, порывы поэта.

6. Годы обучения в Академии художеств.

7. Высокий уровень образования и культуры писателя. Об этом свидетельствуют десятки имен писателей, композиторов, художников, исторических деятелей, которых он не только вспоминает, а еще и высказывает свое мнение об их произведение.

8. Круг друзей Шевченко.

9. Узнаем о студентов Академии искусств.

10. Знакомые профессора. Здесь создан яркий образ «Карла Великого» - Брюллова.

- Спасибо. Конечно, о некоторых из них и о событиях, с ними связанные, можно узнать из мемуаров и документов, но в повести мы видим то, чего не найдем ни в каких источниках - личное отношение Шевченко к этих людей и событий. Здесь мы смотрим на мир глазами молодого Шевченко, вместе с ним переживаем радость освобождения из крепостной неволи, вместе с ним восхищаемся картинами любимых художников, вместе с ним любуемся величественной архитектурой Петербурга.

- Хорошо зная жизненный путь гения нашего народа, я думаю, легко определить, какие же эпизоды из повести является художественным домыслом.

(Продолжаем интерактивную упражнение «Мозговой штурм».)

1. Главный герой произведения - мальчик 14-15 лет. В действительности же Шевченко, когда он встретился с Сошенко, было 22 года.

2. Полностью выдуманная история женитьбы героя.

3. Вручение отпускной произошло иначе, чем описано в повести.

4. Смещены хронологические рамки.

5. Такая смерть героя также вымышленная.

- Интересна композиция повести.

Сообщение ученика.

В 1-й части повести устами Сошенко рассказывается о выкупе Шевченко из крепостничества и начало его обучения в Академии Искусств.

II-я часть - дальнейшая история бывшего крепостного, а теперь любимого ученика Карла Брюллова, подается в виде писем к Сошенко.

В III-й (заключительной) части рассказывается о неудавшейся женитьбе молодого художника, упадок его таланта и раннюю смерть (об этом узнаем из писем Михайлова, товарища главного героя повести, к Сошенко и рассказы самого Сошенко).

Понятно, что этот финал является художественным домыслом Шевченко.

- Раскройте образ художника: его портрет и внутренний мир героя - целенаправленность в выборе жизненного пути, благородство, стремление к знаниям, гуманизм, жертвенность, уважение к женщине и др. Я думаю, читая произведение, вы заметили, что своего героя автор характеризует в процессе нравственного и творческого роста.

Портретная характеристика.
Симпатию к главному герою вызывает уже его портрет: «В его физиономии было что-то такое, что нельзя не полюбит. Физиономия его, сначала некрасивая, с времени на время делалась для меня привлекательнее. Ведь есть же на свете такие счастливые физиономии!»

Карл Брюллов говорил: «Физиономия его мне нравится: не крепостная».

Сошенко во время первой встречи с художником подумал: Я любовался запачканным лицом автора. В неправильном и худощавом лице его было что-то привлекательное, особенно в глазах, умных и коротких, как у девочки».

Внутренний мир героя.

1. Скромность.

Он долго не показывает никому своих работ, считая их несовершенными. Но, как отмечает рассказчик, «равно, что меня поразило в этих более нежели слабых контурах, это необыкновенное сходство с оригиналами... На рисунки нельзя было смотреть равнодушно».

Сошенко, глядя на рисунок художника «Эдип в Афинах», то впервые решился показать ему, подумал: «Мне понравилась его скромность, или, лучше сказать, робость. Это верный признак таланта».

2. Тяга ко всему прекрасному, к знаниям.

Вспухает чтение поэтических произведений, сам читает. Герой повести говорит: «Я не скучаю, мне весело, но я не знаю, чего мне хочется... Мне хотелось бы читать».

Не довольствуясь растиранием красок и рисованием заборов, пробует компоновать. Группа Эдипа, Антигены и Полиника вышла очень удачно. Сошенкові понравился это произведение своей простотой. «Только три фигуры. В первых опытах редко встречается подобный лаконизм. Первоначальные опыты всегда многосложны. Молодое воображение не сжимается, не сосредоточивается в одно многоговорящее слово, в одну ноту, в одну черту». Этим самым Шевченко обнаружил свой наклон к гармонии.

3. Целеустремленность в выборе жизненного пути.

После целого дня изнурительного труда в мастерской не идет ни отдыхать, ни ужинать, а спешит в Летний сад и там лунными ночами подолгу просиживает перед античными скульптурами, изображает их.

