Статья
Выразительные и купальские песни
Разработки уроков 6 класс
Н. Головецкая,
учитель украинского языка и литературы Черкасская обл.
Урок 1
Тема. Выразительные песни «В ржи на грани»; «Ой бежит, бежит молодая девушка», « Ой проведу я русалочку к броду» и др.
Цель: ознакомить учащихся с русальными песнями; раскрыть их магическую силу для наших предков, показать, что русалии тесно связаны с языческими верованиями наших предков; формировать навыки выразительного чтения текстов; осветить значение этих песен в эстетическом воспитании человека; воспитывать уважение к древним верованиям наших предков, любовь к природе.
Оборудование: сборники обрядовых песен; журнал «Подсолнух»; букеты сушеных трав: аира, душицы, чабреца, полыни; иллюстрации.
Тип урок: урок-размышление.
Эпиграф урокв: Ой зав'ю венки и на все святки,
Ой на все святки, на все праздники...
Народная песня
Ход урока
И Организация класса
II. Актуализация опорных знаний
Беседа с учениками.
• Произведение называется народной песней?
(Народная песня - небольшой устный стихотворное произведение, что поется.)
• А какие песенные произведения называются обрядовыми?
(Песни, исполняемые во время обрядов, называются обрядовыми.)
• Приведите примеры обрядовых песен.
(Ученики называют колядки, щедривки, веснянки, выразительные, купальские, жатвенные песни)
Звучит песня «Ой зав'ю венки».
Ой зав'ю венки и на все святки,
Ой на все святки, на все праздники,
Да рано, рано - на все праздники.
А в бору сосна росла,
Дочь батенька дожидала:
«Ой мой батеньку, мой голубчик,
И прибудь к мне хоть на одно лето,
У меня в тине перед воротами
Синее море разливается,
Паны и гетманы ізбігалися,
Все этому удивлялись чуду.
Слово учителя. Девушки сплетали венки во время Зеленых праздников (Троицы) в конце мая - первой половине июня. В это время обогревает землю всеми забытый языческий бог летнего солнца - Хорос. После обильного майского дождя он часто дует на землю жарой. Такой поздней весны уже появляются и духи лета, в которых искренне верили наши предки.
• Дети, о каких духах идет речь?
(На Зеленые святки (Троицыно воскресенье, Русалкин неделю) древние украинцы особо чествовали зеленый мир растений, который одухотворяли. Одни считали, что добрые духи поселились в зеленом пышности растений, другие - что в зеленых тайниках, в водяной бездне.)
• Почему существовал обычай украшать дом трійчанським зельем? (Пахучие травы - это принесение жертвы Берегиням. Обычай заносить в дом зелье - душицу, полынь, аир, тимьян - означал пригласить русалок, потому что они живут не только в воде, но и в травах и цветах.)
III. Мотивация учащихся к учебной деятельности Работа с эпиграфом (запись в тетради).
IV. Восприятие нового материала
1. Беседа с учениками.
• Почему русалок называют «нежными и печальными?»
(Говорят, что эти мифические существа - души умерших некрещеных детей или души тех девушек, которые умерли перед венчанием.)
• Какими вы представляете этих девушек?
(Они хороши на красоту; стройные, зеленоглазые, с распущенными блестящими длинными волосами, бледным лицом. Головки украшенные водяными лилиями, полевыми цветами. Одеты русалки в длинные - до пят - белые рубашки.)
Учитель. В первый день Троицы русалок «выводили из села». Девушки в поле готовили обед - тризну, украшали цветами себя венками и, взявшись за руки, шли распевая.
2. Учитель читает наизусть русальну песню.
Ой проведу я русалочку к броду,
Сама вернусь домой!
Идите, русалочки, идите,
И нашего рожь не ломе
Потому наше рожь в колосками,
А наши девоньки в веночке...
3. Работа над текстом произведения.
• Какая картина возникает в вашем воображении после прослушивания этого произведения?
• Как вы думаете, какие чувства наполняли души девушек?
• 3 какой целью девушки пели эту песню?
(Чтобы задобрить русалок.)