4. Огромная эрудиция писателя.

Читая повесть, вы, наверное, обратили внимание на десятки имен художников, названия произведений живописи (Веласкес. «Старый»), мировой литературы (Диккенс. «Никлас Никльби» и пр.), музыки и др.

5. Гуманизм.

Гуманизм художника безграничен. Например, болеет, а потом умирает Демский. Художник платит за приятеля долг за квартиру, на свои средства хранит его. У юноши даже не возникает вопрос: платить или не платить. Если человек в беде, а он может помочь, то решение только одно - помочь. «Я сложил ему на грудь полуостывшие руки... Нашел хозяйку, отдал ей долг покойника, просил распорядиться похоронами на мой счет, а сам пошел к гробовщику... За гробом шел я, патер Посяда и маленький причастник». «Художник мой, как и следовало быть истинному художнику, в высокой степени благородный и кроткий что человек... В этой прекрасной, бес-корыстной привязанности ко всем покинутым беднякам, каким был покойник Демской, следствие взаимного сочуствия ко всему великому и прекрасному в науке и в человеке. По своей природе и по завещанию нашего божественного учителя мы все должны быть таковы. Но, увы! Весьма и весьма немногие из нас соблюли святую заповедь эго... Весьма немногие!»

- Хотелось бы, чтобы вы задумались над этими строками. Возможно, если бы мы такими были, то и мир стал бы лучше.

6. Уважение к женщине.

В одном из писем к Сошенко наш художник писал: «Я себя скорее лоб разобью о стену, чем позволю оскорбить какую бы то ни было женщину...»

7. Благородство и жертвенность.

Из письма Михайлова к Сошенко мы узнаем о еще одну черту нашего героя - благородство и жертвенность: он женился на своей ученице, как ее сам называл, соседкой, над которой надругался мичман. «Блестящую будущность моего любимца, моего друга я видел уже оконченною, оконченною на самом рассвете лучезарной славы. Но помочь горю уже было невозможно. Как человек, он поступил неблагоразумно, но в высокой степени благородно... На него, на художника, на художника истинно образца, это может иметь самое гибельное влияние».

И еще: «Глупо, удивительно, как глупо распорядился своею будущностью мой приятель.»

- Как видим, этот поступок художника действительно негативно повлиял на дальнейшую жизнь художника и его творчество.

Проследим жизненную линию художника, показанную в одноименной повести.

(Со времени знакомства юного крепостного художника с Сошенко жизненная линия успеха стремительно пошла вверх. Учась в Академии художеств, поддерживая хорошие отношения с известными людьми, юноша находился на вершине славы и творческого вдохновения. Со времени его знакомства с соседкой, впоследствии любимой ученицей, линия его жизненного пути так же стремительно пошла вниз, дойдя до кульминационной точки (пребывание в больнице для душевнобольных) и развязки (смерти).

- Как видим, не таким уж и веселым было жизни художника. И все же, что стало самой большой радостью для героя повести?

(Получение отпускной. Ведь только при условии свободной жизни человек может быть счастливым.)

«Много, неисчислимо много прекрасного в божественной, бессмертной природе, но торжество и венец бессмертной красоты - это оживленное счастием лицо человека. Возвышеннее, прекрасное в природе я ничего не знаю».

«Восторги эго сменялись тихой, улыбающейся радостию. Во все эти дни хотя он и принимался за работу, но работа ему не давалась. И он было положит свой рисунок в портфель, вынет из кармана отпускную, почитает ее чуть не по складам, перекрестится, поцелует и заплачет» .

(На экране монитора демонстрируется отпускная Шевченко.)

- Кто же был причастен к этой великой радости Шевченко? Кто сыграл важную роль в жизни главного героя?

Ответы учащихся (демонстрируют слайды с изображением художников, созданные в программе PowerPoint.)

1. Прежде всего Сошенко (о нем мы уже упоминали). Именно он знакомит талантливого крепостного с известными украинскими и российскими деятелями искусства и литературы, которые жили в Петербурге.

Свое представление о любви вкладывает автор повести в уста Сошенко: « Любовь есть животворящий огонь в душе человека. И все, созданное человеком под влиянием этого божественного чувства, отмечено печатью жизни и поэзии».

Интересны и размышления о красавицах, их сущность и роль в жизни. (Хотя я с утверждениями Сошенко относительно красивых женщин не согласен).