• А что девушки делали со своими веночками после «русалий»? (Выбрасывали их на огород, чтобы был хороший урожай.)
Учитель. Второй особенностью русальных песен есть просьба русалок, чтобы девушки им дали рубашки, а женщины - платки.
4. Выразительное чтение наизусть учителем песни «В ржи на грани».
В ржи на грани, на кривой березе,
Там сидела русалка.
Просила русалка в дівочок рубашки:
- Вы, девочки, подружки,
Да дайте только рубашки,
Хотя худенькую, да чтобы біленькую,
Хоть не біленькую, да тоненькую.
5. Работа над текстом произведения
• 3 какими словами русалка обращалась к «дівочок»? Как называются эти художественные определения?
• Девушки отзывались на просьбы русалки?
(Так, женщины и девушки в эти дни вывешивали в лесу, в роще на деревьях куски полотна как своеобразное жертвоприношение русалкам.)
Учитель. Как мы уже говорили, Зеленые праздники - время русалок, когда эти печальные девушки становятся ой какие неугомонные и нашего!
6. Выразительное чтение песни «Ой бежит, бежит молодая девушка».
Ой бежит, бежит молодая девушка,
А за ней да русалочка:
- Послушай меня, красна панно,
Загадаю лишь три загадочки.
Как отгадаешь - к отцу пущу,
Не угадаешь - с собой возьму.
- Ой что растет без корня?
Ой что бежит без повода?
Ой цветет и без цветочек?
Барышня загадок не угадала -
Русалка барышню залоскотала.
7. Работа над текстом произведения.
• В чем проявляется коварство русалок?
(Если где-то в лесу или на берегу пруда увидят неосторожных девушку или юношу, заманивают их в свои игрища, а потом залоскочують к смерти и затягивают в воду.)
• Как еще называют этих мифических существ? (Лоскотухи.)
• А как еще развлекаются русалки?
(На троицу они смело выходят из воды и гуляют лугами, полями, лесами или вигойдуються на ветвях деревьев. Тогда вы, ребята, берегитесь!)
• А можно отпугнуть русалок?
(Надо иметь при себе полынь, любисток, мяту, чеснок... В домах расставляли обереги, украшали дом зелеными ветками осины, липы, дуба).
Учитель. И самое главное - выразительные песни, что, словно бальзам, успокаивали душу, веселили русалок целый Русальная неделя, или Клечану воскресенье.
• Почему эти песни есть величальными?
(Они славят буйство растительности, жизненности солнца.)
Выводы. «Итак, русалии - это обычаи поминовения предков. В то время, когда цвели ржи, люди боялись, чтобы с цветом не произошло чего-то плохого. Поэтому и обращались к предкам, прося защиты, принося им жертву. На могилах устраивали тризны. Эти обычаи сохранились и до сих пор»
(Галина Лозко).
V. Подведение итогов урока
Игра «Эрудит».
• Могут ли русалки человеку стать в приключении? (Да.)
• Что для этого нужно? (Сплести русалке венчик и бросить в воду.)
• А с помощью чего можно подойти к реке? (Мать полынь за поясом.)
• Как называются дни, посвященные русалкам? (Зеленые праздники, Клечальний или Русальная неделя.)
• Когда зеленым клечання украшают дома? (В субботу, накануне праздников.)
• В какой день женщины не должны работать и почему? (В зеленый четверг, чтобы не рассердить русалок.)
• Что делали, если необходимо было принести воды? (К колодцу вбрасывали полынь.)
• Как еще называют зеленый четверг? (Русальной или Мавським Пасхой.)
• Как называется десятый день троицы? (День русалок.)
• Как праздновали его?
(В этот день люди варили небом разные блюда и угощали друг друга. Хозяйки сбрызгивались молоком тот путь, по которому коровы шли на пастбище. Хозяева на своих полей клали по кусок хлеба...)
VI. Домашнее задание: устный ответ на вопрос «Почему остался обычай чествовать природу на христианские Зеленые праздники и на Купала?»
Литература
1. Материалы журнала «Подсолнух».
2. Лозко Г. С Украинское народоведение - К.: Зодиак-ЭКО, 1995.
3. Разлились крутые бережечки: Украинские народные песни и думы - К.: Веселка, 1976.
4. Скуратовский В. T. Мисяцелик - К.: Искусство, 1992.
5. Украинская литература: Учеб. Для 5 кл. Кучеренко С. М., Гумницкая А. И., Гончар О. П. Львов: Мир, 1993.
6. Украинское прошлое: Иллюстрированный этнографический справочник/Пономарев А. П., АртюхЛ. Ф., КосмінаТ. В. и др. -
К.:Лыбидь, 1993.
Урок 2
Тема. Купальские песни «Заплету веночек», «Ой венок мой венок», «купало, Купало». Лето - пора расцвета природы, пафос гармонии духовного мира человека с природой.
Цель: продолжить знакомство шестиклассников с народными обрядовыми песнями летнего календарного цикла, в частности купальскими; развивать навыки анализа песенных текстов, в частности, прийти к выводу, что песня имеет большое значение в эстетическом и духовном развитии человека; формировать умение работать с дополнительной народознавчою литературой; развивать навыки выразительного чтения песни; воспитывать интерес к изучению народных обычаев, обрядов, традиций, прививать любовь к родной песне.
Эпиграф урока:
Играть солнышко на Ивана! Народная песня
Ход урока
И. Мотивация учебной деятельности Вступительное слово учителя.
День Купалы приходится на 7 июля и совпадает с летним сонцеворотом. У древних славян Даждьбог - бог Солнца - был самым уважаемым среди других мифологических святых. Наши предки-язычники считали, что именно он даровал жизнь на земле. Солнце было прообразом своего покровителя, а потому его годовой цикл совпадал с определенными ритуальными действами. Одно из них - Купайло.
Записать ответы на вопросы:
• Что является основным стержнем, вокруг которого происходят купальские действа? (Огонь.)
• Символом чего является огонь? (Солнце.)
• Сколько времени он должен гореть? (Целую ночь.)
• Где происходило купальское действо? (На лугу, где были или река, или ставок.)
• Назовите главных персонажей праздника? (Купало и Марена.)
II. Актуализация опорных знаний
Устный ответ на вопрос: «Почему остался обычай чтить природу на христианские Зеленые святки и на Ивана Купала?»
Учитель. На Купала земля имеет наибольшую силу, которую отдает целебным травам.
Как подтверждают научные источники, практически везде в Украине лекарственные растения заготавливали на Купала. Они считались наиболее целебными, потому что их «сеяли и ухаживали для своих собственных нужд русалки».
III. Изучение нового материала 1. Сообщение ученика: «Из каких элементов состоит купальское действо?»
Парни готовили купальский костер, девушки плели венки; собравшись тайно в лесу или на лугу, делали чучело - Марену, а потом еще одно. Ребята готовили Купайло. Зажигание костра и прыжки через него, вождение хороводов вокруг Марены, зажигания колеса, уничтожение Марены (парни или разрывали куклу, или топили в воде), сожжение Купайла - вот основные элементы этой июльской ночи.
Все эти действия сопровождались песнями, веселым смехом молодежи, гаданием на венках, купанием.
2. Выразительное чтение песни «купало, Купало!
- Купало, Купало!
Где ты зимовало?
- Зимовало в лесу,
Ночевало в крыше,
Зимовало в пушку,
Літувало в зіллячку.
3. Анализ песни.
• Когда выполнялась эта песня?
(6 июля парни собирали хворост для купальского костра. Зладнавши специальный, сплетенный из соломы, рогоза или дубців козубок, тащили его деревней, и каждый хозяин должен подарить на разгар любую вийшлу из обихода вещь или пару ломачин, старые деревянные ведра, кошели, грабли или лопаты. Ребята тащили все это «добро» на леваду и пели эту песню.)
• Кто такой Купало?