Художник в своих письмах называет его своим « незабвенным благодетелем, милым и сердечным другом», поскольку именно ему он оставался благодарным до конца своих дней.

2. Григорович Василий Иванович - конференц-секретарь Академии художеств. Посоветовавшись с ним, герой посещает общество поощрения художников, где его работам дали высокую оценку. «Обязательный Василий Иванович дал мне в виде билета на вход записку к художнику Главное, живущему вместе с пансионерами в виде старшины». Он же познакомил художника с известным российским поэтом, воспитателем детей царской семьи, человеком влиятельным и доброй - Василием Андреевичем Жуковским.

3. Венецианов-известный российский художник, который хлопотал за художника. Именно ему Энгельгардт на-звал окончательную цену: «Деньги и больше ничего! - прибавил он самодовольно. - Так вы хотите знать решительную цену?.. Так вот же вам моя решительная цена - 2500 рублей».

«Старик Венецианов, как он сам выразился, разыграл в этом добром деле роль усердного и благородного маклера».

Именно в уста Венецианова автор произведения вложил такие замечательные слова: «Для труда и отдыха мы определили часы. Но для доброго дела нет назначенных часов».

4. Мокрицкий А., украинский и российский художник, ученик Карла Брюллова, принимал участие в организации выкупа Шевченко из крепостничества.

5. Штернберг, ученик Академии художеств, талантливый художник, один из ближайших друзей Шевченко. «Я в восторге! Давно и так нетерпеливо ожидаемый мной Штернберг наконец приехал!... Я тихонько сел на стуле против эго постели и любовался его детски-непорочным лицом».

Долгое время он жил вместе с Шевченко, посещал образованные культурные семьи, ходил в театры и др.

6. Наибольшая заслуга в деле освобождения художника из неволи принадлежит великому русскому художнику Карлу Брюллову. В повести создан яркий образ «Карла Великого», изображен его домашний быт, привычки, окружение, лучшие произведения. «Карл Великий безгранично любил все прекрасные искусства, в чем бы они ни проявлялись...» Знаменитый художник с мировым именем, знакомство с которым льстило даже вельможам, надеялся достаточно быстро решить проблему освобождения Шевченко из неволи. Но Павел Энгельгардт грубо обошелся с Брюлловым, назвав его «настоящим американским дикарем». И тогда Брюллов пишет портрет Жуковского, известного российского поэта, благодаря которому Шевченко и получил свободу.

- Для Брюллова Шевченко со временем становится «любимым учеником и товарищем». Для юного художника, как он сам признается, Брюллов «был слишком колоссален».

Итог урока.

- Таким образом, в повести «Художник» автор свободно воспроизвел только одну сторону своего петербургского жизни, связанный с художественным образованием и художественным окружением.

Настоящая же жизнь молодого Шевченко было гораздо сложнее и напряженнее: в те годы формировалась не только его художественная, поэтическая личность, но и гражданская сознательность. Однако и тот автобиографический материал, который мы находим в повести, являются исключительно ценным. Поскольку он, пусть в небольшой степени, но все же характеризует Шевченко как человека европейской культуры и широких интересов.

Завершить наш урок я хочу словами стихотворения Ивана Драча «Вызов», в котором поэт - наш современник.

(Ученик читает поэзию Ивана Драча «Вызов» в сопровождении мелодии. Степного «Прелюдия памяти Т. Г. Шевченко».)

ВЫЗОВ

Сбросьте с Шевченко шапку

И того глупого кожуха.

Откройте в нем академика.

Еще одчайдуха-духа,

Еще каторжника работы.

Еще напомните всем:

Ему было перед смертью

всего лишь сорок семь.

А то подделали деда и

шкутильгаєте с дедом,

Ленивую свою несостоятельность

за ним пускаете вслед.

А он взрывается и отчитывает

всю вашу глупую башку

И молодо круговертить.

Молодо! Против ветра!

А он все ищет в пара -

служанку с сиротой,

А он пропада за наваждением -

не Вашей, а той!

И гребет гору работы,

потому что у него работы гора,

Горы к нему льнут,

солнце - на острие пера.

Он пристально в нас вглядывается.

Свободный своевольный самум.

Кажется, ядерно взорвется с

тех непокорных дум.

А то хохочет и радуется,

словно мальчишка рад.

Шевченко был молодым.

Шевченко всегда молодой.