(Общего мнения относительно этого нет. Одни ученые склоняются к тому, что в прообразе Купала имеем дажбозького бога зеленых плодов, которому приносили в жертву хлеб. Другие называют его богом брака. Но полностью согласиться с этим нельзя: Купало, как и Марену, на празднике сжигают или топят в воде, но это не совсем согласуется с верованиями, поскольку боги всегда бессмертны.)
• Опишите чучело Купалы.
(Изготавливали его парни или девушки (в зависимости от местности). Оно напоминало высокой - в рост человека - соломенную куклу. Для этого делали шест с перекладиной и обкручували ее кулем. Поверх надевали брюки, рубашку, шляпу, в руки прикрепляли кнута или кия, голову украшали усами или бородой. Нередко, чтобы опудалові предоставить виразнішої формы, голову вылепляли из белой глины и сушили на солнце. Вместо глаз вставляли черные угольки, а щеки раскрашивали ярко-розовыми красителями.)
• Найдите ласкательные слова. Какова их роль в песне?
4. Выразительное чтение песни «Заплету веночек».
Заплету веночек,
Заплету шелковый,
На счастье, на судьбу,
На чорнії брови.
Ой пущу венчик
На биструю воду.
На счастье, на судьбу,
На милого красоту.
Ой, поплинь, венчике,
Прытко за водой,
На счастье, на судьбу
Милому за мной.
5. Анализ песни.
• Когда девушки плели веночки?
(Ребята готовили костер, а девушки в это время шли на луг или в лес. Тайком от ребят они плели веночки из живых цветов. Нередко девушки запасались двумя или тремя венчиками.)
• 3 какой целью девушки заплетали венки?
• О чем мечтали девушки?
• Назовите эпитеты, ласкательные слова. Какова их роль в песне?
• Назовите прилагательные в полной нестягненій форме.
• Какое настроение передано в песне «Заплету веночек»? Чем он вызван?
6. Выразительное чтение песни «Ой венок мой венок».
Ой венок мой венок, крещатый барвинок!
А я тебя плела вчера к вечеру.
Виси, мой венчике,
на злотім колышку,
На золотом колышку,
шовковім шнурочке.
А матушка взяла,
миленькие дала.
Если бы-м была знала,
еще бы лучше его одела,
Золотом взолотила,
мятой обвила.
7. Анализ песни.
• За веселыми забавами незаметно настигала ночь. Угасало купальский костер. Девушки спешили к берегу, пускали на воду заготовленные днем веночки. Сколько их сплетала каждая девушка?
(По два - для себя и для своего суженого.)
• Как за венками девушки угадывали свою судьбу? (Если они плыли в паре, то в этом году молодые поженятся, а когда поплывут наутек через - не суждено быть любимым вместе.)
• А как в это время вели себя ребята? (Они в это время только наблюдали издалека. Одни парни незаметно бросали камни, чтобы венчики спарованные, другие ждали, пока они пристанут к берегу, чтобы взять их на память.)
• Какие поэтические образы помогают воспевать красоту девичьего венчика?
• Найдите эпитеты, объясните их роль в песне.
• Что символизировал украинский венок? (Это символ девственной чистоты и девства.)
IV. Итог урока
Беседа.
• Прославляющие купальские песни? (Животворные силы природы, сильнейшие ее стихии: Даждьбога, огонь (Сварожича), воду (Данную).
В самых древних купальских песнях звучит обращение к Купайла как к живому существу.)
• Каким настроением полны купальские песни? (Легко улавливается поэтическая атмосфера праздника, наполненная бодрым настроением, радостью, обаянием, любовью, мечтами о будущем семейном счастье).
V. Домашнее задание: выразительное чтение любимой купальской песни.
Литература
1. Лозко Г. С Украинское народоведение. - К.: Зодиак-ЕК0.1995
2. Скуратовский В. Т. Мисяцелик. -К.: Искусство, 1992.
3. Украинская литература: Хрестоматия нововведенных произведений. В трех частях. Часть первая (5-6 классы). - К.: Генезис, 2004.
4. Украинское прошлое: Иллюстрированный этнографический справочник/Пономарев А. П., АртюхЛ. Ф., КосмінаТ. В. и др. - К.:Лыбидь, 1993.
|
|